Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МАССОВОГО СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МАССОВОГО СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственная политика / социальная сфера / спорт / образование / население / State policy / social sphere / sports / education / population

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров И.Н., Волкова О.А., Губин А.А.

Данная работа посвящена анализу государственных программ как механизма реализации государственной политики в социальной сфере в условиях усложняющейся хозяйственной системы. Авторами анализируется реализация государственной программы Липецкой области «Развитие физической культуры и спорта Липецкой области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Макаров И.Н., Волкова О.А., Губин А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY AND STATE PROGRAMS AS A TOOL FOR ITS IMPLEMENTATION IN THE FIELD OF SPORTS EDUCATION AND MASS SPORTS (ON THE EXAMPLE OF THE LIPETSK REGION)

This work is devoted to the analysis of state programs as a mechanism for implementing state policy in the social sphere in an increasingly complex economic system. The authors analyze the implementation of the state program of the Lipetsk region "Development of physical culture and sports in the Lipetsk region".

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МАССОВОГО СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)»

fr СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Макаров И.Н., Волкова О.А. Губин А.А.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В СФЕРЕ СПОРТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МАССОВОГО СПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ)

Аннотация. Данная работа посвящена анализу государственных программ как механизма реализации государственной политики в социальной сфере в условиях усложняющейся хозяйственной системы. Авторами анализируется реализация государственной программы Липецкой области «Развитие физической культуры и спорта Липецкой области».

Ключевые слова. Государственная политика, социальная сфера, спорт, образование, население.

Makarov I.N., Volkova O.A. Gubin A.A.

STATE POLICY AND STATE PROGRAMS AS A TOOL FOR ITS IMPLEMENTATION IN THE FIELD OF SPORTS EDUCATION AND MASS SPORTS (ON THE EXAMPLE OF THE LIPETSK REGION)

Abstract. This work is devoted to the analysis of state programs as a mechanism for implementing state policy in the social sphere in an increasingly complex economic system. The authors analyze the implementation of the state program of the Lipetsk region "Development ofphysical culture and sports in the Lipetsk region".

Keywords. State policy, social sphere, sports, education, population.

Введение

Комплексное и эффективное развитие физической культуры и спорта выступает в качестве значимого составного элемента государственной социально-экономической политики [1, 3, 4, 8]. Более того, необходимость развития массового спорта обусловлена потребностью в здоровьесбережении населения - формировании потенциала воспроизводства качественного человеческого капитала территории. Главным инструментом обеспечения сохранения здоровья населения является развитие массового спорта. Основным механизмом обеспечения условий для занятия массовым спортом в настоящее время выступают государственные программы [5].

ГРНТИ 77.01.75

© Макаров И.Н., Волкова О.А. Губин А.А., 2022

Иван Николаевич Макаров - доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; профессор кафедры «Экономика и управление» Череповецкого государственного университета. Олеся Алексеевна Волкова - старший преподаватель Липецкого металлургического колледжа. Александр Александрович Губин - преподаватель кафедры спортивных дисциплин института физической культуры и спорта Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.

Контактные данные для связи с авторами (Макаров И.Н.): 398050, г. Липецк, ул. Интернациональная, 12б (Russia, Lipetsk, Internationalnaya str., 12b). E-mail: excellennzz@gmail.com.

Общие принципы государственной политики в сфере физкультуры и спорта определены Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ. Эффективность реализации государственной политики в области физической культуры и спорта базируется не только на этих принципах, но и на наличии разработанной с учетом комплексного подхода нормативно-правовой базы. Следует отметить, что на начальном этапе развития государственной политики в данной сфере отсутствовало комплексное регулирование, что существенно снижало эффективность этой политики.

Материалы и методы

Помимо упомянутого выше базового для рассматриваемой области Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», при проведении исследования учитывались положения следующих нормативно-правовых актов: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Федеральный закон от

28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»; концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от

21.01.2015 г. № 30); Закон Липецкой области от 25.12.2006 г. № 10-ОЗ «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года»; постановление Администрации Липецкой области от 06.09.2013 г. № 405 «Об утверждении государственной программы Липецкой области "Развитие физической культуры и спорта Липецкой области"».

•создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения

•разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни

• модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования

• совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной арене; усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров

•развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности

• развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности

• создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями

Рис. 1. Задачи, определенные в процессе формирования государственной политики в сфере спорта и спортивного образования (сформулировано авторами)

Результаты

Развитие физической культуры и спорта в рамках государственной политики сохранения народонаселения и обеспечения его здоровья предполагает решение комплекса проблем социального ха-

рактера, в том числе образовавшихся в отечественной экономике и в обществе после перехода к новой, пока еще формирующейся модели социально-экономического развития, контуры которой были обозначены еще в 2014 г., скорректированы пандемией Covid-19 в 2020-2021 годах и дополненной с началом специальной военной операции в 2022 году.

