Научная статья на тему 'Государственная поддержка развития предпринимательства в Курской области'

Государственная поддержка развития предпринимательства в Курской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
512
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИКА / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Емельянова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка развития предпринимательства в Курской области»

вития сферы услуг Сборник научных трудов. Редколлегия: Ильин В.Г., Минасян Л. А. . Ростов-на-Дону, 2012. С. 150-156.

14. Роглев Х.И. Некоторые мысли по поводу развития гостиничного бизнеса // Ресторанный и гостиничный бизнес. - 2017. - №1. - С.64. 26.

15. Романов К.Е. Российские гостиницы в цифрах // Турбизнес. - 2017. - №3. - С. 2025.

16. Тимохина Т. Л. Организация приема и обслуживания туристов. - М., 2015.

17. Трофимова Е. О состоянии гостиничного бизнеса России // Турбизнес. - 2016. -№ 34. - C.37-41.

18. Флит А.Л. Пути повышения конкурентоспособности предприятий индустрии гостеприимства // Вестник Национальной академии туризма. - 2016. - № 4 (28). - С. 3436.

19. Фролова А.Е. Гостиничный номер по требованию - будущее гостиничного сер-виса//Нижегородская наука. 2017. № 5 (5). С. 23-30.

20. Шипунова Л.Л., Булганина С.В. Исследование рынка хостелов в Нижнем Новго-роде//В сборнике: Инновационные технологии управления сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 139-141.

Lakshitha Withanachchi, master (e-mail: withanachchilakshitha@gmail.com)

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia Lebedeva Tatyana Evgenievna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia FEATURES OF INTERROGATION OF MINORS ON PRELIMINARY INVESTIGATION

Abstract. This article reveals the opportunities for the development of the hotel business in a rapidly growing segment of the service. Based on the content analysis of sources on the research problem, the current trends in the development of the hotel segment of economic activity.

Keywords hotel, hotel business, development trends, increase of competitiveness.

УДК 332.05

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ Емельянова Ольга Владимировна, к.э.н., доцент Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия (e-mail: gladnews@yandex.ru)

Важнейшим условием создания благоприятного климата для развития предпринимательства является разработка комплексных мероприятий по правовому, ресурсному и организационному обеспечению бизнеса как неотъемлемых элементов стратегий социально-экономического развития на региональном и местном (муниципальном) уровнях.

В статье рассмотрены направления поддержки развития предпринимательства в регионе. Сложная экономическая ситуация последних лет отразилась на условиях ведения бизнеса. Это вызвано, прежде всего, ог-

раничением доступа к финансовым средствам, снижением потребительского спроса, изношенностью оборудования.

Ключевые слова: предпринимательство, экономика, регион, государственная поддержка, управление, экономическое развитие.

Введение

В последние годы развитие малого и среднего предпринимательства стало иметь масштабное политическое, социальное и экономическое значение. Этот сектор экономики создаёт новые рабочие места и более восприимчив к динамично меняющимся требованиям рынка [1, с. 68]. Именно малые предприятия могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной экономической политики и формирование конкурентного рынка [1, с.89].

В текущей ситуации актуально не только содействие развитию бизнеса путем увеличения объемов финансовой поддержки, но и подробное изучение среды, в которой предприниматели ведут свою деятельность. Изучение предпринимательства позволяет лучше понять проблемы и потребности, разобраться в местных и отраслевых особенностях, с тем, чтобы принимать более взвешенные решения при разработке программ поддержки. В этой связи, целью работы является анализ государственной поддержки развития предпринимательства в Курской области.

Методические аспекты исследования

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных специалистов по проблемам реализации политики развития предпринимательства, оценки факторов и условий ведения бизнеса, федеральные и региональные нормативно-правовые акты, материалы периодической печати.

Методической основной при написании работы являются научные методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения. При выполнении исследования и систематизации данных применялись абстрактно-логический, статистический анализа и др.

Информационной базой исследования послужили материалы территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Курской области, материалы периодической печати, информация Портала малого и среднего предпринимательства Курской области, данные отчетов о реализации государственных программ Курской области.

Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности

В 2015-2017 гг. реализован ряд важных мер, направленных на улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, развитие малого и среднего бизнеса. Снижена административная нагрузка на малые и средние предприятия (МСП) за счет начала практического внедрения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, что позволило снизить число плановых проверок по видам надзора на 45тыс., а

также в связи с заменой административного штрафа на предупреждение за впервые совершенное административное правонарушение. В первом полугодии 2017 г. (относительно первого полугодия 2016 г.) уменьшилось число наложенных на субъектов МСП административных штрафов на 23 процента. В то же время увеличилось число предупреждений на 53 процента. При этом общее число решений о привлечении субъектов МСП к административной ответственности сократилось на 17 процентов [2].

