Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБРЕМЕНЕНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И ИНУЮ РАСПОЛОЖЕННУЮ НА НЕЙ НЕДВИЖИМОСТЬ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБРЕМЕНЕНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И ИНУЮ РАСПОЛОЖЕННУЮ НА НЕЙ НЕДВИЖИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
411
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ / ОБРЕМЕНЕНИЕ / НЕДВИЖИМОСТЬ / НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО / ЗОНЫ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ (ЗОУИТ) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА (ЕГРН) / НАЕМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ / АРЕНДА / АРЕСТ / СЕРВИТУТ / ИПОТЕКА / ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / RESTRICTION OF RIGHTS / ENCUMBRANCE / REAL ESTATE / ZONES WITH SPECIAL CONDITIONS FOR THE USE OF TERRITORIES (ZOUIT) / STATE REGISTRATION / UNIFIED STATE REGISTER OF REAL ESTATE (USRN) / RENTAL OF RESIDENTIAL PREMISES / LEASE / ARREST / EASEMENT / MORTGAGE / TRUST MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаврилюк Мария Никитична

В статье рассматриваются ключевые понятия института государственной регистрации прав на недвижимость: «ограничение» и «обременение», их тождественность и различие. Автором исследуются различные виды ограничений прав и обременений недвижимого имущества, порядок их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Анализируется Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости), исходя из которого следует, что ограничения относятся к правам на недвижимость, а обременения непосредственно к самому объекту недвижимого имущества. В статье делается вывод о необходимости доработки Закона о регистрации недвижимости, в частности о включении в число оснований установления ограничений прав судебных актов, а также о дополнении перечня обременений недвижимости - публичным сервитутом. Кроме того, необходимо доработать порядок ведения ЕГРН, в части восполнения сведений об ограничениях прав и обременениях недвижимости, поскольку эта информация является наиболее важной для совершения всех видов сделок с недвижимым имуществом, а также для возмещения убытков. Однако заявительный принцип государственной регистрации не позволяет сформировать качественные сведения об объектах недвижимости, а именно об ограничениях и обременениях. Аргументируется, что понятия ограничений и обременений, используемые в законодательстве, не имеют четкого определения, и должны формулироваться на основе исследованных характерных признаков, раскрывающих правовую природу, особенности установления и механизм действия ограничений и обременений. Целесообразно не только установить перечень ограничений прав и обременений недвижимости, но и законодательно закрепить перечень режимообразующих объектов, строительство (или размещение) которых влечет за собой формирование таких обременений, как зоны с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ). Кроме того, автором делается вывод о том, что в России отсутствует консолидированный ресурс, который содержал бы не только сведения о характеристиках объектов недвижимости, их ограничениях и обременениях, но и информацию о территориях, на которой расположены указанные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGISTRATION OF BURDENS AND RESTRICTIONS ON LAND RIGHTS AND OTHER REAL ESTATE LOCATED ON IT

The article discusses the key concepts of the Institute of state registration of real estate rights: "restriction" and "encumbrance", their identity and difference. The author considers various types of restrictions on the rights and encumbrances of real estate, the procedure for their state registration in the Unified state register of real estate. The article analyzes the Law on state registration of real estate, based on which it follows that restrictions relate to rights to real estate, and encumbrances directly to the object of real estate. The article concludes that it is necessary to finalize Federal law No. 218-FZ of 13.07.2015 "on state registration of real estate" (hereinafter - the law on registration of real estate), in particular, to include in the list of grounds for establishing restrictions on the rights of judicial acts, as well as to add a public easement to the list of encumbrances on real estate. In addition, it is necessary to finalize the procedure for maintaining the Unified state register of real estate (hereinafter-usrn), in terms of filling in information about restrictions on rights and encumbrances of real estate, since this information is the most important for all types of transactions with real estate, as well as for compensation for losses. However, the declarative principle of state registration does not allow us to form high-quality information about real estate objects, namely about restrictions of rights and encumbrances of real estate. It is argued that the concepts of restrictions and encumbrances used in legislation do not have a clear definition, and should be formulated on the basis of the studied characteristics that reveal the legal nature, features of the establishment and mechanism of action of restrictions and encumbrances. It is advisable not only to establish a list of restrictions of rights and encumbrances of real estate, but also to legislate rajamoorthy list of objects, which entails the formation of such encumbrances as a zone with special conditions of use of territories (further - SOFT). In addition, the author concludes that there is no consolidated resource in Russia that would contain not only information about the characteristics of real estate objects, their restrictions and encumbrances, but also information about the territories where these objects are located.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБРЕМЕНЕНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И ИНУЮ РАСПОЛОЖЕННУЮ НА НЕЙ НЕДВИЖИМОСТЬ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ОБРЕМЕНЕНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И ИНУЮ РАСПОЛОЖЕННУЮ НА НЕЙ НЕДВИЖИМОСТЬ ГАВРИЛЮК Мария Никитична,

кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству. E-mail: rogdestveno@inbox.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются ключевые понятия института государственной регистрации прав на недвижимость: «ограничение» и «обременение», их тождественность и различие. Автором исследуются различные виды ограничений прав и обременений недвижимого имущества, порядок их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН). Анализируется Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации недвижимости), исходя из которого следует, что ограничения относятся к правам на недвижимость, а обременения непосредственно к самому объекту недвижимого имущества. В статье делается вывод о необходимости доработки Закона о регистрации недвижимости, в частности о включении в число оснований установления ограничений прав судебных актов, а также о дополнении перечня обременений недвижимости - публичным сервитутом. Кроме того, необходимо доработать порядок ведения ЕГРН, в части восполнения сведений об ограничениях прав и обременениях недвижимости, поскольку эта информация является наиболее важной для совершения всех видов сделок с недвижимым имуществом, а также для возмещения убытков. Однако заявительный принцип государственной регистрации не позволяет сформировать качественные сведения об объектах недвижимости, а именно об ограничениях и обре-менениях. Аргументируется, что понятия ограничений и обременений, используемые в законодательстве, не имеют четкого определения, и должны формулироваться на основе исследованных характерных признаков, раскрывающих правовую природу, особенности установления и механизм действия ограничений и обременений. Целесообразно не только установить перечень ограничений прав и обременений недвижимости, но и законодательно закрепить перечень режимообразующих объектов, строительство (или размещение) которых влечет за собой формирование таких обременений, как зоны с особыми условиями использования территорий (далее - ЗОУИТ). Кроме того, автором делается вывод о том, что в России отсутствует консолидированный ресурс, который содержал бы не только сведения о характеристиках объектов недвижимости, их ограничениях и обременениях, но и информацию о территориях, на которой расположены указанные объекты.

Abstract: The article discusses the key concepts of the Institute of state registration of real estate rights: "restriction" and "encumbrance", their identity and difference. The author considers various types of restrictions on the rights and encumbrances of real estate, the procedure for their state registration in the Unified state register of real estate. The article analyzes the Law on state registration of real estate, based on which it follows that restrictions relate to rights to real estate, and encumbrances directly to the object of real estate. The article concludes that it is necessary to finalize Federal law No. 218-FZ of 13.07.2015 "on state registration of real estate" (hereinafter - the law on registration of real estate), in particular, to include in the list of grounds for establishing restrictions on the rights of judicial acts, as well as to add a public easement to the list of encumbrances on real estate. In addition, it is necessary to finalize the procedure for maintaining the Unified state register of real estate (hereinafter-usrn), in terms of filling in information about restrictions on rights and encumbrances of real estate, since this information is the most important for all types of transactions with real estate, as well as for compensation for losses. However, the declarative principle of state registration does not allow us to form high-quality information about real estate objects, namely about restrictions of rights and encumbrances of real estate. It is argued that the concepts of restrictions and encumbrances used in legislation do not have a clear definition, and should be formulated on the basis of the studied characteristics that reveal the legal nature, features of the establishment and mechanism of action of restrictions and encumbrances. It is advisable not only to establish a list of restrictions of rights and encumbrances of real estate, but also to legislate rajamoorthy list of objects, which entails the formation of such encumbrances as a zone with special conditions of use of territories (further - SOFT). In addition, the author concludes that there is no consolidated resource in Russia that would contain not only information about the characteristics of real estate objects, their restrictions and encumbrances, but also information about the territories where these objects are located.

