Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере инженерного образования: региональный взгляд'

Государственная политика в сфере инженерного образования: региональный взгляд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО / ENGINEERING EDUCATION / GAS AND PETROCHEMICAL COMPLEX / PROJECT BASED LEARNING / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванов Василий Григорьевич, Абзалилова Лейсан Рахимовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития современного инженерного образования, которые с учетом российской специфики требуют государственного участия, а с учетом общемировых тенденций – внимания работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванов Василий Григорьевич, Абзалилова Лейсан Рахимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN ENGINEERING EDUCATION: THE REGIONAL VIEW

The article deals with topical issues of modern engineering education development which require, due to the Russian specific character, the state participation and employer’s attention. During the last years, state support of higher technical education has been reshaping. The accent has been done on a public–private partnership. KNRTU has created its own innovation model of this type of partnership.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере инженерного образования: региональный взгляд»

12. AleksandrovA.A, Devisilov V.A. Conceptual and Didactic Bases of Engineering Skills Training in the Safety Area // 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Kazan, 25-27 Sept., 2013. Kazan: KNRTU, 2013. P. 413-420. URL: http:// ieeexplore.ieee.org/ xpl/ conferences. jsp.

13. Sobolev A. Problems and Prospects of Engineering Personnel Training in the Russian Federation // 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL). Kazan, 25-27 Sept., 2013. Kazan: KNRTU, 2013. P. 574-575. URL: http://ieeexplore. ieee.org/ xpl/ conferences.jsp

В.Г. ИВАНОВ, профессор, первый проректор по учебной работе Казанский национальный исследовательский технологический университет Л.Р. АБЗАЛИЛОВА, зам. генерального директора ОАО «Татнефтехиминвест-холдинг»

Государственная политика в сфере инженерного образования: региональный взгляд

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития современного инженерного образования, которые с учетом российской специфики требуют государственного участия, а с учетом общемировых тенденций - внимания работодателей.

Ключевые слова: инженерное образование, нефтегазохимический комплекс, проектное обучение, частно-государственное партнерство

Становление и развитие инженерного образования в России на протяжении всей его истории сопровождалось различными государственными решениями и необходимыми юридическими актами. Сегодня инженерное образование, поставляющее кадры для производства, вновь оказалось в сфере государственного внимания, поскольку от его эффективности в значительной степени зависит результативность экономической деятельности государства, устойчивое развитие общества. Вместе с тем гарантировать специалисту успех на рынке труда могут только правильно выбранная, востребованная обществом профессия и качество полученного образования.

Согласно статистическим данным и многим источникам, техническое образование в России было всегда востребованным, а профессия инженера - уважаемой и почетной. В первую очередь это объяснялось высокими темпами промышленного роста

(9% в 1913 г.) и потребностями отечественных предприятий. 100 лет назад по уровню развития технического образования Россия входила в пятерку ведущих стран мира. При этом предусматривались особые меры поддержки интереса к инженерным профессиям: большая часть инженерного корпуса имела военные чины, а руководящая часть - генеральский статус. Преподаватели технических вузов получали очень высокую зарплату, сопоставимую с заработной платой высших государственных чиновников, они считались государственными служащими высокого ранга. 15 государственных инженерно-промышленныхвузов обучали

23,5 тыс. студентов, в то время как негосударственное образование (частное и общественное, или «вольное ») - всего около 2 тыс. студентов [1].

Развитие высшего, в том числе инженерного, образования в Советском Союзе также не оставалось вне поля зрения государ-

ства и шло при его непосредственном участии, за счет бюджетных средств. Важнейшими инструментами управления высшей школой были директивное планирование и централизованное распределение специалистов. Жизнь показала эффективность подобного администрирования. И хотя высшее образование утратило при этом свою суть как способ самоформирования личности и развивалось исключительно путем профессионализации в интересах народного хозяйства, именно постоянное внимание государства к проблемам высшего образования позволило СССР добиться общеизвестных успехов в образовании и науке.

