Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
85
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / КАРАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЗАКЛЮЧЕННЫЕ / ОСУЖДЕННЫЕ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ / ИСПРАВИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ К ТРУДУ / ЛЬГОТНОЕ ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА НАКАЗАНИЯ / PENAL POLICY / PUNITIVE POLICY / PRISONERS / SENTENCED TO DEPRIVATION OF LIBERTY / PENAL INSTITUTION / EMPLOYMENT OF CONVICTS / ENCOURAGE CONVICTS TO WORK / INVOLVEMENT OF CONVICTS TO WORK / PREFERENTIAL CALCULATION OF THE TERM OF PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дашин Алексей Викторович, Дроздов Алексей Игоревич

Статья посвящена эволюции уголовно-исполнительной политики в сфере использования труда осужденных к лишению свободы. Проведен анализ развития института труда осужденных. Приведены статистические данные о количестве трудоустроенных осужденных в исправительных учреждениях. Выявлены проблемы обеспечения осужденных трудовой занятостью. Определены направления совершенствования правовых норм, регламентирующих труд осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF USE OF WORK OF PRISONERS

The article is devoted to the evolution of penal policy in the sphere of employment of convicts sentenced to imprisonment. The analysis of the development of the Institute of labour of convicts. The statistical data on the number of employed convicts at correctional institutions. The problems identified ensure that prisoners work. The directions of improvement of legal norms regulating the labor of convicts.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ»

УДК 343.81; 342.5; 342.9 Алексей Викторович Дашин,

профессор кафедры теории и истории государства и права Самарского юридического института ФСИН России,

доктор юридических наук E-mail: avdashin@mail.ru

Alexey Viktorovich Dashin, professor at the theory and history of state and law chair Samara Institute of law the Federal Penitentiary System of Russia,

doctor of law

Алексей Игоревич Дроздов, доцент кафедры теории и истории государства и права Самарского юридического института ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: drozdovalekse@yandex.ru

Aleksej Igorevich Drozdov, associate professor at the theory and history of state and law chair Samara Institute of law the Federal Penitentiary System of Russia,

candidate of law, associate professor

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДА ОСУЖДЕННЫХ

Статья посвящена эволюции уголовно-исполнительной политики в сфере использования труда осужденных к лишению свободы. Проведен анализ развития института труда осужденных. Приведены статистические данные о количестве трудоустроенных осужденных в исправительных учреждениях. Выявлены проблемы обеспечения осужденных трудовой занятостью. Определены направления совершенствования правовых норм, регламентирующих труд осужденных.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная политика, карательная политика, заключенные, осужденные к лишению свободы, исправительное учреждение, трудовая занятость осужденных, стимулирование осужденных к труду, привлечение осужденных к труду, льготное исчисление срока наказания.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF USE OF WORK OF PRISONERS

The article is devoted to the evolution of penal policy in the sphere of employment of convicts sentenced to imprisonment. The analysis of the development of the Institute of labour of convicts. The statistical data on the number of employed convicts at correctional institutions. The problems identified ensure that prisoners work. The directions of improvement of legal norms regulating the labor of convicts.

Key words: penal policy, punitive policy, prisoners, sentenced to deprivation of liberty, penal institution, employment of convicts, encourage convicts to work, involvement of convicts to work, preferential calculation of the term of punishment.

История привлечения заключенных к трудовой повинности начинается с первого упоминания об этом в Соборном уложении 1649 г. Именно с этого нормативно-правового акта отечественная пенитенциарная политика стала отводить основную роль экономическому аспекту. В дальнейшем в течение ряда столетий использование труда заключенных приобретало все новые направления, связанные с введением различных видов каторжных работ. В основном их привлекали к тяжелому физическому труду и работам в северных регионах. Широкое распространение использования принудительного труда осужденных произошло во времена Петра I.

Обязательность денежного вознаграждения за работу, в зависимости от вида наказания и категории заключенных, была закреплена лишь в Х!Х веке, законом Российской Империи

от 6 января 1886 г. № 3447 «О занятии арестантов работами и распределении получаемых от сего доходов».

