Научная статья на тему 'Государственная политика Российской Федерации в отношении российских граждан за рубежом'

Государственная политика Российской Федерации в отношении российских граждан за рубежом Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
829
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СООТЕЧЕСТВЕННИКИ / ПОЛИТИКА / ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВО / COMPATRIOTS / POLITIC / PROBLEMS / STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паненкова Мария Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы государственной политики Российской Федерации в отношении российских граждан за рубежом, проблемы, возникающие у них, сравнение политики в отношении граждан за рубежом России и других стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Паненкова Мария Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the issues of State policy of the Russian Federation in respect of Russian citizens abroad. The problems of Russian citizens abroad. Comparison of Russiaʼs policy in respect of Russian citizens abroad and other countries.

Текст научной работы на тему «Государственная политика Российской Федерации в отношении российских граждан за рубежом»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ЗА РУБЕЖОМ

ПАНЕНКОВА Мария Анатольевна

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы государственной политики Российской Федерации в отношении российских граждан за рубежом, проблемы, возникающие у них, сравнение политики в отношении граждан за рубежом России и других стран.

Annotation. The article considers the issues of State policy of the Russian Federation in respect of Russian citizens abroad. The problems of Russian citizens abroad. Comparison of Russia Ds policy in respect of Russian citizens abroad and other countries.

Ключевые слова: соотечественники, политика, проблемы, государство.

Key words: compatriots, politic, problems, the state.

Правовое положение российских граждан за рубежом, а также государственная политика в отношении них регулируется Федеральным законом от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

В соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников является составной частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, организационных мер, мер в области информации, образования, культуры и иных мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при участии органов местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных вышеуказанным Федеральным законом.

Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на принципах партнерства и сотрудничества, а также на признании:

- неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина;

- необходимости обеспечения гражданских, политических, социальных, экономических, культурных и иных прав и свобод соотечественни-

ков, а также их законных интересов в государствах проживания в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права;

- взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.

Целью государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников является оказание государственной поддержки последним, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию.

Вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина занимают одно из первых мест в деятельности всех государственных органов, так как это их важная конституционная обязанность. В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ Президент Российской Федерации, а не какой-либо другой орган власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Политика Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом является менее либеральной по сравнению, например, с Польшей, Францией, Великобританией, Китаем и некоторыми другими странами. Однако это не следует оценивать исключительно в негативном ключе, так как копирование зарубежного опыта правового регулирования на российской почве чревато рядом негативных

36

Юридическая наука. 2014. № 3

политико-правовых последствий. При этом зарубежный опыт не нужно воспринимать в качестве априорно положительного или, напротив, безусловно ложного.

Например, политика Китая в отношении иностранной диаспоры имеет в своей основе стимулирование проживания китайцев в других странах вследствие перенаселенности самого Китая. По этой причине, в частности, китайские государственные органы часто отказывают в реадмиссии, то есть согласии на прием в страну лиц, депортированных в Китай из других государств1. Для российской правовой системы по названным причинам опыт Китая не является вполне приемлемым.

Или, например, в Польше, которая является небольшим европейским государством, по сравнению с Российской Федерацией, легче обеспечить безопасность в процессе реализации миграционной политики.

При этом важно помнить, что Российская Федерация, как и любое другое государство, не распространяет свою юрисдикцию на территории других стран. Поэтому активизация зарубежной языковой политики представляет собой сложную проблему, реализуемую преимущественно дипломатическими средствами.

Например, одним из направлений политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом является возможность последним, которые были жертвами репрессий и исторических потрясений в нашей стране, а также и их потомкам, вернуться на Родину и при их желании восстановить гражданство. Для реализации такого возвращения существует Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, принята указом Президента РФ 22 июня 2006 года (с изменениями от 25 июля 2014 года № 531). Причем решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации. Участники такой программы и члены их семей при переселении на постоянное место жительства

