Научная статья на тему 'Государственная служба: ценностные ориентиры'

Государственная служба: ценностные ориентиры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
694
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / VALUES / VALUES AND IDEAS / PROFESSIONAL SELF-REALIZATION / THE CIVIL SERVANTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Берзин Б. Ю.

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей ценностного сознания государственных служащих. Проведен сравнительный анализ их ценностных ориентаций с данными исследований, проведенных в других регионах России с представителями иных социально-профессиональных групп. Установлено, что в структуре ценностных представлений личности государственного служащего ведущими выступают конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни. Они превосходят ценности профессиональной самореализации. Конформистские ценности во многом определяют сознание и поведение государственного служащего. Ценности государственного служащего значительно отличаются от ценностей жизни предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State service: value system

The empirical studies results of the civil servants value consciousness. A comparative analysis of their value orientations with those of studies conducted in other Russian regions with other socio-professional groups was carried out. It was found that the value concepts structure of a public servant is specific life values and the individual life values. They exceed the value of professional self-realization. Conformist values determine a public servant behavior. Public ser-vants values are fundamentally different from the business values and close to the students values.

Текст научной работы на тему «Государственная служба: ценностные ориентиры»

. ДИСКУССИЯ

™ журнал научных публикаций

Б. Ю. Берзин, д-р филос. наук, профессор, кафедра теории и социологии управления, Уральский институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Екатеринбург, Россия, berzin@duma.midural.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА: ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Государственная гражданская служба Российской Федерации согласно действующему законодательству — это профессиональная служебная деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, занимающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственных должности субъектов РФ. Это разновидность общественного труда, объектом которого является поведение людей, управленческая деятельность по их социальному и культурному обслуживанию. Отличительной чертой государственной гражданской службы является ее публичный характер. Непосредственное ее содержание заключается в постоянном исполнении человеком определенной служебной трудовой функции в аппарате государственного органа. Государственный = служащий — это лицо, работающее по найму за вознаграждение.

Служебная жизнь государственного служащего протекает в условиях «государственно-аппаратной среды», она не является тождественной деятельности государственного органа и лишь обеспечивает исполнение его полномочий. Отсюда и разделение труда внутри аппарата на руководителей (управленцев) и исполнителей (специалистов); объектом

Служебная жизнь государственного служащего

протекает в условиях «государственно-аппаратной

среды», она не является тождественной деятельности государственного органа и лишь обеспечивает исполнение его полномочий.

низация работы либо органа в целом, либо отдельных специалистов. Основное содержание труда сводится к решению организационных, информационно-аналитических, правовых, контрольных и хозяйственных вопросов внутри государственного органа.

В настоящее время государственная гражданская служба все чаще рассматривается как специальный институт, занятый оказанием государственных услуг. Услуги подразделяются на внутриаппаратные и внешние — населению и отдельным организациям.

Именно развитие государственной службы как института по оказанию услуг привело к определенной коммерциализации ее деятельности, как в прямом, так и в переносном смысле. Услуги стали оплачиваться официально и неофициально, появилась так называемая коррупционная практика.

Несмотря на ужесточение законодательства, проводимые организационные мероприятия и антикоррупционную риторику, число преступлений корыстного плана среди государственных служащих = по-прежнему высоко. Одна из причин — отсутствие даже признаков какой-либо работы по формированию образа идеального чиновника, как в самом аппарате государственной службы, так и

деятельности руководителей является орга- среди населения.

Для конструирования этого образа необходимо представить структуру сознания, мышления, эмоционального мира современного государственного служащего. Особенно важным представляется знание о его ценностном сознании, структуре ценностей, механизмах регуляции поведения.

Изучение природы ценностей в отечественной науке связано с именами Л. С. Выготского, А. Г. Здравомыслова, В. А. Ядова и др.

Новые подходы к истокам формирования ценностных ориентаций заложены в работах А. Г. Асмолова, Д. А. Леонтьева, М. С. Яницкого.

Д. А. Леонтьев в своих публикациях выделяет три формы существования ценностей1:

1) общественные идеалы — выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни;

2) предметное воплощение этих идеалов в деяниях или произведениях конкретных людей;

3) мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своем поведении и деятельности общественных ценностных идеалов.

