Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕГИОНЕ С АГРАРНЫМ ПРОФИЛЕМ ЭКОНОМИКИ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕГИОНЕ С АГРАРНЫМ ПРОФИЛЕМ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ГОСПРОГРАММА / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аджикова А. С., Канцеров Р. А., Школьникова Н. Н.

Цель работы - выявление значимости государственной поддержки развития сельского хозяйства в регионах с аграрной специализацией экономики в рамках повышения продовольственной безопасности. Методы. Использованы методы сравнительного анализа (в том числе метод рейтинговой оценки), структурного анализа, статистического анализа, систематизации, обобщения, аналогии, сопоставления. Результаты. С помощью ряда индикаторов показана роль аграрного сектора в экономике отдельного региона Северо-Кавказского федерального округа, в том числе проведена выборка наиболее существенных показателей развития АПК (доли в ВРП, доли в занятости населения, доли в расходах бюджета и пр.). Отмечены конкурентные преимущества региона, имеющего благоприятные условия для опережающего развития сельского хозяйства. Доказана важность государственного стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли в регионах с аграрным уклоном. На примере региональной государственной программы показан комплексный характер государственной поддержки развития АПК. В частности, проанализирован состав подпрограмм, отражающих актуальные направления развития АПК региона в ближайшее время. Обоснована необходимость проведения регулярной оценки эффективности реализации мероприятий каждой подпрограммы как структурного элемента государственной программы развития сельского хозяйства в регионе. Для демонстрации результативности отобраны и представлены наиболее значимые мероприятия, реализованные в 2020 г. в пределах каждой подпрограммы. Выделены приоритеты государственной политики в аграрной сфере региональной экономики. Акцентировано внимание на ключевых направлениях развития растениеводства и животноводства аграрного сектора экономики региона. Научная новизна заключается в исследовании особой актуальности государственной поддержки регионов с аграрным профилем экономики в связи с реальной возможностью повышения экономической эффективности использования выделенных ресурсов в целях обеспечения устойчивого роста аграрного сектора региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF AGRICULTURE IN THE REGION WITH AN AGRARIAN PROFILE OF THE ECONOMY

The purpose of the work is the identification of the importance of state support for the development of agriculture in regions with agricultural specialization of the economy in the framework of improving food security. Methods. Methods of comparative analysis (including the rating evaluation method), structural analysis, statistical analysis, systematization, generalization, analogy, comparison were used. Results. Using a number of indicators, the role of the agricultural sector in the economy of a particular region of the North Caucasus Federal District is shown, including a sample of the most severe. The necessity of conducting a regular assessment of the effectiveness of the implementation of the activities of each subprogram as a structural element of the state program for the development of agriculture in the region is substantiated. To demonstrate the effectiveness, the most significant activities implemented in 2020 within each subprogram are selected and presented. The priorities of the state policy in the agrarian sphere of the regional economy are highlighted. Attention is focused on the key areas of development of crop production and animal husbandry of the agricultural sector of the region՚s economy. The scientific novelty lies in the study of the special relevance of state support for regions with an agrarian profile of the economy in connection with the real possibility of increasing the economic efficiency of the use of allocated resources in order to ensure sustainable growth of the agricultural sector of the region.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕГИОНЕ С АГРАРНЫМ ПРОФИЛЕМ ЭКОНОМИКИ»

УДК 332.1 Код ВАК 08.00.05 DOI: 10.32417/1997-4868-2022-217-02-60-70

S S о к о w СО

Государственная поддержка развития сельского хозяйства в регионе с аграрным профилем экономики

А. С. Аджикова1*, Р. А. Канцеров2, Н. Н. Школьникова2

1 Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия

2 Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия

*E-mail: altu77@mail.ru

Аннотация. Цель работы - выявление значимости государственной поддержки развития сельского хозяйства в регионах с аграрной специализацией экономики в рамках повышения продовольственной безопасности. Методы. Использованы методы сравнительного анализа (в том числе метод рейтинговой оценки), структурного анализа, статистического анализа, систематизации, обобщения, аналогии, сопоставления. Результаты. С помощью ряда индикаторов показана роль аграрного сектора в экономике отдельного региона Северо-Кавказского федерального округа, в том числе проведена выборка наиболее существенных показателей развития АПК (доли в ВРП, доли в занятости населения, доли в расходах бюджета и пр.). Отмечены конкурентные преимущества региона, имеющего благоприятные условия для опережающего развития сельского хозяйства. Доказана важность государственного стимулирования развития сельскохозяйственной отрасли в регионах с аграрным уклоном. На примере региональной государственной программы показан комплексный характер государственной поддержки развития АПК. В частности, проанализирован состав подпрограмм, отражающих актуальные направления развития АПК региона в ближайшее время. Обоснована необходимость проведения регулярной оценки эффективности реализации мероприятий каждой подпрограммы как структурного элемента государственной программы развития сельского хозяйства в регионе. Для демонстрации результативности отобраны и представлены наиболее значимые мероприятия, реализованные в 2020 г. в пределах каждой подпрограммы. Выделены приоритеты государственной политики в аграрной сфере региональной экономики. Акцентировано внимание на ключевых направлениях развития растениеводства и животноводства аграрного сектора экономики региона. Научная новизна заключается в исследовании особой актуальности государственной поддержки регионов с аграрным профилем экономики в связи с реальной возможностью повышения экономической эффективности использования tN выделенных ресурсов в целях обеспечения устойчивого роста аграрного сектора региона. <N Ключевые слова: аграрный сектор экономики, государственная поддержка, регион, развитие, госпрограм-щ ма, стимулирование.

Я

сз Для цитирования: Аджикова А. С., Канцеров Р. А., Школьникова Н. Н. Государственная поддержка разви-

g тия сельского хозяйства региона с аграрным профилем экономики // Аграрный вестник Урала. 2022. № 02

« (217). С. 60-70. DOI: 10.32417/1997-4868-2022-217-02-60-70.

