Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
PolitBook
ВАК
Ключевые слова
Россия / Дальний Восток / региональная политика / федерализм / регионы / инвестиционная политика / органы власти. / Russia / Far East / regional policy / federalism / regions / investment policy / authorities.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Григорьев Ньургун Афанасьевич

В работе исследована региональная политика в отношении регионов Дальневосточного федерального округа России, которая определяется различными факторами. Региональная политика является интегрирующим фактором во взаимодействии двух уровней власти – центра и регионов, что сказывается на развитии федерализма. Федеративные отношения влияют на механизмы финансовой и инвестиционной политики, тем самым определяя компенсаторский подход в региональной политике. Были проанализированы основные теоретические подходы в изучении концепта федерализма, а также охарактеризованы основные этапы развития данного политико-административного устройства в России. Определены основные подходы в региональной политике, а также на примере зарубежных стран и в России. Дальневосточный регион является приоритетным объектом политики по причине совокупности социально-экономических и геополитических факторов. Институциональное оформление региональной политики на Дальнем Востоке сопровождалось созданием новых органов власти, такие как Министерство Дальнего Востока, или Инвестиционный фонд. Были разработаны различные концепции и стратегии развития. Особенно развивается инвестиционная политика, результатом которой стало создание территорий опережающего социально-экономического развития. Наблюдается политика по снижению оттока населения в виде принятия специальных программ по дальневосточному гектару и льготной ипотеке. Успех реализации региональной политики во много зависит от четкого распределения полномочий центра и регионов. Необходимо, чтобы региональные и местные власти имели механизмы влияния на принятие решений, что также положительно скажется на развитии федеративных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Григорьев Ньургун Афанасьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE REGIONAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FAR EAST IN THE CONDITIONS OF FEDERAL RELATIONS

This paper explores the regional policy in relation to the regions of the Far Eastern Federal District of Russia, which is determined by various factors. Regional policy is an integrating factor in the interaction of two levels of power the center and the regions, which affects the development of federalism. Federal relations influence the mechanisms of financial and investment policy, thereby determining the compensatory approach in regional policy. The main theoretical approaches to the study of the concept of federalism were analyzed, and the main stages in the development of this political and administrative structure in Russia were characterized. The main approaches in regional policy are determined, as well as on the example of foreign countries and in Russia. The Far East region is a priority policy object due to a combination of socio-economic and geopolitical factors. The institutionalization of the regional policy in the Far East was accompanied by the creation of new authorities, such as the Ministry of the Far East, or the Investment Fund. Various concepts and development strategies have been developed. The investment policy is especially developing, the result of which was the creation of territories of advanced socio-economic development. There is a policy to reduce the outflow of the population in the form of the adoption of special programs for the Far Eastern hectare and preferential mortgages. The success of the implementation of regional policy largely depends on a clear distribution of powers between the center and the regions; it is necessary that regional and local authorities have mechanisms to influence decision-making, which will also have a positive impact on the development of federal relations.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Н.А.Григорьев

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация

В работе исследована региональная политика в отношении регионов Дальневосточного федерального округа России, которая определяется различными факторами. Региональная политика является интегрирующим фактором во взаимодействии двух уровней власти -центра и регионов, что сказывается на развитии федерализма. Федеративные отношения влияют на механизмы финансовой и инвестиционной политики, тем самым определяя компенсаторский подход в региональной политике. Были проанализированы основные теоретические подходы в изучении концепта федерализма, а также охарактеризованы основные этапы развития данного политико-административного устройства в России. Определены основные подходы в региональной политике, а также на примере зарубежных стран и в России. Дальневосточный регион является приоритетным объектом политики по причине совокупности социально -экономических и геополитических факторов. Институциональное оформление региональной политики на Дальнем Востоке сопровождалось созданием новых органов власти, такие как Министерство Дальнего Востока, или Инвестиционный фонд. Были разработаны различные концепции и стратегии развития. Особенно развивается инвестиционная политика, результатом которой стало создание территорий опережающего социально-экономического развития. Наблюдается политика по снижению

