Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
435
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУТ НАМЕСТНИЧЕСТВА / NORTH CAUCASUS / RUSSIAN EMPIRE / STATE POLICY / NATIONAL POLICY / INSTITUTE OF VICEROYALTY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Багдасарян Сусанна Джамиловна, Самсоненко Татьяна Александровна

Статья представляет комплексное историко-правовое исследование, посвященное изучению особенностей государственной интеграции Северного Кавказа в состав Российской империи. В связи с этим исследуются проблемы поиска оптимального административно-территориального устройства и управления, использовавшихся российским государством в период второй половины XIX - начала XX вв., показана взаимосвязь основных этапов колонизации и форм управления. Объектом исследования является процесс вхождения Северного Кавказа в российское государство в период после Кавказской войны и начала XX века. Предметом исследования выступает государственная политика России в отношении региона Северный Кавказ. Цель исследования - выявить особенности государственной политики России в исторический период становления империи на Северном Кавказе, колонизации и интеграции территории в российскую государственность. В соответствии с целью исследования были определены и его задачи: проанализировать и систематизировать основные этапы присоединения Северного Кавказа и итоги государственной политики России к концу XIX в.; показать взаимосвязь основных этапов колонизации с войнами на Кавказе с участием мировых и региональных держав; дать анализ особенностей системы управления, проводимой российским правительством в данном регионе. Методологическую основу исследования составили такие общеметодологические принципы познания, как системность, историзм и объективность. Принцип системности позволил рассмотреть механизм государственного управления и самоуправления как часть единого процесса государственного строительства Российской империи. Принцип историзма способствовал исследованию изменений в региональной политике России на различных этапах развития государственной территории. В рамках общенаучных принципов использован комплекс частнонаучных методов познания, таких как: сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, проблемно-хронологический, системно-структурный, логический. Использование различных методов позволило всесторонне исследовать различные аспекты изучаемой проблемы. Делается вывод об исторических достижениях и недостатках системы управления в Российской империи на Северном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE NORTH CAUCASUS DURING THE SECOND HALF OF THE 19TH - EARLY 20TH CENTURIES

The article presents a comprehensive historical and legal research devoted to the study of the features of the state integration of the North Caucasus into the Russian Empire. In this regard, the problems of finding the optimal administrative-territorial structure and management used by the Russian state during the second half of the 19th - early 20th centuries are investigated, and the relationship between the main stages of colonization and forms of management is shown. The object of the research is the process of entering the North Caucasus and forming its status in the Russian statehood in the period after the Caucasian war and the beginning of the 20th century. The subject of the research is the state policy of Russia in relation to the North Caucasus region. The purpose of the study is to identify the features of Russian state policy in the historical period of the Empire's formation in the North Caucasus, on colonization and integration of the territory into the Russian statehood. In accordance with the purpose of the study, its tasks were also defined: to analyze and systematize the main stages of the annexation of the North Caucasus and the results of Russia's state policy by the end of the 19th century; to show the relationship of the main stages of colonization with wars in the Caucasus involving world and regional powers; to analyze the features of the management system conducted by the Russian government in this region. The methodological basis of the research is based on such General methodological principles of cognition as consistency, historicism, and objectivity. The principle of consistency allowed us to consider the mechanism of state administration and self-government as part of a single process of state-building of the Russian Empire. The principle of historicism contributed to the study of changes in the regional policy of Russia at various stages of development of the state territory. Within the framework of General scientific principles, a set of private scientific methods of cognition is used, such as: comparative-historical, comparative-typological, problem-chronological, system-structural, logical. The use of various methods made it possible to comprehensively study various aspects of the problem under study. The conclusion is made about the historical achievements and shortcomings of the management system in the Russian Empire in the North Caucasus.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВВ»

ИСТОРИЯ

УДК 93 ББК 63.3 Б 14

С.Д. Багдасарян,

доктор исторических наук, профессор кафедры теории права и государственно-правовых дисциплин Международного юридического института, г. Москва, тел.: +79184019091, e-mail: bsd73@mail.ru

Т.А. Самсоненко,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой философии, культуро-ведения и социальных коммуникаций Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, тел.: + 79882344711, e-mail: samsonenko1962@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛАХХ ВВ.

