Научная статья на тему 'Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей как стимул к увеличению собственных источников инвестирования'

Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей как стимул к увеличению собственных источников инвестирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / STATE SUPPORT / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эльгерт Николай Эдуардович

Обусловливается необходимость сохранения темпов развития аграрного комплекса страны, набранных в ходе реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». На первый план выходит задача повышения эффективности использования средств федеральной и региональной поддержки сельскохозяйственными производителями и другими их получателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF AGRICULTURAL COMMODITY PRODUCERS AS A STIMULUS TO INCREASE OWN SOURCES OF INVESTMENT

In this article it is determined the necessity to maintain the development rates of the country's agrarian industry that were gathered during realization of the national project «Agricultural sector development» and the state program «Agriculture development and control of markets of agricultural products, raw materials and supply for 2008-2012». The task to increase effectiveness of draft on funds of federal and regional support by agricultural commodity producers and by other recipients is in the foreground.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей как стимул к увеличению собственных источников инвестирования»

адекватных форм расчетно-платежных систем, обеспечивающих резкое сокращение времени и затрат на обслуживание платежей, реальную экономию материальных и финансовых ресурсов, что является весьма важным при исполнении бюджетов.

Примечание

1 Прямое участие — прямой доступ ко всем услугам; ассоциированное участие — доступ к услугам через учреждения Банка России; ОУР — участник электронных расчетов; ПУР, АУР — участники электронного обмена.

УДК 631.16.658.14 Н.Э. ЭЛЬГЕРТ

ББК 65.261.532 доцент Иркутской государственной сельскохозяйственной академии

e-mail: elgert2008@mail.ru, vlas-olga@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ КАК СТИМУЛ К УВЕЛИЧЕНИЮ СОБСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Обусловливается необходимость сохранения темпов развития аграрного комплекса страны, набранных в ходе реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг.». На первый план выходит задача повышения эффективности использования средств федеральной и региональной поддержки сельскохозяйственными производителями и другими их получателями.

Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство.

Российский аграрный сектор добился в 2008 г. хороших производственных показателей. За последние 15 лет был собран самый большой урожай зерна — более 100 млн т.

В агропромышленном комплексе Иркутской области благодаря эффективным мерам федеральной и региональной поддержки села с 2006 по 2008 г. объемы валового производства продукции увеличились на 42%. За эти годы удалось остановить снижение численности сельского населения, создать свыше 1 200 новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве. В 2008 г. в эксплуатацию введен 21 животноводческий объект на 5 285 скотомест и 124 тыс. птицемест.

За 2006-2008 гг. аграрный комплекс области получил из федерального бюджета в виде субсидий более 1,5 млрд р., из регионального бюджета — 2,4 млрд р. Принятие Правительством Российской Федерации, администрацией области ряда решений о субсидировании процентных ставок до ставки рефинансирования ЦБ РФ по привлеченным краткосрочным кредитам и долгосрочным

инвестиционным кредитам, а также появившаяся благодаря этому у сельскохозяйственных товаропроизводителей возможность приобретения высокоэффективных технологических комплексов, сельскохозяйственных машин и оборудования (в том числе на условиях финансовой аренды (лизинга) при субсидировании на региональном уровне до 50% цены приобретения) позволили значительно обновить производственные фонды в растениеводстве и животноводстве. Сельскохозяйственные предприятия на условиях софинансирования проводимых мероприятий по повышению эффективности производства только за последние два года изыскали и направили на реализацию намеченных мероприятий не менее 2 млрд р. собственных средств. В сельском хозяйстве региона, как и в агропромышленном комплексе России в целом, вместо ежегодного небольшого, «ползучего» прирастания объемов сельскохозяйственного производства стали отмечаться более высокие темпы прироста объемов производства.

© Н.Э. Эльгерт, 2009

Н.Э. ЭЛЬГЕРТ

К сожалению, финансовый кризис, потрясший мир, оказал негативное влияние и на работу агропромышленного комплекса России. Созданная в последние годы четкая система федерального и регионального регулирования сельскохозяйственного производства дала сбой. Основным последствием финансового кризиса стало увеличение ставок по кредитам. Коммерческие банки начали изменять условия действующих кредитных договоров, приостанавливать рассмотрение новых заявок. Сельскохозяйственные товаропроизводители также столкнулись с неплатежами и увеличением отсрочки платежей со стороны торговых сетей, возникли проблемы с получением кредита на пополнение оборотных средств.

В результате кризиса многие предприятия сельского хозяйства потеряли возможность завершить строительство, реконструкцию и модернизацию сельскохозяйственных объектов. Ряд предприятий не сможет даже начать аналогичные проекты и решить задачи обновления основных фондов за счет привлеченных (в первую очередь на кредитной основе) ресурсов. За счет собственных средств такие проекты осуществить смогут немногие предприятия.

