Научная статья на тему 'Государственная стратегия регулирования занятости в Республике Таджикистан'

Государственная стратегия регулирования занятости в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
290
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ / LABOUR MARKET / EMPLOYMENT / STATE EMPLOYMENT REGULATING / STATE STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашуров Субхонидин Бурхонович

В работе исследуются предкризисное состояние рынка труда и основные компоненты государственной политики по регулированию занятости в Республике Таджикистан. Рассматриваются содержание ключевых компонентов государственной стратегии на этом рынке, состояние показателей их результативности и существующие в этой сфере проблемы. Выдвигаются и обосновываются конкретные предложения по разработке новой государственной стратегии развития рынка труда в Таджикистане.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ашуров Субхонидин Бурхонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The State Strategy of Employment Regulating in Republic Tajikistan

Pre-crisis state of labour market and main components of state policy on employment regulating in Republic of Tajikistan are investigated in this article. The content of key components of state strategy on this market, the condition of indicates of their effectiveness are studied and revealed the problems existing in these key components. The concrete proposals on the working out of the new state strategy of the labour market development in Tajikistan are suggested.

Текст научной работы на тему «Государственная стратегия регулирования занятости в Республике Таджикистан»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 4

ЭКОНОМИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

С.Б. Ашуров1,

канд. физ.-мат. наук, заместитель министра труда и социальной защиты

населения Республики Таджикистан

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

В работе исследуются предкризисное состояние рынка труда и основные компоненты государственной политики по регулированию занятости в Республике Таджикистан. Рассматриваются содержание ключевых компонентов государственной стратегии на этом рынке, состояние показателей их результативности и существующие в этой сфере проблемы. Выдвигаются и обосновываются конкретные предложения по разработке новой государственной стратегии развития рынка труда в Таджикистане.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, государственное регулирование занятости, государственная стратегия.

Pre-crisis state of labour market and main components of state policy on employment regulating in Republic of Tajikistan are investigated in this article. The content of key components of state strategy on this market, the condition of indicates of their effectiveness are studied and revealed the problems existing in these key components. The concrete proposals on the working out of the new state strategy of the labour market development in Tajikistan are suggested.

Key words: labour market, employment, state employment regulating, state strategy.

Нынешний период функционирования рынка труда в Таджикистане, сопровождающийся трансформацией общественных отношений и мировым финансовым кризисом, характеризуется некоторыми особенностями, требующими разработки и реализации адекватной государственной стратегии в этой сфере социально-экономической жизни страны. Более того, социальная и экономическая важность обеспечения занятости, особенно в условиях избыточности людских ресурсов на внутреннем рынке труда, настоятельно требует всестороннего анализа и глубокой проработки теоретических и методологических аспектов государственного регулирования занятости в целях достижения наиболее полного, эффективного и рационального использования трудовых ресурсов общества.

В период обретения независимости Республика Таджикистан (РТ) наряду со свойственными переходному периоду экономики катаклизмами столкнулась еще и с энергетическим кризисом, по-

1 Ашуров Субхонидин Бурхонович, e-mail: s.ashurov@rambler.ru

родившим впоследствии существенные ограничения для равномерного развития экономики страны. В результате этого в период с 1991 по 2008 г. при росте трудовых ресурсов на 70,6% количество занятых выросло всего на 10%, т.е. рост занятости отстал от роста трудовых ресурсов на 60,6 п.п. (таблица).

Некоторые показатели рынка труда Таджикистана (тыс. человек)

Показатели рынка труда Годы

1991 1998 1999 2000 2001 2002 2004 2005 2006 2007 2008

Население 5507 6001 6127 6250 6376 6640 6780 6920 7064 7216 7314

Трудовые ресурсы 2526 3038 3125 3186 3301 3614 3777 3893 4047 4210 4310

Занятые 1971 1796 1737 1745 1829 1885 2090 2112 2137 2150 2168

Источник: данные Госкомстата Республики Таджикистан2.

