Научная статья на тему 'Государственная служба и политико-административное управление'

Государственная служба и политико-административное управление Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2673
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная служба и политико-административное управление»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

В. С. КОМАРОВСКИЙ, Е. Г. МОРОЗОВА*

Кафедра политологии и политического управления Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации просп. Вернадского, 86, 117198, Москва, Россия

Концепция курса

Курс преследует цель раскрыть природу и назначение политико-административного управления как деятельности органов исполнительной власти по выполнению функций государства в рамках, определяемых конституционно-правовыми нормами, политическими установками, и протекающей в определенном социальном, психологическом и политико-культурном контексте, во взаимодействии с гражданами и их организациями, СМИ, органами принятия политических решений.

Актуальность курса определяется необходимостью учета особенностей переживаемого российским государством и обществом переходного периода, который характеризуется радикальной сменой политико-административной системы, ценностей и принципов государственного управления. Насущные в современных условиях задачи строительства и укрепления демократического дееспособного государства, становления эффективной системы исполнительной власти требуют серьезного научного осмысления новых условий и способов ее функционирования. Наша страна нуждается в сильной государственной власти, а ключ к возрождению и подъему России, как подчеркивалось в программной статье Президента РФ В. Путина, находится сегодня в государственно-политической сфере1.

Понятие “политико-административное” завоевывает все более прочные позиции в методологическом арсенале современной политической науки, предметом изучения которой было и остается государственное управление, деятельность государственной службы. За понятием “политико-административное” стоят определенные процессы и взаимодействия, которые сопутствуют функционированию исполнительной власти, придавая ей демократическое содержание.

Функционирование исполнительной власти в современном правовом государстве зависит от тех связей и взаимоотношений, которые складываются: во-первых, между структурными элементами системы государственного управления (исполнительная власть - законодательная власть - президент); во-вторых, внутри самой системы исполнительной власти, между политической и административной ее компонентами; в-третьих, между государством и обществом, поскольку эффективность государственного управления измеряется, прежде всего, поддержкой граждан или отсутствием таковой.

Политико-административное управление рассматривается, поэтому, как важная функция исполнительной власти, не только исполняющей законы, проводящей в жизнь волю правящих сил, но и принимающей участие в разработке политики, выступающей в качестве главного посредника интеракции государства и общества, а также, в

Программа подготовлена в рамках проекта “Аристотель. Политологическое образование в XXI веке”.

1 Путин В. Россия на рубеже тысячелетий // “Независимая газета", 1999., 30 декабря.

определенных случаях, в роли влиятельного политического актора. Несмотря на формально-юридическую подчиненность государственных служащих политической власти, их стратегическое позиционирование в политико-административной системе, присущие им функции исполнения и интерпретации законов, самостоятельного нормотворчества, информационно-аналитического и экспертно-консультационного обеспечения процесса принятия политических решений позволяют государственной службе оказывать неизбежное и сильное влияние на содержание и реализацию политических решений.

Должным образом учитывается и то, что в силу своих функций исполнительная власть, государственная служба контактируют с бизнесом, профсоюзами, другими группами интересов, а потому нередко участвуют в артикулировании и агрегировании групповых интересов, что может сказываться благотворно на состоянии политикоадминистративной системы, а может и подрывать публичный характер государственного управления. Объективная неизбежность концентрации значительной доли государственной власти в руках государственной службы, реальность проведения ею групповой политики объясняет важность рассмотрения в рамках данного курса проблемы внешнего (политического и общественного) контроля за деятельностью чиновничества, формирования модели “отзывчивой” государственной службы. Эта модель включает создание т.н. “репрезентативной” бюрократии, усиление “прозрачности” управления, освоение современных технологий прямой и обратной связи с обществом (“паблик рилейшнз”, политический маркетинг, социальная реклама, анкетирование, кампании “из двери в дверь” и др.), формирование государственно-общественных структур управления, содействие становлению неправительственных организаций, общественной экспертизы, развитию институтов омбудсменов, независимых судей и проч.

Таким образом, методологическим обертоном курса “Политико-административное управление” является синтез двух, прежде разделенных, парадигм исследования государственной службы - “административистской”, касающейся исключительно внутренних аспектов ее формирования и функционирования (доктрины-структуры-кадры-процедуры), и собственно политологической. Последняя характеризуется вниманием к внешним параметрам деятельности государственной службы - вопросам ее сопричастности к принятию политических решений, ее самостоятельной политической роли, осуществления функции медиатора во взаимодействии с обществом, демократизации государственной службы, политического участия граждан в деятельности исполнительной власти, проблемам контроля за политико-управленческой эффективностью, формирования и эволюции политико-административных систем и моделей.

Современная ситуация длительных и трудных преобразований в России неизбежно усиливает интерес к зарубежному политико-административному управлению. Именно инонациональный опыт показывает, что в полной мере понять суть современной исполнительной власти, государственной службы невозможно, базируясь только на конституционных установлениях, законодательстве, нормативных актах и т.д. невозможно. Необходим учет политического, социального, культурно-психологического контекста. Именно в этой проблемной плоскости чаще всего и пересекаются реалии Запада и России. Если кое-что из управленческого западного опыта действительно пригодно для нашей страны, так это именно опыт формирования и развития политикоадминистративных систем. Поэтому важно осуществить компаративный анализ национально-государственных моделей политико-административных систем, практики политико-административного управления, показать общие закономерности, особенности и специфику, проследить тенденции развития этих управленческих феноменов.

Предлагаемый курс весьма актуален в контексте нынешнего этапа развития государственной службы РФ. Если вчера приоритетными для государственной службы были вопросы формирования законодательной основы ее функционирования, преодоления политического раскола среди управленцев (департизация), строительства унифицированной административной иерархии, поиска новых и актуализация традиционных для России ценностных основ государственного управления, то сегодня студенты и слушатели нуждаются и в серьезном политологическом анализе многих аспектов своей деятельности. Возьмем такие составляющие проводимой Президентом

В.Путиным политико-административной модернизации, как изменение порядка формирования Совета Федерации ФС РФ, статуса избранных глав исполнительных органов государственной власти в регионах, формирование семи административных федеральных округов с назначением в них представителей Президента РФ (среди которых преобладают выходцы из силовых структур), новации во взаимоотношениях власти и олигархов, в государственной коммуникационной политике и многое другое. Все эти актуальные сюжеты требуют полноценной политологической экспертизы с точки зрения перераспределения власти в общенациональной политико-административной системе, перспектив укрепления единства и целостности Российской Федерации, управляемости государством без отказа от демократических завоеваний предшествующего десятилетия.

Вполне своевременно изучение и таких, волнующих общество вопросов, как подмена российскими чиновниками интересов государственных интересами корпоративными, лоббирование влиятельными должностными лицами интересов промышленных и финансовых групп, феноменов коррупции и олигархизации. Важно уяснить, может ли эффективно работать в условиях разделения властей, плюрализма социально-экономических интересов “деполитизированное правительство профессионалов”, каковы реальные перспективы налаживания в России диалога государственной службы и общества.