§ Дата поступления статьи: 07.12.2021, дата рецензирования: 17.12.2021, дата принятия: 27.12.2021.

э

^ Постановка проблемы (Introduction) действия на повышение эффективности функцио-

рц- Государственная поддержка существования и нирования сельского хозяйства, рост современного

g развития аграрного сектора региональной эконо- агропроизводства и продовольственного рынка. л мики является обязательным условием, учитывая Задачами государственной поддержки сельско-

^ специфические особенности, заключающиеся в го хозяйства являются обеспечение благоприятных

^ объективных и субъективных факторах региональ- условий для функционирования отечественных

. ного развития: структуре региональной экономики, товаропроизводителей, стимулирование производ-

. низком уровне добавленной стоимости в сельском ства высококачественной продукции, а также повы-

хозяйстве, невозможности получить доход, доста- шение конкурентоспособности на внутреннем и на

§ точный для возмещения издержек производства, со- внешнем рынках сельскохозяйственных товаров и

g хранения земель и социального развития сельских услуг [1, с. 760].

^ территорий. Государственная поддержка аграрного Государственная аграрная политика есть часть

<! сектора экономики является мощным рычагом воз- социально-экономической политики в сфере до-

стижения продовольственной безопасности, стратегической целью которой является обеспечение населения страны безопасной, качественной и доступной сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в объемах, обеспечивающих рациональные нормы потребления пищевой продукции1.

Реализация комплексных мер поддержки осложняется макроэкономическими и геополитическими факторами, зависимостью производственных результатов от природно-климатических условий [2, с. 350].

В рамках реализации Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации ежегодно проводится мониторинг реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В Национальном докладе о ходе и результатах реализации в 2020 г. Государственной программы подведены итоги, в том числе предоставлены сведения о достижении целевых показателей структурных элементов госпрограммы, выявлены недостатки и их причины. Эффективность реализации Государственной программы в 2020 г., по оценке Минсельхоза России, является высокой. Агропромышленный комплекс в целом продемонстрировал устойчивость к влиянию внешних факторов, возможность обеспечения продовольственной безопасности страны в сложившихся социально-экономических условиях и неоднозначной ситуации на внутреннем и внешнем рынках. В связи с этим Минсельхоз России считает необходимым продолжить реализацию Государственной программы и сохранить, а также расширить существующие меры государственной под-держки2.

Методология и методы исследования (Methods)

Государственная поддержка АПК направлена на повышение конкурентоспособности и эффективности сельскохозяйственного производства, стимулирование инноваций, повышение эффективности использования фондов, земельных ресурсов, решение вопросов сельских территорий (развитие рыночной и социальной инфраструктуры, снижение безработицы, повышение уровня оплаты труда сельских жителей и пр.), усиление инвестиционных возможностей региона как объекта поддержки.

В современных социально-экономических условиях развития аграрной отрасли возрастает актуальность поиска наиболее эффективных направлений государственной поддержки, использования дифференцированных подходов при осуществлении государственной поддержки отрасли, что будет способствовать активному развитию приоритетных

1 Указ Президента Российской Федерации от 21.12.2020 г. № 20

«Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности

Российской Федерации».

отраслей аграрного производства в условиях многоукладной сельской экономики.

Высокий уровень государственного стимулирования, к тому же опирающийся на значительный финансовый рычаг кредитования и лизинга, действительно может в современных условиях обе- ^ спечить более высокие темпы развития отрасли, o особенно если эта поддержка дополнительно под- р крепляется нефинансовыми протекционистскими 2 мерами защиты отечественного производителя y сельскохозяйственной продукции [3, с. 150].

Государственная стратегия формирования эффективно функционирующего аграрного сектора экономики, роста уровня и качества жизни сельского населения, сбережения природных ресурсов способствует наращиванию объема отечественной сельхозпродукции в условиях влияния рисков и угроз продовольственной безопасности.

Результаты (Results) Карачаево-Черкесская Республика, входящая в состав субъектов Северо-Кавказского федерального округа, традиционно считается аграрным регионом. Аграрный характер экономики региона связан прежде всего со структурой региональной экономики. Развитие сельского хозяйства региона обусловлено наличием природных условий для осуществления сельскохозяйственного производства, исторически сложившейся системой разделения труда. Около 60 % населения республики являются жителями сельских населенных пунктов.

В АПК республики входят все отрасли хозяйства, которые принимают участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке и доведении до потребителя. В Карачаево-Черкесии функционируют как сферы сельскохозяйственного © производства (животноводство и растениеводство),

так и отрасли по переработке и сбыту сельскохозяй- n

i

ственного сырья и продовольствия (пищевая, лег- k

кая промышленность, система заготовок, транспор- a

тировка, хранение и реализация продукции АПК). ^

Размещение звеньев агропромышленного комплек- ^

са во многом определяется территориальной ор- К

ганизацией и специализацией сельскохозяйствен- р

¡3

ного производства. Переработка, складирование и S

ft

хранение сельхозпродукции в значительной мере ° ориентированы на потребителя. Территориальная ^

концентрация в благоприятных почвенно-климати- ^

„ >

ческих зонах производства сельскохозяйственной ,

продукции (картофеля, овощей и другой продукции h

растениеводства) способствует активизации дея- О

тельности личных подсобных хозяйств населения i

и фермеров3. Отличительной чертой сельскохозяй- О

2 a

Национальный доклад о ходе и результатах реализации в 2020 ^

году Государственной программы развития сельского хозяйства Z

и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сы- n

ья и продовольствия. ,

Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Респу- 0

блики от 26.08.2014 № 239 «О стратегии социально-экономиче- ^

ского развития Карачаево-Черкесской Республики до 2035 года». КЭ

о К

о «

СО

ственной отрасли в республике является преобладание в структуре производства сельхозпродукции по категориям хозяйств в 2019 г. доли личных подсобных хозяйств (42,3 %) над сельхозорганизациями (32,2 %), а также над крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (25,5 %)4.

