Научная статья на тему 'Государственная поддержка инноваций в России на современном этапе: поиск эффективных механизмов'

Государственная поддержка инноваций в России на современном этапе: поиск эффективных механизмов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
414
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМА ИННОВАЦИЙ / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / INNOVATION ECOSYSTEM / SCIENCE AND TECHNOLOGY DEVELOPMENT / DIGITAL ECONOMY / REGULATORY FRAMEWORK / STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дрегнин О. Е., Камолов С. Г.

Предмет. Современное состояние и перспективы совершенствования нормативного правового регулирования инновационной сферы Российской Федерации. Цели. Выявление сопоставимости и сфер пересечения нормативных документов в области инноваций в современной России и поиск путей совершенствования существующей системы регулирования. Методология. Использованы формально-юридический метод для анализа отдельных нормативных документов, а также сравнительно-правовой анализ для сопоставления рассматриваемых актов. Результаты. Рассмотрение пяти подзаконных документов в сфере регулирования инноваций в Российской Федерации, их сравнительный анализ, изучение ключевых целей, методов их достижения и прогнозируемых сроков реализации позволяют выявить общие моменты и противоречия современного нормативного регулирования инновационного сегмента российской экономики и экосистемы инноваций в целом. Идентифицирован ряд проблем подзаконной регламентации сферы, которые требуют дальнейшей проработки для повышения эффективности регулирования. Выводы. Существующая система нормативного регулирования инновационной сферы представляется несколько разрозненной в силу того, что при относительно большом количестве действующих подзаконных актов практически все они автономны и не имеют отсылок на смежные нормы. Кроме того, нормативное регулирование лишь поверхностно касается вопросов финансирования экосистемы инноваций, которые зачастую являются ключевыми, поскольку недостаточность государственных и частных инвестиций затрудняет научно-технологическое развитие и инновационные процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government support to innovation in Russia at the present stage: Searching for effective mechanisms

Subject The article considers the current status and prospects for improving the regulatory framework for innovation in the Russian Federation. Objectives The study aims to identify the comparability of and overlapping in regulations on innovation in modern Russia and to find ways to improve the existing regulatory framework. Methods We apply a formal legal method to review certain statutory documents and a comparative legal analysis to compare them. Results We considered five by-laws regulating the innovation in the Russian Federation, compared them, studied their key goals and methods to achieve the goals. This enabled us to reveal common features and contradictions in the modern statutory regulation of the innovation segment of the Russian economy and the entire innovation ecosystem. The paper defines a number of problems in the subordinate legislation that require further elaboration to enhance the efficiency of regulation. Conclusions The existing regulatory framework for innovation is somewhat fragmented. There are many regulations in force, but almost all of them are autonomous and have no reference to related rules. Furthermore, statutory regulation considers the innovation ecosystem financing in a superficial manner, though this issue is often a key one, as public and private investment shortfall hampers the development of science and technology and innovation processes.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инноваций в России на современном этапе: поиск эффективных механизмов»

pISSN 2073-039X Инновации

eISSN 2311-8725

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИЙ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПОИСК ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Олег Евгеньевич ДРЕГНИН a, Сергей Георгиевич КАМОЛОВ b>'

a преподаватель кафедры государственного управления и права,

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России,

Москва, Российская Федерация

dregninoleg@yandex. ru

https ://orcid.org/0000-0002-6190-4615

SPIN-код: 8839-5024

b кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой государственного управления и права,

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России,

Москва, Российская Федерация

skamolov@yahoo. com

https://orcid.org/0000-0003-1144-4486

SPIN-код: 5117-4523

' Ответственный автор

История статьи:

Получена 11.10.2018 Получена в доработанном виде 23.10.2018 Одобрена 02.11.2018 Доступна онлайн 24.12.2018

УДК 351.82 032, 038

Ключевые слова:

экосистема инноваций, научно-технологическое развитие, цифровая экономика, нормативное правовое регулирование, стратегия

Аннотация

Предмет. Современное состояние и перспективы совершенствования нормативного правового регулирования инновационной сферы Российской Федерации. Цели. Выявление сопоставимости и сфер пересечения нормативных документов в области инноваций в современной России и поиск путей совершенствования существующей системы регулирования.