Не менее важно овладение студентами, аспирантами и слушателями комплексом современных управленческих технологий, практическими навыками деловой переписки, публичного выступления, сбора информации и подготовки аналитических материалов, ведения переговоров с партнерами, представляющими как мир политики, так и гражданское общество.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Введение.

Политика, управление, государственная служба. Предмет и методологические основания курса

Раздел I. Государственная служба в системе политико-административного управления.

Тема 1. Современные политико-административные системы и политикоадминистративное управление.

Тема 2. Проблема соотношения политики, управления и государственной службы в современной политической и административной науке.

Тема 3. Конституционно-правовые основы политико-административного управления.

Тема 4. Административная власть и государственная служба в современном демократическом государстве.

Тема 5. Взаимодействие политики и государственной службы: концепции и модели.

Раздел II. Практика политико-административного управления и функционирования государственной службы, уроки зарубежного опыта.

Тема 6. Устройство и функционирование политико-административных систем в современных федерациях.

Тема 7. Зарубежный опыт организации сотрудничества федерального центра и субъектов федерации.

Тема 8. Функционирование государственной службы за рубежом: правовые рамки и политическая реальность.

Тема 9. Административная реформация на рубеже XXI века: политический контекст, концепции, модели.

Раздел III. Становление политико-административного управления в России.

Тема 10. Традиции политико-административного управления в России.

Тема 11. Новый российский федерализм как решающий фактор становления политико-административного управления.

Тема 12. Вертикаль исполнительной власти в условиях современной политикоадминистративной модернизации.

Тема 13. Политическая власть и государственная служба в России.

Тема 14. Административная реформа в РФ: итоги и перспективы формирования модели “отзывчивой” государственной власти.

Раздел ГУ. Технологии политико-административного управления.

Тема 15. Методы анализа политико-управленческой ситуации.

Тема 16. Принятие политико-управленческого решения: модели и процедуры.

Тема 17. Лоббирование: сущность, модели и процедуры.

Тема 18. Технологии регулирования конфликтов, ведения переговоров и консультаций.

Тема 19. Технологии взаимодействия госслужбы со СМИ.

Тема 20. Технологии “паблик рилейшнз” в деятельности государственной службы.

Тема 21. Социально-политический маркетинг как фактор развития политикоадминистративного управления.

Введение

Политика, управление, государственная служба. Предмет и методологические

основы курса

Политика как общественное явление, “искусство жить вместе”. Политика как борьба за завоевание и удержание государственной власти. Политика как система деятельности и принятия решений в сфере государственного управления.

Управление как неотъемлемая сторона жизнедеятельности сложных систем. Государственное управление и политика. Научная и практическая несостоятельность утверждений о возможности и необходимости жесткого разделения политики и управления. Тезис о “неполитичности” чиновничества: трактовки и подходы.

Государственная служба в системе государственного управления: роль и функции. Государственная служба как публично-правовой институт. Государственная бюрократия как четвертая ветвь государственной власти. Изучение госслужбы средствами политической науки и науки административно-государственного управления: различия в теоретико-методологических принципах и исследовательских сюжетах.

Методология курса “Государственная служба и политико-административное управление” как синтез двух парадигм исследования - “административистской” (внутренние аспекты формирования и функционирования госслужбы) и политологической: внешние параметры деятельности госслужбы: ее сопричастность принятию политических решений, самостоятельная политическая роль, осуществление функции медиатора во взаимодействии с обществом, участие граждан в деятельности исполнительной власти, контроль за политико-управленческой эффективностью, формирование и эволюция политико-административных систем и моделей.

Раздел I. Государственная служба в системе политико-административного

управления

Тема 1. Современные политико-административные системы и политикоадминистративное управление

Содержание понятия “политико-административное”. Использование этого понятия применительно к элитам, отношениям, управлению. Трактовка политико-административного управления как: а) взаимодействия политической власти (слоя правящей элиты, сформировавшегося в результате демократических выборов, а также включающего высших должностных лиц, назначаемых главой государства) и власти административной (государственного аппарата, состоящего из чиновников и государственных служащих); б) функционирования государственной службы в качестве главного посредника интеракции государства и общества.

Понятие политико-административной системы как совокупности связей и взаимоотношений между: а) структурными элементами системы исполнительной власти (политическая исполнительная власть - профессиональная государственная служба); б) исполнительной властью (в т.ч. государственной службой) и гражданами, а также их организациями. Политико-административное управление как важная функция исполнительной власти как соучастника процесса выработки политических решений, влиятельного политического актора. Типология и этапы развития политико-административных систем. Место и функции государственной службы в различных политико-административных системах.

Тема 2. Проблема соотношения политики, управления и государственной службы в современной политической и административной науке

Начальный этап в развитии теории государственного управления, административной науки. Различение политики и управления во французской административной науке XYIII-XIX вв. Теории В. Вильсона, Ф. Гуднау, М. Вебера.

Изучение политико-административных систем современной политической наукой. Англо-американская политологическая школа (Дж.Д. Эбербах, Р.Д. Патнем, Б.А.Рокман, Б. Смит и др.) о дихотомии политического и административного, природе взаимоотношений политики и госслужбы, политической и административной власти.

Французская политическая наука и административистика (М. Крозье, М. Дюверже, Ж. Блондель, JI. Рубан и др.) о политических аспектах функционирования исполнительной власти, государственного аппарата. Новейшие компаративные исследования политикоадминистративных систем унитарных и федеративных государств Северной Америки, Западной Европы, Юго-Восточной Азии (Ж. Тимсит, И. Мени, Р. Хейг, М. Хэрроп и др.).

Российская политическая наука о политико-административном управления как деятельности органов исполнительной власти по выполнению функций государства в рамках, определяемых конституционно-правовыми нормами, политическими установками, и протекающей в определенном социальном, психологическом и политико-культурном контексте, во взаимодействии с гражданами и их организациями, СМИ, органами принятия политических решений (B.C. Комаровский, JI.B. Сморгунов, А.В.Оболонский, А.В. Понеделков и др.).

Необходимость глубокого научного осмысления целей и способов функционирования государственной службы Российской Федерации в условиях радикальной смены политикоадминистративной системы, ценностей и принципов государственного управления.

Тема 3. Конституционно-правовые основы политико-административного

управления

Основные принципы правового регулирования общественных отношений. Верховенство закона над подзаконными и иными нормативными актами. Прямое действие конституционных норм о защите прав и свобод граждан. Приоритет международно-правовых норм над государственными.

