Научная статья на тему 'Государственная политика в области культуры и образования в субъекте Федерации: опыт полиэтничного региона (на примере Краснодарского края)'

Государственная политика в области культуры и образования в субъекте Федерации: опыт полиэтничного региона (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
848
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПОЛИЭТНИЧНЫЙ РЕГИОН / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭТНОКУЛЬТУРА / POLICY / EDUCATION / MULTINATIONAL REGION / ETHNIC CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кара Алла Петровна

Анализируются федеральные и региональные подходы к осуществлению культурной и образовательной политики на Юге России в условиях полиэтничного региона. Обозначены стратегические цели, тенденции и достижения регионализации сферы культуры и образования в Краснодарском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State Cultural Educational Policy in

Federal and regional approaches to the implementation of cultural and educational policy in the South of Russia in conditions of multinational region are analyzed. Strategic purposes, tendencies and achievements of regionalization of the cultural and educational sphere in Krasnodar Krai are shown.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в области культуры и образования в субъекте Федерации: опыт полиэтничного региона (на примере Краснодарского края)»

организатора образовательной системы напрямую зависит от уровня сформиро-ванности у него умений осуществлять само- и взаимоконтроль с привлечением большинства субъектов и с учетом не только внутренних, но и внешних факторов.

Поскольку определить эталонный уровень управленческих умений очень сложно, целесообразно применять методы сравнительного социологического наблюдения за деятельностью управленцев высокого, среднего или низкого уровня продуктивности. Оценку деятельности наблюдаемого можно в этом случае определять путем ее соотношения с тем или иным уровнем. Все это способствует повышению объективности контроля и формирует чувство сопричастности к самой системе государственного управления качеством военного образования.

Библиографический список

1. Константинова Л.В. Социальная политика: концепция и реальность. Саратов, 2004.

2. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование. Ростов н/Д, 2001.

3. Levi-Strauss C. Anthropologies structural. Paris, 1958.

4. Лебедева И.П. Моделирование социально-педагогических систем. Пермь, 2004.

5. Ярская В.Н. Постнеклассическое образовательное пространство // Социальные проблемы образования: методология, теория, технологии: сб. науч. статей. Саратов, 1999.

A.P. Kara

State Cultural Educational Policy in a Subject of Federation: Multinational Region Experience (By the Example of Krasnodar Krai)

Federal and regional approaches to the implementation of cultural and educational policy in the South of Russia in conditions of multinational region are analyzed. Strategic purposes, tendencies and achievements of regionalization of the cultural and educational sphere in Krasnodar Krai are shown.

Key words and word-combinations: policy, education, multinational region, ethnic culture, local lore studies.

Анализируются федеральные и региональные подходы к осуществлению культурной и образовательной политики на Юге России в условиях полиэтничного региона. Обозначены стратегические цели, тенденции и достижения регионализации сферы культуры и образования в Краснодарском крае.

Ключевые слова и словосочетания: государственная политика, по-лиэтничный регион, образование, эт-нокультура.

УДК 378 ББК 63.3(2)

А.П. Кара

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ И ОБРАЗОВАНИЯ В СУБЪЕКТЕ ФЕДЕРАЦИИ: ОПЫТ ПОЛИЭТНИЧНОГО РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

оциальная стабильность и нормальное функционирование любого общества во многом обусловлены наличием в нем общепринятой системы ценностей. Особую роль в формировании такой системы играет институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные достижения,

знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. И от того, каким образом это осуществляется, зависят взаимоотношения между различными этническими общностями и социальными группами.

Своевременность изучения данной темы определяется проявлением ряда негативных явлений в жизни российского общества, таких как рост национального и религиозного экстремизма, духовный кризис и неясность ценностных приоритетов, определяющих национально-культурную идентичность российского общества. Историческое обобщение позитивных наработок, имеющихся в региональном срезе отечественного образования, позволяет создать более эффективную модель формирования этнической толерантности, духовных оснований и ценностных ориентаций молодежи.

