Научная статья на тему 'Государственная политика России по содействию занятости молодежи в условиях вызовов современности'

Государственная политика России по содействию занятости молодежи в условиях вызовов современности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
региональная и отраслевая экономика / рынок труда / молодежь / содействие занятости / безработица / молодой специалист / политика занятости / работа по специальности / regional and sectoral economy / labor market / youth / employment promotion / unemployment / young specialist / employment policy / work in the sphere of acquired education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллова Анастасия Дмитриевна, Попов Андрей Васильевич

содействию занятости молодежи. Методы: работа построена на анализе литературных источников и нормативно-правовых документов с применением общенаучных методов познания. Результаты: в работе раскрыты правовые основы деятельности российских органов власти в области содействия занятости молодежи и развития рынка труда. Показано, что, несмотря на многообразие мер, молодые люди по-прежнему сталкиваются с серьезными барьерами на пути к успешному трудоустройству и стабильной занятости в целом. В ходе анализа обобщены приоритетные направления действий по преодолению наиболее актуальных проблем, среди которых: вольное регулирование статуса молодого специалиста, ограниченность статистики, низкая осведомленность молодежи о ситуации на рынке труда, несоответствие выпускаемых кадров актуальным потребностям экономики и т. д. В заключение подчеркивается важность осмысления накопленного опыта и применения на практике наиболее удачных решений с учетом специфики российского рынка труда. Научная новизна: проведенное исследование вносит вклад в развитие теоретических и практических вопросов содействия занятости молодежи, в том числе с углублением представлений об основных барьерах на пути к стабильной работе и мерах по их преодолению. Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы, прежде всего, в практике государственного управления любого уровня для совершенствования политики по содействию занятости молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кириллова Анастасия Дмитриевна, Попов Андрей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy of Russia to promote youth employment under the modern challenges

Objective: to systematize and develop ideas about the improvement of the Russian state policy to promote youth employment. Methods: the work is based on the analysis of literature and normative-legal documents using general scientific methods of cognition. Results: the paper reveals the legal bases for the activities of Russian authorities in the field of promoting youth employment and developing labor market. It is shown that, despite the variety of measures, young people still face serious barriers to successful career starting and stable employment in general. The analysis summarizes the priority areas of action to overcome the most pressing problems, including: loose regulation of the status of a young specialist; limited statistics; low awareness of young people about the situation on the labor market; mismatch between the personnel produced and the current needs of the economy, etc. The conclusion emphasizes the importance to summarizing the accumulated experience and practical application of the most beneficial solutions, taking into account the specifics of the Russian labor market. Scientific novelty: the conducted research contributes to the development of theoretical and practical issues of promoting youth employment, including the deepening of ideas about the main barriers to stable employment and measures to overcome them. Practical significance: the study results can be used, first of all, in the practice of public administration at any level to improve the policy to promote youth employment.

Текст научной работы на тему «Государственная политика России по содействию занятости молодежи в условиях вызовов современности»

Научная статья

УДК 331.5-053.81:338.2(470+571) JEL: E24, J13, J2

https://doi.org/10.21202/2782-2923.2024.3.686-698

А. Д. Кириллова1, А. В. Попов1

1 Вологодский научный центр Российской академии наук, г. Вологда, Россия

Государственная политика России по содействию занятости молодежи

в условиях вызовов современности

Кириллова Анастасия Дмитриевна, Вологодский научный центр Российской академии наук

E-mail: kirillowa.anastasiia@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2719-6253 eLIBRARY SPIN-код: 4880-6526 Контактное лицо:

Попов Андрей Васильевич, кандидат экономических наук, старший научный

сотрудник, Вологодский научный центр Российской академии наук

E-mail: ai.popov@yahoo.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4803-1354

Web of Science Researcher ID: I-8785-2016

Scopus Author ID: 57192065723

eLIBRARY SPIN-код: 7650-7779

Аннотация

Цель: систематизация и развитие представлений о совершенствовании государственной политики России по содействию занятости молодежи.

Методы: работа построена на анализе литературных источников и нормативно-правовых документов с применением общенаучных методов познания.

Результаты: в работе раскрыты правовые основы деятельности российских органов власти в области содействия занятости молодежи и развития рынка труда. Показано, что, несмотря на многообразие мер, молодые люди по-прежнему сталкиваются с серьезными барьерами на пути к успешному трудоустройству и стабильной занятости в целом. В ходе анализа обобщены приоритетные направления действий по преодолению наиболее актуальных проблем, среди которых: вольное регулирование статуса молодого специалиста, ограниченность статистики, низкая осведомленность молодежи о ситуации на рынке труда, несоответствие выпускаемых кадров актуальным потребностям экономики и т. д. В заключение подчеркивается важность осмысления накопленного опыта и применения на практике наиболее удачных решений с учетом специфики российского рынка труда.

Научная новизна: проведенное исследование вносит вклад в развитие теоретических и практических вопросов содействия занятости молодежи, в том числе с углублением представлений об основных барьерах на пути к стабильной работе и мерах по их преодолению.

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы, прежде всего, в практике государственного управления любого уровня для совершенствования политики по содействию занятости молодежи.

Ключевые слова:

региональная и отраслевая экономика, рынок труда, молодежь, содействие занятости, безработица, молодой специалист, политика занятости, работа по специальности

Статья находится в открытом доступе в соответствии с Creative Commons Attribution Non-Commercial License (https:// creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/), предусматривающем некоммерческое использование, распространение и воспроизводство на любом носителе при условии упоминания оригинала статьи.

© Кириллова А. Д., Попов А. В., 2024

Как цитировать статью: Кириллова, А. Д., Попов, А. В. (2024). Государственная политика России по содействию занятости молодежи в условиях вызовов современности. Russian Journal of Economics and Law, 18(3), 686-698. https:// doi.org/10.21202/2782-2923.2024.3.686-698

Scientific article

A. D. Kirillova1, A. V. Popov1

1 Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia

State policy of Russia to promote youth employment under the modern challenges

Anastasia D. Kirillova, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences

E-mail: kirillowa.anastasiia@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-2719-6253

eLIBRARY SPIN-code: 4880-6526

Contact:

Andrey V. Popov, Cand. Sci. (Economics), Senior Researcher, Vologda Research Center

of the Russian Academy of Sciences

E-mail: ai.popov@yahoo.com

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-4803-1354

Web of Science Researcher ID: I-8785-2016

Scopus Author ID: 57192065723

eLIBRARY SPIN-code: 7650-7779

Abstract

Objective: to systematize and develop ideas about the improvement of the Russian state policy to promote youth employment. Methods: the work is based on the analysis of literature and normative-legal documents using general scientific methods of cognition.

