Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА В КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИН РОССИИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА В КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / ЗНАМЯ / ГЕРБ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коваленко Анна Ивановна

В статье рассматривается вопрос отношения казачества к государственным символам России. Главной святыней в жизни казачества было знамя - свидетельство признания войск высшей государственной властью и проявления монаршей милости, оценки заслуг казачества в выполнении гражданского и воинского долга перед народом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА В КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИН РОССИИ»

Многие сотрудники связали всю трудовую судьбу связали с жизнью института, прослужили и проработали в нём десятки лет, трудятся и в настоящее время, отдавая все свои силы, опыт и знания любимому делу, его совершенствованию, воспитанию молодых специалистов. Многих наших коллег, к сожалению, уже нет в живых, но мы с благодарностью вспоминаем их и их вклад в общее дело.

ВОЕННАЯ СИМВОЛИКА

Коваленко Анна Ивановна —

заведующая кафедрой Амурской государственной медицинской академии, кандидат

исторических наук, доцент (г.Благовещенск)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА В КУЛЬТУРЕ КАЗАЧЕСТВА ВОСТОЧНЫХ ОКРАИН РОССИИ

Значительное место в культуре казачества занимает государственная символика. Главной святыней в жизни казачества было знамя — свидетельство признания войск высшей государственной властью и проявления монаршей милости, оценки заслуг казачества в выполнении гражданского и воинского долга перед народом.

В начале XVШвека на службу русскому царю были приглашены и поверстаны в казаки буряты и тунгусы. Они проживали в караулах на границе с Монголией и Китаем. Инородческие войска зарекомендовали себя верными стражами Российского государства. В 1728году одиннадцати родам (полкам) хоринских бурят Селенгинского и Нерчинского дистриктов «за их верность, прилежность к службе и чтобы впредь служили со всякою ревностью» было пожаловано по знамени, на них было возложено несение службы у Ара-Мензинского караула. Отсюда пошли корни Забайкальского бурятского казачьего войска. Семи родам селенгинских бурят 14августа 1800года также было пожаловано по знамени1. Знамёна представляли собой двухаршинное квадратное полотнище, сшитое из 17 отдельных кусков шёлка. В середине круг белого цвета, от которого к центру сторон расходятся белые полосы в виде креста. Пространство между ними зашито красной тканью. На белой средней полосе на одной стороне изображён двуглавый орёл, над которым написано: «Не нам, не нам, а имени Твоему», на другой стороне надпись над орлом гласит: «Сим знаменем победиши». По углам в красный цвет знамени нашиты овальные формы, окаймлённые золотыми венками с надписью в центре: «Благодать»2.

В 1840 году из хоринских бурят Верхнеудинского округа выделились 7875человек, обитавших в Нерчинской округе, которые вошли в Агинский округ, затребовав причитавшиеся им знамёна. По предложению генерал-губернатора Восточной Сибири, отметившего, что агинцы чтут монаршую милость, помогают комплектовать людьми бурятские полки, содержать пограничную стражу и

исправно платят ясак, 21ноября 1842года им было пожаловано 9знамён «За верность и усердие». 21апреля 1846года состоялось пожалование селенгинским бурятам 15знамён взамен устаревшихЗ. Знамёна воспринимались бурятскими казаками как знак высшей милости, символ признания их заслуг, высоко ценились и свято охранялись.

Вскоре после образования Забайкальского казачьего войска бдекабря 1852года были высочайше пожалованы знамёна четырём русским конным полкам и двенадцати пешим батальонам. В особой грамоте по этому поводу писалось: «...по освящении знамён употребить оные на службу Нам и Отечеству, с верностию, усердием и храбрастию, Российскому войску свойственными. Пребываем Императорской Нашею милостию благосклонны Николай1». В приказе Н.Н.Муравьёва войску было велено по прочтении грамоты полкам и батальонам хранить её в войсковом правлении, для чего учредить почётный караул из конных и пеших казаков. Знамёна хранить в полковых и батальонных штабах, назначить к ним часовых из числа достойнейших казаков4.

Полотно знамени пешего батальона представляло собой двусторонний шёлковый квадрат, сторона которого несколько превышала 2аршина. Полотно шилось из 9кусков: в середине размещался жёлтый круг диаметром в 13вершков, вокруг него — лавровый венок, в середине венка — государственный герб; от середины каждой стороны к центру шли белые полосы, образующие крест; промежутки между частями креста заполнены тканью зелёного цвета.

Знамёна конного полка по размерам и общему принципу пошива были идентичными батальонным. Фон знамён вокруг центрального жёлтого круга был синего цвета. По углам располагались четыре красных круга диаметром бвершков каждый. На полотне нарисованы: вокруг жёлтого круга лавровый венок, внутри него с одной стороны знамени государственный герб, с другой — красный крест; вокруг красных кругов лавровые венки с буквой «Н» в центре5.

