Научная статья на тему 'Государственная поддержка креативных индустрий'

Государственная поддержка креативных индустрий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3103
513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ / ТВОРЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CREATIVE INDUSTRIES / CREATIVE ENTREPRENEURSHIP / GOVERNMENTAL SUPPORT / STATE PROGRAMS / CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зеленцова Елена Валентиновна

В статье поднимается актуальная тема поддержки творческих индустрий в России на государственном уровне. Автор описывает имеющиеся в этой области проблемы, связанные преимущественно с отсутствием единого подхода к определению и пониманию творческих индустрий, и предлагает комплексные меры по их решению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governmental Support for the Creative Industries

This article is about actual theme of governmental support for the creative industries in Russia. The author describes problems in this sphere (most of them are related to the lack of legal definition and understanding of creative industries) and offers comprehensive measures to manage them.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка креативных индустрий»

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

| Государственная поддержка креативных индустрий / Governmental Support for the Creative Industries |

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

Вице-президент, директор по развитию городской среды Фонда «Сколково», заведующая кафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева Школы дизайна (ИОН) РАНХиГС, доцент кафедры управления проектами, руководитель специализации «Креативные индустрии»Московской Высшей школы социальных и экономических наук, Москва, Россия

Кандидат культурологии

Vice-president of Skolkovo Foundation, Director of Urban Environment Development, Head of the Glazychev Department of Territorial Development Studies at the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Head of the MA in Cultural Management program «Creative Industries» at the Moscow School of Social and Economic Sciences, Moscow, Russia

Ph.D. in Culturology zelentsova@universitas. ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ

В статье поднимается актуальная тема поддержки творческих индустрий в России на государственном уровне. Автор описывает имеющиеся в этой области проблемы, связанные преимущественно с отсутствием единого подхода к определению и пониманию творческих индустрий, и предлагает комплексные меры по их решению.

Ключевые слова: творческие индустрии, творческое предпринимательство, государственная поддержка, государственные программы, культурная политика.

GOVERNMENTAL SUPPORT FOR THE CREATIVE INDUSTRIES

This article is about actual theme of governmental support for the creative industries in Russia. The author describes problems in this sphere (most of them are related to the lack of legal definition and understanding of creative industries) and offers comprehensive measures to manage them.

Key words: creative industries, creative entre-preneurship, governmental support, state programs, cultural policy.

Понятие креативные (творческие) индустрии^ введенное британскими практиками в 1997 году, связало традиционные формы культуры (литературу и книгоиздание, изобразительное искусство, архитектуру, музыку, исполнительство и звукозапись, театр, кино, выста-

1 В большинстве работ мы считали целесообразным использовать русский термин «творческие индустрии», но в последние годы заимствованное из английского языка слово «креативный» (creative) фактически стало общеупотребительным как во всем мире, так и в России. Какое из этих дублирующихся понятий станет языком российских официальных документов - вопрос пока открытый.

вочную, музейную, библиотечную деятельность и т. д.), дизайн, моду, рекламу и информационные технологии, поскольку главным ресурсом, порождающим их продукт, являются не бумага, не краски, не мрамор и не разнообразные вспомогательные инструменты, а творческая способность человека.

По данным ООН2, креативные индустрии стали одним из наиболее динамично развивающих-

2 Creative economy outlook and Country profiles: Trends in

international trade in creative industries, 2016 [Электронный ресурс] URL:

|1 (26) 20171

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

| Государственная поддержка креативных индустрий / Governmental Support for the Creative Industries |

ся секторов мировой торговли, обеспечивая в среднем годовой прирост 8-9%.Во многих странах средний вклад креативных индустрий во внутренний валовой продукт составляет 2-6%, в зависимости от конкретного сектора, а средняя занятость в этих секторах - порядка 2-8% от общего количества рабочих мест. Помимо экономических эффектов, рост сектора креативной экономики напрямую связан с ростом показателей качества жизни и устойчивостью развития, так как актуализирует культурные, духовные ценности и развивает продуктивный потенциал населения.

Способны ли креативные индустрии стать драйвером расширения экспортного потенциала российской экономики? Сегодня доля творческих индустрий в российском экспорте низка3: 0,34% (для сравнения: 4,87% - в Великобритании; 5,46% - в Индии; 6,06% - в Германии; 7,99% - в США и 31,9% - в Китае). При этом большую часть российского экспорта творческих товаров составляют издательская продукция, печатные медиа и дизайн. Наиболее востребованными российскими творческими услугами на мировом рынке являются реклама и маркетинговые исследования, архитектурные, инженерные и другие технические услуги.