Results: the paper reveals the legal bases for the activities of Russian authorities in the field of promoting youth employment and developing labor market. It is shown that, despite the variety of measures, young people still face serious barriers to successful career starting and stable employment in general. The analysis summarizes the priority areas of action to overcome the most pressing problems, including: loose regulation of the status of a young specialist; limited statistics; low awareness of young people about the situation on the labor market; mismatch between the personnel produced and the current needs of the economy, etc. The conclusion emphasizes the importance to summarizing the accumulated experience and practical application of the most beneficial solutions, taking into account the specifics of the Russian labor market. Scientific novelty: the conducted research contributes to the development of theoretical and practical issues of promoting youth employment, including the deepening of ideas about the main barriers to stable employment and measures to overcome them. Practical significance: the study results can be used, first of all, in the practice of public administration at any level to improve the policy to promote youth employment.

Keywords:

regional and sectoral economy, labor market, youth, employment promotion, unemployment, young specialist, employment policy, work in the sphere of acquired education

The article is in Open Access in compliance with Creative Commons Attribution Non-Commercial License (https://creativecommons.org/ licenses/by-nc/4.0/), stipulating non-commercial use, distribution and reproduction on any media, on condition of mentioning the article original.

For citation: Kirillova, A. D., & Popov, A. V. (2024). State policy of Russia to promote youth employment under the modern challenges. Russian Journal of Economics and Law, 18(3), 686-698. (In Russ.). https://doi. org/10.21202/2782-2923.2024.3.686-698

Введение

Тематика занятости молодежи находится в центре внимания ученых, бизнеса и органов власти. Многое сказано о барьерах выхода на рынок труда и профессиональных траекториях, а еще больше - о мерах по борьбе с безработицей и трудовой адаптации в целом. Несмотря на все действия в этой области, спектр проблемных вопросов не только весьма широк, но и далек от разрешения (Ковальчук и др., 2019). Помимо того, что молодые люди продолжают сталкиваться с серьезными вызовами во время получения первого опыта трудоустройства и работы, не менее сложным является путь к стабильной занятости, который может измеряться годами (Бобков, Литвинюк, 2016; Stuth & Jahn, 2020). Такая картина наблюдается практически повсеместно и, как правило, не зависит от уровня благосостояния страны1. Могут меняться значения тех или иных показателей, однако в силу возрастных особенностей молодежь остается одной из самых уязвимых категорий на рынке труда (Eichhorst & Rinne, 2015).

Преодолеть сложившуюся ситуацию традиционными механизмами государственного регулирования едва ли возможно. В основном этому препятствуют объективные обстоятельства, связанные как с отсутствием у подрастающего поколения весомого опыта работы и развитых профессиональных навыков, так и с динамизмом рыночной конъюнктуры, что приводит к увеличению разрыва между сферой образования и потребностями экономики в квалифицированных кадрах2. Также существует немало факторов, которые непосредственно связаны с моделями поведения субъектов рынка труда, и прежде всего молодежи (Ильин, 2018). В качестве примера можно привести широко обсуждаемый тренд на работу не по специальности (Барков, Зубков, 2022), где определяющая роль отводится размеру заработной платы (Леонидова, 2023)3. Все это формирует сложную систему взаимоотношений, которая плохо поддается мерам управленческого воздействия. В основном они носят косвенный характер и не оказывают прямого влияния на практики участия населения в общественно полезной деятельности.

Как и во всем мире, в России ведется активная дискуссия о содействии занятости молодежи. В новой редакции долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 г. актуализируются задачи по профориентации школьников, упрощению трудоустройства несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, организации процесса занятости студентов и выпускников образовательных организаций4 и т. д. Кроме того, в условиях нарастания дефицита кадров все больший акцент делается на практиках целевого набора будущих специалистов (Головчин, 2023)5, вплоть до внесения законопроекта о работе по распределению для студентов-бюджетников в соответствии с полученной квалификацией6. В этой связи тематика занятости молодежи не теряет своей важности. Напротив, в турбулентных условиях современности происходит как обострение системных проблем, так и возникновение новых вызовов (Игнатьев и др., 2023), что требует оперативного реагирования со стороны ответственных ведомств и учреждений.

1 Global Employment Trends for Youth 2022: Investing in transforming futures for young people. Geneva: International Labour Organization. https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/—dcomm/---publ/documents/publication/wcms_853321.pdf

2 ВЦИОМ зафиксировал огромный разрыв между образованием и потребностями работодателей в РФ. (2023, 21 сентября). ТАСС. https://tass.ru/obschestvo/18811605

3 Почти каждый второй россиянин не работает по специальности. (2023). Работа.ру. https://press.rabota.ru/pochti-kazhdiy-vtoroy-rossiyanin-ne-rabotaet-po-spetsialnosti

4 Распоряжение Правительства РФ № 45-р от 17.01.2024. (2024). https://base.garant.ru/408411117/

5 В Минздраве предложили альтернативу системе распределения медиков по окончании учебы. (2023, 10 июля). ТАСС. https:// tass.ru/obschestvo/18231259

6 В Госдуму внесен законопроект о работе по распределению для студентов-бюджетников. (2023, 1 мая). Российская газета. https://rg.ru/2023/05/01/v-gosdumu-vnesen-zakonoproekt-o-rabote-po-raspredeleniiu-dlia-studentov-biudzhetnikov.html

Цель нашей статьи заключается в систематизации и развитии представлений о совершенствовании государственной политики России по содействию занятости молодежи. Для этого мы обратились к правовым основам деятельности российских органов власти в этой области и обосновали приоритетные направления действий по преодолению наиболее актуальных проблем. Работа построена на анализе литературных источников и нормативно-правовых документов. Гипотеза исследования в явном виде не представлена, поскольку во главе угла находится обобщение дискурса, сформированного вокруг тематики молодежной занятости.

Результаты исследования

Обзор деятельности российских органов власти по развитию рынка труда и содействию занятости молодежи

Важной частью экономической и социальной политики как всей страны, так и ее субъектов является государственное регулирование рынка труда, направленное на содействие полной, продуктивной и свободной занятости, предотвращение или сокращение безработицы, что достигается за счет обеспечения баланса между спросом на труд и его предложением, поддержки наиболее уязвимых групп работников и т. д. Для этого органы власти используют различные методы управленческого воздействия, которые заключаются в административном, экономическом, организационном, законодательном и информационном регулировании (Горбачева, 2013).

