Научная статья на тему 'Государственная поддержка банковского сектора в условиях экономического кризиса'

Государственная поддержка банковского сектора в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1295
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БАНК / РЕЙТИНГ / АНТИКРИЗИСНАЯ ПРОГРАММА / DIFFERENTIATED REGULATION / BANK / RATING / ANTI-RECESSIONARY PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Локтев Андрей Владимирович

В условиях экономического кризиса участниками рыночных отношений наиболее остро ощущается потребность в государственной поддержке и государственном стимулировании. Это касается, прежде всего, банковского сектора, который является основным механизмом в сфере инвестиционных отношений. В статье рассмотрены перспективные подходы государственной поддержки банковского сектора в условиях экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка банковского сектора в условиях экономического кризиса»

УДК 330.191.6+330.012.22

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА © А.В. Локтев

В условиях экономического кризиса участниками рыночных отношений наиболее остро ощущается потребность в государственной поддержке и государственном стимулировании. Это касается, прежде всего, банковского сектора, который является основным механизмом в сфере инвестиционных отношений. В статье рассмотрены перспективные подходы государственной поддержки банковского сектора в условиях экономического кризиса.

Ключевые слова: дифференцированное регулирование; банк; рейтинг; антикризисная программа.

По мнениям аналитиков, острая фаза экономического кризиса позади и второй волны не будет. По крайней мере, финансовые регуляторы настроены оптимистично. Однако если в ближайшие годы не удастся создать мощный и суверенный финансовый рынок, такие термины, как «инновации», «нанотехнологии» и «диверсификация производства», могут исчезнуть. Без эффективной финансовой системы не будет шансов построить конкурентоспособную экономику.

В 2008 г. ассоциация региональных банков «Россия» и рейтинговое агентство «Эксперт РА» подготовили концепцию развития финансового рынка России. Шок ликвидности и острая фаза кризиса прошлой осенью стали катализатором реализации ряда мер, предложенных в концепции. Среди них повышение суммы страхового возмещения вкладчикам - физическим лицам, введение беззалогового кредитования банков, рефинансирование внешних кредитов при посредничестве российских банков, меры по участию государства в повышении капитализации отечественного финансового рынка [1].

Сейчас главная задача - сформировать посткризисную архитектуру банковского рынка и избежать как дробления банковской системы на изолированные, слабо обменивающиеся ликвидностью и технологиями сегменты, так и чрезмерного упрощения ее структуры из-за исчезновения каких-либо групп. Только банковская система, которая имеет многоуровневую архитектуру, предполагающую тесное взаимодействие нескольких эшелонов, пронизанная каналами перетока ликвидности и технологий между кредитными организациями разного размера и специализации, сможет дать экономике ресурсы для быстрого роста.

Практика поддержки крупных банков ведет к фактической монополизации банковского рынка вне крупных городов и к снижению доступности финансовых услуг. В настоящее время сложилось несколько уровней банков в зависимости от доступа к господдержке: банки с государственным участием и крупнейшие частные банки, большей частью иностранные «дочки» (15-20); банки, допущенные к получению субординированных кредитов Внешэкономбанка (не более 60), и банки, которые смогут принять участие в программе докапитализации в рамках Федерального закона от 18 июля 2009 г. № 181-ФЗ (не более 60); банки, допущенные к «безза-логовым» аукционам (до 200); прочие средние и небольшие кредитные организации (более 800), среди которых наиболее уязвимыми являются малые банки с капиталом менее 90 млн руб.; малые банки с капиталом менее 180 млн руб. [2].

Распределение госпомощи на основе критерия размера и значимости на федеральном уровне ведет к разрушению региональных банковских систем, деградации даже эффективных региональных банков. А ведь именно самостоятельные региональные банки, ориентированные на долгосрочное сотрудничество с реальным сектором экономики, способны стать эффективными проводниками государственной поддержки малому и среднему бизнесу [3].

Во-первых, региональные банки, в отличие от кредитных организаций федерального уровня, менее склонны к спекулятивным операциям с ценными бумагами и иностранной валютой. Это позволяет рассчитывать на большую оперативность при выдаче кредитных ресурсов жизнеспособным предприятиям за счет предоставленных государством

ресурсов, чем это было в конце 2008 - начале 2009 г., когда в расчете на активизацию кредитования федеральное правительство про-кредитовало крупнейшие банки.

Во-вторых, для региональных банков характерна меньшая валютизация пассивов, что позволяет им держать существенно меньшую долю валютных активов и предоставлять наиболее востребованные кредитные ресурсы - рублевые.

