Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России'

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1031
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА / СОФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / САМОФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белозерская А.В.

Развитие малого и среднего бизнеса, благодаря государственной поддержке России, постепенно выходят на уровень, который при достаточных темпах роста, что позволит им постепенно занять более значимые позиции в формировании основных экономических показателей страны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России»

международный научный журнал «инновационная наука»

№6/2015

issn 2410-6070

0,61 0,605 0,6 0,595

i,606

0,603

0,600

Рисунок 11 - Индекс покупательной способности денег где 1 - индекс покупательной способности для мужчин; 2 - для женщин; 3 - для пенсионеров. Для мужчин индекс покупательной способности денег составит 0,606, для пенсионеров - 0,603, а для женщин - 0,600.

Уровень реального дохода - важнейший показатель, отражающий благосостояние населения. Номинальный доход в среднем на каждого жителя Йошкар-Олы за январь 2015 года составляет 21012,4 рублей. Определим уровень реального дохода для каждой группы населения, не беря в расчёт детей, т.к. они находятся на иждивении родителей. Данная зависимость представлена на рисунке 12:

12750 12700 12650 12600 12550 12500

12733,514

12670,477

12607,44

Рисунок 12 - Уровень реального дохода где 1 - уровень реального дохода для мужчин, 2 - для женщин; 3 - для пенсионеров. Для мужчин уровень реального дохода составляет 12733,514 рублей; для пенсионеров 12670,477 рублей; для женщин 12607,44 рубля.

При обобщении полученных данных можно сказать, что с 2012 года по февраль 2015 года инфляция в среднем составила 30,46%. Наиболее высокий рост цен зафиксирован у картофеля, некоторых овощей, фруктов, муки, а также молока и яиц. Касаемо уровня реального дохода, его сумма ниже номинальной примерно на 40%, что является существенным доказательством необходимости проведения тщательного анализа и реформации данной области.

Список использованной литературы: 1. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл [Электронный ресурс]: официальная статистика: цены и тарифы: средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги. URL: http://maristat.gks.ru (дата обращения: 01.03.2015)

©Т. Б. Бахтина, О. Н. Новосёлова, 2015

1

2

3

1

2

3

УДК 338

А.В. Белозерская, К.э.н., доцент Факультет технологии, экономики и дизайна Армавирская государственная педагогическая академия, г. Армавир, РФ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Аннотация

Развитие малого и среднего бизнеса, благодаря государственной поддержке России, постепенно выходят на уровень, который при достаточных темпах роста, что позволит им постепенно занять более значимые позиции в формировании основных экономических показателей страны

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

Ключевые слова

Предпринимательство, финансовая поддержка, софинансирование, кредитование, самофинансирование

Одним из факторов, предполагающих рост и развитие предприятий малого и среднего бизнеса, является уровень и качество государственной поддержки самих предприятий в РФ на муниципальном и региональном уровнях.

По поручению Президента Российской Федерации от 14 марта 2011 г. № Пр-634 координация поддержки МСБ осуществляется Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России, Минсельхозом России, Минрегионом России, Минобрнауки России.

Согласно приказу Минэкономразвития России от 26 июля 2011 г. № 372 координация и мониторинг реализации программ господдержки производится Рабочей группой под председательством Министра экономического развития. В нее входят представители федеральных органов исполнительной власти: Минсельхоз России, Минтруд России, Минрегион России, Минобрнауки России, Минпромторг России, Минфин России, Минздрав России), общественных организаций предпринимателей («ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия», ТИП РФ, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «АККОР» [3].

Государственная программы финансовой поддержки МСБ базируется на предоставлении субъектам РФ субсидий из федерального бюджета на реализацию региональных программ развития МСБ на конкурсной основе. Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» определены правила и порядок предоставления субсидий. Непосредственно субсидии распределяются за счет средств федерального бюджета целевым образом на конкурсной основе между субъектами Российской Федерации. Они направлены на мероприятия региональных программ поддержки МСБ на условиях софинансирования и не являются прямыми субсидиями, перечисляемыми самим предприятиям. Несмотря ни на что, распределять эти субсидии могут главы регионов в рамках программы поддержки каждого региона, каковые устанавливаются ежегодно [2,с.29].

