Научная статья на тему 'Государственная национальная политика России: политологические размышления о «Сущем» и «Должном»'

Государственная национальная политика России: политологические размышления о «Сущем» и «Должном» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
309
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СТРАТЕГИЯ / НАЦИЯ / ЭТНОСЫ / STATE NATIONAL POLICY / STRATEGY / NATION / ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Даминдарова Фания Валиевна, Дорожкин Юрий Николаевич, Фролова Ирина Васильевна

Обращаясь к Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, авторы размышляют о том, что терминологическая корректность, представление об идеале, признание важности духовной консолидации и практической солидарности являются условиями, при соблюдении которых государственная национальная политика России может перейти из формата должного в формат сущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Даминдарова Фания Валиевна, Дорожкин Юрий Николаевич, Фролова Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Referring to the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation up to 2025, the authors reflect that the correct terminology, the concept of an ideal, the recognition of the importance of spiritual consolidation and of practical solidarity are the conditions under which the Russian state-owned national policy may come from the proper format to the format of existence.

Текст научной работы на тему «Государственная национальная политика России: политологические размышления о «Сущем» и «Должном»»

Политические процессы и практики

Фания ДАМИНДАРОВА, Юрий ДОРОЖКИН, Ирина ФРОЛОВА

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ О «СУЩЕМ» И «ДОЛЖНОМ»

Обращаясь к Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года, авторы размышляют о том, что терминологическая корректность, представление об идеале, признание важности духовной консолидации и практической солидарности являются условиями, при соблюдении которых государственная национальная политика России может перейти из формата должного в формат сущего.

Referring to the Strategy of the State National Policy of the Russian Federation up to 2025, the authors reflect that the correct terminology, the concept of an ideal, the recognition of the importance of spiritual consolidation and of practical solidarity are the conditions under which the Russian state-owned national policy may come from the proper format to the format of existence.

Ключевые слова:

государственная национальная политика, стратегия, нация, этносы; state national policy, strategy, nation, ethnic groups.

ДАМИНДАРОВА Фания Валиевна — д.филос.н., доцент; профессор кафедры государственного и муниципального управления БАГСУ при Президенте РБ ismagulnara@mail.ru

ДОРОЖКИН

Юрий

Николаевич —

д.филос.н.,

профессор;

заведующий

кафедрой

политологии,

социологии и

философии БАГСУ

dorword@mail.ru

ФРОЛОВА

Ирина

Васильевна — д.филос.н., профессор; руководитель Научноисследовательского центра проблем управления и государственной службы БАГСУ frolovaiv2@mail.ru

Принятие Стратегии государственной национальной поли -тики Российской Федерации до 2025 года (далее — Страте -гия)1 было призвано способствовать завершению затянув -шихся споров о том, что собой представляет государственная нацио -нальная политика России, и консолидировать усилия государства и общества по ее реализации. Тем не менее ожидания научной обще -ственности, национально - культурных объединений, активно вклю -чившихся в процесс обсуждения «на местах» (в т.ч. в Республике Башкортостан), не вполне оправдались. Официально принятый вариант Стратегии по прежнему содержит значительное число ком промиссных формулировок, вследствие чего нарушается ее целост ность, снижается политическая и управленческая ценность.

Уровень проработанности Стратегии определяется состоянием экспертной деятельности государства в сфере государственной национальной политики. Несмотря на наличие значительного числа государственных и негосударственных институтов, заявляющих эту функцию в качестве своей цели, а также разнообразных федераль ных и региональных общественных и консультативных советов, экспертная деятельность государства организована недостаточно эффективно. Само же экспертное сообщество не выработало при -емлемых для всех конвенций, которые стали бы базисом для пони мания специфики государственной национальной политики.

Попытаемся выделить ряд ключевых позиций, связанных со становлением государственной национальной политики России в современных условиях и требующих серьезного осмысления.

Первая позиция — концептуально - методологическая. Она свя -зана с тем, что в официальном документе по прежнему отсутствуют четкие и внятные определения основных понятий, в т.ч. госу -дарственной национальной политики. И если в проекте Стратегии попытка сформулировать дефиниции присутствовала, то в офици -ально принятом документе мы этого не обнаруживаем, что при -водит к смешению понятий. С одной стороны, государственная

1 Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // http://basexonsultant.ru/cons/cgi/onlme.cgi?req=doc;base=LAW;n=139350 (дата обращения 01.05.2013).