В-третьих, за счет специализации региональные банки способны быть более эффективными. Высокие показатели рентабельности федеральных банков зачастую формируются за счет волатильных компонентов - дохода от ценных бумаг и операций с иностранной валютой, в то время как в сфере кредитования их эффективность неочевидна. Наконец, региональные банки, как правило, характеризуются более высоким уровнем социальной ответственности, чем филиалы федеральных или дочерних иностранных банков, что способствует устойчивому развитию региональной экономики, формированию региональных промышленных кластеров. Местные банки в большей степени ориентированы на долгосрочное сотрудничество с населением и региональным бизнесом и, как следствие, заинтересованы в сбалансированном развитии регионов. В частности, региональные банки способны учитывать особенности местной экономики и работать в регионах, имеющих специфические обычаи делового оборота, где традиционный банкинг адаптируется с большим трудом.

Расширение практики регулирования, дифференцированного в зависимости от значимости кредитной организации для устойчивости банковской системы, позволит снизить административное бремя, возложенное на небольшие банки. Дифференцированное регулирование, при котором интенсивность дистанционного надзора (включая объем и режим предоставления отчетности) зависит от роли кредитной организации в обеспечении стабильности банковской системы и оценки финансовой устойчивости, позволяет уделять больше внимания надзору за системообразующими банками. Проблемы кредитных организаций, располагающих широкой филиальной сетью, контролирующих значительные активы и привлекающих средства миллионов вкладчиков, способны ока-

зать существенное негативное влияние на устойчивость национальной финансовой системы. Такое влияние исключено в случае малых и средних региональных банков, ведущих свою деятельность в нескольких субъектах федерации. Необходимость дифференцированного регулирования и надзора обусловлена также усложнением видов и форм банковской деятельности - появлением ипотечных банков, банков потребительского кредита и иных специализированных банков [4].

В качестве оценки финансовой устойчивости могут использоваться внутренние рейтинги Центробанка, определяемые с учетом усреднения мнений об уровне рисков банка. При усреднении должны использоваться как мотивированные мнения сотрудников ЦБ РФ, так и, во избежание конфликта интересов, мнения рейтинговых агентств. Рискори-ентированный подход должен использоваться и при определении объемов краткосрочного и долгосрочного рефинансирования за счет средств ЦБ, институтов развития и страховых фондов. Дифференциация взносов в страховые фонды - общий способ решения проблемы морального риска при страховании вкладов.

Чтобы избежать фактической национализации сектора, «целевой аудиторией» программ докапитализации должны стать частные банки, собственники которых заинтересованы в развитии своего банковского бизнеса. Источником средств в рамках такой программы на паритетных началах могли бы выступать государство и частные инвесторы, включая иностранных, международные финансовые организации и банки развития. Все варианты докапитализации частных банков должны предусматривать минимизацию вмешательства государственных структур в оперативное управление.

Необходимо упростить процедуру согласования увеличения капитала как по программе докапитализации в рамках закона № 181-ФЗ, так и за счет средств акционеров. Длительность процедуры увеличения капитала, которая включает согласование в ФАС и ЦБ РФ, - одно из препятствий на пути до-капитализации банковского сектора. Промедление с докапитализацией влечет за собой ухудшение финансовых показателей банка, падение доверия кредиторов и, как

следствие, дальнейшее ухудшение ситуации в банковском секторе [5].

В последнее время Центробанк принимает целый ряд мер, направленных на облегчение жизни банков в непростой период. Так, ожидается, что в ближайшие дни будет расширен список инструментов для рефинансирования: в качестве залога ЦБ готов принимать золото (правда, его доля в активах банков невелика, около 0,2 %), а также портфели кредитов малому и среднему бизнесу и гражданам. Но эта либерализация требований поможет поддержать банкам лишь краткосрочную ликвидность. Ближе к проблеме сохранения капитала готовность Банка России исключить из финансовых результатов банков убытки от переоценки ценных бумаг. Впрочем, самих убытков от этого меньше не станет.

Еще один ожидаемый шаг: некоторые послабления требований к участникам системы страхования вкладов, чьи финансовые результаты ухудшились. Что конкретно предпримет в этой сфере ЦБ, не известно. Но эксперты заранее предполагают возрастание рисков Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Но все перечисленные действия и намерения регулятора - это лишь вспомогательные меры. Удержать банковскую систему от распада по причине декапитализации могут лишь реальные деньги, накачка капитала. Правительство осознало, что в условиях кризиса адресовать эту задачу только акционерам банков - утопия, без госпомощи не обойтись [6].

