ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА В ПЕРИОД 2008-2010 ГГ.
УДК 338.124.4
Артем Николаевич Булавин,
Аспирант Кафедры Управления Проектами и Международного Менеджмента, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭС И), Тел.: 8(916} 303 56 89, Эл. почта: ABulavin@inbox.ru
Нестабильность рыночной экономики, повышение конкуренции и начавшийся в 2008 году глобальный экономический кризис привели к обострению ситуации в отрасли отечественного автомобилестроения. Для минимизации влияния кризиса государству следует предпринимать меры по поддержке автомобилестроительной отрасли, необходимо повышение роли российских производителей автозапчастей, кроме того, необходима оптимизация производственных процессов.
Ключевые слова: Глобальный экономический кризис, отраслевой кризис, автомобилестроение, спад хозяйственной деятельности, антикризисные программы, преодоление кризиса.
Artem N. Bulavin
Post-graduate student, the Department of Project Management and International Management,
Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), Tel.: 8 {916} 303 56 89, E-mail: ABulavin@inbox.ru
STATE SUPPORT OF RUSSIAN MOTOR INDUSTRY IN THE TERMS OF THE ECONOMIC CRISIS IN 2008-2010
The market economy instability, the competition increasing and the global economic crisis since 2008 leaded to aggravation of the situation in the domestic motor industry. The government should take measures of the motor industry support to minimize the impact of the crisis. It is necessary to increase the role of Russian manufacturers of automotive parts and improve the process optimization.
Keywords: Global economic crisis, industry crisis, motor industry, slowdown in economic activity, anti-crisis program, crisis overcoming.
1. Введение
Глобальный финансово-экономический кризис, начавшийся в конце первого десятилетия XXI века в США как ипотечный, оказывает значительное влияние на экономическое положение всех стран мира. Всемирная экономическая интеграция и унификация затронули такие экономические процессы, как: свободная торговля, свободное движение капитала, простота перемещения отраслей промышленности между различными государствами в интересах уменьшения издержек на трудовые и природные ресурсы. По этой причине в условиях глобализации вероятность распространения кризиса на экономику большинства стран мира и степень негативного воздействия экономических сбоев существенно увеличилась и серьезно затронула экономику РФ.
Рассмотрим, каким образом это отразилось на промышленности в России в целом. Относительно недавно российская экономика перешла крыночному механизму функционирования, следовательно, культура управления рисками в период начальной и последующих стадий развития кризиса еще недостаточно развита и, как следствие, приводит к недостаточной эффективности используемых мероприятий по их преодолению и профилактике, в частности, в области автомобилестроения.
2. Актуальный анализ отрасли автомобилестроения в России
В результате перехода российской экономики к рыночному механизму функционирования и, следовательно, снижения роли государства в деятельности автопроизводителей и повышения конкуренции, ситуация в отрасли автомобилестроения значительно обострилась, что можно расценивать как следствие выбора неправильной стратегии - длительное производство устаревших моделей вместо своевременной модернизации и повышения эффективности производства. В условиях кризиса риск принятия несвоевременных, а также некорректных управленческих решений возрастает.
Автомобилестроение в России традиционно переживает определенные структурные кризисные явления, что говорит об отраслевом, а не циклическом характере кризиса в отрасли. Первый полностью отечественный автомобиль был произведен СССР в 1924 году заводом AMO, с тех пор количество заводов, выпускаемых ими моделей автомобилей росло. Значительная часть выпускаемой в настоящее время продукции первоначально была спроектирована в 70-80-е году XX века и до момента распада СССР и перехода экономики страны на рыночный механизм функционирования имела стабильно высокий спрос и отсутствие какой-либо конкуренции.
В результате роста доходов и, следовательно, ожиданий от приобретаемого товара, а также расширения перечня представленных на отечественном первичном и вторичном автомобильном рынке конкурентов, продукция российской автомобилестроительной отрасли постепенно перестала пользоваться спросом.
