Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОУСТРОЙСТВО / ВЫПУСКНИК / ГОСУДАРСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартыненко А.С., Росторгуева А.А., Зиборова В.И.

В статье рассматриваются вопросы государственной политики России по содействию в трудоустройстве выпускников ВУЗов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ»

УДК 342

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ПО СОДЕЙСТВИЮ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

ХАС. Мартыненко, 2А.А. Росторгуева, 3В.И. Зиборова

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы государственной политики России по содействию в трудоустройстве выпускников ВУЗов.

Ключевые слова

Трудоустройство, выпускник, государство, высшее образование, государственная стратегия.

Высшее образование считается концепцией развития знаний и рассматривается прогрессивным научным обществом в качестве основного обстоятельства для многостороннего развития страны. Высшее образование содействует повышению производительности труда, темпов финансового роста страны, развитию важнейших знаний. Достоинства, которые приобретает социум и правительство благодаря высшему образованию, состоят в возможности наиболее высоких заработков и возможном отсутствии безработицы, таким образом, возрастает материальное благополучие общества [1, с. 60]. Государственная стратегия Российской федерации по содействию в устройстве на работу выпускников ВУЗов содержит 3 стадии: стратегический выбор по завершению среднего учебного заведения среди учебой в институте и выходом на биржу труда; процесс учебы, содержащий развитие трудовой мотивации и высокой ориентации предстоящего выпускника: подбор профессии, научная и производственная работа, подготовка данных о состоянии биржи труда; ход поиска деятельность по завершению ВУЗа.

Роль государства на рынке образовательных услуг заключается в том, для чтобы формировать необходимые требования, дозволяющие образовательным учреждениям продуктивно удовлетворять появляющиеся со стороны покупателей (абитуриентов) потребности, гарантировать качество услуг, оберегать круг интересов покупателей и сотрудников, предоставлять возможность выбора деятельность выпускникам и способствовать последующему устройству на работу. Ключевыми факторами, сдерживающими результативное устройство на работу выпускников учреждений профессионального образования, считаются: малоразвитость элементов, которые обеспечивают связь рынка труда и рынка образовательных услуг; профессиональная стратегия многочисленных отечественных учреждений, направленная на достижение текущих

1 Мартыненко Александра Сергеевна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

2 Росторгуева Александра Алексеевна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

3 Зиборова Виктория Игоревна - курсант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление», Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова.

результатов, а не на дальнейшее эффективное развитие; недостаток у многих выпускников ВУЗов требуемых способностей самоопределения в собственной деятельности, поиска данной деятельность и стремления к эффективному продвижению по службе [1, с. 61].

Одним из способов преодоления трудностей устройства на работу выпускников является формирование в высших учебных заведениях центров, специальных отделов и лабораторий по содействию в устройстве на работу выпускников. Целями и задачами данных центров считаются: формирование в системе образования профессиональной службы, способствующей в подборе профессии, выборе образовательного учреждения, области деятельности, соответствующих индивидуальным отличительным чертам выпускников; создание режима информирования выпускников учреждений профессионального образования и работодателей о состоянии биржи труда; развитие в системе профессионального образования сети областных студенческих центров, заинтересованных в решении проблем содействия устройству на работу обучающихся и выпускников ВУЗов; разработка научно-методического снабжения работы областных студенческих центров содействия устройству на работу выпускников; организация переподготовки выпускников ВУЗов согласно современным квалификациям, расширяющей их профессиональные качества и увеличивающей конкурентоспособность на рынке труда; создание элементов правовой и общественной поддержки выпускников высших учебных заведений на рынке труда; формирование финансовой системы поддержки функционирования центров содействия устройству на работу выпускников.

Работа по трудоустройству выпускников осуществляется уже на протяжении последних 10 лет. Для этих целей был создан Межрегиональный центр содействия занятости выпускников, который является методическим центром, помогающим региональным центрам в 76 регионах на базе вузов в трудоустройстве выпускников. Центром создана система распространения среди выпускников на безвозмездной основе информации о вакантных местах на предприятиях. В 317 из 345 вузов России, подведомственных Рособразованию, созданы службы содействия трудоустройству выпускников. Службы содействия трудоустройству выпускников также созданы в более, чем половине образовательных учреждений среднего профессионального образования (в 468 из 803). Кадровые агентства образовательных учреждений проводят также работу по созданию и реализации специальных курсов, направленных на адаптацию выпускников к современному рынку труда. Кроме того, в ближайшее время начнётся оперативный обмен информацией между информационным ресурсом, чтобы выпускники учебных заведений могли получать в режиме «онлайн» доступ к информации о наличии вакансий. Ежегодно в России от 36 до 39 тысяч выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет получают государственные услуги по организации временного трудоустройства на первом рабочем месте [2, с. 626].