Впервые на законодательном уровне в качестве поощрения Сводом учреждений и уставов о содержащихся под стражей 1890 г. было предусмотрено сокращение срока наказания из расчета десять месяцев за один год. Данная мера распространялась на арестантов, содержащихся в особом отряде исправляющихся, куда они попадали после перечисления из исправительных арестантских отделений, где отбыли два года и отличились добрым поведением, исполнением обязанностей веры и прилежанием к труду, или успехами в изучении мастерства.

Следующим правовым документом, в котором было закреплено сокращение срока отбывания наказания, был Устав о ссыльных 1909 г. В нем указывалось, что Губернаторам предоставляется право освободить от дальнейшего отбывания наказания ссыльнопоселенцев, которые в течение шести лет из десяти, назначенных приговором, вели себя совершенно одобрительно, занимались полезным трудом и приобрели оседлость.

После государственного переворота в 1917 г. был определен новый подход к труду осужденных. Труд был провозглашен одним из основных способов исправления осужденного. Упраздняются каторжные работы, не проводится различий осужденных по сословному признаку, устанавливается равная с «вольной» цена труда. Государство получало двойную выгоду: идеологическое перевоспитание личности и решение экономических задач за счет заключенных [10, с. 48].

В постановлении Народного комиссариата юстиции РСФСР от 30 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах» указывалось, что:

- из числа работоспособных, заключенных в тюрьмах, образуются рабочие команды для производства необходимых государственных работ, не превышающих по тяжести работы чернорабочего;

- подследственные и осужденные судами (далее - арестованные) получают за свой труд соответственно данной отрасли труда плату;

- из означенной платы 1/3 идет в общетюремный фонд по улучшению жизни арестованных, а 2/3 записываются за ними и выдаются им при освобождении;

- десятая часть заработанных денег может выдаваться по просьбе арестованного ему на руки в конце рабочей недели.

Для стимулирования интенсивно работающих заключенных к труду выполнявший функции по управлению местами лишения свободы с мая 1918 года Карательный отдел НКЮ РСФСР выработал ряд льготных мер:

- они могли пользоваться относительной свободой в местах заключения;

- получали полуторный паек и улучшенное питание;

- к ним широко применялось досрочное освобождение;

- к интенсивно работающим заключенным, задействованным на тяжелых работах, лесных и торфяных разработках, ассенизационных работах, погрузке и выгрузке грузов и т. п., помимо всех перечисленных выше льгот, два дня заключения засчитываются за три.

Однако, в связи с возрастающим накалом классовой борьбы, эксплуатация труда заключенных усиливалась. Во Временной инструкции, утвержденной постановлением НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и порядке отбывания такового», говорилось об обязательности привлечения осужденных к физическому труду.

Декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. «О лагерях принудительных работ» было положено начало создания системы новых карательных учреждений - лагерей: концентрационных, принудительных работ, особого назначения, исправительно-трудовых и т. д. Их создание не требовало много времени и материальных затрат. В них направлялись только осужденные, годные к физическому труду.

Пенитенциарная политика в тот период заключалась в привлечении заключенных к решению экономических задач. Считалось, что именно труд позволит сбившемуся с пути чело-

веку вернуться к честной трудовой жизни в новом социалистическом обществе [5]. Предусматривалось, что содержание лагерей и администрации полностью должно окупаться трудом заключенных.

ИТК РСФСР 1924 г. устанавливал, что при осуществлении принципа самоокупаемости учреждений, исполняющих наказание, не следует терять из вида целей исправительно-трудового законодательства, а привлечение осужденных к труду являлось одной из составных частей исправительного процесса. Труд осужденных по-прежнему был обязателен, но имел и воспитательно-исправительное значение. В соответствии со ст. 51 он ставил своей целью приучить осужденных к труду и, обучив их какой-либо профессии, дать тем самым возможность по выходе на свободу из места заключения жить законопослушной, трудовой жизнью.

