Научная статья на тему 'Государственная поддержка безработных граждан Российской Федерации в условиях санкционной политики'

Государственная поддержка безработных граждан Российской Федерации в условиях санкционной политики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
652
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
безработица / санкции / трудовое право / господдержка / unemployment / sanctions / labor law / state support

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кристина Константиновна Качина, Александра Сергеевна Давиденко, Екатерина Салойдиновна Эшмурадова

Вопрос безработицы в настоящее время является более чем актуальным. В такой непростой ситуации важно понимать, как государство может помочь своим гражданам, пострадавшим от сан-кционных мер. Авторами были рассмотрены меры государственной поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кристина Константиновна Качина, Александра Сергеевна Давиденко, Екатерина Салойдиновна Эшмурадова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State support for unemployed citizens of the Russian Federation in the context of sanctions policy

The issue of unemployment is more than relevant at the moment. In such a difficult situation, it is important to understand how the state can help its citizens affected by sanctions measures. The authors considered such measures of state support.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка безработных граждан Российской Федерации в условиях санкционной политики»

Закон и право. 2022. № 8. С. 244-249. Law and legislation. 2022;(8):244-249.

Научная статья УДК 349.23/24

https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_244 NIION: 1997-0063-8/22-493

EDN: https://elibrary.ru/WPEUCY MOSURED: 77/27-001-2022-8-693

Государственная поддержка безработных граждан Российской Федерации в условиях санкционной политики

Кристина Константиновна Качина1, Александра Сергеевна Давиденко2, Екатерина Салойдиновна Эшмурадова3

1 2 3 Юридическая школа Дальневосточного федерального университета, Владивосток, Россия

1 kachina.kk@students.dvfu.ru

2 davidenko.ase@students.dvfu.ru

3 eshmuradova.es@students.dvfu.ru

Аннотация. Вопрос безработицы в настоящее время является более чем актуальным. В такой непростой ситуации важно понимать, как государство может помочь своим гражданам, пострадавшим от сан-кционных мер. Авторами были рассмотрены меры государственной поддержки. Ключевые слова: безработица, санкции, трудовое право, господдержка.

Для цитирования: Качина К.К., Давиденко A.C., Эшмурадова Е.С. Государственная поддержка безработных граждан Российской Федерации в условиях санкционной политики // Закон и право. 2022. № 8. С. 244—249. https://doi.org/10.24412/20733313_2022_8_244 EDN: https://elibrary.ru/WPEUCY

Original article

State support for unemployed citizens of the Russian Federation in the context of sanctions policy

Kristina K. Kachina1, Alexandra S. Davidenko2, Ekaterina S. Eshmuradova3

1 2 3 Law School of the Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

1 kachina.kk@students.dvfu.ru

2 davidenko.ase@students.dvfu.ru

3 eshmuradova.es@students.dvfu.ru

Abstract. The issue of unemployment is more than relevant at the moment. In such a difficult situation, it is important to understand how the state can help its citizens affected by sanctions measures. The authors considered such measures of state support.

Keywords: unemployment, sanctions, labor law, state support.

For citation: Kachina K.K., Davidenko A.S., Eshmuradova E.S. State support for unemployed citizens of the Russian Federation in the context of sanctions policy // Law and legislation. 2022; (8):244—249. https://doi.org/ 10.24412/20733313_2022_8_244 EDN: https://elibrary.ru/WPEUCY

Конституция РФ — важнейший нормативный правовой акт, который закрепляет права человека и гражданина. Так, в ст. 37 Конституции РФ регламентировано право на труд [1]. Согласно данной статье труд является свободным, каждый гражданин

свободно распоряжается своими физическими и умственными способностями. Однако, как было подчеркнуто выше, это право, а не обязанность. То есть, граждане действуют по своей воле: они могут воспользоваться правом, а могут и не реа-лизовывать его.