Методология. Использованы формально-юридический метод для анализа отдельных нормативных документов, а также сравнительно-правовой анализ для сопоставления рассматриваемых актов.

Результаты. Рассмотрение пяти подзаконных документов в сфере регулирования инноваций в Российской Федерации, их сравнительный анализ, изучение ключевых целей, методов их достижения и прогнозируемых сроков реализации позволяют выявить общие моменты и противоречия современного нормативного регулирования инновационного сегмента российской экономики и экосистемы инноваций в целом. Идентифицирован ряд проблем подзаконной регламентации сферы, которые требуют дальнейшей проработки для повышения эффективности регулирования. Выводы. Существующая система нормативного регулирования инновационной сферы представляется несколько разрозненной в силу того, что при относительно большом количестве действующих подзаконных актов практически все они автономны и не имеют отсылок на смежные нормы. Кроме того, нормативное регулирование лишь поверхностно касается вопросов финансирования экосистемы инноваций, которые зачастую являются ключевыми, поскольку недостаточность государственных и частных инвестиций затрудняет научно-технологическое развитие и инновационные процессы.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Для цитирования: Дрегнин О.Е., Камолов С.Г. Государственная поддержка инноваций в России на современном этапе: поиск эффективных механизмов // Экономический анализ: теория и практика. - 2018. - Т. 17, № 12. -С. 1419 - 1429.

https://doi.org/10.24891/ea.17.12.1419

Занимая шестое место в мире по объему ВВП значительной степени зависеть от добычи и по паритету покупательной способности1, обработки полезных ископаемых, динамики Российская Федерация продолжает в мировых цен на энергоносители, что создает --угрозу стабильности ее экономики. С учетом

1 По данным Всемирного банка.

этих обстоятельств высшее руководство государства ставит в первую очередь перед органами исполнительной власти задачу перевода экономики России на инновационный путь развития, который всегда имел существенный вес в вопросах национальной безопасности, но нельзя также отрицать и его колоссальную социально-экономическую значимость [1-3].

Инновационная стратегия должна разрабатываться в русле долговременной и эффективной политики государства как один из ключевых ее элементов [4, 5].

В 2010-2017 гг. Правительство Российской Федерации проделало существенный объем работы по созданию концептуального, стратегического и основополагающего по своему значению пакета нормативных правовых актов, направленных на развитие инновационного сегмента российской экономики. Среди таких актов можно выделить пять, это:

• Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года2;

• Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы3;

• программа «Цифровая экономика Российской Федерации»4;

• Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации5;

• Национальная технологическая инициатива6.

2 Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р.

3 О Стратегии развития информационного общества

в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203.

4 Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р.

5 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642.

6 О реализации Национальной технологической

инициативы: постановление Правительства РФ от 18.04.2016

№ 317.

Анализ совокупности нормативных правовых актов, направленных на поддержку инноваций, свидетельствует об эволюционном характере взглядов представителей высших органов исполнительной власти на приоритеты и задачи инновационного развития нашей страны. Рассматривая в динамике эти документы, можно увидеть их комплементарность. Так, акты, принятые в 2016-2017 гг., дополняют более ранние нормативные правовые документы и направлены на регулирование сфер, которые не входят в предмет последних7 [6]. Вместе с тем прослеживается и определенная методологическая разобщенность между рассматриваемыми стратегиями, что, на наш взгляд, может стать в долгосрочной перспективе препятствием в достижении максимальной эффективности государственной политики в области поддержки инноваций. Плюрализм документов, регулирующих интересующую нас сферу, неминуемо поднимает вопросы о соотношении указанных актов, выделении основополагающего из них, анализе их сходств и различий.

Если исходить из названий самих актов, то можно заключить, что ключевым из на з ва н ны х я вляе тс я С тр ат ег и я инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Она логически встраивается как один из элементов в Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики, задать долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок8.

7 Костенко М.А., Яровая В.В. Правовые основы поддержки инновационной деятельности в Российской Федерации // Вопросы современной юриспруденции: сборник статей по материалам LI-LII международных научно-практических конференций. № 7-8. Новосибирск: СибАК, 2015.