В 1897году за успехи в освоении края простые знамёна были пожалованы Амурскому казачьему полку, получившему в 1909году имя генерал-адъютанта графа Н.Н.Муравьёва-Амурского, и Уссурийскому казачьему дивизиону. Славная история Забайкальского казачьего войска была отмечена в 1903году пожалованием войскового знамени.

Самой почётной коллективной наградой в старой российской армии были Георгиевские знамёна. Они вручались от имени императора только тем частям, чьи действия обеспечили победу над превосходящими силами неприятеля, а личный состав проявил массовый героизм на поле боя. В Забайкальском казачьем войске Георгиевских знамён «За отличие в войну с Японией в 1904— 1905годах» были удостоены 1-й Верхнеудинский и 1-й Читинский полки. На них — кровь забайкальских казаков, героев сражений под Ляояном, Мукденом, на реке Шахе, лихих рейдов в тыл врага в Корею, на города Инкоу и Факумынь.

У казачества формировалось особое отношение к знамени, которое являлось важным атрибутом, побуждавшим казаков в мирное время образцово выполнять свой воинский долг, а во время войны мобилизовавшим их на ратные подвиги. В «Памятке об Амурском казачьем полку» записано: «Знамя — это великая святыня, в ней честь, слава и жизнь твоего полка. Честный и храбрый казак умрёт со знаменем в руках, но не даст его на поругание неприятелю. Знамя дано самим Царём, грамотою подписанное. Оно заключает все драгоценности русского воинства: Веру, Царя и Отечество»6.

Знамёна бережно хранились казачеством. Так, в Забайкалье находившиеся в доме наказного атамана войсковые знамёна в 1890году были помещены в часовне во имя св.Александра

Невского, возведённой по распоряжению наказного атамана генерала М.П.Хорошхина в честь полученной от царя благодарности за хорошее состояние Забайкальского казачьего войска. При отступлении войск атамана Г.М.Семёнова войсковые святыни были вывезены из России под охраной полного георгиевского кавалера В.Г.Казакова. Он их сберёг в трудные годы китайской эмиграции и вернул в 1945году советскому командованию7.

В 1904году казачьим войскам восточных окраин России были пожалованы атаманские насеки, символы авторитета атаманской власти и верности казачества монархическому идеалу. Поэтому не случайно, по древнему казачьему обычаю, насеки были вручены на казачьих кругах в день рождения наследника великого князя Алексея Николаевича, августейшего атамана всех казачьих войск. Насека представляла собой трость чёрного дерева в серебряной вызолоченной оправе с серебряным наконечником. Венчалась насека государственным гербом с двуглавым орлом и державой, украшенной розами, что символизировало крепость Российского государства и императорской власти. Особую царскую благосклонность к забайкальскому и дальневосточному казачеству подчёркивали именные надписи с императорским вензелем8.

К началу ХХвека забайкальское казачество представляло собой самостоятельную социальную группу со сложившимися в процессе исторического развития самобытными традициями. Оно осознавало свою значимость для края и стремилось закрепить её во внешних формах культуры. В 1912году военный губернатор Забайкальской области, наказной атаман Забайкальского казачьего войска А.И.Кияшко инициировал вопрос о создании войскового герба, отличного от герба территории. Обосновывая необходимость собственного геральдического знака, казаки-забайкальцы писали: «Когда гром оружия многолетних войн всё ещё продолжал звучать на полях окраин великого царства Российского, здесь тогда было место лишь одному сословию, среди которого бранные схватки считались потехой, где шашки не ржавели, удаль и отвага не вымирали, где от отца к сыну, от деда к внуку переходил один и тот же завет — любить родную землю и истреблять врагов ея... В области с казачьим населением живут двойной жизнью: жизнью населения войскового сословия и жизнью не войскового сословия. У каждого из этих сословий своя строго ограниченная земельная собственность, свой особый уклад жизни, свои особенные интересы, свои обязательства перед государством»9. Среди присоединившихся к просьбе А.И.Кияшко были наказные атаманы Амурского и Уссурийского казачьих войск.

В 1914году хорунжий Размахнин выполнил эскиз герба. На щите с закруглёнными краями и мыском в середине нижней части был изображён голубой фон неба с северным сиянием, что означало расположение территории Забайкальского казачьего войска к северу от Китайской империи и близко к полярному кругу. В небе распростёр могучие крылья двуглавый орёл — символ Российской империи, частью которой являлось Забайкалье. В когтях у орла — лук со стрелою, опущенной острием вниз, символ вхождения в состав Забайкальского казачьего войска бурят, вооружение которых составляли лук и стрелы и которые готовы нанести удар лежащему к югу за пограничной чертой Китаю. Ниже орла — сопки, характерная особенность большей части Забайкалья. Переход сопок в зелёное ровное поле означает степной характер южной, пограничной с Китаем территории Забайкалья. В левой стороне щита изображено синее озеро Байкал, символизирующее название края и войска. От Байкала до правой стороны щита протянулся коричневого цвета тын, напоминающий о том, что при покорении края и несении пограничной службы казаки окружали свои селения тыном. Чёрная линия под тыном означает сухопутную пограничную черту с Китаем, синяя — пограничную реку Аргунь, жёлтое поле — это Китайская империя, красный извивающийся над ней дракон — постоянная опасностью.

