Научная статья на тему 'Государственная регистрация юридических лиц: сравнительный анализ Российской и кипрской моделей'

Государственная регистрация юридических лиц: сравнительный анализ Российской и кипрской моделей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
611
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бодунков Александр Сергеевич

Статья посвящена анализу государственной регистрации юридических лиц при создании на примере Российской Федерации и Республики Кипр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная регистрация юридических лиц: сравнительный анализ Российской и кипрской моделей»

Бодунков А.С.1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ

АНАЛИЗ РОССИЙСКОЙ И КИПРСКОЙ МОДЕЛЕЙ

Перед тем как рассмотреть конкретизированные понятия и способы создания юридических лиц, необходимо определить, что же мы в современной российской правовой науке собственно и подразумеваем под термином «Юридическое лицо». Согласно ст. 48 и ст. 49 ГК РФ , юридическое лицо - созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Одним из основных институтов римского права, повлиявшим в современную романо-германскую систему права, а также на систему российского права настоящего времени, является институт юридического лица. Первые упоминания о юридическом лице, правда, в несколько ином аспекте, чем в современной цивилистике, мы встречаем в римских законах, в частности в древнеримский период был известен специальный правовой механизм не только признания юридического лица в виде самостоятельного

1 Бодунков Александр Сергеевич - магистрант Юридического факультета им. М.М. Сперанского Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Статья посвящена анализу государственной регистрации юридических лиц при создании на примере Российской Федерации и Республики Кипр.

Ключевые слова: государственная регистрация, юридическое лицо.

Bodunkov Aleksandr S. The state registration of legal entities in Russia and the Republic of Cyprus.

This article is devoted to the state registration of legal entities at the moment of incorporation by example of Russia and the Republic of Cyprus.

Keywords: public state registration, legal entity,

2 «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)//СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

субъекта гражданского права, но и были сформированы определенные критерии, позволяющие утверждать, что объединения, существовавшие в Древнем Риме, представляли собой прообраз юридического лица. К схожему мнению приходит и Е.А. Флейшиц, указывая в своей работе «Римское частное право»: «Основная мысль о юридическом лице как приеме юридической техники для введения в оборот имущественной массы, обособленной от имущества физических лиц, была выражена римским правом отчетливо»L Юридическое лицо как отдельная правовая единица возникло с конца 18-го века, начало активного использования данного термина также относится к концу 18-го столетия, примером может служить упоминание юридического лица как самостоятельной правоспособной единицы в средневековом каноническом праве (Medieval canon law)

Касательно же стран англосаксонской системы права, исторически, только физическое лицо могло выступать истцом и/или ответчиком в судах и в ответе за деятельность организации был исключительно ее владелец, однако, с момента индустриальной революции ситуация резко изменилась и возникли новые формы организаций, в том числе с ограниченной ответственностью, таким образом выведшие владельцев-участников за

3.

рамки ответственности по долгам предприятия

Нельзя не отметить, что становление и развитие процедуры регистрации юридического лица тесным образом взаимосвязано с формированием самого института юридического лица, с выбором учредителями организационно-правовой формы будущей организации и дальнейшей деятельности созданного юридического лица.

Юридическая определенность в вопросах создания и прекращения юридических лиц всегда имела особое значение. Формирование инфраструктуры рынка невозможно без четкой и максимально подробной правовой регламентации вопросов создания таких массовых субъектов гражданского оборота как юридические лица. С принятием части первой ГК

1 Римское частное право: Учебник / В.А. Краснокутский, И.Б. Новицкий, И.С. Перетерский и др.; под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2004. 544 с.

2 URL:http://dspace.nwu.ac.za/handle/10394/381 (дата обращения: 03.12.2012)

3 the Joint Stock Companies Act 1844, the Limited Liability Act 1855, the Companies Act 1856.

РФ многие вопросы в этом направлении были принципиально разрешены. Некоторые из них получили свое дальнейшее развитие и конкретизацию в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1. Можно констатировать, что законодательная основа создания юридических лиц в целом сформирована, но это не означает, что мы имеем ее оптимальный вариант.

Понятие «образование (создание)» юридического лица встречается в действующем законодательстве РФ в двух смыслах. Во-первых, он означает весь процесс (порядок) создания юридического лица, который включает в себя совокупность действий и отношений, связанных с созданием юридического лица. Во-вторых, этот термин применяется для обозначения тех юридически значимых обстоятельств (фактов), с наступлением которых юридическое лицо считается созданным.

