УДК 338.012
Стагниева Юлия Игоревна
ассистент кафедры организации производства и экономии промышленности Северо-Кавказского горно-металлургического института (Государственный технологический университет) [email protected]
Государственная
ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Yulia I. Stagniyeva
assistant to chair of the organization of production and economy of the industry North Caucasian mining and metallurgical institute (State technological university) [email protected]
State support for
THE DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP IN RUSSIA
Аннотация. В данной статье описывается развитие и поддержка социального предпринимательства в России. Выделены преимущества коммерческих социальных предприятий перед государственными. Предложено внесение поправок в нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, что будет способствовать развитию данного вида предпринимательской деятельности в стране.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, государственная поддержка предпринимательства, социальные проблемы, мониторинг эффективности, некоммерческие организации, преимущества социального предпринимательства, институциональной инфраструктуры, консалтинговые центры.
Annotation. This article describes the development and support of social entrepreneurship in Russia. Highlighted the benefits of commercial social enterprises to government. Propose amendments to the regulations governing business activities, will contribute to the development of this type of business activities in the country.
Keywords: social entrepreneurship, state support for entrepreneurship, social issues, performance monitoring, non-profit organizations, the benefits of social entrepreneurship, institutional infrastructure, consulting centers.
Социальное предпринимательство в России пока не получило своего развития. В СССР социальная сфера была монополизирована государством. Российской спецификой является тот факт, что социальное предпринимательство в нашей стране, по сути, не институционализировано - в федеральном законодательстве нет такого понятия [1, c. 95].
В России социальное предпринимательство как социальная практика только начинает развиваться. На данном рынке действует небольшое число социальных предприятий. Какие-либо существенные меры государственной или общественной поддержки данного движения также пока отсутствуют.
Тем не менее, у РФ появился реальный шанс стать страной, где социальное предпринимательство станет движущей силой развития предпринимательства.
В России обнаруживаются четыре подхода к пониманию практики социального предпринимательства.
Социальное предпринимательство как способ социальной поддержки определенных групп населения.
Социальное предпринимательство как механизм содействия экономическому развитию, поддержки предпринимательства.
Социальное предпринимательство как альтернативный государственному механизм решения социальных проблем [2, c. 30].
Социальное предпринимательство как социально ориентированный бизнес.
Успешные некоммерческие организации и организации малого бизнеса, откуда и выделяется социальное предпринимательство, недостаточно развиты по сравнению со странами ЕС и США. Существуют естественные барьеры, связанные с молодостью данного предпринимательства и недостатком профессионализма НКО [3, c. 34].
Государственный интерес к теме социального предпринимательства в России отмечается уже
323
несколько лет и на федеральном, и на региональном уровне. Речь идёт о поддержке «субъектов малого предпринимательства», «занятых социально ответственной деятельностью»,
направленной на решение социальных проблем [5, с. 45].
В России первым и до настоящего времени основным фондом поддержки социального предпринимательства стал Фонд региональных социальных программ «Наше будущее», частный фонд бизнесмена Вагита Алекперова. За 5 лет своей деятельности Фонд оказал поддержку 59 социальным предприятиям, а общая сумма выданной им помощи составила более 130, 5 миллиона рублей.
Победители конкурса получают от Фонда финансовую и консультативную поддержку; Фонд выдает долгосрочные беспроцентные займы, предлагает по минимальным расценкам юридические и бухгалтерские услуги, предоставляет возможность арендовать микроофисы и т.п. [7, с. 85].
Одновременно со Всероссийским конкурсом «Наше будущее» проводит премию «Импульс добра», ставящую своей целью не только финансовую, но и моральную поддержку стартапов в области СП. Только в 2012 году в рамках проведения конкурсного отбора на вручение этой награды организаторы получили 194 заявки из 54 регионов России.
Следует выделить главные преимущества коммерческих организаций сферы социального предпринимательства перед государственными учреждениями:
1. Личная заинтересованность предпринимателя в успешной реализации деятельности своей организации.
