УДК 323-053.6
Eliseev A.L.,
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel.
Елисеев А.Л.,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, кандидат исторических наук, зам. директора Орловского филиала (Российская Федерация, г. Орел)
Государственная молодежная политика: от прошлого к настоящему
STATE YOUTH POLICY: FROM PAST TO PRESENT
The article deals with the historical experience of the formation and development of the state youth policy. The experience of state policy in relation to young people throughout the XX century is analyzed, the role of the Communist Party in the development of youth policy is showed, the role of the Young Communist League in the solution of problems faced by the young generation of the country is traced.
Keywords: youth, state youth policy, political system of society, Party, Komsomol, law on youth.
Статья посвящена рассмотрению исторического опыта становления и развития государственной молодежной политики. Анализируется опыт политики государства по отношению к молодежи на всем протяжении XX века, показывается роль коммунистической партии в становлении молодежной политики, прослеживается роль комсомола в решении проблем, стоящих перед молодым поколением страны.
Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, политическая система общества, партия, комсомол, закон о молодежи.
В современном быстроменяющемся мире стратегические преимущества будут только у тех государств, которые будут эффективно, а главное продуктивно использовать инновационный потенциал своего внутреннего развития. Главным носителем данного потенциала, прежде всего, является молодежь.
В современной России обеспечить прогрессивное развитие страны на путях инновационного прорыва может молодежь. В истории российского государства именно молодежь олицетворяла новые направления развития, создавала в обществе мотивацию к позитивным переменам, являясь при этом основным действующим субъектом реформационных преобразований. Именно молодежь поддерживала курс на прогрессивное реформирование государства и общества, претворяя при этом его в жизнь. В то же время стратегическая цель развития страны, направленная на обеспечение инновационного развития Российской Федерации, обуславливает особые требования к самой молодежи. Молодежь должна обеспечить не только стабильное социально-экономическое развитие страны, но и ее национальную безопасность.
В этой связи работа с подрастающим поколением должна стать стратегической задачей всего общества в целом и государства. Общество — молодежи, молодежь — обществу. Эти взаимосвязи необходимо ставить в основу молодежной политики общества и государства. В этой связи можно говорить о государственной молодежной политике, молодежной политике политических партий, общественных организаций и движений, религиозных организаций и т. д. Однако при рассмотрении формирования молодежной политики в современных условиях и, особенно, о ее реализации
в наши дни нельзя обойти вниманием исторический опыт в данном вопросе.
Сам термин «молодежная политика» стал употребляться сравнительно недавно, когда ряд отечественных исследователей-обществоведов (И.М. Ильинский, Вал. А. Луков, Б.А. Ручкин и другие) стали употреблять его с целью обратить внимание руководства СССР на те негативные явления и тенденции, которые стали проявляться в молодежной среде. Они призывали использовать тот исторический опыт, который был уже накоплен в истории российского государства при решении возникших проблем.
К сожалению, предлагавшиеся в те годы наукой рекомендации и принимавшиеся на их основе решения в области взаимоотношений между государством и молодежью зачастую оказывались половинчатыми, не имевшими отношения к конкретной исторической реальности. Молодежь воспринималась только как объект воспитательного воздействия коммунистической партии, а не как важный субъект исторического процесса, не учитывались специфические особенности молодежи и конкретная ситуация складывающаяся в работе с молодежью.
