Научная статья на тему 'Государственная поддержка малых и средних предприятий и ее необходимость в развитии отдаленных территорий Ленинградской области'

Государственная поддержка малых и средних предприятий и ее необходимость в развитии отдаленных территорий Ленинградской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИЗДЕРЖКИ И ДОХОДЫ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ / ПРИБЫЛЬ / ОТДАЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ДЕПРЕССИВНЫЕ РАЙОНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корявко Р. А., Кудряшов В. С.

В статье на основе изучения законодательства Российской Федерации, статистических материалов Ленинградской области дан анализ возникновения и развития малого и среднего предпринимательства области, показана роль государственной поддержки в формировании и перспективном развитии предпринимательского сектора. С использованием фактического материала изложены проблемы, которые сдерживают дальнейшее наращивание их производственной эффективности. В процессе исследования данной темы определилась проблема социально-экономического отставания отдаленных сельских территорий Ленинградской области и внесены некоторые предложения по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AND THE NEED FOR ITS DEVELOPMENT IN THE REMOTE AREAS OF LENINGRAD REGION

In article on the basis of the use of the legislation of the government of the Russian Federation, statistics of the Leningrad region, the analysis of the emergence and development of small and medium enterprises of the region, the role of state support in the formation and future development of the business sector. Using the actual material problems that inhibit further increase their production efficiency. In the process of researching this topic there is a problem of socio-economic backwardness in remote rural areas of the Leningrad region and made some suggestions for their elimination.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малых и средних предприятий и ее необходимость в развитии отдаленных территорий Ленинградской области»

Корявко Р. А.

студент

кафедра экономики и финансов Северо-Западный институт управления, СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ

Санкт -Петербург Кудряшов В. С. кандидат экономических наук, доцент кафедра экономики и финансов Северо-Западный институт управления, СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ

Санкт-Петербург

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ В РАЗВИТИИ ОТДАЛЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация: В статье на основе изучения законодательства Российской Федерации, статистических материалов Ленинградской области дан анализ возникновения и развития малого и среднего предпринимательства области, показана роль государственной поддержки в формировании и перспективном развитии предпринимательского сектора. С использованием фактического материала изложены проблемы, которые сдерживают дальнейшее наращивание их производственной эффективности. В процессе исследования данной темы определилась проблема социально-экономического отставания отдаленных сельских территорий Ленинградской области и внесены некоторые предложения по их устранению.

Ключевые слова: предпринимательство, малые и средние предприятия, государственная поддержка, издержки и доходы, рентабельность предприятия, государственный бюджет, прибыль, отдаленные территории, депрессивные районы.

Koryavko R. A.

North-West Institute ofManagement for the Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

Saint-Petersburg Kudryashov V. S.

North-West Institute of Management for the Russian Presidential Academy

of National Economy and Public Administration

Saint-Petersburg

STATE SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES AND THE

NEED FOR ITS DEVELOPMENT IN THE REMOTE AREAS OF

LENINGRAD REGION

Abstract: In article on the basis of the use of the legislation of the government of the Russian Federation, statistics of the Leningrad region, the analysis of the emergence and development of small and medium enterprises of the region, the role of state support in the formation and future development of the business sector. Using the actual material problems that inhibit further increase their production efficiency. In the process of researching this topic there is a problem of socio-economic backwardness in remote rural areas of the Leningrad region and made some suggestions for their elimination.

Keywords: entrepreneurship, small and medium enterprises, government support, costs and revenues, the profitability of enterprises, the state budget, profit, distant areas, depressed areas.

С осуществлением в России разгосударствления и приватизации государственной и муниципальной собственности начался процесс формирования рыночной экономической системы с многообразием форм собственности и видов предприятий [4]. В соответствии с Законом РФ 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства» (№209) все предприятия по масштабам были разделены на микропредприятия, малые и средние, о чем свидетельствуют приведенные данные в таблице 1.

Таблица 1. Классификация предприятий по масштабам [1].

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Предельные значения средней численности работников

Микропредприятия От 1 до 15 человек

Малые предприятия От 16 до 100 человек включительно

Средние предприятия От 101 до 250 человек

В 2015 году правительством России было принято постановление «О предельных значениях выручки от реализации товаров или услуг предприятия» №702, где были внесены определенные изменения в дифференциацию предприятий. Основным критерием деления предприятий по размерам, согласно принятому Закону в 2007 году, является принцип количества работников, вовлеченных в производственную деятельность. Постановление РФ №702 2015 года в основу классификации предприятий установлены определенные значения выручки от реализации товаров или услуг предприятий (Таблица 2).