Особая актуальность исследования определяется необходимостью обобщения опыта взаимодействия федеральных и региональных органов образования в поли-этничных социокультурных условиях. Очевидно, что модель демократической школы XXI в. с приоритетами гражданского образования и воспитания [1, с. 34-35], не может быть создана без учета региональных особенностей. Именно поэтому необходимы объективный анализ и реалистичная оценка результатов деятельности государственных органов, которые позволят оптимизировать систему российского образования, привести ее в действительное соответствие современным требованиям, избежав при этом рисков субъективированного волюнтаризма.

Необходимость модернизации отечественной системы образования определяется рядом факторов, предопределяющих ее стратегические ориентиры, место в общественной жизни [2, с. 8]. Российское государство в лице соответствующих органов и структур выступает как инициатор и главная движущая сила модернизационных трансформаций, осуществляемых, тем не менее, при активном содействии общества. При этом изменение образования понимается как масштабная акция государства, политическая и общенациональная задача. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего соответствием социально значимым и перспективным запросам современной жизни страны [3, с. 10-16].

Необходимость реформирования отечественного образования была обозначена в августе 1999 г. на заседании Государственного Совета РФ. Впоследствии более четко были сформулированы государственная стратегия, цели и приоритеты развития национальной системы образования. Основные положения государственной образовательной политики изложены в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, выступлениях и заявлениях главы государства [4, с. 11]. Начиная с 2000 г., в развитие положений Закона РФ «Об образовании», Правительством РФ был принят ряд документов, содержательно определяющих стратегию развития образования в первой четверти XXI в.: «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»; «Федеральная программа развития образования»; «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года»; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Перечисленные и иные акты определили приоритеты в модернизации российского образования, в том числе и применительно к субъектам Федерации.

Особого внимания заслуживает Национальная доктрина образования в Российской Федерации - основополагающий документ, устанавливающий приоритет образования в государственной политике, определяющий стратегию и основные направления его развития. Документ отражает интересы граждан многонационального Российского государства в области сохранения и развития национальной культуры и межэтнических отношений. Доктрина призвана обеспечить реальное равенство прав граждан в сфере образования, независимо от их национальности. Отметим, что все региональные программы, касающиеся развития образования в субъектах Федерации, создаются в соответствии с положениями национальной доктрины. В то же время такие программы в большей степени, чем общенациональный документ, должны учитывать конкретику сложившихся на местах культурно-социальных и межнациональных отношений.

С начала 1990-х годов в образовательном процессе преобладают тенденции возрождения национальных традиций. Это повлияло на уровень развития национального самосознания и национальной самоидентификации. Национальное чувство - очень глубокое, духовное, подчас неосознаваемое. Оно принадлежит к первичным человеческим ценностям и выражает некую тайну национального и даже индивидуального бытия. Чувство принадлежности к нации, этносу, чувство национальной гордости нормально и неискоренимо. Другое дело - деформированное национальное чувство, лежащее в основе национализма. Каждый народ чувствует и думает иначе, чем другие. Это может быть огромным культурным и национальным богатством, но при игнорировании, ущемлении, либо, напротив, извращении, гипертрофировании национального чувства, оно способно стать причиной конфликта, колоссальной разрушительной силой. Национальное от националистического отделяет тонкая, не всегда уловимая грань: националистическое - опасно, замкнуто и агрессивно, национальное - открыто и дружелюбно.

Возникновению новых очагов межнациональных конфликтов в определенной степени способствует невнимательность органов власти к национальнокультурному фактору, который связан с защитой, возрождением и развитием национальной культуры и этнокультурного образования, и в определенном смысле является гарантией прав национальных меньшинств.

Несмотря на процессы глобализации, личность человека немыслима вне нации и национального самосознания. В многонациональных государствах и регионах возникает своя, особенная специфика формирования консолидированного национального или территориального сообщества. Россия и ее Юг (как геополитическое понятие) всегда были полиэтничны. Многонациональный состав населения являлся и является тем фактором, который во многом определяет социально-экономическое и общественно-политическое состояния территории.

