Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
592
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТИ И МАЛОГО БИЗНЕСА / INTERACTION OF THE POWER AND SMALL BUSINESS / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ / EFFICIENCY OF THE STATE SUPPORT OF SMALL AND AVERAGE BUSINESS AT THE REGIONAL LEVEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мяснянкина О.В., Преображенский Б.Г.

В статье анализируются особенности и специфика механизма государственной поддержки малого предпринимательства, направления и условия повышения ее эффективности. Рассматриваются меры поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, а также организации инфраструктуры поддержки данного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мяснянкина О.В., Преображенский Б.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES: FEATURES AND AREAS FOR DEVELOPMENT

In article features and specifics of the mechanism of the state support of small business, the direction and condition of increase in its efficiency are analyzed. Measures of support of small and average business at the regional level and also the organization of infrastructure of support of this business are considered.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ»

УДК 332.135

О. В. Мяснянкина, Б. Г. Преображенский

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Аннотация: в статье анализируются особенности и специфика механизма государственной поддержки малого предпринимательст ва, направления и условия повышения ее эффективности. Рассматриваются меры поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, а также организации инфраструктуры поддержки данного бизнеса.

Ключевые слова: малое предпринимательство; взаимодействие власти и малого бизнеса; эффективность государст венной поддержки малого и среднего предпринимательства на региональном уровне.

UDK 332.135

О. V. Myasnyankina, В. G. Preobrazhensky

STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES: FEATURES AND AREAS FOR DEVELOPMENT

Abstract: in article features and specifics of the mechanism of the state support of small business, the direction and condition of increase in its efficiency are analyzed. Measures of support of small and average business at, the regional level and. also the organization of infrastructure of support of this business are considered.

Keywords: small business; interaction of the power and small business; efficiency of the state support of small and average business at the regional level.

Введение

Неотъемлемым и необходимым сектором рыночной экономики, формирующим конкурентную среду, является малое предпринимательство. Достаточно высокий уровень развития этого сектора является одним из доминантных условий обеспечения экономической, социальной и политической стабильности в обществе.

Малый бизнес в силу функциональной специфики ориентирован на потребности местного рынка, является одним из ключевых факторов в обеспечении устойчивого развития экономики региона, реализации его инновационного потенциала, в создании новых рабочих мест для населения территории, увеличении доли среднего класса и снижении масштабов дифференциации доходов, достижении необходимых структурных изменений. Малый бизнес — это та среда, из которой «вырастают» средние и крупные корпоративные

бизнес-структуры и, что особенно важно, является во всех странах «полигоном» для инноваций.

Главными особенностями малого предпринимательства являются: способность к ускоренному освоению инвестиций, высокая оборачиваемость оборотных средств и активная инновационная деятельность. В то же время, ему свойственны сравнительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, трудности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в острой конкурентной борьбе.

Следует отметить, что лишь субъекты малого предпринимательства используют любую возможность для развития бизнеса в отличие от средних предприятий, которые берутся за производство товаров и услуг только в тех сегментах рынка, где сформировался особый и при этом достаточно долговременный спрос.

Эти аспекты объясняют то обстоятельство, что развитию взаимодействия власти и малого предпринимательства требуется особое внимание со стороны государственных и местных органов власти. Именно поэтому необходимо в полной мере использовать возможности государства активизировать предпринимательский ресурс. В этой связи поиск путей преодоления препятствий процессу реализации предпринимательством имманентных ему функций связан с анализом и обоснованием мер государственной поддержки развития малого бизнеса.

Анализ направлений государственной поддержки малого предпринимательства и меры его поддержки на региональном уровне

В России деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 года [1]. Согласно закону представителем данного сектора экономики может стать любой хозяйствующий субъект: юридическое лицо, внесенное в единый государственный реестр юридических лиц, кроме государственных и муниципальных предприятий; физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и действующие без образования юридического лица, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие установленным в законе условиям.

При исследовании особенностей функционирования предприятий, относящихся к малому бизнесу, многие исследователи пристальное внимание уделяют проблеме государственного регулирования и поддержки субъектов малого предпринимательства. Важность и необходимость вышеозначенной проблемы определяются тем, что регулирование государством данного сектора предоставляет субъектам малого бизнеса гарантии недопущения потери вложенных средств ввиду возникающих в процессе осуществления предпринимательской деятельности рисков.