© Качина К.К., Давиденко А.С., Эшмурадова Е.С. М., 2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

В то же время практика показывает, когда гражданин хочет и может реализовать свое право на труд, некоторые факторы препятствуют этому: отсутствие рабочих мест, нехватка профессиональных компетенций, проживание в удаленной местности. Эти и многие другие обстоятельства усложняют трудоустройство гражданина, в результате чего от безысходности он становится безработным.

Однако государство оперирует четкими понятиями, поскольку в целях планирования успешной экономической политики необходимо точно знать, кто может быть признан безработным. В связи с этим на законодательном уровне закреплены конкретные условия для признания гражданина безработным.

В статье 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 в качестве условий признания гражданина безработным перечислены следующие: лицо должно быть трудоспособным, не должно иметь работы и заработка, должно быть зарегистрированным для поиска подходящей работы в органах службы занятости, также должно искать работу и быть готовым к ней приступить [3].

Эти условия составляют главный элемент содержания правового статуса человека — правосубъектность, при отсутствии которой безработный как субъект отношений в сфере занятости не может иметь субъектных прав и юридических обязанностей. Значит, не будет и безработного, и его юридического статуса.

Учитывая вышесказанное, проясним смысл каждого условия.

Итак, начнем с трудоспособности, под которой подразумевается материальное условие правосубъектности безработного как потенциального работника; она также одинакова как для безработного, так и работника [8]. Возникновение трудоспособности наступает с достижением определенного возраста.

Так, п. 3 ст. 3 вышеупомянутого Закона свидетельствует о том, что нельзя признать безработным гражданина, не достигшего 16-летнего возраста. Хотя в данном вопросе есть нестыковки, поскольку ст. 63 ТК РФ при определенных условиях допускает возможность заключения трудового договора с лицами, достигшими 15 лет.

Споры продолжаются, но наша позиция схожа с исследователями, предлагающими установить единую возрастную границу для заключения трудового договора и признания гражданина безработным — 15 лет.

Следует также добавить, что возраст, по достижении которого гражданин не может быть признан безработным, в законодательстве не предусмотрен. В Трудовом кодексе РФ также об этом ничего не сказано. Однако многие исследователи предлагают установить возраст выхода на пенсию по старости в 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, объясняя это естественными необратимыми изменениями организма, которые ведут к снижению трудоспособности.

Отсутствие работы и заработка. В соответствии со ст. 1 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» под заработком понимается собственно заработок как заработная плата (вознаграждение за труд, выполняемый в рамках трудового договора или служебного контракта) и трудовой доход, т.е. доход, получаемый в результате личного осуществления лицом деятельности в различных правовых формах, предусмотренных законом.

Однако на основании ст. 2 и п. 3 ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» не признаются безработными отдельные категории граждан, в частности, не выполняющие оплачиваемую работу и не осуществляющие трудовую деятельность, которая направлена на получение дохода. К ним относят граждан, являющихся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций.

В постановлении от 23 апреля 2012 г. № 10-П Конституционный Суд РФ признал абз. 10 ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 37 (часть 3) [6]. Однако изменения в Закон до настоящего времени не внесены.

Из анализа положений Закона также вытекает, что для признания гражданина безработным должно отсутствовать и государственное материальное обеспечение — трудовая пенсия по старости, в том числе часть трудовой пенсии по старости; досрочная трудовая пенсия по старости; пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению.

Регистрация в органах службы занятости. Данное условие также является обязательным, поскольку гражданина следует считать безработным с момента его регистрации в органах служ-

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 08-2022

бы занятости в целях поиска подходящей работы, так как именно с этого момента он приобретает право на получение комплекса социальных услуг. Более подробно сказано ниже.

Ищущие работу и готовые к ней приступить. Обращение в Центр занятости уже само по себе означает стремление гражданина найти работу, так как в соответствие с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» сначала происходит поиск работы, а уже при невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданин будет признаваться безработным. Готовность приступить к выполнению трудовой функции проявляется в том, что гражданин начинает осуществлять деятельность на работе соответствующей категории, «подходящей».

