Научная статья на тему 'Государственная корпорация как инструмент модернизации экономики'

Государственная корпорация как инструмент модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
955
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственная корпорация / организационно-правовая форма / государственная собственность / институты развития / state corporation / legal form of incorporation / state ownership / development institutes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарь Татьяна Васильевна

Исследуются сущность и особенности государственной корпорации как новой организационно-правовой формы реализации государственной собственности. Показана динамика создания государственных корпораций в России. Сделаны выводы о преимуществах и недостатках государственной корпорации как института реализации государственной собственности в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and peculiarities of a state corporation as a new legal incorporation form of state ownership are studied. The dynamics of a state corporations" establishment in Russia is shown. The conclusions about the advantages and disadvantages of a state corporation as an institute of state ownership in Russia have been made.

Текст научной работы на тему «Государственная корпорация как инструмент модернизации экономики»

УДК 334.724.6 Т.В. БОНДАРЬ

ББК У012.12 аспирант Томского политехнического университета

e-mail: bond1110@yandex.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Исследуются сущность и особенности государственной корпорации как новой организационно-правовой формы реализации государственной собственности. Показана динамика создания государственных корпораций в России. Сделаны выводы о преимуществах и недостатках государственной корпорации как института реализации государственной собственности в России.

Ключевые слова: государственная корпорация, организационно-правовая форма, государственная собственность, институты развития.

T.V. BONDAR

post-graduate student of Tomsk Polytechnic University

e-mail: bond1110@yandex.ru

STATE CORPORATION AS A TOOL OF ECONOMY MODERNIZATION

The essence and peculiarities of a state corporation as a new legal incorporation form of state ownership are studied. The dynamics of a state corporations' establishment in Russia is shown. The conclusions about the advantages and disadvantages of a state corporation as an institute of state ownership in Russia have been made.

Keywords: state corporation, legal form of incorporation, state ownership, development institutes.

Инновационный рост России не представляется возможным без преодоления ряда проблем в производственной и социальной инфраструктуре, в области несырьевого экспорта, без усовершенствования механизмов поддержки инноваций малого и среднего бизнеса, без повышения эффективности использования ресурсов. В этих условиях институты развития экономики приобретают особую значимость, поскольку являются средой и одновременно инструментом реализации государственной политики [9]. В экономической науке и практике государства появилось новое направление в области управления государственной собственностью — создание государственных корпораций, которые ученые-экономисты рассматривают в качестве составной части институтов роста экономики. Прецедент создания государственных корпораций носил единичный характер, но в 2007 г. активность государства в указанном

направлении существенно возросла, что, несомненно, отражается на экономических процессах.

Государственные корпорации как институт реализации государственной собственности и модернизации экономики не исследованы должным образом. В связи с этим представляется актуальным в теоретическом плане и с практической точки зрения рассмотреть вопросы создания и функционирования государственных корпораций в России и за рубежом.

Существует несколько определений базового понятия «корпорация». С одной стороны, корпорация рассматривается как широко распространенная в странах с рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона управления [1].

© Т.В. Бондарь, 2010

Другая точка зрения заключается в том, что корпорация есть одна из масштабных форм производственной интеграции с целью осуществления согласованной политики диверсифицированной деятельности.

Например, А. Смирнов считает, что корпорация — организационная форма, объективно наиболее соответствующая стратегическому развитию экономики страны, способная действовать на основе сочетания созданных в прошлом периоде крупных производственных комплексов, накопленного капитала, использования рыночных механизмов и возможности повышения ответственности за социальные процессы [7].

В англосаксонской правовой системе корпорациями называются акционерные общества, а в континентальной под корпорациями понимаются объединения лиц и капиталов [5].

Идея корпорации как самостоятельного, имущественно обособленного субъекта права, независимого от лиц, его составляющих, возникла еще в римском праве в отношении муниципий — местных общин, получивших определенную независимость [2]. В гражданском обороте муниципии выступали как частное лицо, их имущество обособилось и выделилось, стало рассматриваться как особое имущество, не принадлежащее ни римскому народу, ни отдельным физическим лицам [8].

Словосочетание «государственная корпорация» несет в себе экономический смысл — «корпорация, которой владеет государство».

В переводе на русский английский термин «госкорпорация» (state-owned corporation) означает предприятие государственной формы собственности (акционерное общество, 100% акций которого принадлежит государству). Часто встречающаяся в публикациях ссылка на большое число государственных корпораций, существующих в зарубежных странах, справедлива только в том случае, если понимать под государственными корпорациями именно акционерные общества [3]. Таким образом, государственной корпорацией за рубежом считается организация, собственность которой либо полностью, либо частично принадлежит государству.

В РФ государственная корпорация является одним из видов некоммерческих организаций. В соответствии с федеральным

законом «О некоммерческих организациях» под государственной корпорацией понимается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [4].