В действующем же Гражданском кодексе РФ нет отдельной статьи «Создание юридического лица», поэтому определить, с какого момента в соответствии с положениями самого ГК РФ юридическое лицо считается созданным можно только путем системного анализа других статей. В п. 2 ст. 51 ГК РФ указано, что юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Следует считать, что это положение применяется ко всем способам создания юридических лиц, которые предусмотрены действующим законодательством: как путем создания юридического лица впервые, так и путем его реорганизации. Это находит подтверждение в п.п. 2,4 ст. 57 ГК РФ, из которых следует, что вновь возникшие в процессе реорганизации юридические лица подлежат государственной регистрации. Необходимо отметить, что реорганизация юридического лица осуществляется как в уведомительном порядке, так и с согласия (разрешительный порядок) уполномоченного органа (Федеральная антимонопольная служба России) при слиянии, присоединении и преобразовании2.

1 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 28.7.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)//СЗ РФ 3.08.2001, N 33 (часть I), ст. 3431

2 ст. 27 Федерального закона от 28.07.2012 N 135-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите конкуренции» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)//СЗ РФ 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3434

Гражданский кодекс РФ определяет юридический факт, который непосредственно порождает появление юридического лица как субъекта гражданского права моментом государственной регистрации, но не содержит указаний о том, что считать таким моментом. Раскрывается это понятие в Законе о регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ моментом государственной регистрации является внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Интересно отметить, что в ГК РСФСР 1964 г.1 существовала ст. 27 «Образование юридического лица», которую законодатель тех лет счел необходимым включить в кодифицированный нормативный акт. Включение подобной статьи в Гражданского кодекса РФ подчеркивало бы важность этого института, так как он имеет, прежде всего, гражданско-правовое исходно-важное значение. Задачи Федерального Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ несколько иные и основная часть норм этого закона, как отмечается в литературе, относится к предмету административного права.

После очерчивания существующих недочетов российского законодательства в части регулирования создания юридических лиц действующим законодательством, правильным было бы сравнить сложившуюся ситуацию в России с опытом зарубежных стран. В качестве страны, участвующей в сравнении, я выбрал Республику Кипр. Понимая все различия правовых систем и близость кипрского законодательства к британскому праву, мой выбор обусловлен активным участием кипрских юридических лиц в экономике России: многие российские юридические лица имеют в качестве участников или акционеров кипрские компании, которые являясь нерезидентами РФ, зачастую активны на российском рынке, в том числе на фондовом; также не редки в нашей стране представительства и филиалы кипрских компаний2.

Корпоративное законодательство Кипра в области создания и регистрации юридических лиц практически полностью заимствовано у

1 Ведомости Верховного Совета РСФСР,1964, №24, ст.407

2 URL: http://www.rus-cyp.ru (дата обращения: 03.12.2012)

Англии. В частности Закон о компаниях Республики Кипр 1951 г., глава 1131 (далее - Закон о компаниях), базируется на Законе Англии о компаниях 1948 года. Стоит отметить, что Закон о компаниях 1951г. постоянно подвергается изменениям и дополнениям, в 2000-2001 годах Закон о компаниях был существенно пересмотрен и дополнен, в частности, было узаконено положение компаний с единственным участником.

Процедура регистрации вновь создаваемого кипрского юридического лица может быть совершена в течение двух недель, по завершении чего компания может начинать вести полноценную экономическую деятельность.

Проанализируем требования к основной информация и документам, которые необходимы для подачи в регистрирующий орган при создании юридического лица по российскому и кипрскому законодательству:

- Наименование компании. Кипрское регулирование предусматривает проверку наименования, во избежание создания юридических лиц с идентичными наименованиями. Стоит отметить, что в Российской Федерации ранее также существовала процедура проверки наименования создаваемого юридического лица, однако, в последствии данная процедура была отменена, что не только упростило процедуру создания российских юридических лиц, но и привело к негативным последствиям, в том числе созданию компаний - «клонов», зачастую используемых в мошеннических целях и при рейдерских захватах;

