Научная статья на тему 'Государственная поддержка экспортеров'

Государственная поддержка экспортеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EXPORT ACTIVITY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / ОГРАНИЧЕНИЯИМПОРТА / УСИЛЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ / INCREASED COMPETITION / IMPORT RESTRICTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Галина Александровна, Зеленюк Александр Николаевич, Савинов Юрий Анатольевич, Тарановская Евгения Вадимовна

Авторы рассматривают в статье объективные факторы, способствующие развитию систем поддержки экспортной деятельности в разных государствах, в частности усиление конкуренции на внешних рынках и применение странами-импортерами разнообразных методов нетарифной поддержки национальных производителей, а в марте текущего года и введение новых импортных пошлин на сталь и алюминий в США. В статье рассматриваются меры по содействию производственной деятельности национальных компаний в условиях усиления иностранной конкуренции, и по расширению поставок на внешние рынки, подчеркивается усиление поддержки отечественных экспортеров в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support of exporters

The authors consider objective factors contributing to the development of export support systems in different countries, in particular, the strengthening of competition in foreign markets and the use of a variety of non-tariff support methods for national producers by the importing countries, and the introduction of new import duties on steel and aluminum in the USA in March this year. The article examines the measures to promote the production activities of national companies in the context of increasing foreign competition, and to expand supplies to foreign markets, emphasizes the strengthening of support for domestic exporters in Russia.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка экспортеров»

Государственная поддержка экспортеров

УДК 339.564 Галина Александровна ОРЛОВА,

ББК 65.428 кандидат экономических наук, доцент, Всероссийская академия

Г-726 внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А),

кафедра мировой и национальной экономики - профессор,

тел.: 8 (499) 147-51-65, Александр Николаевич ЗЕЛЕНЮК, кандидат экономических наук, МГИМО (У) МИД РФ (119454 Москва, Вернадского проспект, 76), кафедра экономической теории - доцент, тел.: 8(499) 434-92-84,

Юрий Анатольевич САВИНОВ,

доктор экономических наук, профессор, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра технологии внешнеторговых сделок - профессор,

тел.: 8(499) 147-94-37 Евгения ВадимовнаТАРАНОВСКАЯ, кандидат технических наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра финансов и валютно-кредитных отношений - доцент,

e-mail: [email protected]

Аннотация

Авторы рассматривают в статье объективные факторы, способствующие развитию систем поддержки экспортной деятельности в разных государствах, в частности усиление конкуренции на внешних рынках и применение странами-импортерами разнообразных методов нетарифной поддержки национальных производителей, а в марте текущего года и введение новых импортных пошлин на сталь и алюминий в США. В статье рассматриваются меры по содействию производственной деятельности национальных компаний в условиях усиления иностранной конкуренции, и по расширению поставок на внешние рынки, подчеркивается усиление поддержки отечественных экспортеров в России.

Ключевые слова: экспортная деятельность, государственная поддержка, ограничения импорта, усиление конкуренции.

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

33 Q

State support of exporters

Galina Aleksandrovna ORLOVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of world and National Economy - Professor, phone: 8 (499) 147-51-65, Aleksandr Nikolaevich ZELENJUK,

Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454), Department of economic theory - Associate Professor, phone.: 8(499) 434-92-84, Yuri Anatolievich SAVINOV,

Doctor of Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of foreign trade and international transactions - Professor, Phone: 8(499) 147-94-37 Evgenija VadimovnaTARANOVSKAJA,

Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of Finance, Monetary and Credit Relations -Associate Professor, e-mail: [email protected]

Abstract

The authors consider objective factors contributing to the development of export support systems in different countries, in particular, the strengthening of competition in foreign markets and the use of a variety of non-tariff support methods for national producers by the importing countries, and the introduction of new import duties on steel and aluminum in the USA in March this year. The article examines the measures to promote the production activities of national companies in the context of increasing foreign competition, and to expand supplies to foreign markets, emphasizes the strengthening of support for domestic exporters in Russia. Keywords: export activity, state support, import restrictions, increased competition.

ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТЕРОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Развитие внешней торговли многих как развитых, так и развивающихся стран осуществляется при активном участия государства, формирующего соответствующие экономические, финансовые и организационные условия внешнеэкономической деятельности резидентов. В частности для этого необходимо эффективное налоговое регулирование ВЭД, информационно-консультационная и дипломатическая помощь. Для российских экспортеров также необходима своевременная защита экономических интересов в международной торговле, а также и необходимо обеспечение благоприятной среды расширения экспорта. Важно учитывать после-

^ 34

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

кризисные реалии, перемены в сферах влияния лидирующих игроков на аренах мировой экономики, а также задачи, поставленные Российской Федерацией для улучшения перспектив развития собственной социально-экономической системы.

Все это обеспечивается государственной поддержкой экспорта. По свой сути эта поддержка направлена на укрепление конкурентоспособности национальных компаний на международных рынках, создание условий для лучшего продвижения интересов национального бизнеса на внешние рынки и имеет наступательный характер. Эта поддержка используется компаниями-экспортерами для сокращения рисков и издержек, что в конечном итоге способствует росту доходов, развитию бизнеса, росту занятости населения, положительно сказывается на бюджете страны и повышает устойчивость роста экономики.

Выявление и анализ особенностей развития современных систем поддержки экспорта в развитых странах, новых тенденций применения поддержки вывоза товаров в странах с быстроразвивающейся экономикой странах Восточной Европы и СНГ в условиях, неблагоприятных для ведения внешнеэкономической деятельности, связанных с кризисными явлениями в мировой экономики является одним из условий объективной оценки успешности становления и функционирования системы поддержки экспорта в России.

В условиях кризиса и последующей нестабильности мировой экономики практически правительства многих государств в той или иной мере предпринимают определенные действия для стабилизации дальнейшего развития экономики и повышения эффективности функционирования систем поддержки экспорта, что позволило институтам и структурам, работающим в этой сфере, расширить перечень мер и провести их модернизацию, разработать новые продукты, привлечь дополнительные ресурсы из частного сектора.

В отношении продаж на внешних рынках следует отметить, что прямая поддержка фирм-экспортеров финансовыми методами не разрешена правилами Всемирной торговой организации. Поэтому государственные органы, регулирующие внешнюю торговлю изыскивают новые инструменты, позволяющие обеспечить укрепление позиций национальных компаний на внешних рынках. Одним из таких инструментов является понижение курса национальной валюты. Такой метод применяет в настоящее время Китай.1

Российские компании также испытывают необходимость государственной поддержки экспорта. Сложность ситуации на мировом рынке черных металлов заключается в том, что российский стальной бизнес вынужден конкурировать на мировом рынке не с заведомыми аутсайдерами, а с компаниями, за спиной у которых потенциальная поддержка и ресурсы западного рынка капитала.

На мировой рынок в качестве серьезных игроков вышли новые страны, например, Китай. В 2017 году показатель потребления стали в этой стране соста-

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

35 ^

вит около 660 млн тонн (это примерно вчетверо больше, чем потреблял бывший рекордсмен - СССР), и Китай стал чистым нетто-экспортером.2 Себестоимость производства стали здесь ниже, чем в развитых странах, а качество продукции достаточно высокое - экспортная продукция производится на самых современных заводах, расположенных почти непосредственно в портах. Основанием китайского «металлургического чуда» является очень дешевая рабочая сила. Средняя зарплата китайского металлурга, по данным Metals Consulting International Limited и Bureau of Labor Statistics, составляет лишь около 1,1долл. в час (ниже только в Индии). При этом в России аналогичный показатель составляет порядка 2,3 долл., в Бразилии - 3,2 долл., Тайване - 6,4 долл., Японии - 21,7 долл., США - 23,8 долл. Самые высокие зарплаты у сталепроизводителей Европы, в частности в Германии (34,1 долл.), Швеции (29,7 долл.), Великобритании (25,3 долл.) и Франции (26 долл.).3 В результате по некоторым видам продукции китайские бизнесмены уже далеко опередили российских в плане объемов экспорта.

Следует отметить, что, хотя многие страны не скрывают желания помочь своим экспортерам в действиях на внешнем рынке, официально представители этих государств никаких заявлений о прямой поддержке экспорта не делают. Государство не участвует в решении многих системных проблем металлургии, переадресовывая эти решения самим компаниям. Однако в периоды обострения конкуренции на внутреннем рынке правительство в большинстве случаев выступает в защиту их интересов. Вместе с тем мировой опыт показывает, что решающая роль в развитии металлургии принадлежит именно государству. Решения о строительстве крупных металлургических заводов принимаются исходя из макроэкономических или геополитических задач. Освоение и развитие сырьевой базы ведется также под контролем и при участии государства. Даже если в качестве инициаторов проектов выступают транснациональные корпорации, строительство предприятий сопровождается заключением соглашений на государственном уровне, что является эффективным способом снижения рисков.

