Научная статья на тему 'Государственная политика развития человеческого капитала в России'

Государственная политика развития человеческого капитала в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1441
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политика государственная / развитие / человеческий капитал / национальный проект. / state policy / development / human capital / national project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. В. Слепцова, Т. И. Рындина

Развитие человеческого капитала является приоритетной задачей реализации новой экономической политики РФ. В современной России, которая переходит в качественно новое состояние от стабилизации к инновационному социальноориентированному этапу развития, оно имеет особенное значение. Именно в этом и заключается основная концепция новой политики государства и национальных проектов. Мы считаем, что в основе формирования новой концепции и стратегии опережающего развития России должно быть развитие человеческого капитала. В статье рассмотрены ключевые вопросы государственной политики в области развития человеческого капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT POLICY IN RUSSIA

The development of human capital is a priority in implementing the new economic policy of the Russian Federation. In modern Russia, which is moving into a qualitatively new state from stabilization to an innovative socially oriented stage of development, it is of particular importance. This is precisely the main concept of the new state policy and national projects. We believe that the basis for the formation of a new concept and strategy for the accelerated development of Russia should be the development of human capital. The article considers the key issues of state policy in the field of human capital development

Текст научной работы на тему «Государственная политика развития человеческого капитала в России»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

В РОССИИ

Е.В. Слепцова, канд. экон. наук, доцент Т.И. Рындина, студент Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10197

Аннотация. Развитие человеческого капитала является приоритетной задачей реализации новой экономической политики РФ. В современной России, которая переходит в качественно новое состояние от стабилизации к инновационному социально-ориентированному этапу развития, оно имеет особенное значение. Именно в этом и заключается основная концепция новой политики государства и национальных проектов. Мы считаем, что в основе формирования новой концепции и стратегии опережающего развития России должно быть развитие человеческого капитала. В статье рассмотрены ключевые вопросы государственной политики в области развития человеческого капитала

Ключевые слова: политика государственная, развитие, человеческий капитал, национальный проект.

Человеческий капитал выступает самой важной ценностью современного общества, стержневым условием экономического роста страны. Увеличение человеческого капитала возможно обеспечить посредством инвестирования в него значительных денежных средств в каждый его элемент с целью повышения его эффективности.

Человеческий капитал является наиболее значимой частью интеллектуального капитала нации, он создает платформу для приращения новых знаний, формирования креативных идей и инновационных технологий. От способности экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал зависит экономический потенциал нации, и в конечном итоге - ее благосостояние.

Социально-экономическое развитие страны зависит от конкурентоспособности интеллектуального капитала, открытости общества для восприятия новых знаний, идей и информации, способности общества продуктивно их трансформировать. Именно поэтому государственная политика должна быть сосредоточена на непрерывном развитии человеческого капитала.

В рамках государственной социально-экономической политики человеческий капитал рассматривается как совокупность

качественных характеристик населения страны, которые являются объектом инвестирования, имеют стоимостную оценку и характеризуются доходностью при его использовании [2].

Понятие «человеческий капитал» - коренное для понимания основных тенденций в развитии современного общества, государства и экономики. Особенное значение оно имеет в современной России, которая переходит в качественно новое состояние, - от стабилизации к развитию. Развитию, которое должно быть опережающим. И не только в экономическом, но и в социальном смысле.

Следует отметить тот факт, что в России существуют недостаточно благоприятные условия для развития человеческого капитала. Отрицательными факторами, в первую очередь, являются низкая рождаемость и высокая смертность (особенно в трудоспособном возрасте), низкий уровень жизни населения, снижение общей культуры, отток высококвалифицированных специалистов за рубеж. Все перечисленное имеет следствие - ухудшение качественных характеристик человеческого капитала на длительную перспективу, оказывает дестабилизирующее воздействие на экономику.

1S1

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определены национальные интересы государства по развитию человеческого капитала [4]. В соответствии с обозначенными подходами выделены четыре направления формирования человеческого капитала на государственном уровне: гуманитарное, экономическое, информационное и охранительное.

Гуманитарное направление развития человеческого капитала реализуется посредством обеспечения конституционных прав гражданина свободно участвовать в развитии человеческого потенциала Российской Федерации для достижения общественно-экономического прогресса страны.

Экономическое направление развития человеческого капитала заключается в формировании и реализации экономического механизма, способствующего воспроизводству человеческого потенциала страны и повышению его стоимости, эффективности использования и доходности для обеспечения экономической независимости России и повышения уровня жизни граждан.

Эффективность государственной политики развития человеческого капитала зависит не в последнюю очередь от степени информированности населения, бизнес-сообщества и мировой общественности о реализуемых мерах и их результатах.