В результате этой тенденции уровень занятости в 2008 г. по сравнению с 1991 г. равномерно сократился на 27,7 п.п. и составил 50,3% (рисунок).

Динамика уровня занятости трудовых ресурсов Таджикистана в период 1991-2008 гг. (%)

Необходимо отметить, что в сегменте 1998—2008 гг. среднее ежегодное отставание роста занятых от роста трудовых ресурсов уменьшилось на 1,4 п.п. Так, в этот период рост занятости отстал от роста трудовых ресурсов всего на 21,2 п.п.

Тем не менее, как видно на рисунке, за период последних пяти статистически доступных лет (2004—2008 гг.) уровень занятости регулярно падает. Более того, в этом интервале трудовые ресурсы увеличились на 533,0 тыс. человек, а количество занятых — всего

2 Таджикистан: 15 лет государственной независимости: Стат. сб. Душанбе, 2006; Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). Душанбе, 2008.

на 78,0 тыс. человек, т.е. рост занятых отстает от роста трудовых ресурсов в 6,8 раза.

Это происходит как в результате более высокого, чем позволяют возможности реальной экономики, роста трудовых ресурсов, так и в результате сокращения количества или уменьшения прироста продуктивных (занимаемых) рабочих мест.

Следовательно, предкризисное состояние рынка труда Таджикистана характеризовалось высокой напряженностью, связанной с неспособностью рынка поглощать всю рабочую силу. Мировой финансовый кризис, влияние которого на экономику Таджикистана совершенно очевидно, прежде всего поднял уровень понимания важности и приоритетности государственного регулирования вопросов рынка труда и занятости в условиях трудоизбыточности страны, а также выявил уязвимые места в государственной политике регулирования занятости и государственном управлении трудовыми ресурсами.

Следует отметить, что государственная политика по регулированию рынка труда в Таджикистане в плане содействия занятости в целом сформирована. Начиная с 1991 г. функционирует Государственная служба занятости (ГСЗ), принят основной закон о занятости, реализуется программа по содействию занятости населения, разработан и внедряется механизм сбора статистики рынка труда, действует механизм страхования от безработицы, от временной нетрудоспособности. Государственная политика Таджикистана в области занятости населения структурно в целом соответствует нормам Международной организации труда (МОТ), в частности Конвенции МОТ № 88 от 1948 г. об организации службы занятости.

В рамках реализации программы по содействию занятости населения осуществляются мероприятия по учету данных о рынке труда (вакансии, безработные и ищущие работу граждане), посредничеству на рынке труда, управлению программами адаптации к рынку труда, финансовой поддержке предпринимательской инициативы безработных путем микрофинансирования их бизнес-проектов, назначению и выплате пособия для безработных.

Сбор информации о рынке труда в условиях развития современных информационных технологий, а также повышения уровня образования населения и работодателей является одним из ключевых факторов, способствующих наиболее эффективному регулированию рынка труда. Более того, «рынок труда, как и другие рынки, функционирует наиболее эффективно и на максимально справедливой основе тогда, когда все его участники имеют возможность своевременно получать точную информацию»3. Однако в настоящее

3 Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. Женева, 2001. С. 51.

4 ВМУ, экономика, № 4

49

время функционирующие формы официальной статистической отчетности по рынку труда и некоторые отраслевые формы отчетности ГСЗ в целом не способны как содержательно, так и организационно описать качественное состояние рынка труда. В период государственной независимости Таджикистана всего один раз в 2004 г. было проведено обследование рабочей силы (ОРС-2004), а рабочие места так ни разу не были обследованы. Более того, в настоящее время отсутствует механизм количественного учета и качественного анализа вновь создаваемых рабочих мест.