Стоит обратить внимание, что партия большевиков с момента своего образования уделяла пристальное внимание работе с молодежью с учетом решения тактических и стратегических задач партии. Так, на II съезде РСДРП (1903 г.) была принята специальная резолюция «Об отношении к учащейся молодежи». В первой программе партии большевиков содержались конкретные требования по улучшению социально-экономического положения пролетарского юношества. Аналогичный подход к решению проблем молодежи мы можем найти и в поправке В.И. Ленина и Розы Люксем-
бург к проекту резолюции Штутгартского конгресса II Интернационала «О милитаризме и международных конфликтах» (1907 г.), опубликованном в июне 1917 г. в газете «Правда» примерном уставе союза рабочей молодежи, в резолюции VI съезда большевистской партии «О союзах молодежи» (1917 г.) и в других документах. Партия большевиков рассматривала работу с молодежью как составную часть деятельности по формированию политической армии революции, постоянно разрабатывала и последовательно осуществляла собственную политику в отношении подрастающего поколения. Данная политика в конечном итоге принесла желаемые результаты, к тому же она отвечала насущным интересам и устремлениям самого молодого поколения.
После победы октябрьской революции в молодежной политике большевистской партии стали проявляться новые тенденции. Став правящей, а затем и единственной политической партией в политической системе советского общества, коммунистическая партия трансформировала свою политику по отношению к молодежи. Если на первых этапах деятельности партии преобладали агитационно-пропагандистские аспекты деятельности, то в последующие периоды к ним стали присоединяться и другие: организационный, идеологический, системный и т.д.
Постепенно сложилась государственная молодежная политика, получившая юридическое оформление в соответствующих нормативно-правовых документах, регулирующих усло-^ вия труда и быта молодежи, образова-У ния и воспитания, защиты ее основных О прав и обязанностей. ш В первые годы Советской власти
«I коммунистическая партия, соблюдая «л собственные, заложенные ею тради-
ции, продолжила регулярное рассмотрение актуальных вопросом молодежной политики на своих съездах, конференциях, пленумах. Учитывая особенности тогдашней политической системы российского общества, все решения которые принимались на высших партийных форумах, были обязательны для реализации всеми институтами общества. Последний раз проблемы молодежи и пути их решения обсуждались на XIV съезде ВКП(б) в 1925 году. Принятая на съезде обширная резолюция «О работе комсомола» несмотря на ее определенные недостатки, не потеряла своей актуальности, фактически до момента распада СССР. В последующие годы на партийных форумах проблемы молодежи обходились стороной, что негативно сказалось на дальнейшей разработке, а главное реализации, государственной молодежной политики в нашей стране.
После принятия в декабре 1929 г. постановления ЦК ВКП(б) «Об участии ВЛКСМ в хозяйственном строительстве» в политике государства по отношению к молодежи стал преобладать хозяйственно-экономический уклон. Не стоит забывать, что в это время в стране стала формироваться командно-административная система. В партии стал складываться стереотип относительно молодежи как о «трудовом ресурсе», в соответствии с которым основной целью общества является рост экономики и молодежь должна своим трудом способствовать реализации данной цели. При этом удовлетворение насущных жизненных интересов и запросов подрастающего поколения отодвигалось на второй план, являясь по сути дела только средством достижения цели.
Фактически комсомол, объединявший в те годы десятки миллионов представителей молодого поколения,
отчуждался от активного участия в выработке и реализации политики партии и государства. Все это в значительной мере привело в накапливанию застойных явлений не только в молодежной среде, но и в обществе в целом.
Конечно же, многие вопросы, касающиеся проблем молодежи, решались, и порой даже очень эффективно, но в целом, формирование целостной государственной молодежной политики застопорилось.
Современная молодежная политика начала складываться в последней четверти XX столетия. В этой связи необходимо остановиться на решениях XXVII съезда КПСС, взявшим курс на ускорение социально-экономического развития страны. В решениях съезда отмечалась необходимость усиления внимания к социальным проблемам молодежи, развитию и более полному удовлетворению ее общественно значимых интересов и потребностей в сфере труда и быта, образования, культуры, профессионального и служебного роста, разумного использования свободного времени.
Принятые решения, безусловно, были важны и означали своеобразный отказ от господствовавших прежде установок. Однако здесь присутствовало и непонимание существовавшей ситуации в стране и обществе. Реализация поставленных задач вновь, как и раньше, возлагалась, прежде всего, на комсомол, что отражало существовавшие в партийном руководстве преувеличенные стереотипы по поводу возможностей комсомола в решении проблем молодежи.
