Научная статья на тему 'Государственная образовательная политика в отношении людей «Третьего возраста»: проблемы и противоречия'

Государственная образовательная политика в отношении людей «Третьего возраста»: проблемы и противоречия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
267
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы управления
ВАК
Ключевые слова
ГРАЖДАНЕ «СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ» / ПЕНСИОНЕРЫ / ГРАЖДАНЕ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА / ГРАЖДАНЕ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ОБРАЗОВАНИЕ / CITIZENS OF THE «OLDER GENERATION» / PENSIONERS / CITIZENS OF PRE-RETIREMENT AGE / ELDERLY CITIZENS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаброва Н. В.

Цель. Анализ возможностей, проблем и противоречий, заложенных в российских нормативно-правовых документах для реализации гражданами «третьего возраста» права на образование. Методы. Осуществлен традиционный анализ содержания нормативных документов федерального и регионального (Свердловской области) уровней. Каждая группа документов изучена сквозь призму 1) наличия в рамках данной политики образовательной составляющей и 2) объекта государственной политики (с акцентом на категории людей «третьего возраста»). Результаты. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что существующая нормативно-правовая база (как федеральная, так и региональная) не способствует развитию образования лиц «третьего возраста», а политика, проводимая государством в отношении лиц предпенсионного и пенсионного возраста, носит скорее декларативный характер. Она 1) не конкретизирована в качественных (а иногда и количественных) показателях: по видам и формам обучения; 2) сужена до обучения конкретной компетенции (компьютерной грамотности); 3) сконцентрирована на применении дистанционных технологий обучения; 4) не в полной мере ориентирована на граждан «третьего возраста» как субъекта образовательной политики. В исследовании отмечается, что сужение образовательной составляющей для граждан «третьего возраста» до обучения конкретной компетенции (компьютерной грамотности) приводит к отсутствию стремления региональных властей заниматься вопросами образования людей «третьего возраста» в более широком плане. Кроме того, нацеленность как федеральных, так и региональных властей на минимизацию расходов на образование (в т.ч. граждан «третьего возраста») приводит к выбору менее затратных (но не более результативных) форм и методов обучения. Акцент на дистанционных технологиях обучения может иметь право на существование, но он не должен, на наш взгляд, быть единственным (доминирующим). © Н. В. Шаброва, 2019 Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании возможностей, проблем и противоречий, заложенных в существующей государственной образовательной политике в отношении лиц «третьего возраста», как меры развития их человеческого капитала в русле преодоления проблем старения населения Российской Федерации и реализуемой в стране пенсионной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Шаброва Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC EDUCATION POLICY TOWARDS PEOPLE OF THE «third age»: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS

Purpose. Analysis of opportunities, problems and contradictions inherent in the Russian legal documents for the enforcement of the right to education by citizens of the «third age». Results. Based on the analysis, it is concluded that the existing regulatory framework (both Federal and regional) does not contribute to the development of education of persons of the «third age», and the policy pursued by the state towards people of pre-retirement and retirement age, is rather declarative. It is 1) not specified in qualitative (and sometimes quantitative) indicators: by types and forms of training; 2) narrowed to the training of specific competence (computer literacy); 3) focused on the use of distance learning technologies; 4) is not fully focused on citizens of the «third age» as a subject of educational policy. The study notes that the narrowing of the educational component for citizens of the «third age» to the training of specific competence (computer literacy) leads to the lack of desire of the regional authorities to deal with the education of people of the «third age» in a broader sense. In addition, the focus of both Federal and regional authorities to minimize the cost of education (including citizens of the «third age») leads to the choice of less expensive (but not more effective) forms and methods of education. Emphasis on distance learning technologies may have a right to exist, but, in our opinion, it should not be the only one (dominant). Scientific novelty. Scientific novelty lies in the study of opportunities, challenges and contradictions inherent in the current national educational policy towards people of the «third age» as a measure of development of their human capital in the mainstream to overcome the problems of population ageing in the Russian Federation and the ongoing pension reform.

Текст научной работы на тему «Государственная образовательная политика в отношении людей «Третьего возраста»: проблемы и противоречия»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ЛЮДЕЙ «ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА»: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

УДК [37.001.7:35]-053.88 ГСНТИ 14.37.09

ББК 74.044.9 Код ВАК23.00.02

DOI: 10.22394/2304-3369-2019-3-258-271

Н. В. Шаброва

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина,

Екатеринбург, Россия AuthorlD: 586740

АННОТАЦИЯ: Цель. Анализ возможностей, проблем и противоречий, заложенных в российских нормативно-правовых документах для реализации гражданами «третьего возраста» права на образование.

Методы. Осуществлен традиционный анализ содержания нормативных документов федерального и регионального (Свердловской области) уровней. Каждая группа документов изучена сквозь призму 1) наличия в рамках данной политики образовательной составляющей и

2) объекта государственной политики (с акцентом на категории людей «третьего возраста»).

Результаты. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что существующая нормативно-правовая база (как федеральная, так и региональная) не способствует развитию образования лиц «третьего возраста», а политика, проводимая государством в отношении лиц предпенсионного и пенсионного возраста, носит скорее декларативный характер. Она 1) не конкретизирована в качественных (а иногда и количественных) показателях: по видам и формам обучения; 2) сужена до обучения конкретной компетенции (компьютерной грамотности);

3) сконцентрирована на применении дистанционных технологий обучения; 4) не в полной мере ориентирована на граждан «третьего возраста» как субъекта образовательной политики. В исследовании отмечается, что сужение образовательной составляющей для граждан «третьего возраста» до обучения конкретной компетенции (компьютерной грамотности) приводит к отсутствию стремления региональных властей заниматься вопросами образования людей «третьего возраста» в более широком плане. Кроме того, нацеленность как федеральных, так и региональных властей на минимизацию расходов на образование (в т.ч. граждан «третьего возраста») приводит к выбору менее затратных (но не более результативных) форм и методов обучения. Акцент на дистанционных технологиях обучения может иметь право на существование, но он не должен, на наш взгляд, быть единственным (доминирующим).