8 О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ

(ред. от 31.12.2017).

Важнейшей составляющей стратегии является ее четвертая часть, где описываются цели, задачи и варианты инновационного развития нашей страны. Несмотря на общую формулировку цели стратегии - перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития - в тексте документа авторы конкретизируют показатели, отражающие успешность этой смены вектора экономики России, составленные с соблюдением условий, которые предъявляет к целеполаганию методология SMART, основанная на принципах ясности целей (specific, S), измеримости (measurable, M), достижимости (attainable, A), актуальности (relevant, R) и своевременности (time-bound, T). Данные показатели отражают качественную и количественную динамику промышленного инновационного производства, экспорта инновационных отечественных технологий, бюджетов, выделяемых на инновационные исследования и разработки, научно-образовательную деятельность и патентную защиту новых разработок. Эти цели можно рассматривать как сильную сторону данной стратегии.

Стратегия предусматривает комплексное взаимодействие общества, бизнеса, научных кадров при поддержке государства для создания общероссийской инновационной экосистемы, чей продукт может быть конкурентоспособен на мировой арене. Важными условиями активизации

инновационной деятельности в стране являются создание необходимых культурных предпосылок, а также проведение активной информационной и образовательной политики совместными усилиями государства, бизнеса и некоммерческих организаций [7]. Предлагается ряд реформ в системе основного и дополнительного образования, направленных на поддержку инновационной деятельности молодежи. Результатом предпринимаемых мер должно стать развитие инновационного предпринимательства.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации стала важным историческим документом для становления национальной инновационной системы.

Важную роль в связи с этим сыграл Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Его ключевая идея заключается в создании правовой и методологической основ для разработки, построения и функционирования системы стратегического планирования в различных сферах, в том числе и инновационной.

На современном этапе наиболее значимыми документами стратегического планирования становятся Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденные указами Президента Российской Федерации.

В фокусе Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы - значимость информации, право граждан на доступ к ней, процессы сбора, накопления и распространения информации. Стратегия определяет информационное общество как социум, в котором информация и уровень ее применения и доступности кардинальным образом влияют на экономические и социокультурные условия жизни граждан. Согласно стратегии, формирование общества знаний в России должно способствовать росту уровня безопасности, развитию человеческого потенциала, увеличению эффективности национальной экономики и государственного управления, укреплению позиций нашей страны на международной арене. В документе описаны приоритетный сценарий развития информационного общества, перечень показателей реализации стратегии, а также вопросы управления и финансирования. Стратегия развития информационного общества дает толкование таких понятий, как «интернет вещей», «облачные и туманные вычисления», «большие объемы данных» (Big Data), «цифровая экономика». В целом документ задает вектор необходимых действий по разработке прикладных нормативных актов.

Стратегия научно-технологического развития методологически строится вокруг понятия

«большие вызовы» - объективно требующего реакции со стороны государства на совокупность проблем, угроз и возможностей, сложность и масштаб которых таковы, что они не могут быть решены, устранены или реализованы исключительно за счет увеличения ресурсов [8]. В отличие от указанных в Стратегии инновационного развития Российской Федерации вызовов (ускорение технологического развития мировой экономики; усиление в мировом масштабе конкурентной борьбы за квалифицированную рабочую силу и инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии и компетенции; изменение климата; старение населения [9, 10]; проблемы систем здравоохранения и обеспечения продовольственной безопасности), большие вызовы - это исчерпание возможностей экстенсивного ресурсного экономического роста страны, демографические и экологические проблемы, вопросы продовольственной безопасности, качественное изменение характера глобальных и локальных энергетических систем, угрозы национальной безопасности.

Исходя из концепции больших вызовов, Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации ставит целью обеспечение конкурентоспособности и независимости страны, в том числе посредством выявления талантливой молодежи и построения их успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций; создания условий для проведения научных исследований и разработок; внедрения эффективной системы управления и финансирования в инновационной сфере; создания коммуникативных сетей для развития инноваций; стимулирования высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса; межгосударственного научно-технического сотрудничества. Заключительная часть стратегии посвящена вопросам реализации -ее основным этапам, управлению, мониторингу, результатам.

