Научная статья на тему 'Государственная политика инвестирования образовательных проектов и программ: направления развития, методы регулирования, инструментарий'

Государственная политика инвестирования образовательных проектов и программ: направления развития, методы регулирования, инструментарий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / INNOVATION / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM / PUBLIC POLICY / INVESTMENT AND DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романенко Е. Ю.

В статье рассмотрены направления развития, методы регулирования и инструментарий государственной политики инвестирования инновационных проектов и программ в сфере высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC POLICY INVESTMENT EDUCATIONAL PROJECTS AND PROGRAMS: DEVELOPMENT, MANAGEMENT, TOOLS

This article contains directions for the development, management and investment policy toolkit of innovative projects and programs in the field of higher education.

Текст научной работы на тему «Государственная политика инвестирования образовательных проектов и программ: направления развития, методы регулирования, инструментарий»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ИНВЕСТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ, ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Романенко Е.Ю., соискатель ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье рассмотрены направления развития, методы регулирования и инструментарий государственной политики инвестирования инновационных проектов и программ в сфере высшего профессионального образования.

Ключевые слова: инновации, высшее профессиональное образование, программа, государственная политика, инвестирование, развитие.

PUBLIC POLICY INVESTMENT EDUCATIONAL PROJECTS AND PROGRAMS: DEVELOPMENT, MANAGEMENT, TOOLS

Romanenko E., the competitor, FAOUDPO GASIS

This article contains directions for the development, management and investment policy toolkit of innovative projects and programs in the field of higher education.

Keywords: innovation, higher professional education program, public policy, investment and development.

Решая задачи индустриализации и НТП, Россия сформировала структуру современной сферы образования, где почти половина обучающихся в рамках образовательных проектов и программ изучает естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки (в США доля этой группы около 20%). Во многих странах десятую часть обучающихся в рамках образовательных проектов и программ составляют будущие педагоги, учителя. 12% обучающихся по образовательным проектами и программам США - будущие медики (в России среди обучающихся по образовательным проектам и программам их 8%). Понимания значение в условиях информационного общества влиятельных идей, США имеют в структуре своих образовательных проектов и программ долю гуманитарных специализаций в 18% (в России - около 8%). Право и социальные науки привлекают почти 40% обучающихся по образовательным проектам и программам. Конечно, реструктуризация направлений повышения эффективности функционирования институтов сферы образования диктуется реальными потребностями страны, но здесь нельзя упустить и тенденции глобализации (если страна не хотела бы потерять влияние на международной арене). Структура средств инвестирования образовательных проектов и программ различных стран отражает реалии современного мира, где нельзя не учитывать теневые потоки. США легализуют отчасти эти потоки графой «частные выплаты» (внебюджетные средства «на счетах»), что составляет более 40% всех средств, направляемых на реализацию образовательных проектов и программ (в Южной Корее - даже около 80%). По оценкам специалистов, в России при изменении характера инвестирования образовательных проектов и программ вероятны следующие изменения в структуре получаемых инвестиционных средств.

В США в основе формируемого инвестиционного обеспечения реализации образовательных проектов и программ лежат ресурсы, полученные от научно-исследовательской деятельности институтов сферы образования, а также ресурсы, полученные в качестве платы за образовательные услуги и продукты. Число американских институтов сферы образования обширно, независимо от того, измеряется ли оно абсолютным числом учебных заведений, количеством принимаемых студентов, расходов, процентом ВВП, или того, какую глобальную роль оно играет в американском обществе. Например, в США действует около 4000 колледжей и университетов, присуждающих ученую степень, среди них 1700 государственных, а 2300 частных, большинство из которых являются частными некоммерческими структурами. Кроме того, есть около 400 вузов США, не присваивающих ученую степень, являющихся частными коммерческими структурами, осуществляющими инвестирование в реализацию своих образовательных проектов и программ.

По линии правительственных расходов, в первую очередь, исследовательские американские университеты получают финансирование на проведение инновационных мероприятий в рамках реализуемых образовательных проектов и программ. Частные фирмы также отдают им предпочтение при заключении контрактов на разработку новых технологий. Кроме того, значительными источни-

ками ресурсов для инвестирования в образовательные проекты и программы для всех категорий институтов сферы образования США служат донорские перечисления от частных лиц и ассоциаций выпускников. Также в рамках в США при инвестировании образовательных проектов и программ существует американский принцип распределения большинства расходов на исследования посредством исследовательских университетов, нежели чем через неисследовательские вузы (что есть и в российском механизме инвестирования образовательных проектов и программ с точки зрения обеспечения интеграции науки и образования).