В настоящее время в числе задач (рисунок 1), определенных в процессе формирования государственной политики в сфере спорта и спортивного образования, можно выделить укрупненные блоки, связанные с популяризацией и развитием массового спорта, совершенствованием системы спорта высоких достижений и модернизацией инфраструктуры. Имеющийся опыт реализации отраслевой государственной политики свидетельствует, что, как правило, наиболее эффективным механизмом ее реализации выступает набор государственных программ. А существующий опыт реализации отраслевых государственных программ, в свою очередь, подтверждает, что наибольшую эффективность имеют именно программно-целевые методы, обеспечивающие в большей степени, нежели другие, рациональное применение ресурсов и формирование комплексного варианта решения существующих проблем [2, 7].

Рис. 2. Последствия нескоординированного подхода вне программно-целевого метода

Масштабность задач, стоящих перед государством и находящих свое отражение в целях и задачах программных документов, предполагает комплексность системы мер и инструментов, что также определяет целесообразность применения программно-целевого прохода. Системный и интеграционный характер данного метода определяет возможность осуществления концентрации ресурсов для принятия и реализации решений комплексного характера, что, в свою очередь, определяет эффективность деятельности по ключевым направлениям. Последствия нескоординированно-го подхода вне программно-целевого метода представлены на рисунке 2.

В противном случае реализация каждого приоритетного направления и проведение мероприятий в его рамках будут предполагать наличие индивидуальных и отдельных решений (следует подчеркнуть, что под индивидуальным решением подразумевается отнюдь не персонифицированность решения, а обособленный характер его принятия, выделение в отдельное направление в рамках текущей деятельности). Результатом подобного процесса может стать потеря комплексности мероприятий, снижение синергетического эффекта и снижение эффективности расходования средств.

Еще раз нужно подчеркнуть, что реализация мероприятия в рамках программ осуществляется на всех уровнях: федеральном, уровне субъектов федерации и муниципальном. При этом не требует дополнительного пояснения тот факт, что органы местного самоуправления, в полномочиях которых находится проведение мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры спорта на местах, в большинстве своем не имеют средств на эти цели.

Данному методу (программно-целевому) присущи и определенные риски, в частности финансового и административного характера:

1. К финансовым рискам можно отнести: снижение объема финансирования в процессе реализации (как следствие это приводит к пересмотру и сокращению предусмотренных мероприятий, корректировке программы и падению ее эффективности); невыполнение обязательств, принятых на себя субъектами; при ограниченности финансирования и недостаточном разграничении вопросов развития физической культуры и спорта по направлениям могут формироваться диспропорции развития вследствие неравнозначного распределения средств в регионах.

2. К административным рискам можно отнести различные риски неэффективного управления: несвоевременное заключение госконтрактов; недостаточная проработка и низкое качество материалов при реализации программы; необоснованная корректировка или же наоборот отсутствие необходимой корректировки программ и др.

Соответственно, низкая эффективность управления программами становится причиной как экономических потерь, так и формирования отрицательных социальных эффектов, снижения результативности смежных программ. Это подчеркивает важность оптимального подбора инструментов реализации целей в комплексном решении. Минимизация административных рисков в данном направлении возможна только путем осуществления сбора оперативной и объективной информации о ходе реализации программ. Отсутствие подобной отчетной информации следует рассматривать как непосредственный фактор риска. Это обуславливает осуществление мониторинга реализации программы и отдельного контроля над соответствием программы существующей и потенциально формирующейся экономической и социальной конъюнктуре, т.е. анализ обоснованности корректировки.

Теперь обратим внимание непосредственно на Липецкую область. Государственная политика по развитию физической культуры и спорта в Липецкой области нацелена на увеличение численности населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом. Реализация данной политики осуществляется в рамках инфраструктурной системы физической культуры и спорта региона. В регионе функционирует спортивная инфраструктура мощностью в 3,6 тысяч спортивных сооружений различной направленности, что формирует предпосылки для предоставления благоприятных условий для занятия спортом гражданами всех категорий и закрепления в регионе принципов здорового образа жизни.

Государственная программа Липецкой области «Развитие физической культуры и спорта Липецкой области» разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года. Реализация мероприятий по созданию, развитию и модернизации объектов соответствующей инфраструктуры Липецкой области приводят к явным положительным результатам: значительному росту уровня обеспеченности граждан спортивными

объектами (на 11,6% за период 2017-2019 гг. - см. рисунок 3). К сожалению, нам приходится констатировать, что в последующие годы вследствие всем известных пандемийных событий реализация данной программы и ввод в действие новых спортивных сооружений были минимизированы.