Утверждение Стратегии развития информационного общества в Российской

Федерации на 2017-2030 годы и Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации указами Президента Российской Федерации оставило определенную перспективу развития положений этих стратегий в иных нормативно-правовых документах. Именно так происходит создание регулятивного пространства вокруг цифровой экономики [11, 12].

Так, Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» устанавливает, что цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг, а уже распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является прикладным документом планирования по реализации целей, заложенных в описанных ранее стратегиях и иных актах регулирования инновационной сферы. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» интегрирует идеи, заложенные в этих документах.

1. Цели. Формирование в России новой экосистемы, использующей цифровые данные, для свободного и эффективного создания данных и оперирования ими всеми акторами социально-экономической деятельности. Разработка и развитие инфраструктуры для высокотехнологичного и наукоемкого бизнеса, что априори предполагает как прямые меры, например, государственное стимулирование деятельности таких видов предприятий, так и косвенные - совершенствование образовательной системы, поддержка молодых ученых. Результатом должно стать

укрепление позиций Российской Федерации на глобальных рынках9.

2. Ключевые игроки инновационной деятельности. В соответствии с программой «Цифровая экономика Российской Федерации» успешность инновационных процессов зависит от согласованного и эффективного взаимодействия госсектора, бизнес-среды, науки и образования. Документ также задает цель этого взаимодействия, достижение которой, по мнению составителей, должно обеспечить развитие цифровой экономики - создание 10 или более национальных высокотехнологичных предприятий, развивающих «сквозные» технологии и управляющих цифровыми платформами, которые работают на мировом рынке, формируют вокруг себя систему новых предприятий, исследовательских центров [13].

3. Технологии. Цифровая экономика предполагает активное использование новейших систем, ресурсов, трендов, таких как большие данные, интернет вещей, виртуальная и дополненная реальности, искусственный интеллект, облачные вычисления.

4. Основные направления. Они включают в себя полноценное кадровое обеспечение инновационной среды, которое достигается через развитие системы образования, являющейся следующим направлением; создание современной правовой среды через нормативное регулирование; формирование технических заделов и грамотное управление исследовательскими компетенциями; активация безопасной информационной инфраструктуры для всех акторов сферы [14].

Конкурентными преимуществами программы «Цифровая экономика Российской Федерации» являются количественно установленные показатели, а также детальный

9 Кулик А.М., Коряков Д.П., Рожанская А.Г. Цифровая экономика как экономика нового поколения // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. Уфа: Агентство международных исследований, 2017. С. 61-64.

план реализации, разбитый на три периода (2018, 2020 и 2024 гг.), получивший название дорожной карты. По каждому из пяти направлений программы - нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов, информационная инфраструктура, информационная безопасность -прописаны задачи, способствующие достижению целей программы по конкретному направлению, каждая из которых имеет свои вехи с четким сроком выполнения и целевыми показателями. Проектный подход к реализации с четкими целями не совсем типичен для государственного сектора и с управленческой точки зрения инновационен, что вселяет оптимизм при оценке потенциального успеха программы [15].

Сама идея дорожных карт, а также детальные правила их создания прописаны в постановлении Правительства РФ от 18.04.2016 № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы». Национальная технологическая инициатива (НТИ) - это программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 г. У НТИ наиболее существенный из рассмотренных документов горизонт планирования - до 2035 г., хотя приоритетом государственной политики Президент Российской Федерации объявил ее еще в 2014 г. Национальная технологическая инициатива, опираясь на глобальные тренды и лучшие мировые практики, очертила круг так называемых рынков, где она будет продвигаться: энергетика, здравоохранение, продовольствие, безопасность, логистические системы, нейротехнологии. По сути, все эти рынки являются сферами, где инновационные разработки сегодня наиболее актуальны [16, 17].

Для достижения целей Национальной технологической инициативы будут созданы творческие проектные команды, открытые к исследованию мировых трендов и производству собственного нового продукта. Среди ключевых игроков НТИ фигурируют ведущие университеты, профильные

коммерческие структуры, экспертные и научные сообщества, институты развития и, безусловно, государство в лице профильных органов исполнительной власти. Национальная технологическая инициатива делает большую ставку на образовательную среду, что отчасти объясняется ее долгосрочностью. В частности, предполагается создание Университета 20.35, который будет готовить специалистов эпохи цифровой экономики для реализации проектов в рамках НТИ.