Для Юга России особенно актуальны проблемы межнационального мира и этнической толерантности. Решение этой важной социальной проблемы видится нами через создание регионального поликультурного образовательного пространства, которое поможет поддержать мир и согласие в многонациональном регионе. Краснодарский край в этом отношении представляет особый интерес как положительный пример грамотной и взвешенной национальной и образовательно-культурной политики региональных властей.

Учитывая многонациональный состав населения края, на основании положений Федерального закона «О национально-культурных автономиях» в крае образованы краевые и городские национально-культурные автономии. Региональным управлением юстиции зарегистрировано около 150 национально-культурных общественных объединений национальных диаспор [5, с. 32].

Одним из направлений деятельности администрации края в сфере возрождения национальных обычаев, традиций, культуры, установления межнационального согласия является программа «Культура сближает народы». В сфере национально-культурного развития населения в Краснодарском крае действуют 382 славянских фольклорных коллектива и 52 - других национальных групп, а также Кубанский казачий хор. При хоре в 1992 г. была создана краевая детская экспериментальная школа народного искусства [6, с. 12]. Одной из главных задач этой школы является восстановление естественного механизма воспроизводства культурного наследия Кубани. С 1991 г. в крае проводится краевой фестиваль детских фольклорных коллективов «Кубанский казачок». В нем принимают участие коллективы не только Краснодарского края, но и других регионов Российской Федерации, стран СНГ. Этот фестиваль собирает детей самых разных национальностей и прививает им с ранних лет качества, способствующие развитию уважения и дружбы между народами. Богатейший опыт работы в сфере развития национальных культур имеет Центр национальных культур Лазаревского района г. Сочи, который функционирует при отделе культуры районной администрации. Здесь объединены центры нескольких национальных культур, особое внимание уделяется работе с подрастающим поколением.

При активной поддержке национально-культурных общественных объединений работают национальные творческие коллективы. Их участники часто выступают в школах, перед детьми-инвалидами в больницах. В крае все стороны жизни народов широко освещаются в информационных выпусках региональных и муниципальных теле- и радиопрограмм, а также в периодической печати - краевых газетах и на страницах газет, распространяемых национально-культурными общественными объединениями [7, с. 101].

С развитием общественной и религиозной жизни народов, становлением национальных общин были созданы предпосылки для более активной деятельности в культурно-просветительной области. Анализ работы национальных объединений показал, что одним из приоритетных направлений их деятельности была и остается образовательная сфера. В уставных и программных документах всех национальных общественных организаций региона говорится о необходимости создания условий для сохранения родного языка. С этой целью открыты школы и факультативы. В данный период наблюдается рост числа воскресных школ и факультативов по изучению национальных языков. В городах и районах края ведется изучение шести национальных языков. Наиболее распространено изучение армянского языка: он преподается на девяти территориях (например, в Новороссийске, Армавире, Краснодаре), в 34 учебных заведениях с охватом более 4 тысяч учащихся [8, с. 5]. Всего же языки национальностей, проживающих в регионе, изучают 6 тысяч школьников края.

Накопленный опыт деятельности по привлечению национально-культурных объединений к работе с детьми разных этносов, с родителями, жителями микрорайонов свидетельствует, что совместная деятельность способствует ускорению процесса социальной адаптации в новой среде, проведению более активного культурного диалога, снятию межнациональной напряженности.

Преподавание предметов на языках народов, населяющих край, спецкурсов по их истории и культуре ведется и в учреждениях высшего образования края -в целях подготовки учителей, способных преподавать национальные языки и этнокультуру разных народов в школах региона. Так, например, в Кубанском государственном университете на факультете романо-германской филологии открыто греческое отделение, при факультете востоковедения работают воскресные классы по изучению корейского языка. На историческом факультете читаются курсы «Регионоведение», «Краеведение» и «Этнология», а также ряд спецкурсов, на которых особое внимание уделяется изучению этнической истории народов Северного Кавказа. Все это способствует более эффективному осуществлению государственной политики в сфере поликультурного образования.