N. Grigorev

STATE REGIONAL POLICY FOR THE DEVELOPMENT OF THE REGIONS OF THE RUSSIAN FAR EAST IN THE CONDITIONS OF FEDERAL RELATIONS

Abstract

This paper explores the regional policy in relation to the regions of the Far Eastern Federal District of Russia, which is determined by various factors. Regional policy is an integrating factor in the interaction of two levels of power - the center and the regions, which affects the development of federalism. Federal relations influence the mechanisms of financial and investment policy, thereby determining the compensatory approach in regional policy. The main theoretical approaches to the study of the concept of federalism were analyzed, and the main stages in the development of this political and administrative structure in Russia were characterized. The main approaches in regional policy are determined, as well as on the example of foreign countries and in Russia. The Far East region is a priority policy object due to a combination of socio-economic and geopolitical factors. The institutionalization of the regional policy in the Far East was accompanied by the creation of new authorities, such as the Ministry of the Far East, or the Investment Fund. Various concepts and development strategies have been developed. The investment policy is especially developing, the result of which was the creation of territories of advanced socioeconomic development. There is a policy to reduce the outflow of the population in the form of the adoption of special programs for the Far Eastern hectare and preferential mortgages. The success of the implementation of regional policy

оттока населения в виде принятия специальных программ по дальневосточному гектару и льготной ипотеке. Успех реализации региональной политики во много зависит от четкого распределения полномочий центра и регионов . Необходимо, чтобы региональные и местные власти имели механизмы влияния на принятие решений, что также положительно скажется на развитии федеративных отношений.

largely depends on a clear distribution of powers between the center and the regions; it is necessary that regional and local authorities have mechanisms to influence decision-making, which will also have a positive impact on the development of federal relations.

Ключевые слова:

Россия, Дальний Восток, региональная политика, федерализм, регионы, инвестиционная политика, органы власти.

Key words:

Russia, Far East, regional policy, federalism, regions, investment policy, authorities.

https://doi.org/10.24412/2227-1538-2023-4-173-185

В условиях федеративного устройства российского государства актуализируется политика развития местных территорий в экономике, социальной сфере, в стабильном политическом развитии. В XXI веке успех модернизации определяется многими факторами, среди которых это эффективное управление, развитие технологий и инноваций, уровень человеческого, социального капитала и др. Также важным условием эффективности является равномерное развитие центра и регионов, при котором не возрастает разрыв в уровне социально-экономического положения. В реализации региональной политики определяется уровень взаимодействия двух основных акторов - федерального центра и регионов.

Основными задачами региональной политики являются сокращение в уровне развития между регионами, развитие социально-экономической сферы, а также национальная безопасность. Данный концепт является междисциплинарным, поскольку изучается в рамках нескольких научных направлений, среди которых это экономика, география, политическая наука и др. В большинстве отечественных работ выделяются экономические и хозяйственные факторы в развитии региональной политики [1], в которых регион определяется как административное образование с местной специализацией производства.

В определении региональной политики в научных работах также можно наблюдать акцентирование на экономическом подходе. Исследователи О. Кузнецова и Н. Зубаревич, выделяют факторы уровня развития жизни населения местных территорий, отраслевой специализации и т.д. [9; 19]. Комплексный подход в исследование региональной политики встречается в работах Б. Штульберг, И. Пальговой, В. Лексина, А. Швецова [10; 13; 27]. Безусловно, органы власти ставят задачи в социальной сфере, экономике, а также в ста-

бильном политическом развитии регионов, национальной безопасности, а в некоторых государствах это обеспечение стабильности в этнополитической сфере.

Основным актором региональной политики является государство. В условиях федеративного устройства выделяются политические элиты федерального центра и регионов. В рамках политической регионалистики регион выделятся как условно самостоятельный политический институт, который выстраивает особые отношения с центром [24]. Региональная политика в этих условиях выступает консолидирующим фактором в уровне взаимодействия и в целом в развитии федеративных отношений. Таким образом, региональную политику в рамках федеративного государства можно определить, как совместные действия федерального центра и регионов, направленные на социально-экономическое, политическое развитие местных территорий, а также обеспечение национальной безопасности. Как отмечают исследователи Е. Бухвальд и О. Иванов, региональная политика должна перейти к «саморазвитию», что означает большая субъектность регионов [2].

В России региональная политика развивалась параллельно со строительством федеративных отношений. Само понятие федерализм является широким, куда входит не только определение территориально-административного образования, но и процессы федерализации, а также становление особой политической культуры. Политические элиты и население осознают необходимость и ценности федерализма, равного взаимодействия двух уровней власти. Среди основных признаков федеративного государства можно выделить это, двухпалатный парламент (бикамерализм), в котором верхняя палата выражает интересы субъектов, а также законодательное оформление разграничения полномочий двух уровне власти в правовой сфере и в межбюджетных отношениях.

Концепт федерализма является одной из актуальных тем исследований в политической науке. Зарубежные исследователи во многом обращали внимание на кооперативность в федерациях, где территориальные образования (штаты, провинции, земли и т.д.) имеют широкие полномочия [29; 30]. Также в работах указывалось, что в сложносоставных политиях, с разным этнонаци-ональным, религиозным составом, а также с большой территориальной протяженностью, складывается федеративное устройство (США, Канада, Россия, Индия, Бразилия, Бельгия и др.) [31]. За последнее время в мире наблюдаются процессы децентрализации, где постепенно часть центральных функций государства делегируются другим уровням власти (регионам и местного самоуправления), а также возникают интеграционные объединения.