Сущность государственной политики поддержки малого предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятель-

ности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект.

К основным направлениям государственной поддержки малого предпринимательства можно отнести следующие:

— формирование инфраструктуры поддержки и развития;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

— установление упрощённого порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности;

— поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с субъектами бизнеса зарубежных стран.

Поскольку важным и субъективным условием функционирования и развития малого бизнеса является механизм его поддержки, в таблице 1 приведены подходы ряда авторов к определению структуры механизма государственной поддержки.

Следует отметить, что указанные авторы в своих работах рассматривают механизм государственной поддержки малых предприятий, в котором не учитываются негосударственные учреждения, занимающиеся поддержкой малого бизнеса. Также не учитываются государственные непрофильные учреждения, такие, как научные центры и институты, высшие и средние специальные учебные заведения, которые в сложившихся условиях как никогда заинтересованы в развитии малого предпринимательства.

Цель государственной поддержки субъектов малого предпринимательства (МП) определяет экономические, правовые и политические условия их развития, в том числе:

— формирует средний класс, повышая социальную эффективность деятельности субъекта МП (средних доходов, рост численности занятых, уровня социальной защищенности работников);

— расширяет стратегические факторы социально-экономического развития государства через сферу деятельности и экономический потенциал МП, повышая темпы

развития МП, увеличивая долю МП в формировании валового внутреннего продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги).

Таблица 1

Подходы к определению структуры механизма государственной поддержки

малого предпринимательства

Автор Подход

Н. А. Кулик и Л. Г. Оншценко [4] Выделяют следующие механизмы государственной поддержки малого пред-пр ин имате л ь с тв а: — нормативно-правового регулирования; — финансовой поддержки; — имущественной поддержки; — предоставления инфраструктурных услуг

Ю. И. Уметбаева [9] Механизм государственной поддержки малого бизнеса должен состоять из следующих подсистем: а) финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры; б) имущественная поддержка малого предпринимательства и организаций инфраструктуры; в) развитие инновационной и производственной сфер малого предпринимательства, в том числе финансирование текущей деятельности бизнес-инкубаторов; г) нормативное правовое обеспечение развития малого предпринимательства; д) формирование системы информационной поддержки малого предпринимательства

Р. Б. Гамидуллаев [3] Указывает три механизма господдержки малого инновационного предпринимательства: 1) программно-целевой; 2) организационно-правовой; 3) функционально-ресурсный. Выделяет следующие подсистемы: — законодательное и нормативно-правовое обеспечение господдержки; — содействие в осуществлен ни внешнеэкономической деятельности; — взаимодействие крупного бизнеса и малых инновационных предприятий

К. С. Орешко [7] Механизм государственной поддержки малых предприятий — это совокупность подсистем н взаимодействий между ними, направленных на формирование общих благоприятных условий развития малых предприятий и предпринимательской деятельности в целом. Весь механизм состоит из процессов двух видов: — условия функционирования, которые предоставляются малым предприятиям по умолчанию, — условии или поддержка в той или иной форме, для получения которой необходимо непосредственное обращение малых предприятий к соответствующим подсистемам. Основными подсистемами механизма господдержки являются: — правовая подсистема; — органы государственной власти различных уровней, осуществляющие государственную поддержку малых предприятий; — инфраструктура поддержки развития малых предприятий; — направления и формы государственной поддержки малых предприятий; — методы и инструменты господдержки малых предприятий.

Таким образом, изучение, выявление и оценка закономерностей и особенностей механизма государственной поддержки субъектов МП, позволяет повысить его эффективность [5, 6].

Опираясь на результаты современных научных исследований, целесообразно выделить три подхода к определению сущности государственной поддержки малого предпринимательства (таблица 2).

Представленные подходы, отражающие в настоящее время официальную позицию власти, реализуются через систему государственного управления и нормативно - правового регулирования. Поддержка субъектов МП как деятельность органов государственной власти и местного самоуправления и функционирование инфра-

Традиционный, социально-политический, системный подходы предусматривают следующие направления государственной поддержки субъектов МП: формирование нормативно-правовой базы, предоставление финансовой, консультационной и других видов поддержки, снижение административных барьеров, формирование и реализация программ поддержки, создание специальных органов, осуществляющих государственную поддержку малого предпринимательства (например, фонды).