Наличие естественной кормовой базы, представленной альпийскими пастбищами высокой естественной продуктивности, и применение малозатратной интенсивно-пастбищной технологии позволяют эффективно развивать мясное и молочное скотоводство. В республике наряду со скотоводством развиты овцеводство, козоводство, коневодство, кролиководство и птицеводство.

Сельское хозяйство Карачаево-Черкесии отличается хорошо развитой отраслью овцеводства и козоводства. В 2019 г. по поголовью овец и коз регион вошел в топ-10 субъектов Российской Федерации, заняв 6-е место (по производству шерсти в хозяйствах всех категорий - 8-е место). Поголовье овец и коз в Карачаево-Черкесской Республике по состоянию на 01.01.2020 г. составило 1 137,8 тыс. голов (5 % от общей численности овец и коз в России). За 10 лет (к показателям 2010 г.) поголовье овец и коз в регионе выросло на 20,0 %, к 2000 г. -почти в 4 раза5. В 2020 г. стартовал крупный инвестиционный проект по развитию индустриального мясного овцеводства. Изучение ресурсной базы республики, действующих мер государственной поддержки, природно-климатических условий, существующей базы для развития животноводства позволили начать реализацию самого крупного инвестиционного проекта по развитию овцеводства в Северо-Кавказском федеральном округе. Объем инвестиций - 2,7 млрд руб. Готовится ввод в эксплуатацию современного реконструированного мясоперерабатывающего завода мощностью 12 000 тонн6.

Растениеводы республики возделывают зерновые культуры, сахарную свеклу, картофель, масленичные и кормовые культуры, развито овощеводство открытого и закрытого грунта. В республике функционируют предприятия по первичной и глубокой переработке сельскохозяйственной продукции. Так, есть предприятия по производству сахара, муки, комбикормов, консервов овощных и мясных, по переработке мяса и молока, производящие широкий ассортимент мясных и колбасных изделий, цельномолочной продукции, сыров и масла животного.

Объем продукции сельского хозяйства республики в стоимостном выражении в настоящее сопоставим с объемом промышленной продукции и услуг (объемом отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг

4 КЧР в цифрах. 2021: статистический сборник. Черкесск, 2021. 122 с.

5 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: Р32: статистический сборник. Москва: Росстат, 2020. 1242 с.

собственными силами по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства» и «обеспечение электрической энергией, газом, паром; кондиционирование воздуха и водоснабжение; водоотведе-ние, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»). В ближайшие годы объем сельскохозяйственной продукции Карачаево-Черкесской Республики может достичь и превзойти уровень объема промышленной продукции.

В отраслевой структуре сельского хозяйства Карачаево-Черкесии преобладает отрасль животноводства, доля которой в общем объеме сельскохозяйственной продукции составила в 2021 г. 58,0 %. На долю продукции отрасли растениеводства пришлось 42,0 %7. В частности, в рейтинге субъектов РФ по валовому сбору сахарной свеклы КЧР в 2019 г. занимала 21-е место, по валовому сбору семян подсолнечника - 28-е место. По итогам за 2020 г. Карачаево-Черкесия вошла в десятку регионов - лидеров по производству тепличных овощей. С 2017 г. в КЧР возрождается садоводство. Сегодня более 500 га садов интенсивного типа уже введены в эксплуатацию, в том числе единственный в современной России грушевый сад площадью 9 га. В ближайшие 5 лет садоводство - один из приоритетов развития сельского хозяйства КЧР, планируется высадить сады на площади не менее 5 000 га, что позволит создать 5 000 рабочих мест для жителей сельской местности.

В таблице 1 приведены отдельные показатели, подтверждающие наличие фактически достигнутых результатов и перспективы аграрной специализации экономики Карачаево-Черкесской Республики.

Анализ статистических данных показал, что значения удельного веса некоторых ключевых показателей свидетельствует об уровне развития сельского хозяйства в КЧР. Доля АПК в ВРП имеет максимальное значение среди отраслей экономики сферы материального производства. Для сравнения: на 2-м месте - обрабатывающие производства (10,2 %), на 3-м месте - торговля оптовая и розничная (8,8 %). Следует отметить также ежегодный рост удельного веса аграрного сектора в ВРП, который составлял в 2017 г. 16,6 %, в 2018 г. - 17,2 %, в 2019 г. - 18 %). Анализ среднегодовой численности занятых в экономике по видам экономической деятельности свидетельствует о том, что доля занятых в сельском хозяйстве в 2019 г. составила 14,7 % (доля занятых в торговле - 15,4 %, на предприятиях обрабатывающей промышленности - 13 % соответственно).

6 Ежегодный Доклад-Послание Главы КЧР об итогах работы за 2020 год и задачах на перспективу.

КЧР в цифрах. 2020: статистический сборник. Черкесск, 2020. 123 с.

Таблица 1

Показатели, характеризующие статус Карачаево-Черкесской Республики

как региона с аграрным профилем экономики

Показатели Значение

1. Доля добавленной стоимости сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства в общем объеме ВРП в 2019 г., % 18,0

2. Доля расходов на сельское хозяйство и рыболовство в расходах на национальную экономику республиканского бюджета КЧР в 2020 г., % 17,2

3. Удельный вес среднегодовой численности занятых в сельском, лесном хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве в общей численности занятых в экономике в 2019 г., % 14,7

4. Доля субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность в аграрной сфере КЧР без образования юридического лица, в общей численности соответствующих субъектов в 2020 г., % 21,7

5. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств (в фактически действовавших ценах, в процентах к итогу) в 2020 г., %: - сельскохозяйственные организации - хозяйства населения - крестьянские (фермерские) хозяйства 100 33,5 42,4 24,1

1. КЧР в цифрах. 2020: статистический сборник. Черкесск, 2020. 123 с.

2. Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики № 64 от 27.04.2021 «О проекте закона „Об исполнении республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики за 2020 год"».