Научная новизна. Научная новизна заключается в исследовании возможностей, проблем и противоречий, заложенных в существующей государственной образовательной политике в отношении лиц «третьего возраста», как меры развития их человеческого капитала в русле преодоления проблем старения населения Российской Федерации и реализуемой в стране пенсионной реформы.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-011-00096 «Образование как ресурс сохранения и развития социальной общности людей "третьего возраста "».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: граждане «старшего поколения», пенсионеры, граждане предпенсионного возраста, граждане пожилого возраста, образование.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ: Нина Васильевна Шаброва, кандидат социологических наук, до-

^ цент, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

^ 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19, n.v.shabrova@urfu.ru.

§

л

™ ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Шаброва Н. В. Государственная образовательная политика в отношении

^ людей «третьего возраста»: проблемы и противоречия // Вопросы управления. 2019. № 3 (39).

^ С. 258—271.

©

Объективные процессы развития современного российского общества, выражающиеся в возрастании доли граждан старшего поколения в структуре населения страны1, проводимая в стране пенсионная реформа обусловливают постановку новых целей и задач перед государством и научным сообществом. Эти цели и задачи должны быть направлены на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения, создание и поддержание достойных условий их жизнедеятельности, активного участия во всех сферах общества. Ключевой в этом отношении, на наш взгляд, является сфера образования, поскольку именно она дает возможность накопления, развития и реализации человеческого капитала.

Процесс включения граждан старшего возраста в систему формального и неформального образования может быть ускорен или заторможен существующей в настоящее время нормативно-правовой базой. В то же время, есть некоторые сомнения в том, что эта база соответствует реальным потребностям общества, людей «третьего возраста».

Целью статьи является анализ содержания государственной образовательной политики в отношении людей «третьего возраста». Такой анализ позволяет выявить возможности, проблемы и противоречия, заложенные в российских нормативно-правовых документах для реализации гражданами «третьего возраста» права на образование.

Для достижения поставленной цели мы изучили содержание нормативных документов федерального, а затем регионального (Свердловской области) уровней. Каждая группа документов анализировалась по двум параметрам:

1) указание на людей «третьего возраста» как объект государственной политики;

2) наличие в них образовательной составляющей.

Среди документов, разработанных на федеральном уровне, мы выделили три группы: базовые (стратегические)2, национальные проекты и государственные программы. В подавляющем большинстве документов, отнесенных к данной группе, провозглашается право гражданина на образование. В частности, в статье 43 Конституции РФ гарантируется право на:

1) образование;

2) бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование;

3) бесплатное высшее образование на конкурсной основе [3].

В Законе «Об образовании в Российской Федерации» декларируется право каждого человека на образование, а реализация данного права обеспечивается путем создания органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворения потребности человека в получении образования различного уровня и направленности в течение всей жизни [4].

Вместе с тем, хотелось бы выделить несколько важных, на наш взгляд, моментов, закрепленных в этом законе. Во-первых, законодатель, перечисляя характеристики, по которым граждане не могут быть дискриминированы в сфере получения образования, относит возраст к категории «другие обстоятельства» (п. 2., ст. 5). Во-вторых, возможность получения бесплатного высшего образования на конкурсной основе возникает лишь при условии, что образование данного уровня гражданин получает впервые (п. 3, ст. 5). В-третьих, при определении контрольных цифр приема на обучение в высшие учебные заведения за счет бюджетных средств, в качестве отправной точки расчета принимается соотношение студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет (п. 2, ст. 100), т.е. количество бюджетных мест для обучения в высших учебных заведениях никак не соотносится с увеличением доли граждан старшего поколения в структуре населения страны.

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве одного из основных направлений развития человеческого потенциала России выделяется обеспечение возможности получения качественного образования за счет перехода от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию, доступному всем гражданам [5]. Для такого перехода, в том числе, предлагается:

- создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессио-

нального образования и организаций, их предоставляющих;

- формирование открытой системы информирования граждан об образовательных услугах;

- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

- увеличение профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, непрерывного обучения и переобучения;

- расширение использования новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования и медиаобразо-вания и т.д.

Важно подчеркнуть, что в рамках Концепции существует несколько положений, ориентированных на граждан старшего возраста. Первое положение, представленное в разделе «Развитие рынка труда», предполагает создание условий для продления периода трудовой деятельности за счет стимулирования использования трудового потенциала работников старшего возраста (гибкий график работы, частичная занятость, упорядочение системы льготных пенсий и т.д.). Второе положение - в разделе «Развитие социальных институтов и социальная политика» - направлено на социальное обслуживание граждан старших возрастов и инвалидов. Но ни в том, ни в другом случае образовательная составляющая для данной категории граждан не прописана.

В Законе «О занятости населения Российской Федерации» образовательная составляющая для лиц «третьего возраста» отсутствует. Вместе с тем, отмечается обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации на добровольный труд и свободный выбор занятости и акцентируется внимание на недопустимости дискриминации по возрасту [6].

Одним из направлений государственной политики в области занятости, закрепленном в данном Законе, является осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы. К таким особым группам относятся и граждане предпенсионного возраста. Важно подчеркнуть, что в рамках реализации пенсионной реформы в новой

редакции Закона «О занятости населения Российской Федерации» расширились временные границы такой «особой поддержки»: с двух до пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно. Кроме того, в рассматриваемом документе прописаны дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста, но образовательная составляющая, как мера дополнительной социальной поддержки данной категории людей, в нем отсутствует.

Единственным документом в группе базовых, в котором содержится образовательная составляющая для людей старшего возраста, является «Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» [7]. В ней названы категории и сформулированы ключевые характеристики граждан старшего поколения, цели, принципы, задачи, приоритетные направления и механизмы реализации данных направлений. Важно подчеркнуть, что в Стратегии отдельно выделено направление, связанное с обеспечением доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам. Оно включает в себя, в частности:

1) обеспечение возможности получения образования гражданами старшего поколения;

2) совершенствование организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования по востребованным на рынке труда профессиям и специальностям для реализации трудового потенциала граждан старшего поколения;

3) развитие услуг по формированию у граждан старшего поколения функциональной грамотности (правовой, компьютерной, финансовой, предпринимательской, экологической, языковой и др.);

4) развитие программ непрерывного образования граждан старшего поколения для обеспечения их профессионального и личностного роста, а также улучшения качества жизни.