Региональные различия в развитии МП являются следствием гетерогенности региональных условий формирования МП и системы его государственной поддержки. Специфика МП, в том числе, недостаток финансовых ресурсов требуют особых мер государственного воздействия и поддержки. В связи с этим заметим, что расширение сферы финансовой поддержки в рамках бюджетной политики позволит повысить эффективность МП за счет сокращения издержек практики «точечной» поддержки его развития [8]. Кроме того, каждый регион формирует систему государственной поддержки МП исходя из представлений региональных властей, поскольку отсутствует какая-либо регламентация по формирова-

структуры поддержки субъектов МП предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов МП в контексте реализации мероприятий, определенных федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

нию региональных систем государственной поддержки, а, следовательно, данная система не является целостной и не всегда может обеспечить достойный уровень поддержки бизнесу. Инвестиции и поддержка регионов должны осуществляется на конкурсной основе в соответствии с государственными программами. Регулирование государством развития МП позволяет использовать его ключевые функции для обеспечения устойчивого развития национальной экономики и достижения тактических (занятость населения; рациональное производство; налоговые поступления в бюджеты всех уровней) и стратегических (благосостояние населения, доходы на душу населения, ВВП, инновационная активность) целей. В этой связи стратегические цели государственной поддержки субъектов МП формируются на национальном уровне, а тактические цели — на региональном и муниципальном. Интересы государства и предпринимательства, реализуемые через механизм государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, с одной стороны, совпадают, так как направлены на улучшение благосостояния индивидов, а с другой — противоположны. В получении прибыли заинтересованы субъекты малого предприня-

та б л и ц а 2

Подходы к определению сущности государственной поддержки малого

предпринимательства

Подход Сущность

Традиционный Государственная поддержка субъектов МГ1 рассматривается как совокупность мероприятий по поддержке бизнеса и сводится к мерам, благоприятствующим развитию торговли и мелкого производства. Существенным недостатком подобного подхода является точечное воздействие на бизнес, не предполагающее становления системы поддержки.

Социально-политический Предпринимательство рассматривают как политическую силу, а государственную поддержку — как способ привлечения данной силы на свою сторону.

Системный Нацелен на комплексное изучение любой системы, ее структуры и взаимосвязей между элементами. Системный подход позволяет провести комплексный анализ системы государственной поддержки.

мательства, а в наделении субъектов МП социальными функциями заинтересовано государство. Совершенствование механизма государственной поддержки субъектов МП является задачей сложной, поэтому в регионах должна быть создана система поддержки, которая включает опорные элементы (нормативно-правовая база, государственный аппарат, программы поддержки и инфраструктура поддержки). В то же время невысокая ее эффективность будет обусловлена отсутствием единого механизма государственной поддержки субъектов МГ1 и реализации мер поддержки, а также несогласованностью операционных действий организационных структур поддержки.

Политика муниципальных органов власти в сфере поддержки предпринимательства закрепляется в нормативно-правовых актах. Создание условий для улучшения отраслевой структуры малого предпринимательства посредством расширения сфер деятельности и экономического укрепления малых предприятий является первоочередной задачей государственных органов и местного самоуправления. Для инвестиционной поддержки предусматривается создание гарантийного фонда, в котором предполагается аккумулировать часть бюджетных средств в целях для поручительства при взятии предпринимателем кредита.

Регионам необходимо определять меры цо созданию и развитию условий, улучшающих местный предпринимательский климат. Реализация таких мер сводится к разработке механизмов поддержки малого бизнеса, включающих следующие составляющие:

а) формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства;

б) кредитно-финансовая поддержка;

в) муниципальный заказ (размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд);

г) имущественная поддержка (в том числе, предоставление представителям малого предпринимательства помещений и земельных участков на условиях льготной долгосрочной аренды, организация специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости, создание целевых фондов нежилых помещений и др.);

д) создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки;

е) подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров;

ж) информационная поддержка;

з) содействие формированию благоприятной институциональной и социально-психологической среды для малого предпринимательства.

Все вышеперечисленные меры поддержки давно и эффективно применяются за рубежом. В России же их освоение идет достаточно трудно и прерывисто.