национальная политика включает в себя собственно национальную политику, а именно стратегические задачи жизнедея тельности государства, политику осущест вления интересов всей российской нации. В данном случае подразумевается пони -мание нации в качестве «гражданской нации», зафиксированное в документах ООН, как «народа, объединенного в го сударство». Россия с этой точки зрения есть государство россиян, в которое вхо дят представители всех этнических групп. Заметим, что в большинстве стран мира термин «нация» имеет политический, гражданский смысл. В отечественной же традиции, вплоть до 1990 -х гг. базировав -шейся на истматовской цепочке историче -ских форм общностей людей (род — племя

— народность — нация), нация фактически трактовалась как этнонация. Под нацией советские этнографы и историки пони мали высший тип развития этноса, изна чальную (примордиальную) общность людей, объединенных происхождением, территорией проживания, культурными обычаями, традициями, языком.

Между тем, западная социологическая мысль за вторую половину XX в. проде -лала огромный путь в осмыслении нации

— главного феномена современной эпохи. Среди российских исследователей по степенно также утверждается понимание нации как политико- государственной общности. Идеологема «российская нация» при тактичном, умелом ее приме нении может стать одной из ценностей, способствующих интеграции российского общества. Это сегодня осознают и ученые, и представители высшего эшелона вла -сти.

С другой стороны, государственная национальная политика включает в себя политику в отношении национальностей (этносов, этнических общностей). Это деятельность по регулированию этнопо литических и этнокультурных процессов, направленная на согласование и инте грацию интересов всех проживающих в стране этнических общностей, обеспе чение правовых и материальных условий для их развития на добровольной и равноправной основе в границах соблю -дения прав человека. Термин «националь ность» коррелирует с терминами «этнос», «этническая общность», под которыми понимается исторически сложившаяся, компактно проживающая на определен

ной территории устойчивая межпоколен ная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относи тельно стабильными особенностями куль туры и психики, а также сознанием своего духовного единства и отличия от других подобных образований.

Разработчики Стратегии до конца не определились с тем, какой научный под ход лежит в основе понимания терминов «нация» и «этнос». Согласно Стратегии, российская нация — это народ, хотя под -черкивается, что это не просто народ, а многонациональный народ. Этническая общность — тоже народ. Таким образом, и этносы, проживающие в Российской Федерации, принято называть народами, и вся российская нация — это народ. В результате подобного смешения понятий непонятно, кем же являются, например, живущие в Российской Федерации баш киры, татары, марийцы, чуваши — наро -дами? этническими общностями? наци -ями? В документе не проведена четкая граница между понятиями «этнический» и «национальный», они используются то как разные категории, то как синонимы.

На наш взгляд, в Стратегии следовало четко определить и «развести» употребле ние понятий «нация», «народ», «этнос», «этническая общность». Российская нация — это и есть российский народ, который складывается из этнических общностей, проживающих на террито рии российского государства. Исходя из этого, все так называемые «национально сти», проживающие в РФ (их, по резуль -татам Всероссийской переписи 2010 г., 193), есть этнические общности, будь то русские, татары, башкиры, чуваши и т.д. Таким образом, преодолевается концепту альная двусмысленность, вытекающая из формулировок российской Конституции, задавшей формулу «многонациональный народ». Российская нация — это не мно -гонациональный народ, а многоэтниче ский народ. Этническая общность — это не народ, а то, что в советское время в паспорте фиксировалось в строке «нацио нальность».

С точки зрения лингвистической кор ректности о России необходимо говорить как о полиэтничной, а не много национальной стране. Термин «нация» может быть отнесен только к россиянам как своего рода надэтнической общно сти, которая создала одну из мировых

культур. Иными словами, должна идти речь о двухуровневой идентичности рос сиян — российской гражданской (надэт -нической) идентичности, формирующей гражданскую нацию, и этнической иден тичности, привязанной к родному языку, культуре, традициям. Надэтническая идентичность, как отмечает М.Е. Попов, с одной стороны, синтезирует социокуль турную идентичность сообщества граж дан, этнические идентичности и полити ческую связь с государством, базируясь на принципах согражданства; с другой

— структурирует посредством геополи -тики общенациональную идентичность в мировое сообщество. Как тип макросоци альной идентичности, она представляет собой структуру самосознания, соеди -няющую субъективно осознаваемые и переживаемые общечеловеческие ценно сти, государственные и общекультурные символы, социально политические уста новки, гражданские отношения, оценки и нормы надэтнической общности, которые определяют место личности и общности в пространственно временном континууме культуры1.

При этом не надо забывать о том, что надэтническая общность — это не только понятие, но и феномен. Реальные усло -вия и предпосылки для консолидации единой надэтнической общности россиян содержатся уже в многовековой истории совместного проживания этносов, напри мер на территории Урало - Поволжья, в Башкортостане, где на протяжении столе тий складывалась система взаимосвязан ных материальных и духовных традиций.