С проектом герба были ознакомлены атаманы родственных Амурского и Уссурийского войск. Уссурийцы выразили пожелание, чтобы символика дальневосточных войск от Байкала до Тихого океана была идентичной с отражением небольших особенностей, амурские казаки решили создавать свой герб, поручив работу над ним подъесаулу лейб-гвардии сводного казачьего полка Сычёву11.

К сожалению, герб Забайкальского казачьего войска так и не был узаконен. В 1917году появился декрет о ликвидации чинов, сословий и званий. Несколько позже ликвидация казачьего сословия привела к полному забвению местных геральдических символов.

Но вернёмся назад. В Забайкальском войске осуществлялась организационная работа по подготовке проекта и изготовлению нагрудных знаков. История их появления связана с тем, что 13августа 1913года Забайкальскому казачьему войску было пожаловано старшинство с 1655года. А.И.Кияшко, желая увековечить это событие, постановил учредить нагрудный знак. 31октября 1914года он был высочайше утверждён. Знак представлял собой жёлтую эмалевую удлинённую подкову с золотыми краями. Его размер не превышал в высоту 17см и в ширину — 13см. В нижней части был изображён красный извивающийся дракон, а по сторонам тёмно-зелёные ветви. Во внутренней части подковы внизу помещён частокол тёмно-коричневого цвета, а под ним, по краю подковы, — извивающаяся узкая голубая полоса. В верхней части подковы находился двуглавый чёрно-коричневый орёл с распростёртыми крыльями, опиравшимися на боковые стороны подковы. Голова орла увенчана императорской золотой короной. На груди расположен щит, на белом поле которого помещён Георгий Победоносец на коне, поражающий копьём змия. Из-под крыльев орла исходят в виде молний золотые стрелы, доходящие до частокола и внутренних краёв подковы. В лапах орёл держит бант из жёлтой ленты, на концах которой написаны даты: слева «1655» — год старшинства ЗКВ, справа — «1913» — год пожалования этого старшинства. Под бантом помещены два вензеля: золотой «Н» — императора Николая!! и серебряный «А» — царя Алексея Михайловича, в царствование которого появились первые казаки за Байкалом. Геральдические элементы нагрудного знака по смыслу символизировали аналогичные изображения проекта войскового герба.

Были учреждены золотые, серебряные и бронзовые знаки. Право их ношения предоставлялось всем офицерским, классным и нижним чинам, служившим в частях войска, в штабах, управлениях, заведениях и учреждениях. Прикомандированные чины правом ношения знака не пользовались. Приобретение нагрудных знаков осуществляли войсковые части на собственные средства без дополнительных расходов казны12. В 1915—1916гг. была изготовлена небольшая партия знаков в Санкт-Петербурге, на фабрике «Эдуард», в массовое производство по известным причинам знак не был запущен. Тем не менее попытки создания собственной геральдики свидетельствуют о достаточно высокой степени зрелости казачьих войск на восточных окраинах России.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Краткая хроника Забайкальского казачьего войска // Казачьи войска. Хроника гвардейских казачьих частей. СПб., 1912. С. 294.

2 Забайкальская казачья книжка. СПб., 1893. С. 97.

3 Приамурские ведомости. 1895. № 66.

4 Государственный архив Читинской области (ГА ЧО). Ф. 30. Оп.1. Д.640. Л.75, 76.

5 Забайкальская казачья книжка. С. 97.

6 Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф.1573. Оп. 2. Д. 698. Л. 18.

7 Наследие. 2001. № 1(7). С. 3.

8 РГВИА. Ф. 1573. Оп. 2. Д. 697. Л. 11, 11 об., 13, 23.

9 Забайкалье. 1997. № 204.

10 ГА ЧО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 640. Л. 72.

11 Там же. Л. 55, 58.

12 Там же. Л. 115, 164.

ПО СТРАНИЦАМ РЕДКИХ ИЗДАНИЙ

Публикация: ОСТРОВСКИЙ Александр Васильевич — ведущий научный редактор редакции «Военно-исторического журнала» (Москва)

А.Г. БРИКНЕР

СМЕРТЬ ПАВЛА I

11—12 марта 1801 года 3. Ночь

После попойки заговорщики двинулись по направлению к Михайловскому дворцу. Это движение напоминало военный ход. Беннигсен упоминает, что всех было больше шестидесяти офицеров. Генерал Талызин пришел в казарму Преображенского гвардейского полка и отдал приказ одному батальону стать под ружьё, ввиду того что в городе начались волнения. Во дворце были поставлены отряды Семёновского гвардейского полка. Пален отправил отряды кавалерии для занятия улиц, ведущих от Невского проспекта к Михайловскому дворцу. Они должны были соединиться с батальоном преображенских гвардейцев, но явились только тогда, когда всё во дворце уже было окончено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.