В 90-е гг. XX в. в результате смены государственно-политического режима и социально-экономического строя в России возникла принципиально новая ситуация и в сфере высшего образования. В 19922000 гг. основной целью государства было разгосударствление образовательных учреждений, поддержание их жизнедеятельности перестало осуществляться должным образом. На это ориентировалось и законодательство об образовании. Вузы «вбросили » в рынок. Уже в начале 90-х гг. председателем Госкомвуза России В.Г. Кинелевым было заявлено: «В рыночной экономике удовлетворяется не социальная потребность граждан в высшем образовании, а платежеспособный спрос на него, обеспечивается не подготовка специалистов вообще, а таких, на которых есть спрос на рынке труда и рабочей силы... становление демократического гражданского общества неотделимо от разгосударствления высшего образования» [2, с. 260,264]. Государству при этом отводилась задача определять правовой и экономический порядок деятельности вузов, создавать и развивать систему их жизнеобеспечения в виде специализированных институтов, механизмов и инструментов инфраструктуры образования.

Системные изменения в российском высшем образовании в 2000-е гг., новая

образовательная парадигма, массовый характер высшего образования привели к тому, что его основной функцией стала социализация, а не профессионализация молодежи. При интересе предприятий только к краткосрочным программам переподготовки главной воздействующей силой, формирующей запрос на определенные направления подготовки в высшей школе и системы образования в целом, стали ожидания и персональные потребности абитуриентов, имеющие лишь косвенное отношение к рынку промышленного труда и сфокусированные на получении недорогого образования по популярным специальностям. Увеличилось число образовательных программ по экономическим и гуманитарным специальностям, возросла доля студентов, обучающихся по таким программам заочно и на платной основе [3].

Только с 2006 г. ситуация начала меняться - в том числе благодаря резко негативному отношению работодателей к качеству подготовки выпускников и одновременному увеличению спроса на специалистов с техническим образованием. Хотя от работодателей по-прежнему нет внятных требований по качеству и содержанию образования, не разработаны профессиональные стандарты по большинству профессий инженерного профиля, усиление адми-

нистративной составляющей в управлении высшим образованием дало свои результаты. Значительно выросло бюджетное финансирование. В 2005 г. объем запланированных бюджетных средств на высшее образование превысил 3% (3,3%), в 2006 г. он составил 3,6%, в 2007 г. - около 4%. В это время началась реализация целого ряда мероприятий в поддержку высшего образования в соответствии с приоритетным национальным проектом «Образование ».

Ряд важных документов был принят для поддержания и развития высшего инженерно-технического образования. Число бюджетных мест на специальности социальногуманитарного профиля снижалось в среднем на 4% ежегодно (в 2010 г. - на 9%), одновременно увеличивалось число бюджетных мест на востребованные экономикой направления подготовки [3].

Поддержка высшего образования со стороны государства к настоящему времени начала приобретать и иные формы. Был сделан акцент на государственно-частное партнерство. Целый ряд специальных актов ориентирован на перспективы инновационного развития экономики при участии образовательных учреждений технического профиля. В их числе - Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности »; постановления Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» и от 22 января

2013 г. «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов»; указы Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реали-

зации государственной социальной полити-ки»и № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и др.

Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-

2014 гг. стала ключевым документом, свидетельствующим о необходимости и эффективности паритетного участия государства, образования и бизнеса в формировании профессиональной инженерно-технической элиты. Многие вузы пришли к этому эмпирическим путем, формируя собственную инновационную модель частно-государственного партнерства, в их числе - Казанский национальный исследовательский технологический университет [4; 5].

КНИТУ - один из ведущих российских вузов химико-технологического профиля, вуз современного типа, являющийся мощным образовательным, научными производственным комплексом. Университет уверенно занимает высокие позиции в официальных и общественных рейтингах вузов и последовательно реализует Программу развития исследовательского университета. Главная наша задача - продолжить выход в мировое образовательное пространство, работу по интеграции науки и образования, повышению его качества. Сегодня мы формируем устойчивое ядро университетских научных школ из ученых - лидеров научных направлений. Среди других важных задач - дальнейшая коммерциализация комплексных продуктов, создаваемых на базе инновационного пояса КНИТУ, для различных отраслей промышленности.

