Куклина Е.А. |
Государственная поддержка сферы туризма
и рекреации в России: факторы повышения § конкурентоспособности, риски, перспективы
развития £
Э01 10.22394/1726-1139-2017-8-43-54 5
Куклина Евгения Анатольевна
Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры экономики и финансов Доктор экономических наук, профессор [email protected]
РЕФЕРАТ
В статье рассматриваются вопросы государственной поддержки туризма и рекреации в Российской Федерации в современных условиях. Приводится динамика индекса конкурентоспособности сектора путешествий и туризма за период 2007-2015 гг., высказываются предположения о причинах его положительной динамики. Формулируются основные факторы повышения конкурентоспособности отрасли. Делается вывод о том, что для позитивных изменений тенденций в ее развитии необходима эффективная поддержка со стороны государства. Ключевое значение для успешной реализации государственной подпрограммы «Туризм» имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели и решением задач подпрограммы, оценка их масштабов и последствий, а также разработка комплекса мер по их предотвращению. Для целей эффективного управления рисками разрабатывается классификация по факторам риска. На основе анализа возможных рисков предлагается классификация рисков реализации мероприятий в сфере туризма, а также целевая функция для управления рисками реализации проектов и программ. В заключение обосновывается вывод о необходимости реализации региональных проектов в сфере туризма с учетом специфических особенностей регионов и изменении парадигмы развития подсистем «Культура», «Туризм и рекреация».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
туризм, рекреация, государственная поддержка, налоговые льготы, особая экономическая зона, территория опережающего развития, конкурентоспособность, риск, программа, региональный проект
Kuklina E. A.
State Support of Tourism and Recreation in Russia: Factors of Increasing Competitiveness, Risks, Development Prospects
Kuklina Evgenia Anatolievna
North-West institute of Management, Branch of RANEPA (Saint-Petersburg, Russian Federation) Professor of the Chair of Economics and finance Doctor of Science (Economy), Professor [email protected]
ABSTRACT
The article examines the issues of state support for tourism and recreation in the Russian Federation in modern conditions. The dynamics of competitiveness index in travel and tourism sectors for the period 2007-2015 is given, as well as assumptions on the reasons for its positive dynamics are made. The main factors of increasing the competitiveness of the industry are formulated. It is concluded that an effective support from the state is necessary for positive changes in trends of its development. For the successful implementation of the state subprogram «Tourism» the following is of crucial importance: the forecasting of possible risks related to the
< achievement of the main goal and to the accomplishment of the tasks of the subprogram, an assessment of their scope and consequences, and the development of a set of measures of
q preventing of the latter. For the purpose of an effective risk management, a classification of
i risk factors is developed. Based on the analysis of possible risks, a classification of risks in
tourism development is proposed. An objective function for managing the risks of implementing projects and programs is also proposed. A conclusion on the need for the implementation of regional projects in the tourism sector is substantiated. Such regional projects must take into consideration specific features of regions and shift of the paradigm in development of the
< subsystems «Culture» and «Tourism and Recreation».
KEYWORDS
tourism, recreation, state support, tax benefits, special economic zone, territory of advanced development, competitiveness, risk, program, regional project
В настоящее время туризм и рекреация относятся к числу наиболее перспективных направлений социально-экономического развития большинства государств. Рекре-ационно-туристический сектор экономики является не только одной из основных составляющих и драйвером экономического роста, но и важным фактором решения социальных проблем, который способствует увеличению занятости населения, расширению спектра предоставляемых услуг, созданию среднего класса.
Одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России, в соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. распоряжением Правительством РФ 17.11.2008)1 и «Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (утв. распоряжением Правительством РФ 31.01.2013)2 является создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг.
Отрасль туризма и рекреации в России обладает всеми необходимыми ресурсами для активного развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 12 тыс. гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры, 108 музеев-заповедников и 142 национальных парка. В настоящее время в России действует 101 государственный природный заповедник, 35 национальных парков и 69 заказников федерального значения3.