В идеале, решения о развитии национальной металлургии в интересах национальной экономики должны приниматься на этапе, когда соответствующая перерабатывающая промышленность еще только формируется. Поэтому возможности развития металлургии на основе рыночных механизмов крайне ограничены. К мерам, направленным на развитие металлургии, по опыту стран ЕС и США, следует отнести практику защиты внутреннего рынка от поставок металлургической продукции по импорту. Так, в марте 2018 г. Президент США Д. Трамп объявил о введении пошлин на ввоз в США металла: о введении 25-процентного тарифа на импорт стали и 10-процентной пошлине на ввоз алюминия. Это самый жесткий вариант ограничений из тех, что предложило президенту Министерство торговли. 4

^ 36

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ

Государственная поддержка национальной промышленности, в частности черной металлургии на мировом рынке в настоящее время складывается из мер по укреплению позиций национальных копаний на внутреннем рынке путем ограждения их деятельности от экспансии зарубежных конкурентов (введение импортных пошлин, запрета на ввоз аналогичной продукции из ряда стран) и по продвижению национальных товаров на рынки других стран. Например, в период кризиса 20082009 годов российские власти с целью поддержки отечественных предприятий запретили ввоз китайского вагонного литья. Через четыре года, когда спрос на железнодорожные вагоны возрос более чем в пять раз, российские производители оказались не готовы удовлетворить потребности рынка.5 Запрет был снят.

В 2015 - 2017 гг. подобная практика получила широкое распространение. Страны, являющиеся основными импортерами дешевой китайской и российской стали, в последние полтора года все чаще стали прибегать к введению повышенных импортных пошлин с целью оградить национальные рынки и поддержать местных производителей. США уже блокируют поставки около 30 видов стальной продукции из КНР. Министерство торговли США ведет рекордное за 15 лет количество антидемпинговых расследований, две трети из которых касаются иностранных сталелитейных компаний, большинство из них — из Китая. В 2015 году. В декабре 2016 года США ввели антидемпинговые пошлины в отношении импорта холоднокатаной полосовой стали из Китая на уровне 227,29% от таможенной стоимости. Индия продлила действие пошлин на импорт китайской стали на уровне 57,39%.

Оградительные пошлины вводятся и в отношении российской стали. Так, в мае 2015 года США вышли из соглашения с Россией о неприменении антидемпинговых пошлин, а в декабре министерство торговли США ввело пошлины в отношении импорта холоднокатаной полосовой стали из России. В марте 2015 года Иран увеличил импортные пошлины на зарубежную сталелитейную продукцию на 10-20%. Мексика, один из основных импортеров стали в Латинской Америке, ввела заградительную пошлину в размере 15% в конце сентября 2015 года. Турция повысила импортные пошлины с 12 до 30-40% на стальные прутки. Ввел пошлину в размере 21% на горячекатаные рулоны и толстый лист и Таиланд.6

Наряду с ограждением внутреннего рынка от иностранной конкуренции государственные структуры многих стран осуществляют поддержку развитию производственного потенциала своих компаний. Именно в этом ключе следует рассматривать политику ряда государств-экспортеров черных металлов. Например, в Европейском союзе объявлена система выдачи грантов с целью повысить конкурентоспособность европейских предприятий. Разработан «Рабочий документ Европейской Комиссии» с указанием ее руководящих принципов для программы

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

37 ^

помощи в сфере научных исследований и инноваций в 2018-2020 годы. Цель программы - внедрение цифровых технологий и снижение уровня выброса углекислого газа («Оцифровка и «декарбонизации» промышленности) представляют два важнейших приоритета в рамках программы создания «завода будущего». На эти проекты («Горизонт 2020») запланировано выделить в общей сложности около 20 миллиардов евро, а вся программа помощи научным исследованиям и инновациям в Европейском Союзе предусматривает выделение на разработку различных проектов «завода будущего» около 120 миллионов евро.7