Table 1

Indicators characterizing the status of the Karachay-Cherkess Republic as a region with an agrarian profile of the economy

Indicators Meaning

1. The share of added value of agriculture, forestry, hunting, fishing andfish farming in the total GRP in 2019, % 18.0

2. The share of expenditures on agriculture and fishing in the expenditures on the national economy of the republican budget of the KCR in 2020, % 17.2

3. The share of the average annual number of people employed in agriculture, forestry, hunting, fishing and fish farming in the total number of people employed in the economy in 2019, % 14.7

4. The share of entities engaged in economic activity in the agricultural sector of the KCR without the formation of a legal entity in the total number of relevant entities in 2020, % 21.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Structure of agricultural products by categories offarms (in actual prices, as a percentage of the total) in 2020, %: - agricultural organizations - households of the population - peasant (farm) farms 100 33.5 42.4 24.1

Source: compiled by the author on:

1. KChR v tsifrakh. 2020: statisticheskiy sbornik [KCR in numbers. 2021: statistical collection]. Cherkessk, 2021. 123 p.

2. Postanovlenie Pravitel'stva Karachaevo-Cherkesskoy Respubliki № 64 ot 27.04.2021 «Oproekte zakona „Ob ispolnenii respublikanskogo byudzheta Karachaevo-Cherkesskoy Respubliki za 2020 god"» [Resolution of the Government of the Karachay-Cherkess Republic No. 64 of27.04.2021 "On the draft law "On the execution of the republican budget of the Karachay-Cherkess Republic for 2020"].

В структуре сельхозпродукции 24,1 % приходится на продукцию крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ). Это подчеркивает высокую предпринимательскую активность населения республики в целом и в сфере сельского хозяйства особенно.

Важнейшими задачами государственной аграрной политики являются обеспечение продовольственной безопасности государства, формирование развитого конкурентоспособного агропромышленного сектора, способствующего росту экспорта различных видов продукции агропромышленного сектора. Анализ проводимой государством агро-продовольственной политики показывает, что регулирующее влияние на агропромышленный сектор экономики имеет фрагментарный характер, что снижает ее эффективность и достижение поставленных результатов. В связи с этим проблемы стратегического развития агропромышленного комплекса регионов и развития сельских территорий должны рассматриваться комплексно. Госу-

дарственное воздействие на сельскохозяйственный сектор экономики предполагает формирование адекватной современным экономическим реалиям региональной агропродовольственной политики. При формировании аграрной политики регионов необходимо обеспечить рост доходов сельского населения, развитие социальной и рыночной инфраструктуры сельских территорий.

Таким образом, устойчивое развитие аграрного сектора экономики невозможно без регулирующего воздействия федеральных и региональных органов государственного управления. Повышение конкурентоспособности и эффективное развитие аграрного сектора региональной экономики возможно только с усилением роли государственной поддержки. Являясь частью государственного регулирования, она представляет собой совокупность решений и действий государственных органов власти, направленных на развитие сельского хозяйства для достижения определенных целей.

о К

о «

СО

Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей предполагает получение безвозмездно или на льготных условиях средств из бюджетов разных уровней, а также получение выгод от действия законодательных государственных мер, способствующих эффективному функционированию и развитию сельских территорий.

В целях повышения эффективности функционирования сельскохозяйственной отрасли в Карачаево-Черкесской Республике реализуется государственная программа «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики». Основные задачи программы - стимулирование роста производства ведущих видов сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности, технологического и технического оснащения сельского хозяйства, устойчивое развитие сельских территорий,

повышение уровня и качества жизни сельского населения, повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений8. В таблице 2 показаны основные итоги реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики» за 2020 г.

Результатом оказанных мер государственной поддержки животноводов КЧР является то, что на сегодняшний день удалось сохранить 14 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, обладающих правом на осуществление деятельности в области племенного животноводства, в том числе 6 овцеводческих (115 954 голов), 9 коневодческих (5 893 голов), 2 яководческих (около 2 270 голов), 2 по крупному рогатому скоту (1 881 голова)9.

Таблица 2

Основные результаты реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства

Карачаево-Черкесской Республики»

Наименование подпрограммы Наиболее значимые мероприятия в сфере АПК КЧР, реализованные в 2020 г.

Обеспечение реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства КЧР» Обеспечено повышение эффективности государственного управления в Минсельхозе КЧР; в Управлении ветеринарии КЧР

Обеспечение общих условий функционирования сельскохозяйственной отрасли Проведены противоэпизоотические мероприятия, проводятся ветеринарное обслуживание и контроль

Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие Приобретено 40 ед. сельхозтехники, в т. ч. зерноуборочных комбайнов - 11 ед.; тракторов для сельхозработ - 29 ед.

Устойчивое развитие сельских территорий КЧР Завершено строительство дома культуры на 250 мест; проведена реконструкция дома культуры на 300 мест; продолжается реконструкция двух домов культуры по 250 мест

Развитие мелиорации земель сельхозназначения КЧР Продолжается строительство (реконструкция) систем водо-передачи общей площадью 135 га

Стимулирование инвестиционной деятельности агропромышленного комплекса Осуществлено возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам); количество субсидируемых кредитов - 3 ед.

Система поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации Выдано грантов на развитие КФХ фермерам на сумму 55 млн руб. (приобретено более 850 голов КРС, 2200 голов овец и коз; создано 53 новых рабочих места

Экспорт продукции АПК КЧР Реализован экспортно ориентированный инвестиционный проект по формированию племенного овцеводческого хозяйства на 50 тыс. голов. Выход на проектную мощность -в 2022 г. с экспортными поставками мяса баранины на 1,7 млн долл. США в год. Реализована продукция АПК на экспорт в сумме 3,5 млн долл. США

Развитие садоводства КЧР на 2019-2021 годы Реализуется ряд крупных инвестиционных проектов по закладке фруктовых садов интенсивного типа на площади более 1 000 га с фруктохранилищами мощностью 60 000 тонн. Заложен первый виноградник на площади 3,7 га

Развитие свеклосахарного производства в КЧР Выплачено 25 млн руб. из республиканского бюджета, что позволит достигнуть к 2024 г. площадей до 7 тыс. га с объемом переработки сахарной свеклы до 400 тыс. тонн

Развитие отраслей агропромышленного комплекса Стимулирующей и компенсирующей господдержкой воспользовались 859 сельхозпроизводителей на сумму 640 млн руб.