Стоит отметить, что главным преимуществом отечественных автомобилей остается относительно невысокая цена покупки и обслуживания и высокая степень ремонтопригодности. В части современности, безопасности, экономичности, эко-логичности, комфорта, укомплектованности и престижности российские автомобили значительно уступают иномаркам.
По статистическим данным количества произведенных в России автомобилей с 2006 по 2010 год [1] важно отметить ежегодный прирост количества производимых автомобилей в докризисный период (как отечественных, так и иностранных в рамках сборочных производств) - в среднем около 10%, имевший наивысшее значение в 2008 году В следующем кризисном 2009 году объемы производства отрасли упали более чем на 50%, однако в 2010 году рынок значительно возрос и по предварительным оценкам в 2011 год}' планируется достижение максимального значения произведенных автомобилей с ожидаемой долей российских машин около 40%.
Наличие четкой взаимосвязи между количеством выданных автокредитов простом объемов продаж автомобилей позволяет сделать вывод, что аналогичный характер имели изменения рынка автокредитования. Рост рынка автокредигов сме-
Экономика, Статистика и Информатика 23 №3, 2012
нш значительно- снижение ю личества выданных, кредитов в 2009 году. В настоящий МОМСНТ ПрОСЛСЖИВасТСЯ ТСНДеН-ция к некоторому восстановлению рынка в 2010 и 2011 годах, (по пр-дЕарнтсль-ным оценкам статистических агентств) [2] за счетщзедтожекия новых кредитных продуктов и программ поддержки отечественного автомобилестроения.
Важно учитывать, что, несмотря на то , что в Российской Федерации в авто -мобилес троении занято меньше трудоспособного населения и количество выпущенных автомобилей на одного работника ниже, чем в западных странах, закрытие автомобильных заводов в нашей стране породит серьезный уровень безработицы. Кроме того, необходимо принимать во внимание зависимость целых районов страны от данной -сферы промышленности, к примеру, в Самарской области в сфере автопроизводства занято порядка 30% населения [3 ]. Таким образом , представляется возможным сделать вывод о целесообразности стимулирования строительства заводов иностранных компаний на тер -ритории России Стоить отметил, и негативный эф феиг в данном случае - влияние на спрос на отечественные модели и снижение уровня их конкурентоспособности.
3. Государственная поддержка автомобилестроения РФ: проблемы и перспективы
Мы полагаем, что для того чтобы минимизировать влияние кризиса государство должно предпринимать меры по поддержке автомобилестроительной отрасли. В частности, в январе2009 года были повышены ввозные пошлины на подержанные автомобили иностранного производства. Однако даже при повышении пошлин и, как следствие, подорожания автомобилей иностранного производства (как новых, так и подержанных) соотношение цены, ком форта, безопасности и качества у иномарок ос -тается выше, чем у отечественных автомобилей, что подтверждается соответствующей структурой вторичного рынка автомобилей в России. Таким образом, по данным аналитического агентства «Автосгат», в 2010 году доля авто-мсбилей иностранного производства на вторичном рынке составила оюи 60% [4]. В связи с вступлением России во Всемирную Торговую Организацию, повышение ввозных пошлин не планируется. Данный шаг не повышает заинтересованность иностранных производителей открывать отверточные произ-
1600.0 1400.0 1200.0 1000,0 800,0 600,0 400,0 200.0 0.0
1295,6 тыс.шт.
1472
1178,1 тыс.шт.
10,0« о
■
2006 2007
□ Иностранные, тыс.шт.
с.шт.
13,6%
2008
2009
2010
□ PocciriicKiie, тыс.шт. (wu4v.autostat.ru)
Рис. 1. Динамика производства легковых автомобилей в РФ в 2006-2010 гп поданным ООО "Автомобильнаястатистика", www.autostatru
.3000.0 2500,0 2000,0 1500,0 1000.0 500,0 0,0
щш.
щт
J- шШ,
2739 8
Шт
1125,9
И
шм
Я в
■ж
2421,0
1776,0
1271,4 1365,4
10374:
2007 2008
ш Продажи всего, тыс.шт.