Таким образом, безработными могут быть признаны не все лица, а лишь те, которые соответствуют вышеперечисленным условиям. Государство тщательно проверяет их выполнение, поскольку данной категории лиц оказываются соответствующие меры государственной поддержки, финансируемые из государственного бюджета.

Разберемся с понятием государственная мера поддержки. Легального определения в законодательстве РФ не закреплено. Но есть понятие государственной социальной помощи, которое, по сути, и является государственной мерой поддержки населения.

Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров [2].

Изучая приведенный Федеральный закон, мы не нашли отнесение безработных к иным категориям граждан в данном случае, однако на основании постановления Правительства РФ от 19 марта 2022 г. № 410 им представилась возможность воспользоваться новой формой поддержки — оформление социального контракта [4]. Более подробно об этом будет упомянуто ниже.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что такой категории, как безработные, также оказывается государственная социальная помощь. Поэтому косвенно с 2022 г. безработное население можно отнести к иной категории граждан, определенной в ФЗ № 178.

Правительство РФ разработало меры поддержки россиян, оказавшихся без работы в 2022 г. Центры занятости населения (ЦЗН) помогут им с поиском работы и поддержат материально. В основном данные меры касаются двух категорий населения: тех, кто уже потерял работу, и тех, кто находится под риском увольнения.

Официально безработным в России признается только тот человек, который встал на учет в ЦЗН. Обратиться туда с заявлением можно дистанционно на федеральном портале «Работа России» или на сайте ЦЗН региона проживания. Также это можно сделать лично в региональном центре занятости. Со времен пандемии взаимодействие с центрами занятости было максимально упрощено: достаточно авторизации на портале Госуслуг. Для этого используется подтвержденная учетная запись и обязательно заполненная человеком форма «резюме», а также паспортные данные. Процедура не сложная. Такое заявление можно оставить в любом регионе нашей страны, и в центре занятости региона это будет отражено. Конечно, кроме заявления и резюме сотрудникам центра занятости нужны и другие документы, но они запросят их самостоятельно по межведомственному взаимодействию.

Параллельно ЦЗН будет подбирать вакансии. Если на 11-й день вариантов не будет, обратившийся гражданин официально становится безработным и начинает получать пособие по безработице. Это одна из основных мер государственной поддержки безработных граждан.

На общих основаниях пособие выплачивают только в течение шести месяцев. Размер пособия в первые три месяца равен 75% от среднего заработка на предыдущем месте работы. Следующие три месяца пособие оплатят в размере 60% от среднего заработка.

Отметим, что у данной выплаты есть верхний предел: в первые три месяца максимальный размер равен 12 792 руб., в следующие три месяца — 5000 руб.

Нижний предел также существует: выплата не может быть ниже 1500 руб. [5]. Все это время центр занятости продолжит подбирать безработному вакансии. В первую очередь специалисты будут опираться на его квалификацию и пожелания.

В этом году Правительство РФ расширило программу предоставления социального контракта, отдельно включив такую категорию, как безработные. Раньше на него могли рассчиты-

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

вать только малоимущие россияне, т.е. те, у кого средний душевой доход в семье не превышал прожиточного минимума в регионе. Теперь же контракт могут заключать и с теми, кто потерял работу после 1 марта 2022 г. [4].

Социальный контракт — это специальный договор, который заключается между органами соцзащиты и малоимущей семьей либо малоимущим гражданином. По контракту человек получает деньги в среднем до 250 000 руб., но взамен он обязан потратить эту сумму на одну из разрешенных целей: поиск работы, обучение, ведение подсобного хозяйства, организацию своего дела, покупку необходимых вещей (одежды, обуви, школьных принадлежностей и т.д.). Специалисты отмечают, что траты, расходы нужно подтверждать соответствующими документами: расписками, чеками. Служба занятости способствует этому предварительным объяснением того, как правильно заключается социальный контракт, на какие нужды можно направить эти финансовые ресурсы и каким образом. Присутствует форма отчетности, потому что используются бюджетные деньги, за которые служба занятости несет ответственность.