Комплексное развитие сельских территорий Введено в эксплуатацию 24,3 км водопроводов; 21,4 км распределительных газовых сетей; 6,7 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием

Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики за 2020 год.

8 Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики за 2020 год.

Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Карачаево-Черкесской Республики за 2020 год.

Table 2

The main results of the implementation of the state program "Development of agriculture of the Karachay-Cherkess Republic"

Name of the subroutine The most significant activities in the field of agriculture of the KCR, implemented in 2020

Ensuring the implementation of the state program "Development of agriculture of the KCR" The efficiency of public administration in the Ministry of Agriculture of the KCR has been improved; in the Veterinary Department of the KCR

Ensuring the general conditions for the functioning of the agricultural sector Antiepizootic measures have been carried out, veterinary services and control are being carried out

Technical and technological modernization, innovative development 40 units of agricultural machinery were purchased, including: combine harvesters - 11 units; tractors for agricultural work - 29 units

Sustainable development of rural areas of the KCR The construction of the house of culture for 250 seats has been completed; the reconstruction of the house of culture for 300 seats has been carried out; the reconstruction of 2 houses of culture for 250 seats continues

Development of land reclamation for agricultural purposes of the KCR Construction (reconstruction) of water transmission systems with a total area of 135 hectares continues

Stimulating the investment activity of the agro-industrial complex A part of the interest rate on investment loans (loans) has been reimbursed; the number of subsidized loans is 3 units

Farmer support system and development of agricultural cooperation Grants for the development offarms were issued to farmers in the amount of 55 million rubles (more than 850 heads were purchased. Cattle, about 2,200 head of sheep and goats; 53 new jobs have been created.

Export of agricultural products of the KCR An export-oriented investment project has been implemented to form a breeding sheep farm for 50 thousand heads. The output to the design capacity is in 2022 with export supplies of lamb meat for 1.7 million USD per year. Agro-industrial complex products were sold for export in the amount of 3.5 million USD

Development of horticulture of the KCR for 2019-2021 A number of large investment projects are being implemented to lay intensive orchards on an area of more than 1,000 hectares with fruit storage facilities with a capacity of60,000 tons. The first vineyard was laid on an area of 3.7 hectares.

Development of sugar beet production in KCR 25 million rubles were paid from the republican budget, which will make it possible to reach an area of up to 7 thousand hectares by 2024 with a volume of sugar beet processing up to 400 thousand tons

Development of branches of the agro-industrial complex Stimulating and compensating state support was used by 859 agricultural producers in the amount of640 million rubles

Integrated development of rural areas 24.3 km of water pipes were put into operation; 21.4 km of gas distribution networks; 6.7 km of paved public roads

И о о ¡3

0

1

Consolidated annual report on the implementation and evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of the Karachay-Cherkess Republic 2020.

В качестве основных направлений господдержки развития сельского хозяйства в Карачаево-Черкесской Республике можно выделить развитие мясного и молочного скотоводства; развитие переработки сельскохозяйственной продукции; мелиорацию земель сельскохозяйственного назначения; развитие малого бизнеса в сельском хозяйстве; развитие перспективной отрасли растениеводства -садоводства; социальное развитие сельских территорий.

Первоочередной задачей является оптимизация размещения агропромышленного производства в пространстве и его специализации. При разработке мероприятий по этой проблеме важно принимать во внимание необходимость эффективного использования природных и производственных ресурсов с учетом уникальных климатических условий каждо-

го региона, повышения эффективности производства и конкурентоспособности сельхозпродукции. Одновременно появится потребность создания крупных объектов, специализирующихся на производстве отдельных видов сельскохозяйственной продукции, оптимизации внутрирегионального размещения сельхозпроизводства, учитывая сложившуюся инфраструктуру отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности [4, с. 8].

Исследования некоторых авторов показывают, что региональная аграрная политика включает, с одной стороны, поддержку наиболее перспективных проектов и эффективных предприятий, расположенных, как правило, в благоприятных биоклиматических зонах; с другой стороны, поддержку неконкурентоспособных сельхозпроизводителей, находящихся в худших условиях хозяйствования.

о К

о «

СО

При этом регионы, располагающие значительными денежными ресурсами по финансированию АПК, имеют чаще всего низкий удельный вес аграрного сектора в экономике. Это связано с местоположением этих регионов в зонах рискованного земледелия. Расширение государственной поддержки аграрного производства в регионах, неблагоприятных для развития сельского хозяйства, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Однако, несмотря на отрицательные последствия регионализации поддержки, производство постепенно смещается в регионы с благоприятными климатическими условиями для сельского хозяйства, где оно является наиболее экономически эффективным [5, с. 155].

Очевидно, целесообразно сопоставлять объем государственной поддержки и прирост сельскохозяйственной продукции в целях повышения интенсивности использования посевных площадей и биоклиматического потенциала региона. По мнению аналитиков, технология определения величины некоторых субсидий не связана с показателями эффективности производства. Так, субсидии на оказание несвязанной поддержки в растениеводстве, учитывают лишь посевные площади и ставку субсидии на 1 га. Таким образом, субсидии выделяются равномерно всем производителям сельхозпродукции вне зависимости от результативности их работы. Следует ввести поправочный коэффициент, чтобы увязать сумму субсидии с урожайностью сельскохозяйственных культур [6, с. 120].

Проверено опытом, что каждый рубль, направленный на развитие АПК, в том числе с помощью инструментов, прямо или косвенно повышающих спрос на сельхозпродукцию, в итоге даст мультипликативный эффект в виде инвестиций в развитие предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности и прочих отраслей в технологической цепочке [7, с. 659].