Как показали результаты нашего исследования, только совместное с национально-культурными объединениями использование образовательным учреждением в своей деятельности различных форм и методов этнокультурного образования и воспитания способствует развитию этнической и культурной грамотности молодежи, формированию межкультурной компетентности, позитивной этнической идентичности, осознанию взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире. Кроме этого, у детей и молодежи происходит снижение проявлений игнорирования представителей других групп, усиление значимости гуманистических ценностей. Организованный в рамках такого взаимодействия межгрупповой контакт при благоприятных условиях, созданных в образовательном учреждении, способствовал обобщению позитивного опыта взаимодействия с членами других национальных групп и в целом позитивно повлиял на межэтнические отношения.

В наши дни вопросы национально-культурного развития, и в том числе образования, приобретают особое значение - вокруг них происходит консолидация или размежевание основных политических сил. Этноспецифические формы поликультурного образования обеспечивают чувство безопасности и целостности этносов, которые расширяют знания о своей культуре и стремятся обеспечить безболезненное вхождение в поликультурное общество, сохранив при этом этническую, языковую и культурную идентичность.

Накопленный опыт по привлечению национально-культурных объединений к работе с различными по своей национальной принадлежности детьми, их родителями, жителями населенных пунктов свидетельствует, что совместная деятельность государственных и общественных структур способствует ускорению процесса адаптации переселенческих семей в новой для них среде, снятию национальной напряженности на муниципальном и региональном уровнях. Такая практика продуцирует более активный межкультурный диалог, развивает общественную и религиозную жизнь территорий, активизирует различные формы деятельности в культурно-просветительной сфере.

И.В. Маркина

Библиографический список

1. О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации: письмо Министерства образования РФ от 15 янв. 2003 г. № 13-08/13 // Вестн. образования России. 2003. № 7.

2. Модернизация образования - дело всего общества: из доклада министра образования РФ В. Филиппова на итоговой сессии Министерства образования // Вузовские вести. 2002. № 5.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: приказ министра образования РФ № 393 от 11 февр. 2002 г. с объявлением распоряжения Правительства РФ от 29 дек. 2001 г. № 1756-р //Вестн. образования. 2002. № 6.

4. Президент России В.В. Путин. Вступительное слово на заседании Государственного совета Российской Федерации 29 августа 2001 г. М., 2001.

5. Информация о национально-культурных объединениях, зарегистрированных на территории Краснодарского края // Материалы ДОН Краснодарского края. Краснодар, 2000.

6. Программа «Культура сближает народы» // Текущий архив администрации Краснодарского края. Краснодар, 2006.

7. Информация о СМИ, издаваемых национально-культурными автономиями // Текущий архив администрации Краснодарского края. Краснодар, 2008.

8. Сводный отчет о распределении школ и учащихся по языку обучения // Текущий архив Новороссийского ЦРО. Краснодар, 2007.

I.V. Markina

The Practice of Foster Upbringing of Children Deprived of Parental Care in the System of Preventive Maintenance of Social Orphanhood

The situation connected with the problems of children's social trouble may be improved under the condition of the purposeful development of the foster family practices. The author researches the foster family life experience of children deprived of parental care.

Key words and word-combinations: foster family, care, upbringing, preventive maintenance of social orphanhood.

Изменить ситуацию, связанную с проблемами детского социального неблагополучия, возможно при условии целенаправленного развития практик фостерного родительства. Автором исследуется опыт семейной жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в фостерных семьях.

Ключевые слова и словосочетания: фостерная семья, попечение, воспитание детей, профилактика социального сиротства.

УДК 316.3 ББК 60.5

И.В. Маркина

ПРАКТИКА ФОСТЕРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

егодня увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, детей-си-рот, а также детей, совершивших административные правонарушения и преступления. Это указывает на масштабность проблемы детского неблагополучия и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса мер по созданию системы социальной защиты и профилактики социального сиротства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.