В современной России развитие федерализма условно можно разделить на два периода, а именно в 1990-е гг. и в 2000-е гг. Федеративный договор

1992 года и Конституция 1993 года определили разграничение полномочий федерального центра и субъектов. В первое десятилетие во время президентства Б. Ельцина можно отметить такие явления, как договорной характер, когда с национальными республиками были подписаны особые соглашения в экономической и социальной сферах. Например, в период главы субъекта (тогда обозначался как президент) Республики Саха (Якутия) М. Николаева были подписаны договора по вопросам добычи ресурсов, определения компетенций в экономической и социальной сферах [21; 25; 11]. Как отмечает исследователь Ю. Полякова, федеральный центр выстраивал отношения с региональными элитами исходя из социально-экономического положения субъекта, а также из уровня лоббистских возможностей губернаторов, определив такие механизмы как национальная республика, модернизированный регион, депрессивный регион [15].

В 2000-е гг. начинается новый, централизованный этап развития российского федерализма. Президентом В. Путиным были определены задачи стабилизации в государстве, усиление позиций федерального центра. Укрепление вертикали власти сопровождалось такими мерами, как создание федеральных округов и института полномочных представителей Президента. Также можно отметить реформирование формирования верхней палаты парламента Совета Федерации, а также отмена прямых выборов Глав субъектов в 2005 г.

На современном этапе четко определены разграничение полномочий центра и регионов в межбюджетных отношениях, в правовой и налоговой сферах. С 2012 года в России вернули практику прямых выборов Глав субъектов. По мнению российских политологов, на сегодня продолжается развитие основных политических институтов федерализма [23]. Также развитие федеративных отношений в России менее зависит от институциональной системы, а в большей от неформальных отношений, определяемых как патронажно-клиентельные [5]. В период пандемии руководители субъектов получили дополнительные полномочия, поскольку в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций, власти на местах эффективно решают возникающие проблемы.

Одной из задач региональной политики является политика развития наиболее развитых субъектов государства. Необходимо отметить, что подобная практика редко встречается в современном мире. Поэтому чаще реализуется выравнивающий, или компенсаторский подход в реализации региональной политики. Суть данного подхода заключается в выравнивании уровня социально-экономического развития регионов, при котором в отношении наиболее слабых субъектов выделяются финансовые средства, создаются особые экономические зоны.

В зарубежных федерациях, как правило, реализуется компенсаторский подход. В США существует система грантов, которые выделяются штатам, отстающих по многим социально-экономическим показателям (Миссисипи, Аризона, Теннеси и др.) [20]. В то же время в отношении наиболее развитых штатов существует поддержка и стимуляция местного развития, среди которых особенно выделяется научно-технологическая сфера (штат Калифорния и Кремниевая долина, штат Вашингтон и город Сиэтл и др.). В Канаде существует похожая ситуация, где в отношении наиболее слабых провинций, такие как Саскачеван или северные территории, выделяется финансовая помощь в виде дотаций. Наиболее развитые провинции географически находятся на юге и западе страны, где сосредоточены основные промышленные зоны, городские агломерации (Онтарио, Британская Колумбия, Квебек и др.).

В Европейском Союзе как в интеграционном объединении также реализуется компенсаторский подход в реализации региональной политики [20]. В данном образовании наблюдаются процессы децентрализации, при котором существуют разные уровни власти. Можно выделить общеевропейские органы власти, власть государств, регионов (если речь идет о федерациях вроде ФРГ, Бельгии, Швейцарии), а также уровень полномочий местной власти (муниципалитетов, графств, городов и др.). Политика финансовой поддержки может быть адресована как отдельным странам, в которых могут возникнуть экономические кризисы, так и в отношении отдельных регионов внутри стран.

В Китайской Народной Республике реализуется смешанный подход в региональной политике [20]. Особо можно выделить такой механизм, как создание особых экономических зон, создаваемые в основном на востоке страны, морском побережье и в крупных городах-мегаполисах. Также можно выделить особый геополитический подход в реализации региональной политики, в рамках которого центральная власть развивает территории, где сложилась непростая этнополитическая ситуация (Синьцзян-Уйгурский автономный район, Тибетский автономный район и др.).