Таким образом, сегодня в Российской Федерации действуют пять базовых нормативных документов, регулирующих инновационную сферу. Все они закреплены различными по силе нормативными правовыми актами - указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации - и различны по своей юридической силе и детализации. Два документа, утвержденных указами Президента России - Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы и Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации - носят наиболее общий характер: задают векторы целеполагания, основные принципы управления и мониторинга инновационной сферы и определяют ключевые понятия, такие как «большой вызов», «цифровая экономика», «облачные и туманные вычисления», «обработка больших данных» и др.

Другие три документа утверждены актами Правительства Российской Федерации и раскрывают и конкретизируют положения президентских указов. Все они предполагают, что для успешного развития инноваций и достижения главной цели - становления России как одного из мировых лидеров сферы в среднесрочной перспективе - необходим симбиоз научной, образовательной и бизнес-среды при поддержке государства. Национальная технологическая инициатива при этом имеет наибольший горизонт планирования (до 2035 г.) и существенное количество сфер для развития - от транспорта до нейротехнологий. Долгосрочность

оправдывает ставку на образовательный компонент инициативы. Важнейшей чертой НТИ является система разработки и использования дорожных карт - детальных планов реализации проектов инновационной сферы.

Самыми детальными и в то же время самыми комплексными концепциями в современном российском инновационном сегменте экономики представляются Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Эти документы интегрируют в себе идеи, заложенные в НТИ и двух других стратегиях. Но их ключевые положительные отличия - четкие количественные показатели, достижение которых ограничено зафиксированными сроками. Закреплена эта схема посредством дорожных карт.

Такой подход к реализации задач в совокупности с положениями НТИ о создании творческих команд для их выполнения является проектным, что само по себе -управленческая инновациея для государственного уровня. Начало инновационному процессу в России XXI в. положено изданием названных подзаконных актов о в целом продуманной государственной политике по планированию и определению параметров эффективности инновационного развития.

Несмотря на все преимущества современного нормативного регулирования инновационной сферы в России, стоит отметить некоторые моменты, требующие дополнительного изучения. Во-первых, все рассмотренные документы сопоставимы по предмету регулирования, целям, методикам и даже используемой терминологии. При этом каждый из актов позиционируется как исчерпывающий документ, можно сказать, автономный на своем уровне, что на первый взгляд является преимуществом, но при более глубоком анализе становится очевидным обратное. Автономность концептуальных материалов ведет к некоторой разобщенности нормативной документации в рамках инновационной сферы, акты слабо связаны

друг с другом. Лишь программа «Цифровая экономика Российской Федерации» содержит в первой своей части отсылку к Указу Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», остальные же документы имеют только точечные пересечения. Эта ситуация свидетельствует об отсутствии сбалансированности и необходимой синергии между актами, регулирующими инновационный сегмент российской экономики, что может привести к ухудшению эффективности достижения заложенных в них целей. При этом создание крупных научно-производственных интегрированных структур, обеспечивающих концентрацию ресурсов на прорывных направлениях развития науки и техники и

ориентированных на производство значительных объемов высокотехнологичной продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, является ключевым приоритетом современной российской экономики инноваций [18] и однозначно требует согласованности нормативного регулирования. Есть фактор, который все рассмотренные документы обходят стороной - финансирование инновационной сферы. Без инвестиционной поддержки как со стороны государства, так и со стороны частных структур невозможна реализация планов дорожных карт. В связи с этим большое внимание необходимо уделить именно финансированию инновационных проектов для реализации целей и поиску путей достижения синергии в подходах, заложенных пятью программными документами.

Список литературы

1. Коваленко А.Т., Батьковский М.А., Хрусталев Е.Ю. Методологические основы экономического оценивания военного потенциала государства // Проблемы прогнозирования. 2005. № 3. С. 134-148.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-ekonomicheskogo-otsenivaniya-voennogo-potentsiala-gosudarstva

2. Teece D.J., Peteraf M., Leih S. Dynamic Capabilities and Organizational Agility: Risk, Uncertainty, and Strategy in the Innovation Economy. California Management Review, 2016, vol. 58, iss. 4, pp. 13-35. URL: https://doi.org/10.1525/cmr.2016.58.4.13

3. Скворцова Т.А., Милов А.А. Векторы инновационного развития экономики России // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2017. № 2. C. 58-64.

