Рассказов А.В.
Государственная политика модернизации и развитие «человека творческого»
Важным элементом общественного прогресса является формирование качественно нового работника, который обладает большими знаниями, интеллектуальными возможностями, творческими способностями и духовным потенциалом. Предпосылкой этого должна стать модернизация, которая обуславливает переход от традиционного состояния хозяйственной системы к новому за счет активного использования инноваций в разных сферах.
Модернизация является закономерным отражением долговременной исторической тенденции с типичными для переходного периода специфическими импульсами и логикой саморазвития.
В рамках процесса модернизации происходят следующие изменения:
1) трансформация всей системы экономических отношений и изменение уклада жизни;
2) появление новых процедур и механизмов, регулирующих экономические отношения;
3) появление и использование передовых технологий, достижение высокого уровня профессиональной подготовки работников;
4) возрастание творческой составляющей в деятельности человека, что позволяет ему превращать информационные ресурсы в инновации;
5) качественное изменение социальных отношений, представляющее собой переход к обществу с высокой мобильностью и социальной конкуренцией.
Отсюда, можно выделить ряд характеристик процесса модернизации:
• комплексность, поскольку этот процесс охватывает все сферы хозяйственной деятельности;
• системность, так как изменение любой ее сферы или отрасли приводит к изменению других элементов в экономике;
• многовариантность, которая означает дифференцированный, а не однотипный и прямолинейный характер модернизации;
• временной характер, связанный с его длительным, а не одномоментным действием, охватывающим несколько этапов;
• глобальный характер, т. к начавшись в развитых странах Запада, она постепенно распространяется на развивающиеся регионы, частично приводя к их унификации.
В разных странах процесс модернизации протекает не одинаково, учитывая специфику хозяйственного развития каждой страны, его исторический путь, национальные традиции и ценности. Для России, которая уступает развитым странам в уровне социально-экономического развития, проблема модернизации является очень актуальной.
Последние двадцать лет российская экономика функционировала за счет прежних достижений. Это относится, прежде всего, к индустриальной, жилищно-коммунальной сфере, производственной и социальной инфраструктуре. Однако проедание активов и поддержка экстенсивного экономического роста не могла продолжаться очень долго, поскольку физический и моральный износ основных фондов требовал их кардинального перевооружения.
Поэтому, важнейшей задачей модернизации для России является переход от «сырьевой» экономике к экономике «знаний». Этот процесс потребует не столько широкого использования новейших достижений науки и техники, сколько
формирования качественного нового работника, который творчески переработает информационные ресурсы в инновации.
Новые виды производства (нанотехнологию, микроэлектронику, реэнергетику и др.) можно создавать не только за счет современной материальной базы, но и за счет использования высокоценного человеческого фактора. Поскольку в противном случае у инноваций (продуктовых, технологических, организационных) просто будет отсутствовать необходимая внедренческая база и широкого распространения они получить не смогут.
Для эффективной модернизации, кроме вещественных и человеческих факторов производства, необходимо активно привлекать кредитный механизм финансовой системы.
Поэтому, можно говорить о системной модернизации, когда совершенствование вещественных, личных и финансовых ресурсов идут не параллельно друг другу, а во взаимозависимости, тем самым усиливая друг другу, создавая эффект синергии. Именно уровень их развития, их оптимальное соотношение, а так же их гармоничное взаимодействие определяет возможности инновационного развития.
Причем, все эти качественные изменения должны направляться на достижение не только кратковременного экономического эффекта через развитие сырьевых отраслей, но и получение социального, экологического, гуманитарного эффектов в долгосрочной перспективе.
На процесс модернизации активно влияют общественные институты, образование, здравоохранение, социальная инфраструктура. В качестве своеобразных стимуляторов инновационного развития всегда выступают высокий уровень знания, образования, которые по мультиплицирующим цепочкам дают толчок созданию качественно новых отечественных продуктов, повышают уровень жизни, снижают социальное неравенство.