На XIX Всесоюзной конференции КПСС отмечалось, что КПСС и советское государство в современных условиях должно иметь продуманную, целостную политику по отношению к молодежи. При этом указывались экономические и политические ме-
ханизмы ее реализации. Смысл этой политики, как особого направления деятельности партии, государственных органов, общественных организаций состоял в создании для молодежи таких условий и стимулов, при которых она могла бы развивать и реали-зовывать свой творческий потенциал, раскрывать свои мысли и помыслы, концентрировать свою энергию для развития общества и государства. В те годы сформировались и основные принципы, применяемые в молодежной политике — доверие, творчество, уважительность, взаимная требовательность и активное взаимодействие в решении задач по обновлению существовавшего социалистического общества.
Январский Пленум ЦК КПСС, состоявшийся в 1989 г., поддержал те идеи, которые были озвучены на предыдущих высших партийных форумах. В обращении «К партии, советскому народу» было отмечено, что «одна из главных задач — воспитание и образование молодого поколения. Это конечно, не дело одного дня, не одного только комсомола. Нужна целостная государственная политика в отношении молодежи. Ее предназначение — помочь юношам и девушкам найти достойное место в жизни, лучше реализовать свои способности и призвание, деятельнее включиться в пере-стройку»1.
При подготовке проекта закона о молодежи, большинство исследователей молодежной тематики и практиков по работе с молодежью основной упор сделали на разработку юридической составляющей государственной молодежной политики. В тех условиях это было, безусловно, очень важным моментом. В 80-х годах XX столетия происходил процесс повышения роли Советов народных депутатов во всех сферах государственной и общественной жизни. Фактически изучался толь-
ко один аспект в палитре формируемых общественных связей между обществом и молодежью — политика государства по отношению к молодежи. В то же время из поля зрения исследователей фактически выпала молодежная политика правящей партии в стране. В этой связи необходимо было определить сущность молодежной политики КПСС, как целостного явления, как синтетического общественного феномена, выделить ее сущностные характеристики, дать определение молодежной политики партии применительно к тогдашнему этапу развития. В тоже время необходимо при определении этого многофакторного явления учитывать одно из положений формальной логики: «всякое определение страдает», т. е. нельзя охватить с исчерпывающей полнотой все богатство изучаемого явления. С точки зрения известного отечественного исследователя молодежной политики А. А. Королева молодежная политика КПСС — это совокупность марксистско-ленинских идей, взглядов на молодежь как на субъект исторического действия, творческую силу революционного обновления социалистического общества; комплекс организационно-политических, идейно-воспитательных, социально-психологических, педагогических и иных форм и методов, с помощью которых партия оказывала свое воздействие на молодое поколение и способствовала созданию надлежащих условий (политических, социальных, экономических и т. д.) для реализации жизненных планов и интересов молодежи. В данной трактовке молодежная политика была рассчитана не на ком-пенсаторские функции государства по отношению к молодежи, а на создание соответствующих условий для молодежи о с целью ее развития. Данный подход неО обходимо применять и в современных ш условиях при разработке проектов, ори-^ ентированных на выработку основ госу-« дарственной молодежной политики.
В последующие годы реализация политики коммунистической партии по отношению к молодежи сдерживалась недостаточной разработанностью ее теоретических, политико-правовых, организационных аспектов. Негативное влияние в этом отношении имела и существовавшая в те годы идеологическая установка, в соответствии с которой только комсомол является единственной организацией защищающей интересы советской молодежи. На практике это приводило к одностороннему подходу при решении социальных проблем юношей и девушек.