(Рецензирована)

Аннотация. Статья представляет комплексное историко-правовое исследование, посвященное изучению особенностей государственной интеграции Северного Кавказа в состав Российской империи. В связи с этим исследуются проблемы поиска оптимального административно-территориального устройства и управления, использовавшихся российским государством в период второй половины XIX - начала XX вв., показана взаимосвязь основных этапов колонизации и форм управления.

Объектом исследования является процесс вхождения Северного Кавказа в Российское государство в период после Кавказской войны и начала XX века. Предметом исследования выступает государственная политика России в отношении региона Северный Кавказ.

Цель исследования - выявить особенности государственной политики России в исторический период становления империи на Северном Кавказе, колонизации и интеграции территории в российскую государственность. В соответствии с целью исследования были определены и его задачи: проанализировать и систематизировать основные этапы присоединения Северного Кавказа и итоги государственной политики России к концу XIX в.; показать взаимосвязь основных этапов колонизации с войнами на Кавказе с участием мировых и региональных держав; дать анализ особенностей системы управления, проводимой российским правительством в данном регионе.

Методологическую основу исследования составили такие общеметодологические принципы познания, как системность, историзм и объективность. Принцип системности позволил рассмотреть механизм государственного управления и самоуправления как часть единого процесса государственного строительства Российской империи. Принцип историзма способствовал исследованию изменений в региональной политике России на различных этапах развития государственной территории.

В рамках общенаучных принципов использован комплекс частнонауч-ных методов познания, таких как: сравнительно-исторический, сравнительно-типологический, проблемно-хронологический, системно-структурный, логический. Использование различных методов позволило всесторонне исследовать различные аспекты изучаемой проблемы.

Делается вывод об исторических достижениях и недостатках системы управления в Российской империи на Северном Кавказе.

Ключевые слова: Северный Кавказ, Российская империя, государственная политика, национальная политика, институт наместничества.

S.D. Bagdasaryan,

Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of Theory of Law and State Legal Disciplines, International Law Institute, Moscow, ph.: +79184019091, e-mail: bsd73@mail.ru

T.A. Samsonenko,

Doctor of Historical Sciences, Head of the Department of Philosophy, Cultural Studies and Social Communications, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar,ph.: +79882344711, e-mail: samsonenko1962@ mail.ru

STATE POLICY IN THE NORTH CAUCASUS DURING THE SECOND HALF OF THE 19TH -EARLY 20TH CENTURIES

Abstract. The article presents a comprehensive historical and legal research devoted to the study of the features of the state integration of the North Caucasus into the Russian Empire. In this regard, the problems of finding the optimal administrative-territorial structure and management used by the Russian state during the second half of the 19 th - early 20th centuries are investigated, and the relationship between the main stages of colonization and forms of management is shown.

The object of the research is the process of entering the North Caucasus and forming its status in the Russian statehood in the period after the Caucasian war and the beginning of the 20th century. The subject of the research is the state policy of Russia in relation to the North Caucasus region.

The purpose of the study is to identify the features of Russian state policy in the historical period of the Empire's formation in the North Caucasus, on colonization and integration of the territory into the Russian statehood. In accordance with the purpose of the study, its tasks were also defined: to analyze and systematize the main stages of the annexation of the North Caucasus and the results of Russia's state policy by the end of the 19 th century; to show the relationship of the main stages of colonization with wars in the Caucasus involving world and regional powers; to analyze the features of the management system conducted by the Russian government in this region.

The methodological basis of the research is based on such General methodological principles of cognition as consistency, historicism, and objectivity. The principle of consistency allowed us to consider the mechanism of state administration and self-government as part of a single process of state-building of the Russian Empire. The principle of historicism contributed to the study of changes in the regional policy of Russia at various stages of development of the state territory.

Within the framework of General scientific principles, a set of private scientific methods of cognition is used, such as: comparative-historical, comparative-typological, problem-chronological, system-structural, logical. The use of various methods made it possible to comprehensively study various aspects of the problem under study.

