Научная статья на тему 'Государственная потребность в квалифицированных инженерах и общественное мнение о престижности технического образования'

Государственная потребность в квалифицированных инженерах и общественное мнение о престижности технического образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТИЖНОСТЬ ПРОФЕССИИ / PRESTIGE OF PROFESSION / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / TECHNICAL EDUCATION / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ARTS EDUCATION / УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ / THE CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF SCIENCE / ИНЖЕНЕР / AN ENGINEER

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Романович Нелли Александровна

Государственная безопасность на сегодняшний день немыслима без современных технологий, поэтому востребованность в квалифицированных инженерных кадрах является первостепенной задачей всероссийского масштаба, что осознается руководством страны. Но престижность профессии инженера оставляет желать лучшего. А при низкой престижности инженерного образования в технические вузы подают документы те школьники, которым не удается поступить в другие, более престижные вузы. Соответственно, падает качество образования будущих инженеров. Поворот к престижности технического образования в стране зачастую является следствием целенаправленной политики государства. Этот поворот в истории нашей страны осуществлялся в периоды повышенного внимания руководства страны к развитию оборонной промышленности. А в настоящее время приходит понимание, что экономическое процветание и конкурентоспособность не менее важные вещи, чем обороноспособность и военные технологии, поэтому жизненно важно придать новый импульс развитию наукоемкой экономики России. Для этого нужно, начиная со школьной скамьи, поднимать интерес к техническим и естественным наукам, которые сегодня отодвинуты на второй план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public sector demand for qualified engineers and public opinion about the prestige of technical education

National security today is inconceivable without modern technology, so the demand for qualified engineering staff is paramount nationwide task that is recognized by the government. However, the prestige of the engineering profession is poor. The prospective students are usually those who fail to enter more prestigious colleges. Accordingly, the quality of future engineers education is falling. Reference to the prestige of technical education in the country is often the result of purposeful state policy. This turn in the history of our country was usually carried out in periods of increased attention of country’s leadership to the development of the defense industry. Nowadays, there is an idea that economic prosperity and competitiveness are not less important than the defense capability and military technologies, so it is vital to give new impetus to the development of science-intensive economy in Russia. In order to achieve this, it is necessary to raise interest in technical and natural sciences, which are overshadowed today, starting from school.

Текст научной работы на тему «Государственная потребность в квалифицированных инженерах и общественное мнение о престижности технического образования»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ

в квалифицированных инженерах и общественное мнение о престижности

ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Романович Нелли Александровна

профессор кафедры политологии и политического управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Воронежский филиал); генеральный директор Института общественного мнения «Квалитас»; Воронеж, Россия e-mail: nelly@qualitas.ru

Государственная безопасность на сегодняшний день немыслима без современных технологий, поэтому востребованность в квалифицированных инженерных кадрах является первостепенной задачей всероссийского масштаба, что осознается руководством страны. Но престижность профессии инженера оставляет желать лучшего. А при низкой престижности инженерного образования в технические вузы подают документы те школьники, которым не удается поступить в другие, более престижные вузы. Соответственно, падает качество образования будущих инженеров. Поворот к престижности технического образования в стране зачастую является следствием целенаправленной политики государства. Этот поворот в истории нашей страны осуществлялся в периоды повышенного внимания руководства страны к развитию оборонной промышленности. А в настоящее время приходит понимание, что экономическое процветание и конкурентоспособность - не менее важные вещи, чем обороноспособность и военные технологии, поэтому жизненно важно придать новый импульс развитию наукоемкой экономики России. Для этого нужно, начиная со школьной скамьи, поднимать интерес к техническим и естественным наукам, которые сегодня отодвинуты на второй план.

Ключевые слова: престижность профессии, техническое образование, гуманитарное образование, условия для развития науки, инженер.