Активно поддерживает новые проекты китайское правительство. Например, существенную поддержку национальному металлургическому производству в Китае окажет реализация проекта «Один пояс, одна дорога», более известного как «Новый Шелковый путь». Это - сеть дорог, портов, железных дорог и энергетических объектов, реализация которых потребует инвестиций более 1000 млрд долл. Этот новый промышленный центр будет экспортировать многие товары из Китая. Пекин уже начал строительство указанного промышленного центра - города Кси-онган (Xiongan - около порта Тяньцзинь), его площадь составит 2 000 квадратных километров, что в 19 раз крупнее Парижа. Для строительства города в течение 10 лет по оценкам Wood Mackenzie потребуется 20 млн т стали (одна треть от общего производства корпорации ArcelorMittal), 400 тыс. т алюминия и 250 тыс. т меди.8

Во многих промышленно развитых государствах развитию экспорта оказывается посильная, не запрещаемая в рамках ВТО, поддержка. В США на поддержку экспорта из федерального бюджета ежегодно выделяются значительные суммы средств и государственная финансовая поддержка в США реализуется по целому ряду направлений, в т.ч.:

□ оказание поддержки национальным компаниям путем предоставления кредитов гарантий по кредитам и страхования сделок;

□ использования механизма экономической помощи для защиты интересов американских экспортеров;

□ предоставления кредитных гарантий экспортерам сельскохозяйственной продукции и пищевых товаров;

□ предоставление поддержки проектам американским компаниям, способствующим снизить риски для окружающей среды и финансирование иностранных покупателей при приобретении американского оборудования и технологий в части производства экологических товаров и услуг;

□ оказание помощи американским компаниям путем предоставления и гарантирования кредитов при осуществлении ими средне- и долгосрочных инвестиций за рубежом (в развивающихся странах и СНГ) и др. 9

В системе финансовой поддержки экспорта США важнейшим субъектом является финансовый институт правительства страны Экспортно-Импортный банк Соединенных Штатов Америки (англ. The Export-Import Bank of the United States -

^ 38

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

Exim Bank). Банк ежегодно перечисляет на финансирование экспортных контрактов до 15 млрд долл., основная доля которых приходится на экспортные кредиты.

Особое место в системе поддержки экспорта в США занимает и поддержка малых предприятий. Более 85% из числа поддержанных государством сделок приходится на малые и средние компании и в условиях нестабильности мировой экономики Эксимбанк разрабатывает и предлагает новые продукты для поддержки их экспортной деятельности.

Примером такого нового продукта для малого бизнеса является «Глобальный экспресс-кредит», специально разработанный для обеспечения кредитования краткосрочных оборотных средств, благодаря чему экспортеры имеют право на 6- или 12-месячную возобновляемую кредитную линию в объеме до 500 тыс. долл.10 В этой пилотной программе участвует ряд финансовых институтов (кредиторов) в разных регионах США. Использование «Глобального экспресс-кредита» увеличивает ликвидность малого бизнеса выходящего на внешний рынок за счет финансирования бизнеса, а не финансирования конкретных экспортных операций.

Другим интересным продуктом разработанным с учетом условий нестабильности мировой экономики и изменений конъюнктуры мировых рынков для малого бизнеса США, является экспресс-страхование. Продукт упрощает доступ экспортеров, субъектов малого бизнеса к кредитному страхованию их экспортной выручки облегчает получение финансирования в случае дебиторской задолженности. Сумма обеспечение может достигать 300 тыс. долл. и быть получена в течение до пяти рабочих дней. Одновременно предусмотрены и исключения, когда сумма запроса может превышать 300 тыс. долл., однако для рассмотрения такой заявки предусмотрено дополнительное время.11

Эти и другие новые финансовые продукты, предложенные «Эксимбанком» США в последнее время направлены на повышение международной конкурентоспособности национальных экспортеров - субъектов малого и среднего бизнеса, расширение географии и объемов их внешнеэкономической деятельности (выходу и закреплению на новых рынках, увеличению числа клиентов и др.), одновременно способствуют увеличению рабочих мест в стране, решают важные социальные проблемы. Таким образом, государство проявляет заинтересованность в развитии малого бизнеса в стране и старается помочь экспортерам выйти на новые рынки ограждая их от различных проблем. Отличительные положительные особенности предлагаемых новых продуктов «Эксимбанка» для малого и среднего бизнеса определяются:

□ ускорением и упрощением самого процесса страхования заявление;

□ возможностью проектного финансирования для мелкомасштабных проектов по инновационным направлениям развития, в частности развитию технологий применения возобновляемых источников энергии;

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

39 Q

□ увеличением ликвидности малого бизнеса поставщиков товаров и услуг -американских экспортеров;

□ обеспечением доступа к страхованию частного сектора для покрытия рисков неплатежей иностранными покупателями и др.

