10. Опарина Е.О. Исследования речи Дональда Трампа: Обзор / Е.О. Опарина // Реферативный журнал. Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература. Сер. 6. Языкознание. - 2020. - №№ 1. - С. 87-96.
11. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: ACT, 1999. - 800 с.
12. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика / Г.Г. Хазагеров. - М.: Никко-ло-медиа, 2002. - 313 с.
13. Хобсбаум Э. Принцип этнической принадлежности и национализм в современной Европе / Э. Хобсбаум // Нации и национализм. - М.: Праксис, 2012. - 416 с.
14. Шопенгауэр А. Эристика, или Искусство побеждать в спорах / А. Шопенгауэр. - М.: Эксмо, 2015. - 128 с.
15. Шпетный К.И. Когнитивные и лингвостилистические параметры инаугурационного дискурса президентов США Дональда Джона Трампа и Джона Фитцджеральда Кеннеди / К.И. Шпетный // Вестник МГЛУ. Гуманитарные науки. 2019. - № 2. - С. 168.
16. Друг Аркадий, говори красиво: почему в России нет политической риторики [Электронный ресурс] // Российская газета. - Режим доступа: URL: https://rg.ru/2003/11/20/hazagerov.html (Дата обращения: 16.02.2021).
17. For presidential hopefuls, simpler language resonates. 20.10.2015 // The Boston Globe. - Mode of access: https://www.bostonglobe.com/news/poli-tics/2015/10/20/donald-trump-and-ben-carson-speak-grade-school-level-that-today-voters-can-quicklygrasp/LUC-BY6uwQAxiLvvXbVTSUN/story.html (Дата обращения: 17.02.2021).
Кузьмин А.В.,
к.и.н., доцент
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина Трифонов Ю.Н.,
к. филос. н., доцент Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Аннотация: В статье рассмотрены основные направления и механизмы реализации государственной политики в сфере здравоохранения. Обоснована необходимость создания модели здравоохранения, обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи для всех граждан, а также ее готовность к новым вызовам и угрозам.
Ключевые слова: здоровье, система здравоохранения, государственная политика в сфере здравоохранения.
Kuzmin A.V.
PhD in history, associate professor Tambov State University n.a. G.R. Derzhavin
Tambov, Russia Trifonov YU.N. PhD in philosophy, associate professor RANEPA Tambov
PUBLIC HEALTH POLICY AND MECHANISMS FOR ITS IMPLEMENTATION
Abstract: The article considers the main directions and mechanisms of implementation of the state policy in the field of health care. The need to create a health model that ensures access to and quality of medical care for all citizens, as well as its readiness for new challenges and threats, is justified
Key words: health, health care system, state health policy.
Уровень здравоохранения - важный фактор качества жизни людей, в широком смысле - здоровья народа. По тому, как организована работа в сфере здравоохранения, люди, зачастую, судят об эффективности деятельности органов государственной власти в целом на данном направлении. Поэтому в нашей стране охрана здоровья населения является делом государственной важности. Особо наглядным это стало с началом пандемии коронавирусной инфекции, которая, помимо прочего, обнажила слабые места тех моделей здравоохранения, в которых роль государства в данной сфере сведена к минимуму (обнулена). Данное обстоятельство стимулирует исследовательский интерес к вопросам выработки и реализации государственной политики в сфере здравоохранения.
Деятельность государства по развитию здравоохранения осуществляется в рамках соответствующего направления государственной политики. Ф.З. Хасанов определяет государственную политику в сфере здравоохранения, как совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера в целях стабилизации и приспособления существующей системы здравоохранения к изменившимся условиям жизни населения [12, с. 10].
С данным определением в полной мере вряд ли можно согласиться, так как в нем акцент сделан на том, что государство должно при-
нимать меры для стабилизации и приспособления системы здравоохранения к изменившимся условиям жизни людей. На наш взгляд, данный вектор политики государства направлен на обеспечение эффективных мер по охране здоровья граждан, в связи с чем, система здравоохранения должна не только стабилизироваться и приспосабливаться, но и активно развиваться. При этом важнейшим критерием эффективности государственной политики в сфере здравоохранения является степень (охват) граждан, имеющих возможность получить качественную медицинскую помощь.
Исходя из этого, под государственной политикой в области здравоохранения, как представляется, следует понимать деятельность государства в указанной сфере, направленная на обеспечение ее эффективного функционирования и развития.
Государственная политика РФ по развитию здравоохранения является составной частью государственной социальной политики. При этом развитие системы здравоохранения рассматривается в качестве приоритетной задачи государственной социально-экономической политики [7, с. 109].
Проведение единой государственной политики в сфере охраны здоровья согласно подп. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» является одним из важнейших полномочий федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья.
Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:
- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам РФ (в рамках государственных гарантий);
- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;
- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров [6].
Особое значение имеет такой аспект государственной политики в сфере здравоохранения, как целеполагание. В соответствии с п. 25 Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года целями развития здравоохранения в Российской Фе-
дерации являются увеличение численности населения, продолжительности жизни, продолжительности здоровой жизни, снижение уровня смертности и инвалидности населения, соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий [1].