Ключевую роль в государственном механизме регулирования рынка труда играет нормативно-правовая база. Она призвана формализовать «правила игры» во взаимоотношениях между экономическими агентами, определять их права, создавать равные возможности для реализации способностей к труду. Основными документами в этой области являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, иные нормативные и правовые акты РФ и субъектов Федерации. Так, ст. 37 Конституции РФ гарантирует любому гражданину право свободно распоряжаться своими способностями на труд за вознаграждение без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного минимального размера оплаты труда, выбирать род деятельности и профессию7. В Трудовом кодексе РФ содержатся общие принципы регулирования трудовых отношений, регламентирующие взаимодействие субъектов рынка труда8. Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав россиян на труд и социальную защиту от безработицы, определяются Законом «О занятости населения РФ»9. В 2023 г. вышел новый закон о занятости, в котором введено множество новшеств: от закрепления новых категорий граждан до законодательного признания ряда форм занятости10.

Реализация стратегических ориентиров в области занятости населения осуществляется посредством федеральных и региональных программ и проектов. В частности, в России действует госпрограмма «Содействие занятости населения», целями которой являются непревышение к 2030 г. значения уровня регистрируемой безработицы более 1 %, а также создание условий для формирования культуры безопасного труда и повышение эффективности мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности11. В свою очередь, в рамках национального проекта «Демография» проходят мероприятия по комплексной модернизации государственной службы занятости, обучению и переобучению граждан, независимой оценке квалификации12 и т. д.

7 Конституция Российской Федерации в ред. от 03.07.2020. Статья 37. КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/5e37b9644c66582efdaf762a109a281bf999c28d/

8 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001. http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102074279

9 О занятости населения в Российской Федерации. № 1032-1 от 19.04.1991. (1991). https://mintmd.gov.ru/docs/laws/89

10 О занятости населения в Российской Федерации. № 565-ФЗ от 12.12.2023. (2023). https://base.garant.ru/408175315/

11 Содействие занятости населения: Государственная программа Российской Федерации. https://mintrud.gov.ru/ministry/ programms/3/1

12 Содействие занятости. АНО «Национальные приоритеты». https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/ demograflya/sodeystvie_zanyatosti

Вопросам занятости молодого поколения уделяется особое место в политике государства. В 2021 г. Правительством РФ принята Долгосрочная программа содействия занятости молодежи до 2030 г.13, направленная на обеспечение условий для раскрытия профессионального, трудового и предпринимательского потенциала лиц в возрасте от 14 до 35 лет. Для этого будут решаться задачи по формированию карьерных стратегий подрастающего поколения в соответствии с личностно-профессиональными наклонностями и потребностью рынка труда, обеспечению взаимосвязи получаемого образования с требованиями работодателей и предпринимательской деятельности, созданию условий для профессионального развития и дополнительных механизмов снижения рисков незанятости. Ежегодно программа должна охватывать до 200 тыс. человек. В результате принятия всех мер ожидается существенное снижение молодежной безработицы (до 5 % к 2030 г.).

В 2024 г. распоряжением Правительства РФ утверждена обновленная Программа содействия занятости молодежи до 2030 г.14 К числу ее приоритетных задач относятся: содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан и зрелой молодежи, которая испытывает сложности в поиске работы, развитие цифровых систем в сфере труда и занятости, повышение профессионального мастерства молодых работников. При этом выделено еще одно новое направление - стимулирование трудовой миграции молодежи на приоритетные территории Арктики и Дальнего Востока из других регионов России.

Среди большого количества федеральных проектов («Карьерное сопровождение молодежи», «Страна мастеров» и др.) выделяется образовательная программа «Профессионалитет»15. Она предполагает создание образовательно-производственных центров (кластеров), представляющих собой интеграцию колледжей и техникумов, которые готовят кадры, и организаций реального сектора экономики. В рамках данной инициативы внедряются новые учебные программы, ориентированные на потребности рынка труда и конкретных предприятий, оптимизируются сроки обучения, появляется возможность получения высшей квалификации в короткие сроки, что в совокупности должно способствовать популяризации рабочих специальностей (Ки-реева, Чапаев, 2022). Участникам представлен различный спектр отраслей: атомная, легкая промышленность, информационные технологии, искусство и креативная индустрия, педагогика и др.

Множество проектов реализуется и на региональном уровне. Например, в Самарской области власти предоставляют меры поддержки молодым специалистам в возрасте от 18 до 35 лет, трудоустроенным по востребованным на рынке труда профессиям16. Они могут рассчитывать на частичную компенсацию затрат на получение высшего образования или дополнительного профобразования, частичную компенсацию расходов по временному найму жилья или ежемесячного платежа по ипотечному кредиту. Кроме того, в регионе функционируют специализированные учреждения (Молодежный центр «Самарский»17 и Самарский Дом молодежи18), деятельность которых включает помощь в трудоустройстве несовершеннолетних граждан как в период каникул, так и в свободное от учебы время, а также молодых людей от 18 до 35 лет с ограниченными возможностями здоровья; организацию городских ярмарок вакансий; оказание социальной, психологической и юридической поддержки.

Приоритетным направлением для региональных властей остается борьба с оттоком молодых кадров, миграция которых носит выраженный центростремительный характер (Мкртчян, 2013). Так, вологодский проект «После вуза - домой» ставит целью возвращение выпускников, которые учатся за пределами области19. Для них организуются стажировки и практики с возможностью последующего трудоустройства. В 2022 г. Департамент труда и занятости населения региона подписал соглашение о сотрудничестве с работодателями и вузами Центрального и Северо-Западного федеральных округов.