В то же время, в рейтинге стран мира по уровню конкурентоспособности стран путешествий и туризма, опубликованном в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе в 2015 г., Россия занимает 45-ю позицию с индексом 4,084.
Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма (Travel and Tourism
1 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 20.07.2017).
2 Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_141585/ (дата обращения: 20.07.2017).
3 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/ programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1 (дата обращения: 20.07.2017).
4 Всемирный экономический форум: рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: http://gtmarket.ru/ news/2015/05/07/7152 (дата обращения: 20.07.2017). См. также [3].
Competitiveness Index — TTCI) составляется каждые два года по 141 стране мира. g При его подготовке используется информация из открытых (общедоступных) источ- ^ ников, оценки международных организаций, а также оценки экспертов в сфере ту- о ризма и путешествий. Содержащийся в докладе ВЭФ межстрановый анализ факто- о ров конкурентоспособности сектора туризма и путешествий дает информацию для m сравнений, полезную как при принятии решений бизнес-сообществом, так и пред- х ставляющую ценность для органов государственной власти и управления. Именно н TTCI в большинстве стран мира является инструкцией для правительства, так как «с предоставляет информацию о конкурентных преимуществах и недостатках, охваты- m вающую разные сферы деятельности страны, а не только сферы туризма. Таким образом, недооценка одного из значимых рейтингов конкурентоспособности сферы путешествий и туризма может привести к нерациональной расстановке приоритетов развития туристской отрасли.
В рейтинге TTCI за 2007 г. (первый год составления TTCI), Российская Федерация находилась на 68 месте. Несмотря на действие негативных внешних факторов (экономические санкции и т. д.) по сравнению с 2013 г. (63 место) Россия поднялась в рейтинге на 18 позиций, продемонстрировав незначительное снижение показателя общего индекса (2013 г. — 4,16; в 2015 г. — на 0,08 меньше).
Положительная динамика продвижения России в рейтинге TTCI за период 20072015 гг. приведена на рис. 1.
Продвижение России в рейтинге TTCI можно объяснить успешно проведенными зимними Олимпийскими и Паралимпийскими играми (2014 г.), этапами чемпионата мира «Формулы-1» (начиная с 2014 г. в городе-курорте Сочи), Всемирной летней Универсиадой в Казани (2013 г.), сложившейся устойчивой системой проведения крупных экономических форумов (Санкт-Петербург, Сочи, Москва, Красноярск) и другими массовыми событийными мероприятиями, проводимыми в соответствии с лучшими мировыми стандартами.
Индекс TTCI состоит из нескольких подиндексов, в том числе подиндекса «Природные ресурсы и культурное наследие», который определяется на основании двух критериев: природные ресурсы; культурное наследие и деловой туризм. В данном подиндексе наша страна занимает более высокую позицию: 34 место — по первому критерию (3,77); 21 место — по второму критерию (3,32)1. В данном контексте необходимо отметить, что по приведенным выше критериям Россия объективно заслуживает более высокой оценки.
Как нам представляется, для позитивных изменений тенденций в развитии сферы туризма и рекреации необходима продуманная и эффективная поддержка со стороны государства.
В настоящее время в нашей стране реализуется Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы». ФЦП была утверждена в августе 2011 г. (Постановление Правительства РФ от 02.09.2011 № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 18.09.2012 № 936, от 1802.2014 № 121). Немногим позже, в декабре 2012 г., была принята Государственная программа (ГП) Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р). Именно эти два документа отражают основные положения государственной политики развития сферы туризма и рекреации в современной России.
1 Всемирный экономический форум: рейтинг стран мира по уровню конкурентоспособности путешествий и туризма в 2015 году [Электронный ресурс]. Ш_: http://gtmarket.ru/ пешв/2015/05/07/7152 (дата обращения: 20.07.2017).