Одной из главных функций и отправной точкой в деятельности ГСЗ является оказание посреднических услуг при найме на работу. Несмотря на то что во многих странах этот вид деятельности государства становится неактуальным из-за развития информационных технологий и сети частных кадровых агентств, в Таджикистане, скорее всего, еще в течение 10 предстоящих лет посредничество при найме на работу останется приоритетом ГСЗ. Однако статус и признание важности ГСЗ как со стороны населения, так и со стороны работодателей и государства находится на достаточно низком уровне. По результатам 0РС-20044, обращаемость в ГСЗ безработных очень низкая и составляет 14%. Такая же ситуация сложилась и с обращением работодателей в ГСЗ. Доля работодателей, представивших в ГСЗ информацию о существующих вакансиях, снизилась с 3% в 2001 г. до 1,33% в 2007 г.5

Государственное финансирование деятельности ГСЗ в период 2003—2007 гг. в среднем составляет 0,06% от ВВП, в то время как в 2007 г. этот показатель в Нидерландах составлял 5,28%, в Польше — 2,8%, в Испании — 2,44%, а в Португалии — 1,23%6.

Управление программами адаптации к рынку труда как одна из ключевых функций ГСЗ является актуальным в условиях трудоиз-быточности страны. Адаптационные программы как государственное вмешательство в рынок труда необходимы для более легкого приспособления участников рынка к его потребностям и представляют активную часть политики государства по содействию занятости населения. Следует отметить, что существует общее согласие относительно необходимости переориентировать политику, проводимую на рынке труда, с пассивного обеспечения поддержки доходов на более активные меры, содействующие первичному и повторному трудоустройству7.

4 Аналитический доклад по проведению обследования рабочей силы в Таджикистане (июль—август, 2004 г.). Душанбе, 2005. С. 69.

5 Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). Душанбе, 2008.; Рынок труда в Республике Таджикистан: Стат. сб. Душанбе, 2009.

6 См.: Фан Т., Хансен Э., Прайс Д. Указ. соч. С. 51.

7 The OECD Job Study. Facts, Analysis, Strategies. P., 1994. P. 47.

Особенность и актуальность реализации адаптационных программ в Таджикистане обусловливаются, в частности тем, что из-за высокого роста трудовых ресурсов и ограниченных возможностей профессиональных школ ежегодно около 80—90 тыс. молодых людей входят на рынок труда без предварительной профессиональной подготовки. Естественно, вопрос трудоустройства этой категории граждан превращается в вопрос об их профессиональной подготовке.

Программы адаптации к рынку труда в Таджикистане содержат такие мероприятия, как профессиональная ориентация, оказание помощи в поисках работы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, непосредственное создание рабочих мест и содействие самозанятости путем поддержки предпринимательских инициатив безработных и ищущих работу граждан. Однако каждое из этих мероприятий активной политики содействия занятости требует скорейшего реформирования с позиции улучшения качества продоставляемых услуг, а также разработки и реализации современных и эффективных форм подготовки и адаптации к требованиям рынка труда.

Одной из наиболее распространенных форм оказания помощи в поисках работы в деятельности ГСЗ Таджикистана является предоставление ищущим работу информации о существующих свободных рабочих местах. Предоставление информации осуществляется индивидуально при непосредственном обращении в службу занятости, а также массово путем организации ярмарок вакансий. Низкий уровень охвата вакансий службами занятости заведомо снижает эффективность такого рода услуг. Более того, до сих пор в стране не создана электронная база данных о вакансиях, не функционируют веб-страницы о вакансиях в Интернете, клубы по поиску работы и механизм индивидуального интенсивного консультирования, предусматривающий разработку и внедрение индивидуального плана поиска работы и трудоустройства.

Нынешнее состояние системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, которая составляет один из видов адаптационных программ ГСЗ и называется системой профессионального обучения взрослых, характеризуется в основном физически и морально устаревшей учебной базой, не адаптированным к потребностям рынка труда содержанием, слабым кадровым потенциалом, нерациональной организацией учебного процесса8.