Ситуация и проблемы

За последние десятилетия в сфере культуры накоплен значительный потенциал. Россия с 26 культурными и природными объектами входит в десятку стран, возглавляющих Список всемирного наследия. Создана и развивается обширная сеть новых учреждений. Так, по сравнению с РСФСР, количество музеев выросло более чем в 2 раза, театров - в 1,7 раза. За период с 2012 по 2015 гг. га-

строльная деятельность федеральных театров выросла на 60%4.

Сеть государственных и муниципальных учреждений культуры широко развита, но через государственные институции поддерживается в основном классическое и народное искусство. Современные коммерческие формы творческой деятельности практически не поддерживаются ни через прямое финансирование, ни через стимулирование за счет кредитов, займов, льготного предоставления помещений, льготного налогообложения и т. п. На сайте Министерства культуры Российской Федерации можно увидеть, что последние события (совещания и постановления), направленные на поддержку малого и среднего предпринимательства в области культуры, датируются маем 2012 года5. Это усугубляет трудности, которые испытывают такие направления творческой деятельности как музыкальное продюсирование и звукозапись, книгоиздание и книгораспространение, инду- 74 стрия моды, дизайна и прочие.

Отсутствие поддержки креативных индустрий приводит к тому, что мы проигрываем конкуренцию на новых, растущих рынках, а это снижает глобальную конкурентоспособность страны. Высококвалифицированные молодые специалисты вынуждены мигрировать в страны, где могут себя реализовать, где на творческих профессионалов есть спрос и сформирована соответствующая среда. Механизм воспроизводства творческой элиты не обновляется, а как следствие, не обеспечивается не только высокий уровень инновационной активности, но и полноценная передача традиций отечественной художественной культуры.

Речь о поддержке креативных индустрий в Российской Федерации ведется уже давно, но без

http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?public ationid=1595

3 Creative Economy Report 2013, UNCTAD [Электронный ресурс] URL: http://www.unesco.org/culture/pdf/creative-econo my-repo rt-2013 .pdf

4 Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года [Электронный ресурс] URL: http://docs.cntd.ru/document/420340006

5 Поддержка малого и среднего предпринимательства в области культуры [Электронный ресурс] URL: http://mkrf.ru/deyatelnost/podderzhka-predpr

|1 (26) 20171

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

| Государственная поддержка креативных индустрий / Governmental Support for the Creative Industries |

заметного результата. Почему? Попробуем перечислить основные «тормозящие» факторы.

1. Не выработана повестка: кого именно поддерживать и в какой мере?

Очевидно, что сектор креативных индустрий внутренне неоднороден. Если создание текстов, изображений и мелодий остается в своей основе индивидуальной, в каком-то смысле ремесленной работой, то кино наиболее похоже на отрасль промышленного производства, а творчество в сфере информационных технологий, как следует из названия, неотделимо от изобретательства и постиндустриальных средств труда. Оценить занятость и обороты в этих сферах непросто; работники креативных индустрий часто вообще не учитываются -бармен может быть вечерами музыкантом, а безработная дама может писать роман, которому суждено перевернуть издательский рынок. Изучать и стимулировать креативные индустрии сложно еще и потому, что в каждой стране они неразрывно связаны с национальной культурой, традициями, образованием. И как не велико было бы искушение просто поддерживать творческий малый бизнес и поставить на этом точку, большинство стран, вслед за Великобританией, стремятся формировать нестандартные национальные программы.

Такая собственная программа поддержки креативных индустрий должна быть выработана и в России с опорой на своеобразие российской культурной и творческой жизни и с учетом существующей системы полномочий органов исполнительной власти, бюджетного, налогового законодательства и других основополагающих нормативно-правовых документов.

2. Сами идеи сочетания бизнеса и культуры, управления творческим процессом, получения прибыли от «нематериальной» деятельности наталкиваются на стереотипы, укорененные в сознании как широкой публики, так и представителей власти и даже самих культурных деятелей. Отечественные исследования специфики творческого

труда, проблем трудоустройства творческих профессионалов и т. п. практически не ведутся. В основном гуманитарная наука в России - культурология, искусствознание, художественная критика исследуют продукт, а не способ его производства.

