Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого предпринимательства: региональный аспект'

Государственная поддержка малого предпринимательства: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демидов А.В.

При распределении федеральной поддержи регионам, государство сталкивается с дилеммой: с одной стороны, содействие региональному малому предпринимательству с высоким уровнем развития и сформированной инфраструктурой поддержки малого бизнеса, безусловно, дает более высокую и быструю отдачу. С другой стороны, приоритетная поддержка субъектов малого предпринимательства (СМП) в слаборазвитых регионах, оправданная с точки зрения долгосрочных государственных интересов, может привести к «замораживанию» значительных средств, отдача от которых, даже в случае правильно выбранных направлений поддержки, может наступить лишь в отдаленной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого предпринимательства: региональный аспект»

помоги мне, помоги...

государственная поддержка малого

предпринимательства: региональный аспект

При распределении федеральной поддержи регионам, государство сталкивается с дилеммой: с одной стороны, содействие региональному малому предпринимательству с высоким уровнем развития и сформированной инфраструктурой поддержки малого бизнеса, безусловно, дает более высокую и быструю отдачу. С другой стороны, приоритетная поддержка субъектов малого предпринимательства (СМП) в слаборазвитых регионах, оправданная с точки зрения долгосрочных государственных интересов, может привести к «замораживанию» значительных средств, отдача от которых, даже в случае правильно выбранных направлений поддержки, может наступить лишь в отдаленной перспективе.

Возможным направлением политики федеральной поддержки и государственного регулирования малого предпринимательства может быть внедрение в практику принципа суб-сидиарности. «В наше время принцип понимается, прежде всего, как принцип распределения полномочий и задач между различными иерархическими ступенями федеральной системы»1. Согласно этому вопросы, которые могут быть решены на низовых уровнях управления, решаются именно там, а властные органы более высокого уровня вмешиваются в них лишь тогда, когда нижестоящие не в состоянии самостоятельно решить данную проблему. В таком случае, субси-диарность в федеративном государстве понимается именно как право субъекта самостоятельно решать определенный круг вопросов, предусматривающее, однако, возможность вмешательства

ДемидовА.В.

Российская академия государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

региональная эконо„

Роберт Неф "Да здравствует нонцентра-_лизм", Библиотека либерального чтения №12, .М, 2002. Фонд либеральной политики Фридриха Науманна. _2 Чиркин ВН. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое иссле-идование). -М., 2001.

В полной мере реализация принципа субсиди-иярности возможна только при развитом местном самоуправле-_нии, предполагающем возврат полномочий, ответственности и ..финансов территориальной структуре, максимально близкой к решаемой проблеме _4 в зависимости от вида интегральной оценки, им может быть пронормированное значе-_ние численности экономически-активного населения

центральной власти»2.

Очевидно, что основные проблемы финансовой и инфраструктурной поддержки малого бизнеса должны решаться на муниципальном и региональном уровнях, поскольку малый бизнес по характеру и масштабу своей деятельности является субъектом местных (локальных) и региональных рынков. Именно на уровне регионов и муниципалитетов3 должны определяться приоритетные направления поддержки малого бизнеса, отбираться механизмы их реализации, а делегирование полномочий на федеральный уровень должно происходить лишь тогда, когда эти направления поддержки либо вообще не могут быть решены на местном уровне, либо при ее реализации потребуются существенно большие затраты ресурсов.

При ограниченных финансовых ресурсах перед Федеральным центром неизбежно встанет задача определения состава регионов, которые могут претендовать на получение федеральной поддержки. Принципиально возможны три подхода, в соответствии с которыми претендовать на федеральную помощь могут:

- все регионы;

- регионы, неблагополучные, с точки зрения выбранного критерия, и регионы;

- благополучные, с точки зрения выбранного критерия,

В соответствии с первым подходом возможно пропорциональное распределение средств федеральной поддержки между всеми регионами, в зависимости от значений индикатора, отражающего состояние региона в соответствующей области. При таком способе все регионы получат помощь, однако весьма велика вероятность того, что объемы средств, направленных в регионы будут так незначительны, что их использование не сможет оказать ощутимого позитивное влияние на изменение положения в соответствующей сфере; Второй подход предполагает, что при формальном равенстве прав регионов на получение федеральной помощи могут быть определены критерии, позволяющие выбрать в числе регионов те, оказание помощи которым позволяет достичь наибольшего эффекта. Такой подход представля-

ется более предпочтительным, однако результаты его реализации зависят от обоснованности и объективности предложенных критериев. Третий подход потенциально может использоваться в тех случаях, когда речь заходит о стимулировании «точек роста» регионального развития. Однако, в практике регулярного распределения федеральной помощи регионам России этот принцип не распространен, чаще он реализуется через Федеральные целевые программы. Мы не случайно остановились так подробно на проблеме предварительной селекции регионов еще и по следующей причине. Субъекты Российской Федерации могут претендовать (и претендуют) на получение финансовой помощи на проведение социально-экономических реформ в регионах по различным направлениям реформирования экономики, принятым в долгосрочной и среднесрочной программах социально-экономического развития, т.е. селекция регионов производится и по другим направлениям, и по другим критериям.