Институциональное оформление региональной политики в Российской Федерации часто менялось с возникновением или исчезновением органов власти, отвечающих за данную сферу. На протяжении 1990-х гг. были разные исполнительные органы власти, такие как Министерство по делам национальностей и региональной политике, Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям, Министерство региональной и национальной политики и т.д. В 2000-е гг. все функции региональной политики были переданы Министерству экономического развития, а отдельное ведомство было ликвидировано. С 2012 года появились отдельные надминистерские структуры,

отвечающие за отдельные приоритетные макрорегионы, такие как Министерства по Дальнему Востоку, Северному Кавказу и Крыму.

Нормативно-правовая составляющая реализации региональной политики в России также часто претерпевала изменения. В 1996 году был выпущен Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» [28], в котором были определены основные приоритеты, такие как сокращение в уровне развития субъектов и поддержка наиболее развитых регионов. В 2014 году была принята отдельная программа по региональной политике «Региональная политика и федеративные отношения», нацеленная на сбалансированное развитие регионов и укрепление федеративных отношений [16]. Сама программа состояла из отдельных частей, такие как «Совершенствование федеративных отношений и механизмов управления региональным развитием»; «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России»; «Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Одним из механизмов региональной политики в России является создание особых экономических зон в приоритетных регионах, смысл которых заключается в поощрении инвестиций, снижении налогов и упрощении правовой деятельности. Такие зоны создавались, как правило, в крупных морских портах, где происходила торговля с зарубежными странами (Владивосток, Мурманск и др.). Был создан отдельный Инвестиционный фонд РФ, средства из которого выделялись для поддержки наиболее экономически уязвимых территорий.

Межбюджетные отношения являются важным фактором в развитии федеративных отношений и реализации региональной политики в России. В 1990-е гг. сложилась децентрализованная система, где налоговые отчисления распределялись не только в большей степени в федеральный бюджет, но также и в региональные бюджеты. В 2000-е гг. также произошла централизация налоговой сферы и межбюджетных отношений, сократился региональный бюджет, местные власти получили больше полномочий в социальной сфере.

За последние годы можно наблюдать активные меры властей по развитию Дальнего Востока России. В данном макрорегионе существует совокупность факторов, которые указывают на необходимость скорейшего и эффективного решения проблем [7; 22]. Во-первых, стоит выделить природно-климатические, географические, пространственные факторы. Отдаленность от центра, слабая сеть железных дорог, транспортная инфраструктура осложняют развитие местной экономики. Суровый, континентальный, арктический климат, зона вечной мерзлоты также влияют на местное развитие и уровень жизни людей [26].

Также следует добавить экономические факторы, среди которых это слабый уровень производящей промышленности, большой уровень экспортной экономики. Однако за последние годы происходит устойчивый рост ВРП, среди которых это сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающая промышленность и др. Как следует из доклада министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики А. Чекункова, несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, в 2022 году был рост инвестиций в основной капитал, рост розничной торговли, выросло производство сельского хозяйства, 8 из 11 регионов ДФО зафиксируют рост валового регионального продукта [5].

Также к проблемам Дальнего Востока стоит добавить демографические факторы, убыль населения. За последние десятилетия не снижается отток населения в другие регионы России, а также высокий уровень смертности, несмотря на заявления о постепенном замедлении тренда депопуляции. Численность населения округа по данным Росстата составляет 7 903 864 чел. (2023). Плотность населения - 1,14 чел./км2 (2023). Городское население — 74,23% (2022) [12].

Приоритетное развитие регионов Дальнего Востока немаловажно определяется геополитическими факторами [3]. В условиях многополярного мира появляются новые центры мировой экономики, среди которых важное значение занимает Азиатско-Тихоокеанский регион. Бурно развивающиеся азиатские страны, Китай, Япония, а также «новые азиатские тигры», среди которых это Сингапур, Южная Корея, Малайзия и др. создают элементы конкуренции в данном макрорегионе. Российские власти давно осознают данные факторы, определив особую роль развития Дальнего Востока, что видно в декларациях, нормативно-правовой сфере и институциональном оформлении реализации региональной политики.

Дальневосточный федеральный округ (ДВФО), как и остальные макрорегионы, был образован в 2000 году Центральным городом был определен Хабаровск, затем в 2018 году Владивосток. За последние 5 лет в состав ДВФО были включены Забайкальский край, Республика Бурятия, что усилило многонациональный состав местного населения. Например, Республика Саха (Якутия) является национальным образование на территории Дальнего Востока, и самым большим субъектом в Российской Федерации. За прошедшие два десятилетия сменилось несколько полномочных представителей президента (К. Пуликовский, К. Исхаков, О. Сафонов, В. Ишаев, Ю. Трутнев с 2013 года), что говорит о сложности данного макросубъекта.