Повышение уровня конкурентоспособности аграрного сектора экономики и, как следствие, решение задач импортозамещения невозможно реализовать без государственной поддержки.

Первостепенными направлениями роста эффективности производства продукции животноводства являются наращивание производства на базе достижений НТП, использование прогрессивных технологий и оптимальных форм организации производства; рост продуктивности животных при бережливом расходовании материальных и финансовых ресурсов; интенсивное развитие кормовой базы; повышение уровня механизации технологических процессов, позволяющее снизить затраты труда на единицу продукции животноводства на 35-40 %; материальное стимулирование работников отрасли и активное привлечение молодых квалифицированных специалистов [8, с. 32].

Мировой опыт применения цифровых технологии в отраслях АПК подтверждает рост урожайности, повышение производительности труда, сокращение издержек и в целом технологический прорыв в АПК. Россия для усиления собственных аграрных позиций и повышения конкурентоспособности производимого сельскохозяйственного сырья на мировом рынке также осуществляет научный поиск и практическое внедрение существующих информационных инструментов [9, с. 252].

Следует отметить, что, несмотря на определенные позитивные результаты научно-технологического развития и цифровизации сельского хозяйства, а также решения задач в аграрной сфере по импортозамещению, экспорту сельскохозяйственной продукции, по-прежнему существуют проблемы совершенствования продукции, организации производства сельскохозяйственной продукции, организационно-экономических, правовых и других важных механизмов управления отраслью сельского хозяйства направлений сельскохозяйственной деятельности.

Нужно почеркнуть, что существующий на современном этапе уровень государственной поддержки развития АПК не дает возможности полноценно решать имеющиеся системные проблемы, ускорять процесс импортозамещения, снижать региональную дифференциацию уровня жизни сельского населения, стабильно повышать заработную плату работникам отрасли. Ограниченный объем, существующий в данное время, может быть вызван, с одной стороны, нестабильностью развития экономики, с другой стороны - характером государственной макроэкономической политики развития АПК. Сельское хозяйство не должно попадать в секвестируемые статьи государственного бюджета [10, с. 491].

Значимость государственного регулирования агропромышленного комплекса в целях обеспечения продовольственной безопасности возрастает в условиях распространения новой коронавирусной инфекции ТО\ТО-19.

Необходимо наладить контроль над организацией работы отраслей, интегрированных с АПК (в частности, повысить эффективность логистики посадочного материала, удобрений, запасных частей, сельхозпродукции. Центральными задачами в сфере сельского хозяйства, разумеется, являются обеспечение населения сельскохозяйственной продукцией в достаточном количестве; качественное и своевременное проведение посевной; сохранение непрерывности производственного цикла, достигаемой стабильной работой сельхозорганизаций, что связано также с достойным уровнем оплаты труда работников отрасли [11, с. 93].

Экономический кризис побуждает принимать более эффективные и системные меры по поддерж-

ке сельскохозяйственной отрасли, при реализации которых каждый вложенный в отрасль рубль будет давать максимальную отдачу [12, с. 215].

Важно подчеркнуть острую необходимость государственной поддержки развития сельского хозяйства для незамедлительного решения важнейших проблем, снижения влияния различных рисков, угроз и форс-мажорных обстоятельств. В этих целях государство выделяет сельское хозяйство в качестве приоритетной отрасли, учитывая ее стратегическое значение по обеспечению продовольствием населения страны. О важности первоочередного развития АПК говорит тот факт, что около четверти населения проживает в сельской местности. Приоритетное развитие сельского хозяйства должно стать долговременной стратегией [13, с. 9].

Наряду с увеличением бюджетного финансирования сельского хозяйства необходима модификация организационно-экономического механизма государственной поддержки отрасли. Усовершенствование механизма государственной финансовой поддержки при оптимальных ее размерах будет способствовать повышению доходности сельскохозяйственного производства, осуществлению расширенного воспроизводства и, как следствие, обеспечению продовольственной безопасности страны.

Стратегия устойчивого развития предприятий аграрного сектора экономики представляет собой целенаправленный результат достижения конкретных целей, поддержания и повышения финансовой стабильности производственной системы под влиянием внешней среды, что способствует сбалансированному ее функционированию за счет эффективного развития в будущем. [14, с. 163].

Ключевыми ориентирами развития аграрного сектора экономики являются обеспечение его

устойчивости, поддержание качественного роста, укрепление продовольственной безопасности. С учетом стоящих перед отраслью задач необходимо достижение соответствия между поставленными перед АПК целями и выделяемыми на их решения финансовыми ресурсами. Механизмы оказания государственной поддержки АПК должны быть прозрачными, предсказуемыми и не меняться ежегодно, что создаст необходимую основу для долгосрочного планирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей [15, с. 9]. Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion)

Очевидно, регионы с аграрным профилем экономики в большей степени нуждаются в государственной поддержке развития сельского хозяйства, так как имеют собственные уникальные возможности (географическое местоположение, сельскохозяйственные площади и качество земельных ресурсов, наличие водных ресурсов, благоприятные климатические условия, предпринимательский потенциал населения, инвестиционная привлекательность региона и пр.) для эффективного ее использования. Такие регионы способны проявить большую результативность и устойчивость позитивных тенденций при реализации средств предоставленной им финансовой и иной государственной помощи.

Мониторинг сопоставления плановых и реализованных мероприятий в ходе освоения финансовых ресурсов государственной поддержки позволяет корректировать агропродовольственную политику в регионе.

Ускорение развития агропромышленной отрасли в регионах с выраженной аграрной специализацией экономики способствует решению стратегических задач повышения продовольственной безопасности государства.

М о о ¡3 о

У

Библиографический список

1. Климова Н. В., Шаповалова Г. И. Государственная поддержка в достижении целевых показателей развития сельского хозяйства [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 130. С. 760-773. DOI: 10.21515/1990-4665130-053. URL: https://elibrary.m/item.asp?id=29817386 (дата обращения: 16.11.2021).