3. Отсутствуют полные и актуальные статистические данные о секторе и его вкладе в развитие городов, регионов и страны в целом. Текущая ситуация в сфере статистики характеризуется следующим:

- большинство подотраслей творческих ин-дустрий по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) формально относятся к разделу «и прочие услуги». Соответственно выделить их, оценить их потенциал и динамику развития можно только изменив систему сбора и учета статистики на федеральном уровне или практически вручную разбирая массивы статистической информации;

- открытые данные или данные профессио- 75 нальных ассоциаций имеются по очень ограниченному кругу подотраслей креативных индустрий (например, по рекламе);

- имеющиеся в публичном доступе данные основаны на неоднозначной, неунифицированной методологии;

- по оценкам экспертов, объем незарегистрированных хозяйствующих субъектов составляет // рынка творческих индустрий;

- статистика о негосударственных организациях в сфере культуры фактически отсутствует.

4. Отсутствует нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу: органы управления культурой, развитием предпринимательства, международными отношениями, государственным и муниципальным имуществом, налоговые органы и др. не имеют ни формальных оснований, ни возможности привлекать ресурсы на развитие креативных индустрий.

В связи с этим особое значение имеют не только законы, но также подзаконные акты, закрепляющие

|1 (26) 20171

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

| Государственная поддержка креативных индустрий / Governmental Support for the Creative Industries |

распределение полномочий между органами исполнительной власти. Отдельный вопрос - развитие и актуализация законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

5. Ни за одним органом исполнительной власти (федерального или регионального уровня) не закреплены полномочия по развитию и управлению сферой творческого предпринимательства. Отсутствует межведомственный диалог по развитию креативных индустрий.

6. В программах развития малого и среднего бизнеса творческие индустрии не выделены в ряду прочих, поэтому никакие специальные программы для них не проводятся. Специалисты по креативной экономике не имеют соответствующего правового статуса и не получают институциональной поддержки. Не существует механизмов облегчения налогообложения креативных индустрий и предоставления им льгот.

7. Слабо развита материальная инфраструктура для возможного развития творческих индуст-рий: городская среда преимущественно не стимулирует инициирование и развитие творческих инициатив и не формирует приток творческих специалистов. Существующая система поддержки инноваций распространяется на технопарки и бизнес-инкубаторы, но не охватывает творческие индустрии.

Меры по решению

Решение существующих проблем видится невозможным без продуманной системы поддержки креативных индустрий на федеральном и региональном уровне. В ряде публикаций и выступлений, инициированных Агентством «Творческие индустрии», такие меры были описаны; представим их в систематизированном порядке.

Как поддержать креативные индустрии на федеральном уровне

1. Стартовой мерой, закрепляющей поддержку и развитие креативных индустрий в качестве государственного приоритета, может стать постановление Правительства Российской Федерации о создании системы мер по поддержке сектора. Основными исполнителями постановления могут стать Министерство экономического развития (как структура, отвечающая за новые экономические модели), Министерство культуры, Росстандарт (поскольку потребуется изменение системы статистики и учет в ней креативных индустрий), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса.

Очевидно, что постановление повлияет на формирование предложений по корректировке государственных целевых программ. Новая редакция государственных целевых программ позволит финансировать на конкурсной основе региональные проекты творческих индустрий (субсидии в форме грантов) через трансферты в регионы. Оператор такого конкурса может назначаться уполномоченным органом исполнительной власти в консультациях с межведомственными рабочими группами.

2. Следующая мера - наделение органа исполнительной власти полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере креативных ин-дустрий и координации соответствующего межведомственного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким органом могло бы стать Министерство культуры, однако оно не имеет достаточного опыта межсекторального взаимодействия. Более эффективным в этом качестве представляется Министерство экономического развития, способное осуще-

|1 (26) 20171

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

| Государственная поддержка креативных индустрий / Governmental Support for the Creative Industries |

ствлять системные и трансграничные преобразования сразу во многих сферах; кроме того, его авторитет поддержал бы именно экономическую значимость реализуемых мер.

Следующие шаги - внесение изменений в Положение о соответствующем органе исполнительной власти в части расширения полномочий и создание в структуре уполномоченного органа специализированного департамента, выполняющего следующие основные функции:

- выработка государственной политики в сфере творческих индустрий;

- разработка системы рекомендаций для регионов;

- мониторинг и контроль исполнения государственной политики в сфере творческих индуст-рий;

- определение качественных и количественных показателей оценки деятельности творческих индустрий;

- выстраивание межведомственного взаимодействия.

Для разработки рекомендаций по деятельности Департамента может быть создана рабочая (экспертная) группа.

