УДК 94 (47). 073
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПРОСТИТУЦИЕЙ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: СЕРЕДИНА XIX СТОЛЕТИЯ - 1917 Г.
© 2008 М. Н. Зюбан
аспирант кафедры истории России e-mail: aspirantura-kgu@,mail. ru
Курский государственный университет
В данной статье прослеживается эволюция государственной политики в отношении проституции, начиная с исходного момента контроля государства за видом этой деятельности в 1843 г, расширение и ужесточение такового контроля в 1861, 1903 гг. и заканчивая законоположением от 25 декабря 1909 г., против вовлечения в указанное занятие девушек, в особенности несовершеннолетних и с принуждением.
Ключевые слова: государственная регламентация, проституция, законодательство, правила для публичных женщин, врачебно-полицейский комитет.
Зачатки женской проституции в России как профессионального занятия (оказание интимных услуг мужчинам за повременную плату) возникли в XVII веке при общественных банях, кабаках и подобных заведениях, несмотря на строгие преследования государства, в XVIII столетии проституция получила дальнейшее развитие в виде нелегальных публичных домов и промысла одиночек. Быстрое, бесконтрольное развитие этого доходного промысла в России повлекло за собой резкое увеличение числа больных венерическими заболеваниями среди населения.
Содержателей публичных домов и самих проституток наказывали штрафами и избиением кнутом, исправительным заключением и ссылкой в Сибирь» [Материалы... 1841: 296]. Последний раз торговля услугами сексуального характера законодательно была запрещена путем подтверждения вышеуказанных наказаний Сводом законов Российской империи 1832 г. при Николае I. Однако традиционный запрет оказался бессилен, и нелегальная проституция продолжала оставаться причиной массового распространения венерических болезней.
Только в конце 1843 г. женская проституция в экспериментальном порядке была признана терпимой, когда усилиями министра внутренних дел Л. А. Перовского (находился в этой должности с сентября 1841 г. по август 1852 г.) в Петербурге был создан Врачебнополицейский комитет для осуществления контроля за фактически теперь уже легализованной проституцией женщин [Кузнецов 1994: 215].
Он действовал на основании особых циркуляров МВД, в частности «Правил для содержательниц домов терпимости» от 29 мая 1844 г., которыми предписывалось, что «бордели открывать не иначе как с разрешения полиции». «Разрешение открыть бордель может получить только женщина средних лет, от 30 до 60». «Содержательница борделя при получении разрешения обязывается подпискою в том, что будет соблюдать все относящиеся к здоровью женщин. правила, которые будут постановлены Комитетом».
В «Правилах» особое внимание уделялось ограничению минимального возраста проституток: «В число женщин в борделях не принимать моложе 16 лет». (В России с 1833 г. минимальный брачный возраст православных женщин составлял 16 лет.) В отношении клиентов циркуляр гласил: «Мужчин несовершеннолетних, равно как воспитанников учебных заведений, ни в коем случае не допускать в бордели».
Деятельность публичного дома была регламентирована и с точки зрения христианских законов: воспрещалось содержательницам по воскресным и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни.
Согласно правилам, содержательница публичного дома несла ответственность за здоровье и поведение работающих у нее женщин «содержательница подвергается также строгой ответственности за доведение живущих у нее девок до крайнего изнурения неумеренным употреблением. <...> В определенный врачом для посещения день
содержательница обязана представить ему к свидетельству всех женщин своего борделя». Медик же «заболевших отсылает тотчас же в особую женскую больницу» [Сборник... 3539].
В «Правилах для публичных женщин» от 29 мая 1844 г. было указано, что «публичным женщинам дозволяется жить не в борделях, а на квартирах, но только отнюдь не более как по одной».
Рассмотренные выше подзаконные акты были изданы Министерством внутренних дел 28 июля 1861 г. в новой редакции, в т.ч. в «Правилах о борделях» более жесткими стали требования к порядку их открытия. Появились пункты, которые охраняли имущественные права работающих в публичном доме женщин.
