Научная статья на тему 'Государственная политика в области привлечения и использования иностранной рабочей силы на примере России и Германии: сравнительно-правовой аспект'

Государственная политика в области привлечения и использования иностранной рабочей силы на примере России и Германии: сравнительно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
572
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАНТ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / A MIGRANT / MIGRATORY POLICY / MIGRATORY MODEL / A FOREIGN CITIZEN / A FOREIGN WORKER / FOREIGN LABOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юрьев В. В.

Статья посвящена извлечению положительного опыта правового регулирования миграционных процессов, происходящих в Федеративной Республике Германии. Особое внимание уделено рассмотрению вопроса совершенствования миграционного законодательства России в области предупреждения и выявления фактов незаконной миграции, привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов, а также вопросу совершенствования деятельности государственных органов, осуществляющих миграционную политику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The state policy in the sphere of attraction and usage of foreign labor on the example of Russia and Germany: comparative-legal aspect

The article is devoted to the positive experience of legal regulation of migration processes in the Federal Republicof Germany. Special attention is paid to improvement of migratory legislation of Russia for prevention and discovering facts of illegal migration and to attraction of highly skilled foreign experts. The author also touches upon the improvement of activity of state bodies carrying out migratory policy

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области привлечения и использования иностранной рабочей силы на примере России и Германии: сравнительно-правовой аспект»

Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

и использования иностранной рабочей силы на примере

РОССИИ И ГЕРМАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

В.В. Юрьев

(адъюнкт кафедры административного права и административной деятельности ОВД Тюменского юридического института МВД России; 8 (3452) 59-84-33)

Статья посвящена извлечению положительного опыта правового регулирования миграционных процессов, происходящих в Федеративной Республике Германии. Особое внимание уделено рассмотрению вопроса совершенствования миграционного законодательства России в области предупреждения и выявления фактов незаконной миграции, привлечения высококвалифицированных зарубежных специалистов, а также вопросу совершенствования деятельности государственных органов, осуществляющих миграционную политику.

Ключевые слова: мигрант, миграционная политика, миграционная модель, иностранный гражданин, иностранный работник, иностранная рабочая сила.

Очевиден тот факт, что экономика развитых индустриальных государств не может существовать без притока мигрантов и Россия не является исключением из этого правила. Поэтому управление миграционными процессами является одним из основных показателей эффективности деятельности органов государственной власти любого государства, которое использует труд иностранной рабочей силы для развития своей экономики.

Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что миграционная политика России является составной частью ее внешней и внутренней политики, но в то же время все еще остается не до конца оптимальной.

Регулирование миграционных процессов, в частности трудовой миграции, является одним из центральных и стратегически значимых направлений. Эти процессы динамично развиваются в последние годы. Ежегодно миллионы граждан соседних государств, ранее входивших в единую страну, приезжают в Россию для осуществления трудовой деятельности. В связи с этим следует отметить, что для нашего государства особенно важно сохранить не только рабочие места для российских граждан, но и сохранить те потоки трудовой миграции, которые будут необходимы нашей стране после

преодоления кризисных явлений в мировой и национальной экономике [1, с. 5-6].

Безусловно, механизм квотирования, который действует в настоящее время, вызывает множество нареканий, порой весьма аргументированных и справедливых. Именно благодаря этой критике и широкому обсуждению проблем, существующих в механизме квотирования, в Правительстве РФ разработан законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан”», который направлен на создание условий для адекватного учета потребностей национального рынка труда в привлечении иностранных работников. Указанный законопроект содержит ряд положений, направленных на совершенствование управления в сфере миграции. В частности, он предусматривает введение системы патентов для иностранных работников, которые будут осуществлять трудовую деятельность в России.

Необходимо обратить внимание и на то, что в Государственной Думе РФ находится на рассмотрении законопроект, который призван урегулировать еще один не решенный в настоящее время вопрос: обеспечение медицинских гарантий иностранным гражданам путем введения в перечень документов, необходимых для получения разрешения на работу в нашей стране, страхового полиса, подтверждающего

38

Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства

гарантии оказания медицинском помощи иностранным гражданам на территории России.