The conclusion is made about the historical achievements and shortcomings of the management system in the Russian Empire in the North Caucasus.

Keywords: North Caucasus, Russian Empire, state policy, national policy, institute of viceroyalty.

Исследование продиктовано особым геополитическим и историко-культурным расположением Северного Кавказа, ставшего местом пересечения цивилизаций, религий, духовно-философских течений. В связи с этим обращение к отечественному историческому опыту интеграции Северного Кавказа в состав территории Российской империи представляет весьма актуальный акцент в изучении вопроса о вхождении территории с поликультурным миром в другое государственное пространство.

С середины XVI в. для растущего Российского государства, Османской и Персидской империй, европейских государств регион стал зоной геополитических интересов. Особенно в XIX в. развернулось острое противостояние за влияние на Северный Кавказ между Российской империей и Турцией, интересы которой поддерживались Великобританией и Францией. Противоборствующие стороны стремились к противоположным задачам. Россия - к интеграции Кавказа в свою территорию, решению проблем социально-экономических и внешнеполитических, Османская империя - к удержанию своего влияния в Черноморском регионе, на Северном Кавказе и в Закавказье, европейские страны - не допустить усиления позиций России и реализации ее основной геополитической задачи по восстановлению статуса Константинополя как центра православия, освобождения Балкан от османов.

В настоящее время региональные аспекты истории отечественного государства, проблемы региональной политики самодержавия получают полное и всестороннее освещение в современной исторической науке. В связи с этим рассмотрение истории вхождения Северного Кавказа в

Россию, изучение основных этапов, военных конфликтов, опыта формирования системы государственного управления в регионе принадлежит к числу актуальных исторических тем.

Избранные хронологические рамки продиктованы сложившимся подходом в выделении исторического периода вхождения региона Северный Кавказ и интеграции его в систему государственного управления национальными регионами Российской империи после завершения кавказских и русско-турецких войн во второй половине XIX в. - начале XX в. Выбор этого исторического времени обусловлен завершением процесса колонизации и возможностью не только формировать военно-административное управление, но и создавать систему управления территории с учетом ее этнического и религиозного факторов, социальных и экономических условий разложения родоплеменных отношений в горной части Северного Кавказа, попыток под иностранным влиянием во время последнего этапа столкновения регулярных войск и адыго-черкесских племен 1860-1865 гг. заложить основание под создание квазигосударственной формы.

Региональная национальная политика Российской империи вызывает научную дискуссию не первое десятилетие. В дореволюционной литературе в основном содержались вопросы природно-географические, сельскохозяйственные, статистические и прочие подобного рода характеристики рассматриваемого региона.

Исследование фундаментальных понятий теорий государственного управления и самоуправления, принципов построения административной системы, вопросов взаимоотношений между различными

уровнями власти нашло отражение в трудах государствоведов XIX - начала XX вв., а именно: А.С. Алексеева, В.П. Безобразова, А.И. Ва-сильчикова, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского и др. [1]. Отдельные аспекты управления в рамках Российской империи рассмотрены в работах С.С. Эсадзе, Г. Евре-инова, И.А. Блинова, С.А. Корфа и др. Среди исторических исследований советского периода подробнейший обзор центральных и местных органов государственной власти Российской империи содержится в работах Н.М. Ерошкина [2], однако анализ регулирования системы государственного управления и самоуправления в рассматриваемом нами регионе практически отсутствует. Из работ современных российских исследований обширный материал практики управления отдельными регионами в составе Российской империи дан в работах Л.Е. Лаптевой [3]. Обобщающими работами по системе государственного управления явились также коллективные монографии [4].

В постсоветский период заметно обострился интерес историков к проблемам политики самодержавия в отношении имперских окраин, что было связано с начавшейся в России перестройкой общественно-политической системы. Различные аспекты проблемы государственного управления и самоуправления, взаимодействия верховной власти и регионов в Российской империи, региональной политики царизма проанализированы в работах З.М. Блие-вой, Е.М. Трусовой, А.А. Коровина, А.В. Умрихина, Б.Б. Сулейманова, Ш.Н. Ванишвили, В.П. Пляскина, Г.Н. Малаховой, Е.В. Безвиконной, Н.А. Цыкаловой, Д.В. Васильева, К.Ш. Ахтямова и других [5].