Ключевые слова: ограничение прав, обременение, недвижимость, недвижимое имущество, зоны с особыми усло-

виями использования территорий (ЗОУИТ), государственная регистрация, Единый государственный реестр недвижимого имущества (ЕГРН), наем жилого помещения, аренда, арест, сервитут, ипотека, доверительное управление

Keywords: restriction of rights, encumbrance, real estate, real estate, zones with special conditions for the use of territories (ZOUIT), state registration, Unified state register of real estate (usrn), rental of residential premises, lease, arrest, easement, mortgage, trust management

Актуальность темы исследования обусловлена

ределения ограничений прав и обременения недвижимости, а также отображения сведений о них в ЕГРН.

необходимостью рассмотрения вопросов, связанных с правами на недвижимое имущество, а также ограничениями прав, и правоотношениями, которые возникают в обществе в связи с большим оборотом недвижимости. Кроме того, это значимость вопросов государственной регистрации не только прав на саму недвижимость, но и ее обременений, ведь данная процедура является единственной гарантией защиты собственниками своих прав и борьбы с правонарушениями в сфере оборота недвижимого имущества.

необходимости оптимизации оборота недвижимого имущества, которая является первостепенной задачей в сфере оборота недвижимости. Правильно организованная модель правоотношений в области недвижимости дает положительную динамику не только в экономических процессах, но и влияет на благосостояние населения. Пробелы в законодательстве, нормы, что противоречат друг другу, проблемы правоприменительной практики негативно сказываются одновременно на экономике и земельно-имущественных отношениях в целом.

Целесообразность разработки темы исходит из

Изученность проблемы в настоящее время не-

достаточна, поскольку не имеет законодательной базы и системного подхода к детальной проработке вопросов оп-

Научная новизна заключается в попытке вырабо-

тать единый подход к определению содержания ограничений прав и обременений недвижимого имущества, это связано с неопределенностью позиции законодателя в установлении содержания данных ключевых понятий, а также к последствиям неосуществления такой регистрации.

Цель исследования заключается в рассмотрении вопросов, что возникают при государственной регистрации ограничений прав и обременений недвижимости. В соответствии с обозначенной целью, для ее достижения поставлены следующие задачи:

- изучить проблемы государственной регистрации ограничений и обременений недвижимого имущества, выявить пробельность регистрационного законодательства в указанной сфере и предложить пути их устранения;

- обозначить причины отсутствия информации об ограничениях и обременениях в ЕГРН, а также предложить способы их восполнения.

В научной литературе имеется немало определений таких ключевых понятий института государственной регистрации, как ограничение прав, обременение недвижимости. Так, д.ю.н., проф. С.А. Боголюбов отмечает, что к ограничениям прав на землю можно в широком смысле отнести все, что ограничивает право владения, пользования и распоряжения земельным участком, в том числе, например, установленные законом обязанности по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и разрешенным использованием [1]. Другими специалистами в области земельных отношений отмечается, что ограничение права собственности целесообразно рассматривать в виде способа (механизма) воздействия, установленного законом [2]. Здесь следует, конечно, дополнить данное определение тем, что ограничиваются не только право собственности на недвижимость, но и иные вещные права.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, в соответствии со статьями 55 и 36 Конституции РФ. Следует учитывать также редакцию пункта 1 введенной в действие с 1 марта 2013 года статьи 8.1 ГК РФ, согласно которому ограничения прав и обременения имущества подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Закон о регистрации недвижимости в отличие от предыдущего Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации 1997 г., утратил силу) не дает определения терминам «ог-

раничения» и «обременения», однако устанавливает, что ограничения относятся к правам на недвижимость, а обременения непосредственно к самому объекту недвижимости, а также определяет основания их возникновения (договор, акты публичных органов власти), кроме того перечисляет некоторые из них (аренда, ипотека, сервитут, наем жилого помещения, доверительное управление). В Законе о регистрации 1997 г. ограничения (обременения) недвижимого имущества определялись как тождественные, различий между ними не устанавливалось. В настоящее время в Законе о регистрации недвижимости (статья 1) «пропало» такое основание установления ограничений прав и обременений недвижимости, как решение суда, которое указывалось в Законе о регистрации 1997 г.