Известно, что престижность профессии — величина непостоянная. Она зависит от многих факторов, в том числе от целенаправленной политики государства по поднятию престижности определенного вида образования. Недавно Владислав Сурков сказал, что

теперь наша идеология — это технология, что главная фигура в модернизации нынешней экономики — это инженер. И действительно, менеджеров, юристов и экономистов много, но не на них сейчас возлагаются главные надежды. Давно подмечено, избыток предложений понижает их ценность. Было время, когда профессия инженера имела очень высокий статус. В первой половине прошлого столетия в царской России и в СССР инженеров было чрезвычайно мало и ценились они на вес золота. Во второй половине прошлого столетия инженеров было много и ценились они на вес макулатуры. В первой половине текущего столетия проблема хороших инженеров стала камнем преткновения на пути к развитию новых технологий. Низкий престиж профессии инженера отражается на уровне образования школьников, поступающих в технические вузы. Чтобы поток абитуриентов в технические вузы возрос, необходимо, чтобы эта профессия считалась престижной. Насколько сегодня престижна профессия инженера? Для выявления ответов н этот вопрос и другие вопросы, связанные с профессией инженера, в Воронеже весной 2016 года было проведено социологическое исследование, было опрошено методом личного интервью 613 человек по репрезентативной для городского населения выборке (Ежемесячный Бюллетень, 2016: 8—12).

На вопрос: «Как Вы считаете, на сегодняшний день профессия инженера считается престижной или непрестижной?», — были получены неоднозначные ответы.

Оказалось, что на сегодняшний день профессия инженера скорее непрестижна (49%), чем престижна (47%). Особенно часто подчеркивают её непрестижность люди преклонного возраста (74%). Видимо, шлейф пренебрежительного отношения к инженерам, которых во множестве штамповали ещё советские вузы, не изжит в памяти сегодняшних пенсионеров. Но незаметно для стариков ситуация начинает меняться. В глазах молодежи престижность инженерной профессии составляет 54%, а в самом трудоспособном возрасте — 58% (30—49 лет). Состоятельные люди чаще, чем бедные (58/15) соглашаются с тем, что быть инженером престижно, а значит, смогут повлиять на выбор соответствующей профессии своими детьми.

Есть мнение, что в технические вузы сегодня делается набор «по остаточному принципу», то есть принимают тех, кто не смог

поступить в экономические и гуманитарные вузы. Ответы на следующий вопрос дают представление о том, насколько справедлива подобная гипотеза.

«Кто, по Вашему мнению, сегодня чаще поступает в технические вузы?»

• Чаще студенты с хорошей подготовкой и желанием получить специальность инженера — 15%.

• Чаще те, кто не смог поступить в другие, в основном гуманитарные, ВУЗы — 14%.

• В равной степени есть и те и другие — 63%.

• Затрудняюсь ответить — 7%.

С каким уровнем подготовки сегодняшние абитуриенты идут в технические вузы? Лет пять назад был подсчитан средний балл по ЕГЭ людей, поступавших в разные ВУЗы страны. Оказалось, что лучшие инженерные вузы (в том числе и известная Бауман-ка) находятся где-то в середине второй полусотни и они отстают от экономических, юридических на десяток баллов. Получается, что за профессией инженера выстраиваются в очередь те, кому не светит поступление в гуманитарные и экономические вузы. Догадывается ли об этом население?

Если и догадываются, то лишь некоторые: 14% опрошенных полагают, что технические вузы выбирают те, кто не смог поступить в другие, более престижные. Чем старше и беднее респонденты, тем чаще они так думают. Среди самых бедных число сторонников такого мнения возрастает до 26%.

А кто-то (15%), напротив, полагает, что для поступления в технический вуз необходима хорошая подготовка и твердое желание быть инженером, а не кем-то другим. Чаще так думает молодежь (18%). По мере повышения уровня образования число сторонников такого мнения возрастает от 9 до 19%. Если число сторонников этого мнения будет продолжать расти среди молодежи, то получится то, что социологи называют «самосбывающимся прогнозом», то есть для получения профессии инженера школьников действительно станут хорошо и серьезно готовить.