Разработчики Стратегии выделяют 16 ключевых механизмов реализации направления, связанного с обеспечением доступа граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам. Наиболее интересными, на наш взгляд, являются:

развитие системы информирования о предоставляемых образовательных услугах;

- организация профессионального обучения, дополнительного профессионального образования;

- персонифицированное финансирование дополнительных образовательных программ, направленных на формирование различных видов функциональной грамотности (компьютерной, финансовой, правовой, языковой, экологической и др.);

- осуществление мероприятий, направленных на развитие институтов доверия к качеству дополнительного образования;

- формирование и реализация образовательных программ на основе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;

- развитие и поддержка интегрированных культурно-образовательных центров.

Полагаем, что выделение образования граждан старшего поколения в отдельное приоритетное направление и сформулированные механизмы его реализации могли бы выступить основой для реального повышения уровня и качества образования людей данной возрастной категории, если бы не одно «но». В целевых показателях реализации данной Стратегии (а их всего 6) нет ни одного, связанного с образованием. Это, на наш взгляд, существенно снижает возможности оценки эффективности деятельности органов власти в отношении образования граждан старшего возраста.

Далее представим результаты анализа следующей группы документов - национальных проектов. По данным Правительства РФ на 7 февраля 2019 г., на территории Российской Федерации утверждены и реализуются 12 национальных проектов (НП) [8]. В соответствии с нашим исследовательским интересом были проанализированы семь из них: «Образование», «Демография», «Культура», «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости».

В результате анализа мы пришли выводу о наличии во всех НП образовательной составляющей, планируемой к реализации в разных формах и видах. Вместе с тем, следует отметить несколько важных моментов:

1. В рамках подпроектов целевые группы обучения либо не выделяются вообще3, либо акцент делается на обучении молодежи4. Целенаправленное обучение граждан «третьего возраста» запланировано лишь в двух проектах: «Демография» (подпроект «Старшее поколение»)5 и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (подпроект «Популяризация предпринимательства»)6.

2. Во всех подпроектах, имеющих образовательную составляющую, прослеживается ориентация в обучении граждан в электронной и дистанционной форме.

3. В паспортах проектов не представлена структура расходов на реализацию под-проектов, в том числе с образовательной составляющей, т.е. нет четких прозрачных объемов финансирования конкретных видов и форм обучения граждан, что связано, возможно, со спецификой проектной деятельности.

Анализ государственных программ показал еще один срез проблем и возможностей в сфере образования для людей старшего возраста. Перечнем государственных программ РФ предусмотрено 44 государственных программы (ГП) [9]. В настоящее время утверждено и реализуется 41. В стадии разработки находятся 3 ГП, в том числе «Развитие пенсионной системы на 20202035 годы» и «Обеспечение защиты личности, общества и государства». Все ГП сгруппированы в пять программных блоков: «Новое качество жизни», «Инновационное развитие и модернизация экономики», «Обеспечение национальной безопасности», «Сбалансированное региональное развитие», «Эффективное государство». В соответствии с нашим исследовательским интересом были отобраны и проанализированы 5 ГП: три из блока «Новое качество жизни» («Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Содействие занятости населения») и две из блока «Инновационное развитие и модернизация экономики» («Экономическое развитие и инновационная экономика», «Информационное общество»).

В результате изучения обозначенных ГП мы пришли к нескольким выводам. Во-первых, мы выявили существенное сокращение и сужение образовательной составляющей в ГП по сравнению с национальны-

ми проектами. Так, если в подпроекте «Старшее поколение» НП «Демография» в качестве целевого показателя выступает количество лиц предпенсионного возраста, включенных в мероприятия по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, то в подпрограмме «Старшее поколение» ГП «Социальная поддержка граждан» таким показателем выступает обучение лишь компьютерной грамотности неработающих пенсионеров.

Во-вторых, государственные программы демонстрируют еще большую по сравнению с национальными проектами ориентацию государственной политики на обучение граждан в электронной и дистанционной форме. Так, в подпроекте «Новые возможности для каждого» НП «Образование» запланировано обучение по программам непрерывного образования в образовательных организациях высшего образования, реализующих дополнительные образовательные программы и программы профессионального обучения. Вместе с тем, в подпрограмме «Реализация образовательных программ профессионального образования» ГП «Развитие образования» показателем «обученности» по программам непрерывного образования выступает число обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы.

В-третьих, мы можем сделать вывод о том, что государственные программы, в которых есть образовательная составляющая, в меньшей степени, чем национальные проекты, ориентированы на старшее поколение. Зачастую акцент делается на обучении молодежи. Например, в подпроекте «Популяризация предпринимательства» НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в качестве целевого показателя выступает общее количество обученных основам ведения бизнеса, финансовой грамотности и иным навыкам предпринимательской деятельности из целевых групп (в т.ч. лиц старше 45 лет и пенсионеров). В то же время в подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика» в качестве целевого ориентира выступает количество физических лиц только в возрасте до 30 лет, завершивших обучение по образовательным

программам, направленным на приобретение навыков ведения бизнеса и создания малых и средних предприятий. Причем планируемое количество обученных по ГП, например, в 2020 году, в два раза больше, чем по НП (210,8 тыс. человек / 95,5 тыс. человек). Это выступает основанием для предположения о том, что показатели НП будут выполняться в рамках ГП, прежде всего, за счет молодежи, а лица «третьего возраста» не будут включены в данные мероприятия.

Обратимся к нормативно-правовым документам, разработанным на региональном уровне. Среди них были выделены три группы: базовые (стратегические)7, национальные проекты и государственные программы, реализуемые на территории Свердловской области.