Таким образом, перечисляя основания возникновения ограничений и обременений, законодатель приводит их открытый перечень. В данном случае, в Закон о регистрации недвижимости необходимо включить нормы об определении ограничений прав и обременений недвижимого имущества, а также дополнение перечня ограничений и обременений, термином «публичный сервитут» (в статью 1 Закона), исходя из норм законодательства, согласно которым в отношении недвижимости может быть установлен как сервитут (ранее частный сервитут), так и публичный сервитут, содержание последнего изменилось с 1 сентября 2018 г.

Кроме того, ограничения прав на землю дополнительно устанавливаются в соответствии с ЗК РФ (например, статья 56, 56.1, 105), а также рядом других федеральных законов (например, ЛК РФ, Закон РФ «О недрах»), при этом данные перечни также являются открытыми.

Ограничение, обременение может быть установлено добровольно или принудительно, к последнему относят, например, арест.

В соответствии с ГК РФ, ЗК РФ, Законом о регистрации недвижимости, к ограничениям, обременениям относят: сервитут; ипотека; доверительное управление недвижимым имуществом; наем жилого помещения; аренда; арест, в качестве меры пресечения; ограничения, что связаны с особыми условиями использования объектов культурного наследия, ЗОУИТ, публичными сервитутами и иными действиями, что имеют ограничительный характер.

Ограничения, обременения объекта недвижимости, что подлежат возникновению на основании акта или договора государственной власти, органов местного самоуправления проходят государственную регистрацию в случаях, что предусмотрены в законах. Например, при сделке купли-продажи или аренды земельного участка, что находится в собственности местного самоуправления или если приватизируется жилье [3].

Публичный орган власти обязан подать в орган регистрации прав соответствующее заявление и приложить к нему необходимые документы в отношении недвижимого имущества, что прописаны в ст. 18 Закона о регистрации недвижимости. Хочется отметить, что при регистрации, неважно кто является заявителем ограничений, обременений, государственная пошлина оплачивается правообладателем [4].

Объектом установления обременений может выступать не только сам объект недвижимости, но и его часть. Например, отдельная часть земельного участка выступает в роли самостоятельного объекта правоотношения, если такая часть является предметом ипотеки, аренды, сервитута либо имеет ограничения в использовании, например, в связи с вхождением части земельного участка в ЗОУИТ [5].

Обязательной государственной регистрации подлежит договор аренды недвижимого имущества, что заключен на срок не менее одного года, об этом говорится в п. 2 ст. 651 ГК РФ. Изначально, после вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 302-Ф3 «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», данный договор имел неясную ситуацию с его регистрацией. Это даже потребовало дополнительных разъяснений о том, что отмена государственной регистрации самого договора аренды не повлекла за собой дополнительной отмены регистрации аренды, как обременения недвижимости [6]. Однако ст. 3 Федерального закона от 04.03.2013 № 21-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» восстановила его государственную регистрацию. Помимо него затронув также договор аренды предприятий.

По договору аренды арендодатель предоставляет арендатору недвижимое имущество за оговоренную плату во временное владение и пользование на определенный срок. Видами недвижимости по договору бывают: квартира, нежилое или жилое помещение, земельный участок, предприятие и т.д. В договоре аренды должны быть строго прописаны данные, что позволят определить имущество подлежащее передаче. Договор аренды предприятия предполагает передачу единого имущественного комплекса, что предназначен для реализации предпринимательской деятельности. Сделка аренды регулируется нормами ГК РФ, ЗК РФ, иными федеральными законами.