В соответствии с принятой правительством антикризисной программой на цели до-капитализации банковской системы было зарезервировано 450 млрд руб. Господдержка осуществляется через ВЭБ по следующей схеме: для пополнения капитала второго уровня банки получают субординированные кредиты (при условии, что акционеры вносят аналогичную сумму) сроком на пять-десять лет. И власти продолжают разрабатывать новые схемы господдержки банков. Так, известно, что с середины марта ЦБ разрабатывает механизм предоставления банкам тридцатилетних субординированных кредитов для пополнения капитала первого уровня. Кроме того, премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства 23 апреля

пообещал, что банкам, обращающимся за господдержкой во второй раз, помощь будет оказываться из расчета один к трем: на каждый рубль акционеров государство добавит три [7].

Обилие инициатив создает впечатление, что объемы господдержки безграничны. Однако в распоряжении ВЭБа остается не так много денег. Из изначально зарезервированной суммы к настоящему моменту выбрано около 260 млрд руб. (вливания в капитал получили семь банков), в ближайшее время будет выделено еще около 20 млрд (одобрено решение еще по десятку финансовых институтов).

Дно денежного резервуара уже видно, хотя на дворе еще только начало второго квартала. Господдержка предусмотрена

большая, но не безразмерная. На этом фоне совершенно логичным выглядит решение ВЭБа, принятое в начале мая и устанавливающее потолок для соискателей субординированных кредитов: их капитал должен быть не ниже 3,5 млрд руб. Таким образом, круг претендентов очерчивается первой сотней банков.

В зарубежной практике схемы пополнения капитала банков со стороны государства обычно совмещаются со схемами расшивки плохих долгов. Например, в Англии запущена система государственного страхования активов банка. После того как проводится обследование банка и его кредитного портфеля и фиксируется более или менее реальное состояние дел на увеличение проблемных активов сверх того уровня, который позволяет держаться банку на плаву, государство выдает некую гарантию. Она является платной: банк оплачивает ее долей в капитале. Но при этом получает стимул не бояться засвечивать плохие долги, стимул начинать процедуры по оздоровлению заемщика.

Некоторые специалисты предлагают использовать очень элегантную чилийскую схему. Она подразумевает временную передачу плохих кредитов на баланс специальной государственной организации, аналога нашего АСВ, в обмен на ее облигации. Обмен сопровождается условием об обратном выкупе через несколько лет. Гособлигации являются низкорисковыми, но неликвидными, поэтому эмиссионной угрозы не возникает. А с банка сразу снимается нагрузка по созданию резер-

вов под рискованные активы, у него появляется время найти новые источники для пополнения капитала. Лет через десять банк должен кредиты, переданные на баланс госструктуре, откупить живыми деньгами, а эта структура теми же деньгами будет рассчитываться с ним по своим облигациям.

При этом надо понимать, что сама по себе докапитализация банков не решит задачу активизации кредитования реального сектора. Основой системы экономических стимулов должны стать работающая система госгарантий по кредитам и рефинансирование под кредитные портфели. Например, система выдачи госгарантий в начале 2009 г. так и не сработала, поскольку предполагала компенсацию потерь банков только после прохождения длительной процедуры изъятия и реализации залога. Разделение государством рисков с банками особенно важно для кредитования малого бизнеса, который зачастую либо не может предоставить нормальные залоги, а значит, вынужден получать очень дорогие ресурсы, либо вообще отрезан от банковских кредитов. Система гарантийных фондов и кратное увеличение объемов рефинансирования кредитов МСБ позволит утолить ресурсный голод небольших предприятий.

В конце 2008 - начале 2009 г. система не смогла избежать кредитной заморозки, что подтолкнуло федеральное правительство к использованию административных методов, в т. ч. к появлению требований по поддержанию объема кредитования. «Ручное» управление в данном случае резко искажает структуру портфелей и оценку рисков. Масштабное использование административных методов мешает банковскому сектору выполнять ключевую функцию - оценку рисков на макроуровне. Попытки заменить экономические стимулы прямым вмешательством в кредитную политику банков могут дать лишь краткосрочный эффект, а в долгосрочной перспективе они наносят вред [8].

Чтобы банки могли управлять срочностью своих пассивов, необходимо законодательно закрепить статус депозитов с ограничениями на досрочное изъятие. Вкладчик должен иметь возможность выбрать депозит как с досрочным изъятием, так и с ограничениями на досрочное изъятие. По вкладам с ограничениями на досрочное изъятие (в настоящее время такие ограничения противо-

речат п. 2 ст. 837 ГК РФ) в законе следует оговорить случаи, когда досрочное изъятие возможно (болезнь близких, потеря работы и т. д.). Помимо повышенной процентной ставки вклады с ограничениями на досрочное изъятие могут иметь дополнительные преимущества. В частности, оправданна дифференциация суммы страхового возмещения по вкладам физических лиц в зависимости от срока и цели (жилищные, образовательные вклады) размещения. Появление возможности привлекать вклады с ограничениями на досрочное изъятие - действенный и не требующий значительных затрат механизм «удлинения» ресурсной базы российских банков.