Изучение этих документов мы начали со «Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 20162030 годы» [10]. В ней выделены приоритеты политики Свердловской области8. Одним из них является создание конкурентных условий для накопления и сохранения человеческого потенциала в Свердловской области. Осуществление его планируется путем постановки и выполнения задач по таким направлениям, как «Создание конкурентоспособного образования», «Создание комфортной среды для жизни жителей Свердловской области», «Охрана здоровья населения», «Развитие жилищной и жилищно-коммунальной сфер». Как видно из приведенного перечня, наиболее близки нашей проблематике первые два.

Основными задачами создания конкурентоспособного образования в области выступают в т.ч. создание условий, обеспечивающих возможность реализации права граждан на: 1) непрерывное образование по инженерно-техническим специальностям и 2) образовательных программ по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям. На решение поставленных задач направлены следующие реализуемые в рамках государственных программ Свердловской области проекты: «Уральская инженерная школа», «Педагогические кадры XXI века», «Качество образования как основа благополучия». Вместе с тем, в качестве ожидаемых результатов реализации указанных проектов нет ни од-

ного показателя (мероприятия) для лиц «третьего возраста».

Основными задачами создания комфортной среды для жизни жителей Свердловской области выступают в т.ч. обеспечение условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей и создание условий для развития творческого потенциала населения. На решение поставленных задач направлены следующие реализуемые в рамках ГП Свердловской области проекты: «Счастливая семья», «Доступная среда», «Активное старшее поколение», «Культурное пространство», «Развитие потенциала молодежи Свердловской области». Активность старшего поколения в данных проектах выражается в таких ожидаемых результатах, как 1) увеличение доли граждан старше трудоспособного возраста, участвующих в деятельности объединений, групп, клубов по интересам различной направленности и 2) увеличение удельного веса населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях. Образовательной составляющей для людей «третьего возраста» в содержании данных региональных проектов нет.

Региональная программа «Пятилетка развития Свердловской области на 20172021 годы» призвана конкретизировать задачи, указанные в Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы. В ней выделено 5 ключевых направлений (по пять шагов в каждом)9. Каждый шаг включает в себя несколько проектных направлений и ключевых мероприятий. Содержательный анализ проектных направлений (их всего 96) и ключевых мероприятий этих направлений (всего 143) позволил прийти к нескольким заключениям. Во-первых, образовательная составляющая планируется к реализации в рамках лишь 8 мероприятий из 143. В большей мере она проявляется в таких шагах, как «Школьник нового поколения»10, «Кадры для отраслей экономики»11 и «Новые предприниматели»12.

Во-вторых, политика в отношении лиц «третьего возраста» выражается только в 3 мероприятиях13, и лишь в одном из них (Развитие деятельности «Школ пожилого возраста» по направлению «Обучение компьютерной грамотности» в целях создания условий активной интеграции в общественную жизнь граждан старшего поколения)

имеется образовательная составляющая. Более того, политика в отношении людей «третьего возраста», закрепленная в данном документе, не имеет ни одного целевого показателя, даже по обучению компьютерной грамотности старшего поколения.

По данным Министерства общего и профессионального образования Свердловской области, регион разработал и принимает непосредственное участие в реализации 8 проектов14, являющихся региональной составляющей НП «Образование» [11]. Отметим, что содержательный анализ под-проектов НП «Образование» дал возможность выделить три ключевых подпроекта, ориентированных на обеспечение доступа к образованию широкого круга граждан: «Цифровая образовательная среда», «Новые возможности для каждого» и «Социальные лифты для каждого». Поскольку подпроект «Социальные лифты для каждого» не реализуется в Свердловской области, мы сосредоточили свое внимание на двух оставшихся.

Региональный проект «Цифровая образовательная среда» является сквозным проектом 7 региональных проектов [12]. Важно подчеркнуть, что ожидаемые результаты регионального проекта содержательно совпадают с федеральными, а новых (в т.ч. по лицам «третьего возраста») нет [13]. Например, такой результат как «Обеспечение свободного доступа ... для всех категорий граждан, обучающихся по образовательным программам., к онлайн-курсам, реализуемым различными организациями.» практически полностью воспроизводит формулировку федерального НП.

Региональный проект «Новые возможности для каждого» предполагает создание интеграционной образовательной платформы, направленной на непрерывное образование не менее 37 % граждан Свердловской области - для обновления ими профессиональных знаний, приобретения новых профессиональных навыков в соответствии с быстро меняющимися технологиями и условиями труда.

В ходе реализации проекта планируется 1) ежегодное увеличение численности граждан, прошедших «формальное» и «неформальное» образование по дополнительным образовательным программам и программам профессионального обучения (с 33,2 тыс. чел. в 2019 г. до 41,0 тыс. чел. в 2024 г.);

2)проведение мероприятий по популяризации среди населения и работодателей дополнительного профессионального образования и дополнительного образования взрослых, в том числе в целях овладения компетенциями в области цифровой экономики.

Важно отметить, что расширение вовлеченности граждан в систему непрерывного образования планируется осуществлять за счет разработки программ для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, а также для трудовых мигрантов.

Подробное изучение паспорта данного регионального проекта позволило выделить несколько очень важных моментов. Во-первых, в паспорте отсутствуют объемы финансирования на реализацию мероприятий. Во-вторых, имеются расхождения в определении целевых показателей вовлеченности населения в программы непрерывного образования. Например, в показателе «количество граждан, ежегодно проходящих обучение по программам непрерывного образования» в 2024 г. обозначена цифра в 41,0 тыс. чел., тогда как в результатах 2024 г. значится цифра не менее 37 тыс. человек. В-третьих, вызывает сомнение методика расчета количества граждан, проходящих обучение. Она строится на суммировании числа слушателей, обученных по программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и служащих. Таким образом, в итоговый показатель будут включаться, прежде всего, те молодые люди, которые проходят обучение по программам профессиональной подготовки (базового профессионального образования).