В 2012 году было впервые образовано отдельное федеральное ведомство, курировавшее вопросы одного региона, а именно Министерство РФ по развитию Дальнего Востока, а первым министром был назначен бывший гу-

бернатор Хабаровского края В. Ишаев. На созданное министерство были возложены функции координации деятельности по реализации государственных программ и федеральных целевых программ, управления федеральным имуществом, контроля осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации [12].

Необходимо отметить, что новые идеи институционального управления Дальним Востоком появлялись еще в 2000-е гг. Тогда возникла идея о создании т.н. государственной корпорации по развитию Дальнего Востока, которая бы контролировала всю инвестиционную сферу и финансовые потоки. Однако данная идея была отвергнута в правительстве, поскольку возникновение такой крупной экономической корпорации могло бы внести сложности в налоговую сферу, а также противоречит идеологии развития рыночной экономики. К тому же, федеральные и региональные органы власти не имели бы механизмов влияния на деятельность корпорации, которая бы по идее подчинялась только напрямую Президенту и контролировалась Счетной Палатой. Данные обстоятельства могли бы повлиять на развитие не только региональной политики в России, но и на федеративные отношения.

В 2013 году в федеральном правительстве появилась должность вице-премьера, который курировал вопросы Дальнего Востока, а также меры по ликвидацию паводка 2013 года. На эту должность был назначен бывший министр природных ресурсов Ю. Трутнев. Наблюдатели характеризовали его как эффективного менеджера с большими лоббистскими возможностями. Федеральный центр определил крупные задачи развития макрорегиона, с появлением новых институциональных и инвестиционных проектов.

30 апреля 2015 года было подписано Постановление Правительства РФ «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа» [17]. На месте акционерного общества «Московской материально-технической базы» была создана корпорация развития Дальнего Востока, правами акций которой от имени Российской Федерации будет обладать Министерство по развитию Дальнего Востока. В рамках закона о территориях опережающего развития, управляющая компания контролирует территории опережающего развития, выступает в качестве застройщика объектов инфраструктуры ТОРов; ведет реестр резидентов ТОРов [17].

На протяжении 1990-2000-х гг. федеральный центр неоднократно разрабатывал нормативно-правовую базу реализации региональной политики на Дальнем Востоке [13, с. 75-76]. Наиболее целая и комплексная программа была создана в 2014 году под названием «Социально-

экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» [18]. Данный документ включает в себя две целевые программы и одну подпрограмму: федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока на период до 2018 года», федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», подпрограмма «Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития» [18]. Были поставлены задачи комплексного развития регионов в социально-экономической сфере, транспортной доступности, приросте населения и т.д. Однако не были четко определены источники финансирования данных программ, федерального или региональных бюджетов.

Важным механизмом реализации региональной политики в отношении регионов ДВФО является стимулирование инвестиций, что привело к созданию отдельного Инвестиционного фонда развития Дальнего Востока и Забайкальского края. В результате были внедрены особые экономические зоны в виде территорий опережающего социально-экономического развития (ТОРы) [13; 17]. Суть их функционирования мало чем отличалась от существовавших ранее особых экономических зон, предполагающих создание системы льготного ведения бизнеса, низкие налоги, особенности государственного контроля и т.д. Создание таких ТОРов носило преимущественно централизованный характер, поскольку региональные и муниципальные власти имеют мало механизмов влияния на их деятельность, что является фактором в развитии региональной политики и федеративных отношений.

Деятельность ТОРов функционирует в рамках преобразованного в 2021 году Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики. На сегодня функционирует 21 ТОР в регионах ДВФО. Эксперты отмечают риски деятельности ТОРов, среди них это угроза монополии иностранных инвесторов в экономических зонах. Также указывается на недостаточный государственный контроль при регистрации предприятий, а также малая степень привлечения рабочей силы на местах [8]. Тем не менее, также отмечается прирост инвестиций в регионах Дальнего Востока, снижение оттока населения.

Существует и другие механизмы развития регионов Дальнего Востока [13]. Необходимо выделить проект «дальневосточного гектара», который функционирует с 2016 года. Суть данной программы заключается в возможности населению приобретать земельные участки на Дальнем Востоке, в освоении и развитии регионов. Задачами программы были определены как освое-

ние свободных территорий, снижение оттока местного населения, привлечение граждан на постоянное место жительства и т.д.

Землю получили почти 78 тыс. чел. Наибольшее количество земельных участков предоставлено в Приморском крае - 21 тыс. га, в Республике Саха (Якутия) - 13,7 тыс. га, в Хабаровском крае - 12 тыс. га [12]. Среди сложностей в реализации проекта отмечается отдаленность земельных участков от инфраструктуры, городов, более низкие условия жизни, чем в среднем от городов Центральной России. Жители Дальневосточного региона приобрели 90% земельных участков.