- Устав и Учредительный договор компании (Mémorandum and Articles of Association), в обязательном порядке содержащие сведения о будущих направлениях деятельности создаваемого кипрского юридического лица, а также о способах и органах управления компанией. Идентичные требования при регистрации юридического лица существуют и в России;

- Сведения о структуре акционерного капитала, в частности количество объявленных акций, количество размещенных акций, распределение между акционерами, при этом минимальный объявленный капитал составляет 1 000 Евро, что также отражается в Уставе компании. В случае регистрации юридического лица по российскому законодательству минимальный размер

1 the Companies Law [Cap. 113] 16.02.1951

уставного капитала составляет 10 000 рублей для обществ с ограниченной ответственностью1 и закрытых акционерных обществ, и 100 000 рублей для открытых акционерных обществ . Сведения об уставном (акционерном) капитале также содержатся в Уставе, а распределение долей между участниками (акций между акционерами) фиксируется в соответствующей системе учета прав (список участников, реестр акционеров);

- Сведения о директорах (совете директоров) компании. По российскому законодательству в регистрирующий орган предоставляются сведения об исполнительном органе общества, что, однако, по смыслу не равнозначно совету директоров в понимании кипрского законодательства, поскольку данный орган осуществляет не только функции исполнительного органа;

- Сведения о регистрируемом адресе, который может являться местом нахождения компании. Практически идентичное требование содержится и в российском законодательстве.

- Сведения о корпоративном секретаре. В соответствии с главой 113 Закона о компаниях каждая компания обязана назначить секретаря компании, хранящего все документы компании. В России такая практика отсутствует.

И в случае создания юридического лица по законодательству Республики Кипр, и при создании юридического лица в России сведения необходимые для регистрации должны быть поданы в соответствующий государственный орган в установленном законодательством виде, а именно путем заполнения соответствующих форм заявлений; в Республике Кипр данные подаются в Департамент регистрации компаний Республики Кипр (the Department of the Registrar of Companies and Official Receiver (D.R.C.O.R.) of the Republic of Cyprus ) по формам HE1, HE2, HE34, в Российской Федерации сведения о создаваемом юридическом лице подаются в подразделение Федеральной Налоговой Службы России по месту нахождения общества, осуществляющий государственную

1 ст.14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об обществах с ограниченной ответственностью" (принят ГД ФС РФ 14.01.1998)//0З РФ 16.02.1998, N 7, ст. 785

2 ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об акционерных обществах" (принят ГД ФС РФ 24.11. 1995)//СЗ РФ 01.01.1996, N 1, ст. 1

3URL:http://www.mcit.gov.cy (дата обращения: 03.12.2012)

4 URL:http://www.businessincyprus.gov.cy/mcit/psc/psc.nsf/All/A2E29870C32D7F17C2257857002E18C9?OpenDocument (дата обращения: 03.12.2012)

регистрацию юридических лиц по форме № Р110011'.

И в России, и на Кипре при создании юридического лица необходимо заплатить регистрационный сбор (пошлину). В России государственная пошлина составляет 4000 рублей , а на Кипре регистрационный сбор оплачивается из расчета: сбор в размере € 102,52, плюс 0,6% на начальный уставный капитал, плюс € 51,27 за заполнение сопроводительных документов, а также дополнительно € 85,43 для ускоренной процедуры (оплачивается наличными, чеком или банковским переводом)3'

Итак, как показал анализ действующего законодательства российской Федерации, институт создания юридических лиц нуждается в дальнейшем усовершенствовании, систематизации и, возможно, большей формализации. Сегодня многие положения российского законодательства о регистрации юридических лиц вызывают дискуссии и споры среди правоведов, неоднозначно оцениваются судами, что явно свидетельствует необходимости внесения дополнений, уточнений и модификаций. На мой взгляд, использование кодификации и развитие норм, связанных с созданием юридических лиц, необходим, поскольку очевидна острая потребность в применении структурированного, очевидного и развитого

законодательства в данной области права.

□□□□

1 Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 (ред. от 09.03.2010) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей»//СЗ РФ 01.07.2002, N 26, ст. 2586.

2 ст. 333.33 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 02.10.2012)//СЗ РФ 07.08.2000, N 32, ст. 3340

3 иКЬ:Ьйр://^^^Ьи8ше88шсурги8^оУ'Су (дата обращения: 03.12.2012)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.