Также целесообразно формирование профильного подразделения в Министерстве культуры, выполняющего следующие функции:

- разработка рекомендаций к государственной политике поддержки креативных индустрий;

- разработка положений и рекомендаций региональным культурным ведомствам по работе с креативными индустриями (создание кластеров, модернизация бюджетных учреждений).

3. Корректировка кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) позволила бы уже через год получить достоверную информацию о российских креативных индустриях, а через два года - иметь ее в динамике. Для этого следует оптимизировать классификацию креативных индустрий по ОКВЭД, выделив креативные индустрии в единый блок, и

расширить статистические позиции в едином реестре малого и среднего предпринимательства для размещения информации о креативных индустри-ях.

Предлагаемые меры по оптимизации статистического наблюдения, осуществляемого Федеральной службой государственной статистики, в сфере креативной экономики можно расширить и уточнить. Например, выделение отдельного кода «деятельность культурных центров и учреждений куль-турно-досугового типа» позволит отграничить работу культурных центров и домов культуры, которая имеет высокий потенциал для развития творческих индустрий и собственной внебюджетной деятельности учреждений, от деятельности архивов и библиотек, имеющих свои специфические особенности (сегодня они имеют общий код 92.40. Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа).

4. Внесение изменений в основные направ- 77 ления деятельности федеральных органов исполнительной власти по развитию малого и среднего предпринимательства, создание профильных подразделений. Работа с творческими бизнесами на базе действующих консультационных центров.

Как поддержать креативные индустрии на региональном уровне

Меры, направленные на поддержку и развитие креативных индустрий в регионах, особенно важны, поскольку успешное творческое предпринимательство, как правило, вырастает из культурной специфики регионов и актуализирует местный историко-культурный потенциал. На региональном уровне легче точечно выделить наиболее перспективные секторы креативных индустрий, поддержать творческих профессионалов, чтобы они не уезжали из регионов в столицы, сформировать творческие кластеры, делающие привлекательными региональные центры, в том числе и для туристов.

|1 (26) 20171

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

| Государственная поддержка креативных индустрий / Governmental Support for the Creative Industries |

Региональные меры поддержки начинаются с внесения изменений в полномочия органов исполнительной власти по управлению имуществом, управлению культурой и образованием и разработки - на основе федеральных рекомендаций - региональных проектов по развитию сферы и созданию многофункциональных творческих кластеров.

Принципиальным управленческим решением может стать формирование региональных дорожных карт развития креативного сектора (с учетом имеющихся ресурсов, уровня социальной активности, культурного потенциала, текущего состояния различных креативных индустрий), определяющих наиболее перспективные креативные индустрии и актуальные точки роста в контексте городского и регионального развития. Дорожные карты должны разрабатываться органами исполнительной власти регионов с участием экспертных групп и возможностью привлечения внешних специалистов (рабочих групп) по единой методологии.

Хорошим примером системной работы в регионе может служить программа «Ульяновск -культурная столица», инициированная губернатором Ульяновской области в 2012 году, в рамках которой проводятся ежегодный Международный культурный форум и другие мероприятия регионального, всероссийского и международного уровней, направленные на развитие культуры, искусства, творческих индустрий и продвижение Ульяновской области через культуру; в городе сформирован кластер творческих индустрий, а одноименный фонд занимается различными проектами в сфере культуры, ведет активную политику по поддержке творческих инициатив области и активации креативного потенциала ее жителей, проводит проектные и образовательные семинары, дискуссионные площадки для обсуждения актуальных вопросов развития культуры региона6.

6 Ульяновск - культурная столица [Электронный ресурс] URL: http://ulkul.ru

Комплексная поддержка на всех уровнях государственного и муниципального управления

1. Формирование модельных стандартов модернизации государственных учреждений культуры с описанием лучших практик (библиотек, театров, кинотеатров, выставочных залов, музеев, домов культуры, подростково-молодежных клубов и других). Взаимодействие государственных учреждений культуры с различными видами креативных индустрий может быть различным: формирование финансовых и нефинансовых партнерств, совместное проведение мероприятий, осуществление закупок продукции креативных индустрий, реализация взаимовыгодных отношений на «бартерной основе» (аренда пространства учреждений за предоставление услуг креативных индустрий и т. п.). Представление творческой продукции креативных и культурных индустрий на площадках государственных культурных учреждений.

2. Установление приоритета представителей креативных индустрий в действующей системе технопарков и бизнес-инкубаторов и формирование специализированной сети бизнес-инкубаторов для креативных индустрий в университетах.