13 Распоряжение Правительства РФ № 3581-р от 14.12.2021. http://static.government.ru/media/flles/rPqTKcZXAGKm9YF3xVc oANoHZSUnnpE6.pdf

14 Распоряжение Правительства РФ № 45-р от 17.01.2024. https://base.garant.ru/408411117/

15 Министерство просвещения России. Федеральный проект «Профессионалитет». https://edu.gov.ru/activity/main_activities/ additional_vocational_education/

16 Закон Самарской области № 76-ГД от 06.06.2015. (2015). https://docs.cntd.ru/documen1/464019787

17 Молодежный центр «Самарский». http://www.mc-samara.ru/

18 Самарский Дом молодежи. http://samdm.ru/

19 После вуза домой: региональный проект приглашает на практику в Вологодскую область. (2023, 5 июля). Информационный портал города Вологды. https://vologda-poisk.ru/articles/posle-vuza-domoy-regionalnyy-proekt-priglashaet-na-praktiku-v-vologodskuyu-

Куда более «привычным» с точки зрения поддержки молодежи является проект «Капитал молодого специалиста» для проживающих на Ямале выпускников вузов и ссузов20. В течение года после окончания учебы молодые люди без опыта работы по полученной специальности могут обратиться в службу занятости и устроиться на постоянное место работы без испытательного срока, а государство частично возместит работодателю расходы на оплату труда. При этом молодые специалисты, которые пришли работать в сферы здравоохранения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и социального обслуживания, могут получить единовременное пособие в размере 100 тыс. рублей.

Власти регионов также проводят серьезную работу по содействию осознанному выбору профессии и занятости в целом. Например, в Вологодской области реализуется проект «Моя карьера в Вологодской области»21, в рамках которого специалисты, построившие карьеру в регионе, рассказывают школьникам и студентам о своем профессиональном пути. В Оренбургской области проводятся профориентационные мероприятия «Приведи ребенка на работу»22 и «Юные PROF-специалисты»23, в Ярославской области - «Скажи профессии «Да!»24, «Профессиональная навигация»25 и «Шоу профессий»26. Подобного рода инициативы можно найти во всех субъектах страны без исключения. Однако, несмотря на все многообразие мер, которые невозможно отразить в формате научной статьи, молодые люди по-прежнему сталкиваются с серьезными трудностями в процессе поиска работы и на пути к стабильной занятости, что требует продолжения дискуссии в этой области и актуализации наиболее приоритетных направлений совершенствования государственной политики.

Основные направления совершенствования государственной политики по содействию занятости молодежи

В условиях рыночной экономики реализация мер социальной политики является необходимым условием для обеспечения эффективной занятости молодежи. Причины этого кроются в ее недостаточной конкурентоспособности по сравнению со зрелым населением, обладающим значительным опытом работы и проверенными на практике профессиональными компетенциями. В результате, принимая во внимание все достоинства молодого возраста (от общего энтузиазма и состояния здоровья до включенности в современную повестку), тем не менее он зачастую служит серьезным препятствием для успешного выхода на рынок труда. Несмотря на усилия органов власти по улучшению сложившейся ситуации, многие проблемы остаются далеки от разрешения. Обращение к литературе позволяет выделить наиболее актуальные из них и очертить перечень приоритетных направлений действий, которые могут служить ориентиром для совершенствования государственной политики РФ (табл.).

Начнем обсуждение результатов анализа с неутихающей дискуссии о статусе молодого специалиста, который подвергается критике даже после закрепления в Федеральном законе № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». Последние поправки должны снять с молодых людей обязанность впервые трудоустраиваться в соответствии с полученной квалификацией, чтобы получить преференции от работодателя, а также формализовать тех, кто решил работать не по специальности27. При этом на региональном и отраслевом уровнях нередко диктуются свои требования к выпускникам образовательных организаций для получения мер государственной поддержки (Болотова, 2010). Отсюда и важность определения единого нормативно-правового статуса молодого специалиста (в том числе смежных категорий) и установления четких критериев отнесения к нему с учетом реальных практик выхода на рынок труда и адаптации на рабочем месте.

20 Проект «Капитал молодого специалиста». Интерактивный портал службы занятости населения Ямало-Ненецкого автономного округа. https://rabota.yanao.ru/content/проект_капитал_молодого_специалиста_

21 Моя карьера в Вологодской области. http://voloblcareer.ru/

22 В рамках Года семьи служба занятости Оренбургской области организует акцию «Приведи ребенка на работу». (2024, 16 марта). Официальный портал Правительства Оренбургской области. https://orenburg-gov.ru/news/11743/

23 В Оренбурге завершилась профориентационная смена для школьников. (2024, 15 апреля). АНО «Национальные приоритеты». https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/v-orenburge-zavershilas-proforientatsionnaya-smena-yunye-prof-spetsialisty

24 «Скажи профессии «Да!». https://dunil-bol.edu.yar.ru/proforientatsiya/skazhi_professii_da.html

25 Профессиональная навигация. https://resurs-yar.ru/events/proforientatsiya/professionalnaya-navigatsiya/

26 Шоу профессий. https://resurs-yar.ru/events/proforientatsiya/shou-professiy/

27 Правительство поддержало законопроект о трудоустройстве молодых специалистов. (2023, 24 октября). Ведомости. https:// www.vedomosti.ru/society/articles/2023/10/24/1002106-pravitelstvo-podderzhalo-zakonoproekt-o-trudoustroistve-molodih-spetsialistov

Проблемы в области занятости молодежи и основные направления их преодоления Problems in the field of youth employment and the main directions for overcoming them

Проблема / Problem

Направления решения проблемы / Direction of solving the problem

Вольное регулирование статуса молодого специалиста / Loose regulation of a young specialist status

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограниченность статистики о занятости молодежи / Limited statistics on youth employment

Низкая осведомленность молодежи о ситуации на рынке труда / Low awareness of the youth about the labor market

Несоответствие выпускаемых специалистов актуальным потребностям экономики / Inconsistency between graduating specialists and actual economic needs

Недостаток цифровых и иных современных компетенций / Lack of digital and other modern competencies

Проблемы выхода на рынок труда / Problems of entering the labor market

Неустойчивость положения работающей молодежи в силу широкой вовлеченности в нестандартные формы занятости и теневой рынок труда / Unstable position of working youth due to wide involvement in non-standard forms of employment and shadow labor market

Определение единого нормативно-правового статуса «молодой специалист», установление четких критериев отнесения / To define the legal status of "a young specialist", to establish clear criteria to attribute it

Обеспечение доступности региональных и в особенности муниципальных данных по занятости молодежи.

Унификация системы статистического учета и проведение специализированного мониторинга занятости молодежи / To ensure the availability of regional and especially municipal data on youth employment.

To unify the statistical system and specialized monitoring of youth employment.

Развитие системы профессионального сопровождения молодежи путем систематического проведения событийных мероприятий (ярмарок вакансий, встреч с представителями фирм и компаний, обучающих семинаров и т. д.) и урочных занятий на всех уровнях системы образования / To develop a system of professional support for young people through the systematic organization of events (job fairs, meetings with representatives of firms and companies, training seminars, etc.) and scheduled sessions at all levels of the education system

Усиление работы по разработке и корректировке образовательных программ, соответствующих требованиям рынка труда.

