Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ»'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
234
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПОДПРОГРАММА / КУЛЬТУРА / ТУРИЗМ / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / GOVERNMENT PROGRAMME / SUBPROGRAM / CULTURE / TOURISM / TARGET INDICATORS / BUDGET ALLOCATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ильясова К.Х., Магомадова Э.И., Хасуев А.Э.

Эффективность политики в области культуры и туризма во многом зависит от реализации государственных программ в регионах, поэтому актуальным является анализ программы "Развитие культуры и туризма Чеченской республики": рассмотрение ее целей и задач и соответствия нормативным актам Российской Федерации, изучение целесообразности целевых показателей и логики установления подпроцедур, сравнение плановых и фактических показателей бюджетных ассигнований, оценка ее эффективности и выработка рекомендаций по совершенствованию на основе проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE PROGRAM OF THE CHECHEN REPUBLIC "DEVELOPMENT OF CULTURE"

The effectiveness of the culture and tourism policy largely depends on the implementation of state programs in the regions, so it is important to analyze the program "Development of culture and tourism of the Chechen Republic": review its goals and objectives and compliance with the regulations of the Russian Federation, study the feasibility of targets and the logic of setting subprocedures, compare planned and actual indicators of budget allocations, evaluate its effectiveness and develop recommendations for improvement based on the study.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ»»

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10775

К.Х. Ильясова- старший преподаватель кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Karina.i86@mail.ru,

K. Ilyasova - senior lecturer of the Department of Economics and management in education, Chechen state pedagogical University, Grozny;

Э.И. Магомадова - старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса, Чеченский государственный университет, Zeka0708@mail.ru,

E.I. Magomadova - senior lecturer Departments of civil law and procedure, Chechen state University;

А.Э. Хасуев - магистр, теория технологии социальной работы, Чеченский государственный университет, Karina.i86@mail.ru,

A.A. Khasuyev - Master's degree in social work technology theory, Chechen state University.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ» STATE PROGRAM OF THE CHECHEN REPUBLIC " DEVELOPMENT OF CULTURE»

Аннотация. Эффективность политики в области культуры и туризма во многом зависит от реализации государственных программ в регионах, поэтому актуальным является анализ программы "Развитие культуры и туризма Чеченской республики": рассмотрение ее целей и задач и соответствия нормативным актам Российской Федерации, изучение целесообразности целевых показателей и логики установления подпроцедур, сравнение плановых и фактических показателей бюджетных ассигнований, оценка ее эффективности и выработка рекомендаций по совершенствованию на основе проведенного исследования.

Abstract. The effectiveness of the culture and tourism policy largely depends on the implementation of state programs in the regions, so it is important to analyze the program "Development of culture and tourism of the Chechen Republic": review its goals and objectives and compliance with the regulations of the Russian Federation, study the feasibility of targets and the logic of setting subprocedures, compare planned and actual indicators of budget allocations, evaluate its effectiveness and develop recommendations for improvement based on the study.

Ключевые слова: государственная программа, подпрограмма, культура, туризм, целевые индикаторы, бюджетные ассигнования.

Keywords: Government programme, subprogram, culture, tourism, target indicators, budget allocations.

Вопросы культуры и туризма на национальном и региональном уровнях всегда рассматриваются одновременно, так как только регионы с высокими культурными институтами имеют возможность развивать туристическую привлекательность и повышать культурный уровень местного населения. В соответствии с этой концепцией Чеченская Республика активно развивает культурно-туристический комплекс и реализует на своей территории Государственный план Чеченской республики "развитие культуры и туризма в Чеченской республике" на 2014-2024 годы (далее-от 27.03. 2020, № 64) [3]. Это приложение было представлено в нескольких версиях (Таблица 1). Два из них предусматривают продление срока реализации программы на территории республики.

Таблица 1 - Редакции Программы, утверждающие продление сроков реализации

(составлено автором)

Первоначальная версия Программы Редакции

Государственная программа Чеченской Республики «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике», утверждена Постановлением Правительства Чеченской Республики от 19 декабря 2013 года N 336 1. Постановлению Правительства Чеченской Республики от 25 апреля 2019 г. N 73 (Сроки программы увеличены до 2020 года)

2. Постановлению Правительства Чеченской Республики от 26 декабря 2019 г. N 296 (Сроки программы увеличены до 2024 года)

Продление программы связано с продлением действия государственной программы "Развитие культуры и туризма "Российской Федерации до 2024 года[2]. Общий период осуществления рассматриваемого плана не был разделен на этапы.