в Российскую Федерацию имеют право на осуществление трудовой деятельности в качестве наемного работника, на получение дополнительного профессионального образования и профессионального образования, на занятие инвестиционной и предпринимательской деятельностью, сельскохозяйственной деятельностью, могут вести личное подсобное хозяйство и т.д. Переселенцам положен ряд льгот: например, разрешено беспошлинно ввозить свое имущество, компенсируются затраты на проезд и провоз багажа (одного пятитонного контейнера для трех членов семьи, более трех членов семьи два пятитонных контейнера), один легковой автомобиль можно также ввести без уплаты таможенной пошлины. Регионы России, участвующие в программе, были разделены на три категории («А» - преимущественно стратегически важные для России приграничные территории; «Б» - территории, где реализуются крупные инвестиционные проекты, требующие массового привлечения переселенцев, «В» - территории с устойчивым социально-экономи-ческим развитием, на которых в течение последних трех и более лет наблюдаются сокращение общей численности населения и (или) миграционный отток). Правительство России ранее утвердило новые правила переселения соотечественников и постановило выделить территории приоритетного заселения. Подъемные при переезде на такие территории увеличены со 120 до 240 тыс. рублей на заявителя и до 120 тыс. рублей - на каждого члена семьи переселенца.

Также Российской Федерацией высоко ценится то, что некоторые государства бывшего СССР дали возможность нашим соотечественникам жить в их странах и сохранить родной язык и национально-культурную самобытность.

Об активности внешней языковой политики Российской Федерации неоспоримо свидетельствует содержание ряда международных договоров. Так, ст. 20 Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова предусматривается, что «Молдавская Сторона в соответствии с национальным законодательством обеспечит надлежащие условия для удовлетворения потребностей в обучении на русском языке в системе образования Республики Молдова»2.

1 Герасимов С.А. Реадмиссия: конституционно-правовые основы возвращения незаконных иммигрантов в государства их происхождения : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 78.

2 Договор о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова от 19 ноября 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2524.

При этом Российская Федерация должна оказывать помощь соотечественникам за рубежом на основании соответствующих соглашений, путем принятия мер, которые согласованы с органами государственной власти соответствующей страны. Такие меры и договоры должны учитывать специфику и ситуацию в каждом отдельном государстве. Решение вопросов финансового, экономического, политического, социального сотрудничества России с другими странами должно ставиться в зависимость от позиции руководства той или иной страны в области соблюдения прав и законных интересов соотечественников в ней.

Для достижения целей государственной политики в отношении российских граждан за рубежом физическим и юридическим лицам РФ, иностранным лицам и организациям, которые оказывают соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества наравне с соотечественниками и их организациями. С целью содействия российским гражданам за рубежом в сохранении и развитии ими своего культурного наследия государственные органы РФ обязываются законом оказывать помощь культурным центрам, библиотекам, архивам, музеям, театрам, творческим коллективам соотечественников, содействовать изучению ими культурного наследия РФ.

Российская Федерация должна поднимать проблемы защиты прав и законных интересов соотечественников за рубежом на заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств - участников Содружества Независимых Государств, а также на межгосударственных переговорах с Латвийской, Литовской, Эстонской Республиками и др.

Многие зарубежные соотечественники лишены возможности просмотра русскоязычных телевизионных каналов вследствие срав-

нительно узкой сети вещания российских телекомпаний. Требует активизации межпарламентский диалог для предотвращения ограничения права на образование на русском языке в зарубежных странах. Необходимы также упрощение выдачи учебных виз для абитуриентов-соотечественников, желающих получить высшее или среднее профессиональное образование в российских учебных заведениях. Зарубежные соотечественники должны пользоваться правом бесплатного посещения государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, правом на оказание в экстренных случаях бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Немаловажным представляется вопрос о предоставлении зарубежным соотечественникам права на захоронение на территории Российской Федерации. Также серьезное беспокойство вызывает социально-экономическое положение участников Великой Отечественной войны в связи с сокращением для них льгот в государствах СНГ.

Также не плохо было бы осуществлять взаимодействие с российскими общественными организациями и использовать имеющиеся в их распоряжении возможности в вопросах поддержки соотечественников, защиты их прав и свобод, а также с русскими и славянскими общинами и другими общественными организациями в странах ближнего зарубежья.

Таким образом, в настоящее время остро стоит проблема регулирования государственной политики России в отношении российских граждан за рубежом. Порядку регулирования этого вопроса необходимо уделять большее внимание, ведь для русскоязычных граждан, проживающих вне территории Российской Федерации, сделано не все, что заслуживают люди, оказавшиеся в такой ситуации не по своей вине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.