Программа непосредственного создания рабочих мест в Таджикистане в основном состоит из мероприятий по стимулированию

8 См.: Ашуров С.Б. Проблемы и перспективы профессионально-технического развития трудовых ресурсов Таджикистана. Душанбе, 2007.

занятости путем организации общественных работ и субсидирования части заработной платы. Практика проведения таких мероприятий показывает, что они не являются достаточно эффективными. Работодатели не проявляют особого интереса к этим мероприятиям из-за непривлекательности и несовершенства механизмов их организации.

ГСЗ Таджикистана начиная с 1997 г. осуществляет микрофинансирование предпринимательских инициатив безработных в целях обеспечения их самозанятости. Практика показывает, что ГСЗ не имеет достаточной компетентности и организационного потенциала для эффективного управления подобными программами. Не проводятся соответствующие исследования конечной результативности этих программ с позиции обеспечения самозанятости. Вообще не проводятся мониторинги и обследования эффективности и результативности деятельности ГСЗ по всем ее направлениям.

Данные показывают, что нынешнее состояние экономики страны и перспективы его развития в ближайшие годы в условиях неблагоприятного политического и экономического климата региона не позволяют полностью и эффективно решить проблему обеспечения занятости рабочей силы страны без вовлечения внешнего рынка труда в этот процесс. Трудоизбыточность страны является результатом ограниченной возможности экономики «поглощать» всю рабочую силу. Иными словами, проблему обеспечения занятости населения Таджикистана невозможно представить без решения соответствующих вопросов внешней трудовой миграции (ВТМ). К сожалению, нынешняя государственная стратегия Таджикистана в области организации ВТМ пока не дает существенных результатов, а значит, она не эффективна и требует пересмотра.

Относительно вопросов государственного регулирования рынка труда в Таджикистане существует еще одна проблема — проблема ориентированности на развитие трудовых ресурсов. Статья 6 Закона Республики Таджикистан «О содействии занятости населения» в перечень принципов государственной политики в области занятости населения включает также «ориентированность системы образования на подготовку кадров в соответствии с потребностями рынка труда». Однако, как показано в работе автора, опубликованной в 2007 г.9, нынешняя профессиональная структура образовательных услуг ни количественно, ни качественно не учитывает текущие и перспективные потребности рынка труда и фактически является результатом рефлексивного продолжения оказания образовательных услуг на уровне конца прошлого века без соответствующего учета количественных потребностей рынка труда.

9 Там же.

Следовательно, реализуемая государственная стратегия на рынке труда не отвечает существующим проблемам на этом рынке даже в плане экономических и финансовых возможностей страны.

Нынешняя ситуация на рынке труда страны, состояние показателей результативности государственной стратегии на этом рынке, социальное и экономическое назначение этой стратегии настоятельно требуют скорейшей разработки и внедрения радикальной реформы, формирования основных положений преобразований в данной области. О необходимости разработки и внедрения новой государственной стратегии на рынке труда говорил президент республики Э. Рахмон в своем послании парламенту страны в 2008 г.

Государственная стратегия Таджикистана на рынке труда заведомо должна иметь долгосрочный характер, разбиваться на среднесрочные программы и состоять из пяти основных блоков с конкретными целями и задачами.

Первый блок должен обеспечить ориентированность образования и трудовых ресурсов на потребности внутреннего и внешнего рынков труда. Для этого необходимо решить следующие задачи:

— обеспечить регулярное изучение текущих и перспективных потребностей в кадрах местных и региональных рынков труда по конкретным специальностям, уровням образования и квалификации. Существует ряд методик по таким исследованиям, необходимо только повысить уровень заинтересованности местных органов власти в таких исследованиях и укрепить потенциал местных органов занятости и НИИ труда. Необходимо также укрепить потенциал НИИ труда по изучению потребности внешнего рынка труда;