При значительной дифференциации показателя по странам цифра близка к той, что характеризует расходы на финансирование образовательных проектов и программ в США, и превышает уровень, достигнутый в Японии, - 3,5% ВВП. Вместе с тем, средний показатель доли частных инвестиций в образовательные проекты и программы в ЕС в 2009г. составил 0,3% ВВП, то в Японии он был втрое больше (0,9%), а в США - вшестеро (1,8%). Суммарные государственные и частные инвестиции на инвестирование в образовательные проекты и программы в США составляют уже 2,6% ВВП, а в ЕС - 1,3 %.

По данным за 2009г., затраты на одного обучающегося в рамках образовательных проектов и программ в ЕС (10000 долларов) оказались существенно меньше, чем в Японии (12500 долларов), и в два раза ниже, чем в США (23000 долларов). Главный фактор сравнительной нехватки ресурсов для инвестирования в образовательные проекты и программы институтов сферы образования ЕС - низкое участие компаний и частных лиц в инвестировании образовательной и научно-исследовательской деятельности. Это негативно сказывается на возможностях инвестирования образовательных проектов и программ в ЕС, делает их менее инвестиционно привлекательными, чем у американских институтов сферы образования, и в конечном итоге ведет к оттоку талантливой евразийской молодежи за океан. В итоге реализации стратегии инвестирования образовательных проектов и программ, в США училось 600 тыс. иностранных студентов, а в странах ЕС - 500 тысяч, включая граждан самих европейских государств. Плата за их обучение стала важным источником ресурсов для финансирования основных образовательных проектов и программ. В 2009г. университеты США за счет этого источника получили 11 млрд. долл. дохода, что позволяет еще раз утверждать о высокой инвестиционной привлекательности и инвестиционном потенциале образовательных проектов и программ в США.

Кроме того, в условиях современного экономического кризиса в условиях недофинансирования база инвестиционных ресурсов, необходимых для финансирования образовательных проектов и программ институтов сферы образования должна расширяться больше за счет частных финансовых средств. При должном стимулировании бизнес сможет обеспечить - по оценкам - 2/3 общего объема прироста расходов на НИОКР. Есть возможности привития культуры меценатства и донорства для нужд образования и науки, которая приносит ощутимые плоды в США. Все настойчивее в рамках

решения проблем инвестирования в образовательные проекты и программы звучат голоса о необходимости покрытия части расходов на эти проекты и программы за счет доходов семей, перехода на преимущественно платное обучение иностранных студентов. Во Франции, Германии, Швеции иностранные обучающиеся по образовательным проектами программам имеют большие льготы, покрываемые за счет бюджетов этих государств. С целью сокращения оттока талантливой молодежи за океан Европейская Комиссия в 2007г. инициировала специальную программу, рассчитанную на период до 2010г., с объемом финансирования образовательных проектов и программ 1,6 миллиарда евро. Ведется дискуссия о принципиальном изменении менеджмента образовательных проектов и программ с целью повышения достаточности инвестиционных ресурсов и достижения необходимого уровня ресурсной обеспеченности образовательной и научно-исследовательской деятельности. Нововведения по этому направлению предусматриваются «в пакете» с мерами по расширению автономных прав институтов сферы образования и обеспечению полной прозрачности процессов привлечения и использования ими инвестиционных ресурсов.

Что касается отечественного опыта, то на сегодняшний момент в ходе модернизации и решения задач Приоритетного национального проекта «Образование» были достигнуты следующие результаты с точки зрения стимулирования процессов инвестирования в образовательные проекты и программы институтов сферы образования России:

-ускорился процесс обновления содержания образовательных проектов и программ при помощи расширения тем и перечня учебных курсов, введения специальных интегративных модулей (включая метапредметы), широкого использования исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образовательного и научно - исследовательского процессов;

-активизировалось внедрение новых форм и технологий осуществления образовательных проектов и программ, обеспечивающих учение детей на основе их собственной мотивации и ответственности, использования информационных и компьютерных технологий в виде мультимедийных курсов, мульти- и видеотек, электронных ресурсов и образовательных порталов;

-происходит обогащение образовательных проектов и программ активными формами обучения - конференциями, слетами, учебными играми, проектами, фестивалями - для формирования ключевых компетенций и включения учащихся в процессы мыследеятель-ности, необходимые школе будущего;

-на региональном уровне складывается система мониторинга для управления качеством образовательных проектов и программ по их результатам;

-с целью максимальной реализации запросов и ожиданий потребителей расширяются формы государственно-общественного управления (управляющие, попечительские советы, советы школ), сформированы Общественный совет по образованию, Совет родительской общественности, ученического самоуправления, городская Общественная палата по образованию;

-разработана принципиально новая схема осуществления образовательных проектов и программ для институтов сферы образования, направленная на формирование педагогических компетенций и компетентностей с учетом предстоящего перехода на уров-невое образование.