В соответствии с информацией, размещенной на портале Департамента по труду и занятости населения Свердловской области, в настоящее время на территории Свердловской области реализуется три государственных программы [14]: «Содействия занятости», «Программа дополнительных мероприятий»15 и «Переселения соотечественников».

В программе «Содействия занятости» выделяется 9 подпрограмм. В рамках подпрограммы «Профессиональное обучение, профессиональная ориентация, психологическая поддержка и социальная адаптация

на рынке труда» в целях смягчения структурных диспропорций на рынке труда планируется выполнить три показателя. Наиболее интересным для нас представляется один: организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования безработных граждан. Важно отметить, что в рамках данной подпрограммы 1) незанятые граждане, которым в соответствии с законодательством РФ назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность и 2) лица предпенсионного возраста - выделены в качестве особых категорий. Вместе с тем, целевыми показателями реализации данной задачи выступает, на наш взгляд, слишком малое число граждан. По профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию пенсионеров: в 2014 г. -100 чел., в 2019 - 133 чел., а с 2020 по 2024 гг. - по 114 человек ежегодно, а лиц предпенсионного возраста - по 1468 человек ежегодно [15]. И это при том, что численность населения Свердловской области старше 55 лет на 1 января 2018 г. составляла почти 1,3 млн чел. и продолжает увеличиваться [2].

Объем планируемого финансирования обучения пенсионеров по данной программе составляет около 1500 тыс. руб. ежегодно из областного бюджета, а лиц предпенсионного возраста - около 108000 тыс. руб., из них 103000 тыс. руб. из федерального бюджета и около 5000 тыс. руб. - из областного.

Одной из целей Государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года» является формирование условий для улучшения положения и качества жизни пожилых людей, повышения степени их социальной защищенности, активизации участия пожилых людей в жизни общества [15]. Целенаправленная политика реализации данной задачи прописана в подпрограмме «Активное старшее поколение». В рамках нее планируются следующие направления деятельности:

1) Повышение качества и разнообразия социальных сервисов, предоставляемых пожилым гражданам. Целевым показателем выступает доля граждан старше трудоспособного возраста, участвующих в деятель-

ности объединений, групп, клубов по интересам.

2) Обеспечение условий для социальной адаптации и интеграции в общественную жизнь пожилых людей, целевым показателем которой является численность неработающих пенсионеров, прошедших обучение компьютерной грамотности в организациях социального обслуживания (800 чел. в 2017 и 2018 гг., на 2019-2024 гг. индикаторы не определены).

3) Создание условий для активного долголетия, развитие различных форм клубной работы, социального туризма для пожилых людей. Ее целевым показателем выступает количество любительских объединений и клубов по интересам для творчески активных людей старшего поколения и Свердловской области (с 740 до 755 в период 2017-2024 гг.).

Важно обратить внимание на объемы финансирования по подпрограмме «Активное старшее поколение». В 2017 г. - это 43622,7 тыс. рублей, 2018 г. - 41534,2, затем по 31157,0 тыс. рублей ежегодно, т.е. можно видеть сокращение объемов финансирования в 2019 г. по сравнению с 2017 г. почти на 30 %16.

Начиная с 2011 г., в Свердловской области реализуется комплексная программа «Старшее поколение». В декабре 2018 г. она была пролонгирована до 2025 г. [16]. В целом программа ориентирована на повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения и создание для этого условий. Сравнительный анализ действующей и предыдущей редакции программы позволил прийти к некоторым заключениям:

1. При сохранении общего числа задач программы (8) в новой версии акцент смещен на решение актуальных задач здорового долголетия населения и реформирования пенсионной системы. В частности, отдельно выделены такие как: создание экономических, социальных и правовых условий, обеспечивающих недопущение дискриминации граждан старшего поколения и способствующих стимулированию пожилых людей к продолжению трудовой деятельности после наступления пенсионного возраста; создание условий для обеспечения гражданам старшего поколения доступа к информации-; создание условий для повышения конкурентоспособности граждан

старшего поколения на рынке труда, развитие различных форм клубной работы, реабилитационной программы «Школа пожилого возраста».

2. В предыдущей версии программы в качестве одного из важнейших целевых показателей ее реализации являлся «охват 21553 человек из числа пожилых граждан и инвалидов мероприятиями по выработке навыков пользования персональным компьютером и ресурсами сети». В новой версии образовательной составляющей, в качестве целевого показателя, вообще нет.

3. В редакции программы на 2014-2018 годы было дано определение целевой группы данной программы: граждане пожилого возраста (женщины в возрасте 55 лет и старше, мужчины в возрасте 60 лет и старше). В действующей версии четких возрастных интервалов нет. Вместо этого описываются методики отнесения к гражданам старшего поколения. Кроме того, поясняется, что к лицам предпенсионного возраста, ссылаясь на Постановление Правительства Свердловской области от 15.02.2012 № 122-ПП «О реализации отдельных полномочий Свердловской области в области содействия занятости населения» относятся граждане за два года до наступления пенсионного возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, хотя, в соответствии с изменениями в Законе «О занятости населения Российской Федерации», данный период увеличен до 5 лет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В обеих редакциях программы перечень мероприятий и показателей образовательной составляющей практически совпадает и в действующей редакции включает следующие:

1) количество пожилых граждан, охваченных мероприятиями школ пожилого возраста17;

2) доля граждан старше трудоспособного возраста, участвующих в деятельности объединений, групп, клубов по интересам;

3) количество граждан пожилого возраста, охваченных мероприятиями по выработке навыков пользования персональным компьютером или ресурсами информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) число трудоустроенных граждан старше трудоспособного возраста к количеству обратившихся в органы службы заня-

тости в целях поиска работы граждан данной категории;

5) количество специализированных ярмарок вакансий для лиц предпенсионного и пенсионного возраста, дней пожилого человека;

6) численность незанятых граждан, которым назначена страховая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность, приступивших к профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию.