Другим субъектом системы поддержки экспорта в США и оказывающая помощь американским компаниям является Корпорация зарубежных частных инвестиций ОПИК. Корпорация была учреждена в 1971 году в качестве агента Правительства США, которая оказывает помощь американским компаниям путем предоставления и гарантирования кредитов при осуществлении ими средне- и долгосрочных инвестиций за рубежом (в развивающихся странах и СНГ).12

Сегодня ОПИК привлекает частный капитал для участия в решении ряда важнейших задач экономического развития с учетом политики США. ОПИК работает с частным сектором США и помогает американским предприятиям получить возможность работать на развивающихся рынках способствует увеличению доходов компаний, созданию дополнительных рабочих мест и возможности для роста как у себя в стране, так и за рубежом. ОПИК предоставляет инвесторам финансирование, гарантии страхование политических рисков а также поддержку частного капитала акционерных инвестиционных фондов, т.е. осуществляет традиционную для подобных институтов деятельность.

МЕРЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ В РОССИИ

В России вопрос выбора государственной политики в отношении металлургии ограничен доступными механизмами экономического регулирования. Однако не менее важным представляется формирование согласованных целевых ориентиров отраслевого развития. В соответствии с мировым опытом, экономический рост в стране будет сопровождаться ростом затрат в металлургии, поскольку возрастет спрос и, соответственно, стоимость энергетических и трудовых ресурсов. В то же время этот негативный эффект будет компенсироваться за счет роста производства и сбыта продукции с высокой добавленной стоимостью. Экономический рост также будет способствовать изменению системы отношений между производителями и потребителями металлопродукции. Рынок производителя постепенно уступит место рынку потребителя. Соответственно, возрастут затраты металлургов на освоение новых видов продукции, будет усиливаться конкуренция с импортным металлом в высокодоходных сегментах рынка.

Только за последние годы запущено более 150 проектов поддержки экспорта. На реализацию программ по поддержке экспорта в 2017 году выделено более 26 миллиардов рублей. Этот бюджет покрывает субсидии и компенсации для экспортеров несырьевых товаров. В том числе, компенсацию затрат на международную выставочную деятельность, логистику, локализацию производств и процентных ставок по кредитам, которые привлекаются для экспортирования российских товаров.13

^ 40

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

РЭЦ через Росэксимбанк со страховкой ЭКСАРа выдает три типа кредитов, которые заточены под разные типы сделок.

Кредит покупателю. Если российский производитель продает свой товар государственной компании или государственному институту за рубежом, например, газовой государственной корпорации, то кредит покупателю - самый удобный инструмент. В этом случае у покупателя тот же кредитный рейтинг, что и у государства. ЭКСАР готов страховать не каждое государство, и, например, получить кредит государственной корпорации в Зимбабве будет невозможно. Но для сделки со страной с меньшими рисками такой кредит будет самым дешевым. Росэксим предлагает очень низкие ставки: по кредиту в долларах 2,5%, в евро около 2%, риски и гарантии покрываются из госбюджета. Предоплата может составлять 15-20% и до 80% можно получить в кредит. Это очень выгодные условия для покупателя.

Кредит экспортеру. Это рассрочка покупателю по дебиторской задолженности. Его можно использовать, если нет возможности организовать кредит покупателю. Например, партию погружных насосов заказывает не государственная корпорация, а строительная компания, которая выполняет стройку для государственной корпорации. В этом случае поставщик за счет кредита может предложить своему покупателю внести часть суммы предоплатой и оставшуюся часть после поступления товара в порт его страны. Такой кредит оформляется быстро на основании документов о кредиторской задолженности покупателю. Банк проверяет документы поставщика, счет и контракт, в котором прописаны условия рассрочки и предоплаты, сроки и условия погашения. Простота этой программы еще и в том, что поставщик может собрать все документы сам, не тратя время на ожидание документов покупателя.

Кредит банку покупателя. Это кредит банку, который, добавляя еще 1-2% на процент кредита Росэксимбанка, проводит оценку рисков в своей стране. Есть риски, которые ЭКСАР не может просчитать, находясь в России, и перепоручает эту задачу локальному банку, а Росэксимбанк получает возможность кредитовать договор.