Но большинство горожан думают, что в технических вузах хватает и тех и других (63%). И тех, кто пошел туда от безысходности, не надеясь с низкими баллами поступить в престижный вуз. И тех, кто действительно желает освоить профессию инженера.

Кроме того, воронежцам было предложено сделать прогноз на ближайшие годы: «Как Вы считаете, будет ли профессия инженера востребована в России в ближайшие 5—10 лет?».

Оказалось, что подавляющее большинство воронежцев (83%) в той или иной степени уверены, что профессия инженера в России будет востребована в ближайшем будущем. Среди богатых людей такая уверенность возрастает до 91%, среди бедных — снижается до 44%. Не исключено влияние состоятельных респондентов на выбор профессии своего потомства. Возможно, в ближайшие годы мы увидим повышение конкурса в технические вузы.

Лишь 14% горожан считают, что профессия инженера не будет востребована в ближайшей перспективе. Чаще всего это мнение бедных (48%) и пожилых (19%) людей.

Собственно, профессия инженера уже востребована сегодня, но инертное общественное мнение внутри страны ещё не вполне усвоило эту мысль, тогда как за рубежом уже вовсю используют наш интеллектуальный технический потенциал. О причинах такого использования вице-президент Соединенных Штатов Джозеф Байден обмолвился просто: «потому, что в России самые лучшие в мире инженеры» (Федоров, 2016). А президент Boeing в России и СНГ Сергей Кравченко обрисовал ситуацию в деталях: «Для нас Россия является партнером номер один, когда речь идет о бизнесе, связанном с использованием труда ученых, инженеров или программистов за пределами компании Boeing...Mbi реализовали такое большое количество научных проектов в России исключительно потому, что нашли здесь партнеров, владеющих большим опытом, чем в США. Мы решили бы эту задачу и без России, но процесс занял бы намного больше времени. У России есть преимущество: в мире мало стран, которые знают, как строить самолеты и ракеты» (Федоров, 2016).

Родители будущих абитуриентов играют не последнюю роль при выборе ими своей будущей профессии. Поэтому следующий вопрос был обращен непосредственно к родителям: «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок стал инженером?».

• Да - 29%,

• Скорее, да — 29%,

• Скорее, нет — 16%,

• Нет — 17%,

• Затрудняюсь ответить — 10%.

Согласно результатам опроса, большинство воронежцев хотели бы, чтобы их дети (или внуки) приобрели профессию инженера (58%). В целом не желают подобной будущности своему потомству 33% опрошенных. Среди тех, у кого есть дети до 18 лет, такое нежелание собирает в свои ряды чуть больше сторонников (39%). В то же время 55% горожан с несовершеннолетними детьми вполне удовольствуются профессией инженера для своих детей. Значит, можно ожидать в ближайшие годы пополнение рядов российских инженеров.

Озаботились притоком новых кадров российские крупные корпорации, и в 2015 году был проведен Всероссийский инженерный конкурс, организованный Министерством образования и науки РФ и государственной корпорацией «Росатом» (при участии таких крупных отечественных компаний, как РОСНАНО, «Вертолёты России», РЖД, ОАК и других). «Сегодня многие отрасли хозяйства подошли к такому рубежу, что без своих инженеров, без своих разработок серьёзного движения вперёд быть не может. Очень здорово, что сегодня корпорации это не только осознают, но и занимаются конкретной подготовкой кадров», — заявила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец. А министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов подчеркнул, что востребованность инженерного образования среди российской молодёжи увеличивается, и подобные конкурсы дают возможность студенту, будущему инженеру, проявить свой талант.

Другой вопрос — вправе ли родители влиять на выбор профессии своего потомства? Об этом мы поинтересовались у воронеж-цев в ноябре 2009 года: «Как Вы считаете, должны ли родители влиять на выбор профессии детей?». Тогда мы получили ответы: «должны только советовать» — 72%, «должны и достаточно настойчиво» — 15%, «нет, не должны» — 13%. Но на деле, выбирая свою профессию, только 14% воронежцев прислушались к совету своих родителей (Ежемесячный Бюллетень, 2011).