Еще одна «ресурсная» проблема - наличие на банковском рынке изолированных эшелонов, которая препятствует перетоку ликвидности и делает систему в целом менее устойчивой. В частности, на место изолированных эшелонов межбанковского рынка должен прийти «каскад уровней», благодаря которому избыточная ликвидность крупнейших банков будет переходить менее крупным специализированным банкам. Равноправный доступ к рефинансированию со стороны ЦБ РФ должен быть дополнен такими каналами, как синдицированное межбанковское кредитование, выкуп облигационных выпусков, кредитных портфелей и закладных небольших кредитных организаций ликвидо-избыточными крупными банками.

1. Бочаров В.В. Инвестиции. СПб., 2009. С. 384.

2. Андрианов А.Ю., Воробьев П.В., Валдайцев С.В. Инвестиции. М., 2009. С. 584.

3. Инвестиции / Чапек В.Н. [и др.]. М., 2009. С. 160.

4. Мишин Ю.В. Инвестиции в конкурентоспособное производство. СПб., 2009. С. 288.

5. Инвестиции: системный анализ и управление / Балдин К.В. [и др.]. М., 2009. С. 310.

6. Янковский К.П. Инвестиции: финансовые

рынки и институты; Методы финансирования; Портфельные инвестиции. М., 2009. С. 224.

7. Васильев В.В. Финансовые дотации: выравнивание и стимулирование // Финансы. 2009. № 4. С. 12-14.

8. Курьянов А.М. Антиинфляционные аспекты денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики // Финансы. 2009. № 4. С. 47-50.

Поступила в редакцию 22.10.2009 г.

Loktev A.V. The State support of a bank sector in conditions of an economic crisis. In conditions of an economic crisis participants of the market relations need a state support and a state stimulation. It concerns a bank sector which is the basic mechanism in the sphere of in-

vestment relations. The article considers perspective approaches of the state support of bank sector in conditions of an economic crisis.

Key words: differentiated regulation; bank; rating; anti-recessionary program.

УДК 336.1

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ: РОЛЬ ИННОВАЦИЙ © О.Ю. Крючкова

В статье раскрывается роль инноваций в процессе функционирования коммерческих банков. Дается классификация банковских инноваций по различным признакам, приводятся основные направления инновационной деятельности коммерческих банков. Рассматривается понятие жизненного цикла банковской инновации.

Ключевые слова: коммерческий банк; инновации; инновационная политика банка.

Происходящие в России в течение последних 20 лет радикальные изменения в кредитно-финансовой сфере обусловили высокую степень динамизма финансовых рынков и, в частности, рынка банковских продуктов. Относительно недолгое его развитие характеризуется значительным перераспределением долей рынка между его участниками, стремительным ростом числа субъектов, модернизацией системы государственного регулирования и надзора, что формирует дополнительные стимулы для обновления спектра банковских продуктов и технологий. Современное глобализированное финансовое пространство невозможно представить без срочных инструментов - опционов, фьючерсов, свопов. Финансовые и нефинансовые компании используют в своей деятельности инновационные финансовые стратегии, включающие всевозможные комбинации существующих инструментов, создают свои, индивидуальные финансовые инструменты и располагают практически неограниченными возможностями для вариации величины риска и перекладывания его на контрагентов. Современная экономика все более приобретает черты инновационной экономики, связанной с разработкой, внедрением и использованием новшеств, с преобразованием организационно-экономического механизма хозяйствования. Наблюдается ярко выраженный процесс интеллектуализации экономики [1]. Внедрение новых технологий стало ключевым фактором усиления рыночной конку-

ренции, основным средством повышения эффективности производства и улучшения качества товаров и услуг.

Новая финансовая реальность оказалась необычайно эффективной и жизнеспособной именно в условиях технологизации, компьютеризации и либерализации валютно-финансовой деятельности, раскрепощенной как в национальных границах, так и на обозначившихся просторах транснационального мира.

В силу этого формирующаяся в развитых странах неоэкономика, или экономика, основанная на использовании информации и знания как доминантных факторов экономического развития, идентифицируется как интеллектуальная экономика, поскольку информация может быть преобразована в полезное знание только в процессе его интеллектуальной обработки индивидом. С развитием новых технологий произошли принципиальные изменения во всех сферах экономической жизни общества. Во-первых, информация стала самостоятельным ресурсом, имеющим специфическую ценность. Доля информационного сектора за последние 20 лет возросла и составляет в развитых странах 45-65 %. Во-вторых, информация и весь информационный сектор являются мощным источником, генерирующим современное социально-экономическое развитие, динамику и рост. В-третьих, наметилось изменение в механизме и траектории экономического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.