Вторая позиция — идеально - типическая. Важнейшим долгосрочным ориентиром Стратегии должна быть идеальная модель социума, проект «российской граждан -ской нации» на основе государственного единства — своего рода позитивный образ этнических отношений. В советской системе, несмотря на все ее недостатки, такой элемент присутствовал и вносил значимый вклад в стабилизацию этнопо литической ситуации. Сегодня в массовом сознании россиян сфера межэтнических отношений воспринимается как чреватая

1 Попов М.Е. Надэтническая идентичность: опыт формирования гражданского обще -ства и российская полиэтничная специфика // Публичное пространство, гражданское общество и власть: опыт развития и взаимодействия. — М., 2008, с. 82-93.

конфликтами. Уже в СССР вполне могла сложиться советская гражданская нация, но устойчивость советского государства основывалась преимущественно на идео кратических основаниях. Поскольку в современной России отсутствует возмож ность воспроизведения этого принципа, встает необходимость стремиться к боль шей национальной консолидации, в т.ч. к интеграции народов в единое культур ное поле. Не может быть полноценного согражданства без единства национальной политической и правовой культуры.

Не случайно Л.М. Дробижева утверж -дает, что для совмещения государственной и этнической идентичности государство должно выстроить систему отношений, основанную на взаимопонимании и дове рии. Этническая и российская идентич ность совместимы и пересекаются в том случае, если и та и другая выражены в пределах нормы. Оптимальная для России модель - «не этнический нигилизм и этно культурная гомогенность, а интеграция на основе взаимодополняющих и совмещаю щихся ценностей, представляющих общие интересы. При такой модели общества каждый народ, этническая группа стано вятся заинтересованными в консолиди рующем государстве»2.

Политологи Башкортостана справед -ливо отмечают, что характер межэтниче ских отношений зависит от того, какая оценка - положительная или отрицатель ная - преобладает в коллективной памяти этносов3. Например, военным конфликтам на Северном Кавказе предшествовала кампания в центральных и местных СМИ, посвященная «незаконной депортации» в годы Великой Отечественной войны, а также более ранним негативным аспек там коллективной исторической памяти, что, в частности, способствовало эска лации осетино - ингушского конфликта из за Пригородного района. В Республике Башкортостан целый ряд политических сил, общественных групп или интернет проектов пытаются актуализировать нега тивную историческую память этносов в качестве фактора современных этнополи

2 Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. — М., 2003, с. 26.

3 Подробнее см.: Власть в современной России и Республике Башкортостан: политологические и социально-экономические аспекты : коллективная монография. — Уфа, 2013, с. 46—58.

тических процессов. Основными пробле -мами здесь выступает память о башкир ских восстаниях и действительных или мнимых «угнетениях» со стороны само державного государства. Оправданными представляются опасения, что «преподне сение истории Башкортостана как беско нечной череды восстаний создает угрозу сформировать у школьника убеждение о враждебности соседних народов по отно шению к башкирам»1. Перенос акцента с изучения башкирских восстаний на изуче -ние вклада башкир в обеспечение оборо носпособности Российского государства во время Отечественной войны 1812 г., на роль советского государства в обретении башкирами своего литературного языка и письменности позволит создать не конфронтационную, а синергетическую модель взаимодействия различных рос сийских этносов.

Третья позиция — культурно - идеологическая. Своеобразие ситуации в совре менной России состоит в том, что в пост советский период произошел слом важ нейших систем жизнеустройства страны. В массовом сознании возник идейный вакуум, заполнившийся обломками раз личных идеологий и духовных течений, в т.ч. тоталитарных и антигосударственных. Результат — не только кризис образования, культуры, патриотизма и общей духовно -сти, но и активизация этнополитического экстремизма.

Для сохранения российской государ -ственности требуется разработка отдель ной программы возрождения культуры как символа общенационального един ства. Необходим государственный проект создания национальной культуры, преем ственный по отношению к отечественной классике, но с художественным стилем и образами, понятными современному человеку, в т.ч. молодому. Жизненно важной является реанимация патриотической идеи, способной преодолеть общий идео логический и моральный кризис обще ства, локальные социальные и этнические конфликты, отрыв от традиций.

Единое гуманитарное образование в России должно поворачиваться в направ -лении увеличения базовой составляющей,

1 Муратшина Н.Н. Интеграция курсов истории России и истории Башкортостана // Актуальные проблемы изучения и преподавания исто рии Башкортостана / под ред. В.А. Иванова. — Стерлитамак, 2001, с. 184.

формирующей российского гражданина. Речь идет в т.ч. об увеличении количества часов, отводимых на национальную (рос сийскую) историю, культуру, литературу. Актуализируется задача формирования механизмов более эффективного государ ственного использования национальных ресурсов — человеческих, информацион ных, материальных, финансовых — в целях обеспечения поддержки качественного воспроизводства гражданского и кадро -вого потенциала.