2007
2008
2009
2011
2013
2015
о <
s s
и о о
EL,
о
н
и ф
Я
20
40
60
80
100
45
68 64 59 - 59 -Л- —
63
Рис. 1. Динамика продвижения России в рейтинге Travel and Tourism Competitiveness Index
Источник: [3].
Целью ФЦП является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах, что обеспечивается решением следующих основных задач (рис. 2).
Интегрированный эффект от реализации мероприятий ФЦП представляет собой совокупность имиджевого, экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов, направления образования которых представлены в табл. 1.
Общий объем финансового обеспечения ГП, которая реализуется в три этапа (2013-2014 гг.; 2015-2018 гг.; 2019-2020 гг.) из средств федерального бюджета составляет около 847,5 млрд руб.; динамика финансирования ГП по годам реализации приведена на рис. 3.
В рамках ГП «Развитие культуры и туризма» предполагается реализация тринадцати основных мероприятий, выделенных в структуре четырех подпрограмм: «Наследие», «Искусство», «Туризм», и «Обеспечение условий реализации Государственной программы».
Сфера реализации подпрограммы «Туризм» охватывает два направления деятельности: развитие внутреннего туризма; развитие международного туризма (рис. 4).
Рис. 2. Основные задачи ФЦП «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации на период 2011-2018 гг.»
Таблица 1 <
Эффекты от реализации мероприятий ФЦП и их характеристика
__ о
Наименование эффекта Направления образования эффектов
Имиджевый эффект формирование образа России как страны, благоприятной для туризма; развитие экономических и культурных связей России с другими странами; улучшение мнение мировой общественности о стране в целом; повышение международных рейтингов России (включая рейтинги, связанные с различными параметрами туристской конкурентоспособности, и рейтинг уровня безопасности)
Экономический эффект привлечение дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса; увеличение внутреннего спроса на туристский продукт и рост валового ВВП; улучшение платежного баланса страны за счет развития въездного туризма, сокращения выездного туристского потока в результате развития внутреннего туризма; укрепление экономической безопасности РФ за счет создания стабильно прибыльной отрасли, не связанной с ценами на сырьевые ресурсы на мировых рынках
Бюджетный эффект увеличение налоговых поступлений от развития и создания объектов туристской инфраструктуры и работы организаций сферы туризма; экономия средств федерального бюджета в результате повышения эффективности государственных инвестиций за счет мультипликативного эффекта и привлечения частных инвесторов, а также за счет экономии в связи с повышением занятости населения и экономическим развитием регионов
Социальный эффект создание условий для улучшения качества жизни российских граждан за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма; решение социальных проблем за счет создания дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения; удовлетворение потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья и приобщении к культурным ценностям, а также с патриотическим воспитанием молодого поколения страны
Экологический эффект исключение истощения природных ресурсов, ориентация отрасли на использование возобновляемых ресурсов; развитие многих видов туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам
Позволит ли реализация мероприятий ФЦП и ГП обеспечить повышение конкурентоспособности сферы туризма и рекреации России?
Основными факторами роста конкурентоспособности страны в сегменте «туризм и рекреация» являются, по нашему мнению, следующие пять факторов.
120 268 400,0 116 041600,0 ■ 105 691 799,9 98 465 300^,0 | 103 631367,9 | 101015 407,8 | 102 264 554,2 100 077 006,5
0 2010е 4010е 6010е 8010е 10010е 12010е 14010е
Рис. 3. Финансирование государственной программы «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» по годам реализации (тыс. руб.)
Источник: Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. Ш_: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/ programmy-i-proekty/gosudarstvennaya-programma-rossiyskoy-federatsii-razvitie-kultury-i-turizma-na-2013-2020-gody/1/ (дата обращения: 20.07.2017).