В результате анализа нормативных документов регионального уровня (Свердловской области) мы пришли к следующему заключению. Во-первых, нами сделан вывод о еще большем, по сравнению с федеральными нормативными документами, сужении образовательной составляющей для лиц «третьего возраста». В большей части документов она представлена в виде показателей обученности компьютерной грамотности.

Во-вторых, сделан вывод о весьма незначительных объемах финансирования мероприятий по обучению граждан старшего поколения (и количества вовлекаемых граждан) и тенденции к их снижению. Так, на обучение компьютерной грамотности одного гражданина в рамках комплексной программы Свердловской области «Старшее поколение» в 2019 г. планируется потратить в 3,5 раза меньше средств, чем в 2014 г.

В-третьих, полагаем, что закрепление в региональных программах межведомственных целевых показателей приводит к непрозрачности реального количества обученных граждан старшего возраста по различным видам образования и объемам их финансирования.

В-четвертых, основной объем финансирования обучения пенсионеров и лиц предпенсионного возраста предполагается освоить в рамках программы «Содействия занятости». Ответственным исполнителем по данной программе выступает Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. Это означает, что финансовые потоки на обучение будут реализованы через службы занятости и затронут граждан «третьего возраста», прежде всего, в тех населенных пунктах, где есть такие подразделения.

В заключение хотелось бы резюмировать, что существующая нормативно-

правовая база не способствует развитию образования лиц «третьего возраста», а политика, проводимая государством в отношении лиц предпенсионного и пенсионного возраста, носит скорее декларативный характер. Провозглашаемые высокие целевые ориентиры данной политики на федеральном уровне не конкретизированы в качественных (а иногда и количественных) показателях по видам и формам обучения. Сужение образовательной составляющей для граждан «третьего возраста» до обучения конкретной компетенции (компьютерной грамотности) приводит к отсутствию стремления региональных властей заниматься вопросами образования людей «третьего возраста» в более широком плане. Кроме того, нацеленность как федеральных, так и региональных властей на минимизацию расходов на образование (в т.ч. граждан «третьего возраста») приводит к выбору менее затратных (но не более результативных) форм и методов обучения. Акцент на дистанционных технологиях обучения может иметь право на существование, но он не должен, на наш взгляд, быть единственным (доминирующим). Наконец, усугубляет ситуацию и то, что в нормативных документах отсутствует единая терминология, которая бы выделяла и характеризовала общность людей «третьего возраста» и ее отдельные подобщности, т.е. в документах отсутствует субъект как таковой. Вместо этого используется широкая палитра терминов с размытыми возрастными границами: «старшее поколение», «пенсионеры», «граждане предпенсионного возраста», «граждане пожилого возраста», «незанятые граждане, которым назначена страховая пенсия по старости», «граждане старше трудоспособного возраста» и т.д.

Обозначенные в статье проблемы и противоречия являются, отчасти, результатом оперативной (ускоренной) работы органов власти в свете реализуемой пенсионной реформы и, надеемся, со временем, в том числе благодаря усилиям научного сообщества, будут скорректированы и найдут воплощение в новых решениях и документах, в большей мере ориентированных на потребности людей «третьего возраста».

ПРИМЕЧАНИЯ

1. По данным федеральной службы государственной статистики, в период с 2014 по 2018 гг. численность населения старше трудоспособного возраста в стране увеличивалась ежегодно в среднем на 890 тыс. чел. [1], а в Свердловской области - на 17780 чел. [2].

2. К базовым нормативно-правовым документам федерального уровня мы отнесли Конституцию РФ, Федеральный закон «Об образовании в РФ», Закон РФ «О занятости населения в РФ», Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года.

3. Например, в подпроекте «Кадры для цифровой экономики» НП «Цифровая экономика».

4. Например, в подпроекте «Социальные лифты для каждого» НП «Образование», в подпроекте «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок» НП «Наука».

5. Целевым показателем выступает организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста, он должен вырасти с 75 тыс. чел. в 2019 г. до 450 тыс. в 2024 г.

6. Целевым показателем выступает реализация образовательных программ, курсов, направленных на развитие предпринимательских компетенций для каждой целевой группы, в том числе для: действующих предпринимателей; школьников; лиц в возрасте до 30 лет, в том числе студентов; женщин; военнослужащих, уволенных в запас; лиц старше 45 лет; безработных; пенсионеров; инвалидов; выпускники и воспитанники детских домов.

7. К базовым нормативно-правовым документам на региональном уровне мы отнесли Стратегию социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы, региональную программу «Пятилетка развития Свердловской области» на 2017-2021 годы.

8. «Создание конкурентных условий для накопления и сохранения человеческого потенциала», «Создание условий для повышения конкурентоспособности промышленного, инновационного и предпринима-

тельского потенциала экономики Свердловской области», «Обеспечение сбалансированного развития территории Свердловской области».

9. «Сохранение и развитие человеческого капитала», «Развитие экономики региона», «Комфортная среда проживания», «Развитие малого и среднего бизнеса», «Развитие гражданского общества и местного самоуправления».

10. Например, в рамках мероприятия «Создание современной цифровой образовательной среды, внедрение электронных ресурсов, создающих условия для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования».

11. Например, в рамках мероприятия «Создание условий для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования».

12. Например, в рамках мероприятия «Реализация образовательных программ для начинающих субъектов малого или среднего предпринимательства».

13. В рамках мероприятий «Создание условий для доступности участия населения в культурной жизни, а также вовлечения детей, молодежи, лиц пожилого возрас-таи людей с ограниченными возможностями в активную социокультурную деятельность», «Создание условий для повышения активности ветеранских организаций в работе с молодежью, использование их опыта, нравственного и духовного потенциала для укрепления и развития преемственности поколений».

14. Всего в структуру НП «Образование» входит 10 подпроектов. Свердловская область не участвует в реализации двух из них: «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого».

15. Мероприятия «Программы дополнительных мероприятий» направлены на такие категории граждан, как инвалиды, многодетные родители, родители с детьми-инвалидами.