Обратим внимание на то, что в качестве самостоятельной цели рассматривается не только увеличение продолжительности жизни населения, но и продолжительности именно здоровой жизни.
Следует признать, что в настоящее время стране создана и развивается необходимая финансово-экономическая, организационная, правовая, институциональная, информационно-технологическая (цифровая), кадровая и научно-методическая основа государственной политики РФ по развитию здравоохранения. В качестве основных инструментов ее реализации используются соответствующие национальные проекты и государственные программы федерального и регионального уровней, что закреплено в документах стратегического планирования. Так, в соответствии с п. 28 Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года государственная политика в сфере охраны здоровья граждан реализуется посредством принятия программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография», ведомственных целевых программ, а также государственных программ субъектов РФ [1].
Отметим, что проектное управление сферой здравоохранения активно внедряется в практику органов власти с 2006-го года, когда началась реализация приоритетного национального проекта «Здоровье». Именно в это время произошел разворот государственной политики в области здравоохранения, - с осознания ошибок, допущенных в 90-е годы прошлого столетия, когда была фактически разрушена советская система охраны здоровья граждан, являвшаяся одной из лучших в мире. В связи с этим подчеркнем, что реализация национального проекта «Современное здравоохранение» («Здоровье») фактически спасла медицинскую отрасль от дальнейшей стагнации [8, с. 49].
Важный импульс развитию отечественного здравоохранения был придан посредством реализации мер, предусмотренных в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» [2].
С 2013 года начата реализация Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (далее - Государственная программа), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2012 г. № 2511-р.
В качестве цели Государственной программы было определено обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки.
В рамках Государственной программы, включающей 11 подпрограмм, определялись следующие векторы развития системы здравоохранения, как основные: профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни, развитие первичной медико-санитарной помощи, совершенствование оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, развитие и внедрение инновационных методов диагностики и лечения, охрана здоровья матери и ребенка, развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортное лечение, в том числе детей, кадровое обеспечение системы здравоохранения, развитие международных отношений в сфере охраны здоровья, экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья, медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан.
В последующем Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» дважды достаточно серьезно перерабатывалась в своей содержательной части и утверждалась Постановлениями Правительства РФ соответственно от 15 апреля 2014 г. № 294 [6] и от 26 декабря 2017 г. № 1640 [5].
Цели и задачи государственной политики в области здравоохранения были определены Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ № 204, скорректированный Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»). В частности, определено, что в 2024 году необходимо обеспечить достижение следующих целей и целевых показателей:
- снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста (до 350 случаев на 100 тыс. населения), смертности от болезней системы кровообращения (до 450 случаев на 100 тыс. населения), смертности от новообразований, в том числе от злокачественных
(до 185 случаев на 100 тыс. населения), младенческой смертности (до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся детей);
- ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год;
- обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу;
- увеличение объема экспорта медицинских услуг не менее чем в четыре раза по сравнению с 2017 годом (до 1 млрд. долларов США в год).
Во исполнение поручений Президента РФ Минздравом России разработан национальный проект «Здравоохранение», утвержденный 24 декабря 2018 года на Президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, который содержит 8 федеральных проектов:
«Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи»;
«Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями»;
«Борьба с онкологическими заболеваниями»;
«Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям»;
«Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами»;
«Завершение формирования сети национальных медицинских исследовательских центров, внедрение инновационных медицинских технологий, включая систему ранней диагностики и дистанционный мониторинг состояния здоровья пациентов, внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения»;
«Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)»;
«Развитие экспорта медицинских услуг».
Основными целями Национального проекта «Здравоохранение» являются: снижение показателей смертности населения трудоспособного возраста, смертности от болезней системы кровообращения, смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, младенческой смертности, ликвидация кадрового дефицита в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год, обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди при обращении граждан в указанные медицинские организации, упрощение процедуры записи на прием к врачу.
Отметим, что с принятием национального проекта «Здравоохранение» в государственную программу РФ «Развитие здравоохранения» внесены изменения, касающиеся корректировки целей, состава соисполнителей и участников, структуры и сроков ее реализации и др. [4].
Особое значение имеет реализация федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», который направлен на повышение доступности и качества первичной медико-санитарной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации, в том числе в малонаселенных и труднодоступных районах.
Таким образом, принимаемые меры способствуют улучшению здоровья россиян, увеличению продолжительности их жизни, совершенствованию отечественного здравоохранения.
Тем не менее, в современной отечественной системе здравоохранения сохраняется ряд проблем. Так, в Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года констатируется наличие следующих нерешенных вопросов: недостаточный уровень качества первичной медико-санитарной помощи и ее доступности для населения, недостаточно развита инфраструктура детского здравоохранения, остаются нерешенными проблемы качества подготовки медицинских работников, имеется дефицит врачей ряда специальностей, отечественное здравоохранение отстает в технологическом отношении от здравоохранения западных государств и др. [1].