Рис. 4. Структура подпрограммы «Туризм» (государственная программа РФ «Развитие культуры и туризма»)
1. Развитая обеспечивающая инфраструктура туристских объектов, создающая условия для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу.
| 2020
о
° 2019
го
^ 2018
о <
5 2017
2016
2015
2014
2013
2. Достаточный уровень развития туристской инфраструктуры (средства размеще- 2 ния туристского класса и объектов досуга, состояние туристских объектов по- ^ каза, качественная придорожная инфраструктура на автомагистралях). о
3. Наличие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с про- о центными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско- т рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки. х
4. Высокие качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии. н
5. Активное продвижение туристского продукта на мировом и внутреннем турист- «с ских рынках. т Формирование системы конкурентных преимуществ туристической отрасли России возможно лишь на основе применения действующих рыночных механизмов при активном координирующем участии государства, которое в настоящее время является фрагментарным.
Недостаточность государственной поддержки в сфере туризма в ближайшей перспективе может привести к увеличению выездного туристского потока (несмотря на общую тревожную обстановку в мире) и ухудшению платежного баланса страны, а также к снижению:
• конкурентоспособности российского туристского продукта на международном и внутреннем туристском рынке;
• внутренних и въездных туристских потоков (и, как следствие, сокращению налоговых и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации);
• уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, а также уменьшению доходов населения.
Ключевое значение для успешной реализации подпрограммы «Туризм» имеет прогнозирование возможных рисков, связанных с достижением основной цели и решением задач подпрограммы, оценка их масштабов и последствий, а также разработка комплекса мер по их предотвращению.
По нашему мнению, для целей эффективного управления рисками наиболее подходит их классификации по факторам, формирующим риски (риск-факторам), которые можно объединить в три группы: внешние; внутренние; форс-мажорные.
Форс-мажорные факторы (в русскоязычной литературе встречается термин «непреодолимая сила») — это непредсказуемые события (например, стихийное бедствие или эпидемия), не зависящие от воли сторон, участвующих в сделке, но ведущие к невозможности исполнения договорных обязательств. Прогнозировать риски, вызванные факторами этой группы, не представляется возможным, но всегда необходимо помнить, что вероятность их существует.
Внешние факторы формируют геополитические и международные риски; внутренние факторы — правовые, финансовые, административные и региональные риски соответственно; локальное влияние внешних и внутренних факторов приводит к появлению макроэкономических, техногенных и экологических рисков (рис. 5).
Рассмотрим риски, вызываемые внешними и внутренними факторами, влияющими на результаты реализации проектов в туристической отрасли.
Геополитические риски обусловлены тем фактом, что политическая ситуация в сопряженных государствах оказывает большое влияние на развитие масштабов и интенсивности внутреннего и въездного туризма. Военные и террористические действия на территории могут привести к снижению туристского потока и формированию образа государства как страны, неблагоприятной для туризма, а также снизить ее инвестиционную привлекательность.
Международные риски связаны с тем, что успешное функционирование сферы туризма напрямую зависит от состояния международных отношений: если отношения между странами находятся на спаде, или обострены, то не стоит ждать активных туристических потоков. Для сферы туризма, кроме этого, большое зна-
Рис. 5. Классификация риск-факторов и видов рисков реализации мероприятий развития сферы туризма и рекреации
чение имеет общая ситуация на мировом туристическом рынке и степень взаимной интеграции государств (это особенно важно для регионов развития приграничного туризма).
Правовые риски обусловлены возможными изменениями в законодательстве, а также длительностью формирования нормативной правовой базы.
Финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным, вследствие этого, уровнем бюджетного финансирования, секвестрованием бюджетных расходов на сферу туризма, а также отсутствием устойчивого источника финансирования деятельности общественных объединений и организаций.
Кадровые риски могут быть обусловлены дефицитом высококвалифицированных кадров в сфере туризма, что снижает эффективность работы предприятий и организаций туристской индустрии и качество предоставляемых услуг.