2. Оборин М. С. Социально-экономические проблемы развития сельского хозяйства в российских регионах // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 5. № 3 (19). С. 349-357. DOI: 10.30914/2411-9687-2019-5-3-349-357.

3. Калинин А. М., Самохвалов В. А. Эффективность финансовой поддержки сельского хозяйства: общая оценка и межбюджетный эффект // Проблемы прогнозирования. 2020. № 5. С. 142-152. DOI: 10.1134/ S1075700720050081.

4. Алтухов А. И. Пространственное развитие агропромышленного производства страны: проблемы и пути решения // Прикладные экономические исследования. 2018. № 5 (27). С. 4-10. DOI: 10.33049/11.052718.1.

5. Шик О. В., Серова Е. В., Янбых Р. Г. Исследование системы бюджетной поддержки аграрного сектора в России // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 2. С. 145-167.

6. Булатова Ю. И. Проблемы применения бюджетных инструментов государственной поддержки сельского хозяйства в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Научно-исследовательский журнал «Вектор экономики». 2019. № 5. С. 112-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38304924 (дата обращения: 17.11.2021).

л w s

s

о к

о w СО

7. Неганова В. П., Дудник А. В. Совершенствование государственной поддержки АПК региона // Экономика региона. 2018. Т. 14. Вып. 2. С. 651-662. DOI: 10.17059/2018-2-25.

8. Глеба О. В. Государственная поддержка как ключевой фактор обеспечения конкурентоспособности животноводческой отрасли России // Аграрное и земельное право. 2018. № 7 (163). С. 27-33.

9. Федотова Г. В., Горлов И. Ф., Сложенкина М. И., Глущенко А. В. Тренды научно-технического развития и повышения конкурентоспособности сельского хозяйства России // Вестник Академии Знаний. 2019. № 3 (32). C. 251-255.

10. Алтухов А. И. Решая текущие задачи развития сельского хозяйства, нельзя забывать его проблемы // Научные труды вольного экономического общества России. 2020. № 3. С. 488-495. DOI: 10.38197/20722060-2020-223-3-488-495.

11. Ломовцева А. В., Пятаева Е. В. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации в условиях пандемии // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). C. 91-95.

12. Ермоленко О. Д. Эффективность государственной поддержки в сельскохозяйственном производстве [Электронный ресурс] // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2017. № 125. С. 210-222. DOI: 10.21515/1990-4665-125-014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28301213 (дата обращения: 16.11.2021).

13. Совершенствование государственного регулирования развития сельского хозяйства: монография / А. И. Алтухов, В. И. Векленко, В. А. Семыкин [и др.]. Курск: Изд-во Курской гос. с.-х. акад., 2019. 208 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Белоусов В. М. Калякин Е. В. Стратегические направления устойчивого развития аграрного сектора экономики // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. № 3. С. 161-165.

15. Ушачев И., Маслова В., Чекалин В. Государственная поддержка сельского хозяйства в России: проблемы, пути их решения // АПК: экономика, управление. 2018. № 3. С. 4-12.

Об авторах:

Алтынай Султахановна Аджикова1, кандидат экономических наук, доцент, ORCID 0000-0001-5085-5689, AuthorlD 706267; +7 928 386-05-87, altu77@mail.ru

Рашид Александрович Канцеров2, кандидат экономических наук, профессор, директор Института экономики и управления, ORCID 0000-0002-0570-3480, AuthorlD 492032; +7 928 032-71-75, kancerovr@mail.ru Нина Николаевна Школьникова2, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», ORCID 0000-0002-4415-2079, AuthorlD 482630; +7 928 655-89-17, nnshkolnikova@mail.ru

1 Московский технический университет связи и информатики, Москва, Россия

2 Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск, Россия

State support for the development of agriculture in the region with an agrarian profile of the economy

A. S. Adzhikova1*, R. A. Kantserov2, N. N. Shkolnikova2

1 Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia

2 North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia

*E-mail: altu77@mail.ru

Abstract. The purpose of the work is the identification of the importance of state support for the development of agriculture in regions with agricultural specialization of the economy in the framework of improving food security. Methods. Methods of comparative analysis (including the rating evaluation method), structural analysis, statistical analysis, systematization, generalization, analogy, comparison were used. Results. Using a number of indicators, the role of the agricultural sector in the economy of a particular region of the North Caucasus Federal District is shown, including a sample of the most severe. The necessity of conducting a regular assessment of the effectiveness of the implementation of the activities of each subprogram as a structural element of the state program for the development of agriculture in the region is substantiated. To demonstrate the effectiveness, the most significant activities implemented in 2020 within each subprogram are selected and presented. The priorities of the state policy in the agrarian sphere of the regional economy are highlighted. Attention is focused on the key areas of development of crop production and animal husbandry of the agricultural sector of the region's economy. The scientific novelty lies in the study of the special relevance of state support for regions with an agrarian profile of

the economy in connection with the real possibility of increasing the economic efficiency of the use of allocated

resources in order to ensure sustainable growth of the agricultural sector of the region.

Keywords: agricultural sector of the economy, state support, region, development, state program, stimulation.

For citation: Adzhikova A. S., Kantserov R. A., Shkolnikova N. N. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya sel'skogo khozyaystva v regione s agrarnym profilem ekonomiki [State support for the development of agriculture in a region with an agrarian profile of the economy] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2022. No. 02 (217). Pp. 60-70. DOI: 10.32417/1997-4868-2022-217-02-60-70. (In Russian.)

Date ofpaper submission: 07.12.2021, date of review: 17.12.2021, date of acceptance: 27.12.2021.

References

1. Klimova N. V., Shapovalova G. I. Gosudarstvennaya podderzhka v dostizhenii tselevykh pokazateley razvitiya sel'skogo khozyaystva [State support in the achievement of target indicators of the development of the agriculture] [e-resource] // Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrar-nogo universiteta. 2017. No. 130. Pp 760-773. DOI: 10.21515/1990-4665-130-053. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=29817386 (date of reference: 16.11.2021). (In Russian.)