Право и закон. Право как мера свободы. Принципы политико-административного управления. Государственное, административное гражданское право. Иные отрасли права как нормативные факторы политико-административного управления. Правовые основы разделения властей. Вертикальный (властный) и горизонтальный (договорной) способы взаимодействия сторон. Методы правового регулирования.

Законодательное оформление современного института профессиональной государственной службы за рубежом. Историческое значение закона Пендлтона (США), закона Норткота-Тревельяна (Великобритания). Влияние теории конституционного права на развитие государственной службы.

Проблемы становления гражданского общества и правового государства. Правовая система РФ в транзиторный период. Законодательная основа политикоадминистративного управления. Конституция РФ, Закон о государственной службе. Законодательное регулирование отношений между центром и регионами. Законодательное регулирование местного самоуправления.

Избирательное законодательство, законодательство о политических партиях и общественных объединениях как факторы становления политико-административного управления. Правовое регулирование конфликтов, возникающих в сфере политикоадминистративного правления. Конфликты и консенсус.

Тема 4. Административная власть и госслужба в современном демократическом

государстве

Механизм государственной власти и административного управления. Разграничение политического и административного уровней организации государственной власти. Зарождение политико-административной дихотомии: прецеденты из зарубежного и отечественного опыта.

Способ организации органов государственной власти и управления как индикатор границы между политическим и административным уровнями управления. Государственная служба, публичная служба, гражданская служба, аппарат государственного управления: соотношение понятий. Государственная служба и бюрократия. Администрократия и административная власть: понятие и трактовки.

Источники и ресурсы административной власти: стратегическое позиционирование в политико-административном процессе; функции исполнения и интерпретации законов; самостоятельное нормотворчество; информационно-аналитическое и экспертноконсультационное обеспечение процесса принятия политических решений. Объективная неизбежность концентрации значительной доли государственной власти в руках администрации, государственной службы.

Неинстшуционализированные функции бюрократии. Артикулирование и агрегирование групповых интересов. Феномен клиентелизма в госслужбе. Корпоративные интересы бюрократии. Олигархические тенденции. Реальность проведения бюрократией групповой политики как вызов демократическому правовому государству и гражданскому обществу. Необходимость внешнего (политического и общественного) контроля за деятельностью чиновничества, формирования модели “отзывчивой” госслужбы.

Формирование государственно-общественных структур управления, становление неправительственных организаций, общественной экспертизы, институтов омбудсмена, независимых судей и проч. как внешний фактор повышения эффективности и действенности функционирования административной власти и государственной службы.

Тема 5. Взаимодействие политики и государственной службы: концепции и модели

Отношения государственной службы и политической власти - один из коренных вопросов политической науки и практики, демократической политико-административной системы.

Модели взаимоотношений политиков и чиновников (по К. Сикстону). Принадлежность высшей исполнительной власти политикам; выполнение решения, ответственность за которое несет политик, чиновником - “формально-конституционная” модель. Всевластие госслужащих и подчиненность им легитимных политиков как ее контрмодель. “Политико-административная” модель - конструктивное взаимодействие политиков и чиновников. Модель “рационального выбора”.

Способы интеракции политической власти, государственной службы и общества: модели С. Эйзенштадта. Традиционная модель - “служба, ориентированная на власть”. Модернизационная модель - “служба, ориентированная на общество”. Транзиторная модель - “служба, ориентированная на саму себя”.

Типология Ф. Риггса - выявление разных типов политизированности бюрократии. “Партийно ориентированная” бюрократия. Бюрократия, играющая собственную политическую роль - “собственно политизированная”. Варианты корреляции “партийности” и “политизированности” госслужбы.

Идеальная, реальная и конвергирующая модели взаимодействия государственной службы и политической власти (по Дж. Эбербаху).

Актуальность изучения государственной службы РФ с применением теорий и исследовательских парадигм современной политической и административной науки.

Раздел II. Практика политико-административного управления и функционирования госслужбы: уроки зарубежного опыта

Тема 6. Устройство и функционирование политико-административных систем

в современных федерациях

Основные структурные модели политико-административного управления, их компаративный анализ. Факторы формирования современных политикоадминистративных систем. Преимущества и недостатки федеральных и унитарных систем политико-административного управления.

Концепции и теории федерализма: монистическая, дуалистическая. Сепаратизм как отражение теории дуалистического федерализма (Швейцария, США, Канада). Концепция единства государственной власти, разделенной по вертикали и теория кооперативного федерализма. Конституционное разграничение компетенции и сферы деятельности органов государственной власти субъектов федерации и федерального центра.

Конституции субъектов и основные законы федераций. Формы нормативно-правового регулирования соответствия конституций: (ФРГ, Швейцария). Модели конституций субъектов федераций: “коммерческая”, “договорная”, “административная” (США).

Законодательные органы субъектов федерации. Структура палат и регламенты их функционирования. Избирательное право при выборах парламентов. Корпоративный принцип формирования верхней палаты (ФРГ). Правомочия законодательных органов. Работа аппарата законодательного органа.

Судебная система субъектов федерации. Организация работы судебных органов.

Исполнительная власть субъектов федераций. Роль и функции президентов, губернаторов, вице-губернаторов. Различия в полномочиях глав субъектов федераций при парламентской и президентской формах правления. Формирование и деятельность правительств в федерациях с парламентской системой государственных органов; полномочия и ответственность премьер-министра (ФРГ). Правительства субъектов федерации при президентской форме правления (США). Реформирование исполнительной власти субъектов федерации и его результаты.

Тема 7. Зарубежный опыт организации сотрудничества федерального центра

и субъектов федерации

Основные функции политико-административного управления. Новые полномочия администраций, связанные с принятием политических решений. Частичное совпадение административных и политических функций как результат объективных тенденций современного развития.

Взаимоотношения субъектов федераций с федеральными органами государственной власти. Взаимоотношения субъектов федераций с органами местного управления и самоуправления. Типологизация взаимоотношений: по субъектам (горизонтальные и вертикальные); по характеру взаимоотношений (субординация, кооперация, координация, конкуренция); по содержанию (политические, административные).

Объективная необходимость сотрудничества субъектов между собой и с федеральным центром. Практика договорных отношений в сотрудничестве субъектов. Формы федеративных отношений: представительство интересов субъектов федерации в верхней палате федерального парламента; заключение договоров; создание конституционных процедур и механизмов разрешения конфликтов; применение чрезвычайных мер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кооперативно-исполнительный федерализм. Механизм упорядочивания и регулирования отношений исполнительной власти двух уровней: официальные и неофициальные советы и конференции представителей правительств; принятие официальных или неофициальных соглашений и программ; ежедневные контакты и обмен информацией по вопросам упорядочивания отношений и приспособлению программ.

Опыт Канады по организации федерально-провинциального взаимодействия исполнительной власти. Механизм взаимодействия исполнительной союза и субъектов федерации в ФРГ и Австралии. Функционирование в составе исполнительных структур

особых подразделений по координации деятельности центра и федерированных единиц, консультирования по вопросам сотрудничества федерации и ее субъектов.