Основные направления и цели программы господдержки МСБ в РФ.

• Поддержка частных промышленных (индустриальных) парков. Направлена на развитие промышленных парков, решение проблемы недостатка производственных площадей для промышленных МСП. Получатель -управляющая компания промышленного парка. Сумма - до 200 млн. рублей на один объект

• Создание региональных центров инжиниринга (РЦИ). Направлена на стимулирование применения субъектами МСБ инновационных технологий, повышение их технологической готовности. Получатель -РЦИ - юридическое лицо или организация инфраструктуры поддержки субъектов МСП, имеющая рабочие места для МСП, обеспеченные оргтехникой и всеми видами связи, современным программным обеспечением, в том числе программами инвестиционного анализа, управления проектами; оборудованный зал для проведения встреч, семинаров, тренингов. Сумма устанавливается индивидуально.

• Поддержка субъектов МСП, пострадавших в результате стихийных бедствий. Направлена на возобновление предпринимательской деятельности. Получатель - субъекты МСБ, пострадавшие в результате ЧС, предоставившие документы о том, что имущество субъекта МСБ пострадало. Сумма - не более 500 тыс. рублей.

• Поддержка социального бизнеса. Направлена на создание Центров инноваций социальной сферы совместно с Агентством стратегических инициатив. Сумма - до 5 млн. руб. - на создание или обеспечение одного центра.

• Поддержка лизинга и модернизации производства. Направлена на стимулирование инвестиций МСБ в основной капитал, модернизацию производственной базы предприятий МСБ, привлечение инвестиционных кредитов и лизингодателей к работе с МСП. Получатель - МСП в неторговой сфере, с численностью занятых более 50 человек. Сумма - до 10 млн. рублей.

• Развитие банковского кредитования и создание гарантийных фондов. Направлена на повышение доступности финансирования для предприятий МСБ. Получатели - региональные гарантийные фонды, созданные для расширения доступа предприятий МСБ к кредитным и финансовым ресурсам. Сумма - не более 70% от объема обязательств МСП.

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

• Грантовая поддержка начинающих предпринимателей. Направлена на активную поддержку начинающих предпринимателей путем предоставления грантов на создание собственного дела. Сумма - до 300 тыс. рублей.

• Микрофинансирование. Создание МФО. Направлена на получение займов начинающими предприятиями и микропредприятиями, не имеющими возможности воспользоваться банковскими предложениями. Сумма - до 1млн. рублей на срок до 12 мес.

• Поддержка малых инновационных компаний и формирование инновационной инфраструктуры. Направлена на стимулирование инновационной активности МСП. Сумма - до 0,5 млн. руб. в виде гранта на 1 предприятие и до 15 млн. руб. в виде субсидии на одного получателя.

• Поддержка муниципальных программ, в т.ч. поддержка моногородов. Направлена на поддержку муниципальных программ развития предприятий МСБ с учетом их специфики (отраслевых приоритетов, экономического потенциала). Получатели - муниципальные органы власти субъектов Российской Федерации, которые реализуют муниципальные программы развития МСП. На финансирование 800 муниципальных программ развития МСБ в 2012 году 38 регионам выделено 1,87 млрд. рублей размеры субсидий на реализацию муниципальных программ развития МСП моногородов:

а) не более 80,0 млн. рублей - на муниципальную программу моногорода с численностью населения не более 50 тыс. чел.

б) не более 150,0 млн. рублей - 50-300 тыс. чел.

в) не более 300,0 млн. рублей - более 300 тыс. чел.

• Развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Получатели - субъекты РФ, массово реализующие образовательные программы для субъектов МСБ. Сумма - В 2012 на нужды 39 регионов выделено 453,8 млн. рублей, для поддержки более чем 20,0 тыс. субъектов МСП.