Процесс становления системы управления закладывался реформой Екатерины II в 1785 г. созданием Кавказского наместничества [6]. Административным центром был избран первоначально Екатериноград,

который быстро потерял свой статус из-за невыгодного территориального расположения для управления всем регионом, поэтому с 1790 г. перенесен в Астрахань. А уже в 1796 г. наместничество было упразднено. Исследователи подчеркивают, что оформленное в конце XVIII в. Кавказское наместничество имело черты губернского правления и не выполнило поставленных задач по решению социально-политических проблем.

Вновь к организации Кавказского наместничества центральная власть вернулась с окончанием присоединения Закавказья и части Северного Кавказа - в самый сложный период неудач военных действий с горцами. По указу Николая I 27 декабря 1844 г. был избран для организации Тифлис как административный центр управления, а первым наместником тем же указом назначен талантливый военный и административный деятель, новороссийский генерал-губернатор граф М.С. Воронцов. Он выступал как проводник политики этатизма на Кавказе

[7], то есть лишенной эндоцентриче-ских устремлений, но с наделением широких военных и административных полномочий особыми правилами 6 января 1846 г. - «Высочайшие утвержденные правила в отношении Наместника Кавказского». Наместник, на основании актов, вошедших в «Учреждение управления Кавказского и Закавказского края»

[8], получил в свои функции следующие направления государственной деятельности:

- выполнение обязанностей главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом и атамана с 1860 г. Кавказских войск;

- исполнительную власть с прямым подчинением императору без координации своей работы с министрами;

- надзор за всеми структурами гражданской, судебной и военной администрации, местными структурами.

Создание Кавказского наместничества привело к оформлению Кавказского комитета как высшего государственного учреждения с правом законодательной работы и координации для регулирования деятельности наместничества. Была создана центристская модель управления с личной ответственностью наместника за проведение государственной политики в регионе. Все последующие наместники (Н.Н. Муравьев-Карский, А.И. Барятинский, великий князь Михаил Николаевич, И.И. Воронцов-Дашков, великий князь Николай Николаевич), а также главноначальствую-щие гражданской частью на Кавказе (А.И. Дондуков-Корсаков, С.А. Шереметьев, Г.С. Голицын) имели богатый военный опыт командования войсками.

В период 1860-х гг. была инициирована административная реформа наместником князем И.А. Барятинским с целью модернизировать работу администрации, определить отрасли управления (департаменты), что позволило сохранить деятельность Кавказского наместника до следующего этапа. В 1882 г. Александр III пошел на упразднение всех структур, посчитав их содержание нецелесообразным после проведения государственных реформ 18601870-х гг., наличия военной власти в регионе. Был оформлен Кавказский край на основании «Учреждения управления Кавказского края» от 26.04.1883 г., и главноначальствую-щий наделен более широкими полномочиями в гражданской сфере и административной власти.

Такая реформа была нацелена на интеграцию всего Кавказа в общероссийскую государственную и общественную политику. В то же время большинство высказалось негативно, как граф И.И. Воронцов-Дашков: «Опыт централизации управления Кавказом из Санкт-Петербурга, с учреждением на месте должности главноначальствующего граждан-

ской частью с расширенною властью обычного генерал-губернатора... дал довольно печальные результаты. Кавказ, вместо того, чтобы идти по пути развития за центром империи, отстал от него, и вина в этом лежит не на местной кавказской власти, а в большей степени на центральных учреждениях» [9].

Вследствие многочисленных недочетов местных властных структур с началом революционных событий 6 февраля 1905 г. наместничество восстановили и назначили И.И. Воронцова-Дашкова с делегированием ему всех гражданских и военных полномочий, который предложил проводить политику с учетом потребностей местного населения, уважения к их религиозным и иным позициям.

Соответственно, начало XX в. стало временем такой царской политики управления Кавказом, цель которой была в адаптации большого полиэтнического и многоконфессионального региона со сложными внутренними взаимоотношениями, острыми противоречиями с империей.