Эти формы, по мнению Д. А. Леонтьева, переходят одна в другую — общественные идеалы побуждают активность личности, и та воплощает их в конкретные дела и поступки. Именно они выступают ориентирами человеческой деятельности.

Под ценностными ориентациями Д. А. Леонтьев понимает осознанные представления субъекта о собственных ценностях. Помимо ценностных ориентаций в сознании человека могут присутствовать и другие ценностные представления, например, ценностные стереотипы и ценностные идеалы, ценностные перспективы и ретроспективы, представления о системах ценностей других людей.

В сознании чиновников как опреде-

Несмотря на ужесточение законодательства, проводимые организационные мероприятия и антикоррупционную риторику, число преступлений корыстного плана среди государственных служащих по-прежнему высоко.

ленной группы общества присутствуют все указанные формы. Некоторые формы из-за особенностей профессиональной жизни получают максимальное развитие, другие отходят на второй план.

В целях изучения представлений чиновника о ценностях-целях и ценностях-сред-= ствах автором в 2011 г. в Институте дополнительного профессионального образования государственных и муниципальных служащих Уральской академии государственной службы было проведено обследование 75 федеральных государственных служащих (работников территориальных органов исполнительной власти). Представленность мужчин и женщин практически соответствует соотношению полов в генеральной совокупности.

Исследование проводилось с использованием методики М. Рокича, созданной в 70-е гг. прошлого века в США. М. Рокич выделяет такие признаки ценностей2:

— истоки ценностей находятся в обществе, культуре, личности;

— влияние ценностей фиксируется во всех социальных явлениях;

— в общем и целом число ценностей сравнительно невелико;

— все люди обладают одними и теми же ценностями, хоть и в неодинаковой степени;

— ценности образуют системы.

М. Рокич различает два класса ценностей:

1) терминальные — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

2) инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Такой подход позволяет выделить ценности-цели и ценности-средства. В предъявляемых респонденту двух списках содержалось по 18 наименований ценностей, которые необходимо было проранжиро-вать.

Вначале опрашиваемый выбирает по порядку значимости для него терминальные ценности как принципы, которыми он руководствуется в своей жизни, затем инструментальные ценности в качестве характеристик, которые важны в повседневной деятельности.

В исследовании представлены усредненные ранги ценностей, полученные в процессе обработки данных (табл. 1).

В табл. 1 для сравнения приведены данные различных исследований с применением методики М. Рокича, где:

Группа 1 — государственные служащие республики Башкортостан — руководители среднего и низшего звена, 98 чел., в том числе 63 мужчин и 35 женщин3.

Группа 2 — федеральные государственные служащие территориальных органов исполнительной власти (специалисты),

Таблица 1

Структура ценностных предпочтений — жизненных целей

Ранги

Терминальные ценности 1 е и н 1 ие ы ит 3 й 1 а м и н

£ § 5 8 сс к оу 1-й & луж иа сц се ос п 1-ч О Студенты Предпри тели

1 2 3 4 5

Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 10 4 9 1

Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 4 9 10 13

Здоровье (физическое и психическое) 3 1 1 4

Интересная работа 6 2 5 11

Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 17 15 16 18

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 16 3 2 16

Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 11 7 6 2

Наличие хороших и верных друзей 5 8 3 10

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 2 14 14 9

Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие) 18 11 12 17

Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 7 10 13 5

Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 13 12 11 7

Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 15 18 17 14

Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 9 13 8 3

Счастливая семейная жизнь 1 6 7 12

Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 14 16 18 15

Творчество (возможность творческой деятельности) 12 17 15 8

Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 8 5 4 6

Свердловская область — 75 чел., в том числе 57 женщин и 18 мужчин.

Группа 3 — студенты естественнонаучных и гуманитарных факультетов Кемеровского университета 1-5 курсов — 425 человек4.

Группа 4 — предприниматели, Республика Башкортостан — 92 чел., в том числе 59 мужчин и 33 женщины.

Анализ структуры ценностных представлений — жизненные цели (терминальные ценности) показал как сходство между данными названных исследований, так и определенные различия (табл. 2).

Сопоставление результатов исследований выявило сходство ценностных ори-ентаций, весьма значимое между государственными служащими — специалистами, с одной стороны, и студентами — с другой. Близки ценностные представления между федеральными и региональными государственными служащими. Незначимо сходство ценностных ориентаций предпринимателей с другими группами респондентов.