Развитие сетевого взаимодействия институтов сферы образования и предприятий реального сектора экономики и сферы услуг позволило создать эффективную систему научного обеспечения процессов инвестирования и привлечения инвестиционных ресурсов, в рамках которой отрабатываются вопросы совершенствования системы инвестиционного менеджмента в образовании, создаются модели информационной поддержки и сопровождения вариативных образовательных проектов и программ, разрабатываются проблемы выбора инновационных форм повышения их инвестиционной привлекательности и потенциала.

Как уже было отмечено, в рамках реализации государственной политики инвестирования образовательных проектов и программ наибольший акцент сегодня делается на усиление региональной составляющей данного процесса. В связи с этим рассмотрим результаты реализации Национального проекта «Образование» на уровне отдельного региона - городе Москва, а также рассмотрим специфику осуществления городской целевой программы развития образования «Столичное образование - 5», отражающей наиболее передовой опыт современной региональной политики в области

инвестирования образовательных проектов и программ в плане использования эффективных методов регулирования и инструментария формирования инвестиционных потоков в сфере образования Москвы. В рамках реализации Национального проекта «Образование» в городе Москва в области организационно-методического и информационного обеспечения образовательных проектов и программ созданы и функционируют окружные межведомственные координационные советы по раннему выявлению и учету детей, нуждающихся в государственной защите; осуществляется модернизация системы электронного документооборота и контроля исполнения в Департаменте образования города Москвы и окружных управлениях образования. Достигнуто новое качество информатизации реализуемых образовательных проектов и программ: к высокоскоростной сети Интернет за счет федерального бюджета подключено 164 образовательных учреждения, из средств города - 2034 объекта образования; обеспеченность компьютерами образовательных учреждений доведена до 10 человек на 1 компьютер.

В области кадрового обеспечения осуществляется целевая контрактная подготовка с учетом данных кадровой обеспеченности образовательных учреждений города Москвы; сложилась система работы по повышению престижа педагогического труда (праздники чествования педагогических династий, встречи с победителями конкурса, совместные мероприятия ветеранов педагогического труда и молодых специалистов); молодые специалисты образовательных учреждений обеспечиваются жилой площадью по договорам субаренды.

Большое значение в системе столичного образования при инвестировании образовательных проектов и программ имеет стимулирование инновационной и экспериментальной деятельности, позволяющей на основе развития сети инновационных ресурсных центров создать образ новой модели образования, адекватной требованиям времени. В экспериментальной деятельности участвуют 980 общеобразовательных учреждений города Москвы (257 экспериментальных площадок, из них 1-го уровня - 234, 2-го уровня - 23).

Растет количество образовательных учреждений, ведущих экспериментальную работу в области воспитания и социализации обучающихся. Создан и пополняется электронный банк данных передового опыта в сфере воспитания на основе образовательных проектов и программ, реализуемых в образовательных учреждениях. Общественную поддержку в ходе реализации Приоритетного национального проекта «Образование» получили те образовательные учреждения Москвы, которые выступают в качестве социокультурных комплексов, социальных партнеров по решению проблем местного сообщества и территориального развития. Большим вкладом столицы в общероссийский пакет образовательных проектов и программ, инвестируемых сегодня в городе, стал московский образовательный проект «Строим Школу Будущего», инициированный Мэром Москвы Ю.М.Лужковым как региональная составляющая приоритетного национального проекта «Образование» и ответ на вопрос об инновационном развитии столичного образования. При формировании модели Школы Будущего использованы результаты инновационной деятельности 118 лучших школ - победителей приоритетного национального проекта «Образование» 2006 - 2007 года. По итогам реализации Комплексного проекта модернизации образования город Москва был признан Министерством образования и науки Российской Федерации одним из регионов-лидеров с присвоением ему статуса победителя-консультанта.

Следует обратить внимание на городскую целевую программу развития образования «Столичное образование - 5», отражающую наиболее передовой опыт современной региональной политики в области инвестирования образовательных проектов и программ в плане использования эффективных методов регулирования и инструментария формирования инвестиционных потоков в сфере образования Москвы. Главная цель ГЦП - создание условий и инновационных механизмов развития системы столичного образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления региона.

Основные задачи осуществления городской целевой программы развития образования «Столичное образование - 5» с точки зрения повышения эффективности инвестирования образовательных проектов и программ:

-создание условий в образовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного процесса, отвечающих требованиям современного развития науки и образования;

-создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного образования;

-создание условий для развития научно-технического творчества, обучающихся, включая новые формы образовательного процесса, на примере принципов работы «Технорама»;

-обеспечение образовательных учреждений высококвалифицированными специалистами, в том числе воспитателями для дошкольных образовательных учреждений.