Типы должностных лиц, ответственных за межправительственные отношения. Учреждение субъектами федераций постоянных офисов в федеральном центре, налаживание лоббирования в федеральном правительстве и конгрессе. Функционирование национальных и международных ассоциаций глав исполнительной власти субъектов федераций, местного самоуправления. Развитие неформальных методов и структур взаимодействия как тенденция развития политико-административных систем современных федераций. Оперативный поиск компромиссов и выработки соглашений. Проблема публичности и закрытости работы исполнительной власти.

Тема 8. Функционирование государственной службы за рубежом: правовые рамки,

политическая реальность

Система государственной службы в странах с федеральным типом политикоадминистративной системы. Институт государственной службы в США. Президентство Э. Джексона и “спойл систем” как система назначений служащих. Ориентация на “клиента”, гражданина - базовая характеристика госслужбы США. Закон Пендлтона и становление современной гражданской службы. Теория и принципы организации правительственной службы по В. Вильсону. Закон Хэтча и ограничение политической деятельности госслужащих. “Реполитизация” как ведущая тенденция развития американской госслужбы. 1978 г. - принятие Закона о гражданской службе и введение принципа “мерит систем”. Формирование Службы высших руководителей. Президентство Р.Рейгана и “борьба с бюрократией”. Лозунг “правительства, которое стоит меньше, но делает больше” при президенте Б. Клинтоне.

Система государственной службы в Германии. Прочность бюрократических традиций. “Принцип верности” Фридриха-Вильгельма. Закон о госслужащих 1953 г. Политические чиновники как институт германской системы государственного управленій. Тесное взаимопроникновение и переплетение политической и административной сфер в современной Германии. Институт почетных чиновников. Современное законодательство о госслужбе. Влияние политических партий на развитие системы политико-административного управления.

Система государственной службы в странах с унитарным типом политикоадминистративного управления. Институт государственной службы во Франции. Бюрократическая система времен абсолютизма: закрытость, иерархичность, кастовость. “Закон об общем статусе чиновников” (1949 г.). Конституция 1958 г. о чиновничестве как важнейшей основе V Республики. “Теория разумного управления”: сочетание субординации с автономией чиновника. Неформальные корпоративные узы французского чиновничества - система “больших корпусов”. Реформа 1981 г. и децентрализация системы государственной службы.

Система политико-административного управления в Великобритании. Закон Норткота-Тревельяна и его роль в формировании современного института государственной службы. “Английский путь” развития госслужбы. Британский госслужащий и политика: система “двух закрытых лавочек”. Реформы Фултона (1971 г.). Отношение лейбористов и консерваторов к системе госслужбы Великобритании.

Тема 9. Административная реформация на рубеже XXI века: политический контекст, концепции, модели

Содержание и типология административных реформ конца XX в. Факторы реформирования госслужбы: бюджетный дефицит; фактор частного сектора; “революция менеджеров”; современные информационные технологии; усиление демократического давления на государство.

Цель административной реформы - трансформация философии и культуры государственного управления на рыночных принципах: “от культуры власти к культуре сервиса”. Теоретические концепции административной реформации. Различия между бюрократическим и постбюрократическим стилями государственного управления (по М.Бэрзли).

Типология и содержание реформистских программ. Сокращение размеров ресурсов прямого управления в государственном секторе. Сокращение числа госслужащих. Промышленная приватизация. Проведение антибюрократических кампаний.

Административная реформа в Великобритании. Фултонский доклад и действия М. Тэтчер. Программа “следующих шагов”. Принятие Хартии гражданина (1991 г.). Демократизация госсектора и госслужбы во Франции. Шведский опыт реформирования госслужбы. Политико-административный характер реформы в Японии. Административные реформы в США и развитие “нового федерализма”.

Типологизация реформ: а) по масштабам и глубине предпринятых преобразований; б) по степени негативного отношения к традиционному государству, классической системе управления; в) по локализации реформистского импульса; г) по приоритетам в проведении реформ. Общий вектор реформирования - усиление рыночной конкуренции для государственных учреждений и предприятий госсектора; обеспечение “клиенту” реального права голоса при невозможности выхода из ситуации монополии производителя. Достоинства и недостатки рыночной парадигмы административного реформирования. Влияние административных реформ на изменение сущности государства, политико-административной системы.

Раздел III. Становление политико-административного управления в России Тема 10. Традиции политико-административного управления в России

Государственное управление и государственная служба в Киевской Руси: нормы “Русской правды”. Взаимоотношения дружины с князем и низшими административными работниками. Республиканская администрация Новгорода и Пскова. “Государева служба” в Московском государстве. Принцип местничества. Государь и его слуги.

Политико-административные реформы Петра I. Перестройка государственного аппарата. Культ бюрократического учреждения, администрирования. Распространение военного законодательства на гражданское управление. “Табель о рангах”, ее достоинства и недостатки. Феномен “безнародного” управления (В. Ключевский).

Гипертрофия “чина” в российском государственном управлении. Ранние попытки дебюрократизации: противостояние Сперанского и Карамзина. Крах “административного романтизма”. Проблема низкой эффективности госаппарата и коррупции.

Александр II и эпоха великих реформ. Создание органов местного самоуправления. Права и предметы компетенции земств. Изменения в культуре российского чиновничества. Административная модернизация С.Ю. Витте.

Советское чиновничество и становление жестко централизованной системы государственной власти. Военно-коммунистические методы управления. Диктатура пролетариата - диктатура бюрократии. Партийная номенклатура и государственная служба. Сталинская и послесталинская номенклатура: привилегии и риски. “Эпоха застоя”: механизм смены вождей и высшего эшелона бюрократии. Условия госслужбы. Система личного патронажа, клиентелизм, коррупция. Объективная необходимость движения от командно-административной системы управления к политико-административной.

Тема 11. Новый российский федерализм как решающий фактор становления политико-административного управления

Развитие федеративных отношений в современной России. Итоги и уроки российского федерализма в период президентства Б. Ельцина. Необходимость совершенствования федеративного устройства страны и обеспечения устойчивого развития России в XXI веке.

Концепции и модели развития федерализма в РФ: “саморазвитие”; авторитарная модель; модель “управляемой демократии”. Политические и социальные предпосылки формирования “централизованного федеративного государства”. Новая стратегия федеративного развития: постепенный переход от децентрализованной, асимметричной и договорной федерации к централизованной, симметричной и конституционной федерации. Проблема перехода к реальному бюджетному федерализму. Обеспечение равных прав всем гражданам РФ. Перспектива укрупнения субъектов РФ.

Режим “управляемой демократии” и демократия. Возможности развития демократических начал на уровне регионального управления, местного управления и самоуправления. Необходимость укрепления демократических прав и свобод в ряде субъектов РФ.