• Поддержка экспортно-ориентированных субъектов МСП. Получатель - экспортно-ориентированные МСП. Суммы рассчитываются индивидуально. Формы - компенсация расходов по уплате процентов по экспортным кредитам, по сертификации товаров, софинансирование затрат предприятий на участие в выставках за рубежом, компенсация расходов по правовой охране за рубежом изобретений и результатов интеллектуальной деятельности, субсидирование части затрат субъектов МСБ при разработке фирменного наименования, товарного знака. К началу 2013 года в 40 регионах было создано 42 центра ЕИКЦ, оказана поддержка 9 682 МСП.

• Поддержка социального предпринимательства. Получатели - субъекты МСП в социальной сфере. Сумма по состоянию на конец 2012 года - 382 млн. рублей [1, с.10-14].

• Поддержка молодежного предпринимательства. Получатели - физические лица в возрасте до 30 лет, юридические лица, в уставном капитале которых доля, принадлежащая лицам в возрасте до 30 лет, составляет не менее 50 %, центры молодежного инновационного творчества. Сумма - по итогам 2012 года -647,6 млн. рублей и т. д.

В 2013 году в соответствии с приказом Минэкономразвития приоритетными являются следующие направления поддержки:

• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторов);

• поддержка экспортно-ориентированных МСП;

• развитие системы кредитования субъектов МСП;

• создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП в научно-технической сфере;

• реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом Российской Федерации программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства).

Также важна система государственных заказов. Такая форма бизнес-отношений позволяет обеспечить МСП гарантированный рынок сбыта готового продукта для дальнейшего развития самого предприятия.

Список использованной литературы: 1. Приоритетные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2013 году на федеральном и региональном уровне. www.gks.ru

международный научный журнал «инновационная наука» №6/2015 issn 2410-6070

2. Крылова Д.В. Малое и среднее предпринимательство в России. Высшая школа экономики. Москва 2013. www.hse.ru

3. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». www.consultant.ru

© А.В. Белозерская, 2015

УДК 332.13

Г.В. Бердюгин, студент Кафедра экономики и организации производства Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, РФ

А.М. Кирейчук, студент Кафедра экономики и организации производства Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, РФ

В.А. Давыдов, старший преподаватель Кафедра экономики и организации производства Дальневосточный Федеральный Университет, г. Владивосток, РФ

ПУТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ УЛУЧШЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО КЛИМАТА В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Аннотация

В данной статье представлен анализ инновационного климата в Дальневосточном Федеральном округе. По результатам этого анализа были выявлены факторы, которые необходимы для поддержания инновационного климата, а также те, которые будут препятствовать этому процессу. Также были выявлены пути, которых следует придерживаться для улучшения инновационного климата в регионе, и положительные изменения, возникающие в результате его улучшения. Предложенные пути и изменения носят дескриптивный характер, и поэтому в дальнейшем могут быть подвергнуты более подробному исследованию.

Ключевые слова

Инновационный климат, индекс инноваций, территории опережающего развития,

инновационная грамотность.

На Дальний Восток сегодня возлагаются большие надежды в плане экономического развития. Однако, Дальний Восток не так перспективен, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на существующую стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, принятую распоряжением В. В. Путина от 28 декабря 2009 года, ДВФО до сих пор остаётся не столь перспективным для «вливания» в его развитие большого количества инвестиций.

Зарубежные инвестиции привлекаются в основном качественными техническими и технологическими инновациями, которых в ДВФО практически нет. Но не стоит забывать о том, что любая инновационная деятельность - это большие затраты, которые могут и не увенчаться успехом, помимо этого инновации для бизнеса - это «крайняя мера», тот случай, когда нынешним товаром или технологией уже невозможно удовлетворить потребности потребителя. И при введении новаций в бизнес надо понимать, что для собственника это потери, риски и стрессы. Для большей заинтересованности предпринимателей необходимы более благоприятные условия, необходимо улучшение так называемого инновационного климата.

На сегодняшний день не существует единого точного определения инновационного климата, поэтому будет приведено обобщённое определение, основанное на мнениях различных авторов.

Инновационный климат - это состояние инновационной и иной научно-технической и технологической деятельности анализируемой области со всей совокупностью факторов, влияющих на интеллектуальную деятельность организаций, регионов и стран. Следует отметить показатели, которые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.