Образование как база национального проекта по

развитию креативных индустрий

Образовательные учреждения - не только площадка продвижения идей креативной экономики, но и базовая школа самой креативности. Работа в сфере образования могла бы стать основой национальной программы по развитию креативных индустрий в России, которая обладает одной из самых развитых в мире сетей учреждений творческого образования, куда входят школы искусств, музыкальные школы, профильные средние специальные учебные заведения, вузы. Культуре и творческим специальностям отведено большое количество программ в федеральных университетах и других вузах страны. Этот уникальный потенциал

|1 (26) 20171

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

| Государственная поддержка креативных индустрий / Governmental Support for the Creative Industries |

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

может быть целенаправленно использован для модернизации культуры и развития творческих инду-стрий не просто в качестве кузницы кадров, но и как площадка для производства инновационных творческих продуктов, непосредственного включения креативной молодежи в практическую деятельность.

Развитие креативных индустрий с использованием ресурсов сферы образования можно рассматривать на нескольких уровнях:

1) Модернизация образовательных программ, доступных широкому кругу (как на уровне школ, среднего специального образования, вузов и дополнительного образования). Ключевая задача -развитие творческих способностей, раскрытие креативного потенциала каждого ученика, мягкая и долгосрочная работа с компетенциями и т. д.

2) Расширение перечня и профиля творческих специальностей (на уровне профориентации, среднего специального образования, вузов, повышения квалификации): отражение новых, современных профессий, связанных с широким спектром подотраслей креативных индустрий, развитием технологий.

3) Модернизация образовательных программ управления в сфере культуры (не только для чиновников, но в первую очередь для менеджеров креативных индустрий, продюсеров и т. д.) Специальные компетенции работы с творческими профессионалами, культурным продуктом, бизнесом и т. д.

4) Модернизация системы творческого образования в соответствии с новыми технологиями, тенденциями в культуре, рыночными процессами. Итог модернизированных программ - формирование профессионала, умеющего работать с современным оборудованием, меняющимися технологиями, потенциальный творческий предприниматель. Модернизация программ высшего и среднего профессионального образования (расширение перечня и профиля специальностей, модернизация

стандартов, формирование факультативных программ по творческим предметам).

5) Развитие дополнительного образования и повышения квалификации в сфере креативной экономики (разработка и создание платформ курсов повышения квалификации, постдипломного образования, переподготовки для предпринимателей и креативных профессионалов, желающих приобрести навыки творческих предпринимателей, разработка и запуск программ повышения квалификации и переподготовки учителей).

6) Реализация программ межрегиональных и международных стажировок для представителей государственной власти и сотрудников учреждений культуры с целью ознакомления с национальным и мировым опытом функционирования креативных индустрий и культурных площадок.

Нормотворчество и специальные исследования

Развитие креативных индустрий как сложного явления, объединяющего новый тип экономической деятельности, формы творческого самовыражения и направления развития человеческого капитала, нуждается в серьезной нормотворческой работе с определением.

Объединение в единый правовой институт общественных отношений в разнообразных и разномасштабных сферах (субсекторах) креативных индустрий требует ясных и однозначно трактуемых определений, а также принципиального понимания, является ли перечень подотраслей креативных индустрий исчерпывающим.

Необходимо развернутое описание термина креативных индустрий, отражающего как специфику деятельности сектора, так и специфику ее регулирования. Уточнения требуют также понятия, описывающие пути и способы поддержки и развития креативных индустрий.

Такая работа невозможна без специальной программы исследований, обобщающих как существующий опыт, так и долгосрочные прогнозы ми-

|1 (26) 20171

Елена Валентиновна ЗЕЛЕНЦОВА / Elena ZELENTSOVA

| Государственная поддержка креативных индустрий / Governmental Support for the Creative Industries |

рового и отечественного развития креативных индустрий.

Достижения национальной культуры, накопленный ею творческий потенциал и человеческий капитал, безусловно, позволяют России занять достойное место в еще далеко не завершенной картине мировой творческой экономики. Для России развитие креативных индустрий - более достойный и устойчивый флагман, чем сырьевая экономика с ее

опасным экологическим режимом и конъюнктурой.

Наша публикация - лишь контурный набросок полноценной программы развития креативных индустрий в России. В предложенных мерах еще немало лакун, требующих исследовательской и проектной проработки. Однако первым шагом успешного творческого проекта является перспективное видение целого.

80

|1 (26) 20171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.