Сохранение принципа выборности глав исполнительной власти субъектов РФ как фактор дальнейшего развития политико-административного управления. Обновление губернаторского корпуса. Изменение политических функций Совета Федерации. Роль верхней палаты парламента в общефедеральной политике. Изменения системы “сдержек и противовесов”. Дискуссия о поэтапном реформировании СФ с переходом на выборное начало. Новый характер политико-административного взаимодействия федерального центра и субъектов РФ. Формы реализации политических интересов субъектов РФ в федеральном центре.

Тема 12. Вертикаль исполнительной власти в условиях современной политикоадминистративной модернизации

Консолидированная государственная власть как решающая предпосылка перехода к устойчивой государственности, построению сильного гражданского общества. Итоги президентства Б. Ельцина. Необходимость радикализации реформ. Президент В. Путин: выбор стратегии.

Борьба центра с дезинтеграцией. Создание института полпредов президента и 7 федеральных округов. Региональная реформа. Изменение структуры взаимоотношений между центром и регионами. Судьба межрегиональных экономических объединений.

Развитие политического процесса в регионах. Структура, механизм, субъекты политико-административного управления. Типология субъектов РФ по степени развитости и характеру политико-административных систем. Региональные элиты: происхождение, состав, особенности рекрутирования.

Принцип единства системы государственной власти в пределах ведения Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Конституционное регулирование деятельности федеральных органов управления по отношению к органам управления субъектов Федерации.

Необходимость укрепления вертикали исполнительной власти в современных условиях. Формы и методы политического воздействия центра на исполнительную власть в регионах. Рычаги воздействия федерального центра. Административные возможности обеспечения субординации во взаимоотношениях регионов и центра. Перераспределение прав и властных полномочий от регионов к центру. Возможность и условия интервенции центра в дела региональной исполнительной власти.

Тема 13. Политическая власть и государственная служба в России

Современная российская госслужба: преемственность с предшествующим этапом развития. Проблематичность существования в России бюрократии веберовского типа. Состав и социальный статус современного чиновничества. Негативные тенденции в развитии административной системы. Радикальное изменение взаимоотношений между чиновничеством и политиками: ликвидация партийного руководства, повышение уровня самостоятельности аппарата. Аппаратная коррупция и моральный вакуум. Конвертирование власти в собственность. Кадровые “рокировочки” периода 1991-1999 гг. Присвоение государства бюрократией.

Юридическое оформление бюрократической корпорации. Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” (1995 г.). Закрепление разделения политики и государственной службы, политических и административных государственных должностей. Трехмерная система иерархизации: опасность кастовой обособленности чиновничества. Политические Послания Президента Федеральному Собранию и государственной службе РФ: “Порядок во власти - порядок в стране” 1997 г.; “Россия на рубеже эпох” 1998 г. Сущность и особенности госслужбы в субъектах РФ. Проблемы муниципальной службы.

Новейшие тенденции в развитии госслужбы РФ: демократическая модернизация; бюрократическая корпоративизация. Двойственность общественных ожиданий в отношении российского чиновничества. Проблема моральной кодификации поведения госслужащих. Реальная политическая роль административного аппарата.

Тема 14. Административная реформа в РФ: итоги и перспективы формирования модели “отзывчивой” госслужбы

Преобразования Президента В. Путина. Укрепление государственности при сохранении либерально-рыночного вектора реформ. Необходимость обновленного бюрократического инструментария, эффективного бюрократического сопровождения новой государственной политики. Необходимость новой стратегии бюрократического переустройства России, обеспечения приоритетов государственных и национальных интересов страны. Начало перестройки отношений бизнеса и власти. Способы борьбы с “бюрократическим параличом”. Необходимость изменения правительственного стиля деятельности.

Реформа административной системы как социальный проект. Роль Комитета по государственному и административному строительству ГД РФ. Деятельность Комиссии по государственному строительству при Президенте РФ. Система принципов и мер по созданию публичной государственной службы в России. Принципы приоритета профессиональных качеств, статусного разделения политических и “карьерных” административных должностей, денежных выплат над льготами и привилегиями и др.

Принцип “прозрачности” как вектор административной демократической модернизации. Открытость госслужбы для общественного контроля. Ориентация на “клиента”, приближение к гражданам уровня принятия решений - выражение конституционного принципа государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека. Принцип политической лояльности и этичности в деятельности госслужбы. Практические мероприятия по реализации административной реформы в РФ.

Раздел П. Технологии политико-административного управления Тема 15. Методы анализа политико-управленческой ситуации

Политико-управленческая ситуация как исходный пункт политико-административного управления. Макро- и микросшуативный подходы. Анализ политического процесса как цепи состояний и совокупности ситуаций. Базовая категория политической ситуации. Соотношение понятий “политическая ситуация” и “политическое событие”.

Типы политко-управленческих ситуаций: локальные, региональные, глобальные; долгосрочные (стратегические), среднесрочные (оперативные), краткосрочные (тактические); переходные и внутрисистемные; кризисные и стабильные. Основные компоненты базовой модели политико-управленческой ситуации. Баланс и дисбаланс политических сил и равновесие в политико-управленческой ситуации. Формулирование оптимальной модели поведения.

Эмпирический анализ политических данных как совокупность процедур по сбору, описанию и систематизации сведений о политических событиях и ситуациях. Дескриптивный анализ, описание фактов и сбор первичной информации.Экспертные оценки. Мозговой штурм, имитационные игры, фокус-группы.

Диагноз (оценка) расстановки и соотношения социально-политических сил. Понятия “политическая сила” и “политический актор”. Типы социальных и политических акторов. Содержание и характеристики акторов: контроль над ресурсами; диспозиция и позиция; отношение к носителям власти и т.д. Оценка расстановки сил в ситуации. Совокупность политических позиций. Зоны влияния и сферы контроля. Типы ресурсов, контролируемых политическими акторами. Измерение “веса” акторов политики. Виды акций. Типы интеракций. Конфликт и консенсус, союз и компромисс, изоляция и нейтрализация. Шкалирование политических взаимодействий.

Тема 16. Принятие политико-управленческих решений: модели и процедуры

Понятие “политико-управленческое решение”. Решение как рациональный выбор оптимальной альтернативы и идеальная модель политико-административного действия.

Рациональная и инкрементальная модели процесса принятия решений. Смешанная, сканирующая модель. Особенности принятия решений в государственных и общественных организациях. Специфика алгоритмов государственных решений. Иерархия полномочий, социальных интересов и “дерево целей”. Агенты решений: центры принятия решений и лица, принимающие решения. Цикл, этапы и процедуры принятая политико-управленческих

решений. Пути оптимизации и повышения эффективности государственных решений в современной России.