Кавказское наместничество просуществовало около пятидесяти лет: 1844-1917 гг., с учетом перерыва в управлении (1882-1905). История формирования системы управления на Кавказе - это беспрестанный поиск наиболее эффективной модели. После событий февраля 1917 г. Кавказское наместничество упразднено, и 9 марта 1917 г. первым составом Временное правительство решило создать Особый Закавказский комитет для управления только закавказской частью.

Таким образом, наместничество как институт региональной власти на Северном Кавказе в период второй половины XIX - начала XX вв. оказался наиболее приемлемой моделью управления территориями, которые интегрировались после военных кампаний или мирной колонизации. Наместник становился ответственным за проведение государственной

политики на вверенной ему территории с учетом специфики этнической, конфессиональной.

Следовательно, российская государственность в процессе формирования прошла развитие от небольшого государственного образования до крупного цивилиза-ционного и культурного центра с многонациональным, поликультурным и поликонфессиональным социумом, сочетающим в себе принципы централизма и местного самоуправления. Национальная

политика была направлена на формирование политического, социально-экономического единства, но с признанием сохранения традиционного уклада народов, их культурного и конфессионального многообразия, особенностей территорий, входящих в состав российского государства. Центральная власть использовала местные традиции выстраивания опыта власте-отношений и признания царской власти для формирования модели управления.

Примечания:

1. Алексеев А.С. Русское государственное право. Конспект лекций. М., 1897; Безобразов В.П. Земские учреждения и самоуправление. М., 1874; Васильчиков А.И. О самоуправлении: Сравнительный обзор русских и иностранных земских общественных учреждений. СПб, 1869-1871. Т. 3; Градовский А.Д. Собрание сочинений. СПб, 1904. Т. 9: Система местного управления на западе Европы и в России; Начала русского государственного права. СПб, 1892. Т. 1-3; Коркунов Н.М. Русское государственное право. СПб, 1893. Т. II; Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб, 1910. Т. 2.

2. Эсадзе С.С. Исторический очерк распространения русской власти на Кавказе. Тифлис, 1913; Евреинов Г.А. Национальные вопросы на иногородних окраинах России. СПб, 1908; Блинов И.А. Губернаторы. Историко-юридический очерк. СПб, 1905; Корф С.А. Очерк исторического развития губернаторской должности в России// Вестник права. 1901. Ноябрь. № 9.

3. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая пол. XIX в). М., 1998; Местное управление в пореформенной России (1864-1905): историко-правовое исследование. М., 2001.

4. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления. М., 1997; Институт генерал-губернаторства и наместничества в Российской империи. СПб, 2003.

5. Блиева З.М. Система управления на Северном Кавказе в конце XVIII -первой трети XIX вв. Владикавказ, 1992; Трусова Е.М. Местное управление и самоуправление на Дону, Кубани и в Ставрополье в 1917 г. Ростов н/Д, 1999; Коровин А.А. Государственное управление и местное самоуправление на Кубани в 1917 г.: автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Майкоп, 1998; Сулейманов Б.Б. Административно-политическое управление Дагестана во II пол. XIX в.: автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Махачкала, 1998; Ванишвили Ш.Н. Закавказье в системе Российского правления (1864-1917): автореф. дисс. ... доктора истор. наук. Тбилиси, 1990; Пляскин В.П. Государственная национальная политика России на Кавказе (1864-1917): военно-исторический аспект: автореф. дисс. ... доктора истор. наук. М., 2003; Малахова Г.Н. Становление и развитие российского государственного управления на Северном Кавказе в XVII-XIX вв. Ростов н/Д, 2001; Безвикон-ная Е.В. Административная политика самодержавия в Степном крае (20-60-е гг. XIX в.): автореф. дисс. ... канд. истор. наук. Омск, 2002; Цыкалова Н.А. Местные органы государственной власти и местное самоуправление в Калмыкии в середине XIX-XX вв. (историко-правовой анализ): автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005; и др.

6. Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1830. Т. XX. № 14.607. С. 518-521.