Такую схему оптимально использовать, если поставщик регулярно экспортирует, например, при локализации производства за рубежом. Или работает с большим количеством клиентов в одной стране. В последнем случае покупатели открывают счета в одном банке, и Росэксимбанк открывает кредитную линию этому банку. Особенно это удобно для развивающихся рынков, где информации мало и риски выглядят большими. По сути, банк становится постоянным агентом Росэксимбан-ка на территории и может выдавать кредиты клиентам со страховкой ЭКСАРа.

Для поддержания национальных экспортеров в России имеется практика выдачи кредитов для развития экспортного производства. Так, компания «Мечел» объявила, что Экспертный совет Министерства промышленности и торговли России утвердил кредит Челябинскому металлургическому заводу «Мечел» (ЧМК)

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

41 ^

для реализации проекта по производству рельсов, балок и других структурных рулонов, предназначенных для экспорта.

Стоимость проекта составляет 1,52 млрд рублей, в том числе 300 млн рублей, которые будут предоставлены Фондом промышленного развития. Проект включает в себя приобретение технологического оборудования для создания производства изделий по европейским стандартам на базе универсального прокатного стана Челябинский металлургический завод. Часть экспортно-ориентированных продуктов в рамках проекта будет выполнена в этом году. Проект планируется полностью запустить во втором квартале 2019 года. Челябинский металлургический завод уже получил европейский сертификат соответствия для своих балок, и завод имеет статус потенциального поставщика железнодорожных услуг для немецкого железнодорожного оператора Deutsche Bahn.14

В годы ближайшей перспективы спрос на металл на мировом рынке будет в целом расти. Рост экономики Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии сопровождается ростом производства и потребления металла, ростом цен на металлопродукцию. В мире наблюдается очередной этап индустриализации, охватывающий около трети населения земного шара. Процесс индустриального развития этих стран произошел при активном участии государств, в соответствии с опытом индустриально развитых стран. Безусловно, рост металлургии в этих странах позитивно сказывается на росте металлообрабатывающей промышленности, укреплении производственного потенциала.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Передовики коммунизма: шесть причин, почему производству в Китае нет альтернатив (Электронный ресурс) // http://www.forbes.ru/kompanii/344847-peredoviki-kommunizma-shest-prichin-pochemu-proizvodstvu-v-kitae-net-alternativ (Дата обращения 29.05.2017)

2 Китайское потребление стали в 2017 году не предполагает рост (Электронный ресурс) // http://www.metalbulletin.ru/news/black/10131125/( Дата обращения 28.06.2017).

3 Металлургия Китая: «итоги торможения» (Часть 2) (Электронный ресурс)// https:// www.metalbulletin.ru/analytics/black/403/ (Дата обращения 28.06.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Филипенок А., Ткачёв И., Бурмистрова. С. Трамп объявил о введении тотальных пошлин на ввоз в США стали и алюминия (Электронный ресурс) // https://www.rbc.ru/econ omics/01/03/2018/5a9846139a7947a9d04200cd (Дата обращения - 07.03.2018)

5 Рельсовая война. Почему отношения России и Казахстана омрачили инновационные вагоны. (Электронный ресурс) // https://lenta.ru/articles/2017/06/27/vagoniinnovacii/ (Дата обращения 28.06.2017 г.).

6 Платонова Е. Стальные войны России и Китая. Конкуренция между китайской и российской сталью резко усилилась (Электронный ресурс) // https://www.gazeta.ru/ business/2016/01/26/8041481.shtml (Дата обращения 27.01.2016).

^ 42

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

7 Gabriel Thierry Les Français à la pêche aux aides européennes pour l'usine du future (Электронный ресурс) // http://www.usinenouvelle.com/editorial/les-francais-a-la-peche-aux-aides-europeennes-pour-l-usine-du-futur.N489864 (Дата обращения 19/01/2017)

8 Myrtille Delamarche En Chine, combien de métaux pour une ville nouvelle ? (Электронный ресурс) // http://www.usinenouvelle.com/article/en-chine-combien-de-metaux-pour-une-ville-nouvelle.N546288 (Дата обращения 30.05.2017)

9 См. Подробнее Белоусова Т. А. Современная практика страхования экспортных кредитов в странах ЕС // Финансовый журнал. 2015. Т. 25, № 3. С. 91-97

10 Огородников Е. Только вывозите. Специальный доклад / Экспортный потенциал среднего бизнеса. Поддержка экспорта практически во всех крупных странах — государственная задача, которой подчинена работа всех министерств и служб, в том числе таможенной и налоговой (Электронный ресурс) // http://expert.ru/expert/2015/09/tolko-vyivozite/ (Дата обращения 30.03.2017)

11 Сырцов Д.Н. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях. Дисс. На соиск. Степени канд.эк.наук. М. Дипакадемия. 2014. С. 57-58.