Административные риски обусловлены вероятностью неэффективного управления реализацией программ и проектов в сфере туризма и рекреации, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости отрасли туризма, нарушение планируемых сроков реализации, невыполнение цели и задач, недостижение плановых значений показателей, снижение эффективности использования ресурсов и качества оказываемых услуг.
Региональные риски — это риски, обусловленные региональными особенностями, к которым можно отнести различия в финансово-экономических возможностях субъектов РФ (что приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения ими собственных полномочий в сфере туризма), недостаточную межуровневую координацию региональных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере туризма и пр.
Макроэкономические риски связанны с возможностями ухудшения как внутренней, так и внешней конъюнктуры, снижения темпов роста национальной экономики и уровня инвестиционной активности, ростом инфляции, а также с возможным
кризисом банковской системы, что может вызвать снижение инвестиционной при- g
влекательности сферы туризма, повышение стоимости туристских услуг, сокраще- ^
ние объема платных услуг в сфере туризма; изменение стоимости предоставления о
услуг может негативно сказаться на структуре потребительских предпочтений на- о
селения. го
Техногенные и экологические риски обусловлены природными и климатически- х
ми явлениями и техногенными катастрофами в странах, пользующихся популярно- н
стью у туристов, что может повлиять на степень их личной безопасности. «с
Можно предложить следующую целевую функцию для управления рисками реа- m лизации проектов и программ в сфере туризма:
F(x1, x2, ..., xu ..., xn) ^ min, (1)
где xt — влияние i-го фактора риска на результаты реализации (по совокупности внешних и внутренних факторов).
Формировать эффективную систему управления туристско-рекреационным комплексом России, нацеленную на повышение уровня его конкурентоспособности, позволяет адекватная оценка как существующих, так и возможных в будущем рисков. И в данном контексте одним их ключевых вопросов является разработка эффективного механизма деловой активности организаций в туристической отрасли.
В настоящее время государство поддерживает хозяйствующие субъекты в сферы туризма и рекреации косвенными методами стимулирования, посредством реализации таких институтов как особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР), предусматривающие налоговые льготы и преференции [1].
На территории Российской Федерации созданы 27 ОЭЗ, 14 из которых — ту-ристско-рекреационные. ОЭЗ туристического типа, располагаясь в наиболее живописных и востребованных туристами регионах России (Ставропольский край, Калининградская область, Северо-Кавказский туристический кластер, Иркутская область, Республика Бурятия, Республика Алтай и Алтайский край, остров Русский), предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
В настоящее время в Российской Федерации функционируют следующие ОЭЗ туристско-рекреационного типа: «Бирюзовая Катунь», «Байкальская Гавань», «Ворота Байкала», «Алтайская Долина», «Гранд Спа Юца», «Куршская Коса», «Остров Русский». Резидент туристско-рекреационной ОЭЗ вправе заниматься в ОЭЗ только туристско-рекреационной деятельностью в пределах, предусмотренных соглашением об осуществлении туристско-рекреационной деятельности. Для всех резидентов данной территории установлена следующая налоговая льгота: к норме амортизации основных средств, используемых в ОЭЗ, резидент имеет право добавить специальный коэффициент, но не выше 2 (п. 7 ст. 259 НК РФ). Резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, как и резиденты всех ОЭЗ, исчисляют ЕСН по ставке 14%. При этом компания имеет право на применение регрессивной шкалы (ст. 241 НК РФ). Кроме того, регион имеет право снизить ставку налога на прибыль до 20% (п. 1 ст. 284 НК РФ).
Неналоговые льготы, которыми обладают все резиденты ОЭЗ, заключаются в том, что максимальная годовая арендная плата по земельным участкам, предоставленным резиденту ОЭЗ, не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельных участков. При этом арендаторы земельных участков на территории ОЭЗ, которые построили на них недвижимость, имеют право выкупа этих участков после окончания срока работы ОЭЗ.