Для подавляющего большинства субъектов малого бизнеса характерно неравномерное развитие, обусловленное особенностями политики территориального развития. Также наблюдается тенденция нарастания внутрегиональной дифференциации в развитии предпринимательского сектора экономики, что проявляется в притяжении действие центростремительных сил малых бизнес-структур к центрам агломераций и их ориентации на прямое «ручное» управление.

Муниципальным органам необходимо переходить от прямого управления хозяйствующими субъектами к созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности. Степень воздействия местных органов власти на хозяйствующие субъекты определяется критерием экономической и социальной целесообразности. Тем не менее, издержками муниципального управления является неравномерность его распространения на различные группы населения и сферы экономики. Разрабатывая организационно-экономический механизм управления, важно найти баланс между рынком и местным сектором экономики.

Сущность и эффективность поддержки малых предприятий, реализующих подобные социально-значимые проекты в регионе, должны определять сочетание мер общей и специальной (целевой) поддержки.

Меры общей поддержки распространяются на все малые предприятия региона. Меры специальной поддержки направлены на поддержку отдельных малых предприятий (групп предприятий).

Меры специальной поддержки, реализуемые в рамках организационно-экономического механизма, осуществляются в отношении определенного типа малых предприятий (микропредприятий, женского предпринимательства и т. п.).

Организационно-экономический механизм также включает группировку мер поддержки с точки зрения преимущественно прямых и косвенных мер поддержки.

Особенности прямой поддержки социально направленных проектов включают:

— совершенствование нормативной правовой базы деятельности малых промышленных предприятий на региональном уровне, в том числе, в области налогообложения и отчетности;

— прямое финансирование социально направленных проектов (субсидии, дотации, гранты), в частности полная или частичная компенсация финансово-кредитным учреждениям процентных ставок за кредиты, выданных на реализацию проектов;

— участие в финансировании социально направленных проектов на основе лизинга;

— организация индивидуальных консультаций;

— организация и финансирование семинаров, выставок, ярмарок;

— создание бизнес-инкубаторов.

Косвенная поддержка осуществляется:

— путем страхования финансовых рисков;

— выполнения функции гаранта по обязательствам малого предприятия;

— посредничества в привлечении частных инвесторов для финансирования социально направленных проектов;

— содействия в предоставлении в аренду помещений и оборудования;

— организации обобщения и распространения опыта реализации социально направленных проектов;

— содействия в подборе деловых партнеров;

— пропаганды идей предпринимательства и др.

Состав элементов организационно-экономического механизма поддержки социально ориентированных проектов определяет сферы и направления, но которым осуществляется взаимодействие с малыми предприятиями. В основе функционирования механизма поддержки лежит учет по-литсубъектности при разработке и реализации мер поддержки и их согласованность с приоритетами государственной политики поддержки развития малого предпринимательства в регионах России.

Эффективность мер поддержки развития малого предпринимательства оценивается по результатам превентивного мониторинга в трех аспектах:

1) диагностики угроз и возможностей негативного влияния внешней среды на развитие;

2) прогнозирования показателей (индикаторов) развития;

3) оценки эффективности реализации проектов и программ развития.

Сектор малого предпринимательства играет важную роль в экономике Воронежской области. Именно поэтому на протяжении последних лет одним из основных направлений региональной политики является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно результатам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, в субъектах Российской Федерации по итогам 2015 года Воронежская область входит в число регионов с комфортными условиями для ведения бизнеса.

По состоянию на 01.01.2017 на территории региона действует 76267 субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающих серьезные позиции в таких видах деятельности, как оптовая и розничная торговля, предоставление услуг в сфере транспорта, связи и недвижимости. По степени вовлечения населения в малый и средний бизнес его роль приобретает серьезную социальную значимость.

Основные целевые показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства Воронежской области на 2017 год, приведены в таблице 3.

Данные показатели развития и поддержки малого и среднего предпринимательства позволяют Воронежской области устойчиво удерживать определенные позиции в его развитии.