Акценты на развитие гуманитарного или же технического образования предопределяются, прежде всего, характером эпохи. Под самым словом «образование» в разные века понимались разные вещи. Например, в романе Джейн Остин, в начале XIX века в Англии образованность характеризуется в следующих выраже-

ниях: «А какая образованность в подобном возрасте! Она играет на фортепьяно не хуже подлинных музыкантов. . Все молодые леди образованные — они рисуют пейзажи, раскрашивают экраны и вяжут кошельки» (Austen, 2009: 37). Такое представление об образовании, безусловно, шокирует жителей XXI века. И шокирует не столько потому, что перечисленные занятия сегодня не в почете, сколько потому, что под образованием тогда имелось в виду нечто совершенно другое, чем сегодня. Три века назад под образованием подразумевалась не столько сумма знаний, сколько сумма навыков. И конечно, образование женщины носило исключительно гуманитарный характер. Об этом свидетельствует вердикт мистера Дарси: «Женщина, заслуживающая названия образованной, должна быть хорошо обучена музыке, пению, живописи, танцам и иностранным языкам». Все перечисленные навыки существуют в качестве учебных предметов и в современной школе (разве что танцы — факультативно). Все они имеют гуманитарное направление, но сегодня они не предназначены только для девочек. Все ученики — и девочки и мальчики — с той или иной степенью успешности осваивают эти предметы. Но кроме названных предметов школьники сегодня осваивают азы естественных и технических наук, которые априори относились к сфере мужских интересов. Проявляется ли в реалиях школьного обучения, так называемая, естественная склонность девочек к гуманитарным наукам, а мальчиков — к техническим? И вообще, какие предметы предпочитают школьники?

На эти и другие вопросы ответило социологическое исследование, проведенное Институтом общественного мнения «Квалитас» в ноябре 2013 года, опрошено 603 жителей города Воронежа, выборка репрезентативна для населения старше 18 лет по полу, возрасту и образованию (Ежемесячный Бюллетень, 2013: 15—18).

На вопрос, обращенный к жителям Воронежа: «Во время учебы в школе к какой группе школьных предметов Вы проявляли наибольший интерес и склонность?», — были получены следующие ответы:

• математические (математика, алгебра, геометрия, информатика) — 34%;

• естественнонаучные (география, биология, химия, физика, астрономия) — 15%;

• гуманитарные (история, обществознание, основы религиозных культур и светской этики) и филологические (русский язык, литература, иностранный язык) — 39%;

• другие: трудовое обучение (технология), физкультура, искусство в школе (пение, рисование) — 8%;

• никакие — 1%;

• затрудняюсь ответить — 3%.

По свидетельству опрошенных, во время учебы в школе наибольший интерес вызывали гуманитарные предметы (39%), на втором месте — математические (34%), а на третьем — естественно-научные (15%). Менее всего пользовались популярностью те предметы, которые способствовали развитию трудовых навыков, физического здоровья, любви к искусству (8%). Иными словами, труд, физкультура, пение и рисование — тренинг тела и души — это все редко встречалось в приоритетах школьников. А всего лишь несколько столетий назад девушка из благородного общества считалась хорошо образованной, если умела музицировать и рисовать. А сегодня интеллект вышел на первое место в качестве критерия образованности.

На этот вопрос отвечали и те респонденты, которые недавно окончили школу, и те респонденты, которые, будучи на пенсии, с умилением вспоминают далекие школьные годы. Но значимых различий среди них по поводу предпочтения тех или иных предметов не наблюдается. Зато есть различия между мужской и женской половиной населения. Женщины проявляли склонность к гуманитарным предметам чаще мужчин (46/29), а мужчины интересовались математическими (36/32) и естественнонаучными (18/13) дисциплинами чаще женщин. Лишь немногие опрошенные (1%) заявили, что не испытывали ни малейшей склонности к каким-либо предметам, мужчин среди них в два раза больше, чем женщин.