Если попытаться на основании методики, предложенной Д. А. Леонтьевым, сгруппировать средние ранги ценностных представлений госслужащих, то получается следующее5:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) существенно доминируют над абстрактными ценностями (познание, развитие, свобода, творчество).

2. Средний ранг ценностей личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, уверенность в себе и материально обеспеченная жизнь) превышает средний ранг ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь).

3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе и материально обеспеченная жизнь) госслужащих являются более предпочтительными, чем ценности межличностного общения (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других людей, общественное признание).

4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) по выбранным рангам выше, чем пассивные (красота природы и искусства, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

Исследование показало определенные различия в ценностных представлениях между мужчинами и женщинами (хотя коэффициент корреляции рангов Спирмена, показывающий тесноту связи, достаточно высок — при а = 0,01 он составил 0,834. Для сравнения: в исследованиях Д. А. Леонтьева он равен 0,784).

Женщины-госслужащие больше ценят полноту и эмоциональную насыщенность жизни, интересную работу, мужчины — мак-

Таблица 2

Значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена при сравнении ценностных представлений (ценность — жизненная цель) различных групп респондентов

№№ п/п Группы 1 2 3 4

Руководители Гослуж. специалисты Студенты Пред-прини-матели

1 Госслужащие — руководители подразделений государственной власти субъекта РФ - 0,47 0,41* 0,42*

2 Федеральные госслужащие — специалисты - 0,85 0,31*

3 Студенты - 0,35*

4 Предприниматели -

* Связь незначима.

. ДИСКУССИЯ

™ журнал научных публикаций

симально полное использование своих воз можностей, сил и способностей, а также по стоянное физическое и духовное совершенствование.

Исследование, проведенное в Екатеринбурге, выявило также определенные совпадения в ценностных предпочтениях рядовых госслужащих с руководителями государственных служб Республики Башкортостан. (Коэффициент ранговой корреляции Спир-мена 0,47, значим при а = 0,05).

Анализ структуры ценностных предпочтений руководителей органов государственной власти Республики Башкортостан позволяет сделать вывод о том, что в данном исследовании наивысший ранг получили ценности «счастливая семейная жизнь» и «общественное признание», «жизненная мудрость (обычно первое место занимает ценность «здоровье», в данном исследовании эта ценность только на третьем месте). Вполне вероятно на показатели оказали влияние национальные традиции (ценностные стереотипы) и сама выборка — значительный удельный вес мужчин, а также их более высокий социальный статус. Интересным представляется сравнение ценностей руководителей государственных служб и предпринимателей. На первые места башкирские бизнесмены поставили активную деятельную и материально обеспеченную жизнь, свободу и здоровье. Во многом структура их ценностных представлений отличается от руководителей — например, «счастливая семейная жизнь» занимает место во втором десятке, а «любовь» находится

Именно средства достижения цели во многом определяют нравственный облик чиновника, его готовность к социальным, а подчас и к антисоциальным действиям.

на предпоследнем, 17-м месте, 18-е место — «познание» (табл. 3).

Важное место в структуре предпочтений занимают инструментальные ценности. Именно средства достижения цели во многом определяют нравственный облик чиновника, его готовность к социальным, а подчас и к антисоциальным действиям.

Сравнительный анализ показывает, что ранги инструментальных ценностей в выборках по Свердловской и Кемеровской областях распределены примерно одинаково (коэффициент корреляции рангов Спирме-на 0.83 р > ра=0,01).

Исследование, проведенное среди руководителей государственных органов Республики Башкортостан, показало, что структура инструментальных ценностей несколько отлична от других регионов (коэффициент корреляции рангов Спирмена — 0,44, что ниже достоверного значения).

Однако налицо совпадения значимых для государственных служащих средств достижения цели. И в Башкирии, и в Свердловской области чиновники на 1-е место поставили ответственность (чувство долга, умение держать слово).

Инструментальные ценности, так же как и терминальные, могут быть разделены на 4 группы (Д. А. Леонтьев):

1. В первую группу входят этические ценности, ценности межличностного общения и профессиональной самореализации. В Свердловской и Кемеровской выборках наивысший ранг среди них получили ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость), в Башкирской — ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля и исполнительность).