Основную роль в процессе модернизации играет человеческий фактор, эффективность использования которого определяется уровнем технических инноваций и информационных технологий. Однако его деятельность не ограничивается только экономической составляющей, а включает в себя социальный, экологический, гуманитарный и другие компоненты, которые существуют в тесной взаимосвязи. Соответственно результаты модернизации важно оценивать не только с позиций экономической выгоды, но и с точки зрения снижения загрязнения окружающей среды, повышения уровня жизни, развития духовных ценностей и т.д.
Для этого необходимо преодолеть структурные и территориальные диспропорции в экономической системе, осуществить замещение старых поколений техники на новые, активно внедрять информационные технологии, разнообразить источники механизмов кредитования и привлечения новых инвестиций. Для ускорения модернизации так же необходимо активно использовать не только знания и умственные, интеллектуальные возможности человека, но и его творческие способности, социальную адаптивность, духовный потенциал.
Многовариантность осуществления процесса модернизации требует такого же подхода и к оценке его эффективности. Важным является вопрос о необходимости агрегированного подхода, т.е. применения единственного показателя - обобщенного индекса эффективности, либо целесообразно использовать дифференциальный подход и измерять эффективность набором показателей, индикаторов, охватывающем разные виды ее проявления. На наш взгляд, более предпочтительным является второй подход, который учитывает различные риски, ущербы, затраты в конечной оценке дохода. Причем, между разными видами эффективности можно устанавливать корреляционные связи, механизмы взаимного влияния, системы использования отдельных элементов.
Важно осуществлять оценку эффективности по каждому вектор-направлению. Для повышения эффективности использования человеческого фактора в процессе модернизации необходимо совершенствовать его интеллектуальные и творческие навыки, предпосылкой развития которых является образование. Для оценки экономики знаний существует разветвленная система индикаторов, разработанная ОЭСР, разработанная по четырем направлениям:
• информационное общество,
• глобализация экономики,
• производительность,
• финансовая система.
Эти направления охватывают более 80 показателей, на основе которых разработаны два индекса: индекс экономики знаний и индекс знаний, по которым Россия занимает далеко не первые места. Поэтому, государственные расходы должны направляться не только на достижение экономической эффективности, но и на другие элементы общественного развития: социальную, институциональную, экологическую, информационную эффективность.
Причем, уровень каждого вида эффективности связан с качеством и структурой конкретной подсистемы экономики, которая потребляет бюджетные средства. Это определяет эффективность и самих расходов, и эффективность каждого направления развития, и конечную эффективность общественного прогресса. Так, если дальнейшее наращивание государственных расходов будет приводить экономическую эффективность к повышению, а общественная эффективность будет снижаться, то это может происходить за счет падения эффективности социальной и экологической составляющих. Повысить социальную и экологическую эффективность невозможно при снижении экономической эффективности. Кроме того, необходимо учитывать изменения в эффективности институтов, инфраструктуре, правовую и управленческую эффективность.
Важно обеспечить рост всех видов эффективности с помощью принципиально нового целостного подхода к оценке человеческого фактора, его творческих способностей, которые позволяют оценить последствия хозяйственной деятельности комплексно, в единстве всех составляющих элементов.
Государственная политика модернизация поможет создать стимулы для прогресса во всех областях: экономической, социальной, экологической, гуманитарной и развивать творческие, креативные качества работников, которые смогут работать на новой инновационной основе. Наиболее важным направлением процесса модернизации является технологические изменения, прежде всего, повышение энергоэффективности экономики, что приведет к снижению затрат предприятий и к экономии личных средств граждан, прежде всего, по оплате услуг ЖКХ. Однако кардинально улучшить технологическую базу, может только творческий подход со стороны работников, которые превратят информационные ресурсы в инновационные.
Для активного формирования спроса на инновационные продукты необходимо развивать средний и малый бизнес, расширять их финансовые возможности за счет привлечения инвестиций из разных источников, формировать профессиональные качества нового работника.