Под сервитутом понимается право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом. Он делится на сервитут и публичный сервитут. Публичный сервитут устанавливается для реализации интереса местного само-

управления, государства или населения. Сервитут в пользу конкретного лица (лиц). Пункт 17 ст. 23 ЗК РФ устанавливает, что сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, за исключением случаев, что прописаны в п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ. Осуществление государственной регистрации сервитута происходит путем предоставления документов заявителем, что собирается приобрести право ограниченного пользования чужим объектом недвижимости или того, на кого налагается ограничение. Государственный кадастровый учет и регистрация прав при образовании части земельного участка, и на который налагается сервитут, производится одновременно. Кадастровый учет части земельного участка, что находится в государственной или муниципальной собственности осуществляется без регистрации прав.

По договору ипотеки залогодержатель, что является кредитором по обязательству, что предусмотрено договором, имеет право удовлетворить свое денежное требование к должнику по данному обязательству из стоимости заложенной недвижимости залогодателя. Недвижимое имущество, на которое налагается ипотека, находится у залогодателя во владении и пользовании. Договор об ипотеке должен иметь письменную форму, он не требует государственную регистрацию, если был заключен после 01.07.2014 в соответствии с п. 5, ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Однако сама ипотека как обременение недвижимости подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация ипотеки осуществляется на основании договора об ипотеке и заявления залогодержателя, залогодателя, управляющего залогом или нотариусом, что удостоверил договор об ипотеке. Регистрация ипотеки, производится одновременно с регистрацией прав собственности залогодателя на предмет ипотеки. При государственной регистрации ипотеки недвижимого имущества, вносится запись о его регистрации и прав в ЕГРН. В соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» регистрация ипотеки равнозначного, равноценного жилого помещения проводиться без заявления вместе с государственной регистрацией права на данное жилое помещение согласно договору. Или действует правило о вступлении в силу решения суда, что понуждает заключить данный договор, освободить жилое помещение в многоквартирном доме, который включен в программу реновации жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Регистрация ипотеки удостоверяется регистрационной отметкой

на договоре. Государственная регистрация ипотеки сооружения, здания, земельного участка, машино-места осуществляется вследствие договора об ипотеке, что нотариально удостоверен или такого договора, что влечет возникновение ипотеки [7]. В силу закона в договоре об ипотеке может говориться об обязательной выдаче закладной.

Под договором доверительного управления имуществом понимают, когда одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверенный управляющий) на оговоренный определенный промежуток времени имущество в доверительное управление, другая же сторона должна управлять данным имуществом в интересах собственника или указанному им другого лица. Доверительное управление не предполагает переход права собственности к другому лицу. Если имущество обременено залогом, учредитель управления должен оповестить об этом управляющего. Форма договора должна быть письменной, а передача недвижимости в доверительное управление пройти государственную регистрацию, в порядке, как и переход права собственности на данное имущество. Осуществление сделок касательно распоряжения недвижимостью, сделки по отчуждению на условиях опеки, что принадлежит несовершеннолетнему, ограниченно дееспособному гражданину подлежат нотариальному удостоверению.

В соответствии с законодательством, под арестом понимают запрет на распоряжение определенным недвижимым имуществом. Данное обременение может накладываться на дома, земельные участки, гаражи, квартиры и т.д. Объект недвижимости, на который наложен арест нельзя продать, подарить или совершить иные сделки, пока обременение не будет снято. Арест накладывается, как обеспечительная мера [8]. Органы, что выносят решение об аресте: таможенные или налоговые органы, санкции следователя, дознавателя или прокурора при разрешении судебного органа, суды общей юрисдикции и арбитражные, судебные приставы исполнители [9]. Для ареста заинтересованное лицо обращается с ходатайством в суд. После принятое решение составляют в виде определения и направляют ответчику, а также в подразделение Росреестра. Арест недвижимости действует до конца судебного разбирательства. Получить информацию есть ли на недвижимости арест, возможно с помощью выписки из ЕГРН.