Рабочую силу из-за рубежа необходимо привлекать учитывая потребности в ней регионов, а также последствия и перспективы такого шага. В Россию должны приезжать мигранты не просто в поисках какой-либо работы, а лишь те, которые необходимы стране и могут сравнительно легко адаптироваться к российским условиям жизни. Они должны направляться на работу в те регионы и те сферы экономической деятельности, где в их труде больше всего нуждаются, ровно в том количестве, в каком они требуются российскому рынку труда. Принцип приоритетного занятия трудовых вакансий в первую очередь российским гражданином, а затем уж кандидатом из-за рубежа должен соблюдаться неукоснительно [1, с. 7].

В числе первых летом 2008 года в Самаре в рамках программы «Добрососедство» был открыт многофункциональный межрегиональный центр по приему и трудоустройству мигрантов [2]. Центр оказывает широкий спектр услуг для трудовых мигрантов и работодателей, начиная от подбора и привлечения востребованных на региональном рынке труда иностранных работников до содействия в контроле за их пребыванием и выездом. В компетенцию центра входит проведение сертификации профессиональной пригодности иностранных работников, оказание правовых консультаций, постановка на миграционный учет, услуги по содействию в оформлении разрешительных документов, жилищном обустройстве, а также целый ряд других услуг. Таким образом, центр взял на себя функции, которые не входят в компетенцию территориальных структур федеральных органов исполнительной власти и на которые в бюджете не предусмотрено выделение средств.

На современном этапе развития российское государство, впрочем, как и любое другое, заинтересовано в подборе высококвалифицированных зарубежных специалистов, что вызывает потребность в создании для них привлекательных эко-

номических условий для переезда и обустройства на новом месте жительства. Примером реализации такой политики может служить предложенная Правительством Российской Федерации поправка в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан» [3].

Высококвалифицированные зарубежные профессионалы будут получать разрешение на работу в России минуя квоты, установленные Федеральной миграционной службой. Для этого будет достаточно письменного ходатайства. При этом уровень квалификации специалиста будет определяться по зарплате, которая должна превышать 2 млн рублей в год. Отметим, что высококвалифицированному специалисту разрешение на работу будет выдаваться на весь срок трудового договора, но не более чем на 3 года, с возможностью продления неограниченное число раз [4]. Изменения также коснулись и сферы налогообложения иностранцев-профессионалов. С 1 января 2011 года ставка НДФЛ снизится с тридцати до тринадцати процентов в год.

Следует обратить внимание на возможность и необходимость решения многих проблем в миграционной сфере путем развития и совершенствования частногосударственного партнерства, поскольку без активного участия частных структур не представляется возможным ни определение реальной потребности экономики Российской Федерации в иностранных работниках, ни организация системы обучения и переобучения потенциальных трудовых мигрантов. За соответствующим опытом можно обратиться к практике управления миграционными процессами в развитых государствах, таких как Германия, Канада, Соединенные Штаты Америки и др.

В данной статье рассмотрим германскую миграционную модель, в которой основной акцент сделан на прием и интеграцию переселяющихся в эту страну этнических немцев. Интерес к германскому опыту обусловлен большой схожестью миграционных процессов в России и ФРГ

Германия - одна из немногих стран, где властям удалось превратить вынужденную иммиграцию из финансового бремени

Юридическая наука и правоохранительная практика в фактор пополнения казны. Произошло это благодаря проведению эффективной миграционной политики, которая характеризуется глубокой проработанностью нормативно-правовой базы, быстротой реагирования на изменения миграционных процессов, происходящих в стране, дифференцированным подходом к различным категориям мигрантов, а также стимулированием процесса возвращения на родину беженцев по мере урегулирования ситуации, которая вызвала вынужденную эмиграцию.

Немецкое законодательство выделяет две категории вынужденных мигрантов, правовое положение которых регулируется разными нормативными правовыми актами: этнические немцы и беженцы.

Государственная политика в отношении этнических немцев направлена на уравнивание их во всех правах с коренными немецкими гражданами. В частности, согласно ст. 116 Основного Закона Федеративной Республики Германии, «если нет иного законодательного регулирования, немцем по смыслу настоящего Основного Закона является каждый, кто обладает немецким гражданством или нашел убежище в качестве беженца, перемещенного лица немецкой национальности, а также супруга или потомка одного из этих лиц» [5].

До 1993 г. миграционное законодательство Германии было лояльным в отношении лиц немецкого происхождения, ищущих убежища. В соответствии с законодательством представители указанной категории мигрантов приравнивались к репрессированным лицам, которым помощь должна была оказываться как жертвам коммунизма. Доказательств совершенных в отношении их репрессий не требовалось.