Впервые ТОР с льготными налоговыми условиями и другими привилегиями, созданными для привлечения инвесторов, были презентованы на Восточном эко-
2 номическом форуме (Владивосток, 3-5 сентября 2015 г.): «Надежинская» и «Ми-^ хайловская» (Приморье); «Хабаровск» и «Комсомольск» (Хабаровский край); «Бело-о горск» и «Приамурская» (Амурская область); «Кангалассы» (Якутия); «Камчатка» о (Камчатский край); «Беринговский» (Чукотка). Позже, в марте 2016 г., стало из-го вестно о создании еще двух ТОР в Сахалинской области: «Южное» (для производ-х ства продуктов питания) и «Горный воздух» (для развития туризма на острове), н- а также о территории «Большой камень» в Приморском крае. < Реализация новой ФЦП с объемом финансирования 68,9 млрд руб. с целью т создания условий для устойчивого развития экономики региона, началась в 2016 г. на Курильских островах. В рамках реализации ФЦП создается ТОР, основанная цель которой — улучшение качества жизни людей и оказание максимального содействия тем, кто переезжает на Курильские острова. Важным направлением развития экономики Курил станут и проекты в области туризма, например строительство двух туристических комплексов на базе бальнеологических источников на островах Итуруп и Кунашир.
Всего к июлю 2017 г. в Российской Федерации было создано 35 ТОР, включая ТОР в моногородах.
Резидентам территорий опережающего развития предоставляются следующие привилегии:
1) налоговые льготы в виде: применения заявительного порядка возмещения НДС; нулевой ставки НДС в отношении импортных товаров для использования резидентами ТОР; пониженной ставки по налогу на прибыль организаций; пониженного коэффициента по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ); пониженной ставки по налогу на имущество организаций (в соответствии с региональным законодательством); освобождения от земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории ТОР в течение трех лет; режима свободной таможенной зоны; пониженных ставок на тарифы страховых взносов для работодателей — резидентов ТОР (ставка 7,6%);
2) передача в собственность земельного участка и пониженные ставки арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании;
3) ограничение по количеству и продолжительности проверок деятельности резидентов ТОР (согласование проверок с Минвостокразвития России).
Необходимо особо отметь, что ряд проектов в ТОР реализуются при участии Фонда развития Дальнего Востока (ФРДВ).
Туризм является одним из экономических драйверов Дальнего Востока. Для развития этой сферы в макрорегионе разрабатываются и внедряются уникальные механизмы. Так, например, в июле 2016 г. был упрощен порядок входа в российские гавани для круизных судов; новые правила регулирования круизной деятельности отменили необходимость получения пропусков в пограничные зоны для туристов, находящихся на борту судов, и установили принцип «одного окна» при получении разрешения на проведение круизов. Кроме того увеличению числа туристов на Дальний Восток будет способствовать введение механизма электронной визы. Федеральный закон № 28-ФЗ, которым были установлены особенности въезда иностранных граждан в Россию через Свободный порт Владивосток, был принят в марте 2017 г.
В июле 2017 г. Совет Федерации утвердил закон о налоговых льготах для развития туризма в ДФО1; согласно новому закону, до конца 2021 г. организации, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность на Дальнем Востоке,
1 Совет Федерации утвердил закон о налоговых льготах для развития туризма в ДФО [Электронный ресурс]. иЯ1_: https://minvr.ru/press-center/news/6348/ (дата обращения: 20.07.2017).
получат нулевую ставку на прибыль, что, несомненно, будет способствовать эф- g фективному использованию рекреационно-туристического потенциала регионов ^ Дальнего Востока. о
Как нам представляется, эффективное освоение рекреационно-туристического о потенциала регионов РФ невозможно без реализации инициативных региональных m проектов и программ в сфере туризма и рекреации, отражающие специфические х особенности регионов (природно-климатические, географические, отраслевые и др.). н
Так, например, золотодобывающие субъекты РФ могут успешно развивать такую «с разновидность геологического туризма, как золотоискательский, который пользу- m ется большой популярностью в золотодобывающих странах мира [2].