В сложившейся финансово-экономической ситуации российскому государству, поставившему задачу в преддверии вступления в ВТО создать собственное высокоэффективное сельскохозяйственное производство, принципиально важно сохранить темпы инвестирования в сельское хозяйство, набранные в ходе реализации национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» и государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.». Необходимо позаботиться о том, чтобы крупные инвесторы не ушли из отрасли и не произошла вновь стагнация производства в АПК. При этом следует учитывать, что с 2008 г. сельскохозяйственные предприятия должны выплачивать не только проценты, но и основную задолженность по кредитам. Кроме того, в силу особенности отрасли реконструированные и построенные объекты животноводства, модернизированные производственные фонды в растениеводстве не дают сразу отдачу.

В условиях финансово-экономического кризиса, роста безработицы, а значит, и снижения покупательной способности населения не произойдет сколько-нибудь серьезного увеличения закупочных цен на сельхозпродукцию. Более того, на некоторую продукцию, например на зерно, они снизились до уровня 2007 г. У сельскохозяйственных предприятий уже начались проблемы с реализацией продукции.

Уменьшаются или остаются на существующем уровне объемы государственной финансовой поддержки аграрного комплекса. Так, правительство Иркутской области приняло соответствующие решения о сокращении размера бюджетной поддержки сельхозпроизводителей в 2009 г. по сравнению с предшествующим годом на 65%.

В связи с этим автор статьи полагает, что для сохранения темпов развития аграрного комплекса регионов страны, набранных в ходе реализации национального проекта и государственной программы, на первый план выходит задача повышения эффективности использования средств, выделенных в рамках федеральной и региональной поддержки, сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими их получателями.

Анализ эффективности использования средств региональных бюджетов, выделяемых в виде субсидий по различным направлениям на поддержку аграрного комплекса, подтверждает выводы о том, что многие предприятия не могут в полной мере эффективно воспользоваться оказываемой им финансовой помощью. Более того, они начинают считать бюджетные субсидии, выделяемые региональными правительствами (администрациями), да и Правительством России в целом, своего рода обязательным «пенсионно-денежным» вспомоществованием в пользу абсолютного большинства частных сельскохозяйственных предприятий и организаций, поскольку, с их точки зрения, они выполняют самое важное рыночное предназначение — «производить продукты питания и кормить людей, проживающих в государстве».

На 2007 финансовый год департаментом агропромышленного комплекса Иркутской области с сельскохозяйственными предприятиями и организациями всех форм собственности было заключено 670 соглашений о госу-

Известия ИГЭА. 2009. № 2 (64)

дарственной поддержке, в том числе 352 — с главами крестьянских (фермерских) хозяйств.

Анализируя производственную и финансово-экономическую результативность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей Иркутской области, при оказании помощи которым государство использует единообразную региональную методику выделения субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства, в том числе определенным образом учитывающую почвенно-климатические условия работы того или иного получателя средств государственной поддержки, можно сделать следующие выводы:

1. Объем государственной финансовой поддержки способен повлиять на конечную результативность производства. Вывод простой и на первый взгляд бесспорный. Но при этом аналитик, оценивающий эффективность государственной поддержки, обязан внести в итоговую оценку множество поправочных коэффициентов, учитывающих те или иные изменения внешней среды, окружающей сельхозтоваропроизводителя, такие, например, как природные катаклизмы, возможные даже в пределах одного субъекта Федерации; сезонные колебания диспаритета цен; политические конъюнктурные изменения (предстоя-

щие политические выборы и, как следствие, попытки тех или иных властных структур повлиять на ценообразование на продукты питания), изменения во внешнеполитической и внешнеэкономической среде (как правило, эти изменения дополняют друг друга), приводящие к созданию механизмов, в зависимости от ситуации защищающих российского сельскохозяйственного товаропроизводителя от зарубежной экспансии или создающих ему неравные условия для конкуренции с его с зарубежным коллегой-аграрием.

2. Главной составляющей эффективности использования средств государственной финансовой поддержки, выделяемых региональному сельскохозяйственному товаропроизводителю, является прежде всего готовность менеджмента того или иного предприятия принять эту поддержку как дополнение к его усилиям, в том числе организационным, финансовым, технологическим, направленным на успешную финансово-экономическую работу предприятия в рыночных условиях.

Автор статьи осознано упустил при этом упоминание об обязательном увеличении производства продукции в тоннах, центнерах, миллионах штук для развивающегося рыночного сельскохозяйственного предприятия, стремящегося к самодостаточности.

УДК 368.8 Л.А. ХАРНАХОЕВА

ББК 65.271 аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: liud@mail.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАХОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ПРИМЕРЕ СТРАХОВЫХ ПРОДУКТОВ РОССИИ И США

Проводится сравнительный анализ страховых продуктов США и России в области страхования экологической ответственности при эксплуатации опасных объектов. Выделены ключевые критерии анализа, общие черты и особенности страховых продуктов. Предложено применить зарубежный опыт в российской практике.

Ключевые слова: страхование ответственности, загрязнение окружающей среды, объекты страхования, страховой случай, опасные производственные объекты, аварийное загрязнение, постепенное загрязнение, авария.

Страхование экологической ответственности в области охраны окружающей среды — относительно новый вид страхования.

© ЛА. Харнахоева, 2009

По различным источникам, данный вид страхования начал формироваться в 50-60-х гг. XX в., однако не все авторы придерживаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.