2009
2010
2011 (прогноз) □ Продажи в кред!гг, тыс.шт. (www.autostat.ru)
Рис.2. Дин амика выдачи авто кредитов в России в 2007-2011 гг. поданным ООО "Автомобильная статистика", \v\vw.autostai.ru
водства на территории России.
Также в рамках программ поддержки осуществляются РР..-ходы, в том числе с участием первых лиц государства, например автопробеги на отечественных автомобилях и посещение заводов. Так, после нашумевшего автопробега Премьер-министра В В. Путина в 2010 году, уже в следующий месяц объемы продаж «Лады Калины» возросли почте на 30% [5].
Нам представляется., что наиболее аффективной программой поддержки отрасли является программа по утилизации устаревших автомобилей дня обновления и повышения Эю логичности автопарка страны, стимулирования рынка и говышения безопасности на дорогах. Запущенная в начале 2010 года, программа оказала положительное вли-
яние на рынок однако спрос значительно превькил предложение и спровоцировал очередь на некоторые модели. Действие программы, в юторой уча-сгвуютболее 80 моделей, производимых на территории Российской Федерации, было продлено до конца 2011 года [6]. Наибольшая доля всех проданных автомобилей были изготовлены Волжским Автомобильным Заводом, являющим -ся крупнейшим автомобилестроительным заводом в Восточной Европе
Стоит отметить, что в услювиях кризиса еще более важное значение принимает качество и эффективность антикризисного менеджмента со стороны саг»!их предприятий В условиях развития существующих и открытия новых отверточных сборочных предприятий, осуществляютщек. выпуск автомобилей
№3, 2012 24
иностранных марок на территории России, для отечественных производителей важно удержать и, по возможности, увеличить долю отечественной продукции на рынке. Для достижения данной цели необходимо повысить качество продукции и изменить сложившийся у потребителей негативный образ производимой продукции, что может быть достигнуто в результате повышения эффективности управленческих решений, оптимизации производственного процесса и повышения квалификации персонала
На данный момент менеджмент предприятий автомобилестроительной отрасли недостаточно эффективен и не полностью соответствует текущей ситуации, не до конца перестроившись к изменившимся условиям функционирования. Таким образом, на первое место выходит проблема повышения эффективности управленческих решений, ответственности за их принятие и исполнение, а также возможности минимизации рисков в данной области.
Важно учитывать, что кризис, являясь по своей природе переломным моментом функционирования экономики, может привести как к ухудшению всех показателей деятельности (снижение эффективности функционирования, рост затрат и т.д.), приводящему при неблагоприятном стечении обстоятельств к банкротств}', так и к выход}' на качественно новый уровень в результате мобилизации резервов и оптимизации процессов для минимизации действия неблагоприятных условий функционирования. Важным условием в данном случае является адекватная своевременная подготовка предприятия и отрасли путем оптимизации и модернизации производственного процесса, сотрудничества с иностранными компаниями в целях обмена технологиями, внедрения инноваций, пересмотра отношений с поставщиками, покупателями и подрядными организациями. В связи с природой кризиса автомобилестроительной отрасли представляется возможным предположить, что многие меры могли быть предприняты еще в нормальных условиях функционирования и с большей эффективностью, чем сейчас.
Проблемы производителя не должны всецело решаться за счет потребителя и за счет ограничения его возможностей. Однако если государство не будет поддерживать российскую автомобильную промышленность, то проблема будет усугубляться, решение будет
находиться в массовыхувольнениях сотрудников со всеми возможными негативными последствиями на уровне экономики государства.
4. Заключение
Представляется возможным сделать вывод о том, что для поддержания отрасли отечественного автомобилестроения целесообразно применить ряд мер, а именно:
Со стороны государства:
♦ Ограничение ввозных пошлин на автомобили иностранного производства на умеренно высоком уровне без резких значительных повышений во избежание роста коррупции, появления новых «серых» схем растаможивания. Часть полученных средств целесообразно использовать для продолжения и поддержания программ по утилизации устаревшего транспорта.