Повышается доступность финансовых ресурсов для МСП. Созданный в 2015 году институт развития в сфере МСП - АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (АО «Корпорация «МСП») - активно реализует кредитно-гарантийную поддержку. Объем привлеченного финансирования в рамках Национальной гарантийной системы за 2016 год составил 172 млрд руб., что в 2 раза превышает объем кредитования, полученный субъектами МСП в 2015 году (за 8 месяцев 2017 года - 129 млрд руб.).

В целях обеспечения доступного финансирования субъектов МСП АО «Корпорация МСП» с 2015 года совместно с Минэкономразвития России и Банком России реализует Программу стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства («Программа 6,5»), в рамках которой процентные ставки по кредитам субъектам МСП составляют до 9,6% годовых для субъектов среднего предпринимательства и до 10,6% годовых для субъектов малого предпринимательства. В июле 2017 года лимит по указанной программе увеличен до 175 млрд рублей. Кроме того, для расширения инвестиционного кредитования субъектов МСП с 2017 года дополнительно реализуется программа льготного кредитования - на основе субсидирования банкам недополученных ими доходов при выдаче субъектам МСП кредитов по льготным ставкам (процентные ставки аналогичны «Программе 6,5»). За первые три месяца реализации данной программы малому и среднему бизнесу выдано льготных кредитов на сумму около 16 млрд рублей. Указанные программы льготного кредитования МСП наряду со снижением ключевой ставки Банком России существенно влияют на условия кредитования МСП в целом. В секторе происходит поступательное восстановление объемов кредитования, средневзвешенная ставка по выданным субъектам МСП кредитам на срок свыше 1 года в июле 2017 года составила 12,44% годовых (в июле 2015 года - 16,81%), по кредитам до 1 года в июле 2017 года - 13,3% годовых (в июле 2015 года -17,61%). Расширен доступ малых и средних предприятий к государственным закупкам и закупкам крупнейших государственных компаний. Установлена 18-процентная квота по закупкам товаров, работ, услуг государственными компаниями у субъектов МСП. За счет взаимодействия АО «Корпорации «МСП» с крупнейшими заказчиками общий объем договоров, заключенных с малыми и средними предприятиями, по итогам 2016 г. превысил 1,5 трлн рублей, по итогам 2017 года он достиг 1,6 трлн рублей.

Одновременно увеличена номенклатура закупок, которая в настоящее время превышает 150 тыс. позиций.

Анализ условий развития предпринимательства в регионе

На территории Курской области создаются благоприятные условия для предпринимательства в рамках реализации подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Курской области» государственной программы Курской области «Развитие экономики и внешних связей Курской области» [3]. Поддержка предпринимателей обеспечивается за счет субсидий областного и федерального бюджетов, банковских ресурсов, привлекаемых под государственные гарантии области, средств частных инвесторов.

Формируется региональная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства включающая региональные организации общественные организации. Например, Ассоциация микрокредитная компания «Центр поддержки предпринимательства Курской области» осуществляет предоставление микрозаймов, поручительств по кредитам хозяйствующим субъектам и оказание информационно-консультационной поддержки. Максимальный лимит единовременно выдаваемого поручительства на одного субъекта МСП по состоянию на 29.12.2017 составил 17,4 млн рублей.

Курская региональная общественная организация «Союз предпринимателей» оказывает содействие в создании благоприятных условий для деятельности и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, выражение их интересов во взаимоотношениях с органами власти, защите их законных прав и интересов.

На Портале поддержки малого и среднего предпринимательства Курской области [4] размещается реестр субъектов получателей поддержки. Согласно реестру за 2012-2017 гг. основными участниками программ финансовой поддержки предпринимательства в Курской области в 20122017гг. стали субъекты малого предпринимательства (62%) и микропредприятия 35%, субъекты среднего предпринимательства составили всего 3% (Рисунок 1).

388; 62%

Рисунок 1 - Структура субъектов бизнеса получателей финансовой поддержки в Курской области в 2012-2017 гг. [4]

субъекты

микропред-1тия; 221;

35%

Динамика изменения размера поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и источники финансирования по годам отражены на рисунке 2.

2012 2013 2014 2015 2016 2017 федеральный бюджет □ бюджет субъекта РФ ■ местный бюджет

Рисунок 2 - Источники финансирования поддержки субъектов МСП Курской области по годам [4]

Согласно данным Портала поддержки малого и среднего предпринимательства Курской области наибольшую долю 63,1% в финансировании поддержки субъектов МСП занимают средства федерального бюджета, 35,3% - средства регионального бюджета Курской области; 1,6% - средства местных бюджетов области.