2. Oborin M. S. Sotsial'no-ekonomicheskie problemy razvitiya sel'skogo khozyaystva v rossiyskikh regionakh [Socio-economic problems of agricultural development in Russian regions] // Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. Vol. 5. No. 3 (19). Pp. 349-357. DOI: 10.30914/2411-9687-2019-5-3-349-357. (In Russian.)

3. Kalinin A. M., Samokhvalov V. A. Effektivnost' finansovoy podderzhki sel'skogo khozyaystva: obshchaya otsenka i mezhbyudzhetnyy effekt [Efficiency of financial support of agriculture: general assessment and inter-budgetary effect] // Problemy prognozirovaniya. 2020. No. 5. Pp. 142-152. (In Russian.)

4. Altukhov A. I. Prostranstvennoe razvitie agropromyshlennogo proizvodstva strany: problemy i puti resheniya [Spatial development of the country's agro-industrial production: problems and solutions] // Prikladnye ekonomi-cheskie issledovaniya. 2018. No. 5 (27). Pp. 4-10. DOI: 10.33049/11.052718.1. (In Russian.)

5. Shik O. V., Serova E. V., Yanbykh R. G. Issledovanie sistemy byudzhetnoy podderzhki agrarnogo sektora v Rossii [Review of the budget support system for the agricultural sector in Russia] // Public Administration Issues. 2020. No. 2. Pp. 145-167. (In Russian.)

6. Bulatova Yu. I. Problemy primeneniya byudzhetnykh instrumentov gosudarstvennoy podderzhki sel'skogo khozyaystva v Rossiyskoy Federatsii [The problems of applying the fiscal instruments of the state support of agriculture in the Russian Federation] // Nauchno-issledovatel'skiy zhurnal "Vektor ekonomiki". 2019. No. 05. Pp. 112-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38304924 (date of reference: 17.11.2021). (In Russian.)

7. Neganova V P., Dudnik A. V. Sovershenstvovanie gosudarstvennoy podderzhki APK regiona [Improvement of state support of the agro-industrial complex of the region] // Ekonomika regiona. 2018. Vol. 14. Iss. 2. Pp 651-662. DOI: 10.17059/2018-2-25. (In Russian.)

8. Gleba O. V. Gosudarstvennaya podderzhka kak klyuchevoy faktor obespecheniya konkurentosposobnosti zhi-votnovodcheskoy otrasli Rossii [State support as a key factor in ensuring the competitiveness of the livestock industry in Russia] // Agrarian and land law. 2018. No. 7 (163). Pp. 27-33. (In Russian.)

9. Fedotova G. V., Gorlov I. F., Slozhenkina M. I., Glushchenko A. V. Trendy nauchno-tekhnicheskogo razvitiya i povysheniya konkurentospsobnosti sel'skogo khozyaystva Rossii [Trends of scientific and technological development and increase of competitiveness Russian agriculture] // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2019. No. 3 (32). Pp. 251-255. (In Russian.)

10. Altukhov A. I. Reshaya tekushchie zadachi razvitiya sel'skogo khozyaystva, nel'zya zabyvat' ego problemy [Solving the current problems of agricultural development, we must not forget its problems] // Nauchnye trudy vol'nogo ekonomicheskogo obshchestva Rossii. 2020. No. 3. Pp. 488-495. 1. DOI: 10.38197/2072-2060-2020223-3-488-495. (In Russian.)

11. Lomovtseva A. V., Pyataeva E. V. Obespechenie prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii v usloviyakh pandemii [Ensuring food security of the Russian Federation in the context of a pandemic] // Vestnik Prikamskogo sotsial'nogo instituta. 2020. No. 1 (85). Pp. 91-95. (In Russian.)

12. Ermolenko O. D. Effektivnost' gosudarstvennoy podderzhki v sel'skokhozyaystvennom proizvodstve [Efficiency of state support for agricultural production] // Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2017. No. 125. Pp. 210-222. DOI: 10.21515/1990-4665125-014. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28301213 (date of reference: 16.11.2021). (In Russian.)

13. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya razvitiya sel'skogo khozyaystva [Improvement of state regulation of agricultural development]: monografiya / A. I. Altukhov, V. I. Veklenko, V. A. Semykin et al. Kursk: Izd-vo Kurskoy gos. s.-kh. akad., 2019. 208 p. (In Russian.)

14. Belousov V M. Kalyakin E. V. Strategicheskie napravleniya ustoychivogo razvitiya agrarnogo sektora eko-nomiki [Strategic directions of sustainable development of agrarian sector of economy] // Vestnik Kurskoy gosu-darstvennoy sel'skokhozyaystvennoy akademii. 2019. No. 3. Pp. 161-165. (In Russian.)

15. Ushachev I., Maslova V., Chekalin V. Gosudarstvennaya podderzhka sel'skogo khozyaystva v Rossii: prob-lemy, puti ikh resheniya [State support of agriculture in russia: problems, ways of their decision] // AIC: economics, management. 2018. No. 3. Pp. 4-12. (In Russian.)

Authors' information:

Altynay S. Adzhikova1, candidate of economic sciences, associate professor, Russian Moscow Technical University of Communications and informatics, ORCID 0000-0001-5085-5689, AuthorID 706267; +7 928 386-05-87, altu77@mail.ru

Rashid A. Kanzerov2, candidate of economic sciences, professor, director of the Institute of economics and management, ORCID 0000-0002-0570-3480, AuthorID 492032; +7 928 032-71-75, kancerovr@mail.ru Nina N. Shkolnikova2, candidate of economic sciences, associate professor of the department of finance and credit, ORCID 0000-0002-4415-2079, AuthorID 482630; +7 928 655-89-17, nnshkolnikova@mail.ru

1 Moscow Technical University of Communications and Informatics, Moscow, Russia

2 North Caucasus State Academy, Cherkessk, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.