Цели и задачи программы представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Цели и задачи Программы (составлено автором по источнику [3])

Если проанализировать цели и задачи нормативных правовых актов научно -исследовательской программы Российской Федерации и Чеченской республики, то в первую очередь следует начать с национальной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма на 2013 -2024 годы" в научно-исследовательской программе, по мнению авторов данной статьи, недостаточно указания на стратегическую значимость целей развития, которые в настоящее время находятся в государственной программе Российской Федерации. В противном случае можно сказать, что цели, выраженные в плане, как правило, соответствуют приоритетам и задачам национальной и региональной политики в области культуры и туризма, построенным на стратегическом документе.

Анализируя показатели, представленные на Рис.2, считаем важным отметить, что паспорт программы не содержит показателей, отражающих развитие туристско-развлекательных комплексов и инфраструктуры в Чеченской республике. Национальная политика в области культуры и туризма.

Рисунок 2 - Целевые индикаторы Программы (составлено автором по источнику [3])

Однако, в целом, набор целевых индикаторов проекта Программы (подпрограмм) представленный на рисунке 2 является адекватным комплексом показателей, поскольку с его помощью можно оценить возможность достижения цели и эффективность решения ряда задач Программы (подпрограмм) в сферах культуры и туризма. Основная программа включает в себя 6 основных подпрограмм (рисунок 3).

Рисунок 3 - Подпрограммы исследуемой Программы (составлено автором по источнику [3])

Анализ НПА РФ позволяет сделать вывод о том, что данная структура нецелесообразна. Логичнее было бы разделить эту программу на подпрограммы, исходя из "объема реализации", то есть оставить неизменными подпрограммы 1,2,5 и объединить подпрограммы 3,4 и 6 в одну и назвать ее "обеспечение реализации программы", которая была разделена на задачи и мероприятия.

Таблица 3 - Фактически поступившие и освоенные ассигнования с 2014 по 2019 год, тыс. руб

(составлено автором по источникам:[4-9])

Год Общий объем ассигнований Федеральный бюджет Республиканский бюджет Внебюджетные источники

Факт. поступило Освоено Факт. поступило Освоено Факт. поступило Освоено Факт. поступило Освоено

2014 2811463,0 1917933,0 155676,0 135314,0 1717787,0 1421236,0 938000,0 361383,0

2015 1343358,9 1155072,8 0,0 0,0 1189358,9 1155072,8 154000,0 0,0

2016 1058515,1 1043657,6 113 684,6 113683,2 944 830,5 929 974,3 0,0 0,0

2017 1131905,0 1102884,0 134195,0 134044,0 997710,0 968841,0 0,0 0,0

2018 1394900,0 1308600,0 251200,0 250500,0 1143700,0 1058100,0 0,0 0,0

2019 1632202,0 1139734,4 242363,6 175959,0 1389838,4 963775,4 0,0 0,0

Из таблицы 3 можно сделать вывод, что в результате увеличения инвестиций в бюджет республики объем полученных ассигнований оказался выше запланированного. Кроме того, можно сказать, что средства, выделенные в течение исследуемого периода, были оплачены не полностью.

Таблица 4 - Распределение освоенных средств по подпрограммам за 2014-2019 г.г., тыс. руб

(составлено автором по источникам:[4-9])

год Подпрограмма 1 Подпрограмма 2 Подпрограмма 3 Подпрограмма 4 Подпрограмма 5 Подпрограмма 6

2014 541659,9 388258,0 946846,5 41168,4 0,0 0,0

2015 233345,8 106765,0 802579,7 12382,3 0,0 0,0

2016 138627,6 5880,9 886967,9 12181,2 0,0 0,0

2017 174300,0 2400,0 902300,0 11390,0 0,0 12494,0

2018 286100,0 17600,0 967960,0 23500,0 0,0 13420,0

2019 201021,4 21348,6 888025,4 20900,3 0,0 8438,7

Итого 1575054,7 542252,5 5394679,5 121522,2 0 34352,7

Полученные результаты показали, что наибольшее финансирование получили подпрограммы 3 и 1, отвечающие за культурное развитие Чеченской республики.