Государство стремилось создать максимально благоприятные условия для быстрейшей интеграции беженцев в общество. Государственная интеграционная программа включала в себя: решение жилищных проблем, оказание социальной поддержки и защиты. В частности, этой программой предусматривалось осуществление следующих мероприятий:

- выдача пособий и ссуд на обустройство;

- предоставление налоговых льгот при покупке и аренде предприятий;

- выделение кредитов, льготных ссуд при организации ремесленных промыслов;

- создание агропромышленных предприятий и освоение прежде не разработанных земель с целью формирования новых рабочих мест;

- внедрение программ по обучению немецкому языку, профессиональной подготовке и переподготовке в среде иммигрантов [6].

Программы по приему мигрантов финансировались из федерального и местного бюджетов, из фондов церкви.

Существенным шагом в проведении миграционной политики Германии было сокращение сроков прохождения прошений до 3 месяцев и упрощение процедуры их рассмотрения. Лица, получившие отказ в убежище, в соответствии с действующим законодательством подлежат немедленной депортации в страну, свободную от военных действий. В связи с этим в 1994 г. только 7,6 % от общего числа поданных прошений о предоставлении политического убежища были рассмотрены миграционными властями положительно. У тех лиц, кого постигла участь отказа, оставалось право на подачу апелляционной жалобы в суд и возможность судиться с миграционными властями Германии еще 2-3 года. Однако ожидать судебного решения они должны были на территории третьего государства, а не на территории Германии, как это было прежде. Исключение сделано для конвенционных беженцев, которым, согласно Женевской конвенции 1951 г., разрешено остаться на территории Германии [7].

Кроме того, в Германии с 2000 г. действует программа «Грин-кард», которая дает право на въезд в страну специалистам в области информационных технологий с дальнейшим правом постоянного жительства. Закон 2004 г., вступивший в силу в 2005 г., стал поворотным моментом в миграционной политике Германии, заменив этнический принцип отбора иммигрантов требованиями экономической выгоды.

Таким образом, в законодательстве Германии наблюдается расширение прав бе-

40

Раздел 2. Проблемы государственного и муниципального строительства

женцев, с одновременным усилением контроля за соблюдением обязательств покинуть страну, а также ужесточение наказания в части, касающейся подделки и уничтожения документов.

Как можно заметить, германская модель регулирования миграционных процессов является достаточно прогрессивной. Использование положительно зарекомендовавших себя организационно-правовых механизмов, в том числе разработанных и применяемых в Германии, при реализации в России миграционной политики в эпоху глобализации и универсализации представляется актуальным и перспективным.

1. Сметанюк С.И. Совершенствование законодательства в области привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации // Конституционно-правовые основы миграционной политики Российской Федерации: материалы Всерос. науч.-практ. конф., Тюмень, 2930 мая 2009 г. / под ред. Г.С. Корепанова. Тюмень: Тюменская областная Дума, 2009.

С. 5-8.

2. В Самаре прошла презентация Поволжского межрегионального Центра поддержки мигрантов Федеральной миг-

рационной службы РФ [Электронный ресурс] // Официальный сайт полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе. URL: http://new. pfo.ru/?id=16936 (дата обращения: 30 авг. 2010 г.).

3. О правовом положении иностранных граждан: федер. закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [Электронный ресурс]: ред. от 28.06.2009 // Рос. газ: [офиц. сайт]. URL: http//:rg.ru/2002/07/31/inostr-doc. ntml (дата обращения: 30 авг. 2010 г.).

4. Российская газета: [офиц. сайт].

URL: http//:rg.ru/2010/05/21/grajdane-doc.

ntml. (дата обращения: 30 авг. 2010 г.).

5. Основной Закон Федеративной Республики Германии [Электронный ресурс] // Портал Гуманитарное образование. URL: http://www.humanites. edu.ru / index. html (дата обращения: 30 авг. 2010 г.).

6. Об иностранцах [Электронный ресурс]: закон ФРГ от 09.07.1990: с изм. от 28.10.1994 // БФЗ. Т. 1. Стр. 1354. URL: http://www.immigra.ru/law.html (дата обращения: 30 авг. 2010 г.).

7. Цапенко И.П. Что делать с беженцами? // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 12. С. 37-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.