Таблица 2. Классификация предприятий с учетом выручки от

реализации произведенной продукции [3].

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год «без учета НДС»

Микропредприятия 60 млн. рублей

Малые предприятия 400 млн. рублей

Средние предприятия 1000 млн. рублей

Наиболее научный подход к дифференциации предприятий по масштабам содержится в постановлении Правительства РФ №702 2015 года, которое нацеливает коллектив предприятия на рациональное использование ограниченных производственных ресурсов. Предприятия сначала на рынке приобретают производственные ресурсы, затем соединяют их в процессе производства, создают продукт, а на рынке реализуют произведенную продукцию. Приобретение ресурсов и реализация произведенной продукции связаны с затратами, которые покрываются за счёт дохода (выручки) от реализации произведенной продукции. Разница между доходом и издержками образует прибыль. Одна из самых сложных задач, стоящих перед предпринимателем, является проблема соединения факторов производства таким образом, чтобы в конечном итоге получить максимальную прибыль

[5]. Именно предприниматель должен находится в постоянном поиске такой комбинации используемых ресурсов, которые позволяют произвести наибольший объем продукции с минимальными затратами и получением максимальной прибыли. Согласно законодательству 2015 года можно перейти к экономическому анализу малых и средних предприятий и пригородных территорий Ленинградской области.

Основными экономическими показателями результатов производственной деятельности малых и средних предприятий РФ являются:

- доход от произведенной и реализованной продукции;

- прибыль;

- уровень рентабельности;

- инвестиции в основной капитал;

- издержки;

- среднесписочная численность работников [1].

Показателем эффективной работы предприятия является рентабельность. Она характеризует результативность использования применяемых и потребляемых средств производства, а также трудовых ресурсов при выпуске продукции. Уровень рентабельности определяется как отношение полученной прибыли, к сумме стоимости основных производственных и нормируемых оборотных средств. Затраты на производство и реализацию продукции находятся в центре внимания экономистов предприятия и вовлекают коллектив в поиск внутрипроизводственных резервов. Основными путями повышения рентабельности производства являются: обновление основных фондов, рост производительности труда, улучшение качества продукции, экономия сырья и материалов, кластерный подход в управлении промышленными предприятиями, снижение затрат на реализацию продукции, применение современных логистических решений, улучшение работы транспорта, обновление основных фондов предприятий на основе научно-технического и технологического прогресса и т.д. [6].

Безусловно, в повышении экономической эффективности предприятия заинтересованы как государство и предприятие, так и общество в целом. Этот общий интерес объясняется тем, что рост количества микро, малых, средних предприятий, использование кластерного подхода к управлению развитием экономики сказывается на количестве рабочих мест, объеме выпускаемой продукции, усиливает конкурентные преимущества, увеличивает налоговые поступления в казну от предпринимательской деятельности.

Формирование государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства Ленинградской области началось с принятия в 1995 году правительством России федерального Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации» [2]. Данный закон утвердил следующие направления государственной поддержки:

- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально -технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно -технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

С этого времени из областного бюджета Ленинградской области стали выделяться финансовые средства на реализацию комплекса мероприятий,

направленных на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса. Трудоспособное население, желающее создать свой собственный бизнес отреагировало на заботу государства ростом зарегистрированных субъектов предпринимательства и весомым вкладом в ВВП региона. По данным официальной статистики, в 2015 году количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило около 61 тыс. Число занятых -212 000 человек, что составляет 28% всего трудоспособного населения Ленинградской области [7], а товарооборот данных организаций составил 1172,2 млрд. рублей или 20,5 % - в обороте предприятий Ленинградской области. По видам деятельности малый бизнес распределен следующим образом (Рисунок 1).

Рисунок 1. Структура малого бизнеса по отраслевому признаку [8]

Наибольший удельный вес в структуре малого и среднего бизнеса по видам деятельности занимают: оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, гостиничный бизнес и прочие, что составляет 60,1% . На реальный сектор экономики приходится 39,9 %. Исходя из этих данный, возникает необходимость увеличивать долю производящего бизнеса и оказывать государственную поддержку в создании и развитии сельскохозяйственных обрабатывающих, строительных, и предприятий, оказывающих коммунальные и социальные услуги населению. Количество

налоговых поступлений от деятельности малых и средних предприятий с 2012 по 2015 года было увеличено почти на 600 млн. руб. В 2015 году общая сумма налоговых поступлений составила 2630 млн. руб.