Эффективность программы достигнута: в 2014 году-68%, в 2015-86%, в 2016-99%, в 2017-97%, в 201894%, в 2019-70%.

Неэффективность связана с рядом проблем, возникших в ходе реализации плана, которые связаны с низким уровнем реализации мероприятий подпрограммы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Чеченской Республике"(подпрограмма 2). Медленное освоение средств по подпрограмме, особенно в 2014-2017 годах, когда отсутствие средств по подпрограмме в Государственном бюджете привело к полному или частичному невыполнению мероприятий и, следовательно, к недостижению целевого значения показателя национального плана (показателя). В целях решения этого вопроса предлагается пересмотреть процесс перераспределения средств между подпрограммами, а также уточнить цели, задачи и показатели плана, которые обусловлены необходимостью усиления контроля за результатами.

В целом реализация данной программы позволяет решить многие задачи в сфере культуры и туризма: улучшить материально-техническое состояние и оснащение учреждений культуры, защитить культурное наследие, создать базу для развития уникальных туристских продуктов. Разъяснение целей и задач национального плана, целей и задач подпроцедур

Источники:

1. «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 31.03.2017 N 391 // СПС КонсультантПлюс. - URL: https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n =215333 &demo=1(дата обращения: 17.11.2020)

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 октября 2018 г. N 2211 -р) // Кодификация.РФ - URL: https://rulaws.ru/goverment/Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-13.10.2018-N-2211-r/ (дата обращения: 17.11.2020)

3. «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике»: Государственная программа Чеченской Республики// Кодекс. - URL: http://docs.cntd.ru/document/570785351 (дата обращения: 17.11.2020)

4. Годовой отчет о реализации государственной программы Чеченской Республики в 2015 году // Министерство культуры Чеченской республики: официальный сайт. - URL: https://mk-chr.ru/index.php?component=down-load&file=c02e51 fe75f01fb3d50466be0a5ebcfe95820416d5023ac201 f90dd4be07bf47&view=1 (дата обращения: 18.11.2020)

5. Информация о расходах на реализацию государственной программы по источникам финансирования за 2016 год // Министерство культуры Чеченской республики: официальный сайт. - URL: https://mk-chr.ru/index.php?compo-nent=download&file=28bdb6cb9ba77786478d7beea77de91668a bece223ef96b4d13f4673f2844be8&view=1 (дата обращения: 18.11.2020)

6. Отчет о выполнении мероприятий государственной программы «Развитие культуры и туризма в Чеченской Республике» за 2014 г. // Министерство культуры Чеченской республики: официальный сайт. - URL: https://mk-chr.ru/in-dex.php?component=download&file=2369e6f4ae8e5d22c9

cd99eaca06f45e9120c51fd6204b1d9c588f6873377bf8&view=1 (дата обращения: 18.11.2020)

7. Пояснительная записка о реализации государственной программы Чеченской Республики за 2017 год // Министерство культуры Чеченской республики: официальный сайт. - URL: https://mk-chr.ru/index.php?component=down-load&file=b587649af4986c03ecccf5e6c11cfb1298d8b0a6fbe4 f67a631a1dc2a1200b0d&view=1 (дата обращения: 18.11.2020)

8. Пояснительная записка о реализации государственной программы Чеченской Республики за 2018 год // Министерство культуры Чеченской республики: официальный сайт. - URL: https://mk-chr.ru/index.php?component=down-load&file=f4a6610730013c8aaf55eedeb9cc9e24281 aacfa4446 98d6d38f072ebdaf16a6&view=1 (дата обращения: 18.11.2020)

9. Пояснительная записка о реализации государственной программы Чеченской Республики за 9 месяцев 2019 года // Министерство культуры Чеченской республики: официальный сайт. - URL: https://mk-chr.ru/index.php7compo-nent=download&file=9aff794a9f3f1092a59eb486cc209fe 1bbd2107106fe9bc5ee9e7c 1 a8af0f462&view=1 (дата обращения: 18.11.2020) References:

1. "On Amendments to the State Program of the Russian Federation" Development of Culture and Tourism for 2013 - 2020 ": Resolution of the Government of the Russian Federation of March 31, 2017 N 391 // SPS ConsultantPlus. □ URL: https://login.consultant.ru/link/7req=doc&base=LAW&n = 215333 & demo = 1 (date accessed: 17.11.2020)

2. Order of the Government of the Russian Federation of November 11, 2010 N 1950-r (as amended by the order of the Government of the Russian Federation of October 13, 2018 N 2211-r) // Codification.RF □ URL: https://rulaws.ru/ goverment / Rasporyazhenie-Pravitelstva-RF-ot-13.10.2018-N-2211 -r / (date accessed: 17.11.2020)

3. "Development of culture and tourism in the Chechen Republic": State program of the Chechen Republic // Code. □ URL: http://docs.cntd.ru/document/570785351 (date accessed: 17.11.2020)

4. Annual report on the implementation of the state program of the Chechen Republic in 2015 // Ministry of Culture of the Chechen Republic: official website. □ URL: https://mk-chr.ru/index.php?component=down-Ioad&file=c02e51 fe751Dl fb3d50466be0a5ebcfe95820416d5023ac201 ©0dd4be07bf47&view= 1 (date accessed: 18.11.2020)

5. Information on expenditures for the implementation of the state program by funding sources for 2016 // Ministry of Culture of the Chechen Republic: official website. □ URL: https://mk-chr.ru/index.php?component=down-load&file=28bdb6cb9ba77786478d7beea77de91668a bece223e©6b4dl3f467312844be8 & view = 1 (date accessed: 18.11.2020)

6. Report on the implementation of activities of the state program "Development of culture and tourism in the Chechen Republic" for 2014 // Ministry of Culture of the Chechen Republic: official site. □ URL: https://mk-chr.ru/index.php7compo-nent=download&file=2369e6f4ae8e5d22c9 cd99eaca06f45e9120c51fd6204bld9c588f6873377bffi & view = 1 (date accessed: 18.11.2020)

7. Explanatory note on the implementation of the state program of the Chechen Republic for 2017 // Ministry of Culture of the Chechen Republic: official website. □ URL: https://mk-chr.ru/index.php?component=down-Ioad&file=b587649af4986c03ecccf5e6cllcfbl298d8b0a6fbe4 f67a631aldc2al200b0d & view = 1 (date accessed: 18.11.2020)

8. Explanatory note on the implementation of the state program of the Chechen Republic for 2018 // Ministry of Culture of the Chechen Republic: official website. □ URL: https://mk-chr.ru/index.php?component=down-load&file=f4a6610730013c8aaf55eedeb9cc9e24281 aacfa4446 98d6d38ft)72ebdafl6a6 & view = 1 (date accessed: 18.11.2020)

9. Explanatory note on the implementation of the state program of the Chechen Republic for 9 months of 2019 // Ministry of Culture of the Chechen Republic: official website. □ URL: https://mk-chr.ru/index.php?component=down-Ioad&file=9aff794a9f3fl092a59eb486cc209fe Ibbd2107106fe9bc5ee9e7cla8afflf462 & view = 1 (date accessed: 18.11.2020)

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10776

Л.Н. Исачкова - профессор кафедры экономики и финансов, к.э.н., Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (ekif.kra@yandex.ru),

L.N. Isachkova - Professor of the Department of Economics and Finance, Candidate of Economic Sciences, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation;

Н.С. Жминько - доцент кафедры теории бухгалтерского учета, к.э.н., «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина» (albina_evgenevna@mail.ru),

N.S. Zhminko - Associate Professor of the Department of Accounting Theory, Ph.D., "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ";

В.Ю. Стоякин - магистрант, Краснодарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации (vladimirstoyakin@bk.ru),

V.Yu. Stoyakin - undergraduate, Krasnodar Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К МОДЕЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА SYSTEM APPROACH TO LABOR MARKET MODELING

Аннотация: Современные попытки построения экономических моделей на уровне района, региона или страны не могут претендовать на истинность в рамках процессов глобализации, наблюдаемых во всем мире, ибо они принципиально не могут учитывать все процессы, протекающие в социально-экономическом пространстве.

Действенная политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы.

Разработка рекомендаций по формированию стратегии управления рынком труда, отличающаяся примененной методологией, основанной на синтезе когнитивных, многомерных, статистических моделей, дало

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.