Научная статья на тему 'Государственная политика развития внутреннего туризма в Китае'

Государственная политика развития внутреннего туризма в Китае Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1715
429
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Чжан Би Юй

В статье затрагивается проблема совершенствования государственной политики в сфере поддержки предпринимательства в туристической сфере Китая, классифицируются конкретные меры государственного регулирования внутреннего туризма Китая по разным принципам (по степени воздействия, по инструментам воздействия и по масштабу воздействия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF DOMESTIC TOURISM DEVELOPMENT IN CHINA

The article addresses the issue of improving public policy in support of business in the tourism sector in China. Concrete measures of state regulation of domestic tourism in China are classified by different principles (by impact, impact on the instruments and the scale of the impact).

Текст научной работы на тему «Государственная политика развития внутреннего туризма в Китае»

УДК 338

чжан Би юй государственная политика развития

внутреннего туризма в китае

Аннотация. В статье затрагивается проблема совершенствования государственной политики в сфере поддержки предпринимательства в туристической сфере Китая, классифицируются конкретные меры государственного регулирования внутреннего туризма Китая по разным принципам (по степени воздействия, по инструментам воздействия и по масштабу воздействия).

Ключевые слова: государство, политика, совершенствование, туризм.

Zhang Bi Yu STATE POLICY OF DOMESTIC TOURISM

DEVELOPMENT IN CHINA

Annotation. The article addresses the issue of improving public policy in support of business in the tourism sector in China. Concrete measures of state regulation of domestic tourism in China are classified by different principles (by impact, impact on the instruments and the scale of the impact).

Keywords: government, politics, improvement, tourism.

Глобализация экономических, культурных и социальных связей, развитие информатизации и транспортных средств за последние несколько десятилетий создали условия для бурного подъема туризма. В ближайшие десятилетия туризм может стать ведущей мировой отраслью. Несмотря на все природные и социальные катаклизмы, которые влияют на туристские мировые потоки и изменяют их отдельные направления, численность туристов продолжает неуклонно нарастать. Туризм служит важным инструментом социально-экономического развития как развитых и развивающихся стран, так и отдельных регионов, обеспечивая приток иностранной валюты, инвестиций, бурный рост смежных отраслей. Развитие туризма помогает решать проблемы безработицы.

В Китае меры государственной политики в сфере туризма можно систематизировать по следующим принципам: мера степени воздействия, инструментам воздействия, масштабу воздействия. С 1 октября 2013 г. вступил в силу закон КНР «О туризме» — первый нормативно-правовой акт в Китае, специальным образом упорядочивающий и регулирующий индустрию туризма, а также стимулирующий ее развитие и создающий благоприятные условия для использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материальных и информационных ресурсов. К экономическим мерам относятся предоставление льготных налогообложения и кредитования, ссуд, целевых грантов и т.д. Государство создает фонды для поддержки инновационной деятельности предпринимательства, льготного кредитования, а также компенсирует кредитным организациям соответствующую разницу при предоставлении ими льготных кредитов субъектам предпринимательства в туристической сфере [3].

Инструментами поддержки предпринимательства в сфере внутреннего туризма на уровне провинции являются специальные региональные программы. Так, в провинции Аньхой установился механизм предоставления гарантий по кредитам для развития предпринимательства, уменьшение процента за кредиты, снижение требований и смягчение условий для предоставления гарантий при получении кредитов, продление сроков кредитования и пр. С 2012 г. правительство предоставляет финансирование гарантийных фондов в 51,05 млн юаней. Это проект принес банковские кредиты в 1,02 млрд юаней для предпринимательства, и эффективно решил проблему финансирования предпринимательства.

Вследствие экономических различий между различными областями Китая и сложившейся

© Чжан Би Юй, 2014

Раздел I. Развитие отраслевого и регионального управления

дифференциации доходов, предпочтения внутренних туристов отражают широкий диапазон интересов: от традиционного осмотра достопримечательностей к специальному туризму. С увеличением доходов предпочтения в путешествиях переходят от исторических и культурных областей (например, Пекина и Ханчжоу в провинции Чжэцзян) с большой пропускной способностью к естественным пейзажным областям с меньшей пропускной способностью (например, к горным курортам далеко от городов), от традиционных национальных парков (например, горы Хуаншань в провинции Аньхой, а также Гуйлинь) в недавно развитые области (например, провинцию Цзючжайгоу в провинции Сычу-ань и Чжанцзяцзе в провинции Хунань).

Внутренний туризм находится еще на ранней стадии развития в Китае. Осмотр достопримечательностей - главная форма туристического продукта. Основными местами назначения служат национальные парки. В настоящее время в стране есть 119 национальных парков и 500 провинциальных парков. Они составляют 0,6 % площади страны. При этом в расчёте на душу населения - только одна двадцатая среднемирового уровня [2].