Расширение участия работодателей в разработке профессиональных стандартов. Стимулирование и организация процесса повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Обеспечение образовательного процесса современной литературой и постоянное обновление приборной базы / To strengthen the development and adjustment of educational programs that meet the requirements of the labor market.

To expand the employers' participation in developing professional standards. To stimulate and organize the professional development of teaching staff. To providing the educational process with up-to-date literature and to constantly update the instrumentation base

Расширение доступа к цифровым технологиям, в частности, в сельской местности. Развитие цифровых и иных современных компетенций, в том числе путем поддержки научно-образовательных центров мирового уровня.

Обновление перечня специальностей и учебных программ с учетом ключевых передовых технологий / To expand access to digital technologies, particularly in rural areas. To develop digital and other modern competencies, including by supporting world-class research and education centers.

To update the list of majors and curricula taking into account the key advanced technologies

Развитие различных форматов участия молодежи в получении опыта работы во время обучения (краткосрочные и длительные стажировки, производственная практика, проектная работа и т. д.). Активное внедрение программ субсидирования работодателей, которые нанимают выпускников после окончания учебы.

Поддержка специализированных площадок, где работодатели и выпускники могут найти друг друга (молодежные биржи труда, информационные центры, платформы и т. д.). Повышение привлекательности и эффективности деятельности отделений занятости населения для молодежи / To develop various formats of youth participation in gaining work experience during training (short-term and long-term internships, industrial practice, project work, etc.). To actively introduce subsidy programs for employers who hire graduates after graduation. To support specialized platforms where employers and graduates can find each other (youth labor exchanges, information centers, platforms, etc.).

To increase the attractiveness and efficiency of employment offices for young people

Проведение регулярной работы по устранению пробелов в трудовом законодательстве, в том числе в связи с расширением практик использования нестандартных форм занятости, и обеспечению социальной защищенности молодых работников / To regularly work to address gaps in labor legislation, including due to the expansion of non-standard forms of employment, and to ensure social protection for young workers

Источник: составлено авторами на основе анализа литературных источников. Source: compiled by the authors based on literature analysis.

Другим организационным моментом, правда, выходящим за рамки сугубо правового регулирования, является преодоление ограниченности статистики о занятости молодежи (Богаченко, Санкова, 2019). Причем речь идет не о ведомственных структурах, обладающих расширенным доступом к информации, а обо всем социуме, вовлечение которого в общую дискуссию позитивно скажется на выявлении проблемных зон и точек роста. Этому также будет способствовать проведение специализированного мониторинга занятости молодежи (может быть реализован в рамках национального обследования рабочей силы). Однако главной задачей должны стать именно унификация и открытость данных, в особенности это касается муниципальной статистики, которая вызывает множество вопросов у экспертов (Ворошилов, 2022).

Все остальные направления совершенствования государственной политики по содействию занятости молодежи в нашем представлении находятся в практической плоскости и требуют создания необходимых условий для работы на местах. Так, переход современной России к рыночным механизмам хозяйствования привел к необходимости построения новой системы профессионального сопровождения обучающихся. Спустя несколько десятилетий можно с уверенностью говорить о том, что в этой области проделана действительно большая работа. При этом осведомленность подрастающего поколения о ситуации на рынке труда до сих пор остается довольно низкой (Маслова, 2017). Это свидетельствует о важности продолжения усилий по систематическому проведению событийных мероприятий и урочных занятий для формирования у школьников и студентов эффективных карьерных траекторий.

Опыт зарубежных стран показывает, насколько активно должна вестись профориентационная работа для выстраивания эффективного механизма обеспечения экономики квалифицированными кадрами. Помимо регулярных встреч со специалистами кадровых служб и экспертами, организации практик и дополнительных курсов, существует немало примеров создания многоуровневой системы профессионального самоопределения учащихся. Причем далеко не всегда она ограничивается стенами учебных заведений (по типу консультативной психолого-педагогической службы «Гайденс» в США). В частности, в Канаде основная работа по профориентации ведется в центрах содействия найму, которые представляют собой подразделения общенациональной государственной службы (Толстогузов, 2015). Наряду с ними функционируют центры выбора, в которых школьники могут получить подробную информацию о профессиях и их востребованности на рынке труда.

Пожалуй, одним из самых болезненных вопросов в плане содействия занятости молодежи является преодоление диспропорций на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе (Мирзабалаева, Антонова, 2023). Это касается как выпуска востребованных специалистов, так и качества их профессиональной подготовки. Актуальность проблемы регулярно подчеркивается на самом высоком уровне: 21 сентября 2023 г. Президент РФ В. В. Путин провел расширенное заседание Президиума Государственного Совета на тему «О развитии рынка труда в Российской Федерации»28, где заявил о разработке пятилетнего прогноза потребностей в кадрах, на основе которого будут рассчитываться контрольные цифры приема. Также большое внимание уделялось качеству занятости и профессиональной подготовки молодых работников. В этой связи необходимо и дальше совершенствовать образовательные программы для удовлетворения потребностей рынка труда. Роль работодателей в этом непрерывном процессе обмена сигналами незаменима, в том числе в части внедрения профессиональных стандартов. Кроме того, не стоит забывать о стимулировании и организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, обеспечении студентов современной литературой и постоянном обновлении приборной базы. Система образования должна идти в ногу со временем, чтобы соответствовать динамичным требованиям экономики.

Отдельное место в профессиональной подготовке молодых специалистов отводится цифровым и иным компетенциям, которые заметно улучшают перспективы будущей занятости (Бобков и др., 2023). С одной стороны, это возвращает нас к вопросам о корректировке перечня специальностей и учебных программ с учетом ключевых передовых технологий, поддержке научно-образовательных центров мирового уровня и т. д. Некоторые эксперты при этом предлагают потворствовать таким изменениям, чтобы выпускники образовательных организаций имели широкий арсенал универсальных навыков, поскольку более узкая

28 Администрация Президента России. (2023, 21 сентября). Расширенное заседание Президиума Государственного Совета. http://www.kremlin.ru/events/president/news/72319

специализация может привести к устареванию знаний по окончании учебы (Rudakov et б1., 2022). С другой стороны, на повестке дня остается множество нерешенных проблем, ограничивающих доступ населения к технологиям. В частности, весьма сложно обстоят дела с цифровым разрывом. Сильнее всего он проявляется в сельской местности29, в результате чего происходит сокращение возможностей для приобретения базовых навыков владения ИКТ.