В рамках программ, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, исполнительными органами государственной власти области осуществляется реализация мероприятий по оказанию информационной и консультационной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса и гражданам, желающим открыть собственное дело.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели, характеризующие состояние малого и среднего предпринимательства Воронежской области на 2017 год

Наименование показателя Значение на 01.01.2014 Значение на 01.01.2015 Значение на 01.01.2016 Значение на 01.01.2017

Всего субъектов МСП 80718 79550 73997 76267

Количество средних предприятий, единиц 355 320 305 324

Количество малых предприятий, единиц 4327 3490 3822 3660

Количество микропредприятий, единиц 18575 18639 18864 19621

Количество индивидуальных предпринимателей без юридического образования, человек 57461 57101 51006 52662

Оборот иродукции(услуг), производимой малыми предприятиями, в том числе микропредприятиями и индивидуальными предпринимателями, млн. руб 451691,51 484593,87 552501,1 602359,7

Инвестиции в основной капитал малых предприятий, млн.руб 8535,8 11873,3 14248,0 20628,7

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий, рублей 13967 15879 16990,53 16362

Базовую систему организаций инфраструктуры поддержки МП образуют:

1. Государственный фонд поддержки малого предпринимательства (ГФПМП) Воронежской области.

Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области в рамках осуществления основного вида деятельности предоставляет займы следующим юридическим лицам:

— фондам поддержки (агентства поддержки) субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых является субъект Российской Федерации или муниципальное образование;

— микрофинансовым институтам.

Займы предоставляются на срок от 1 до

3 лет. Одной микрофинансовой организацией могут одновременно предоставляться несколько займов. Общая сумма основного долга одной микрофинансовой организации по всем активным договорам займов не может превышать более чем в 15 раз размер собственных средств организации.

2. Микрокредитная компания «Фонд развития предпринимательства Воронежской области» (микрофинансовая организация).

Заемщиками микрокредитной компании «Фонда развития предпринимательства Воронежской области» являются субъекты малого и среднего предпринимательства (хозяйствующие субъекты, юридические лица и индивидуальные

предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям и средним предприятиям, которые:

— зарегистрированы и осуществляют свою деятельность на территории Воронежской области;

— занимаются предпринимательской деятельностью более трех месяцев с начала ведения деятельности (наличие бухгалтерской отчетности минимум за 1 квартал);

— полностью правоспособны и дееспособны (не находятся в состоянии ликвидации, реорганизации и банкротства);

— не имеют задолженностей перед бюджетами всех уровней и просроченных кредитов;

— располагают обеспечением обязательств по микрозайму (залог движимого имущества, поручительство, солидарное поручительство).

3. Гарантийный фонд Воронежской области, восемь муниципальных фондов, двадцать два районных центра поддержки предпринимательства.

В целях обеспечения доступа к банковским финансовым ресурсам Гарантийный фонд Воронежской области (ГФВО) предоставляет поручительство субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса города Воронежа и Воро-

нежской области, не располагающим достаточным объемом имущества для предоставления в залог кредитным организациям.

Размер поручительства — до 70 % от суммы кредита, но не более 25 ООО ООО рублей. Размер вознаграждения ГФВО по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства перед финансовыми организациями, заключившими с ГФВО соглашения о сотрудничестве на основе конкурсного отбора составляет:

— 1 % годовых за предоставление поручительства ГФВО по кредитным договорам и по договорам о предоставлении банковской гарантий (кроме договоров о предоставлении банковской гарантии для целей обеспечения заявки субъекта МСП на участие в конкурсе или закрытом аукционе) ;

— 0,5 % годовых за предоставление поручительства ГФВО по договорам о предоставлении банковской гарантии для целей обеспечения заявки субъекта МСП на участие в конкурсе или закрытом аукционе [2].

Целевое назначение займов — поддержка и развитие действующего бизнеса заемщика, либо временное замещение в структуре оборотного капитала заемщиков их собственных средств, направляемых на потребительские нужды. Изменение целевого назначения займа не допускается.

Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне должна осуществляться через комплексный подход. Комплексность подразумевает единство целей, задач, содержания, методов и форм воздействия.

Указанный подход наиболее уместен в данной теме, так как среди муниципалитетов нет единого понимания, каким образом может проводиться поддержка малого предпринимательства, отсутствуют методы оценки эффективности проводимых мер. Для постепенного формирования политики поддержки малого предпринимательства с единым пониманием оценки эффективности нужно проводить регулярные мероприятия, на которых специалисты муниципалитетов смогут обсуждать имеющиеся задачи и способы их решения, обмениваться опытом, перенимать наиболее эффективные практики в этой сфере.

