Научная статья на тему 'Государственная поддержка малого и среднего аграрного предпринимательства в Алтайском крае'

Государственная поддержка малого и среднего аграрного предпринимательства в Алтайском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
247
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка малого и среднего аграрного предпринимательства в Алтайском крае»

Таблица 3 - Показатели экономической эффективности свиноводческих предприятий

(по данным проекта реконструкции ферм СЗНИИМЭСХ)

Показатели ООО «Бор» Агро- холдинг «Пул- ковский»

Мощность предприятия, тыс. гол ./год 33 26

Себестоимость 1 кг свинины, руб. 52,3 39,0

Прибыль на 1 кг свинины, руб. 13,66 14,26

Рентабельность производства, % 26,11 36,57

Критерий оплаты общей площади мясом, ц/м2 1,2 2,0

Стоимость реконструкции, млн руб. 279 183

Окупаемость капвложений, лет 5,3 4,2

В результате кризиса возможно изменение ситуации в ЛПХ Ленинградской области. Сокращение рабочих мест на промышленных предприятиях повысит заинтересованность сельского населения в альтернативных источниках доходов. Развитие животноводства в малых формах хозяйствования это существенный резерв обеспечения продовольственной безопасности региона и он используется недостаточно. Свиноводство в ЛПХ и К(Ф)Х не может развиваться без адекватной инфраструктуры, которая должна обеспечить их необходимыми услугами (предоставление кредитов, продажа молодняка и кормов, закупка свиней на убой). В Ленинградской области потребительские кооперативы развиты слабо и это тормозит рост производства свинины в малых формах хозяйствования.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО АГРАРНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Н.С. Багаева, гл. специалист Управления Алтайского края, О.Г. Шалагина, к.э.н., доц. Алтайского государственного аграрного университета

Среди всех регионов Сибирского федерального округа (СФО) Алтайский край - это аграрный регион, 47% населения края проживает в сельской местности, в валовом региональном продукте на продукцию сельского хозяйства (равно как и на промышленность) приходится в среднем по годам 22%. Среди субъектов СФО Алтайский край ежегодно занимает первое место по объему производства продукции сельского хозяйства, второе - в расчете на душу населения (табл. 1).

По оценке Национального института системных исследований малого предпринимательства

Алтайский край относится к регионам с перспективным развитием малого предпринимательства. При оценке были учтены такие показатели, как: количество малых предприятий, численность занятых, оборот капитала, инвестиции в основной капитал. По итогам 2003-2007 гг. в целом по краю по основным показателям малого предпринимательства отмечалось положительным приростом, а тенденцию развития малого предпринимательства можно охарактеризовать как благоприятную.

Таблица 1 - Объем продукции сельского хозяйства по регионам СФО, млн руб.

Регионы Сибирского ФО 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в расчете на душу населения, тыс. руб.

Алтайский край 37035,0 43607,2 41946,4 48883,3 58708,3 23,3

Забайкальский край 7250,2 7323,7 8963,1 9949,2 10320,7 9,2

Красноярский край 23921,8 29218,5 30051,8 34419,3 41558,8 14,4

Иркутская область 17606,9 20118,8 22575,2 5869,8 30841,7 12,3

Кемеровская область 14456,0 16760,0 17811,0 22374,0 26900,0 9,5

Новосибирская область 29449,7 30251,8 31931,6 33678,4 43819,7 16,6

Омская область 26649,1 33142,0 35513,0 41449,0 47634,5 23,5

Томская область 7619,9 8859,6 9547,3 10924,6 13009,3 12,6

Республика Алтай 2771,6 2965,2 3162,7 3777,5 4646,0 22,6

Республика Бурятия 6955,0 8276,5 9103,0 10430,5 12128,9 12,6

Республика Тыва 1973,0 2195,9 2459,6 873,2 3210,9 10,4

Республика Хакасия 3833,0 4019,5 4092,6 4146,0 5484,0 10,2

Таблица 2 - Количество малых предприятий по регионам Сибирского ФО за 2003-2007 гг., единиц