Глубинные процессы, происходящие в общественной жизни страны, в мировоззрении молодых людей с неизбежностью должны были повлечь за собой изменение партийных установок, стиля партийной работы с молодежью, обусловить появление новых форм и методов партийного руководства комсомолом. В условиях «перестройки» работа коммунистической партии с комсомолом могла бы стать своеобразным полигоном, где партия отрабатывала бы новые прогрессивные формы, новые принципы взаимоотношений с различными звеньями советской политической системы, проверяла на практике демократические процедуры и методы работы в массах. Не случайно еще на заре существования советской власти В. И. Ленин указывал, что нужно поддерживать «всех и всяческие ростки нового, из которых жизнь отберет самые жизнеспособные»2. Но эти идеи не нашли должного понимания в партийном руководстве страны. С одной стороны руководителям государства хотелось что-то видоизменить, переделать, предлагались новые механизмы и методы взаимодействия между государством и обществом, а с другой стороны — определенная зашоренность в сознании мешала этим изменениям. К
примеру, альтернативные выборы руководителей, которые первыми взяли на вооружение в комсомольских органах. Но из этого во многих случаях ничего хорошего не получалось, превращаясь в некую игру в демократию с элементами низкопробного фарса.
В связи с тем, что ВЛКСМ теряло свое монопольное право на выражение разносторонних интересов многочисленных групп молодежи, возникла насущная потребность в установлении диалога и налаживании сотрудничества со всеми неформальными молодежными общественными организациями и движениями. В целом многие проблемы, возникшие в те годы, так и не были разрешены. Молодежь стала искать иные возможности для улучшения собственного социально-экономического положения, не надеясь на те меры, которые предлагали им руководители страны. Заложенный потенциал в сфере государственно-молодежных отношений так и не был реализован. В современной истории России необходимо пристально изучить, тот опыт, который был накоплен в предыдущее время, взять из него все ценное и полезное.
Библиография/References:
Ильинский И.М. Развитие социализма и молодежь // Коммунист. — 1987. — № 6.
Королев А.А. Требовательное доверие: О партийном руководстве коммунистическим воспитанием молодежи на современном этапе. — М., 1986
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е. - М., 1970. - Т. 1-2.
Криворученко В.К., Родионов В.А., Татаринов О.В. Молодежное движение в России и Советском Союзе: уроки истории. — М., 1997.
Ленин В.И. Великий почин. // Полн. собр. соч. - Т.39. - С. 20
Луков ВалА. Теория молодежи. Междисциплинарный анализ. — М., 2012
Меркулов П.А. Государственная молодежная политика - исторические этапы формирования. — С-Пб., 2013
Меркулов П.А. Исторический опыт разработки и реализации государственной молодежной политики в России (вторая половина XIX века — начало XXI в.). Орел, Издательство ОФ РАНХиГС, — 2013.
Ручкин Б. А. Комсомол: уроки прошлого и опыт для будущего молодёжного движения // Комсомолу — 80. — М.: Социум, 1999
Lenin V.I. Velikij pochin. // Poln. sobr. soch. — T.39. — S. 20
Lukov Val.A. Teorija molodezhi. Mezhdisciplinarnyj analiz. M. 2012
Merkulov P.A. Gosudarstvennaja molodezhnaja politika — istoricheskie jetapy formirovanija. S-Pb. 2013
Merkulov P.A. Istoricheskij opyt razrabotki i realizacii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v Rossii (vtoraja polovina XIX veka — nachalo XXI v.). Orel, Izdatel'stvo OF RANHiGS, 2013.
Ruchkin B. A. Komsomol: uroki proshlogo i opyt dlja budushhego molodjozhnogo dvizhenija // Komsomolu — 80. M.: Socium, 1999
1 Правда. — 1989. — 13 января
2 Ленин В.И. Великий почин. // Полн. собр. соч. — Т.39. — С. 20
Елисеев Анатолий Леонидович — Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Орловский филиал, кандидат исторических наук, доцент, (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected]
Eliseev Anatoly — Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration of the Orel branch, Russian Federation, Orel, e-mail: [email protected]