7. Национальные окраины Российской империи: становление и развитие системы управления / С.Г. Агаджанов, Ш.Ф. Мухамедьяров, В.В. Трепавлов и др.; Ин-т Рос. истории РАН. -М. : Слав. диалог, 1997. С. 267.

8. Учреждение управления Кавказского и Закавказского края: (Изд. 1869 г.). Санкт-Петербург, 1869. 60 с.

9. Всеподданнейшая записка по управлению Кавказским краем графа Воронцова-Дашкова. СПб, 1907. С. 155.

References:

1. Alekseev A.S. Russian state law. A synopsis of lectures. M., 1897; Bezobrazov V.P. Zemsky institutions and self-government. M., 1874; Vasilchikov A.I. On self-government: A comparative review of Russian and foreign zemstvo public institutions. St. Petersburg, 1869-1871 Т.3; Gradovsky A.D. Collected works of St. Petersburg, 1904. Т.9: Local government system in western Europe and Russia; The beginning of Russian state law. St. Petersburg, 1892. T.1-3.; Korkunov N.M. Russian state law. St. Petersburg, 1893. T. II; Lazarevsky N.I. Lectures on Russian state law. St. Petersburg, 1910. T.2.

2. Esadze S. S. Historical sketch of the spread of Russian power in the Caucasus. Tiflis, 1913; Evreinov G.A. National issues on the nonresident outskirts of Russia. SPb., 1908; Blinov I.A. Governors. Historical - legal essay. St. Petersburg, 1905; Korf S.A. Essay on the historical development of the Governor's office in Russia// Bulletin of Law. 1901. November. No.9.

3. Lapteva L.E. Regional and local governance in Russia (the second half of the 19th century). Moscow, 1998; Local governance in post-reform Russia (1864-1905): historical and legal research. Moscow, 2001.

4. National outskirts of the Russian Empire: formation and development of the management system. Moscow, 1997; Institute of General governorship and Viceroyalty in the Russian Empire. SPb., 2003.

5. Blieva Z.M. Management system in the North Caucasus at the end of the 18th - first third of the 19th. Vladikavkaz, 1992; Trusova E.M. Local government and self-government on the Don, Kuban and Stavropol territory in 1917. Rostov on / Don, 1999; Korovin A.A. State administration and local self-government in Kuban in 1917. Extended Abstract. Dissertation ... Cand. Histor. Sciences. Maykop, 1998; Suleymanov B.B. Administrative and political management of Dagestan in the second half of the 19th century. Extended Abstract. Dissertation ... Cand. Histor. Sciences. Makhachkala, 1998; Vanishvili Sh.N. Transcaucasia in the system of Russian rule (1864-1917). Extended Abstract. Dissertation ... Doctor Histor. Sciences. Tbilisi, 1990; Plyaskin V.P. State national policy of Russia in the Caucasus (1864-1917): military-historical aspect. Extended Abstract. Dissertation ... Doctor of Historical Sciences. M., 2003; Malakhova G.N. Formation and development of Russian state administration in the North Caucasus in the 17-19th centuries. Rostov on / Don, 2001; Bezvikonnaya E.V. Administrative policy of autocracy in the Steppe region (the 1820-1860s). Dissertation ... Cand. Histor. Sciences. Omsk, 2002; Tsykalova N.A. Local state authorities and local self-government in Kalmykia in the middle of the 19th-20th centuries. (historical-legal analysis). Extended Abstract of Dissertation...Candidate of Legal Sciences. Stavropol, 2005. etc.

6. The complete collection of laws of the Russian Empire. SPb., 1830. Vol. XX. No. 14.607. P. 518-521.

7. National outskirts of the Russian Empire: formation and development of the management system / S.G. Agadzhanov, Sh.F. Mukhamedyarov, V.V. Trepavlov et al.; Institute of Russian History of RAS. - M.: Slavic Dialogue, 1997. P. 267.

8. Institution of the administration of the Caucasus and Transcaucasus region: (Ed. 18б9) St. Petersburg, 18б9. б0 p.

9. Most loyal note on the management of the Caucasus region of count Vorontsov-Dashkov. St. Petersburg, 1907. P. 155.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.