Регионы Сибирского ФО 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Республика Алтай 843 795 968 1038 1476

Республика Бурятия 2920 3232 3206 3565 4945

Республика Тыва 367 435 568 621 748

Республика Хакасия 1243 1269 2140 2417 2379

Алтайский край 13150 15846 13671 14051 16246

Красноярский край 11097 11305 9819 10466 15879

Иркутская область 8314 8999 9175 10440 11852

Кемеровская область 13509 14325 13934 15807 18214

Новосибирская область 26372 25590 25510 25560 26914

Омская область 10864 12460 14435 14182 14831

Томская область 7384 7708 7651 9948 12970

Читинская область 2240 2778 2602 3016 4020

На малые предприятия края приходится 11,7% занятых от общей среднегодовой численности занятых, 14,5% промышленного производства, 17% оборота розничной торговли, 75,5% подрядных работ, 9,7% инвестиций в основной капитал, 45,5% оборота предприятий - все эти показатели возрастают с каждым годом.

Малый бизнес стремится в сферы деятельности, которые обеспечивают наибольшую прибыль и рентабельность (в основном в торговлю). В 2007 г. в сравнении с 2005 г. малые предприятия обеспечили на 24,9 тыс. больше рабочих мест, численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 12,8 тыс. человек или на 17,3%. В Алтайском крае малый сектор экономики демонстрирует потенциал саморазвития. В городах и районах края функционируют 16 тыс. малых предприятий, более 63 тыс. индивидуальных предпринимателей и 4,6 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (а в 2001 г. их было 5,8 тыс.). На предприятиях малого сектора занято более четверти экономически активного населения. Каждый четвертый рубль в краевой бюджет приносят субъекты малого предпринимательства. Их доля в валовом региональном продукте составляет более 18%. Становится очевидным, что малое предпринимательство является важнейшим фактором, определяющим развитие экономической системы края.

Таблица 3 - Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях предприятий и организаций Алтайского края за 2003-2007 гг., %

Показатели 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.

Среднегодовая численность занятых 9,2 9,9 10,7 12,4 11,7

Объем промышленного производства 8,5 7,4 11,2 17,7 14,5

Инвестиции в основной капитал 4,3 6,3 9,4 12,9 9,7

Оборот розничной торговли 12,6 12,0 13,3 16,9 17,0

Объем подрядных работ 48,8 41,1 50,7 63,4 75,5

Оборот предприятия 36,5 43,7 45,5

Особого внимания заслуживают малые предприятия сельского хозяйства, так как их количество составляет 6,2% из общего числа малых предприятий края (и это без учета 4,6 тыс. К(Ф)Х) и в них работает 12,1% всей численности занятых, что в три раза выше, чем в среднем по России.

Для динамичного развития малого и среднего бизнеса, особенно в некоторых видах экономической деятельности, необходима помощь государства в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП). Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» определяет следующие формы поддержки малого и среднего бизнеса: финансовая, имущественная, информационная и консультационная.

В Алтайском крае в 2007 г. создан Центр поддержки предпринимательства, в структуре которого размещается Алтайский бизнес-инкубатор, открывшийся в 2006 г., в районах края создаются инфор-