Стимулированием к труду являлось поощрение в виде зачета двух дней работ за три дня срока лишения свободы или принудительных работ без содержания под стражей. Данное поощрение применялось к заключенным из среды трудящихся за проявление особо продуктивного труда, приобретение профессиональных знаний и трудовых навыков, свидетельствующих о происшедшем приспособлении к условиям трудового общежития. При этом во внимание распределительной комиссии принимались только фактически проработанные с особым усердием и специально зафиксированные дни. Условия труда заключенных в области охраны труда, времени отдыха и регулировании рабочего времени должны были соответствовать общему трудовому законодательству.

26 марта 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР было принято постановление «О карательной политике и состоянии мест заключения». В данном документе были отражены недостатки в деятельности судов и карательной системы. Правительство требовало применять суровые репрессии исключительно в отношении классовых врагов и деклассированных преступников-профессионалов. В отношении лиц, не поддающихся исправлению, предлагалось ставить вопрос о продлении срока или о принятии новых мер социальной защиты. Предлагалось ограничить льготы: зачет рабочих дней, предоставление отпусков, перевод в льготные разряды классово-чуждым элементам и социально-опасным преступникам. Документ увеличивал полномочия начальников мест заключения по поддержанию режима.

24 апреля 1930 г. при ОГПУ было создано управление УЛАСГ ОГПУ, название которого неоднократно менялось, в феврале 1931 года появляется Главное управление исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР (ГУЛАГ). Законодательное регулирование исполнения наказания в виде лишения свободы заменяется ведомственным правотворчеством НКВД. Этот комиссариат становится одним из важнейших по своему экономическому потенциалу. Трудоиспользование осужденных в тот период заключалось в следующем:

- заключенные обязаны работать во время отбывания наказания;

- государство не должно нести невозвратные затраты на содержание заключенных;

- заключенных необходимо использовать в качестве дешевой рабочей силы для решения крупных народнохозяйственных задач в рамках реализации планов индустриализации.

Репрессивная политика того времени привела к значительному увеличению количества осужденных к лишению свободы. В 1933 году количество заключенных составляло 510 327 человек, а уже через два года 1 296 494 человека [7, с. 10]. ГУЛАГ являлся крупнейшей производственной организацией страны. Содержащиеся в этих лагерях заключенные использовались для выполнения задач по реализации первых пятилетних планов форсированного экономического развития советского государства. От заключенных требовалось только одно -несмотря ни на что выдать требуемую норму. По сути, это был рабский труд.

Формально принятый в 1933 г. ИТК РСФСР одной из своих целей декларировал перевоспитывать и приспособлять осужденных к условиям трудового общежития, направляя их труд на общеполезные цели и организуя его на началах постепенного приближения от принудительного к добровольному, на основе соцсоревнования и ударничества.

Стимулированием к труду осужденных, отбывающих ссылку с исправительно-трудовыми работами и исполняющих исправительно-трудовые работы без лишения свободы, являлось поощрение в виде зачета двух дней особо продуктивной работы за три дня срока, а для задействованных на работах, имеющих особо важное значение, систематически перевыполняющим производственную норму или давшим особо ценные производственные предложения и имеющим иные особые заслуги в деле выполнения промфинплана, был предусмотрен зачет одного дня работы за два дня срока. Следует отметить, что в данном кодексе в ст. 70 говорилось о том, что в местах лишения свободы организуются предприятия индустриального типа, причем их оборудование, сырье и транспортные средства предоставляются в общем централизованном порядке.

Однако исправительно-трудовая политика советского государства была сильно искаженной, очень далекой от тех целей, которые предусматривались в нормах исправительно-трудового права. На формально действующий ИТК РСФСР 1933 г. государство практически не обращало внимания, а исправительно-трудовая система в целом была закрытой от общества. Особое место продолжала занимать действующая система исправительно-трудовых лагерей ГУЛАГ и в годы Великой Отечественной войны. Таким образом, период с середины 30-х до середины 50-х прошлого столетия с уверенностью можно назвать периодом наиболее интенсивного привлечения осужденных в качестве дешевой, а во многих случаях и бесплатной рабочей силы к решению государственных экономических задач.