URL: https://cyberleninka.rU/article/v/vektory-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki-rossiii

4. Ложникова А.В., Сазонов А.Э., Огородова Л.М. Научно-технологическое развитие России: проблемы формирования эффективного механизма или как сделать важными «особо важные» НИОКР // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 364.

С. 113-119. URL: https://cyberleninka.ra/article/v/nauchno-tehnologicheskoe-razvitie-rossii-problemy-formirovaniya-effektivnogo-mehanizma-ili-kak-sdelat-vazhnymi-osobo-vazhnye-niokr

5. Цыганов С.А., Рудцкая Е.Р., Хрусталев Е.Ю. Принципы построения стратегии инновационного развития российской экономики // Экономический анализ: теория

и практика. 2013. № 41. C. 2-14. URL: https://cyberleninka.ru/article7v/printsipy-postroeniya-strategii-innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki

6. Салицкая Е.А. Правовое регулирование государственной поддержки научной

и инновационной деятельности в регионах РФ // Информационное общество. 2016. № 1. С. 55-68.

URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/fea69ddbe281391a44257fce002db60a

7. Furman J.L., Porter M.E., Stern S. The Determinants of National Innovative Capacity. Research Policy, 2002, vol. 31, iss. 6, pp. 899-933. URL: https://doi.org/10.1016/S0048-7333(01)00152-4

8. Курилова А.А. Факторы, влияющие на промышленные кластеры в условиях больших вызовов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1.

С. 105-108. URL: https://cyberleninka.ra/artide/v/faktory-vliyayuschie-na-promyshlennye-klastery-v-usloviyah-bolshih-vyzovov

9. Павлюк А.В., Кабакова С.С. Административно-правовое регулирование внешних трудовых миграционных потоков в Российской Федерации // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 135-143.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63.

URL: https://cyberleninka.rU/article/v/k-voprosu-migratsionnom-zakonodatelstve-v-rossii

11. Дерябин Н.И. Стратегическое управление государством Россия в информационном обществе XXI века // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. 2017. Вып. 12. Ч. 1. С. 25-32. URL: https://revolution.allbest.ru/law/00963582_0.html

12. Якушенко К.В., Шиманская К.В. Цифровая трансформация информационного обеспечения управления экономикой государств - членов ЕАЭС // Новости науки и технологий. 2017. № 2. С. 11-20. URL: http://belisa.org.by/kcfinder/upload/files/art2_NNT_2(41)17.pdf

13. Игитян М.Ю., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Государственно-частное партнерство

в современной России. М.: Фонд поддержки международных программ, 2017. 520 с.

14. Лапин Н.И. Большие вызовы новой России и развитие инновационных систем ее регионов // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические

и правовые исследования. 2017. Т. 3. № 3. С. 8-18.

URL: https://vestnik.utmn.rU/sociology/vypuski/2017-tom-3/3/467119/

15. Рудцкая Е.Р., Хрусталев Е.Ю., Цыганов С.А. Методы накопления научного знания для инновационного развития российской экономики (опыт РФФИ) // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3. С. 134-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/nXmetody-nakopleniya-nauchnogo-znaniya-dlya-innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki-opyt-rffi

16. Клыпин А.В. Национальная технологическая инициатива России: вопросы формирования

и проблемы реализации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. № 37. С. 22-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-tehnologicheskaya-initsiativa-rossii-voprosy-formirovaniya-i-problemy-realizatsii

17. Куракова Н.Г., Петров А.Н. Национальная технологическая инициатива: оценка перспектив технологического лидерства России // Экономика науки. 2015. Т. 1. № 2. С. 84-92.