Как бы ни складывалась учеба, главные трудности на пути к стабильной занятости возникают при выходе на рынок труда. Об этом мы уже писали ранее, поэтому более подробно остановимся на приоритетах государственной политики. В силу всех ограничений системы образования молодые люди должны на постоянной основе получать реальный опыт работы (Вашаломидзе и др., 2023), например, посредством краткосрочных и длительных стажировок, производственной практики, проектной работы, что также позволит изнутри посмотреть на будущую профессию и скорректировать образовательную траекторию. Ситуация в этой области далека от совершенства и среди прочего требует усиления взаимодействия между образовательными организациями и хозяйствующими субъектами (Гриненко, 2022). Таким образом, студенты будут иметь возможность получать практические навыки, а работодатели - отбирать для себя перспективных сотрудников. Стимулировать последних можно посредством предоставления субсидий на организацию стажировок выпускников и наем молодых специалистов. Подобного рода меры активно применяются как в России, так и за рубежом, хотя и имеют существенные различия между собой (Chacaltana et в1., 2024), что свидетельствует о необходимости продолжения работы в этом направлении для повышения эффективности проводимой политики.

Препятствует успешному выходу молодежи на рынок труда и невысокая востребованность услуг государственной службы занятости (Баймуратова и др., 2019), что послужило причиной запуска масштабной программы по ее модернизации в рамках национального проекта «Демография»30. Как правило, многие прибегают к неформальным каналам (Черныш, 2019), а также поиску работы в сети Интернет. В таком случае защититься от рисков и попросту мошенничества достаточно сложно. В этой связи повышение привлекательности и эффективности деятельности отделений занятости населения будет способствовать расширению возможностей для трудоустройства (Локтюхина, Феоктистова, 2022). Кроме того, необходима поддержка специализированных площадок, где работодатели и выпускники образовательных организаций могут взаимодействовать напрямую (молодежные биржи труда, информационные центры, платформы и т. д.) (Панина, Пилилян, 2017). Одной из таких практик является проект «ВРаботе»31, который помогает молодым людям найти стажировку, временную или постоянную работу. С электронной платформой сотрудничают более 200 крупных компаний и фирм, однако находятся они только на территории Москвы.

Ограниченность доступа к формальному сектору экономики значительно повышает риски неустойчивости занятости для молодых людей (Попов, 2023). Они чаще других прибегают к теневому рынку труда и нестандартным формам трудовых отношений, в том числе основанных на использовании цифровых платформ (Петровская, 2021). С одной стороны, это позволяет увеличить шансы на трудоустройство и ускорить поиск работы, обрести финансовую независимость, а с другой - может обернуться социальной незащищенностью, невозможностью отстоять свои трудовые права. В этой связи важно проведение регулярной работы по устранению пробелов в законодательстве, создающих лазейки для ухудшения положения молодежи. В частности, экспертами разрабатывается «универсальная система трудовых отношений», которая затрагивает не только работников в рамках стандартной модели занятости, но и тех, кто находится в «менее подчиненных, постоянных или формализованных личных отношениях» и не попадает под действие правового поля (Countouris, 2019). Такие новации приведут к расширению практик предоставления социальных гарантий и, как следствие, обеспечат более достойные условия труда.

29 Global Employment Trends for Youth 2022: Investing in transforming futures for young people. Geneva: International Labour Organization. https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/—dcomm/---publ/documents/publication/wcms_853321.pdf

30 Минтруд России. Национальный проект «Демография». https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/demography

31 Вработе. Мастерская твоей карьеры. https://vrabote.me/

Заключение

Проведенное исследование продолжает академическую дискуссию о приоритетных направлениях совершенствования государственной политики России в области содействия занятости молодежи. Полученные результаты свидетельствуют о важности усиления работы по устранению барьеров, препятствующих транзиту от учебы к стабильной занятости. Сам выход на рынок труда остается значимой вехой в жизни молодых людей, однако впереди их ждет немало сложностей на пути к профессиональной зрелости. В этой связи, помимо привычных шагов в сторону профессионального сопровождения молодежи, развития современных компетенций и сокращения цифрового разрыва, сближения запросов работодателей с возможностями системы образования, необходимо сделать акцент на создании благоприятных условий, которые бы позволили обеспечить устойчивость положения молодых работников. Это потребует дальнейшей актуализации трудового законодательства в соответствии с вызовами современности, а также расширения доступа к данным о занятости молодежи, поскольку эффективность принимаемых решений напрямую зависит от качества общественного обсуждения и учета мнения всех заинтересованных сторон. Ограниченность статистики, в особенности на муниципальном уровне, препятствует формированию целостного представления о ситуации на рынке труда и перспективах занятости.

Отдельного внимания заслуживает вопрос трудоустройства выпускников не по специальности, полученной в образовательной организации, что влечет за собой множество негативных последствий (Колосова и др., 2020). Подобного рода практика едва ли поддается правовому регулированию в условиях рынка, в результате чего на первый план выходят меры по экономическому стимулированию молодежи и развитию института целевого обучения, которые должны активно применяться наряду с систематическим проведением событийных мероприятий и урочных занятий по профессиональному самоопределению юношей и девушек.

Многие из обозначенных в работе направлений совершенствования государственной политики находят отражение как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом проблематика занятости молодежи не только остается далека от разрешения (если такое вообще возможно), но и приобретает все большую актуальность по мере нарастания глобальной неопределенности. В текущих реалиях важно осмыслить весь накопленный опыт в этой области, в том числе за рубежом, и применить на практике наиболее удачные решения с учетом специфики российского рынка труда. Кроме того, нельзя обходить стороной и перспективы преодоления кадрового голода в стране, где молодежи отводится особая роль как источника пополнения трудового потенциала территорий. Для этого необходимо проведение специальных исследований, раскрывающих возможности развития института нянь и яслей, расширения дистанционной занятости, упрощения доступа к социальным услугам и т. д. В дальнейшей работе нами планируется затронуть и эти вопросы.

Список литературы

Баймуратова, Л. Р., Гусева, Е. Н., Спиридонова, Л. В., Яранова, А. А. (2019). Человеческий капитал: оценка трудовых отношений, актуальные проблемы. Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры, 2(15).