♦ С учетом высокой степени вовлеченности государства в функционирование отрасли, необходимо создание новой системы отчетности автопроизводителей об использовании полученных средств для максимизации эффективности - вплоть до санкций в отношении руководителей в случае низкой эффективности.
♦ Повышение роли российских производителей автозапчастей в сборочных производствах иностранных компаний на территории РФ.
Со стороны производителей:
♦ Повышение качества продукции за счет оптимизации и модернизации производственного процесса, повышения квалификации персонала.
♦ Управление затратами с целью снижения себестоимости выпускаемой продукции.
Представляется возможным предположить, что в условиях вступления России во Всемирную Торговую Организацию, риски возникновения кризисных ситуаций и их последствия для экономики страны еще более повысятся за счет большего вовлечения экономики страны в единую всемирную экономическую систему. Серьезных преимуществ для экспорта, на наш взгляд, скорее всего не будет, поскольку Россия в основном экспортирует полезные ископаемые, а спрос на них итак поддерживается на достаточно высоком уровне. В свою очередь, импорт товаров возрастет, возможность повышать ввозные пошлины на определенные товары, скорее всего, исчезнет, а, значит, исчезнет и возможность поддержания российских производителей.
Литература
1. Динамика производства легковых автомобилей в РФ в '2006-2010 гг. // www.autostat.ru: ООО "Автомобильная статистика" - 2005-2011. URL: http:/ /www. autostat. ru/ne ws/vi e w/974.
2. Динамика выдачи автокредитов в России в 2007-2011 гг. // www.autostat.ru: ООО "Автомобильная статистика" - 2005-2011. URL: http:/ /www. autostat. ru/news/view/8715.
3. Характеристика Самарской области // "МЧС России 2012": www.63.mchs.gov.ru. URL: http:// 63. mchs. gov. ru/gu/?SECTION_ro= 158.
4. Структура рынка подержанных автомобилей в России в 2010 г. // www.autostat.ru: ООО "Автомобильная статистика" - 2005-2011. URL: http:/ /www.autostat. ni/news/view/1880.
5. В. Путин помог Lada Kalina установить рекорд продаж // www.Autonews.ru: Все об авто, авторынок, последние новости из жизни автомобилей. URL: http:// w ww. autonews. г u/autoraarket_ne w s/ index.shtml?2010/10/11/1596992
6. Автохлам создал ажиотаж на новые авто // www.autostat.ru: ООО "Автомобильная статистика" - 2005-2011. URL: http://old.autostat.ru/ actual. asp?t=l&n=44
References
1. Dynamics of passenger cars production in Russia in 2006-2010. / / Www.autostat.ru: LLC "Car stats" - 2005-2011. URL: http://www.autostat.ru/news/ view/974.
2. Dynamics of car loans granting in Russia in 2007-2011. / /Www.autostat.ru: LLC "Car stats" - 2005-2011. URL: http:/ /www. autostat. ru/news/view/8715.
3. Characteristics of the Samara region / / "Russian Emergencies Ministry in 2012": www.63.mchs.gov.ru. URL: http://63.mchs.gov.ru/gu/ ?SECTIONJD=158.
4. Structure of the used cars market inRussia in 2010II www.autostat.ru: LLC "Car stats" - 2005-2011. URL: http:// www.autostat.ru/news/view/1880.
5. Putin helped Lada Kalina to set record sales / / www.Autonews.ru: All about cars, car market, the latest news from the life of vehicles. URL: http:// w ww. autonews. r u/automarket_ne w si index.shtml?2010/10/11/1596992
6. Car stuff created an agiotage for new cars / / www.autostat.ru: LLC "Car stats" - 2005-2011. URL: http:// old.autostat. ru/actual. asp?t= 1 &n=44
Экономика, Статистика и Информатика 25 №3, 2012