Основные социальные результаты, обеспечивающие повышение инвестиционной привлекательности, инвестиционного потенциала и качеств образовательных проектов и программ в городе Москва:

- рост удовлетворенности потребителей качеством московского образования;

- обеспечение качества столичного образования на основе формирования новой модели Школы Будущего (новые образователь-

ные результаты учащихся в соответствии с требованиями времени; новый статус и профессионализм учителя, новая образовательная среда - с учетом потребностей всех категорий обучающихся);

- модернизация профессионального образования в соответствии с потребностями развивающейся экономики;

- расширение социального партнерства и общественно-государственного управления в московской системе образования при инвестировании образовательных проектов и программ.

Основные экономические результаты, обеспечивающие повышение инвестиционной привлекательности, инвестиционного потенциала и качеств образовательных проектов и программ в городе Москва: насыщение рынка труда квалифицированными кадрами, способными работать в условиях перехода к инновационной экономике; определение и внедрение экономических стимулов (механизмов) влияния на качество образования; переход к новой модели экономики образования (новой системе оплаты труда, подушевому финансированию, финансовой самостоятельности образовательных учреждений).

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ЗАЛОГА ЕГО ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Есин Е.Ю., к.э .н., доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)

В статье рассматривается вопрос привлечения инвестиций в расширенное воспроизводство основного капитала предприятия; показаны условия эффективной реализации процесса инвестирования в основной капитал предприятия на основе залога его земельных участков.

Ключевые слова: залог земельных участков, инвестиции, воспроизводство основного капитала.

CONDITIONS OF EFFECTIVE REALIZATION OF PROCESS OF INVESTMENT IN FIXED CAPITAL OF THE ENTERPRISE ON THE BASIS OF PLEDGE OF ITS LAND PLOTS

Esin Е., Ph.D., the associate professor of the Nizhniy Novgorod state architecturally-building university

In article the question of attraction of investments into a breeding of fixed capital of the enterprise is considered; conditions of effective realization ofprocess of investment in fixed capital of the enterprise on the basis ofpledge of its land plots are shown.

Keywords: a pledge of land plots, investment, reproduction of fixed capital.

Происходящие изменения в экономике страны вызывают соответствующие изменения в деятельности предприятий, обусловливающие необходимость использования новых подходов к повышению эффективности использования объектов недвижимости промышленных предприятий. В качестве внутреннего инвестиционного ресурса предлагается использовать земельные участки предприятий для их вовлечения в механизм ипотеки. Согласно законодательству Российской Федерации, промышленные земельные участки могут быть заложены (перезаложены) в качестве самостоятельного объекта.

При реализации механизма залога земельных участков важное значение приобретает расчет оптимальной структуры инвестиционных источников предприятия. Это связано с тем, что экономически не обоснованный размер займа ведет или к уменьшению финансовой устойчивости, или не позволит предприятию развиваться.

Изменение доли средств ипотечного займа в ту или иную сторону имеет определенный максимум, получение которого регулируется показателем рентабельности собственных средств. Оптимальный уровень данного показателя для условий ипотечного займа обеспеченного земельными участками предприятий определяется следующим условием: цена средств, полученных от реализации ипотечного механизма, не должна превышать цену собственных средств. Это определяющее условие к выбору проектов, инвестируемых за счет ипотеки. Отнесение процентов на себестоимость при реализации механизма ипотечного кредитования способствует росту рентабельности собственных активов и соответственно уменьшению налогооблагаемой прибыли.

Поэтому при использовании предприятием собственных средств и ипотечного займа, при расчете рентабельности активов

необходимо узнать эффект увеличения чистой прибыли за счет более результативного использования заемных инвестиционных ресурсов. Приумножение рентабельности собственных средств обусловленное использованием ипотечного займа в экономической литературе называется эффектом финансового рычага. Предприятию для обеспечения устойчивого финансово-экономического положения необходимо перед каждым новым ипотечным заимствованием производить расчеты, контролирующие выполнение нижеследующего соотношения:

РИЧ / БА - РСЧ / БА > 0, (1)

где БА - величина активов предприятия;

РиЧ - чистая прибыль, полученная с привлечением средств ипотечного займа;

РсЧ - чистая прибыль, полученная без привлечения средств ипотечного займа.

Необходимость соблюдения предприятием данного требования обуславливается условиями эффективной реализации механизма ипотечного кредитования.

Поиск оптимального размера ипотечного займа решается методом итераций с постепенным приближением к оптимальной величине. Таким образом, предприятие, использующее ипотечный механизм, увеличивает или уменьшает рентабельность собственных средств в зависимости от соотношения БА /Iе и от величины процентной ставки ипотечного займа.

Соотношение БЛ/1 - это показатель, который обуславливается множеством факторов: рентабельность продаж предприятия, сроки вовлечения ипотечного займа в процесс производства, ставки ипотечного займа, методы отнесения выплат процентов по ипотечному займу на себестоимость или на прибыль, условия страхования ипотеки и некоторые другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.