Также в контексте стимулирования миграции населения на Дальний Восток была внедрена программа Дальневосточной ипотеки. В ней предусмотрены наиболее льготные условия для приобретения жилья: кредит по ставке 2% годовых сроком до 20 лет. Однако кредитом могут воспользоваться не все, в основном молодые семьи до 35 лет, или одинокий родитель с ребенком до 18 лет. В целом, можно положительно оценить меры государства по льготной ипотеке в стимулировании притока населения на Дальний Восток, а также в целом в семейной политике [13, с. 77].

Таким образом, государственная региональная политика в отношении Дальневосточного региона России актуализируется многими факторами. Данный макрорегион стал объектом активной политики по причине социально-экономических причин и геополитических факторов. Институциональное оформление управления сопровождалось созданием новых органов власти, такие как, отдельное федеральное министерство, или отдельная Корпорация по Дальнему Востоку и Арктике. Главными механизмами реализации региональной политики стали принятие стратегий развития, межбюджетные отношения и развитие инвестиционной политики. Стали реализовываться территории опережающего социально-экономического развития с особыми налоговыми и административными преференциями. Также наблюдается политика в отношении депопуляции населения, в результате внедряются программы, как дальневосточный гектар и льготная ипотека. Безусловно, такой селективный подход в реализации региональной политики, когда создаются приоритетные точки роста, могут дать положительные результаты. В то же самое время должны быть четко определены полномочия институтов, отвечающих за реализацию данной политики, а также региональных и местных органов власти. Региональная политика выступает интегрирующим фактором в уровне взаимодействия центра и регионов, что определяет не только успех данной политики, но и в целом федеративных отношений.

Литература

1. Арженовский И.В. Региональный рынок: воспроизводственный аспект. Нижний Новгород, 1997. 186 с.

2. Бухвальд Е.М., Иванов О.Б. Стратегия пространственного развития и основные направления ее актуализации // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. №1. С. 7-23.

3. Зубаревич Н. Геополитические приоритеты в региональной политике России: возможности и риски // Контрапункт. 2015. №1. С. 1-11.

4. Исаев А.Г. Инструменты политики экономического развития Дальнего Востока в контексте региональной экономической безопасности // Регионалистика. 2018. Т. 5. №6. С. 70-82.

5. «Испытание на прочность»: итоги развития Дальнего Востока и Арктики в 2022 году // PrimaMedia. 26.12.2022. URL: https://sakhalinmedia.ru/news/1424650/. (дата обращения 15.06.2023).

6. К новой модели российского федерализма / Под общ. ред. А. Рябова, А. Захарова, О. Здравомысловой. Москва: Изд-во «Весь Мир», 2013.

7. Козлов Л.Е. Региональная политика России на Дальнем Востоке: обзор актуальных исследований // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. №1. С. 88-97.

8. Конищев Е.С., Неткачев К.И. Особенности и риски функционирования территорий опережающего социально-экономического развития в России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020. №10(2). С. 112-117.

9. Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности. Москва, 2013. 293 с.

10. Лексин В.Н. Федеративная Россия и ее региональная политика. Москва: ИНФА-М, 2008. 352 с.

11. Маклашова Е.Г. Государственная власть в современных политических условиях (на материалах Республики Саха (Якутия)): автореф. дис. ... канд. полит. наук. Хабаровск, 2004. 24 с.

12. Официальный сайт Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктике. URL: https://minvr.gov.ru/ (дата обращения 15.06.2023).

13. Петрова М.В., Шумилов А.В., Шумилова О.В. Геополитические аспекты переосвоения Российской Арктики: от сотрудничества к экспансии // PolitBook. 2022. №4. С. 74-97.

14. Подведены итоги социально-экономического развития Дальнего Востока в 2022 году // Объясняем. РФ. URL: объясня-ем.рф/articles/news/podvedeny_itogi_sotsialno_ekonomicheskogo_razvitiya_dalnego_vost oka_v_2022_godu/ (дата обращения 15.06.2023).

15. Полякова Ю.С. Типология и прогнозирование моделей взаимоотношений на уровне «федеральный центр - региональная политическая элита» // Известия высших учебных заведений, Поволжский регион, общественные науки. 2008 №2. С. 60-61.

16. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №307 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения». Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70644074/#ixzz3lclrPMwJ (дата обращения 15.06.2023).

17. Постановление от 30 апреля 2015 г. №432 «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа». Справочная правовая система «Консультант плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179059/ (дата обращения 15.06.2023).