Реализация охранительного направления предполагает сохранение качества национального человеческого потенциала, защиту информационных ресурсов системы управления развитием человеческого потенциала и его капитализацией от несанкционированного доступа.

В 2018 году Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национального проекта «Образование». Цель Проекта - повышение качества человеческого капитала страны. Основными направлениями реализации этой цели определены как новые ориентиры образовательной политики (это, прежде всего, касается повышения конку-

рентоспособности российского образования), так и ранее уже входившие в ряд реформаторских проектов (приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») задачи (качество учительских кадров, интернетизация и цифровизация школ) [1, 3].

Национальный проект «Образование» как новый стратегический документ образовательной политики в некоторых аспектах основывается на предшествующем опыте, в некоторых - ставит свои собственные ориентиры. Документ представляет собой опыт внедрения элементов проектного управления в образование с расширенным объемом финансирования (пока беспрецедентным для образовательной сферы в России).

В целом в нацпроекте видится следование опыту построения образовательной политики развитых стран Европы. Например, схожие цели перед собой ставила и реализовывала система образования Германии в 2004-2010 гг. Это касается профильной специализации в старших классах, изменения подходов к подготовке школьных учителей (с акцентом на выработке авторских образовательных программ), внедрения новых технологий в профессиональные школы. В этой стране данный комплекс мер имел свои положительные эффекты: в рейтинге PISA Германия переместилась с 21 места в 2000 году на 8 в 2015 году [4].

Нацпроект в текущем виде является прямым продолжением той образовательной политики, которая в течение десятилетия и более формирует образ российского образования (отсюда и схожесть целепола-гания с ПНПО и образовательной инициативой «Наша новая школа»). Во многом по этой причине новый стратегический документ наследует утрированное видение образовательной сферы архитекторами социальных реформ.

Важнейшим институтом, участвующим в реализации данного национального проекта, является система образования. Назначение общего образования, с точки зрения формирования человеческого капитала, состоит в формировании культурно-

нравственных основ человеческого капитала, выявлении и закреплении индивидуальных способностей и будущей профессиональной ориентации детей. Без этих знаний практически невозможно или затруднено получение профессиональных знаний, особенно по профессиям высококвалифицированных рабочих, специалистов, менеджеров.

Обучение и производственная практика формируют квалификацию, трудовой капитал, профессиональные способности выполнять конкретные работы на конкретных рабочих местах. Профессиональные знания и навыки доводятся до определенного уровня, оцениваемого аттестационными комиссиями, затем выдаются аттестаты, удостоверения, дипломы о квалификации сотрудника.

Государственная политика развития человеческого капитала устанавливает основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области управления развитием человеческого ка-

питала, ориентирована на соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, целью является создание условий инновационного развития страны при обязательном сохранении ее национального суверенитета и гарантированном обеспечении гуманитарной безопасности России.

Финансовыми инструментами реализации государственной политики развития человеческого капитала являются: прямое бюджетное финансирование национальных проектов и программ; снижение ставок по ипотечному и потребительскому кредитованию; система грантов и стипендий для одаренных детей; образовательные кредиты; добровольное страхование жизни, здоровья, имущества граждан, пенсионное страхование.

Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка социальных услуг. Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому развитию человеческих ресурсов, обеспечивающих деятельность российских организаций.

Библиографический список

1. Паспорт национального проекта «Образование». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/info/35566/ (дата обращения 04.03.2020)

2. Посысаев М.А., Кудряшова О.К. Современные инвестиции в человеческий капитал // Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий: материалы III международной науч.-практ. интернет-конференции, г. Вологда, 16-18 мая 2018 г.: в 2 ч. Часть I. - Вологда: ФГБУН ВолНЦ РАН, 2019. - С. 303-304.

3. Человеческий капитал в формате цифровой экономики: сб. докл. Междунар. науч. конф., посвящ. 90-летию С.П. Капицы (Москва, 16 февраля 2018 г.). - М.: Редакционно-издательский дом РосНОУ, 2018. - 432 с.

4. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада: докл. к XVII апрельской междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества (Москва, 19-22 апреля 2016 г.) / отв. ред. Я.И. Кузьминов, Л.Н. Овчарова, Л.И. Якобсон. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. - 76 с.

STATE HUMAN CAPITAL DEVELOPMENT POLICY IN RUSSIA

E.V. Sleptsova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor T.I. Ryndina, Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The development of human capital is a priority in implementing the new economic policy of the Russian Federation. In modern Russia, which is moving into a qualitatively new state from stabilization to an innovative socially oriented stage of development, it is ofparticular importance. This is precisely the main concept of the new state policy and national projects. We believe that the basis for the formation of a new concept and strategy for the accelerated development of Russia should be the development of human capital. The article considers the key issues of state policy in the field of human capital development

Keywords: state policy, development, human capital, national project.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.