2. Возможность при передаче части полномочий государства - бизнесу, сократить государственные расходы на административные издержки, а также сократить время воплощения программ в реальность - от начала её разработки и до реального работоспособного социального проекта, своевременно оказывающего поддержку нуждающимся в этом лицам.
3. Созданные организации образуют собой уравновешивающие системы между людьми, имеющими некоторое социальное благо, и людьми, которые по каким-либо причинам его иметь не могут. Эти системы будут саморегулирующимися в пределах государственных рамок контроля, что позволит вести мониторинг их эффективности, одновременно избавляя государство от необходимости разработки новых методов решения социальных проблем и передавая данные полномочия на уровень бизнеса.
4. Повышенная конкуренция в среде данных организаций позволит более качественным из них сосредоточиться на своих конкретных задачах и выполнять их на максимально высоком уровне [9, с. 12].
Необходима поддержка в лице различного рода государственных структур, занимающихся под-
держкой малого и среднего предпринимательства по оказанию финансового содействия, определённые льготы, преференции в виде налоговых каникул были бы полезными так же, как и субсидирование ставки по кредитам или даже беспроцентное кредитование.
Чтобы решать задачи с помощью бизнесмоделей, нужны определённые знания, навыки управления проектами, финансами, разработки бизнес-планов. Этому нужно обучать, и такое обучение должно быть доступным. Некоторые компании, например Ситибанк, реализуют такие грантовые проекты для социальных предпринимателей на базе Высшей школы менеджмента в Санкт-Петербурге, подобный курс создаётся и в МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке Фонда «Наше будущее». Другая задача - организационное и консультационное содействие. Предпринимателю всегда необходимо решать вопросы бухгалтерского учёта, правового обеспечения бизнеса, это требует затрат. Было бы важным создавать какие-то центры, куда социальные предприниматели могли бы обратиться за помощью для решения этих проблем и получить её, причём по доступной цене.
Большое значения будет иметь для развития социального предпринимательства создание институциональной инфраструктуры поддержки социального предпринимательства.
Одно из направлений данной институциональной инфраструктуры - создание специальных консалтинговых центров. Это своего рода «инкубаторы социального предпринимательства», которые могут предоставить на время офис, помогут при решении юридических, организационных вопросов.
Потребность и возможность для развития социального предпринимательства между крупным бизнесом и государством велика. Каждая из сторон должная быть заинтересована в развитии таких отношений.
Многие крупные компании и некоторые консалтинговые компании оказывают существенную помощь, предоставляя профессиональные услуги социальным предпринимателям (юридическое, финансовое консультирование) либо по льготным ценам, либо вообще бесплатно в рамках собственных благотворительных программ. Ряд наших крупных компаний включил поддержку социального предпринимательства в число приоритетов своих программ социальных инвестиций и благотворительных проектов в территориях присутствия. В их числе, например, РуСАЛ, который реализует программу развития моногородов, включив в неё проекты поддержки социального предпринимательства. Компания «Северсталь» уже несколько лет вместе с местными органами власти реализует в Череповце проект «Агентство городского развития», ориентированный на поддержку малого бизнеса, а теперь и социального предпринимательства. Подобная программа существует у компании «СУЭК», она реализуется корпоративным Фондом «СУЭК - регионам». Важно отметить, что
324
крупный бизнес вносит свой вклад в это важное дело в рамках своей социальной активности и участия в развитии территорий.
У крупных компаний существуют и другие возможности и интерес поддержки малого и социального предпринимательства. Так, в целях оптимизации производства многие выводят непрофильные активы, которые зачастую связаны как раз с предоставлением социальных услуг сотрудникам, членам их семей. Например, речь идёт о детских садах, летних оздоровительных лагерях. Но при этом потребность в услугах остаётся. И удовлетворять её компании нередко стараются за счёт покупки соответствующих услуг для своих сотрудников у самостоятельных юридических лиц, созданных на базе выведенных активов, которые могут работать, в том числе, и в сфере социального предпринимательства.