Вопрос обеспечения предприятий квалифицированными кадрами остается одним из наиболее важных для предприятий нефтегазохимического комплекса Татарстана. В химии и нефтехимии республики сегодня занято 49,5 тыс. работников, это 14% от числа занятых в промышленности. В ближайшие годы дополнительно будут нужны кадры на крупных нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексах в

Нижнекамске, Казани, Менделеевске, Ела-буге. Так, принято решение об удвоении мощностей комплекса «ТАНЕКО», потребность в инженерных кадрах здесь составляет более 300 чел. Столько же необходимо подготовить в 2012-2014 гг. для ОАО «Казаньоргсинтез». В ОАО «Нижнекамскнефтехим» в 2012-2016 гг. потребность в кадрах в связи с введением новых производств и наращением действующих составляет 657 человек, а всего по предприятию - 1210 чел. В ОАО «Казанский завод СК» требуется 163 специалиста с высшим образованием, из них наибольший спрос приходится на инженеров-техноло-гов и химиков (завод - партнер КНИТУ по Президентской программе).

Программу подготовки кадров для строящегося комплекса в Менделеевске реализует завод «Аммоний », где в 2014-2016 гг. будет трудоустроено 560 человек. 92 специалиста инженерно-технического профиля пройдут в 2012-2014 гг. повышение квалификации и профпереподготовку.

В настоящее время в республике высокими темпами развивается переработка пластмасс, формируется новая отрасль композитных материалов. В технополисе «Химград», современном индустриальном комплексе, предназначенном для размещения на его территории малых и средних компаний в сфере химии и переработки полимерной продукции, уже работает 6,7 тыс. человек, к 2015 г. эту цифру планируется довести до 10 тыс. человек.

В особой экономической зоне «Алабу-га» действует предприятие по выпуску стеклопластиков, для создаваемого завода углеволокон потребуется 250 человек. К настоящему времени подписано соглашение о подготовке кадров для нового завода «Алабуга-волокно» между КНИТУ и компанией «Композит» и сформирована группа студентов. Соответствующая подготовка рабочих будет организована в училищах, лицеях, колледжах. КНИТУ также участвует в этой работе.

Однако серьезная проблема для предприятий нефтехимического профиля заключается в том, что их привлекательность в глазах абитуриентов и выпускников падает. За последние несколько лет в России в целом количество студентов неф-те- и газохимических специальностей в годовом исчислении уменьшилось с 52,8 до

43,6 тыс. человек, то есть на 17%. За это же время химическое производство выросло на 20%! Важно, что фактор заработной платы для абитуриентов не является решающим, поскольку по уровню оплаты труда нефтегазохимический комплекс России и Татарстана находятся в числе лидеров.

Приемная кампания 2013 г. в КНИТУ прошла в рамках увеличенного (на 355 чел.) госзадания в сравнении с 2012 г., со средним баллом ЕГЭ 63. В целом же по стране у сильнейших абитуриентов инженерное направление находится по-прежнему в аутсайдерах, уступая дипломатам, искусствоведам, политологам и лингвистам. Исключение составил в 2013 г. Московский физико-технический институт, вышедший по результатам приемной кампании на 2-е ме-

сто по качеству приема: средний балл ЕГЭ здесь составил 93,1.

В Татарстане, одном из ведущих химических центров России, остро ощущается необходимость повышения престижа химических специальностей. Предприятиям нужны квалифицированные специалисты, а не дети сознательных родителей с дипломом «в кармане ». По-прежнему актуальной остается своевременная профориентация. Поскольку, согласно новому образовательному стандарту, специализация начинается с 10-го класса школы, необходимо начинать работу уже в 8-9-х классах, включая в программу обязательные часы для организации встреч с представителями предприятий и образовательных организаций всех уровней. Работа в этом направлении проводится не во всех школах и зачастую носит эпизодический характер.

Остается актуальным развитие практи-ко-ориентированного обучения. У работодателей сформировалось единое мнение, что даже если учреждения образования дают хорошую теоретическую подготовку, у выпускников мало практических знаний по конкретным технологическим процессам и производствам. Нередко приходится слышать, что они плохо знают реальное производство, затрудняются читать чертежи, схемы и т.п. Решить эту проблему можно за счет более тесного сотрудничества предприятий с учреждениями образования. К примеру, ОАО «Нижнекамскнефтехим» с 2001 г. организует для пятикурсников Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ годичную стажировку. В результате на предприятии трудоустраиваются молодые специалисты, уже знакомые с его технологиями.