— принять закон о национальной квалификационной рамке (НКР), которая является зеркальным отражением качественных потребностей рынка труда в срезе конкретной специальности, конкретного уровня образования и квалификации, и разработать НКР. Кроме того, НКР является стандартом качества профессионального образования и квалификации, обеспечивает эффективность выбора профессионально-образовательного маршрута. Для внедрения НКР необходимо создать национальный центр квалификации с отраслевыми структурами;

— привести в соответствие с потребностями рынка труда профессиональную структуру и качество подготовки кадров. Укрепить учебно-программную, материально-техническую и кадровую базу профессиональных учебных заведений по востребованным рынком труда специальностям;

— усилить профессионально ориентированную работу среди молодежи в соответствии с перспективными потребностями рынка труда.

Второй блок государственной стратегии должен быть направлен на развитие системы сбора и обработки статистики рынка труда. Для этого необходимо решить следующие задачи:

— пересмотреть содержание действующих статистических форм рынка труда, разработать и внедрить другие формы, необходимые для обеспечения реальной оценки ситуации на рынке труда. Это потребует усиленного и эффективного сотрудничества государственных органов по труду и статистики, укрепления их потенциала;

— укрепить и повысить эффективность механизма сбора статистических данных о рынке труда;

— обеспечить регулярное проведение обследования рынка труда, мониторинга и оценки ключевых индикаторов рынка труда и эффективности проводимых мероприятий в рамках стратегии, что потребует, в частности укрепления потенциала НИИ труда.

Третий блок мероприятий государственной стратегии на рынке труда в целом должен способствовать созданию новых и сохранению действующих рабочих мест. Данная цель требует решения, как минимум, следующих задач:

— обеспечить эффективную реализацию генерального плана реализации Концепции создания и сохранения рабочих мест в Республике Таджикистан на 2008—2015 гг., принятого постановлением Правительства Таджикистана от 31.12.2008 № 660;

— разработать и внедрить экономические механизмы стимулирования работодателей к созданию новых и сохранению действующих рабочих мест;

— создать благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, а также системы самозанятости путем микрофинансирования.

Четвертый раздел стратегии должен обеспечить признание внешней трудовой миграции государственным приоритетом, что приведет к необходимости решения следующих задач:

— создать мощную и работоспособную государственную структуру по управлению адаптированной и организованной миграцией рабочей силы страны за ее пределы. Данная структура должна быть в составе государственного органа по труду и занятости. Это обеспечит целостность государственной политики в области обеспечения внутренней и внешней занятости населения;

— укрепить и расширить межгосударственную договорную базу для эффективного осуществления ВТМ;

— усовершенствовать систему обучения взрослых в целях широкой реализации адаптационных программ для внешних трудовых мигрантов.

Пятая составляющая государственной стратегии на рынке труда должна быть направлена на усиление потенциала ГСЗ во всех функциональных областях ее деятельности.

Стратегическая деятельность возможна только в условиях стратегического управления. Поэтому целесообразно создание национального совета по регулированию рынка труда, призванного координировать деятельность различных структур государственного и частного сектора.

Разработка, принятие и эффективная реализация государственной стратегии на рынке труда заведомо решит множество проблем, связанных с обеспечением непрерывного роста экономики и социальной самозащиты населения путем обеспечения их продуктивной внутренней и внешней занятости и снижения бедности в стране.

Список литературы

Аналитический доклад по проведению обследования рабочей силы в Таджикистане (июль—август, 2004 г.). Душанбе, 2005.

Ашуров С.Б. Проблемы и перспективы профессионально-технического развития трудовых ресурсов Таджикистана. Душанбе, 2007.

Рынок труда в Республике Таджикистан: Стат. сб. Душанбе, 2009.

Статистический ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). Душанбе, 2008.

Таджикистан: 15 лет государственной независимости: Стат. сб. Душанбе, 2006.

Фан Т., Хансен Э, Прайс Д. Государственная служба занятости в условиях меняющегося рынка труда. Женева, 2001.

The OECD Job Study. Facts, Analysis, Strategies. P., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.