URL: https://cyberleninka.ru/article/n7natsionalnaya-tehnologicheskaya-initsiativa-otsenka-perspektiv-tehnologicheskogo-liderstva-rossii

18. Лукьянчикова Н.П. Постиндустриальная экономика - экономика инноваций // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2005. № 1. С. 4-8.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/postindustrialnaya-ekonomika-ekonomika-innovatsiy

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

pISSN 2073-039X Innovations

eISSN 2311-8725

GOVERNMENT SUPPORT TO INNOVATION IN RUSSIA AT THE PRESENT STAGE: SEARCHING FOR EFFECTIVE MECHANISMS

Oleg E. DREGNIN a, Sergei G. KAMOLOV v

a Moscow State Institute of International Relations (University) of Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation,

Moscow, Russian Federation

dregninoleg@yandex. ru

https ://orcid.org/0000-0002-6190-4615

b Moscow State Institute of International Relations (University) of Ministry of Foreign Affairs of Russian Federation, Moscow, Russian Federation skamolov@yahoo. com https://orcid.org/0000-0003-1144-4486

• Corresponding author

Article history: Abstract

Received 11 October 2018 Subject The article considers the current status and prospects for improving the regulatory Received in revised form framework for innovation in the Russian Federation.

23 October 2018 Objectives The study aims to identify the comparability of and overlapping in regulations Accepted 2 November 2018 on innovation in modern Russia and to find ways to improve the existing regulatory Available online framework.

24 December 2018 Methods We apply a formal legal method to review certain statutory documents and a

comparative legal analysis to compare them. JEL classification: O32, O38 Results We considered five by-laws regulating the innovation in the Russian Federation,

compared them, studied their key goals and methods to achieve the goals. This enabled us to reveal common features and contradictions in the modern statutory regulation of the innovation segment of the Russian economy and the entire innovation ecosystem. The paper defines a number of problems in the subordinate legislation that require further elaboration to enhance the efficiency of regulation.

Conclusions The existing regulatory framework for innovation is somewhat fragmented. Keywords: innovation There are many regulations in force, but almost all of them are autonomous and have no

ecosystem, science and reference to related rules. Furthermore, statutory regulation considers the innovation

technology development, ecosystem financing in a superficial manner, though this issue is often a key one, as public digital economy, regulatory and private investment shortfall hampers the development of science and technology and framework, strategy innovation processes.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2018

Please cite this article as: Dregnin O.E., Kamolov S.G. Government Support to Innovation in Russia at the Present Stage: Searching for Effective Mechanisms. Economic Analysis: Theory and Practice, 2018, vol. 17, iss. 12, pp. 1419-1429. https://doi.org/10.24891/ea.17.12.1419

References

1. Kovalenko A.T., Bat'kovskii M.A., Khrustalev E.Yu. [Methodological framework for economic assessment of the military potential of the State]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2005, no. 3, pp. 134-148. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-osnovy-ekonomicheskogo-otsenivaniya-voennogo-potentsiala-gosudarstva (In Russ.)

2. Teece D.J., Peteraf M., Leih S. Dynamic Capabilities and Organizational Agility: Risk, Uncertainty, and Strategy in the Innovation Economy. California Management Review, 2016, vol. 58, iss. 4, pp. 13-35. URL: https://doi.org/10.1525/cmr.2016.58A13

3. Skvortsova T.A., Milov A.A. [Vectors of innovative development of Russian economy of Russia]. Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informatsionnykh tekhnologii = Herald of Siberian Institute of Business and Information Technologies, 2017, no. 2, pp. 58-64.

URL: https://cyberleninka.rU/article/v/vektory-innovatsionnogo-razvitiya-ekonomiki-rossiii (In Russ.)

4. Lozhnikova A.V., Sazonov A.E., Ogorodova L.M. [Scientific and technological development of Russia: Problems of effective mechanism formation, or how to make essential R&D 'most essential']. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta = Tomsk State University Journal, 2012, no. 364, pp. 113-119. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/nauchno-tehnologicheskoe-razvitie-rossii-problemy-formirovaniya-effektivnogo-mehanizma-ili-kak-sdelat-vazhnymi-osobo-vazhnye-niokr (In Russ.)

5. Tsyganov S.A., Rudtskaya E.R., Khrustalev E.Yu. [Principles of creation of strategy of innovative development of Russian economy]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2013, no. 41, pp. 2-14.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/printsipy-postroeniya-strategii-innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki (In Russ.)