С целью исключения возможности одних регионов иметь необоснованные преимущества в получении больших объемов федеральной финансовой помощи при сокращении возможностей для других регионов, представляется целесообразным ввести ограничение (квоту) на общий объем федеральной финансовой помощи субъекту РФ по каждому из направлений реформирования. К ним, согласно среднесрочной программе, относится и реформирование системы поддержки малого предпринимательства. Определение квот федеральной финансовой помощи для каждого субъекта в рамках каждой реформы должно производится в соответствии с рангом субъекта, коэффициентом, позволяющим учесть разномасштабность регионов4 и объемами средств государственного бюджета, выделяемых на то или иное направление реформирование с учетом их приоритетности, задаваемой в программах социально - экономического развития. Ранги следует определять с помощью интегральной оценки состояния соответствующей области реформирования. Квотирование, учитывающие суммарный объем

5 Для построения интегральных оценок может быть использован различный инструментарий, традиционно применяемый в комплексных исследованиях при оценках качества жизни населения, уровня социально-экономического развития регионов, регионального инвестиционного климата и др. Интегральные оценки представляют собой удобный инструмент для решения задач, связанных с необходимостью ранжирования регионов, определения их приоритетности при распределении средств федеральной поддержки разной целевой направленности. Целесообразно их использование и для решения задач распределения между регионами средств федеральной финансовой поддержки проведения социально-экономических реформ в регионах.

6Антал Сабо. Особенности развития предпринимательства и малых и средних предприятий в странах с переходной экономикой, Экономическая Комиссия ООН для Европы. - М, 1999.

региональная экономика

T/ifrmijii !

Критерии для итбири регионов, имеюшил право ни поддержку налоги

llp<MllpHllliniai C.lhf I 19S m СЮрПНЫ фС ICpil. ЕЫ1П1 n IICIII pl

s a. M

-

&

■i ï

Диск&влифякнцноннне критерии

для исггпточепия части регионов и:! числа ipci ^H, N m я ;] i [[.и iy чвн и t i]hï. rpnit.iH »ri DHJ La [¡СОВОЙ ПОМОЩИ

Система параметров, позволчюшнх оценил,:

- COtriWrtTBHC приводимой Ц.1ЖИШИ

региона политики в области поддержки

МАлОгС? 11 У I р ■ I h И \l !J I е. I hC Krl I M ÎH'J H И H Ч!

федеральиеи о цсшра; - уровень фипапсотюй обссттсчстптости pej и ПНУ;

- отЗдшй объем федеральной финансовой помощи субъекту - б ЧА. tu«; IHÏ Ю JU.1 ни 1Ж1*Н HMt > к pçi 11 11 H H H I „4.

Такие критерии распространены сегодня & практике jvafkviы Минфина и Минлкономрашития, например, ири распределении Tpai гефертогс между pei нонами-рец>111 нет nhh.

Критерии пряоратетяттн регноног _LUii [юмшшиироаания pcnioi loiî, рассматриваемы* n качестпе

npiI-iir'H.[^H I\;K HJ М1.».;уч1;н ие фчщер1кЛЬНОН

финансовой помощи В виде интегральных оценок.

no:4Ht"Oini"ini.nx апептгтг, уровень рал^ити* нд.кио предпринимательски в ра йонах".

ВарнанчОч гЛк(ш синении MO"H;LI бьп К индекс развития предпринимательства (И I'll), представляющий собой кти шекснын чкономнчсский i юкача i е. ik, учитывающий долю 'jaenioro сектора оптогтепито г-, ттаiшотiа_тп,тгой птшомотге г: нежна, дт iH.i милых и средних предприятии ;МСП) с ВВП и долю пбшето числа ланиты* на МГЦ по ишиишгнию к 'iMc.iy чншггых ип jjcux хозяиствеЕшьгх единицах*.

привлекаемых субъектом Российской Федерации бюджетных ресурсов, не позволит политике разумного бюджетного федерализма превратиться в протекционалистскую политику, стимулирующую иждивенческие настроения у регионов. С учетом вышесказанного, нам представляется целесообразным внести изменения в порядок проведения конкурсного отбора, используемый Минэкономразвития, предварив его отбором регионов, имеющих право на поддержку малого предпринимательства на основе предлагаемых критериев селективного отбора регионов (табл. 1). Регионы, прошедшие отбор, могут быть допущены к конкурсу проектов. В результате отбора регионов и последующего конкурса предложенных ими проектов сформируется портфель заявок субъектов федерации на конкретные виды поддержки малого предпринимательства из средств федерального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.