Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ ПЛАТОНА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ ПЛАТОНА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
468
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВО / ПЛАТОН / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трубецкая Анастасия Юрьевна

В статье предпринята попытка теоретического моделирования государственной культурной политики в идеальном государстве Платона. Рассматриваются подходы к определению культурной политики, анализируются пространство ценности и цели, а также механизмы реализации культурной политики, нашедшие отражение в диалоге «Государство».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE CULTURAL POLICY IN PLATO'S IDEAL STATE CONCEPT

The article attempts to theoretically model the state cultural policy in Plato's ideal state. Approaches to the definition of cultural policy are considered, the space of values and goals is analyzed, as well as mechanisms for implementing cultural policy, which are reflected in the "State"dialogue.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ ПЛАТОНА»

УДК УДК 101.1:316

DOI 10.34823/SGZ.2021.3.51591

А.Ю. ТРУБЕЦКАЯ кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права МГУУ Правительства Москвы*

Государственная культурная политика в идеальном государстве Платона

В статье предпринята попытка теоретического моделирования государственной культурной политики в идеальном государстве Платона. Рассматриваются подходы к определению культурной политики, анализируются пространство ценности и цели, а также механизмы реализации культурной политики, нашедшие отражение в диалоге «Государство».

Ключевые слова: культурная политика, государство, Платон, общество.

A.Yu. TRUBETSKAYA PhD in Philosophy, Assistant of Professor the Chair of Social and Humanitarian Disciplines and History of Law of Moscow Metropolitan Governance Yury Luzhkov University

State cultural policy in Plato's ideal state concept

The article attempts to theoretically model the state cultural policy in Plato's ideal state. Approaches to the definition of cultural policy are considered, the space of values and goals is analyzed, as well as mechanisms for implementing cultural policy, which are reflected in the "State"dialogue.

Keywords: cultural policy, state, Plato, society.

* Трубецкая Анастасия Юрьевна, e-mail: trubetskay@gmail.com

Культура уже давно не просто сфера духовной жизни человека, но и объект государственного интереса и управления. Общественные дискуссии вокруг того, что является предметом государственного управления в сфере культуры, какова необходимая степень государственного участия и роль культуры в социально-экономическом развитии, усиливаются, особенно в контексте рассмотрения Закона о культуре взамен действующих сегодня Основ законодательства о культуре 1992 г. В то же время интерес исследователей и государственных деятелей фокусируется вокруг конкретных инструментов и механизмов реализации государственного управления культурой, в том числе и зарубежного опыта.

Видится принципиально важным, что управление в сфере культуры напрямую зависит от самой модели государственного устройства, а для понимания её сущностных особенностей необходимо обратиться к идеям, которые в ней заложены. Очевидно, что модель современного государства является носителем множества идей: античных, средневековых, эпохи Просвещения и Нового времени, поэтому необходимо рассматривать их не только во взаимосвязи, но и по отдельности. Наиболее значимые античные идеи о государственном устройстве представлены Платоном, поэтому к ним следует обратиться в первую очередь. Разумеется, понятия государственной культурной политики в его идеальном государстве еще не существовало, однако, используя его современные определения, мы можем сформировать теоретическую модель государственной культурной политики.

Институализация сферы культуры достигла наибольшего развития в 50-60-х гг. XX в., именно тогда вопросы государственного управления сферой культуры вошли в международную повестку, а в большинстве развитых стран были созданы уполномоченные государственные органы (министерства культуры в СССР - 1953 г., Франции - 1959 г. и др.). Данный процесс был связан, с одной стороны, с поиском в русле доминирующей в то время философии модерна инструментов регуляции общественного сознания и жизни каждого отдельного человека, способных нивелировать антигуманную составляющую человеческой натуры (вера в способность человека построить разумный и рациональный мир была последовательно разрушена двумя мировыми войнами, что повлекло за собой кризис философии модерна). С другой стороны - потребностью государств в расширении степени

влияния на новые сферы общественной жизни (искусство, литература и наука), внешней (концепция глобализации) и внутренней (управление ранее недоступной для государственного влияния духовной жизнью человека) политики1.

Первым определением государственной культурной политики считается данное на заседании круглого стола ЮНЕСКО в 1967 г.: «культурная политика - комплекс операционных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры, всю сумму сознательных и обдуманных действий (или отсутствие действий) в обществе, направленных на достижение определенных культурных целей посредством оптимального использования всех физических и духовных ресурсов, которыми располагает общество в данное время»2. В нормативно-правовой плоскости сегодня в России под культурной политикой понимаются «действия, осуществляемые органами государственной власти Российской Федерации и общественными институтами, направленные на поддержку, сохранение и развитие всех отраслей культуры, всех видов творческой деятельности граждан России и формирование личности на основе присущей российскому об- 3

ществу системы ценностей» .