75,0 70,0 65,0 60,0 55,0

61,5

71,1

73,1

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Рис. 3. Уровень обеспеченности населения Липецкой области спортивными сооружениями в период 2017-2019 гг., % (построено авторами по информации Правительства Липецкой области)

Сроки и этапы реализации государственной программы

Цель государственной программы

Задачи государственной программы

Показатели задач

Подпрограммы

Рис. 4. Паспорт государственной программы Липецкой области «Развитие физической культуры и спорта Липецкой области» (построено авторами по информации Правительства Липецкой области)

В рамках популяризации занятий спортом и привлечения к регулярным занятиям детей и подростков Липецкой области осуществлены мероприятия по созданию во всех муниципальных образованиях региона спортивных школ (развивается 48 видов спорта, из них 4 адаптивных). В организациях спортивной направленности занимается 44,5 тыс. детей и подростков, что свидетельствует о росте популярности спорта среди представителей молодого поколения. В соответствии с паспортом государственной программы Липецкой области (основные положения представлены на рисунке 4), цели программы исходят из приоритетов развития государственной политики в области развития физической культуры и спорта и коррелируют с целями Стратегии Липецкой области.

Программа имеет две подпрограммы, нацеленные на достижение поставленных задач: развитие физической культуры, а также массового спорта и спорта высших достижений. В качестве ожидаемых результатов реализации программы заявлены следующие:

• доля граждан Российской Федерации, проживающих на территории Липецкой области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, с 27,0% в 2014 году увеличится до 55,0% в 2024 году;

• количество населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, с 311,6 тыс. чел. в 2014 году увеличится до 600,0 тыс. чел. в 2024 году;

• количество спортсменов - кандидатов в спортивные сборные команды России по видам спорта с 130 чел. в 2014 году увеличится до 135 чел. в 2024 году.

Мониторинг реализации

сбор, систематизация и обобщение информации о социально-экономическом развитии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации

•оценка степени достижения запланированных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

✓-\

оценка результативности и эффективности документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления

•оценка влияния внутренних и внешних условий на плановый и фактический уровни достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

/-ч

оценка соответствия плановых и фактических сроков, результатов реализации документов стратегического планирования и ресурсов, необходимых для их реализации

• оценка уровня социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и состояния национальной безопасности Российской Федерации, проведение анализа, выявление возможных рисков и угроз и своевременное принятие мер по их предотвращению

разработка предложений по повышению эффективности функционирования системы стратегического планирования

Рис. 5. Основные задачи проведения мониторинга реализации программ

При этом, реализация инструментария государственных программ с использованием программно-целевого планирования предполагает необходимость постоянного циклического мониторинга исполнения программы [6]. Под мониторингом и контролем реализации программных документов в рамках законодательства понимается «деятельность по комплексной оценке хода и итогов реали-

зации документов стратегического планирования, а также по оценке взаимодействия участников стратегического планирования в части соблюдения принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности» (цит. по: тексту Федерального закона от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

На рисунке 5 представлены основные задачи проведения мониторинга реализации программных документов.

Заключение

Важным этапом при разработке комплекса основных мероприятий и целевых программ выступает учет наличия возможности формировать структуру контрольных событий программы. Выполнение данных контрольных событий является фактором оценки результатов, как промежуточных, так и окончательных, позволяя сформировать оценку эффективности выполнения мероприятий. Значимой составляющей является и открытость процесса разработки и оценки программ. Необходимым является общественное обсуждение и привлечение экспертного сообщества не только на стадии формирования программы, но и при оценке реализации и обсуждении итогов ее реализации.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Абрамов Э.Н., Антонов Д.П. Организация методической работы в системе подготовки спортивного резерва на региональном уровне (опыт Курганской области) // Вестник спортивной науки. 2016. № 6. С. 98107.

2. Абрамов Э.Н., Грязных А.В. Практикоориентированный подход в образовательной деятельности при подготовке научно-педагогических кадров как основа подготовки высококвалифицированных специалистов в отрасли физической культуры и спорта // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 1 (48). С. 49-58.

3. Андросова Г.А., Михайлова Е.Я. Критерии эффективности государственного управления отраслью физической культуры и спорта // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. № 2. С. 242-253.

4. БекетовЖ.Т. Административно-правовые аспекты государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта // Труды Института государства и права РАН. 2018. № 5. С. 361-379.

5. Макаров И.Н., Колесников В.В. Национальные системы управления государственно-частным партнерством // Российское предпринимательство. 2013. № 13 (235). С. 38-44.

6. Плотников В.А., Федотова Г.В. Генезис контроля в системе публичного управления России // Экономическое возрождение России. 2013. № 2 (36). С. 101-110.

7. Положенцева Ю.С., Вертакова Ю.В. Направления формирования парадигмы устойчивого регионального развития // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2008. Т. 4. № 1. С. 1217.

8. Попов Ф.К., Палий К.Р. Проблемы и перспективы организации и развития государственной политики в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации и г. Санкт-Петербурга // Управленческое консультирование. 2019. № 4 (124). С. 26-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.