К сожалению, на фоне текущего экономического кризиса, динамика создания субъектов малых и средних предприятий отрицательна. С 2013 по 2015 годы 26785 субъектов малого и среднего предпринимательства прекратили свою деятельность, а зарегистрировались лишь 25316 ед. Таким образом, их убыль за эти годы составила 1469 ед.

В 2016 году по ориентировочным данным на развитие малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области было выделено 735 млн. руб. Несмотря на рецессию в экономике России, эта сумма почти вдвое больше суммы, которая была выделена в 2015 году. Субсидии на создание своего дела в Ленинградской области были увеличены с 300 до 500 тыс. руб. Также, предусмотрены денежные компенсации малым и средним предпринимателям по программам энергосбережения и по затратам на усовершенствование и модернизацию около 30-50%, на участие во всевозможных выставках до 95%, на возмещение затрат лизинга и процентной ставки по кредитам, направленных на усовершенствование и развитие своей предпринимательской деятельности.

Кроме того, оказывается поддержка коммерческим детским садам. В 2015 году на развитие данного сектора было выделено около 10 млн. руб. из областного и федерального бюджета. Субсидии на оснащение техническими средствами частных гостиниц в целях увеличения туристической привлекательности региона составили 1 млн. рублей. Активное участие в подготовке грамотных специалистов для предпринимательского сектора принимают депутаты. Созданы специальные обучающие программы для предпринимателей, такие как «Азбука предпринимателя» и «Школа предпринимательства». В рамках данных образовательных программ слушатели практикуются в создании и развитии моделей бизнеса, а также специально подобранных бизнес идей. Обучение проводится

высококомпетентными тренерами, которые прошли специализированную подготовку.

Стоит отметить также, что на областной проект по созданию бизнес инкубаторов в 2015 году было выделено 10 млн. руб. По оценке депутатов администрации Ленинградской бласти, налоговые поступления в государственный бюджет от деятельности этих предпринимателей за первый год работы должны составить 7 млн. руб. и 15 млн. за второй. Общая сумма налоговых поступлений в госбюджет от деятельности малых и средних предприятий увеличивалась ежегодно: 2012 год - 2032,6 млн. руб., 2013 год -2208, 2014 год - 2353, 2015 год - 2630 млн. руб. Таким образом, приведенный статистический материал свидетельствует о том, что в Ленинградской области созданы достаточно благоприятные условия для открытия и дальнейшего развития своего собственного дела.

Сегодня на фоне положительной тенденции развития экономики Ленинградской области заметна дифференциация социально-экономического развития районов области. Существенная неравномерность социально-экономического развития районов не только подрывает устойчивое развитие экономики Ленинградской области, но и отрицает демократический принцип равноправия людей. Это следует из того, что житель Санкт-Петербурга и его близлежащих пригородных территорий, как правило, имеет несравненно больше возможностей для своего развития и самореализации, чем представитель глубокой провинции. Отсюда следует, что проблема обеспечения относительно равномерного социально-экономического развития районов Ленинградской области - это весьма важная часть общей глобальной задачи по обеспечению развития России в целом, ее областей и каждого района.

Действительно, в рыночной экономике всегда есть бедные, зажиточные (средний класс), богатые и очень богатые. Следуя этой логики, можно констатировать, что в условиях либеральной рыночной экономики России, могут и должны быть: богатые, стабильные, депрессивные и

кризисные районы. Надеется на то, что либеральный рынок с изначально заложенным в него механизмом социально-экономического развития способен решить порожденные им же проблемы, бесполезно. Важность и масштабность проблемы требуют государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, формирование конкурентоспособного агропромышленного производства, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширение рынка труда, улучшение материального благосостояния сельского населения, вывода аграрной отрасли на более высокий уровень развития. Тем самым создаются объективные условия для равномерного развития районов, а именно, оказывается государственная поддержка частных предприятий в форме различных льгот и субсидий, что увеличивает число занятых, развивается инфраструктура отдаленных районов Ленинградской области, путем строительства дорог, а также газификации поселков. Также стоит отметить, что на территории Ленинградской области существуют и депрессивные районы, в которых есть еще множество нерешенных социально-экономических задач.