Развитие сферы социальных услуг и поддержка социальных инициатив бизнеса находятся в точ-
Литература:
1. Горфинкель В.Я. Предпринимательство:
учебник для вузов / В.Я. Горфинкель, Г.Б. Поляк, В.А. Швандар. М. : ЮНИТИ, 2000. 300 с.
2. Задорин ИЯ. Общественная поддержка и доверие населения как фактор развития социального предпринимательства // ZIRCON. RU: Исследовательская группа «Циркон». 2011. ГКД. URL : http://www. zircon. ru/russia
3. Камбердиева С.С, Кабисов К.А., Хетагу-ров Г.В. Проблемымалых и средних предприя-тийв современных условиях // Устойчивое развитиегорных территорий. 2012. № 3. Р. 95-96.
4. Социальная ответственность бизнеса и его признание российским обществом // WCIOM. RU: Всероссийский центр изучения общественного мнения. 2011. URL : http://wciom. ru/index
5. Развитие социального предпринимательства на территории России // NB-FUNd. RU: Информационно-аналитический портал // Наше будущее. 2011. URL : http://www. nb-fund.ru
6. Зарубежный опыт социального предпринимательства // NB-FUND. RU: Информационноаналитический портал // Наше будущее. 2011. UR L: http://www. nb-forum.ru
7. Российский опыт социального предпринимательства // NB-FUND. RU: Информационноаналитический портал // Наше будущее. 2011. URL : http://nb-fund.ru
8. Зверева Н. Социальное предпринимательство: взгляд в будущее // NB-FUND. RU: Информационно-аналитический портал // Наше будущее. 2011. URL : http://www. nisse. ru/business
ке пересечения интересов органов власти и компаний. Для этого важно отметить, что от позиции государства в значительной степени зависит возможность и эффективность сотрудничества.
Целесообразность законодательного закрепления понятия социального предпринимательства активно обсуждается экспертами. Считаем, что нет необходимости в каком-то специальном законе, который бы определял этот статус. Вполне можно было бы внести дополнение в действующую статью или в виде отдельной статьи Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Здесь очень важно не пытаться ограничить социальное предпринимательство какими-то жёсткими рамками. Потому что речь идёт о развивающемся направлении бизнеса, основанном на нестандартных подходах, творчестве, инициативе людей, стремящихся эффективно решать социальные проблемы общества и государства в целом.
Literature:
1. Gorfinkel V.J. Entrepreneurship: a textbook for high schools / V.J. Garfinkel, G.B. Polyak, V.A. Shvandar. M . : UNITY, 2000. 300 p.
2. Zadorin I.V. Public support and trust of the population as a factor of social entrepreneurship // ZlRcON. RU: Research group «Zircon». 2011. GCD. URL : http://www. zircon. ru/Russia
3. Kamberdieva S.S, Kabisov K.A., Hetagurov G. V. Problemymalyh and medium predpriyatiyv modern conditions // Sustainable razvitiegornyh territories. 2012. № 3. P. 95-96.
4. Social responsibility of business and its recognition of Russian society // WCIOM. RU: AllRussian Public Opinion Research Center. 2011. URL : http://wciom.ru/index
5. The development of social entrepreneurship in
Russia // NB-FUND. RU: Informational and
analytical portal // Our Future. 2011. UR L: http://www. nb-fund.ru
6. Foreign experience of social entrepreneurship // NB-FUND. RU: Informational and analytical portal // Our Future. 2011. URL : http://www. nb-forum.ru
7. The Russian experience of social entrepreneurship // NB-FUND. RU: Informational and analytical portal // Our Future. 2011. URL : http://nb-fund.ru
8. Zvereva N. Sotsialnoe entrepreneurship: a look into the future // NB-FUND. RU: Informational and analytical portal // Our Future. 2011. URL : http://www. nisse. ru/business
325