Лишь во второй половине 50-х годов прошлого века происходит восстановление законности в деятельности исправительно-трудовых учреждений, хотя материально-техническая база, организационно-штатная структура и их направленность на использование труда заключенных в целях стабильного экономического роста и полной занятости осужденных остались без изменения. Несмотря на то, что заключенные по-прежнему оставались основной составной частью народного хозяйства, все же их количество заметно уменьшается, а условия содержания улучшаются.

Об улучшении правового положения и стимулировании труда заключенных свидетельствует Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД от 1954 г. [8]. В 33 статье данного положения было регламентировано предоставление заключенным, систематически выполняющим производственные нормы выработки и соблюдающим установленный режим, зачета рабочих дней из расчета занятым на работах:

- основных, за один день работы - до трех дней снижения срока наказания;

- подсобно-вспомогательных, за один день работы - до двух дней снижения срока лишения свободы. Данная мера поощрения не применялась к заключенным, содержащимся на строгом режиме.

В середине 60-х годов в нашей стране стала практиковаться новая форма трудоисполь-зования заключенных. Речь идет об Указе Президиума ВС СССР от 20 марта 1964 г. «Об условном освобождении из мест лишения свободы осужденных, вставших на путь исправления, для работы на строительстве предприятий народного хозяйства». Данный институт был создан в связи с нехваткой рабочей силы, но стимулирование заключенных к труду здесь тоже имело немаловажное значение.

После утверждения в 1969 г. Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик пенитенциарная сфера получает новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1970 г. Благодаря плановой экономике в 70-80 годы прошлого столетия, в исправительно-трудовых учреждениях активно развиваются собственные промышленные производства, налаживаются кооперированные связи. За счет получаемых от экономической деятельности доходов строятся кирпичные общежития, котельные, клубы и т. д. Огромное количество осужденных приобретает различные рабочие специальности. Осужденные получают реальные права и определенные гарантии этих прав, в частности, это касается отбывания ими срока наказания, как правило, по месту жительства.

Меняется организация трудоиспользования осужденных к лишению свободы. И хотя их труд по-прежнему используется государством для решения экономических задач, масштабы и характер этого использования заметно снижаются, что позволяет уже не применять термин «эксплуатация труда осужденных». Вместе с тем сохраняются негативные стороны трудоиспользования осужденных, речь при этом идет, прежде всего, о включении ИТУ в государственный экономический план, что определенным образом искажало исправительно-трудовую политику, поскольку ИТУ стремились выполнять этот план в ущерб своей основной задаче - исправлению и перевоспитанию осужденных [9].

Однако в конце 80-х годов ХХ века ситуация вновь меняется, что связывается с переходом российской экономики на рыночные рельсы и прекращением централизованного планирования. Осужденные в основном стали привлекаться к работам на внутренних предприятиях исправительных учреждений. Появились безработные осужденные.

Таким образом, мы видим, что привлечение осужденных к труду, происходит уже довольно давно. Просматривается прямая зависимость целей трудоиспользования осужденных от уголовно-исполнительной политики и социально-экономического положения страны в различные исторические периоды.

В настоящее время экономический фактор и соответственно использование труда осужденных в решении народнохозяйственных задач играют значительно меньшую роль в формировании уголовно-исполнительной политики государства. Более того, проблема трудоис-пользования осужденных к лишению свободы приобрела совершенно иной характер. В ныне действующем УИК РФ 1997 г. впервые в России на законодательном уровне прямо и однозначно подчеркнута приверженность международным договоренностям в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе в части привлечения осужденных к труду. Как и раньше, предусматривается обязательность труда осужденных. Данное положение является фундаментальным в уголовно-исполнительной политике нашего государства [3].

В соответствии с данными ФСИН России на оплачиваемых работах было трудоустроено осужденных в:

2012 г. - 157,84 тыс. чел., что составляло - 20,9 % от общего количества осужденных к лишению свободы (755 600 чел.);

2013 г. - 212 тыс. чел., что составляло - 30,2 % от общего количества осужденных к лишению свободы (702 100 чел.);

2014 г. - 213 тыс. чел., что составляло - 31,7 % от общего количества осужденных к лишению свободы (671 649 чел.) [4, с. 47].