В КНИТУ в рамках проектного обучения готовят 30 студентов для «Казанского силикона» и 15 студентов - для комплекса «Аммоний », отобраны еще 20 человек, заканчивающих обучение в 2014-2015 гг.и

желающих работать в Менделеевске. На базе ОАО «Казаньоргсинтез» функционируют филиалы кафедр основного органического и нефтехимического синтеза, промышленной биотехнологии КНИТУ.

Важнейшим направлением партнерства является адаптация образовательных программ вузов к современным требованиям. К примеру, операторы технологических процессов должны в совершенстве владеть компьютерными навыками управления промышленными объектами. Студенты должны учиться не на абстрактных примерах, а на моделях реальных и будущих производств. Один из шагов - открытие в 2011 г. в КНИТУ совместно с фирмой «Йокогава Электрик Корпорейшн » лаборатории, специализирующейся на компьютерном моделировании и 4D-проектировании процессов нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии.

В сентябре 2013 г. все эти проблемы обсуждались в Казани на круглом столе под председательством Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова «Актуальные проблемы подготовки инженерных кадров для нефтегазохимического комплекса» в рамках 42-го Симпозиума ЮІР и Международной научной школы. Президент подчеркнул, что нужно консолидировать все возможности бизнеса, образования, государства в сотрудничестве с зарубежными партнерами, и пообещал, что Казань станет постоянной площадкой для широкого обсуждения вопросов инженерного образования.

История российского высшего образования убедительно свидетельствует о том, что в отличие от зарубежных моделей развитие этой системы в нашей стране предопределяется позицией государства. И если не принимать внятных, последовательных управленческих решений со стороны государства, не обеспечивать необходимую правовую поддержку деятельности высшей школы, то ожидать серьезных перемен в

работе инженерных вузов, выдающихся научных открытий и технологических решений не приходится.

Литература

1. Высшее образование в России: очерк исто-

рии. М., 1995. 352 с.

2. Кинелев В.Г. Объективная необходимость.

М., 1995.

3. Дрантусова Н.В., Князев Е.А. Институ-

циональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы разви-

тия // Вестник международных организаций. 2013. № 1 (40). С. 266-268.

4. Дьяконов Г.С., Иванов В.Г., Кондрать-

ев В.В. Подготовка инженеров в исследовательском технологическом университете в контексте новых вызовов и проблем инженерного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16. № 16. С. 7-13.

5. Дьяконов Г.С., Иванов В.Г., Кондратьев В.В.

Проблемы инженерного образования и подготовки инженерных кадров в области химических технологий // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 33-38.

Л.В. ОВСИЕНКО, профессор, проректор

И.В. ЗИМИНА, декан Казанский национальный исследовательский технологический университет Н.Н. КЛИНЦОВА, доцент Казанский государственный энергетический университет Д-р Ф. МЮЛЛЕР, директор Лейпцигский Центр профобучения и повышения квалификации

Сетевое

взаимодействие в рамках социального партнерства, реализуемого научнообразовательным кластером

Сетевое взаимодействие между различными образовательными организациями, предприятиями и бизнес-партнерами становится сегодня одним из главных направлений развития системы инженерного образования. Научно-образовательный кластер рассматривается в статье как наиболее удобная структура для реализации сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, образовательные ресурсы, профессиональное образование, профессиональные стандарты, профессиональные компетенции, дуальная система

Повышение эффективности и качества услуг в сфере профессиональной подготовки является одной из центральных задач Дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 2620 от 30.12.2012 г. Среди перечня мероприятий в качестве основных определены сетевые формы взаимодействия социальных институтов в целях успешной реализации образовательных программ [1].

Научно-образовательный кластер как

инструмент социально-экономического развития региона. В большинстве случаев материально-техническая база образовательных организаций не отвечает запросам современного рынка труда и требует переоснащения на основе оптимизационного подхода. С одной стороны, сегодня естественным представляется использование уже существующих учебных лабораторнопрактических комплексов при предприяти-ях-партнерах. С другой стороны, с точки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.