Под рентой следует понимать соглашение, по которому получатель ренты передает плательщику ренты в собственность вещь. Плательщик обязуется оплачивать оговоренным в договоре способом полученное имущество. Договор должен быть заключен в письменной форме, быть нотариально удостоверен [10]. При случае отчуждения по сделке недвижимости под выплату ренты, то договор про-

ходит государственную регистрацию. Рентное обременение, так же подлежит регистрации. При несоблюдении нотариального удостоверения договор считается ничтожным, а в случае, если он не прошел государственную регистрацию незаключенным.

Под ЗОУИТ понимаются территории с определенным правовым режимом в его границах. Зоны с особыми условиями бывают: санитарно-защитные зоны, водоохранные зоны, охранные, объекты культурного наследия, лесопарковые и зеленые зоны и другие, что установлены ст. 105 ЗК РФ. Сведения об установлении, прекращении или изменении существования подобных зон подлежат регистрации и внесению в ЕГРН в соответствии с актами (решениями) органов местного самоуправления или органов государственной власти. Данная зона считается установленной, когда о ней внесена информация в ЕГРН. Благодаря внесенным в реестр сведениям о зонах с особым условием использования, его границах определяются обременения земельных участков. В границах данных зон устанавливают ограничения по использованию земельного участка и эти ограничения распространяются на все, что находится под или над поверхностью земли [11].

На данных территориях запрещают или ограничивают строительство и использование объектов недвижимости, ограничивают или запрещают осуществление иной хозяйственной деятельности, что не совместима с целями зон с особым использованием. Хочется отметить, что земельные участки у собственников, арендаторов, землевладельцев и землепользователей не изымаются, если иное не предусмотрено законодательством [12]. Зону с особым условием использования устанавливают для целей: защиты здоровья и жизни граждан, обеспечения обороны страны, безопасности государства, для сохранения объектов культурного наследия, охраны окружающей среды, безопасной эксплуатации связи, транспорта, объектов обороны и безопасности страны. Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ ЗОУИТ признаются в том числе охранные зоны. При этом в данную статью не были внесены изменения для приведения в соответствии с Земельным кодексом РФ, перечень остается открытым [13].

В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» накладываются ограничения на территории и зоны с объектами культурного наследия. Под объектами культурного наследия понимают недвижимые объекты и иные объекты что исторически связаны с ними. Это памятники истории и культуры, объекты науки и техники, скульптуры и т.д. Для сохранения данных объектов, на территориях кото-

рых они расположены, устанавливаются границы, определяется особый режим использования.

Сведения о границах зоны охраны объекта культурного наследия, об ограничениях вносятся в ЕГРН. Ограничение прав на данный земельный участок подлежит государственной регистрации и переходит от старого к новому владельцу. Так же собственник может обжаловать ограничения, наложенные на территорию в судебном порядке. Ограничения прав на данный земельный участок устанавливаются с целью сохранения объектов культурного наследия. На такой территории может быть ограничено движение транспортных средств или вообще запрещено, если есть угроза нарушения сохранности, целостности памятника культуры. Так же может быть запрещено: капитальное строительство, хозяйственная деятельность, проведение мелиоративных и иных работ и др.

Например, в г. Москве за 2019 год в ЕГРН внесены сведения о 458 ЗОУИТ, 696 территориальных зон, 517 территорий объектов культурного наследия [14]. Такое медленное внесение сведений о ЗОУИТ вынуждает правообладателей объектов недвижимости обращаться к другим источникам сведений об обременениях недвижимости, в частности, например, к информационной базе ИСОГД в субъектах РФ (в Московской области с апреля 2020 года действует геопортал https://rgis.mosreg.ru, позволяющий проверить попадает ли земельный участок в ЗОУИТ, для этого нужно загрузить сведения о координатах земельного участка).

Здесь следует отметить, одну из основных проблем формирования сведений об ограничениях и обреме-нениях, а именно заявительный характер государственной регистрации, который не позволяет качественно наполнить ЕГРН. Так, специалистами в области земельных отношений предлагается, что для создания полноценного ЕГРН необходимо провести полную инвентаризацию земли и иной недвижимости в РФ, рассмотреть, утвердить ее результаты, внести их в ЕГРН [15].