6. Salitskaya E.A. [Legal regulation of State support to scientific and innovative activities in Russian regions]. Informatsionnoe obshchestvo = Information Society, 2016, no. 1, pp. 55-68.

URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/fea69ddbe281391a44257fce002db60a (In Russ.)

7. Furman J.L., Porter M.E., Stern S. The Determinants of National Innovative Capacity. Research Policy, 2002, vol. 31, iss. 6, pp. 899-933. URL: https://doi.org/10.1016/S0048-7333(01)00152-4

8. Kurilova A.A. [Factors affecting industrial clusters in the face of great challenges]. Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie = Azimuth of Scientific Researches: Economics and Management, 2017, vol. 6, no. 1, pp. 105-108. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/faktory-vliyayuschie-na-promyshlennye-klastery-v-usloviyah-bolshih-vyzovov (In Russ.)

9. Pavlyuk A.V., Kabakova S.S. [Administrative and legal regulation of external labor migration flows in the Russian Federation]. Sotsialno-politicheskie nauki = Sociopolitical Sciences, 2017, no. 5, pp. 135-143. (In Russ.)

10. Bogdan V.V., Urda M.N., Pavlyuk A.V. [To the question about migration legislation in Russia]. Sotsialno-politicheskie nauki = Sociopolitical Sciences, 2017, no. 5, pp. 60-63.

URL: https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-migratsionnom-zakonodatelstve-v-rossii (In Russ.)

11. Deryabin N.I. [Strategic administering the affairs of Russia in the information society

of the 21st century]. Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik = Russia: Trends and Development Prospects. Yearbook, 2017, iss. 12, part. 1, pp. 25-32. URL: https://revolution.allbest.ru/law/00963582_0.html (In Russ.)

12. Yakushenko K.V., Shimanskaya K.V. [The Digital Transformation of the Information Support to the Management of the Economies of EAEU]. Novosti nauki i tekhnologii = News of Science and Technology, 2017, no. 2, pp. 11-20.

URL: http://belisa.org.by/kcfinder/upload/files/art2_NNT_2(41)17.pdf (In Russ.)

13. Igityan M.Yu., Kamolov S.G., Pavlyuk A.V. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo v sovremennoi Rossii [Public-private partnership in modern Russia]. Moscow, Fond podderzhki mezhdunarodnykh programm Publ., 2017, 520 p.

14. Lapin N.I. [Big challenges of new Russia and development of innovative systems of its regions]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. Sotsial'no-ekonomicheskie i pravovye issledovaniya = Tyumen State University Herald. Social, Economic, and Law Research, 2017, vol. 3, iss 3, pp. 8-18. URL: https://vestnik.utmn.ru/sociology/vypuski/2017-tom-3/3/467119/ (In Russ.)

15. Rudtskaya E.R., Khrustalev E.Yu., Tsyganov S.A. [Methods to accumulate scientific knowledge for innovative development of the Russian economy (the Russian Foundation for Basic Research case)]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2009, no. 3, pp. 134-139. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-nakopleniya-nauchnogo-znaniya-dlya-innovatsionnogo-razvitiya-rossiyskoy-ekonomiki-opyt-rffi (In Russ.)

16. Klypin A.V. [The National Technological Initiative of Russia: Formation and implementation issues]. Natsionalnye interesy: prioritety i bezopasnost' = National Interests: Priorities and Security, 2015, no. 37, pp. 22-31. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-tehnologicheskaya-initsiativa-rossii-voprosy-formirovaniya-i-problemy-realizatsii (In Russ.)

17. Kurakova N.G., Petrov A.N. [National Technological Initiative: Evaluation of Perspectives of Russia's Technological Leadership]. Ekonomika nauki = The Economics of Science, 2015, vol. 1, no. 2, pp. 84-92. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZnatsionalnaya-tehnologicheskaya-initsiativa-otsenka-perspektiv-tehnologicheskogo-liderstva-rossii (In Russ.)

18. Luk'yanchikova N.P. [The post-industrial economy - economy of innovations]. Izvestiya Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2005, no. 1, pp. 4-8. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/postindustrialnaya-ekonomika-ekonomika-innovatsiy (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.