12 См. подробнее Управление внешнеэкономической деятельностью в России: Учебное пособие. / М.Л. Постоленко. - М.: ФОРУМ, 2012. - 480 с

13 Мезрина Е. 5 эффективных способов получить господдержку для выхода на экспорт // https://directorium.pro/channels/3248/4935

14 ChMK export project wins state support (Электронный ресурс)// http://www.metalin-fo.ru/en/news/93765 (Дата обращения 17.04.2017 г.).

БИБЛИОГРАФИЯ:

Белоусова Т. А. Современная практика страхования экспортных кредитов в странах ЕС // Финансовый журнал. 2015. Т. 25, № 3. С. 91-97

Китайское потребление стали в 2017 году не предполагает рост (Электронный ресурс) // http://www.metalbulletin.ru/news/black/10131125/( Дата обращения 28.06.2017).

Металлургия Китая: «итоги торможения» (Часть 2) (Электронный ресурс)// https:// www.metalbulletin.ru/analytics/black/403/ (Дата обращения 28.06.2017).

Мезрина Е. 5 эффективных способов получить господдержку для выхода на экспорт (Электронный ресурс) // https://directorium.pro/channels/3248/4935 (Дата обращения-07.03.2018)

Огородников Е. Только вывозите. Специальный доклад / Экспортный потенциал среднего бизнеса. Поддержка экспорта практически во всех крупных странах — государственная задача, которой подчинена работа всех министерств и служб, в том числе таможенной и налоговой (Электронный ресурс) // http://expert.ru/expert/2015/09/tolko-vyivozite/ (Дата обращения 30.03.2017)

Передовики коммунизма: шесть причин, почему производству в Китае нет альтернатив (Электронный ресурс) // http://www.forbes.ru/kompanii/344847-peredoviki-kommunizma-shest-prichin-pochemu-proizvodstvu-v-kitae-net-alternativ (Дата обращения 29.05.2017)

Платонова Е. Стальные войны России и Китая. Конкуренция между китайской и российской сталью резко усилилась (Электронный ресурс) // https://www.gazeta.ru/ business/2016/01/26/8041481.shtml (Дата обращения 27.01.2016).

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

43 Q

Рельсовая война. Почему отношения России и Казахстана омрачили инновационные вагоны. (Электронный ресурс) // https://lenta.ru/articles/2017/06/27/vagoniinnovacii/ (Дата обращения 28.06.2017 г.).

Сырцов Д.Н. Современная система государственной поддержки экспорта: использование международного опыта в российских условиях. Дисс. На соиск. Степени канд.эк.наук. М. Дипакадемия. 2014. .

Трамп молчит, а Европа угрожает ответными мерами по импорту стали (Электронный ресурс) // http://www.metalbulletin.ru/news/black/10133245 (Дата обращения 25.06.2017)

Управление внешнеэкономической деятельностью в России: Учебное пособие. / М.Л. Постоленко. - М.: ФОРУМ, 2012. - 480 с.

Филипенок А., Ткачёв И., Бурмистрова. С. Трамп объявил о введении тотальных пошлин на ввоз в США стали и алюминия (Электронный ресурс) // https://www.rbc.ru/econom ics/01/03/2018/5a9846139a7947a9d04200cd (Дата обращения -07.03.2018)

BIBLIOGRAFY:

Belousova T. A. Sovremennaja praktika strahovanija jeksportnyh kreditov v stranah ES // Finansovyj zhurnal. 2015. T. 25, № 3. S. 91-97

Kitajskoe potreblenie stali v 2017 godu ne predpolagaet rost (Jelektronnyj resurs) // http:// www.metalbulletin.ru/news/black/10131125/( Data obrashhenija 28.06.2017).