Самостоятельным видом ограничения прав на землю является резервирование земель, которое представляет собой установление прав на землю преимущественно в публичных интересах.

Почему информация об ограничениях прав и обре-менениях недвижимости является, пожалуй, наиболее важной среди общей информации о недвижимости? Потому что в первую очередь, данные сведения нужны для заключения всех видов сделок с недвижимостью, кроме того, например, сделка купли-продажи может быть признана недействительной, если продавец утаит информацию об ограничениях и обременениях недвижимости. Но, к сожалению, ЕГРН в большинстве случаев не содержит информацию об обреме-

нениях недвижимости, в частности установленных в связи с вхождением земельного участка (его части) в ЗОУИТ (ранее охранную зону режимообразующего объекта). Как правило, отсутствие информации в ЕГРН об указанных обременениях недвижимости связано с тем, что у нас реализуется заявительный принцип государственной регистрации. Это значит, если заявитель не обращался с соответствующим заявлением, или обращался, но в регистрации обременения было отказано (например, невозможно найти правообладателя режимного объекта, либо отсутствует правоустанавливающий документ на охранную зону данного объекта), следовательно, в ЕГРН указанная информация отсутствует. Это влечет большие риски в совершении различного рода сделок с недвижимостью, потому что информация об обременениях недвижимости и ограничении прав на них является ключевой для их заключения. ЗОУИТ включает в себя 28 видов различных зон, в том числе охранные, санитарно-защитные. Как справедливо отмечает Н.В. Кичигин, нахождение жилого помещения в границах санитарно-защитной зоны может привести к признанию его непригодным для проживания [16]. Поэтому информация об отсутствии ЗОУИТ и иных обреме-нениях недвижимости в ЕГРН является огромным риском для совершения сделок с недвижимостью. Кроме того, правообладатели земельных участков и иной расположенной на них недвижимости имеют право на возмещение убытков, в связи с вхождением земельного участка (его части) в ЗОУИТ, а также возмещение вреда, в связи с установлением иных ограничений прав.

Проведенное исследование о государственной регистрации ограничений прав и обременений недвижимости, позволило сформулировать следующие выводы:

1. Отсутствие в Законе о регистрации недвижимости расшифровки терминов «ограничение прав» и «обременение недвижимости», в данном случае следует восполнить пробельность законодательства, путем внесения соответствующих изменений. Кроме того, хотелось бы отметить неточность формулировки названия самого Закона о регистрации недвижимости, ведь в контексте закона речь идет не о регистрации недвижимости, а о правах на нее (ограничениях этих прав).

2. Неточность или отсутствие в сведениях ЕГРН информации об ограничениях прав и обременениях недвижимости. При появлении ЕГРН многие данные вносились туда на основании ранее учтенных. Однако перенос сведений проходил не совсем гладко. На публичной кадастровой карте встречаются неточности и технические ошибки. Да и многие данные, на основании которых заносились сведения, зачастую указывались в документах приблизительные. Кроме того, заявительный характер государственной регистрации не дает

сформировать полноценную базу ЕГРН, содержащую информацию об ограничениях прав и обременениях недвижимости. Несмотря на законодательно установленную обязательность внесения сведений в ЕГРН о ЗОУИТ до 1 января 2022 года, реализация данного положения представляется крайне затруднительной. Это связано как с отсутствием Положений о ЗОУИТ, утвержденных Правительством РФ, так и с тем, что ранее установление охранных зон не имело единого порядка и регламентировалось различными подзаконными и ведомственными актами, СНиПами и др.

3. Отсутствие перечня режимообразующих объектов, в связи со строительством (размещением) которых возникают ЗОУИТ. В данном случае следует законодательно закрепить такой перечень, например, в соответствующем Положении о ЗОУИТ (либо в нормативном правовом акте, если речь идет о ЗОУИТ, возникающих в силу закона).