16. В т.ч. на мероприятия, направленные на поддержку старшего поколения в Свердловской области с 2019 по 2024 гг. -по 31157,0 тыс. рублей ежегодно, а на обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров 2675,7 тыс. рублей в 2017 г., 2680,2 тыс. рублей 2018 гг. На 2019-

2024 гг. объемы финансирования по статье обучение компьютерной грамотности неработающих пенсионеров пока не определены. Для сравнения: на мероприятие 6.5. Прочие мероприятия, посвященные памятным датам и событиям, в 2018 г. было выделено 5200,0 тыс. руб., т.е. в 2 раза больше.

17. «Школа пожилого человека» трактуется в программе как «реабилитационные инновационные технологии, нацеленные на овладение пожилым человеком способностями социального самообеспечения, социальной самозащиты». Насчитывает 15 направлений. Например, курсы активного долголетия, безопасность жизнедеятельности, компьютерная грамотность, творческая и прикладная деятельности и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Численность и состав населения [электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики (Рос-стат). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography/# (дата обращения 16.01.2019).

2. Численность и возрастно-половой состав населения [электронный ресурс] // Управление Федеральной службы государственной статистики по Свердловской и Курганской области. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/populatio n/ (дата обращения 16.01.2019).

3. Конституция Российской Федерации [элекронный ресурс] // СПС Консуль-тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2019).

4. Об образовании в Российской Федерации [электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 // СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2019).

5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (в ред. от 28.09.2018) // СПС КонсультантП-люс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2019).

6. О занятости населения в Российской Федерации [электронный ресурс]: Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // СПС Консуль-

тантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2019).

7. Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года [электронный ресурс]: Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 N 164-р // СПС КонсультантПлюс. http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2019).

8. Национальные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты [электронный ресурс]. URL: / http://government.ru/projects/selection/741 /35675/ (дата обращения 16.03.2019).

9. Государственные программы [электронный ресурс] URL: http://government.ru/programs/ (дата обращения 16.03.2019).

10. О стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016-2030 годы [электронный ресурс]: Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 года №151-ОЗ (с изм. на 22.03.2018) // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2019).

11. Официальный сайт Министерства общего и профессионального образования Свердловской области [электронный ресурс]. URL: http://minobraz.egov66.ru/ arti-cle/show/id/10012 (дата обращения 16.02.2019).

12. Информация о реализации региональной составляющей Свердловской области НП «Образование» [электронный ресурс]. URL: http://minobraz.egov66.ru/ arti-cle/show/id/10012 (дата обращения 16.02.2019).

13. Паспорт Регионального проекта «Цифровая образовательная среда» [электронный ресурс]. URL: http://minobraz.egov66.ru/article/show/id/1 0010 (дата обращения 16.02.2019).

14. Региональные программы [электронный ресурс]. URL: https://szn-ural.ru/ соП:е^/региональные%20программы (дата обращения 16.03.2019).

15. Об утверждении государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года [электронный ресурс]: Постановление Правительства Свердловской области от 05.07.2017 №480-ПП (в ред. от 06.09.2018) // СПС КонсультантПлюс. URL:

http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2019).

16. Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Старшее поколение» [электронный ресурс]: Поста-

новление Правительства Свердловской области от 26.12.2018 №952-ПП // СПС Кон-сультантПлюс. http://www.consultant.ru (дата обращения 17.01.2019).

PUBLIC EDUCATION POLICY TOWARDS PEOPLE OF THE «third age»: PROBLEMS AND CONTRADICTIONS

N. V. Shabrova

Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin,

Ekaterinburg, Russia

ABSTRACT: Purpose. Analysis of opportunities, problems and contradictions inherent in the Russian legal documents for the enforcement of the right to education by citizens of the «third age». Results. Based on the analysis, it is concluded that the existing regulatory framework (both Federal and regional) does not contribute to the development of education of persons of the «third age», and the policy pursued by the state towards people of pre-retirement and retirement age, is rather declarative. It is 1) not specified in qualitative (and sometimes quantitative) indicators: by types and forms of training; 2) narrowed to the training of specific competence (computer literacy); 3) focused on the use of distance learning technologies; 4) is not fully focused on citizens of the «third age» as a subject of educational policy.

The study notes that the narrowing of the educational component for citizens of the «third age» to the training of specific competence (computer literacy) leads to the lack of desire of the regional authorities to deal with the education of people of the «third age» in a broader sense. In addition, the focus of both Federal and regional authorities to minimize the cost of education (including citizens of the «third age») leads to the choice of less expensive (but not more effective) forms and methods of education. Emphasis on distance learning technologies may have a right to exist, but, in our opinion, it should not be the only one (dominant).

Scientific novelty. Scientific novelty lies in the study of opportunities, challenges and contradictions inherent in the current national educational policy towards people of the «third age» as a measure of development of their human capital in the mainstream to overcome the problems of population ageing in the Russian Federation and the ongoing pension reform.

The study was carried out with the financial support of the Russian Federal Property Fund in the framework of the scientific project No. 19-011-00096 "Education as a Resource of the Preservation and Development of the Social Community of Third Age People".

KEYWORDS: citizens of the «older generation», pensioners, citizens of pre-retirement age, elderly citizens, education.

AUTHORS' INFORMATION: Nina V. Shabrova, Cand. Sci. (Sociological), Associate Professor, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin, 19, Mira st., Ekaterinburg, 620002, Russia, n.v.shabrova@urfu.ru.

FOR CITATION: Shabrova N. V. Public education policy towards people of the «third age»: problems and contradictions // Management Issues. 2019. №3 (39). P. 258—271.

REFERENCES

1. Population size and composition [electronic resource] // Federal State Statistics Service (Rosstat). URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/ con-

nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ population/demography^ (date of reference 16.01.2019) [Chislennost' i sostav naseleniya

[elektronnyy resurs] // Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki (Rosstat). URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat _main/rosstat/ru/statistics/population/demog raphy/# (data obrashcheniya 16.01.2019).] -(In Rus.).