Анализ проблемной ситуации и построение повестки дня. Правила селекции и процедуры включения социальных проблем в повестку дня. Способы блокирования включения проблем в повестку дня и механизмы нерешения проблем: пресечение, опережающая оппозиция, мобилизационный наклон, ошибочный интерес и т.д.

Выбор вида решения при разработке его альтернатив. Стандартное, инновационное и оригинальное решения. Метод обращения к прецедентам. Генерация множества вариантов. Формулирование крайних и промежуточных решений. Описание ожидаемых преимуществ и недостатков альтернативных вариантов политического решения. Задачи и методы сравнительной оценки предпочтения решений по достижению политических целей в отдельных проблемных ситуациях современной России. Выбор оптимального решения: рациональные критерии и процедуры определения. Ценностные,

психологические и иррациональные факторы выбора политико-управленческих решений. Основные виды выбора решений: индивидуальный, групповой, массовый. Параметры эффективности в выборе предпочтительного решения. Особенности определения решений в малых группах. Выборы и референдум - виды массовых решений. Общественный выбор как модель разработки и определения массовых решений.

Тема 17. Лоббирование: сущность, технологии, ресурсы

Лоббирование как способ давления социальных групп на центры принятия решений. Политическое решение как объект лоббирования. Группы давления: их виды, потенциал мобилизации и сферы влияния. Институциональные правила игры и процедуры лоббирования. Легализация и институционализация лоббирования. Правовые и социокультурные механизмы регулирования лоббистской деятельности.

Техника лоббистской деятельности. Основные формы, способы и методы лоббирования. Специфика лоббирования на различных этапах процесса принятия политических решений (подготовки, оценки альтернативных проектов, выбора окончательного варианта, реализации контроля). Определение точек доступа к центрам принятия решений. Официальные и теневые каналы лоббирования. Особенности лоббирования в представительных и исполнительных органах власти современной России. Технологические цепочки и каналы ресурсообмена. Комбинирование открытых и закрытых, парламентских и внепарламентских способов лоббирования. Мобилизация ресурсов, организация давления и преодоление сопротивления в процессе принятия политических решений. Способы нейтрализации давления лоббистских группировок.

Тема 18. Технологии регулирования конфликтов, ведения переговоров и

консультаций

Структура политического конфликта как взаимодействия социальных акторов. Основные участники конфликта: их статусы и стратегии, ресурсы и интересы. Соотношение сил участников конфликта. Формы и методы борьбы конфликтующих акторов. Основные этапы развития политического конфликта. Противоречия и различия между интересами и целями сторон конфликта. Предконфликтная ситуация. Возникновение инцидента. Развертывание конфликта.

Способы и формы регулирования политических конфликтов. Институционализация конфликта. Легитимизация конфликта. Структурирование конфликтующих групп и редукция конфликта. Уровни динамики социальной напряженности в конфликте: охлаждение -несогласие - соперничество - спор - враждебность - агрессивность - насилие - война.

Стратегия и тактика политического поведения участников конфликтов. Типы стратегий: страуса, голубя, ястреба, согласия и т.д. Анализ цены победы, поражения, согласия. Роль посредника (медиатора) в разрешении конфликтов в политике. Специфика использования превентивных средств, редукции конфликтогенности, переговоров, совместного контроля, обеспечения доверия и т.д. Профилактические процедуры.

Переговоры и консультации в политическом процессе. Типология политических переговоров. Специфика внутриполитических и международных переговоров. Опыт

проведения круглых столов. Социальная среда и психологическая атмосфера ведения политических переговоров и консультаций. Социокультурные и ритуальносимволические аспекты организации переговоров и консультаций.

Правила игры в процессе переговоров: принципы и процедуры, регламенты и протоколы. Характеристики участников переговорного процесса: политический статус, социальные интересы, контроль над ресурсами и потенциал влияния. Давление заинтересованных сил на ход переговоров. Роль третьих сторон. Значение медиаторов.

Тема 19. Технологии взаимодействия госслужбы со СМИ

СМИ как институт публичной власти. Проблемы взаимоотношений прессы с государственной властью в либертарианской и коммунитаристской концепциях. Социальный контроль за государственной властью - функция СМИ в демократическом обществе. Синхронный и асинхронный методы взаимодействия власти и СМИ.

Структура современных СМИ. Специфика функционирования СМИ как части политической системы. Понятие политической информации и политического влияния посредством СМИ. Характеристики современной информационной среды. Роль общественного мнения. Взаимосвязь политики и общественного мнения. Деятельность СМИ в контексте конкретных политко-управленческих ситуаций.

Механизм воздействия СМИ на общественное мнение и властные структуры. Монологичная модель информационного воздействия. Стратегия диалога. Поиски союзников. Знание аудитории. Границы интенсивности информационного воздействия на аудиторию. Эффективные приемы внушения и убеждения аудитории: индивидуализация информации, проблемность, двусторонняя аргументация, контрастность изображения, уникальность, интенсивность воздействия, замещение аргументов и др.

Организация взаимодействия СМИ с органами государственной власти и институтами гражданского общества. Планирование и организация работы пресс-служб, пресс-центров, пресс-бюро, пресс-клубов и т.д. Неформальные встречи журналистов с общественностью и представителями власти Функции и стиль деятельности пресс-секретаря. Способы организации и проведения пресс-конференций и брифингов. Подготовка информационных материалов - пресс-релизов, пресс-дайджестов, обзоров печати, справочных материалов, официальных документов, коммюнике, видео- и телесюжетов и проч. “Бюро информационных услуг” в структуре пресс-службы. Контент-анализ и экспресс-анализ прессы. Обеспечение синхронного и асинхронного взаимодействия СМИ с субъектами политического процесса. Феномен информационных войн. Правовое регулирование и профессионально-этические принципы деятельности СМИ.

Тема 20. Технологии “паблик рилейшнз” в деятельности госслужбы

Определения и цели РЛ. Теория общения. РЛ и пропаганда. Реклама и РЛ. Выявление своей “общественности”. РЛ в частном и государственном секторах. Использование РЛ в политике. Международная политика и РЛ. Корпоративная социальная ответственность и двуединая функция РЛ. Кризисные ситуации и РЛ.Правовые аспекты функционирования РЛ. История и особенности РЛ в России.

Отношения с прессой, радио и ТВ. Книгопечатание. Работа с типографией. Новейшие достижения в типографских технологиях. Внутренние газеты (многотиражки). Прямая рассылка. Фотография в РЛ.Фоторепортаж. Фототеки. Выставки и ярмарки. Видеосъемка. Создание фильма. Распространение фильма. Внутреннее телевидение. Использование устной речи. Публичные выступления. Голос фирмы. Технология общения по телефону.

Организация РЛ-служб в коммерции, промышленности, СМИ. РЛ-структуры в органах государственной власти. Координация деятельности. Планирование РЯ-деятельности с учетом общей правительственной стратегии. Организационное построение: отделы по связям с прессой, телевидения и радио, служба рекламы отдел брифингов. Персонал. Условия финансирования. Оборудование специальных помещений для встреч с представителями общественности.