4. Актуальность выписки из ЕГРН только в момент ее получения. Как отмечалось ранее, информация об ограничениях прав и обременениях недвижимости является ключевой для всех видов сделок. Законом о регистрации

Библиография:

недвижимости не установлен срок действия такой выписки, но обычно он составляет 30 дней, однако сведения о характеристиках объектов недвижимости нуждаются в своевременной актуализации.

5. Наличие разнообразных информационных систем, содержащих информацию об объектах недвижимости (например, базы данных Росреестра, Рослесхоза, Рос-водресурсов, Роснедра, Минсельхоза России, Минкультуры России, ИСОГД субъектов РФ и др.). В этой части, на наш взгляд информационной базы ЕГРН недостаточно для формирования полных сведений об обременениях недвижимости, помимо создания консолидированного реестра, необходимо в него включить информацию о территориях, на которой располагается соответствующий объект недвижимости. Для этого, необходимо разработать карту зонирования территорий, исключающую «белые пятна» в виде, например, земель лесного фонда. В данной карте должна содержаться информация обо всех территориальных, функциональных зонах, ЗОУИТ, режимообразующих объектах, а также объектах недвижимости.

3.

4.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

«Земельный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий. С путеводителем по судебной практике» под ред. С.А. Боголюбова (2-е издание) // Москва, «Проспект», 2019, с. 495

Боуш К.С. «Ограничение права собственности: механизмы совершенствования законодательных аспектов» // «Научные исследования: теория, методика и практика. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. 2018. С. 432-433. Боголюбов, С. А. Земельное право // Москва, Юрайт, 2017. - 416 с.

«Обращение органов власти в Росреестр в интересах граждан и организаций» [Электронный ресурс]. -URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/obrashchenie-organov-vlasti-v-rosreestr-v-interesakh-grazhdan-i-organizatsiy/?contrast=N С.А. Липски, М.Н. Гаврилюк «Реализация и защита прав на землю» (учебно-методическое пособие) // Москва, ФГБОУ ВО ГУЗ, 2019, с. 12-13.

Письмо Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 2013 г. №3.3-6/94 "О государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом в связи с вступлением в силу с 1 марта 2013 года Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ" // СПС «Консультант плюс»

Шевченко, О.И., Струсь, С.С. Особенности государственной регистрации прав на машино-место // Научные труды КубГТУ. -2017. - N 4. - С. 328 - 335.

Кто и за что может арестовать имущество [Электронный ресурс]. - URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/kto-i-za-chto-mozhet-arestovat-imushchestvo/

Шамиль М. М. Теоретические и практические проблемы наложения ареста на имущество в уголовном процессе // Закон и право. 2018. №7.

Гражданское право: учебник в 2 т./ Алексеев С.С., Алексеева О.Г., Беляев К.П. и др. Под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп.// Москва, Статут, 2018, т.2.

Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий [Электронный ресурс]. - URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/vnesenie-v-edinyy-gosudarstvennyy-reestr-nedvizhimosti-svedeniy-o-zonakh-s-osobymi-usloviyami-ispolz/

Ваш земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий: чем это грозит? [Электронный ресурс]. - URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/vash-zemelnyy-uchastok-raspolozhen-v-zone-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territoriy-chem-eto-gro/?sphrase_id=14006349

М.Н. Гаврилюк «Особенности установления отдельных зон с особыми условиями использования территорий» // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. № 8 (175). С. 39-41.

«Кадастровая палата по Москве ведет активную работу по внесению в ЕГРН зон и территорий с особым режимом использования», газета «На западе Москвы. Кунцево». 30.03.2020 // https://kuntsevo-gazeta.ru/kadastrovaja-palata-po-moskve-vedet-aktivnuju-rabotu-po-vneseniju-v-egrn-zon-i-territorij-s-osobym-rezhimom-ispolzovanija-3

Варламов А.А., Гальченко С.А., Антропов Д.В., Комаров С.В., Шаповалов Д.А. «Проблемы кадастров и пути их решения» // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2018. Т. 2. № 3. С. 237-251.

Кичигин Н.В. «Правовой режим санитарно-защитных зон: спорные аспекты» // Нефть, газ, право. 2016. № 2 (128). С.17-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.