В процессе работы служб содействия трудоустройству выпускников была определена проблема низкой конкурентоспособности выпускников на современном рынке труда. Основными причинами низкой конкурентоспособности выпускников является недостаточная информированность о ситуации на рынке труда, отсутствие навыков, нежелание многих работодателей набирать сотрудников без опыта работы. Оплата образования, жилья, прочие расходы вынуждают студентов на трудоустройство не по специальности и в учебное время на низкоквалифицированный труд. Данная форма занятости студентов служит снижению

успеваемости и уменьшению заинтересованности будущего работодателя в определённом специалисте. Трудоустройство студента в большей степени зависит и от его активных действий, от полученных в период обучения знаний и навыков. В противном случае, не имеет смысла претендовать на хорошо оплачиваемую работу после окончания высшего учебного заведения [3, с. 54].

Решая данную проблему, службы содействия трудоустройству выпускников пришли к выводу о том, что в настоящее время необходимо содействовать студентам в неполной занятости во внеучебное время (свободной график посещения, дистанционное образование) по специальности их обучения. Помимо получения трудовых навыков по специальности студенты могут осуществлять научную деятельность на базе предприятия. На практике государственные центры занятости предлагают широкий спектр мероприятий, направленных на трудоустройство выпускников. Примером могут служить специализированные «ярмарки вакансий», дающие возможность работодателям и выпускникам учебных заведений (претендентам на рабочие места) напрямую контактировать друг с другом; бронирование вакансий для выпускников в базе данных соответствующего центра занятости; организация социальных работ, временного трудоустройства, стажировки, нацеленных на получение опыта работы выпускников образовательных учреждений.

Возможности государства как постановителя, назначающего направления политики в сфере образования, позволяют определить условия для свободной конкуренции между образовательными учреждениями, а значит, мотивировать их к содействию в трудоустройстве выпускников.

Успешная реализация государственной политики по содействию трудоустройству выпускников высших учебных заведений России приводит к следующим результатам: построение и успешное функционирование системы содействия полной неполной занятости студентов по выбранной специальности обучения; повышение уровня конкурентоспособности выпускников ВУЗов и самих ВУЗов; увеличение числа трудоустроенных выпускников в организации, учреждения и предприятия в соответствии с полученной специальностью, следовательно, снижение уровня безработицы; повышение целеустремлённости студентов и выпускников, их продвижение на рынке труда, перспективное планирование ими своей профессиональной карьеры; привлечение большинства студентов системой содействия полной и неполной занятости выпускников к выбору профессии по специальности их обучения [3, с. 56].

Система служб содействия трудоустройству выпускников усиленно способствует развитию практических действий в решении вопроса трудоустройства выпускников и занятости студентов, а также охватывает все уровни высшего профессионального образования. Организация локального уровня позволяет решать дополнительные задачи по повышению конкурентоспособности выпускников в условиях современного рынка труда.

Список литературы:

1. Абрамян С.К., Тахтенкова А.О. Проблема трудоустройства выпускников юридических специальностей (на примере г.Новороссийска) // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 9 (31). С. 60-62.

2. Литвяк Л.Г., Абрамян С.К. Профессионально-развивающие технологии формирования ключевых компетенций будущих юристов//Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе: материалы Международной научно-практической конференции. Краснодарский университет МВД России, Новороссийский филиал Краснодарского университета

МВД России, ООО «Издательский Дом-Юг», Краснодар, 2013.- С. 625-628. 3. Литвяк Л.Г., Рзун И.Г. Формирование профессиональных компетенций обучающихся в процессе научной деятельности // Вестник Академии знаний. 2014. № 4 (11). С. 53-60.

©А.С. Мартыненко, А.А. Росторгуева, В.И. Зиборова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.