Ассоциации консультантов в области PR. Сферы деятельности PR-мена. Арсенал средств PR-мена. Перспективы развития PR в органах государственной власти, политических партиях и общественных объединениях.

Тема 21. Социально-политический маркетинг как технология политико-административного управления

Маркетинг и политика: адаптация рыночных технологий к политическому процессу. Сущность и цели политического маркетинга. Электоральный и политикоадминистративный маркетинг как составляющие политического маркетинга. Этапы становления и национально-государственные модели политического маркетинга.

Антимаркетинг. Прозрачные и непрозрачные технологии. “Черный пиар” и способы борьбы с ним. Имидж как инструмент политического менеджмента. Определения, функции, типологии имиджа. Имидж как символ: религиозный, родовой, политикогосударственный, национальный и т.д. Имидж и личность политика. Имидж и политическая реальность. Способы формирования имиджа: конструирование на базе данных количественных и качественных социополитических исследований; культивирование традиционно чтимых черт характера. Современный и несовременный имидж. Стратегии актуализации имиджа. Технологии коррекции и смены имиджа.

Слагаемые имиджа: идеи, легенда, убеждения, поступки. Женский и мужской имиджи в политике и управлении. Стиль поведения: авторитарный, демократический. Модели поведения: “триумфатор”, “сдержанный оптимист”. Способы самопрезентации. Тактика общения. Внешний облик: позы, походка, жесты, прическа, лицо, улыбка, голос. Технологии создания позитивного и негативного телевизионного имиджа. Эффекты восприятия телетекста и аудиовизуальных образов. Сложности прямого эфира.

Обоснование необходимости, целей и задач коммуникационной политики общественной или государственной структуры. Определение темы коммуникационной кампании. Выявление разницы между общими задачами общей коммуникационной политики данной структуры и целью конкретной маркетинговой кампании. Формулировка общей стратегии маркетинговой коммуникации. Цель кампании. Результаты маркетингового исследования рынка, сегментация рынка. Адаптация политико-управленческого продукта в соответствии с запросами и потребностями рынка. Определение наиболее важных сегментов, мишеней маркетинговой кампании. Выбор конкретных маркетинговых стратегий. Определение тактики кампании: содержания “послания”, каналов его передачи. Съем реакции мишеней на “послание”. Корректировка имиджа политического “товара”, способов его коммуникации. Определение временных рамок проведения кампании и способов контроля ее эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. - М., 1994.

АвторхановА. Технология власти. - М., 1991.

Административная политика. - СПб., 1998.

Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теоретико-прикладной анализ).

-М., 1996.

Анохин МГ., Комаровский В.С. Политика: возможности современных технологий. - М., 1998.

Ансофф И. Стратегическое управление. - М., 1989.

Архипова Н.А., Кульба В.В. Управление в чрезвычайных ситуациях. - М., 1994.

Атаманчук Г.В. Концепция Кодекса государственной службы Российской Федерации// Российская

академия государственной службы при Президенте РФ. - М., 1998.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления,-М., 1997.

Афанасьев М.Н. Клиентелизм и российская государственность. - М., 1997.

Бакушев В.В., Безносиков В.И., Кот B.C. Административная реформа в России: предпосылки, системность

и механизмы. - М., 2000.

Бачипо И.Л. Организация государственного управления: правовые проблемы. - М., 1994.

Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М., 1990.

БройнингГ. Руководство по ведению переговоров. - М., 1996.

Бромхед П. Эволюция конституции. - М., 1988.

Брудер В. Бюрократия: словарь политических понятий // Полис. № 5, 1991.

Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Франция, Германия. - М., 1998.

Введение в государственное управление. В 3-х кн. Кн. 1. Право, государство и политика. - М., 1998.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. - М., 1990.

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. - СПб., 1995.

Волкова А.В. Административные реформы в современной России //Сравнительное государственное управление. Теория, реформы, эффективность. - Спб, 2000.

Восленский М. Номенклатура: господствующий класс Советского Союза. - М., 1991.

Выборгина А.Е. Культура политического диалога и сотрудничества. - М., 1993.

Государственная служба (комплексный подход). - М., 2000.

Государственная служба в зарубежных странах. - М., 1996.

Государственная служба России: диалог с обществом. Под ред. B.C. Комаровского. - М., 1998. Государственная служба. Сборник нормативных документов. - М., 2000.

Государственное управление. Учебное пособие. - М., 2000.

Гришковец А.А. Правовое обеспечение государственной службы. - М., 1998.

Драго Р. Административная наука. - М., 1982.

Ежов М.В. История государственного управления в России. СПБ., 1996.

Институт губернаторства в России. Традиции и современные реальности. - М., 1997.

Казанцев Н.М. Толковый словарь правового содержания понятий государственной службы. - М., 1996.

Как делать имидж политика. Под ред. В.Е. Егоровой-Гантман, И. Минтусова. - М., 1995.

Каррас Ч.Л. Искусство ведения переговоров. - М., 1997.

Качанов Ю Л. Политическая топология: структурирование политической действительности. - М., 1995. Ковлер А.И. Основы политического маркетинга. - М., 1993.

Комаровский B.C. Государственная служба и гражданское общество: модели взаимоотношений и взаимодействия // Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Научные доклады. Российское государство и государственная служба на современном этапе. Вып. 1. - М., 1999. Комаровский B.C., Оболонский А.В. Проблемы реформирования государственной службы России в свете международного опыта и отечественных традиций // “Вестник МГУ”, № 4, 1997.

Комаровский B.C., Тимофеева Л.Н. Конфликты граждан с чиновниками: почему и зачем? // “Государство и право". № 10, 1997.

Комаровский B.C., Тимофеева Л.Н. Чиновник, профессионал или службист // “Наука. Политика. Предпринимательство”, № 2, 1997.

Комментарий к Федеральному закону “Об основах государственной службы Российской федерации” и законодательству о государственной службе зарубежных государств. Отв. ред. Л.А. Окуньков. - М., 1998. Конституции зарубежных государств (США, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония, Канада).-М., 1996.

Конституция Российской Федерации. Комментарий. Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. - М., 1994.

Кордонский С. Варианты исчисления административных весов в исполнительной и представительной иерархиях власти М., 1997.

КорнелиусX. и др. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М., 1992.

Корэн Л., Гудмэн П. Искусство торговаться, или Все о переговорах. - М., 1995.

Лазарев Б.М. Государственная служба. - М., 1993.

Лафитский В.И. США: конституционный строй и роль штатов в структуре американского федерализма. -М.: 1993.

Лебедева Т. Ю. Искусство обольщения или паблик рилейшнз по-французски. - М., 1996.

Леванский С.А. Германия: федерализм в мононациональном государстве // “Полис", № 5, 1995.