Итак, женщины действительно уже со школьной скамьи более тяготеют к гуманитарным наукам, чем мужчины. А мужчины, как правило, к техническим и естественным наукам, хотя эти приоритеты не очень ярко выражены. Количество исключений из этого «правила» более 50%. А значит, это не правило, а лишь некоторая вероятность распределения предпочтений по гендерному признаку, которая невелика, но все же существует.

Размышления респондентов о причинах предпочтения ими того или другого предмета в процессе школьного обучения выглядели следующим образом:

«Какова основная причина, по которой вы предпочитали этот школьный предмет?»

Склонность к данной группе наук/интересный предмет — 57%;

Профессиональные качества педагога — 26%;

Личные качества педагога — 11%;

Затрудняюсь ответить — 6%.

Главная причина любви к тем или иным предметам — это склонность к данной науке (57%). Фактически такой ответ ничего не объясняет. Нравится предмет, потому что ... нравится. Нравится предмет, потому что он интересный. Но этот предмет может быть интересным для одних школьников и совершенно не интересным для других. То есть такое объяснение иррационально, оно основывается на эмоциях, в которых сам человек порой не в силах толком разобраться. Особенно часто такой ответ давали мужчины (62%).

А вот девушек скорее могли увлечь любовью к предмету хорошие педагоги. Если профессиональные качества педагога зажгли в сердцах 26% школьников (в среднем по городу) любовь к соответствующему предмету, то среди женщин это число возрастает до 31%, а среди мужчин падает до 19%.

Кроме профессиональных знаний педагог может обладать харизматическими данными, просто может быть яркой личностью — такой, что хочется ему подражать. Ведь для детей очень естественно выбирать себе образец для подражания, желание подражать авторитетным взрослым — важный элемент социализации личности. Таких примеров оказалось не очень много, но, по крайней мере, каждый десятый (11%) опрошенный может назвать педагога, личные качества которого способствовали приобретению интереса к преподаваемому им предмету.

Можно видеть, что рефлексия респондентов по поводу причин своих предпочтений тех или иных школьных предметов, в целом не проясняет картину — почему ученики предпочитают гуманитарные предметы? А эта картина меняется из века в век. Возьмем хотя бы последнее столетие. Известно, что в дореволюционной России естественные науки уступали место гуманитарным. В советское время, напротив, предпочтение отдавалось естественным

наукам (физике, химии, астрономии и т.п.). А сегодня естественные науки в приоритетах населения снова ушли на задний план, а вперед шагнули гуманитарные. С чем это связано? Возможно, с политикой государства и теми условиями, которые созданы для развития науки.

Историки науки пишут о достаточно высоком уровне науки в стране до 1917 года: «Российская империя в конце XIX — начале XX в. переживала период научно-технического прогресса и имела достаточно развитую сеть высших учебных заведений. Российская высшая школа в то время характеризовалась высоким образовательным уровнем. Достаточно вспомнить только двух выдающихся выпускников технических вузов, которые получили всемирную известность, работая в США — И. Сикорского и В. Зворыкина» (Стражев, 2004: 41-42).

В послереволюционной России было не до науки, но большевики понимали, что нужна индустриализация для того, чтобы преодолеть общее и технологическое отставание разоренной гражданской войной страны. В учебном плане, рекомендованном Наркомпросом РСФСР в 1920-1921 учебном году, констатируется: «Заметно возрос (по сравнению со старыми учебными планами) объем учебного времени, отводимого на изучение математики и предметов природоведческого цикла» (Стражев, 2005: 6). Можно отметить, что по сравнению с дореволюционным учебным планом (принятым в гимназиях), учебный план, рекомендованный советской властью, показывал, что большевики отдавали предпочтение математике и естественным наукам. В этом проявилась их вера в науку и желание развивать научное образование в школе. В этом же проявилось и их понимание того, что математическое и естественнонаучное образование в школе - фундамент развития инженерного образования в стране.