На сегодняшний день с российского рынка ушло или приостановило свою деятельность множество иностранных компаний. По этой причине в порядке «простоя» сейчас находятся 98 тыс. граждан, в формате неполной занятости в таких организациях — 110 тыс. человек.

В связи с этим у людей, работающих на данных предприятиях, возникает вопрос, что им делать, если в ближайшее время они рискуют остаться без работы, например, если их предприятие объявило о приостановке работы, ликвидации или сокращении штата.

Этой категории населения Правительство РФ также предлагает новые виды материальной поддержки. Теперь такие работники могут также прийти в центр занятости и получить помощь в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), помощь в организации своего дела, в переобучении и переквалификации. Также в ЦЗН можно проконсультироваться по рынку труда, присмотреться к свободным вакансиям еще до увольнения и получить психологическую поддержку.

Консультации помимо центра занятости осуществляет и линия связи на базе Роструда. Граждане могут задать вопросы по защите их трудовых прав, а если у них возникают подозрения о нарушении их прав, обратиться с целью проверки соответствующих трудовых правоот-

ношений. Об этом рассказал в своем отчете Президенту РФ министр труда и социальной защиты А.О. Котяков.

Кроме того, Президиум Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 г. одобрил План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешне санкционного давления.

Так, в разделе 8 «Социальная поддержка, в том числе поддержка рынка труда» предусмотрены следующие виды поддержки: организация оплачиваемых общественных работ для граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, включая безработных граждан (это возможность для человека получить дополнительный доход, когда гражданин стоит на учете в центре занятости); временные работы для работников организаций, находящихся под риском увольнения; организация переобучения, повышения квалификации; выплата пособий по безработице (о ней сказано выше) [7].

Порядок переобучения прокомментировал А.О. Котяков, заметив, что части граждан, вставших на учет в центры занятости, требуются программы повышения квалификации и их переподготовка на более востребованные специальности рынка труда. Этим переобучением хотят охватить более 345 тыс. граждан. В некоторых регионах программы уже стартовали, порядка 7 тыс. человек приступили к обучению. Заявку можно оформить на портале «Работа России». Длительность обучения зависит от направления профессии и составляет от трех недель до трех месяцев. Данная мера создает дополнительную компетенцию гражданам.

Не стоит забывать, что в ТК РФ уже прописана защита прав людей, которые оказались под угрозой увольнения, например, в ст. 157 и ст. 180. Мы не будем повторять данные нормы. Каждый гражданин может самостоятельно их просмотреть.

Неустойчивая политическая обстановка во всем мире отражается на различных сферах жизни граждан, поэтому чрезвычайно важно своевременно реагировать на внешние факторы и вводить меры, соответствующие современным реалиям.

Проанализировав введенные меры, можно сделать вывод, что на данном этапе государству главное — реализовать механизм сдерживания падения уровня жизни населения, так как санк-

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 08-2022

ционная политика, инфляция оказали большое влияние на жизнь граждан. В первую очередь пострадали уязвимые категории, к одной из которых относятся безработные.

По нашему мнению, следующим шагом государства должно быть урегулирование — принятие мер, способствующих стагнации, а затем и спаду уровня безработицы, поскольку этот показатель во многом определяет благосостояние страны. Результаты предсказать достаточно трудно, но в любом случае в приоритете Российской Федерации стоит достижение высокого уровня и качества жизни ее населения.

Приведенными мерами государственной поддержки граждане могут воспользоваться на практике уже сейчас, реализуя тем самым свои права на материальную и социальную помощь.