В то же время, если говорить о целевой направленности культурной политики, связанной с той ролью, которую культура играет в развитии общества, а не о конкретных инструментах и механизмах реализации, можно выделить два ключевых подхода к её определению:

- экономоцентричная культурная политика, направленная на формирование у населения сходных ценностных ориентаций, которые обеспечивают устойчивость властвующих структур или решение определенных экономических и политических задач (здесь отражен материалистический подход к первопричине общественного развития);

1 Трубецкая А.Ю. Государственная культурная политика как фактор модернизации России (социально-философский анализ: Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: М., 2016. - 27 с.

2 Культурная политика. Круглый стол ЮНЕСКО. Монако, 1967 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/images/0000/000011/-001173eo.pdf.

3 Основы государственной культурной политики (утверждены указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 года) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a-877638a8730eb.pdf.

- антропоцентричная культурная политика, направленная на всестороннюю и всеобъемлющую поддержку и развитие культуры и приобщение к ней человека в целях его духовного развития (здесь отражен идеалистический подход к первопричине общественного развития).

Рассмотрение любой модели культурной политики (теоретической, как в данном случае, или практической) сопряжено с поиском и анализом данных о множестве факторов, однако наиболее значимыми для понимания ключевой идеи являются пространство и ценностно-целевые установки, лежащие в основе действий государства в области культуры. Пространство культурной политики определяет действующих в её поле субъектов и объектов, место человека в ней, т.е. какие элементы духовной сферы общества попадают под действия культурной политики (только лишь сфера культуры и исполнительских искусств, либо дополнительно сфера образования, средства массовой информации и пр.). Ценностно-целевые установки включают цели, ценности, принципы, направления и социальный результат от их достижения. Первые два фактора определяют конкретные административные, финансово-экономические, кадровые и другие механизмы реализации культурной политики.

Прежде чем перейти к выявлению описанных выше факторов культурной политики в модели государства, предлагаемой Платоном, необходимо обозначить его основные характеристики. Определяющую роль играет принцип справедливости, т.е. приоритет общего над частным и целесообразность деятельности человека его природе. В таком государстве реализуются принципы разделения труда (стражники, философы, ремесленники и земледельцы должны заниматься каждый своим делом), воплощения определенного образа жизни для каждого сословия и целесообразного воспитания, отсутствия собственнических отношений (как в экономико-хозяйственном плане, так и в отношениях между людьми). Идеальная модель государственного устройства, наиболее близкая к аристократии или монархии, воплощает все указанные принципы и направлена на достижение идеала справедливости, прочие же модели (тимократия, олигархия, демократия и тирания) их утрачивают, в той или иной степени. В рассматриваемом диалоге «Государство» (как, впрочем, и других диалогах), главным действующим героем которого является Сократ, не встречается напрямую термин «культу-

ра», однако философ в своих рассуждениях неоднократно обращается к духовной или идейной сфере, воспитанию и другим его составляющим.

Пространственные характеристики культурной политики в идеальном государстве Платона можно определить следующим образом: культурная политика пронизывает абсолютно все сферы общественной жизни, не выделяясь в обособленный государственный институт. Причина этому в самом государственном устройстве, которое предполагает достаточно строгую целесообразность труда, образа жизни и процесса воспитания граждан. Каждое сословие берет на себя определенные функции (стражники - обеспечение внутренней и внешней безопасности, философы - правление, ремесленники и земледельцы - снабжение государства всеми необходимыми ресурсами), реализация которых сопряжена с определенным образом жизни (достаточно аскетичным в материальном плане, насыщенным духовно, направленным на достижение общего блага), который закладываются в процессе воспитания. При этом правитель должен строго следить за соблюдением установленных общественных норм.

Субъектом культурной политики можно назвать философов-правителей, которые обладают мужеством, великодушием, способностью к учению и памятью, они также являются носителями идей и стремятся к истине. Они воплощают в себе античные идеалы гармонично развитой личности и через систему воспитания транслируют их в общество. Объект культурной политики двойственен, с одной стороны им становится система гимнастического и музыкального воспитания, с другой - система общественных отношений. Первое измерение объекта традиционно и для современных моделей культурной политики, многие из которых помимо традиционной сферы культуры включают системы образования, средства массовой информации, религиозные институты и пр. Второе - нетрадиционно, так как в «Государстве» предполагаются директивные механизмы реализации (прямые механизмы искусственного отбора людей по способностям к тому или иному труду и подбора брачных пар), в то время как сегодня реализуется модель «мягкой силы»: трансляция средствами культуры желаемых форм общественного поведения, а не их регламентация и отслеживание непосредственного использования.