Распоряжения стали более жесткими в отношении их неисполнения. Впервые в них появляются статьи, в которых говорилось о наказании владелиц публичных домов: «За неявку женщин к освидетельствованию в определенное время содержательницы отсылаются в исправительное заведение.» [Там же: 39-49].
Сравнивая «Правила для содержательниц домов терпимости» 1844 г. и 1861 г. укажем, что они увеличились с 32 пунктов до 58, стали более обширными и касались практически всех сфер этого ремесла [Там же: 49].
«Правила для публичных женщин» 1861 г., утвержденные 28 июля Министерством внутренних дел, также претерпели изменения. Так, согласно новым правилам, проститутки «.если не хотят жить в борделях, могут проживать и на квартирах по одной, но не более как по две», в то время как в правилах 1844 г. на квартире могла проживать только одна барышня.
В новых правилах для публичных женщин много внимания уделяется вопросам народного здравияБольшинство пунктов правил 1844 г., касающиеся здоровья посетителей и продажных женщин, остались без изменения, хотя некоторые были уточнены и дополнены: : «Публичные женщины, кои окажутся зараженными сифилитической болезнью, тотчас поступают в ... больницу и лечатся там бесплатно. <...> Публичные женщины должны беспрекословно предъявлять медицинские билеты посетителям, если они пожелают удостовериться в их здоровье». [Там же: 54-55].
Чтобы начать честную жизнь «публичные женщины могут оставить бордели во всякое время, когда пожелают. Денежные претензии содержательниц на женщин не могут служить препятствием к оставлению последними борделей» по новым правилам 1861 г.
Как видим, правила и для содержательниц домов терпимости, и для публичных женщин с 1844 по 1861 год частично изменились в сторону ужесточения.
Помимо официальных «домов терпимости», в России продолжали существовать тайные притоны, которым придали полулегальный статус, согласно утвержденным Министерством внутренних дел «Правилам для содержательниц тайных притонов для распутства» от 28 июля 1861 г.
С одной стороны, содержание такого рода заведений запрещалось: «Тайный разврат, допускаемый ныне в некоторых домах квартирными хозяйками, равно непотребство в банях, трактирах, портерных, кабаках и т.п. заведениях, воспрещается. Комитет и полиция преследуют допускаемый в оных разврат и хозяев подвергают законной ответственности».
Но следующие пункты в правилах предлагали относиться терпимо к нелегальной проституции: «Тайный разврат терпится только в притонах, с ведома Комитета содержимых, и в секретных квартирах (maisons de passe), которые посещаются мужчинами с их
женщинами». «Свидания мужчин с женщинами допускаются только в секретных квартирах и номерах тех гостиниц, которые собственно для этой цели устроены». Мало того, по примеру легальных борделей правила обязывали следить за здоровьем женщин в тайных притонах, вовремя изолировать заболевших и не допускать к работе.
Вновь возникшие и уже существовавшие ранее тайные притоны, согласно этим правилам, подлежали контролю со стороны полиции, а хозяйки притонов обязаны были исполнять правила приема клиентов, в противном случае они подлежали «аресту при съезжих домах или исправительном заведении на большее или меньшее время, смотря по мере вины их, но если и засим они будут замечены в каких-либо упущениях, то им воспрещается содержание подобных заведений, и в случае упорства они высылаются.».
С 1843 г. по образцу петербургского врачебно-полицейские комитеты постепенно возникли во многих других городах империи. Остальные городские поселения осуществляли контроль за женской проституцией силами полиции и местных врачей. В Курске, как и в далеком Якутске и южнороссийском Новочеркасске, «надзор за проституцией» был «совершенно не организован» [Врачебно-полицейский надзор 1910: 12].
8 октября 1903 года вышло «Положение об организации надзора за городской проституцией в Империи», подписанное за министра внутренних дел товарищем министра
Н. А. Зиновьевым.