Лобанов В.В. Модернизация правительства в Великобритании. - М., 2000.

Лоутон А., Роуз Э. Организация управления в государственных учреждениях - М., 1993.

Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование. - М., 1997. Медушевстй А Н. Административные реформы в России 18-19 вв. - М., 1990.

Мельников В.П., Нечипоренко B.C. Государственная служба в России: отечественный опыт организации и современность. - М., 2000.

Мильнер Б.З. Теория организаций. - М., 1999.

Мирошниченко А.А. Public relations в общественно-политической сфере. - М., 1998.

Мишелетти М. Государственное управление в демократическом обществе. - СПб., 1998.

Морозова Е.Г. Административные реформы конца XX века: чему нас учит зарубежный опыт // Российское государство и государственная служба на современном этапе - М., 1999.

Морозова Е.Г. Государственная служба как предмет политической науки // Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Ежегодник. 1997. - М., 1998.

Морозова Е.Г. Зарубежные модели федеративного устройства //Российский федерализм: опыт становления и стратегия перспектив. Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова. - М., 1998.

Морозова Е.Г. Политический маркетинг в государственно-политическом управлении. // Политическое управление. Курс лекций. Изд.2-е, переработанное. - М., 1999.

Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг, концепции, модели, технологии. - М., 1999. Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы - М., 1998.

Ноздрачев А. Ф. Государственная служба. Учебник для подготовки государственных служащих. - М., 1999. Оболонский А.В. Демократия и государство: очерки. - М., 1996.

Окуньков Л.А. Развитие законодательства о государственной службе. - М., 1998.

Орлов Б. Политическая культура и становление демократии в России. - М., 1994.

Охотский Е В. Бюрократия и бюрократизм. - М., 1996

Политическое управление. Под ред. B.C. Комаровского, С.В. Рогачева. - М., 1999.

Попов Г.Х. Блеск и нищета Административной системы. - М., 1993.

Почещов Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. - М., 1998. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. - М., 1994.

Пресса России: проблемы и перспективы развития. - М., 2000.

Проблемы развития российского федерализма. - М., 1996.

Риддел П. Десятилетие Тэтчер: как изменилась Великобритания в 80-е гг. - М., 1990.

Российский федерализм: опыт становления и стратег™ перспекгив.Под общ. ред. Р.Г. Абдулатипова - М., 1998. Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. - М., 1995.

Рюмин В.А. Политико-административные реформы в истории России // Сравнительное государственное управление. Теория, реформы, эффективность. - СПб., 2000.

Смит М. Как научиться говорить “нет” и чувствовать себя при этом комфортно. - СПб., 1996.

Сморгунов JT.B. Административные реформы в западных странах: сравнительный анализ // Сравнительное государственное управление. Теория, реформы, эффективность. - СПб, 2000.

Современный немецкий конституционализм. - М., 1994.

Сравнительное государственное управление: теория, реформы, эффективность. Под ред. JT.B. Сморгунова. -СПб, 2000.

Старилов Ю.Н. Служебное право. Учебник. - М., 1996.

Теслинов А.Г. Развитие систем управления: методология и концептуальные структуры. - М., 1998. Технологии в политике и политическом управлении. Под ред. Анохина М.Г., Комаровского B.C., Матвеенко Ю.И. - М., 2000.

Фалмер P.M. Энциклопедия современного управления. В 5 т. - М., 1992.

Федеральный закон РФ “Об основах государственной службы Российской федерации” // СЗ РФ. 1995. № 31. С. 2990.

Федеративный договор. Документы. Комментарий. - М., 1994.

Федерация в зарубежных странах.- М., 1993.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М., 1990.

Фритчлер А.Л., Росс Б.Х. Как работает Вашингтон. - М., 1995.

Цоков И.В. Прогнозирование в процессе принятия политических решений. - М., 1994.

Чиркин В.В. Основы сравнительного государствоведения. - М., 1997.

Чумиков А.Н. Креативные технологии “паблик рилейшнз”.--М., 1998.

Шабров О.Ф. Политическое управление. - М., 1997.

Эддоус М., Стэнфилд Р. Методы принятия решения. - М., 1997.

Юри У. Преодолевая “нет”, или Переговоры с трудными людьми. М., 1993.

Язык и моделирование социального взаимодействия. - М., 1987.

Яковлев И. Паблик рилейшнз в организациях. - СПБ., 1995.

Advising West European governments: inquires, expertise & public policy. Pittsburgh. 1993.

Barzehy M. Breaking through bureaucracy, a new vision for managing in govemement Bakeley. 1992.

Benda P.M., Levine Ch.H. Reagan and the Bureaucracy //Jones Ch.O. (ed.). The Reagan Legacy. Chatham. 1988. Bowles N. The government and politics of the U.S. London. 1993.

Davies H. FightingLeviathan: Building Social Markets That Work. London. 1992.

Downs G. W., Larkey P.D. The search for government efficiency. New-York. 1986.

Dunlcavy P. Democracy, Bureaucracy and Public Choice: Economic Explanation in Political Science. Hemel Hempstead, Harvester Wlieatsheaf. 1991.

Governing the UK in the 1990’s. Ed. by Pyper R. and Robins L. London. 1995.

Governing together: the extent & limits of joint decision-making in Western European cabinets. London-New-York. 1993.

Greenwood J.R., Wilson D.J. Public administration in Britain. London. 1984.

L’Etat modeme et i’administration: nouveaux contextes, nouvelles fithiques, nouveaux experts. Paris, 1994.

Leca J. L’administration entre productivity et partenariat //L’Etat modeme et l’administration. Paris. 1994.

Lynch E. Politics, Non-partisanship and Public Service. New-York. 1990.

Monnier E. Evaluation des politiques publiques: mfithodes et pratiques. Paris. 1989.

Osborn D., Gaebler T. Reinventing Government. New York. 1992.

Pollitt G. Menegcrialism and the Public Service: The Anglo-American Experience. Oxford. 1990.

Self P. Government by the Market? The Politics of Public Choice. London. 1993.

Smith B.C. Bureaucracy and political power. New-York. 1988.

Stevens A. The government and politics of France. London. 1992.

Taylor-Gooby P., Lawson R. Markets and Managers: New Issues in the Delivery of Welfare. Backingham. 1993. Thatcher M. The Downing Street Years. London. 1993.

The state in Western Europe: retreat or redefinition? Portland. 1994.

Walsh K. Public Services and Market Mecanisms: competitions, contracting and the New Public Management. Basingstoke. 1995.

West W.F. Controlling the bureaucracy: institutional constraints in theory a. practice. London. 1995.

Wright V. Reshaping the State: the Implication for Public Administration //The State in Western Europe. Retreat or Redifinition? Portland. 1994.

Zifcak S. New Managerialism: Administrative Reform in Whitehall and Canberra. Buckingam. 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.