В качестве перспективной региональной инициативы, имеющей, по нашему мнению, отличные результаты в будущем, можно привести пример Ярославской области, в которой запущен проект превращения Рыбинского водохранилища в одно из самых интересных и заманчивых мест для дайвинга внутри России. Дайверы погружаются в самый центр Рыбинского водохранилища, чтобы найти легендарные святыни Мологского края. До революции в этих местах были усадьбы и церкви, которые оказались под водой после создания водохранилища. Подводная съемка в будущем станет основой для 3й-модели, благодаря которой каждый сможет увидеть утраченное1.
За прошедшие несколько лет развитие туризма являлось и будет являться одной из приоритетных задач региона и если в 2016 г. Ярославскую область посетило около 3 млн туристов, то к 2025 г., благодаря долгосрочной стратегии социально-экономического развития региона, приток туристов планируется увеличить в 2,5 раза2.
Северо-Западная часть России, благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов, обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская области, Республика Карелия формируют перспективное туристское направление «Серебряное кольцо России», в границах которого сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и русского зодчества, в том числе старейший в России курорт — Марциальные воды.
В настоящее время традиционными для Северо-Запада России видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем, богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма. Кроме того принимая во внимание насыщенность территории объектами религиозного православного культа (Великий Новгород, Псков, Валаам, Коневец, Соловки, Талапские острова и др.), можно констатировать отличные перспективы развития паломнического туризма.
Анализируя перспективы развития сферы туризма как отдельной подсистемы в системе социально-экономических отношений, считаем в высшей степени целесообразным разработку государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма и рекреации на 2017-2025 годы», изменяя, таким образом, парадигму развития: статус «подпрограмма» изменяется на статус «программа» (рис. 6).
1 На Рыбинском водохранилище дайверы разыскивают и фотографируют затопленные когда-то церкви и усадьбы [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/news/2017-02-28/320707-na_rybinskom_vodohranilische_dayvery_razyskivayut_i_fotografiruyut_zatoplennye_ kogda_to_tserkvi_i_usadby (дата обращения: 20.07.2017).
2 Рыбинское водохранилище готовится принимать гостей [Электронный ресурс]. URL: http:// www.octopus.ru/index.php/articles/25510 (дата обращения: 20.07.2017).
<
Е; Рис. 6. Изменение парадигмы развития подсистем «Культура» и «Туризм и рекреация»
Литература
1. Водопьянова В. А., Изергина К. Е. Налоговые льготы для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 6-2. С. 361-364.
2. Куклина Е. А. Рекреационный потенциал как важный элемент потенциала устойчивого развития региона // Управленческое консультирование. 2016. № 4 (88). С. 116-124.
3. Кульгачев И. П., Низовцева А. И. Россия в мировом рейтинге по индексу конкурентоспособности путешествий и туризма // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 477-483.
References
1. Vodopyanova V. A., Izergina K. E. Tax benefits for residents of territories of the advancing social and economic development [Nalogovye I'goty dlya rezidentov territorii operezhayushchego sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya] // International Journal of applied and basic researches [Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii]. 2016. N 6-2. P. 361-364. (rus)
2. Kuklina E. A. Recreational potential as important element of potential of sustainable development of the region [Rekreatsionnyi potentsial kak vazhnyi element potentsiala ustoichivogo razvitiya regiona] // Administrative consulting [Upravlencheskoe konsul'tirovanie]. 2016. N 4. P. 116-124. (rus)
3. Kulgachyov I. P., Nizovtseva A. I. Russia in the world ranking according to the index of competitiveness of travel and tourism [Rossiya v mirovom reitinge po indeksu konkurentosposob-nosti puteshestvii i turizma] // Young scientist [Molodoi uchenyi]. 2016. N 6. P. 477-483. (rus)