16 районных центров Ленинградской области попали в рейтинг газеты «Деловой Петербург», подготовленный в 2016 году. По его оценке, в Ленинградской области процент безработных составляет примерно 0,39%, средняя заработная плата на душу населения составила 40,6 тыс. рублей, а средняя заработная плата в самом низком по уровню зарплаты в городе составляет 27 тыс. рублей. Другой критерий оценки - это бюджетная обеспеченность населения. В 2015 году этот показатель по Ленинградской области составлял 58,3 тыс.рублей. Данная цифра свидетельствует о том, что у населения кроме официальной заработной платы есть и другие источники дохода, поэтому разница между средней зарплатой и бюджетной обеспеченностью равна 17,7 тыс. рублей.

Самым бедным городом Ленинградской области стала Луга, затем следует Лодейное поле, Сланцы и Пикалево. Причинами их бедности

являются: удаленность от мегаполиса, слабо развитая транспортная система, соединяющая данные города с Санкт-Петербургом, малое количество рабочих мест. В связи с этим, часть населения депрессивных районов вынуждено иммигрировать в более развитие районы. Вследствие этого, в депрессивных районах снижается средняя заработная плата, социальная обеспеченность и, следовательно, уровень жизни населения. Чтобы изменить столь плачевную ситуацию, необходима господдержка для создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса и сельского хозяйства в этих районах, путем предоставления земель и производственных площадей, кредитов и инвестиций на льготных условиях.

В настоящее время существует множество проблем, препятствующих дальнейшему развитию предпринимательской деятельности. Примером всех этих проблем, может служить опрос бизнесменов, приведенный Росстатом.

Рисунок 2. Структура проблем, тормозящих развитие предпринимательства [9]

15

11

/ 26

□ Административные барьеры □ Недоступность кредитов

□ Налоги □ Коррупция

■ Несовершенные законы □ Государственная помощь не доходит до адресатов

В Монополизм □ плохое знание законов и прав

■ Невозможность победить в гостендерах □ Преступность

□ Проблема кадров □ Не сформирован имидж предпринимателя

Как видим, сегодня существует целый ряд отрицательных факторов, влияющих на развитие малого и среднего предпринимательства. Для устранения вышеназванных проблем государству следует предпринять следующие меры:

1. Необходимо уменьшить количество налоговых выплат со стороны субъектов предпринимательской деятельности, полностью освободить от налогов начинающих бизнесменов.

2. Увеличить долю предприятий, обслуживающих научную сферу, а также занимающихся производственной деятельностью.

3. Администрации Ленинградской области необходимо разработать программу, стимулирующую в отдаленных сельских территориях создание малых и средних предприятий, семейных ферм путем дотации, государственных кредитов, коммерческих ссуд под льготные проценты и поручительства. Молодым предпринимателям следует выдавать безвозмездные кредиты на удешевление стоимости сельскохозяйственной техники, предоставление льготного банковского процента по кредитованию лизинга сельхоз техники.

Таким образом, решение вышеназванных проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, повысит эффективность и прибыльность производственной деятельности предприятий, качество производимой продукции, производительность труда и конкуренцию между предприятиями, кроме того, все эти меры увеличат валовый региональный продукт.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 06.07.2007). // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 N 88-ФЗ. // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. № 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". // [Электронный ресурс]. Доступ из справочно -правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Кудряшов, В.С. Анализ процесса стандартизации государственного финансового контроля / В.С. Кудряшов // Экономика, предпринимательство и право, 2016. - Т. 6. № 3. - С. 291-302.

5. Кудряшов, В.С., Моржина, Л.В. Анализ практики регулирования субъектов малого и среднего предпринимательства в РФ и формирование рекомендаций по реализации программы развития предпринимательства в

Санкт-Петербурге / В.С. Кудряшов, Л.В. Моржина // Экономика и управление: вчера, сегодня, завтра, 2016. - №7. - С. 81-87.

6. Кудряшов, В.С., Иволга, А.С. Пути выхода России из экономического кризиса в условиях ограниченности финансовых ресурсов / В.С. Кудряшов, А.С. Иволга // Инвестиции в России, 2016. - №4. - С. 41-44.

7. Федеральный орган государственной статистики по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Режим доступа: http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/petrostat/ru/statistics/Leningrad skaya area/ (Дата обращения: 10.05.17).

8. Инвестиционный портал Ленинградской области. Режим доступа: Режим доступа: http://lenoblinvest.ru/malyj-biznes/gid-po-malomu-i-srednemu-biznesu/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo (Дата обращения: 10.05.17).

9. Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (Дата обращения: 11.05.17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.