Руководители органов государственной власти республики особо выделили такие ценности, как ответственность и исполнительность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Вторая группа инструментальных ценностей — индивидуалистические, конформистские и альтруисти-

Таблица 3

Структура ценностей — средств достижения цели

Инструментальные ценности Ранги

Госслуж. Спец. Свердл. обл. Студенты Кемеровской обл. Госслуж. рук. Башкирии Предприниматели Башкирии

Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 7 8 3 12

Воспитанность (хорошие манеры) 2 1 6 10

Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 17 17 17 6

Жизнерадостность (чувство юмора) 5 4 15 14

Исполнительность (дисциплинированность) 11 15 2 15

Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 10 3 9 13

Непримиримость к недостаткам в себе и других 18 18 16 11

Образованность (широта знаний, высокая общая культура) 3 2 14 8

Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 1 5 1 7

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 13 16 13 5

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 6 7 4,5 4

Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов 15 13 11 2

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 14 10 7 3

Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 8 9 4,5 17

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 12 11 18 18

Честность (правдивость, искренность) 4 6 8 16

Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 9 14 10 1

Чуткость (заботливость) 16 12 12 9

ческие ценности. Госслужащие из Свердловской области на первое место поставили конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность), на второе — альтруистические (терпимость, чуткость, широту взглядов). Руководители из Башкирии и жители Кемеровской области соответственно — конформистские и индивидуалистические.

3. Из ценностей самоутверждения и ценностей принятия других обе группы госслужащих выбрали ценности принятия дру-

гих (терпимость, чуткость и широту взглядов). Такой же выбор у респондентов из Кемерово.

4. При выборе ценностей непосредственного эмоционального мироощущения и интеллектуальных ценностей (образованность, рационализм и самоконтроль), госслужащие предпочли последние. Опрошенные из Кемеровской области выбрали ценности непосредственного эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность и чуткость).

Таблица 4

Значения коэффициентов ранговой корреляции Спирмена при сравнении ценностных представлений (ценность — средство) различных групп респондентов

№№ п/п Группы 1 2 3 4

Гос. служ. Руков. Гос. служ. Спец. Студенты Предприниматели

1 Госслужащие — руководители подразделений органов государственной сласти субъекта РФ - 0,44* 0,42* 0,00*

2 Федеральные государственные служащие территориальных органов исполнительной власти (специалисты) - 0,83 - 0,20*

3 Студенты - - 0,24*

4 Предприниматели -

* Связь незначима.

Принципиально отлична структура ценностных представлений предпринимателей от государственных служащих и студентов (табл. 4).

Подчас речь идет о противоположных позициях.

Последние места у предпринимателей заняли такие качества, как умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки, терпимость, честность, правдивость, искренность, исполнительность, (дисциплинированность).

Подобного рода ценностные представления естественно деформируют духовный мир личности и не соответствуют гуманистическим идеям. Кроме того, возникает вопрос — в какую сторону будет дрейфовать государственная служба, если предпочтение будет отдано при принятии на работу лицам с подобной системой взглядов, будет ли успешной борьба с коррупцией?

В целом, анализ полученных результатов дает следующую структуру ценностных представлений чиновника.

Безусловно, исследование показало, какое место в жизни государственных служащих занимают ценности профессиональной самореализации и активной жизни. Тем не менее, очевиден тот факт, что конкретные жизненные ценности, ценности личной жизни, индивидуальные ценности доминируют в сознании чиновников. Печален сам по себе факт, что такая ценность, как счастье других людей, оказалась одной из наименее выбираемых ценностей

(14-16 место в группах чиновников), а студенты вообще присвоили ей 18 ранг из 18 возможных.

Выделение в качестве ведущих ценностей конформистских ориентаций (исполнительность, самоконтроль, ответственность) по сравнению с альтруистическими ставит снова вопрос: а насколько готовы чиновники реализовать функции государственной службы как института социальных услуг? По мнению автора, назрела реформа принципиальной переподготовки всего корпуса гражданских государственных служащих, усиление акцента на формирование гуманистических ценностей, корпоративного сознания, понимания того, что чиновники находятся на службе государству и всему обществу, а не отдельным лицам и группам. ■

1. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4.

2. Rokeach M. The nature of human ales NY, Free Press, 1973.

3. Петрова Н. И. Ценностно-смысловая сфера личности руководителей государственной службы и предпринимателей. Психологический журнал. 2011. № 1. Т. 32.

4. Яницкий М. С. Ценностные ориентации личности как динамичная система, Кемерово, 2000.

5. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.