В рассматриваемый период 2012-2017 гг. средства выделялись из местных бюджетов муниципальных образований Курской области на поддержку субъектов МСП в 2014 г. - 4,9 млн. рублей и в 2015 г. - 0,07 млн. рублей [4].

Финансовая поддержка предпринимателей осуществляется за счет средств областного бюджета, субсидий федерального бюджета, которые предоставляются области по итогам ежегодных конкурсов, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации.

В сложившейся экономической ситуации в регионе в 2017 г. сокращается общий объем ресурсного обеспечения, выделяемый на поддержку развития МСП Курской области на 23,8% в сравнении с 2016 г. (таблица 1).

Таблица 1 - Темп роста размеров поддержки субъектов МСП Курской области, в % к предыдущему году [4]

Год 2013 2014 2015 2016 2017

Темп роста размеров поддержки субъектов МСП Курской области 181,7 56,5 160,6 80,0 76,2

Анализ данных Портала поддержки малого и среднего предпринимательства Курской области позволяет сделать вывод, что сложившаяся ситуация сокращения финансирования поддержки МСП в Курской области обусловлена макроэкономической ситуацией.

Во всех муниципальных районах Курской области функционируют многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг в режиме «одно окно», благодаря этому предприниматели могут начать свой бизнес в уведомительном порядке. Государственные и муниципальные услуги оказываются в МФЦ бесплатно, оплачиваются только государственные пошлины. Компенсация расходов МФЦ за организацию предоставления государственных и муниципальных услуг происходит из бюджета субъекта РФ.

В регионе сформирован институт уполномоченного по защите прав предпринимателей области. За время работы института в адрес уполномоченного поступило более 1000 обращений (Рисунок 3), проведен ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и решение проблем предпринимательского сообщества [5].

банки 2015 2014

контрольно-надзорные органы р$%% 2013

субъекты естественных монополий правоохранительные органы, 00;,б0% 3,20%

органы прокуратуры 20,3%

муниципальные органы Р7б% 6,4% 0,3/6/o feГ2%,,40/ 1,0%2% * / г' - 14 9% 10,6%

региональные органы

федеральные органы *

г 1

0,0% 10,0% 20,0%

Рисунок 3 - Анализ жалоб предпринимателей на органы власти, поступивших в адрес Уполномоченного по защите прав предпринимателей

в Курской области [6]

В результате институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области, стал новым для региона государственным органом защиты прав и законных интересов предпринимателей.

Результаты и их обсуждение

В целом, основные проблемы развития малого бизнеса связаны с низким уровнем рыночного спроса, большими налоговыми отчислениями, много-

численными административными барьерами, недостатком финансовых средств и поддержки со стороны государства [7]. На решение этих проблем направлена модернизация ресурсных и общесистемных мер государственного регулирования, включающая: обеспечение доступа к государственным заказам, более гибкую систему льготных режимов налогообложения и налоговые каникулы для начинающих предпринимателей, реализацию разработанных «дорожных карт», направленных на ослабление административной нагрузки, субсидии и гранты начинающим предпринимателям развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

Деятельность по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства переводится на принципы проектного управления. Реализуется приоритетный проект по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», в регионах внедряется целевая модель «Поддержка малого и среднего предпринимательства». Для развития взаимодействия всех уровней власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации формируются региональные проекты по развитию МСП, которые синхронизируются с основными показателями, определенными федеральными стратегическими документами.

Таким образом, можно сказать, что на современном этапе хозяйствования система поддержки малого бизнеса в Курской области включает в себя определенный ряд институтов, который оказывает всестороннюю поддержку данному сектору экономики.

Заключение

Органы власти для эффективного решения внутренних проблем территорий результативно применяют различные механизмы и способы стимулирования предпринимательской деятельности. С целью создания благоприятных условий для функционирования субъектов малого бизнеса формируется инфраструктура поддержки малого предпринимательства, включающая в себя систему специализированных институтов, которые помогают реализовать комплексную государственную политику по поддержке бизнеса.

Приоритетным направлением по развитию сектора МСП является внедрение сервисной модели предоставления услуг для предпринимателей на основе работы сети организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов предпринимательства. Внедряются единые стандарты оказания поддержки и унифицируются требования к деятельности всех видов инфраструктуры поддержки.

Список литературы

1. Гудименко, Г.В. Региональный аспект развития малого предпринимательства [Текст]: статья / Г.В. Гудименко, С.В. Баранова, Л.И. Губарева// Вестник ОрелГИЭТ. 2016. №1 (35). С. 83-89.

2. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы. [Электронный ресурс]: документ. - М. 2017

//Официальный сайт Министерство экономического развития Российской Федерации. -Режим досту па: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/depmb/201728124.

3. Об утверждении государственной программы Курской области «Развитие экономики и внешних связей Курской области» [Электронный ресурс]: Постановление Администрации Курской области от 24.10.2013г. №774-па - Режим доступа: http://adm.rkursk.ru.

4. Материалы Портала малого и среднего предпринимательства Курской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ppmp.rkursk.ru/reestrpp/.

5. Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области за 2017 год [Электронный ресурс]: документ. - Режим доступа: http://pravpred46.ru/files/doklad_2017.pdf.

6. Доклад о результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Курской области за 2015 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=1339&mat_id=54240.

7. Емельянова, О.В. Условия развития инновационной деятельности в регио-не//Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А, 2015. -С. 180184.

8. Минакова, И. В. Проблемы ресурсного обеспечения экономического роста в регионах ЦФО/ И.В. Минакова, В.В. Коварда // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2010. № 2 (37). С. 57-61.

9. Минакова, И.В. Управление запасами как важнейший фактор обеспечения эффективного функционирования хозяйствующих субъектов/ И.В. Минакова, И.В. Бабен-ко// Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 7 (25). С. 117-122.

10. Деловой климат в малых организациях России в 2017 году: статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 18 с.

11. Пархомчук, М. А. Государственное регулирование инновационных процессов/ М. А. Пархомчук, Н.Н. Касарапова// Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов «Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации» Белгородский университет кооперации, экономики и права. -Издательство: Белгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород). -2012. -С. 23-27.

12. Зайцева, О.В. Роль малого и среднего предпринимательства в экономике монопрофильных муниципальных образований / О.В. Зайцева // Вестник магистратуры. 2017. № 10 (73). С. 67-68.

13. Олисаева, Л.Г. Оценка государственной поддержки малых предприятий [Текст]: статья / Л.Г.Олисаева// Друкеровский вестник. 2014. № 1. С.122-129.

14. Гагаринова, Н. В. Предпринимательство и его роль в развитии экономики, правовое регулирование предпринимательства /Н.В. Гагаринова// Актуальные проблемы экономики, социологии и права. 2015. № 2. С.64-69.

15. Оголихина, С. Д. Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в условиях современного экономического кризиса/ С. Д. Оголи-хина // Актуальные проблемы экономики и управления. 2016. № 3 (11). С. 68-73.

16. Михайлова, О.В. Проблемы управления малым бизнесом в России/ О.В. Михайлова, А. О. Кондрашова // В сборнике: Молодежь и XXI век - 2017 материалы VII Международной молодежной научной конференции: в 4 томах. 2017. С. 212-215.

17. Ситникова, Э.В. Роль малого бизнеса в развитии экономики России/ Э.В. Ситни-кова, В.В. Олабина , Л.П. Пидоймо //Известия Юго-Западного государственного университета. 2016. № 4(21). С. 89-96.

18. Касаев, Б.С. Менеджмент и маркетинг территорий как инновационные факторы развития современных экономических систем / Б. С. Касаев //В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития Ежегодник. Ответственный редактор В.И. Герасимов. Москва, 2017. С. 935-942.

19. Дёмин, Д.В. Роль государственной поддержки развития малого предпринимательства в экономике регионов и муниципальном управлении/ Д.В. Дёмин //Научные записки ОрелГИЭТ. 2017. № 4 (22). С.34-38.

20. Вершинина, А.П. Малый бизнес: поддержка и оценка развития в регионе/ А.П. Вершинина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2014. № 1 (30). С. 177-184.

21. Речко, Г.Н. Предпринимательство в региональной модели экономики: инфраструктура развития/ Г.Н. Речко, Н.А. Оськина, Е.Ю. Логинова // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2016. № 2 (114). С. 146-157.

Emelyanova Olga Vladimirovna, Cand. Econ.Sci., associate professor Southwest state university, Kursk, Russia

STATE SUPPORT OF ENTERPRISE DEVELOPMENT IN KURSK REGION

Abstract. The most important condition for creating a favorable climate for the development of entrepreneurship is the development of comprehensive measures for the legal, resource and organizational support of business as integral elements of socio-economic development strategies at the regional and local (municipal) levels.

In the article the directions of support of development of entrepreneurship in the region are considered. The difficult economic situation of recent years has affected the conditions of doing business. This is primarily due to the restriction of access to financial means, a reduction in consumer demand, and the deterioration of equipment.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: entrepreneurship, economy, region, state support, management, economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.