Научная статья на тему 'Государственная политика формирования регионального туризма'

Государственная политика формирования регионального туризма Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
730
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ТУРИЗМА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / TOURISM ECONOMY / ECONOMIC DEVELOPMENT / STATE REGULATION / REGIONAL POLICY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джобинашвили Кэтэван Александровна

В статье рассматриваются специфика государственного регулирования туристской деятельности, основные цели и формы госрегулирования. Анализируется влияние туризма на стратегические отрасли экономики. Рассматриваются особенности региональной политики в сфере туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State policy in sphere of regional tourism

The article deals with specific areas in state regulation of tourism activity. It characterizes basic directions and forms of state regulation in tourism industry. The article considers the economic influence of tourism on strategic areas of national economy. The author considers peculiarities of regional state policy in tourism sphere.

Текст научной работы на тему «Государственная политика формирования регионального туризма»

К. А. ДЖОБИНАШВИЛИ

Кэтэван Александровна Джобинашвили — аспирантка СПбГУЭФ.

В 2008 г. с отличием окончила Северо-Западную академию государственной службы.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — стратегии развития регионального туризма; экономика регионального туризма.

^ ^ ^

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Формирование рыночной экономики в России увеличило интерес к формам и методам туристского обслуживания населения. Стремительное развитие данной отрасли и нарастание негативных последствий конкуренции туристской деятельности привели к осознанию необходимости государственного регулирования туристской деятельности. Перспективы развития туристского комплекса России зависят от усиления государственного регулирования туристской сферы на общенациональном уровне, которое должно сочетаться с современной стратегией продвижения региональных турпродуктов.

Государственное регулирование развития туризма подразумевает воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру для осуществления нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристской сферы. Этот процесс включает в себя мероприятия по разработке государственной политики регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях [4, с. 29].

Одной из основных задач государственного регулирования является нормализация отношений собственности в сфере туристских услуг. Анализ российского и зарубежного законодательства в сфере туризма позволил выявить положения, регулирующие туристскую деятельность: генерирование системы гарантий выполнения туристской программы, разработка квалифицированных требований для профессиональных туристских кадров и включения их в нормативы лицензирования туристских фирм, разработка положения об ответственности государственной власти за эксплуатацию туристских возможностей территории.

Следует заметить, что на сегодняшний день недостаточно разработаны понятийный аппарат, системный подход и научная методология обоснования характера и степени государственного регулирования туризма.

Главная цель государственной политики развития туризма должна быть направлена на создание нового, наиболее эффективного комплекса услуг и продуктов туризма, который смог бы обеспечить и удовлетворить потребности как российских, так и зарубежных туристов. Кроме того, туристический комплекс должен внести весомый вклад в развитие экономики страны за счет увеличения рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет страны и притока иностранной валюты.

Эффективность регулирования туризма со стороны государства, оценивается по трем критериям:

1) экономическая эффективность;

2) социальная эффективность;

3) влияние реализации планов развития туризма на экологию.

Экономическая эффективность на любом территориальном уровне базируется на основе системы мультипликаторов, позволяющей учитывать прямое и косвенное влияние государственного регулирования на развитие туристской сферы.

Органы государственной власти влияют на деятельность туристских предприятий при решении наиболее важных задач управления, к которым относятся:

ГРНТИ 06.71.57 © К. А. Джобинашвили, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра геогр. наук, проф. И. Я. Блехцина.

— регулирование (установление государственного контроля над решениями компаний и физических лиц; контроль туристской сферы с целью воспрепятствования компаниям неограниченно использовать свою власть на рынке для извлечения чисто экономических прибылей);

— обеспечение притока капиталов в туризм (осуществляется благодаря разработке на региональном уровне инвестиционного проекта развития туризма, а также бизнес-планов предприятий, нуждающихся в инвестициях);

— охрана историко-культурного наследия территории и улучшение качества окружающей среды, комплексное и рациональное использование туристских ресурсов;

— достижение рационального размещения туристских объектов внутри региона.

Регулирование регионального туризма включает в себя системы мероприятий классического менеджмента и специфических мероприятий, свойственных туризму [2, с. 25]. Региональная политика развития туризма представляет собой комплекс мер регулирования, осуществляемых государственными, общественными и, прежде всего, региональными и местными органами управления, направленных на улучшение социально-экономических условий жизни населения. Характер взаимоотношений между ними в значительной степени определяется тем, что обе группы нередко являются носителями разных культур. Местное население, позитивно относящееся к туризму в своем регионе, — гарантия гостеприимства, облегчающая реализацию региональных туристских проектов. Задача региональных органов управления состоит в формировании такого позитивного отношения.

На региональном уровне важным условием развития туризма как сферы хозяйственной деятельности является политика предварительной подготовки и контроля. Спонтанная, никем не контролируемая хозяйственная деятельность может привести к нежелательным последствиям, потому что в этих условиях местное население не имеет возможности приспособиться к происходящим изменениям.

Сбалансированное развитие экономики страны осуществляется на основе учета всех факторов и взаимосвязей в процессе макроэкономического планирования. Стратегической целью является обеспечение динамического экономического роста, которое согласовано с требованиями макроэкономической конкурентоспособности, сбалансированности и устойчивости развития национальной экономики [3, с. 6].

Управление туризмом на основе планирования может создавать экономические, социальные и экологические преимущества, не вызывая деградации туристских ресурсов, сохраняя их для использования в будущем [1, с. 11].

Туризм оказывает влияние на стратегические отрасли экономики, поэтому необходимо регулирование туризма со стороны государства для обеспечения равномерного развития других комплексов, для возможности обосновать политику занятости, обеспечить рост бюджетных доходов и возможности управлять состоянием платежного баланса. Реализация концепции регулирования развития туризма в регионе должна осуществляться на основе комплекса региональных и муниципальных целевых программ развития туризма.

Целевая программа развития туризма представляет собой систему взаимосвязанных по срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий производственно-технологического, научно-технического, социально-организационного характера, направленных на достижение общей цели, решение общих проблем, которые связаны с развитием туризма в регионе. С помощью целевой программы осуществляются управление развитием сферы туризма, концентрация ресурсов для решения наиболее важных проблем развития туризма в регионе. Государственное планирование развития туризма является основой для управления туризмом.

Таким образом, есть все основания утверждать, что государственная политика в сфере туризма должна носить системный характер, обеспечивая преференциальную налоговую систему, политическую и экономическую стабильность.

Немаловажно и то, что, прежде чем приступать к планомерным мероприятиям, которые направлены на системное и полное развитие, необходимо учесть тот факт, что туризм способствует развитию предприятий, созданию новых рабочих мест, росту налогового потенциала территории, создавая новые экономические импульсы в регионе.

В заключение следует отметить, что эффективное государственное регулирование отечественной туринду-стрии должно быть направлено на общее развитие туристской сферы на региональном уровне с привлечением предпринимателей в принятие управленческих решений на местном уровне. Такое научно обоснованное развитие государственного управления туриндустрией требует образования системы туристского мониторинга, распределения финансовых ресурсов по степени приоритетности поставленных задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жукова В. А. Формирование современной системы управления туристской индустрии: автореф. дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004. 18 с.

2. КовыневаЛ. В. Региональный туризм. Хабаровск.: Изд-во ДВГУПС, 2005. 85 с.

3. Лаврова Т. А. Формирование сбалансированного механизма функционирования туризма в Санкт-Петербурге. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 163 с.

4. Новиков В. С. Инновации в туризме. М.: ИЦ «Академия», 2007. 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.