мационно-консультационные центры. В декабре 2007 г. в Алтайском крае организована работа некоммерческой организации «Алтайский гарантийный фонд», через использование средств фонда предполагается развитие системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если говорить о поддержке малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве, то оно находится на стадии становления и пока частично затрагивается в общих вопросах государственной поддержки сельского хозяйства. То есть государственная и региональная поддержка сельского хозяйства только частично затрагивает вопросы поддержки развития малого и среднего аграрного предпринимательства. Так в Алтайском крае отсутствует программа, нормативно-правовой документ о государственной поддержке СМСП в сельском хозяйстве. На субъекты малого и среднего аграрного предпринимательства в Алтайском крае распространены только общие направления государственной поддержки, которые определены ведомственной целевой программой «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-20010 годы» и Законом Алтайского края «О развитии малого и среднего предпринимательства», а также общие направления поддержки сельского хозяйства. Государственная поддержка в виде субсидирования части затрат на приобретение техники, комплексов машин и оборудования, осуществляется в течение последних лет и показала свою экономическую эффективность. В хозяйствах края, котор ые воспользовались такой поддержкой, увеличена площадь обрабатываемых земель на 32 тыс. га, повышена заработная плата работников на 42%, в 2 раза снижена себестоимость сельхозпродукции.

Ежегодно проводится конкурс среди крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых предприятий по номинациям «Лучший предприниматель года», «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств», «Эффективность и развитие», «Успешный старт» и др. Выявление лучших предпринимателей и популяризация их деятельности, в значительной мере способствует дальнейшему росту компаний, продвижению на межрегиональные и международные рынки. Считаем, что существенную роль в развитии малого бизнеса играют ежегодно проводимые съезды предпринимателей.

Вопросами поддержки малого бизнеса в сельском хозяйстве нашего региона частично занимаются управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, главное управление сельского хозяйства, Союз крестьянских (фермерских) формирований Алтайского края, Алтайский бизнес-инкубатор, Алтайский союз предпринимателей, Общественный совет по развитию предпринимательства при главе Администрации края (рис. 1). Однако работа их не скоординирована и ведется разрозненно.

Среднемесячная начисленная заработная плата работников малых предприятий края ежегодно ниже краевого уровня в среднем на 20-30%. Наиболее низкий уровень среднемесячной заработной платы в сельскохозяйственных малых предприятиях. Поэтому повышение заработной платы и вывод ее из «тени» остается одной из центральных задач органов исполнительной власти Алтайского края. Для ее последовательного решения сделан серьезный шаг в развитии системы социального партнерства. Принято краевое (региональное) Соглашение между Алтайским краевым Советом Профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Администрацией Алтайского края.

Рисунок 1 - Система поддержки предпринимательства в Алтайском крае

Проблемами развития малого предпринимательства в Алтайском крае, в том числе и в аграрном сфере, остаются: низкий темп роста количества СМСП; снижение налоговых поступлений от СМСП в бюджеты всех уровней; низкая доля занятости населения в сфере малого предпринимательства; низкий уровень технического обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств; ограниченный доступ

СМСП к информационным ресурсам; недостаточный уровень юридических (экономических) знаний СМСП; недостаточное количество СМСП, способных конкурировать на международных рынках.

Только благодаря комплексной государственной поддержке регион получит активно развивающийся малый бизнес, адаптированный к рыночным условиям и способный развивать экономику региона.

КОЛЛЕКТИВНЫЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ГАРАНТ ЖИЗНЕННОГО УРОВНЯ СЕЛЯН

А.И. Фирсов, д.с.-х.н., В.И. Трофимова, к.с.-х.н. Поволжского НИИ экономики и организации АПК

В рейтинге социально-экономических проблем современной деревни на первое место необходимо отнести проблему низкой доходности сельских тружеников. Поэтому сельскохозяйственные предприятия имеют первостепенное значение в жизнедеятельности сельского населения.

В последние годы появились некоторые положительные тенденции в развитии аграрного сектора. Основная проблема развития сельскохозяйственной отрасли состоит в том, что ее главные ре-

сурсы - земельные и трудовые, используются не полностью. Наряду с этим, сюда следует отнести усиление неэквивалентности товарообмена сельского хозяйства с другими отраслями, опережающий рост цен на энергоносители, низкий уровень технической оснащенности и другие ресурсы, потребляемые сельхозтоваропроизводителями.

Исследование роли коллективных сельхозпредприятий в улучшении жизни сельчан проведены в Екатериновском районе Саратовской области и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.