ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Бахитова К.М.
Бахитова Камиля Маратовна - студент магистратуры, кафедра общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: данная статья посвящена проблемам государственной поддержки материнства и детства на фоне неблагоприятных демографических изменений, происходящих в России в настоящее время.
Ключевые слова: материнства, детства, численность населения, государственная поддержка.
Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы в РФ наблюдается негативная тенденция сокращения численности населения в среднем на 700 тысяч человек в год, и в том числе количество детей снижается на 1 миллион человек в год, и при этом можно сказать, что развитие государственной политике по стимулированию рождаемости и поддержке семей с детьми приобретает значительную актуальность.
Главным препятствием, стоящим перед рождаемостью в российских реалиях, являются экономические проблемы, несмотря на то, что экономика России постепенно справляется с кризисными тенденциями, доход семей с детьми остается все также недостаточным.
С этой целью Правительство РФ проводит политику поддержки материнства и детства.
Основными методами государственной поддержки материнства и детства в настоящее время выступают такие меры, как увеличение размера пособия по уходу за ребенком, материнский капитал, различные льготы для оплаты услуг детских учреждений, материальная поддержка родителей-одиночек или воспитателей сирот.
В России основным актом по защите материнства и детства является Конституция РФ, основы поддержки закреплены в ч. 1 ст. 38. Также существуют меры по поощрению рождаемости, поддержке института семьи, охране интересов детей, которые закреплены в семейном, административном, трудовом кодексах [1].
Меры по защите материнства и детства носят комплексный характер и включают в себя развитую систему мер. Основные цели политики государства в отношении материнства и детства следующие:
• повышение числа браков и снижение числа разводов;
• снижение показателей детской, материнской и младенческой смертности;
• создание эффективной системы заботы о детях-сиротах;
• сокращение числа безнадзорных детей и детей из неблагополучных семей.
Данная социальная политика влечет за собой значительные бюджетные расходы
по направлениям:
• формирование фонда заработной платы для женщин в бюджетных отраслях, таких, как здравоохранение, культура, наука, образование.
• пособия по безработице и пособия на детей;
• пособия по беременности и родам, а также пособия по уходу за ребенком
• пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью;
• пенсии детям-инвалидам и т.д.
• федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем» и ряд других.
• выплата материнского капитала [2, c. 23].
Проблемы социального обеспечения семей с детьми требуют особого внимания государства, поскольку содержание и воспитание ребенка сопряжено со значительными финансовыми затратами. Даже в далеко не бедных регионах России (в Новосибирской, Иркутской областях, Красноярском крае, Башкортостане) доля семей с детьми среди бедного населения составляет 55-65%, а в регионах с высоким уровнем бедности — свыше 70%.
Однако, президент России Владимир Путин заявил о ряде, поистине, революционных инициатив, которые позволят улучшить демографическую ситуацию в России.
Во-первых, программа материнского капитала, срок которой должен был истечь в конце 2018 года, будет продлена до конца 2021 года. Программа материнского капитала теперь будет адресной, и направляться она будет прежде всего тем семьям, доходы которых не превышают более, чем в 1,5 раза величину прожиточного минимума.
Во-вторых, что не менее важно, с 1 января 2018 года в России будет введена программа ежемесячных выплат из госбюджета на рождение первенца. Данная программа будет действовать, пока ребенку не исполнится полтора года. Размер данного пособия будет зависеть от величины прожиточного минимума в данном регионе, а в 2018 году размер такого пособия в среднем по России составит 10 523 рубля. При этом выплаты будут адресными и распространятся только на 60 субъектов Федерации, в которых в среднестатистической семье рождается не более одного или двух детей.
В-третьих, семьи, в которых после 1 января 2018 года родится второй или третий ребенок, смогут получить льготный ипотечный кредит, где государство профинансирует выплаты процентов по ипотеке свыше 6% годовых.