Положение состояло из 2 разделов: «Организация учреждений, ведающих надзором за городской проституцией» и «Правила для проституток, содержательниц домов терпимости и поднадзорных притонов разврата».
Первый раздел регламентировал работу органов государственного надзора за проституцией женщин: «Надзор за проституцией сосредоточивается в одном учреждении -Врачебно-полицейском комитете, находящемся в ведении местной полиции, или же санитарные и полицейские действия по надзору распределяются между двумя учреждениями, из коих одно находится в ведении полиции, а другое в ведении общественного установления».
Второй раздел составляют автономные «Правила для проституток», «Правила для содержательниц домов терпимости» и «Правила для содержательниц поднадзорных притонов разврата».
В общей сложности, это новое положение повторяет циркуляры 1844 и 1861 гг. с некоторыми сокращениями и отдельными ограничениями. Из последних решающим являлось повышение возраста занимающихся профессиональной проституцией с 21 года, то есть с наступления совершеннолетия, по российскому законодательству, причем эта статья впервые была введена специальным циркуляром Министерства внутренних дел в 1901 г. [Покровская 1912: 418-419].
Переход от издания подзаконных циркуляров Министерства внутренних дел к полноправным законоположениям произошел в отношении ограничения института проституции.
Такой закон под говорящим названием «О мерах к пресечению торга женщинами в целях разврата» был утвержден императором 25 декабря
1909 г. на основании принятия законодательными палатами (сначала Государственной думой, затем Государственным советом) соответствующего законопроекта, внесенного министром юстиции.
Принятый документ старался оградить девушек от сводников: «Виновный в сводничестве для непотребства лица женского пола, не достигшего двадцати одного года, наказывается заключением в тюрьму» [Полное собрание 1909: 991-992]. Каралось всякое принуждение женщин (любого возраста) к разврату [Там же].
В другой статье подробно указывалось: «Виновный в том, что склонил лицо женского пола промышлять непотребством посредством насилия над личностью или угрозы убийством, весьма тяжким или тяжким телесным повреждением ей или члену ее семьи, или посредством обмана, или злоупотребления своего над сим лицом властью, либо пользуясь
беспомощным его положением или зависимостью такого лица от виновного наказывается заключением в тюрьму на срок не ниже трех месяцев» [Там же].
Полностью новым являлось государственное противодействие эмиграции девушек для занятий проституцией: «Виновный в том, что склонил к выезду из России лицо женского пола, не достигшее двадцати одного года, с целью обратить такое лицо на промысел непотребства вне пределов России наказываются заключением в тюрьмы» [Там же].
Таким образом, существовавшую столетия карательную политику, показавшую неэффективность в отношении проституции, с 1843 г. сменила легализация явления с правовой регламентацией и осуществлением контроля.
Положения 1903 и 1909 гг. действовали до победы Февральской революции в России, сохранив многие традиции вплоть до Октябрьского переворота 1917 г.
Библиографический список
1. Врачебно-полицейский надзор за городской проституцией. - СПб., 1910. - Ч.1. - С. 12.
2. Кузнецов, М. Проституция в Петербурге и Москве. 1871 / М. Кузнецов // История нравов: История проституции. - СПб., 1994. - С. 215.
3. Материалы для полной и сравнительной статистики Москвы. - М., 1841.- С. 296.
4. Покровская, М. И. О законодательных мерах против торга женщинами в целях разврата / М. И. Покровская // Труды Первого Всероссийского съезда по борьбе с торгом женщинами и его причинами. - СПб., 1912. - Т. 2. - С. 418-419.
5. Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3. Т. XXIX: 1909: Отд. I. -СПБ., 1912.- С. 991-992.
6. Сборник правительственных распоряжений, касающихся мер предупреждения распространения любострастной болезни. - СПб., б.г. - С. 97-98.