В несколько пренебрежительном ключе рассматриваются традиционные для современных моделей культурной политики объекты, а именно творцы исполнительских искусств: «его [город] следует начинить и обременить множеством таких лиц, которые в городах бывают не ради необходимости, -например, всякими ловчими и мимиками, из которых иные подделывают наружный вид и цвет, иные музыку, - также поэтами и их исполнителями, то есть рапсодистами, актерами, плясунами То есть отрасль культуры в современном понимании не является необходимой для идеального города, но допустима для города роскошествующего. Здесь важно отметить, что трансляцию ценностей и смыслов, формирующих общество, античные мыслители возлагали на словесность и философию, традиционные же средства культуры, в их понимании, лишь подражали истине, а не являлись её носителями.

Ценностно-целевые установки культурной политики в идеальном государстве Платона скорее можно определить как антропоцентричные, но в фокусе внимания не сфера культурного производства, а воспитание такого человека, который не способен к воспроизводству несправедливостей. Государство создается не для достижения экономического или политического превосходства, а ради достижения идеалов общего блага и справедливости, а соответственно и «законодатель заботится не о том, как бы сделать счастливым в городе особенно один какой-нибудь род, но старается устроить счастье целого города, приводя граждан в согласие убеждением и необходимостью, - в той мысли, что они будут вообще приносить друг другу пользу, какую кто может, и сам поставляет в городе таких людей, не пуская их обращаться

куда кто хочет, но располагая ими приспособительно к

2

связности города» .

К механизмам реализации культурной политики в идеальном государстве Платона можно отнести создание и распространение социальных мифов и систему воспитания, включающую приобщение к искусству.

Общность целей и ценностей идеального государства в том числе выражается в мифологической форме, а именно в воспроизводстве представлений о братстве всех людей, но не

1 Платон. Государство / Пер. В.Н. Карпова. М.: Эксмо, 2019, с. 133-135.

2 Там же, с. 411.

их равенстве (используется гесиодовский прием объединения истории поколений человеческого рода с металлами разного достоинства - золотом, серебром, медью и железом). Если люди в общем смысле являются родственниками, то они должны заботиться и друг о друге, и о своем государстве, не отвлекаясь на искушения, связанные с понятием собственности (отсюда идеи общности жен и детей). От всеобъемлющей трансляции данных представлений зависит эффективность реализации рассматриваемой идеальной модели государства, так как они формируют необходимые задатки для целесообразного труда.

Искусство становится ключевым элементом воспитания, так как «рифм и гармония особенно внедряются в душу, весьма сильно трогают ее и делают благопристойно ...»1. При этом Платон не предлагает чего-то принципиального нового в организации воспитательного процесса, а говорит о необходимости воспитания тела (гимнастического) и духа (музыкального), которые оказывают друг на друга взаимное влияние. Осознавая, с одной стороны, степень воздействия искусства на человека, а с другой - то, что искусство может быть носителем пагубных для принципов идеального государства идей, Платон предлагает строгую регламентацию тех произведений, которые могут быть использованы в воспитательном процессе. Например, мотивы и сюжеты, связанные с враждебными действиями между людьми или богами, божественным происхождением зла и многие другие «... не должны быть допускаемы в город ..., потому что юноша [будущий страж] не в состоянии различить, что иносказательно говорится, а что нет, но какие в молодости принимает мнения, те любит оставлять неизмытыми и без изменений»2.

Выявление конкретных механизмов государственного управления, в том числе в области культуры, в идеальном государстве Платона видится достаточно трудным. Это связано с различиями в историческом контексте, понятийном аппарате, а также с тем, что описывается модель, принадлежащая к миру идей, а не связанная с конкретными историческими примерами (конечно же, исследователи сходятся во мнении, что Платон ими вдохновлялся, но не дотошно описывал). Это некий идеальный образ, который при проекции в область

1 Платон. Государство, с. 194.

2 Там же, с. 143-144.

человеческой практики вряд ли может быть реализован в полной мере. Важно отметить и то, что, по его мнению, идеальное государство не должно быть большим по размерам, так как тогда снижается эффективность управления, и должно быть относительно закрытым, так как существует риск распространения ложных ценностей извне. В то же время уже в этой ранней модели используется ключевой и сегодня механизм культурной политики - воспитание, в том числе через приобщение к искусству. Отличие же в том, что в современных государствах понимаемый Платоном комплексный процесс воспитания дробится между сферами образования, культуры и институтом семьи.

Таким образом, Платон предлагает строго регламентированную модель государственного устройства, подчиненную высшей цели - достижению идеалов справедливости и общего блага. Механизмы реализации этой модели достаточно трудоемки и требует наиболее полного включения государства во все сферы общественной жизни. Прямо не обращаясь к культуре, а тем более к культурной политике (оба понятия появятся позже), он отводит им ключевую роль в процессе воспитания граждан идеального государства. За культурой признается важнейшая роль формирования ценностно-смыслового ядра личности, но в то же время и её опасность, если транслируемые идеи будут противоречить сущности справедливости. Выход из этой ситуации, предлагаемый Платоном, - регламентация духовной сферы общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.