18. Постановление Правительства РФ №308 «Об утверждении новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона». Сайт Правительства РФ. URL: http://government.ru/docs/11959/ (дата обращения 15.06.2023).

19. Регион как субъект политик и общественных отношений / Под ред. Н.В. Зу-баревич. Москва: МОНФ, 2000. 224 с.

20. Региональная политика: зарубежные опыт и российские реалии / Под ред. А.В. Кузнецова, О.В. Кузнецовой. Москва: ИМЭМО РАН, 2015. 137 с.

21. Республика Саха (Якутия) в годы распада СССР и формирования новой политической системы Российской Федерации / Авт. И.С. Сивцев, А.А. Бурцев, А.И. Гоголев, Е.Г. Егоров, О.Г. Сидоров. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. 239 с.

22. Степанов Н.С., Соколовская Е.А. Место Дальнего Востока в перспективной модели развития Российской Федерации // Федерализм. 2021. Т. 26. №3(103). С. 29-49.

23. Туровский Р. Российский квазифедерализм: состояние и перспективы // К новой модели российского федерализма / Под общ. ред. А. Рябова, А. Захарова, О. Здравомысловой. Москва: Издательство «Весь Мир», 2013. 328 с.

24. Туровский Р.Ф. «Центр и регионы: проблемы политических отношений». М.,

2007. 400 с.

25. Фарукшин М.Х. Состояние российского федерализма: взгляд из региона // Политическая наука. 2011. № 4. С. 97-119.

26. Федерация: проблемы взаимоотношений центра и регионов в современной системе координат / В.Б. Игнатьева. Якутск: Изд-во СО РАН, Якутский филиал, 2007. 372 с.

27. Широкова Л.Н., Мосина Л.Л., Старокожева В.П. Основные социально-экономические проблемы Дальнего Востока // 2022. №4.

28. Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. Москва: Гелиос АРВ, 2000. 208 с.

29. Указ от 3 июня 1006 г. №803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n = 10590&req=doc (дата обращения 16.06.2023).

30. Elazar D. Exploring Federalism. Tuscaloosa and London: University of Alabama Press, 1987.

31. Riker W.H. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston: Little Brown,

1964.

32. Stepan A. Federalism and Democracy: beyond the U.S. model // Journal of Democracy. 1999. Vol. 10. №4.

References

1. Arzhenovskii I.V. Regional'nyi rynok: vosproizvodstvennyi aspekt. Nizhnii Novgorod, 1997. 186 s.

2. Bukhval'd E.M., Ivanov O.B. Strategiya prostranstvennogo razvitiya i osnovnye napravleniya ee aktualizatsii. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika. 2021. №1. S. 7-23.

3. Zubarevich N. Geopoliticheskie prioritety v regional'noi politike Rossii: vozmozhnosti i riski. Kontrapunkt. 2015. №1. S. 1-11.

4. Isaev A.G. Instrumenty politiki ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka v kontekste regional'noi ekonomicheskoi bezopasnosti. Regionalistika. 2018. T. 5. №6. S. 70-82.

5. "Ispytanie na prochnost'": itogi razvitiya Dal'nego Vostoka i Arktiki v 2022 godu. PrimaMedia. 26.12.2022. URL: https://sakhalinmedia.ru/news/1424650/. (data obrashcheniya 15.06.2023).

6. K novoi modeli rossiiskogo federalizma / Pod obshch. red. A. Ryabova, A. Zakharova, O. Zdravomyslovoi. Moskva: Izd-vo «Ves' Mir», 2013.

7. Kozlov L.E. Regional'naya politika Rossii na Dal'nem Vostoke: obzor aktual'nykh issle-dovanii. Oikumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2020. №1. S. 88-97.

8. Konishchev E.S., Netkachev K.I. Osobennosti i riski funktsionirovaniya territorii ope-rezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossii. Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2020. №10(2). S. 112-117.

9. Kuznetsova O.V. Regional'naya politika Rossii: 20 let reform i novye vozmozhnosti. Moskva, 2013. 293 s.

10. Leksin V.N. Federativnaya Rossiya i ee regional'naya politika. Moskva: INFA-M,

2008. 352 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Maklashova E.G. Gosudarstvennaya vlast' v sovremennykh politicheskikh uslo-viyakh (na materialakh Respubliki Sakha (Yakutiya)): avtoref. dis. ... kand. polit.nauk. Khaba-rovsk.,2004. 24 s.

12. Ofitsial'nyi sait Ministerstva Rossiiskoi Federatsii po razvitiyu Dal'nego Vostoka i Ark-tike. URL: https://minvr.gov.ru/. (data obrashcheniya 15.06.2023).