Экономический эффект от деятельности МП оценивается с точки зрения вклада в валовой региональный продукт и увеличения уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в бюджеты всех уровней. Социальный эффект от деятельности МП оценивается с точки зрения обеспечения занятости и качества жизни жителей региона, а также с точки зрения формирования среднего класса и его участия в реализации социальных программ.

Способы поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне непосредственно связаны с полномочиями муниципальных фондов поддержки бизнеса, что позволяет в большей мере использовать Потенциал поддержки.

При оценке эффективности системы поддержки малого и среднего бизнеса на региональном уровне важен аддитивный подход. Используя данный подход, оценку эффективности системы поддержки малого бизнеса следует идентифицировать как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых методов, в состав которых должны быть включены;

— трактовка показателей эффективности финансово-экономической деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

— анализ экономического эффекта и выявление тенденций в улучшении показателей, характеризующих экономическое развитие МСП;

— анализ социальных эффектов развития малого и среднего предпринимательства и анализ темпов и ориентации их динамики;

— определение уровня и динамики транзакционных издержек субъектов малого и среднего бизнеса;

— выявление негативных показателей, возникающих из-за низкого уровня поддержки и определение изменений их масштабов и степени негативного воздействия на процессы становления и развития малого и среднего предпринимательства;

— анализ продуктивности использования средств, затрачен пых на формирование и реализацию системы поддержки малого бизнеса;

— оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов;

— определение степени участия государства и негосударственного сектора в достижении выявленных результатов.

Заключение

Таким образом, в связи с ключевой ролью государственного регулирования и особенностями формирования региональной политики поддержки в развитии сферы малого предпринимательства в субъектах Российской Федерации, необходимы активные мерынормативно-правового характера, предпринимаемые региональной властью с целью регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, создание эффективной системы финансовой поддержки начинающих предпринимателей, а также расширение доступа субъектов предпринимательства к ресурсной поддержке посредством привлечения дополнительной финансовой поддержки в виде инвестиций.

ЛИТЕРАТУРА

1. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (последняя редакция). — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_52144/

2. Развитие предпринимательства и торговли : Государственная программа Воронежской области (с изменениями на 03.08.2017) (утверждена постановлением Правительства Воронежской области от 30.02.2015 № 839). — Режим доступа: http:// docs.cntd.ru/document/430660677

3. Гамидуллаев Р. Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства / Р. Б. Гамидуллаев // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. — 2012. — № 28. — С. 297.

4. Кулик Н. А. Государственная поддержка малого бизнеса в России / Н. А. Кулик, JI. Г. Онищенко // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2010. № 11. — С. 28—36.

5. Мяснянкина О. В. Государственная поддержка малого предпринимательства: трудности и решения / О. В. Мяснянки-

на // Актуальные проблемы развития хозяйствующих субъектов, территорий и систем регионального и муниципального управления : материалы 11 международной научно-практической конференции (25—27 мая 2017 г.) под ред. Ю. В. Вертако-вой. — Вып. 2. — Курск : Университетская книга, 2017. — С. 271—275.

6.Мяснянкина О. В. Предпринимательство как условие инновационных интеграционных процессов / О. В. Мяснянкина // Актуальные проблемы устойчивого управления и развития социально-экономических систем в условиях процессно- ориентированной экономики : сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции. — Воронеж, 2014. — С. 100—104.

7. Орешко К. С. Механизм государственной поддержки малых предприятий в России и зарубежных странах : дис. ... канд. экон. наук / К. С. Орешко. — М., 2009. — С. 153.

8. Лисовцева Л. Н. Воздушный шар. Концепция развития малых предприятий на основе кредитно-инвестиционной поддержки / JI. Н. Лисовцева, Б. Г. Преображенский, Л. И. Комарова // Российское предпринимательство. — 2007. — № 4—1. — С. 17—20.

9. Уметбаева. Ю. И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства / Ю. И. Уметбаева // Право: история, теория, практика : материалы междунар. науч. конф. — СПб., 2011. — С. 92.

Воронежский государственный технический университет

Мяснянкина О. В., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры инженерной экономики

E-mail: myasnolga@ya.ndex. ги Тел.: 8-906-675-17-45

Российская академия народного хозяйства. и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Воронежский филиал)

Преображенский Б. Г., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики, финансов и менеджмента E-mail: kafek@bk.ru Тел.: 8 (473) 247-74-05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.