Отметим, что проведенная за последние годы оптимизация медико-санитарных учреждений официально признана неудачной, так как
привела к снижению доступности услуг и ухудшению результатов деятельности медико-санитарных учреждений [9, с. 70].
В этом заключается одна из причин неудовлетворенности граждан качеством и доступностью медицинских услуг. Так, уровень удовлетворенности граждан качеством медицинской помощи в 2017 году составил лишь 39,9%. На этот счет Президент РФ В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию от 20.02.2019 года отметил, что «уровень доступности медицинской помощи, с одной стороны, вроде как растет, и действительно растет, но, тем не менее, многих граждан не устраивает» [3].
О недостатках качества подготовки медицинских работников свидетельствует тот факт, что врачебные ошибки ежегодно становятся причиной около 70 тысяч осложнений у пациентов [10]. В ряде регионов страны в 2019 году произошли перебои с поставками некоторых видов лекарств.
Приходится констатировать, что, несмотря на увеличение расходов, отрасль здравоохранения РФ все-таки недофинансируется. Даже с учетом средств национальных проектов, расходы (в доле от ВВП) на развитие здравоохранения в РФ значительно ниже, чем во многих зарубежных странах. Так, по данным Счетной палаты РФ доля расходов бюджетов бюджетной системы РФ в 2020-2022 годах составляет 2,9% ВВП (для сравнения: в Великобритании - 7,2% ВВП, в США - 10,1% ВВП, во Франции - 8% ВВП) [11].
Поэтому в основу современной государственной политики по развитию здравоохранения должны быть положены новые подходы к управлению данной специфической сферой.
Исходя из этого, при реализации государственной политики в сфере здравоохранения необходимо сосредоточиться на решении следующих перспективных задач:
1) формирование новых решений, направленных на устойчивое развитие системы здравоохранения, сохранение здоровья населения и повышение качества медицинской помощи;
2) реализация мер, направленных на создание и внедрение в медицинскую практику новых технологий и услуг, отвечающих современному развитию медицинской науки;
3) совершенствование механизмов лекарственного обеспечения граждан;
4) совершенствование механизмов финансирования медицинской помощи, в том числе в рамках обязательного медицинского страхования [1].
В качестве самостоятельного направления следует выделить циф-ровизацию системы здравоохранения, возможности которой были продемонстрированы в период пандемии.
Особо подчеркнем, что необходимо переформатировать действующую систему здравоохранения таким образом, чтобы она способна была обеспечивать доступность и качество медицинской помощи для всех граждан, а также была готова к новым вызовам и угрозам.
Таким образом, государственная политика в области здравоохранения в целом обеспечивает реализацию конституционных прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, но, при этом нуждается в эффективных механизмах ее реализации.
Список литературы:
1. О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 год [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. № 254. - Режим доступа: URL: https://www.garant.ru (дата обращения -30.01.2021).
2. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 598 // Собр. законодательства РФ. 2012. - № 19. - Ст. 2335.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации 20 февраля 2019 года / Послания Федеральному Собранию // Официальный сайт Президента РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: president.kremlin.ru (дата обращения - 02.02.2021).
4. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 380 // Собр. законодательства РФ. - 2019 г. - № 15 (часть IV). - Ст. 1752.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения: Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. № 1640 // Собр. законодательства РФ. - 2018. - № 1 (часть II). - Ст. 373.
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранении»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294 (утратило силу) // Собр. законодательства РФ. - 2014. - № 17. -Ст.2057.
7. Власова О.В. Оценка направлений оптимизации управленческой и финансовой деятельности системы здравоохранения региона / О.В. Власова // Карельский научный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 108-111.
8. Зозуля А.В., Зозуля П.В., Еремина Т.Н. Современные проблемы реализации приоритетных национальных проектов / А.В. Зозуля, П.В. Зозуля, Т.Н. Еремина // Вестник Евразийской науки. 2019. - № 1. - Том 11. - С. 49-54.
9. Мельников А.А. Особенности реализации государственной политики по развитию здравоохранения / А.А. Мельников // В сборнике: Управление социально-экономическим развитием территории материалы научной конференции студентов магистратуры и аспирантуры. Министерство образования и науки РФ; Тверской государственный университет, Институт экономики и управления. 2017. - С. 70-76.
10. Минздрав сообщил о 70 тысячах осложнений в год из-за ошибок врачей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://yandex.ru/news (дата обращения - 02.02.2021).
11. Счетная палата РФ: расходы на здравоохранение в России значительно ниже, чем в странах G7 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://medvestnik.ru (дата обращения - 02.02.2021).
12. Хасанов Ф.З. Современная государственная политика в области здравоохранения: Автореф. дисс. ...канд. полит. наук. /Ф.З. Хасанов. - Уфа, 2012. -25 с.
Толкач И.Л.
магистрант
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет г. Санкт-Петербург, Россия
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: Инновационная деятельность является неотъемлемой частью во всех сферах деятельности современного мира. В статье проанализирована и выявлена роль государства в инновационном процессе в Российской Федерации. Рассмотрена восприимчивость строительной деятельности к инновациям.
Ключевые слова: роль государства, инновационный процесс, инновационная деятельность.