Metallurgija Kitaja: «itogi tormozhenija» (Chast' 2) (Jelektronnyj resurs)// https://www.met-albulletin.ru/analytics/black/403/ (Data obrashhenija 28.06.2017).

Mezrina E. 5 jeffektivnyh sposobov poluchit' gospodderzhku dlja vyhoda na jeksport (Jelektronnyj resurs) // https://directorium.pro/channels/3248/4935 (Data obrashhenija- 07.03.2018)

Ogorodnikov E. Tol'ko vyvozite. Special'nyj doklad / Jeksportnyj potencial srednego bizne-sa. Podderzhka jeksporta prakticheski vo vseh krupnyh stranah — gosudarstvennaja zadacha, ko-toroj podchinena rabota vseh ministerstv i sluzhb, v tom chisle tamozhennoj i nalogovoj (Jelektronnyj resurs) // http://expert.ru/expert/2015/09/tolko-vyivozite/ (Data obrashhenija 30.03.2017) Peredoviki kommunizma: shest' prichin, pochemu proizvodstvu v Kitae net al'ternativ (Jelektronnyj resurs) // http://www.forbes.ru/kompanii/344847-peredoviki-kommunizma-shest-prich-in-pochemu-proizvodstvu-v-kitae-net-alternativ (Data obrashhenija 29.05.2017)

Platonova E. Stal'nye vojny Rossii i Kitaja. Konkurencija mezhdu kitajskoj i rossijskoj stal'ju rezko usililas' (Jelektronnyj resurs) // https://www.gazeta.ru/business/2016/01/26/8041481.shtml (Data obrashhenija 27.01.2016).

Rel'sovaja vojna. Pochemu otnoshenija Rossii i Kazahstana omrachili innovacionnye vagony. (Jelektronnyj resurs) // https://lenta.ru/articles/2017/06/27/vagoniinnovacii/ (Data obrashhenija 28.06.2017 g.).

Syrcov D.N. Sovremennaja sistema gosudarstvennoj podderzhki jeksporta: ispol'zovanie mezhdunarodnogo opyta v rossijskih uslovijah. Diss. Na soisk. Stepeni kand.jek.nauk. M. Dipak-ademija. 2014. .

Tramp molchit, a Evropa ugrozhaet otvetnymi merami po importu stali (Jelektronnyj resurs) // http://www.metalbulletin.ru/news/black/10133245 (Data obrashhenija 25.06.2017)

Upravlenie vneshnejekonomicheskoj dejatel'nost'ju v Rossii: Uchebnoe posobie. / M.L. Pos-tolenko. - M.: FORUM, 2012. - 480 s.

^ 44

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2018

Filipenok A., Tkachjov I., Burmistrova. S. Tramp ob#javil o vvedenii total'nyh poshlin na vvoz v SShA stali i aljuminija (Jelektronnyj resurs) // https://www.rbc.ru/economics/01/03/2018/ 5a9846139a7947a9d04200cd (Data obrashhenija -07.03.2018)

Bas M., Fontagné L., Martin Ph., Mayer Th. À la recherche des parts de marché perdues // Les notes du Conseil d'analyse économique. - P., 2015. - N 23. - P. 1-12.

China is not to blame for the destruction of Britain's steel industry (Электронный ресурс) // http://uk.businessinsider.com/uk-steel-industry-failure-eu-state-aid-rules-imports-exports-pric-es-2016-3 (Дата обращения 01.03.2018).

ChMK export project wins state support (Электронный ресурс)// http://www.metalinfo.ru/ en/news/93765 (Дата обращения 17.04.2017 г.).

Gabriel Thierry Les Français à la pêche aux aides européennes pour l'usine du future (Электронный ресурс) // http://www.usinenouvelle.com/editorial/les-francais-a-la-peche-aux-aides-europeennes-pour-l-usine-du-futur.N489864 (Дата обращения 19.01.2017)

Landesmann M. Industrial Policy: Its role in the European economy // Intereconomics. - 2015. - May/June. - Р. 133-138. - Mode of access: http://www.intereconomics.eu/archive/year/2015/3/ which-indust rial-policy-does-europe-need/ (Дата обращения 07.03.2018).

Myrtille Delamarche En Chine, combien de métaux pour une ville nouvelle ? (Электронный ресурс) // http://www.usinenouvelle.com/article/en-chine-combien-de-metaux-pour-une-ville-nouvelle.N546288 (Дата обращения 30.05.2017)

3 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

45 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.