Целью такой программы является забота о будущем страны, причем не только о благосостоянии семей с детьми, но и в целом о демографической ситуации. На Западе в качестве одной из наиболее слабых сторон российской экономики называют сокращение численности населения. На 1 октября 2017 года по данным Росстата численность населения в России составляла 146,9 млн человек, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2016 года всего на 0,03%. А в 2016 году прирост населения составил всего 0,2% к 2015 году. При этом в России ежегодно умирает гораздо больше людей, чем рождается. Согласно разным сценариям демографического прогноза, подготовленного Росстатом, к 2035 году в случае реализации «умеренного» сценария население России составит всего 147 млн человек, то есть практически не изменится по сравнению с 2017 годом. А в случае пессимистичного прогноза будет наблюдаться убыль населения, и к 2035 году численность населения по отношению к 2017 году упадет почти на 6%. Впрочем, есть и оптимистичный прогноз, предполагающий, что государственные программы, поощряющие рождаемость, будут по-прежнему работать. В этом случае в 2035 году население вырастет на 4,5% по сравнению с 2017 годом и превысит 153 млн человек.
В краткосрочном периоде данные программы будут способствовать росту бюджетных расходов и дефициту, который заложен в бюджете на три ближайших года. Однако долгосрочная цель является той самой целью, которая оправдывает средства, в том числе расходы средств из бюджета: при слабой демографии Россия не может быть сильной страной. В краткосрочном аспекте предложенные президентом меры позволят оживить потребительский спрос и розничные продажи, так как у малоимущих семей будет больше денег на покупку, к сожалению, весьма недешевых товаров для детей.
Льготная ипотека, соответственно, может стимулировать дальнейший рост в строительстве и, соответственно, поддерживать экономический рост в стране в целом. Конечно, у предложенных мер есть и свои ограничения: они не могут сразу решить все проблемы, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно в небольших
городах и селах. Имеет большое значение доступность медицинского обслуживания для детей и социальная инфраструктура.
Таким образом, ясно, что политика государства в области защиты материнства и детства должна быть нацелена не только на раздачу денег из бюджета, но и на другие меры, направленные на повышение благосостояния небогатых семей с детьми.
Список литературы
1. Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberlemnka.m/artide/n/mehmizmy-sotsialш-pravovoy-zascЫty-materinstva-i-detstva-v-sovremennoy-rossii/ (дата обращения: 21.03.2017).
2. Тагаева С.Н. К проблемам применения семейно-правовой ответственности в брачных отношениях / С.Н. Тагаева // Семейное и жилищное право, 2016. № 5. С. 20-23.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РФ Авалиани Г.В.1, Дженко К.И.2
1Авалиани Георгий Витальевич - студент магистратуры;
2Дженко Кристина Игоревна - студент магистратуры, кафедра общей экономической теории и истории экономической мысли, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в статье рассматриваются возможности CAD/CAM/CAE-систем в машиностроительном комплексе, которые позволяют сокращать срок внедрения новых изделий, а также существенно влияют на технологию производства, увеличивая качество выпускаемой продукции, тем самым, повышая её конкурентоспособность.
Ключевые слова: система автоматизированного проектирования, технологический процесс, управляющая программа.
Информационные технологии играют важную роль в наше время. Абсолютно всё в нашей жизни пронизано ими, ни одна сфера деятельности человека не может обойтись без информационных технологий, равно как и ни одно современное предприятие. Они оптимизируют и автоматизируют различные процессы на предприятиях [1].
В машиностроительном комплексе информационные технологии используются, к примеру, в Системе Автоматизированного Проектирования (САПР). Данная система предназначена для такого рода работ, как конструкторская, технологическая и т.д. Благодаря данной системе происходит разработка чертежей, трехмерное моделирование детали, а также процесс сборки; проектируется дополнительная оснастка, такая как, пресс-форма, штамп. С помощью данной системы составляется технологическая документация и программы для станков с числовым программным управлением (ЧПУ). При объединении этой системы и систем автоматизации управления предприятием, таких как бухгалтерский учет, экономический анализ, прогнозирование, управление складами, материально-техническое снабжение и т.д., создается общий информационный комплекс.