Вторая мировая война поневоле явилась мощным стимулом развития военной промышленности и индустрии. Осознанная потребность в создании и производстве атомного и термоядерного оружия, развитии реактивной авиации и ракетной техники, строительстве атомного подводного флота привела советское руководство к выводу о необходимости ускоренного развития науки и военной промышленности. Реализовать эти планы можно было только при наличии ученых и специалистов очень высокого уровня. Если в

довоенном этапе в научном развитии СССР был сделан акцент на формировании и росте профессионального технического образования для нужд индустриализации, то в послевоенный период акцент был поставлен на создании элитного технического образования для нужд оборонной и космической промышленности. Ученые отмечали: «Выдающимся социальным изобретением послевоенного советского периода стало создание образовательной системы физтеха (МФТИ), оставившей исторический след в развитии не только военно-промышленного комплекса, для подготовки специалистов которого она первоначально и создавалась, но и всей системы образования, науки, промышленности» (Смирнов, 2003: 34).

Сравнительно благоприятные условия для развития науки были созданы в Советском Союзе в период 60-х — первой половине 80-х годов XX века. Это был послевоенный период, когда страна-победительница, уже залечившая свои раны и вдохнувшая свободу после сталинских репрессий, совершила прорыв в освоении космоса и соревновалась с западными державами в технических и научных достижениях. Советские вузы стали инструментами для достижения стратегических целей советской власти — индустриализации страны. Доминирование инженерного образования являлось отличительной чертой советской высшей школы, создание технических вузов и подготовка специалистов были частью государственной политики. Техника воспринималась как главное средство решения всех проблем, к ней воспитывалось восторженное и почтительное отношение.

Вторая половина 80-х — 90-е годы XX века прошли в стране под знаменем «перестройки», были разрушены традиционные методы воспроизводства научных кадров, прервалась преемственность между советской и постсоветской наукой, резко усилился отток «научных мозгов» за рубеж. Престижность инженерного образования упала в том числе и из-за того, что инженерам просто негде было работать — заводы закрывались повсеместно, квалифицированные инженеры шли торговать на рынках.

Сегодня вновь руководители страны заговорили об инженерном образовании как о фундаменте инновационного развития и экономического процветания. Приходит понимание, что экономическое процветание и конкурентоспособность — не менее важные вещи, чем обороноспособность и военные технологии, поэтому жизненно

важно придать новый импульс развитию наукоемкой экономики России.

Есть основания надеяться, что потребность страны в наукоемкой экономике и провозглашенный курс на технические инновации вновь вызовет в учащихся подъем интереса к техническим и естественным наукам, которые сегодня отодвинуты на второй план. Правда, этому может помешать реформа школьного образования, которая предполагает выбор предмета изучения по интересам, а интерес обычно вызывают более легкие предметы, которые не требуют большого труда для их усвоения. Каждое время диктует свою моду. Мода распространяется не только на одежду, но и на характер образования. Если государство инициирует возвращение моды на техническое образование и предоставит его обладателям высокооплачиваемые рабочие места, то нас ждет новый виток увлеченности населения техническими и естественными науками, что скажется на повышении их престижности.

Список литературы

Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу под ред. Н.А. Романович. Воронеж: Изд-во «ИОМ Квалитас», 2009. № 11.

Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу под ред. Н.А. Романович. Воронеж: Изд-во «ИОМ Квалитас», 2013. № 11.

Ежемесячный Бюллетень социологических сообщений по г. Воронежу под ред. Н.А. Романович. Воронеж: Изд-во «ИОМ Квалитас», 2016. № 03.

Федоров И.Б. Инженер - это звучит гордо // Эксперт. 2016. № 45. Электронный ресурс: http://expert.ru/2011/03/16/nzhener---eto-zvuchit-gordo (дата обращения 10.06.2016).

Смирнов Е. Станет ли Россия высокотехнологичной страной? // Alma mater (Вестник высшей школы). 2003. № 1.

Стражев В.И. Образование и наука в современном обществе. Минск: БГУ, 2004.

Стражев В.И. Пять реформ советской школы // Alma mater (Вестник высшей школы). 2005. № 5.

Austen J. Pride and Prejudice. Moscow: Jupitre-inter, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.