Барков, С. А., Зубков, В. И. (2022). Высшее образование: непреодолимый институциональный разрыв с рынком труда. ЭКО, 52(4), 8-30. https://doi.org/10.30680/eco0131-7652-2022-4-8-30

Бобков, В. Н. и др. (2023). Влияние прекаризации на качество занятости и уровень жизни поколенных групп экономически активного населения. Ижевск: Шелест.

Бобков, В. Н., Литвинюк, А. А. (ред.). (2016). Российская молодежь на рынке труда: экономическая активность и проблемы трудоустройства в мегаполисе. Москва: Русайнс.

Богаченко, Е. Д., Санкова, Л. В. (2019). Занятость молодежи в контексте достойного труда. Саратов: КУБиК. Болотова, Е. Л. (2010). Есть ли правовой статус у молодого специалиста? Народное образование, 2, 132-138. Вашаломидзе, Е. В., Крекова, М. М., Ведехин, А. Ю. (2023). Направления снижения молодежной безработицы. Научные труды Вольного экономического общества России, 241(3), 303-312. https://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-241-3-303-312

Ворошилов, Н. В. (2022). Особенности и проблемы формирования и использования статистической информации по муниципальным образованиям России. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика, 6, 89-105.

Головчин, М. А. (2023). Измерение профессиональной готовности к педагогической деятельности будущих учителей на основе критериально-уровневой оценки. Russian Journal of Economics and Law, 17(4), 882-903. https://doi. org/10.21202/2782-2923.2023.4.882-903

Горбачева, Г. П. (2013). Государственный механизм регулирования рынка труда. Экономика и современный менеджмент: теория и практика, 27, 146-153.

Гриненко, Т. Г. (2022). Молодежь на рынке труда: возможности и угрозы. Управленческое консультирование, 161(5), 62-71. https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-5-62-71

Игнатьев, А. Г., Курбатова, Т. А., Линдре, Ю. А., Шамраев, Р. А., Кулешов, А. А., Абрамова, А. А. (2023). Молодежь в ИТ-отрасли: реализация в профессии, ключевые точки роста, значение для развития страны. Москва: АНО «Центр глобальной ИТ-кооперации».

Ильин, В. А. (ред.). (2018). Социальная уязвимость в региональном сообществе: эксклюзия и современные механизмы ее преодоления. Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН.

Киреева, Э. Ф., Чапаев, Н. К. (2022). Профессионалитет: модернизация системы среднего профессионального образования. Педагогический журнал Башкортостана, 98(4), 65-74.

Ковальчук, В. К., Потравная, Е. В., Халиков, М. С. (2019). Экономическое поведение молодежи на рынке труда. Москва: КноРус.

Колосова, А. И., Рудаков, В. Н., Рощин, С. Ю. (2020). Влияние работы по профилю полученной специальности на заработную плату и удовлетворенность работой выпускников вузов. Вопросы экономики, 11, 113-132. https://doi. org/10.32609/0042-8736-2020-11-113-132

Леонидова, Г. В. (2023). Риски и возможности трудоустройства не по специальности (на материалах регионального мониторинга). Проблемы развития территории, 27(3), 61-78. https://doi.Org/10.15838/ptd.2023.3.125.5

Локтюхина, Н. В., Феоктистова, О. А. (2022). Совершенствование организационной и финансовой моделей содействия занятости в России. Финансовый журнал, 14(4), 29-45. https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-29-45

Маслова, Е. В. (2017). Рынок труда и регулирование занятости: развитие профессиональных компетенций и способности трудоустройства молодых специалистов. Воронеж: Издательский дом ВГУ.

Мирзабалаева, Ф. И., Антонова, Г. В. (2023). Структурные диспропорции спроса и предложения на рынке труда в отраслевом и профессионально-квалификационном разрезах. Экономика труда, 10(8), 1145-1168. https://doi.org/10.18334/ et.10.8.118938

Мкртчян, Н. В. (2013). Миграция молодежи в региональные центры России в конце XX - начале XXI века. Известия Российской академии наук. Серия: Географическая, 6, 19-32.

Панина, А. В., Пилилян, Е. К. (2017). Молодежь и технологии социально-культурного проектирования в решении проблем молодежи. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, 25(7), 125-132.

Петровская, Н. Е. (2021). Молодежный рынок труда в США. Общественные науки и современность, 2, 66-78. https:// doi.org/10.31857/s086904990014322-6

Попов, А. В. (2023). Влияние прекаризации на уровень жизни и положение российской молодежи в сфере занятости. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 16(6), 236-251. https://doi.org/10.15838/ esc.2023.6.90.14

Толстогузов, С. Н. (2015). Опыт профориентационной работы за рубежом. Образование и наука, 1(1), 151-165. https:// doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-151-165

Черныш, М. Ф. (2019). Поиск работы по неформальным каналам как социальной дифференциации в молодежной среде. Информационно-аналитический бюллетень. ИНАБ, 4, 21-38. https://doi.org/10.19181/inab.2019.4.2

Chacaltana, J., Barcucci, V., & Moreno, M. (2024). Youth employment policies: Patterns and trends in two unique data sets. ILO Working Paper 108. Geneva: International Labour Office.

Countouris, N. (2019). Defining and regulating work relations for the future of work. ILO, Switzerland: Geneva. Eichhorst, W., & Rinne, U. (2015). An assessment of the Youth Employment Inventory and implications for Germany's development policy. Bonn: IZA.

Rudakov, V., Figueiredo, H., Teixeira, P., & Roshchin, S. (2022). Horizontal job-education mismatches and earnings of university graduates in Russia. Journal of Education and Work, 35(6-7), 680-699. https://doi.org/10.1080/13639080.2022.2126966

Stuth, S., & Jahn, K. (2020). Young, successful, precarious? Precariousness at the entry stage of employment careers in Germany. Journal of Youth Studies, 23(6), 702-725. https://doi.org/10.1080/13676261.2019.1636945

References

Baimuratova, L. R., Guseva, E. N., Spiridonova, L. V., & Yaranova, A. A. (2019). Human capital: assessing labor relations, topical issues. Socialogy. Statistics. Publications. Industry reviews, 2(15). (In Russ.).

Barkov, C., & Zubkov, B. (2022). Higher Education: An Insurmountable Institutional Gap with the Labor Market. ECO, 52(4), 8-30. (In Russ.). https://doi.org/10.30680/eco0131-7652-2022-4-8-30

Bobkov, V. N. & Litvinyuk, A. A. (Eds.). (2016). Russian youth in the labor market: economic activity and issues of employment in a megalopolis. Moscow: Rusajns. (In Russ.).