Большая роль в этом направлении отво дится структурам дополнительного обра зования, проведению образовательных семинаров и курсов повышения квали -фикации профессиональных сообществ, функционально ответственных за граж данскую и национальную социализацию населения. В обществе, в сознании граж дан необходимо культивировать социально значимые гражданские и патриотические ценности, способствующие формирова нию культурной и исторической общно сти народов Республики Башкортостан и России. Необходимо вернуться к задаче сознательного государственного констру ирования «общей истории» в целях инте -грации этнических общностей в единую нацию. Не случайно сегодня так много говорят о качестве школьных учебников по российской истории, превратившихся в совокупность фактологического мате риала и утративших идейную составляю щую.

Напомним, что единственный из круп ных этносов, которому в СССР было отка зано в процедуре создания «своей» нации, был русский. И сделано это было глубоко осознанно и теоретически обоснованно2. Этнически русские люди составили в грандиозном здании советской страны своего рода связующий материал для со здаваемых кирпичиков - наций, которым, в свою очередь, был предоставлен максимум национальных прав. РСФСР оказалась единственной ненациональной союзной республикой, которая даже внутри себя, имея немало национальных автономий, не допускала какого либо подобия формы русской нации. Такой подход во многом унаследован и современной Российской

2 Подробнее см.: Неменский О. Воображая нацию. Выступление на круглом столе «Русский национализм: Теория и практика». Госдума РФ, 14.04.2010 // www.http://www.apn.ru/publications/ print23051.htm (дата обращения 12.04.2013).

Федерацией. В конечном счете, русский народ самоопределялся в «дружбе с дру гими народами», а не в политической субъектности.

Именно поэтому и сегодня проблема русского населения в национальных республиках — это серьезный фак тор, от которого зависит обеспечение межэтнического согласия и перспектив дальнейшего регионального и общена -ционального развития. Русское населе -ние играет ключевую роль в социально экономической и общественнополитической сферах данных регионов. Помимо вклада в единую экономику и хозяйственное управление, образова ние и культуру, русские жители респу блик способствуют осознанию предста вителями других народов своей обще -российской идентичности. Присутствие русского населения в Урало - Поволжье и Республике Башкортостан обеспечивает, с одной стороны, коллективное самосо знание основных нерусских этносов и удерживает регион от дальнейшего дро -бления на локально культурные ареалы, а с другой — влияет на формирование общероссийских культурных ценностей и установок, на поддержание общерос сийского самосознания и патриотизма. Русское население играет роль стабили затора межэтнических отношений, пре дотвращая напряженность и межэтниче ские конфликты, которые имеют истори ческие корни.

Четвертая позиция — действеннопрактическая. За последние десятилетия в России накоплен практический опыт в сфере государственной национальной политики, есть предпосылки повыше ния ее эффективности в части создания и апробирования практических техноло -гий, применимых в российских условиях. Серьезно продвинулось и теоретическое осмысление происходящих в обществе процессов применительно к этнической или национальной специфике. Все это свидетельствует о необходимости пере хода к взвешенной стратегии и разумной тактике в области государственной нацио нальной политики.

Однако утвержденная Стратегия го сударственной национальной политики

Российской Федерации до 2025 года — это документ, качественную сущность кото -рого можно определить не как стратегию, а как концепцию. Стратегия в политике

— это система крупномасштабных реше ний и направлений деятельности, после довательная реализация которых позво ляет достичь целей, которые ставит перед собой государство и другие организован ные субъекты политики. В данном доку менте мы, к сожалению, не обнаружи ваем «дорожной карты» для реализации стратегии с выделением основных этапов ее реализации и их индикаторов. Тем не менее Стратегия может поднять планку ответственности всех субъектов власти за будущее страны и закрепить связь этого будущего с политикой государственного национального строительства.

Необходимо приступить к практиче скому созданию системы государствен ного проектирования национальной политики в регионах. Это особенно акту ально для такого полиэтничного региона, как Республика Башкортостан. Тем более что в настоящее время в республике среди экспертного сообщества идет обсуждение проекта Концепции национальной поли тики Республики Башкортостан, название которой также отражает сохраняющуюся двусмысленность понимания термина «национальный».

Не менее важный уровень реализации государственной национальной поли -тики (что неоднократно подчеркива ется в Стратегии) — муниципальный. Установление ответственности не только государственной, но и муниципальной власти за состояние межэтнических отно шений на соответствующих территориях, создание системы их мониторинга могут стать действенными факторами раннего предупреждения конфликтных ситуаций.

Резюмируя, необходимо подчеркнуть, что терминологическая корректность, представление об идеале, к которому необ ходимо стремиться, признание важности духовной консолидации и практической солидарности народов России являются условиями, при соблюдении которых го сударственная национальная политика России может перейти из формата долж ного в формат сущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.