В 1980-х гг. туристическая индустрия Китая в основном зависела от международного туризма. Все усилия были направлены на создание инфраструктуры вместо развития самого продукта туризма или достопримечательностей. Поэтому именно инфраструктура была слабым местом. Ситуация изменилась полностью в 1990-х гг. Повысилась ориентация на развитие туристического рынка, усилилась также поддержка правительства. Спрос на туристические продукты стал разнообразным, классифицированным и специализированным. Спрос определил рынок, позволяя туристам выбирать широко и принимать решения более свободно. Различные туристические продукты начали отчаянно конкурировать между собой. В течение 1990-х гг. строительство шоссе и аэропортов развивалось быстрыми темпами, и инфраструктура больше не была «слабым местом» развития туризма. Наоборот, у инвесторов стало больше проблем с качеством достопримечательностей и самих услуг.

Несмотря на ряд проблем, международная туристская организация и Национальное Бюро по развитию туризма дают оптимистичные прогнозы развития уровня внутреннего туризма в стране. Рост туристической активности обусловлен рядом факторов. Первый из них - географический: время перелета с юга на север страны и с запада на восток не превышает 3,5 часов. Кроме того, достопримечательностями насыщены все регионы страны. Второй фактор - громадные вложения в капитальное строительство, в том числе в дороги, аэропорты, железнодорожные пути. То есть, по сути, к концу 1990-х гг. была создана вся инфраструктура для развития туризма. В настоящее время в КНР по-прежнему большая часть инвестиций вновь идет на строительство дорог в отсталых районах страны и модернизацию железнодорожной инфраструктуры. Третьим фактором является рост благосостояния населения страны. Четвертым фактором является высокий уровень государственной поддержки правительства и органов местной власти в деле популяризации отдельных провинций, уездов, районов. Разрабатываются новые маршруты, проводятся тематические форумы, привлекаются почетные гости, журналисты, реклама.

Государство приняло единый национальный акт и соответствующую программу поддержки для развития взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город, провинция), исключающих противоречия и разрывы на различных уровнях, и сокращающих административных барьеры. Эти меры призваны воздействовать на непосредственные процессы движения во внутреннем туризме Китая [3]. Все эти факторы позволяют использовать имеющуюся инфраструктуру и стимулируют внутреннее потребление.

Примером мероприятий по продвижению внутреннего туризма можно считать Китайскую ярмарку внутреннего туризма в городе Циндао, провинции Шаньдун, которая проходила с 13 по 15 апреля 2012 г. В общей сложности было представлено 2218 стендов. Площадь выставки составила 45 тыс. квадратных метров. Количество участников превысило 2030, в том числе турагентства, гос-

тиницы, авиакомпании. В дни проведения ярмарки были проведены презентации туристических ресурсов провинции Шаньдун и близлежащих провинций. Организаторами ярмарки стали Государственное управление по делам туризма Китая и народное правительство провинции Шаньдун. Такие ярмарки проводятся во многих провинциях Китая. Основные международные туристические ярмарки в Шанхае и Пекине, тоже служат популяризации внутреннего туризма.

Перспективы роста внутреннего туризма в Китае достаточно высоки. По мере постоянного повышения уровня жизни населения в последние 10 лет наблюдалось динамичное развитие внутреннего туризма. На его долю приходится около 70 % общего объема поступлений туристической отрасли страны. В 2013 г. общие доходы китайского туризма увеличились на 22,6 % по сравнению с предыдущим годом, при этом 16,3 процентного пункта - это вклад внутреннего туризма. Перспективы развития внутреннего туризма в Китае масштабны. Судя по статистическим данным, в мировых «туристических странах» на туризм приходится в среднем 10 % и более потребительских расходов населения, тогда как в Китае в городах этот показатель составляет 6,6 %, а в сельских районах -3,4 % [1].

С учетом того, что основным направлением развития в будущем правительство Китая видит именно внутренний туризм, новая туристическая стратегия на 2013-2020 гг. была сформулирована с упором на данный вид туризма. В стратегии содержится рекомендация общественным музеям, мемориальным залам и местам патриотического воспитания постепенно становиться бесплатными для коренных граждан страны.

Библиографический список

1. Поддержка малого бизнеса в Китае - государственный приоритет // Экспо-Ведомости. - 2012. - № 5-6.

2. Фэн Ин. Ускорение развития туризма в целях содействия устойчивому и здоровому развитию туризма // Китай. Новости туризма. - 2010. - 8 марта.

3. Юй И. Изменение государственной политики поддержки предпринимательства в туристической сфере Китая // Науковедение [Электронный ресурс]. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/ РБР/156ЕУК214.pdf (дата обращения: 10.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.