Bobkov, V. N. et al. (2023). Influence of precarisation on the quality of employment and living standards of generation groups of economically active population. Izhevsk: Shelest. (In Russ.).

Bogachenko, E. D., & Sankova, L. V. (2019). Youth employment in the context of decent labor. Saratov: KUBik. (In Russ.). Bolotova, E. L. (2010). Does a young specialist have a legal status? Public Education, 2, 132-138. (In Russ.). Chacaltana, J., Barcucci, V., & Moreno, M. (2024). Youth employment policies: Patterns and trends in two unique data sets. ILO Working Paper 108. Geneva: International Labour Office.

Chernysh, M. F. (2019). Looking for a job through informal networks as a factor of social differentiation among young people. Information and analytical Bulletin. INAB, 4, 21-38. (In Russ.). https://doi.org/10.19181/inab.2019.4.2

Countouris, N. (2019). Defining and regulating work relations for the future of work. ILO, Switzerland: Geneva. Eichhorst, W., & Rinne, U. (2015). An assessment of the Youth Employment Inventory and implications for Germany's development policy. Bonn: IZA.

Golovchin, M. A. (2023). Measuring professional preparedness of would-be teachers for pedagogical activity based on criteria-level estimation. Russian Journal of Economics and Law, 17(4), 882-903. (In Russ.). https://doi.org/10.21202/2782-2923.2023.4.882-903

Gorbacheva, G. P. (2013). State mechanism of the labor market regulation. Economics and Modern Management: Theory and Practice, 27, 146-153. (In Russ.).

Grinenko, T. G. (2022). Youth in the Labor Market: Opportunities and Threats. Administrative Consulting, 161(5), 62-71. (In Russ.). https://doi.org/10.22394/1726-1139-2022-5-62-71

Ignatiev, A. G., Kurbatova, T. A., Lindre, Yu. A., Shamraev, R. A., Kuleshov, A. A., & Abramova, A. A. (2023). Youth in HT industry: self-realization in the profession, key growth points, significance for the country development. Moscow: CGITC. (In Russ.).

Ilyin, V. A. (Ed.). (2018). Social vulnerability in a regional community: exclusion and modern ways to overcome it. Vologda: VolRS RAS. (In Russ.).

Kireeva, E. F., & Chapaev, N. K. (2022). Professionalism: modernization of the secondary vocational education system. Pedagogical Journal of Bashkortostan, 98(4), 65-74. (In Russ.).

Kolosova, A. I., Rudakov, V. N., & Roshchin, S. Yu. (2020). The impact of job-education match on graduate salaries and job satisfaction. Voprosy Ekonomiki, 11, 113-132. (In Russ.). https://doi.org/10.32609/0042-8736-2020-11-113-132

Kovalchuk, V. K., Potravnaya, E. V., & Khalikov, M. S. (2019). Economic behavior of the youth in the labor market. Moscow: KnoRus. (In Russ.).

Leonidova, G. V. (2023). Risks and opportunities for employment outside the specialty (based on regional monitoring materials). Problems of Territory's Development, 27(3), 61-78. (In Russ.). https://doi.org/10.15838/ptd.2023.3.125.5

Loktyuhina, N. V., & Feoktistova, O. A. (2022). Improving the Organizational and Financial Models of Employment Assistance in Russia. Financial Journal, 14(4), 29-45. (In Russ.). https://doi.org/10.31107/2075-1990-2022-4-29-45

Maslova, E. V. (2017). Labor market and employment regulation: developing professional competencies and employment abilities of young specialists. Voronezh: VSU Publishing House. (In Russ.).

Mirzabalaeva, F. I., & Antonova, G. V. (2023). Structural imbalances in labor market supply and demand at the sectoral and occupational qualification levels. Russian Journal of Labor Economics, 10(8), 1145-1168. (In Russ.). https://doi.org/10.18334/ et.10.8.118938

Mkrtchyan, N. V. (2013). Migration of youth in regional centers of Russia at the end of 20th - early 21st century. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya, 6, 19-32. (In Russ.).

Panina, A. V., & Pililyan, E. K. (2017). Youth and technologies of youth-oriented social-cultural programmes. Innovative Economy: Prospects for Development and Improvement, 25(7), 125-132. (In Russ.).

Petrovskaya, N. E. (2021). Youth labour market in the United States. Social Sciences and Contemporary World, 2, 66-78. (In Russ.). https://doi.org/10.31857/s086904990014322-6

Popov, A. V. (2023). The impact of precarization on the standard of living and the employment situation of Russian youth. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 16(6), 236-251. (In Russ.). https://doi.org/10.15838/esc.2023.6.90.14

Rudakov, V., Figueiredo, H., Teixeira, P., & Roshchin, S. (2022). Horizontal job-education mismatches and earnings of university graduates in Russia. Journal of Education and Work, 35(6-7), 680-699. https://doi.org/10.1080/13639080.2022.2126966

Stuth, S., & Jahn, K. (2020). Young, successful, precarious? Precariousness at the entry stage of employment careers in Germany. Journal of Youth Studies, 23(6), 702-725. https://doi.org/10.1080/13676261.2019.1636945

Tolstoguzov, S. N. (2015). Career guidance experience abroad. The Education and Science Journal, 1(1), 151-165. (In Russ.). https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-151-165

Vashalomidze, E. V., Krekova, M. M., & Vedekhin, A. Yu. (2023). Ways to reduce youth unemployment. Scientific Works of the Free Economic Society of Russia, 241(3), 303-312. (In Russ.). https://doi.org/10.38197/2072-2060-2023-241-3-303-312

Voroshilov, N. V. (2022). Features and problems of formation and use of statistical information on municipalities of Russia. ETAP: Economic Theory, Analysis, and Practice, 6, 89-105. (In Russ.).

Вклад авторов

Оба автора внесли равный вклад в написание статьи, при этом А. Д. Кириллова заложила основные идеи по совершенствованию государственной политики в области занятости молодежи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The author's contribution

Both authors contributed equally to writing of the article, with A. D. Kirillova laying down the main ideas for improving the state policy in the field of youth employment.

Конфликт интересов / Conflict of Interest

Авторами не заявлен / No conflict of interest is declared by the authors

История статьи / Article history

Дата поступления / Received 07.05.2024 Дата одобрения после рецензирования / Date of approval after reviewing 02.07.2024

Дата принятия в печать /Accepted 02.07.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.