Список источников

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http: / / www. c onsultant. ru / document/cons_doc_ LAW

2. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW

3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 19.11.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

4. Постановление Правительства РФ от 19.03.2022 № 410 «О внесении изменения в перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Постановление Правительства РФ от 15.11.2021 № 1940 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2022 год» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

6. Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2012 № 10-П «По делу о проверке конституционности абз. десятого ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ» в связи с жалобой гражданки E.H. Эрлих» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

7. План первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в ус-

ловиях внешне санкционного давления (одобрен на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций) // https:// www.n-vartovsk.ru/upload/iblock/5b6/z04bp3ec6 5a1cdl24icnc 1wztnks0lia/5r7ts1nz3 5nuiv ggov5nd5p0b5r5lk0n.pdf (Дата обращения: 23.05.2022)

8. Храновский И.В. К вопросу о понятии безработного в трудовом праве // Пробелы в рос. законодательстве. 2013. № 2. С. 79—83.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the AllRussian vote on July 01, 2020) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

2. Federal Law «On State Social Assistance» dated 17.07.1999 № 178-FZ // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW

3. The Law of the Russian Federation of 19.04.1991 № 1032-1 (ed. of 19.11.2021) «On employment in the Russian Federation // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

4. Decree of the Government of the Russian Federation № 410 dated 03.19.2022 «On Amendments to the List of types of income taken into Account when Calculating the average per capita income of a family and the income of a single citizen to provide them with state social assistance» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

5. Decree of the Government of the Russian Federation of 15.11.2021 № 1940 «On the minimum and maximum amounts of unemployment benefits for 2022» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW

6. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation dated 23.04.2012 № 10-P «On the case of checking the constitutionality of the paragraph the tenth Article 2 of the Law of the Russian Federation «On employment in the Russian Federation» in connection with the complaint of citizen E.N. Erlich» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW

7. The plan of priority actions to ensure the development of the Russian economy in the conditions of external sanctions pressure (approved at the meeting of the Presidium of the Government Commission on Improving the Sustainability of the Russian Economy under Sanctions) // https:// www.n-vartovsk.ru/upload/iblock/5b6/z04bp3

ЗАКОН И ПРАВО • 08-2022

ec65a1cdl24icnc 1wztnks0lia/5r7ts1nz35nu ivggov5nd5p0b5r5lk0n.pdf (Accessed: 05.23.2022)

8. Khranovsky I. V. On the question of the concept of the unemployed in labor law / / Gaps in Russian legislation. 2013. № 2. Pp. 79-83.

Информация об авторах

Качина К.К. — студентка 2-го курса бакалавриата (кафедра трудового и экологического права) Давиденко А.С. — студентка 2-го курса бакалавриата (кафедра трудового и экологического права) Эшмурадова Е.С. — студентка 2-го курса бакалавриата ( кафедра трудового и экологического права)

Information about the authors

Kachina K.K. — 2nd year undergraduate student (department of labor and environmental law) Davidenko A.S. — 2nd year undergraduate student (department of labor and environmental law) Eshmuradova E.S. — 2nd year undergraduate student (department of labor and environmental law)

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 26.05.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 14.07.2022.

The article was submitted 26.05.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 14.07.2022.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Московская академия Следственного комитета Российской Федерации

Молодежный экстремизм

Понятие и противодействие

Молодежный экстремизм. Понятие и противодействие: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция», по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / под общ. ред. А.М. Багме-та. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -319 с.

Раскрываются понятие, причины и психология молодежного экстремизма, меры по противодействию молодежному экстремизму, роль правоохранительных органов, федеральных органов, органов местного самоуправления в предупреждении молодежного экстремизма. Рассматривается противодействие вовлечению молодежи в псевдоисламистские террористические и экстремистские организации и дается квалификация преступлений экстремистского характера. Освещаются особенности выявления, раскрытия и расследования преступлений экстремистской направленности.

Для курсантов, слушателей, студентов, аспирантов и преподавателей образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, осуществляющих подготовку по направлению «Юриспруденция», специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность», а также научных и прак-

тических работников правоохранительных органов России.

LAW & LEGISLATION • 08-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.