2. Number and age-sex composition of the population [electronic resource] // Department of the Federal State Statistics Service for Sverdlovsk and Kurgan regions. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/populatio n/ (date of reference 16.01.2019) [Chislennost' i vozrastno-polovoy sostav naseleniya [elektronnyy resurs] // Upravlenie Federal'noy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Sverdlovskoy i Kurganskoy oblasti. URL: http://sverdl.gks.ru/wps/wcm/connect/rossta t_ts/sverdl/ru/statistics/sverdlStat/populatio n/ (data obrashcheniya 16.01.2019).] - (In Rus.).

3. Constitution of the Russian Federation [electronic resource] // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 17.01.2019) [Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii [elekronnyy resurs] // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.01.2019).] - (In Rus.).

4. On education in the Russian Federation [electronic resource]: Federal law of 29.12.2012 № 273-FL // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 17.01.2019) [Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [elektronnyy resurs]: Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 №273-FZ // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.01.2019).] - (In Rus.).

5. On the Concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020 [electronic resource]: Decree of the RF Government dated 17.11.2008 №1662-r (ed. from 28.09.2018) // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 17.01.2019) [O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [elektronnyy resurs]: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 №1662-r (v red. ot 28.09.2018) // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.01.2019).] - (In Rus.).

6. On employment in the Russian Federation [electronic resource]: Law of the Russian Federation 19.04.1991 №1032-1 (revised and expanded, effective date 01.01.2019) // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 17.01.2019) [O zanyatosti naseleniya v Rossiyskoy Federatsii [elektronnyy resurs]: Zakon RF ot 19.04.1991 №1032-1 (s izm. i dop., vstuP. v silu s 01.01.2019) // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.01.2019).] - (In Rus.).

7. On the approval of the Strategy of actions in favor of citizens of the senior generation in the Russian Federation up to 2025 [electronic resource]: The Order of the Government of the Russian Federation of 05.02.2016 N 164-r // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 17.01.2019) [Ob utverzhdenii Strategii deystviy v interesakh grazhdan starshego pokoleniya v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda [elektronnyy resurs]: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 05.02.2016 N 164-r // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.01.2019).] - (In Rus.).

8. National projects: key objectives and expected results [electronic resource]. URL: / http://government.ru/projects/selection/741 /35675/ (date of reference 16.03.2019) [Natsional'nye proekty: klyuchevye tseli i ozhidaemye rezul'taty [elektronnyy resurs]. URL: / http://government.ru/projects/selection/741 /35675/ (data obrashcheniya 16.03.2019)] -(In Rus.).

9. State programs [electronic resource]. URL: / http://government.ru/programs/ (date of reference 16.03.2019) [Gosudarstvennye programmy [elektronnyy resurs]. URL: / http://government.ru/programs / (data obrashcheniya 16.03.2019).] - (In Rus.).

10. On the strategy of social and economic development of Sverdlovsk region for 20162030 [electronic resource]: Law of Sverdlovsk region dated December 21, 2015 № 151-OL (as amended 22.03.2018) // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 17.01.2019) [O strategii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na 2016-2030 gody [elektronnyy resurs]: Zakon Sverdlovskoy oblasti ot 21 dekabrya 2015 goda №151-OZ (s izm. na

22.03.2018) // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya

17.01.2019).] - (In Rus.).

11. Official website of the Ministry of General and Vocational Education of Sverdlovsk region [electronic resource]. URL: http://minobraz.egov66.ru/article/show/id/1 0012 (date of reference 16.02.2019) [Ofitsial'nyy sayt Ministerstva obshchego i professional'nogo obrazovaniya Sverdlovskoy oblasti [elektronnyy resurs]. URL: http://minobraz.egov66.ru/article/show/id/! 0012 (data obrashcheniya 16.02.2019).] - (In Rus.).

12. Information on the implementation of the regional component of Sverdlovsk region NP "Education" [electronic resource]. URL: http://minobraz.egov66.ru/article/show/id/1 0012 (date of reference 16.02.2019) [Informatsiya o realizatsii regional'noy sostavlyayushchey Sverdlovskoy oblasti NP «Obrazovanie» [elektronnyy resurs]. URL: http://minobraz.egov66.ru/article/show/id/1 0012 (data obrashcheniya 16.02.2019).] - (In Rus.).

13. Project design passport of the Regional project "Digital education environment" [electronic resource]. URL: http://minobraz.egov66.ru/article/show/id/1 0010 (date of reference 16.02.2019) [Pasport Regional'nogo proekta «Tsifrovaya obrazovatel'naya sreda» [elektronnyy resurs]. URL: http://minobraz.egov66.ru/ arti-cle/show/id/10010 (data obrashcheniya 16.02.2019).] - (In Rus.).

14. Regional programs [electronic resource]. URL: https://szn-ural.ru/content/perHOHa.nbHbie

%20nporpaMMbi (date of reference 16.03.2019) [Regional'nye programmy [elektronnyy resurs]. URL: https://szn-ural.ru/content/regional'nye%20programmy (data obrashcheniya 16.03.2019).] - (In Rus.).

15. On the approval of the state program of Sverdlovsk region "Social support and social services for the population of Sverdlovsk region up to 2024 [electronic resource]: Decree of the Government of Sverdlovsk region dated

05.07.2017 № 480-PP (as revised 06.09.2018) // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 17.01.2019) [Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Sotsial'naya podderzhka i sotsial'noe obsluzhivanie naseleniya Sverdlovskoy oblasti do 2024 goda [elektronnyy resurs]: Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 05.07.2017 №480-PP (v red. ot

06.09.2018) // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya

17.01.2019).] - (In Rus.).

16. On approval of the comprehensive program of Sverdlovsk region "Older generation" [electronic resource]: Decree of the Government of Sverdlovsk region dated

26.12.2018 № 952-PP // RLS ConsultantPlus. URL: http://www.consultant.ru (date of reference 17.01.2019) [Ob utverzhdenii kompleksnoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Starshee pokolenie» [elektronnyy resurs]: Postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti ot 26.12.2018 №952-PP // SPS Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 17.01.2019).] - (In Rus.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.