Государственная политика модернизации ставит «человека творческого» в центр хозяйственного развития. Новый человек является главным фактором, целью и результатом процесса модернизации. В условиях инновационного развития снижается зависимость человека от ограниченных ресурсов и острота конкуренции за их использование. В результате создаются возможности самореализации человека и во внерыночных сферах при иррациональном выборе. Все это создает предпосылки превращения «экономического» человека в «творческого».
Модель «человека творческого» соответствует условиям модернизации, т.к. его деятельность не ограничивается установленными институциональным нормам, а направлена на создание нового инновационного продукта. Действия «творческого» человека формируются исходя из: материальной выгоды, внедрения инноваций, воздействия социальных норм и морально-нравственных принципов.
Модернизация ориентирована на новое качество экономического роста, главной характеристикой которого является внедрение информационных технологий, снижение доли материального производства, усиление экологической составляющей в затратах, жесткое ресурсосбережение. В условиях трансформации ресурсной базы человеческий фактор выступает основным условием экономического роста, что связано с увеличением его доли в добавленной стоимости конечного продукта.
Творчество вообще направлено не столько на модификацию природных компонентов, сколько на изменение самого человека и представляет собой его совершенствование и как субъекта производства и как субъекта досуга. Создание наукоемкого продукта, информационной услуги, развитие отраслей четвертого сектора требует от человека большей гибкости и адаптивности в профессиональной сфере, а так же немалых усилий и знаний со стороны потребляющего субъекта. Причем, эффект от такого потребления может существенно различаться в зависимости от характера человеческого восприятия.
Для создания наукоемкого продукта с высокой добавленной стоимостью большую роль играют межличностные взаимодействия, индивидуальные восприятия, оценки, вкусы, предпочтения, т.е. все стороны личности «человека творческого». Творческий потенциал личности сам по себе является «орудием труда», с помощью которого создаются инновационные блага.
Тенденции модернизации все большую роль отводят знаниям и информации. Система образования необходима не только для подготовки производителей наукоемкой продукции, но и для формирования потребителей таких благ.
Модернизация осуществляется через творческий процесс, примером которого являются технологические и организационные инновации, создание наукоемкого продукта, «ноу-хау», новая информация, теоретические знания, произведения
искусства. При реализации этого процесса можно выделить ряд особенностей:
• постоянное обновление знаний, потребность в образовании;
• усиление роли межличностного общения;
• совершенствование институциональных механизмов общества;
• развитие внутренней культуры, возможностей самореализации.
Процесс модернизации не отрицает активную позицию «человека творческого», направленную как на достижение собственных материальных и моральных выгод, так и на включение себя в социальную структуру общества, повышения своего статуса, взаимодействия с членами общества. Это действующий человек, имеющий собственные взгляды, но также восприимчивый к мнению окружающих, подверженный их влиянию.
Модернизация - это не самоцель, а инструмент, с помощью которого можно решить некоторые проблемы в социально- экономической сфере, создавать условия для раскрытия творческих способностей человека.
Государственная политика модернизации, несмотря на незавершенность, противоречивость и неопределенность перспектив развития, должна быть направлена на создание новых социальных структур, институтов и ценностей, а так же приспосабливать их к качественно новому состоянию работника и общества в целом.
Список литературы:
1. Забродин Ю.М. Развитие человеческих ресурсов, как главная задача активной социальной политики. Общество и экономика. 2000 № 11-12.
2. Колмыков А.Г. Роль субъективного фактора в модернизации экономики // Креативная экономика. 2010. № 12.
3. Кулешов В.В. Модернизация экономики и ее кадровое обеспечение // ЭКО. 2010. № 6.
4. Лукин А.Е. Роль государственного стимулирования инноваций в современной экономической теории // Креативная экономика. 2010. № 8.
5. Малыгин В.А. Человеческий капитал как определяющий фактор развития инновационной экономики // Вестник экономики, права, социологии. 2007 № 1.
6. Чистякова В. Социальные ресурсы модернизации // Экономист. 2010. № 5.
7. Шмелев Н. Модернизация экономики: императивы государственного
участия // Свободная мысль. 2010. № 2.