13. Petrova M.V., Shumilov A.V., Shumilova O.V. Geopoliticheskie aspekty pereosvoeni-ya Rossiiskoi Arktiki: ot sotrudnichestva k ekspansii. PolitBook. 2022. №4. S. 74-97.

14. Podvedeny itogi sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Dal'nego Vostoka v 2022 godu. Ob"yasnyaem. RF. URL: https://clck.ru/36DSK5 (data obrashcheniya 15.06.2023).

15. Polyakova Yu.S. Tipologiya i prognozirovanie modelei vzaimootnoshenii na urovne «federal'nyi tsentr - regional'naya politicheskaya elita». Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii, Povolzhskii region, obshchestvennye nauki. 2008 №2. S. 60-61.

16. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2014 g. №307 «Ob utverzhdenii gosu-darstvennoi programmy Rossiiskoi Federatsii «Regional'naya politika i fe-derativnye otnosheni-ya». Sistema GARANT. URL: http://base.garant.rU/70644074/#ixzz3lclrPMwJ (data obrashcheniya 15.06.2023).

17. Postanovlenie ot 30 aprelya 2015 g. №432 «Ob upravlyayushchei kompanii, osushchestvlyayushchei funktsii po upravleniyu territoriyami operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii, vkhodyashchikh v sostav Dal'nevostochnogo federal'nogo okruga». Spravochnaya pravovaya sistema «Konsul'tant plyus». URL: https://clck.ru/36DSLQ (data obrashcheniya 15.06.2023).

18. Postanovlenie Pravitel'stva RF №308 «Ob utverzhdenii novoi redaktsii gosudar-stvennoi programmy «Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka i Baikal'skogo re-giona». Sait Pravitel'stva RF. URL: http://government.ru/docs/11959/ (data obrashcheniya 15.06.2023).

19. Region kak sub"ekt politik i obshchestvennykh otnoshenii / Pod red. N.V. Zubare-vich. Moskva: MONF, 2000. 224 s.

20. Regional'naya politika: zarubezhnye opyt i rossiiskie realii / Pod red. A.V. Kuz-netsova, O.V. Kuznetsovoi. Moskva: IMEMO RAN, 2015. 137 s.

21. Respublika Sakha (Yakutiya) v gody raspada SSSR i formirovaniya novoi poli-ticheskoi sistemy Rossiiskoi Federatsii / Avt. I.S. Sivtsev, A.A. Burtsev, A.I. Gogolev, E.G. Ego-rov, O.G. Sidorov. Yakutsk: Izdatel'skii dom SVFU, 2012. 239 s.

22. Stepanov N.S., Sokolovskaya E.A. Mesto Dal'nego Vostoka v perspektivnoi modeli razvitiya Rossiiskoi Federatsii. Federalizm. 2021. T. 26. №3(103). S. 29-49.

23. Turovskii R. Rossiiskii kvazifederalizm: sostoyanie i perspektivy. K novoi modeli ros-siiskogo federalizma / Pod obshch. red. A. Ryabova, A. Zakharova, O. Zdravomyslovoi. Moskva: Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2013. 328 s.

24. Turovskii R.F. «Tsentr i regiony: problemy politicheskikh otnoshenii». Moskva, 2007. 400 s.

25. Farukshin M.Kh. Sostoyanie rossiiskogo federalizma: vzglyad iz regiona. Politicheskaya nauka. 2011. № 4. S. 97-119.

26. Federatsiya: problemy vzaimootnoshenii tsentra i regionov v sovremennoi sisteme koordinat / V.B. Ignat'eva. Yakutsk: Izd-vo SO RAN, Yakutskii filial, 2007. 372 s.

27. Shirokova L.N., Mosina L.L., Starokozheva V.P. Osnovnye sotsial'no-ekonomicheskie problemy Dal'nego Vostoka. 2022. №4.

28. Shtul'berg B.M., Vvedenskii V.G. Regional'naya politika Rossii: teoreticheskie osno-vy, zadachi i metody realizatsii. Moskva: Gelios ARV, 2000. 208 s.

29. Ukaz ot 3 iyunya 1006 g. №803 «Ob osnovnykh polozheniyakh regional'noi politiki v Rossiiskoi Federatsii». URL: https://clck.ru/36DSMi (data obrashche-niya 16.06.2023).

30. Elazar D. Exploring Federalism. Tuscaloosa and London: University of Alabama Press, 1987.

31. Riker W.H. Federalism: Origin, Operation, Significance. Boston: Little Brown, 1964.

32. Stepan A. Federalism and Democracy: beyond the U.S. model. Journal of Democracy. 1999. Vol. 10. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.