2015 году - 237,9 тыс. чел., что составляло - 36,8 % от общего количества осужденных к лишению свободы (646 085 чел.) и 48,8 % от среднесписочной численности осужденных, подлежащих привлечению к труду [2].

2016 году - 183 тыс. чел., что составляло - 35,0 % от общего количества осужденных к лишению свободы (522 851 чел.) и 40 % от среднесписочной численности осужденных, подлежащих привлечению к труду [1].

Можно сделать вывод, что количество трудоустроенных осужденных в исправительных учреждениях практически не меняется в течение последних лет из-за отсутствия нужного количества рабочих мест и нежелания части осужденных работать [6]. Проблема самоокупаемости деятельности исправительных учреждений остается незыблемой. Для ее решения необходимо развивать производственно-хозяйственную базу на территории исправительных учреждений, которая по своей функциональности и направлению деятельности была бы конкурентоспособной на рынке и обеспечила рабочими местами безработных осужденных. Для этого нужно заинтересовать частных предпринимателей некоторыми льготами в налогообложении. Причем это было бы выгодно всем заинтересованным сторонам. Для осужденных образуются новые рабочие места, как следствие улучшается материальное положение деятельности исправительных учреждений. Работодатель обеспечивается работниками, которые

никогда не опаздывают на работу и хорошо трудятся, если есть заинтересованность в заработной плате и реализуются правовые стимулы к добросовестному труду осужденных.

Чтобы все это воплотить в жизнь, необходимо: провести целенаправленную политику по вопросу предоставления льготного режима налогообложения и создания облегченных условий кредитования частных предпринимателей. Возможным препятствием решения проблемы по обеспечению осужденных работой и повышению экономической эффективности их труда может стать отсутствие нужной квалификации, но и эта проблема решаема путем их профессиональной подготовки. Также предлагаем внести дополнения в ч. 1 ст. 73 УИК РФ о направлении осужденных в исправительные учреждения с учетом их рабочей специальности, чтобы они могли без получения дополнительного образования в полной степени реали-зовывать свои профессиональные навыки на уже имеющихся производственных объектах.

Список литературы

1. В Федеральной службе исполнения наказаний подвели итоги деятельности за 2016 г. [Электронный ресурс] // URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/news/index.php?ELEMENT_ID=307228 (дата обращения: 27.09.17).

2. Доклад Федеральной службы исполнения наказаний «О возможных формах привлечения бизнес-сообщества на производственные площадки уголовно-исполнительной системы» [Электронный ресурс] // URL: kharakteristika-proizvodstvennogo-sektora-uis.pdf (дата обращения: 26.09.17).

3. Дроздов А.И. Вопросы трудовой адаптации осужденных к лишению свободы в системе «социальных лифтов» // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2012. - № 5. - С. 2-6.

4. Дроздов А.И. Проблемы реализации прав осужденных в области трудовых отношений // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4. - С. 45-50.

5. Дроздов А.И. История развития института труда осужденных к лишению свободы в России за последние 100 лет // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. - Самара: Самарский юридический институт ФСИН России, 2017. - Вып. 5. - Ч. 2. - С. 46-50.

6. Дроздов А.И., Петров А.Н. Повышение эффективности труда осужденных к лишению свободы // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2016. - № 1. - С. 66-70.

7. Кузьмин С.И. От ГУМЗа до ГУИНа // Преступление и наказание. - 1997. - № 5. - С. 10-15.

8. Распоряжение Совета Министров СССР от 10 июля 1954 г. № 7688-рс «Об исправительно-трудовых лагерях и колониях» [Электронный ресурс] // URL: http://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues-doc/1009147 (дата обращения: 26.09.17).

9. Сазонова К.И. К вопросу незаконного оборота наркотических средств в исправительных учреждениях в XXI веке // Аспирантский Вестник Поволжья. - 2010. - № 1-2. - С. 157-159.

10. Смыкалин A.C. Становление системы исправительно-трудовых учреждений советского государства (октябрь 1917 - июль 1918 гг.) // Преступление и наказание. - 1999. - № 11. - С. 47-49.

11. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ - М., 1991. - С. 113-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.