Особенности данной организационно-правовой формы состоят в следующем:

- корпорация создается для осуществления социальных, управленческих и иных общественно полезных функций;

- корпорация как одна из форм некоммерческих организаций не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности;

- корпорация может осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана;

- каждая государственная корпорация создается на основании отдельного федерального закона, учреждается Российской Федерацией на основе имущественного взноса, а имущество, переданное государственной корпорации, является собственностью государственной корпорации;

- для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;

- к корпорации могут не применяться положения закона «О некоммерческих организациях», если это не предусмотрено законом, в соответствии с которым эта корпорация создана.

Теоретически предусмотрены широкие возможности для создания под каждую новую корпорацию индивидуальной организационно-правовой формы и выхода без каких-либо ограничений за рамки законодательства [6]. До настоящего времени примерами действующих государственных корпораций были Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), созданное в 1999 г. для преодоления последствий финансового кризиса 1998 г. в банковской системе, Агентство по страхованию вкладов (АСВ), образованное в 2003 г. в целях осуществления функций по обязательному страхованию вкладов населения.

Кардинально ситуация изменилась в 2007 г., когда было создано шесть госу-

дарственных корпораций с целью решения задач экономического, социального и политического характера: Внешэкономбанк, ГК «Роснанотех», Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, ГК «Олимпстрой», ГК «Ростехнологии», ГК «Росатом».

Важным моментом в процессе создания государственных корпораций выступает фактор ограниченности времени в сочетании со стремлением зафиксировать отдельные приоритеты государства для обеспечения повышения конкурентоспособности экономики России. Чаще всего для государства ОАО выступало как организационно-правовая форма для реализации своей собственности, при которой 100% акций находится в федеральной собственности. Между тем создание акционерных обществ — процесс очень длительный, использование этой формы ставит под вопрос выполнение норм законодательства о приватизации. Поэтому целесообразно в настоящее время использование государственной корпорации как организационно-правовой формы, потому что это позволяет упростить процедуры, сократить сроки и расширить возможные направления реструктуризации активов в некоторых отраслях экономики.

Из закона следует, что корпорация учреждается Российской Федерацией на основе имущественного взноса, а переданное имущество является собственностью государственной корпорации [4]. Практически все государственные корпорации были сформированы именно за счет имущественного взноса Российской Федерации.

В экономически развитых странах попытки идти «госкорпоративным» путем предпринимались неоднократно. В Великобритании государственная корпорация как организационно-правовая форма была выбрана для отраслей промышленности, которые были национализированы в 1945 г. Государственные корпорации Англии того периода: Британская газовая компания, Национальный угольный совет, Центральный совет по выработке электричества. Основным назначением этих организаций являлось сглаживание провалов рынка, явственно обозначившихся в ходе депрессии 1930-х гг., развитие и регулирование отраслей экономики, где реально существовавшие возможности частного капитала

были недостаточны для их модернизации и успешного ведения конкурентной борьбы на мировых рынках. Просуществовали государственные корпорации до 1980-х гг. и были реорганизованы по причине неэффективности системы управления.

Наиболее значительными недостатками государственной корпорации как организационно-правовой формы являются:

1. Нечеткость понятия «общественно полезные функции» (в Европе, например, перечни соответствующих видов деятельности включают оказание помощи беженцам, благотворительность, защиту гражданских прав и свобод человека, защиту прав потребителей, защиту окружающей среды и т.п., есть и государственные отличия, в Голландии общественно полезной считается церковная деятельность) приводит к возможности расширительного толкования выполняемых функций при необходимости использования данной формы.

2. При учреждении государственной корпорации происходит безвозмездная передача государственного имущества, поэтому контроль за собственностью государственной корпорации может быть выведен из-под надзора Счетной палаты РФ.

3. Не установлены принципы управления имуществом, что влечет дополнительные риски, и не определены вопросы реорганизации и ликвидации государственной корпорации.

Преимущества государственной корпорации:

- создается для реализации конкретных необходимых стране, но затратных проектов;

- позволяет обеспечить максимальный учет интересов общества;

- участники не имеют вещных и иных прав на ее имущество, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, а прибыль направляется на цели, ради которых создана корпорация.

Целью создания государственных корпораций является поддержка и развитие тех областей стратегического значения, где низка привлекательность инвестирования для частного бизнеса и где позиции страны неуклонно снижаются. Без поддержки государства некоторые сферы российской экономики не восстановить. Поэтому нужно собрать остатки государственной собственности и

сделать из них прибыльные компании. Это не означает возврат к госкапитализму, поскольку новые корпорации должны работать по рыночным законам. Появление в российской экономике государственных корпораций предполагает новый подход к созданию институтов развития и расширению сферы их деятельности, повышению результативности государственных программ и выполнению отдельных государственных функций, трансформации органов государственной власти для комплексного решения стратегических задач, расширению круга субъектов проведения долгосрочной государственной политики. Государственная корпорация как

социально-экономический институт помимо новых возможностей несет и определенные риски: злоупотребления со стороны руководства корпораций своим положением в рамках взаимоотношений с частными компаниями, получение дополнительных функций, полномочий, ресурсов и в связи с этим снижение качества управления ресурсами при ненадлежащем уровне контроля со стороны государства. Снижение этих рисков и устранение недостатков сделает государственные корпорации действенным инструментом модернизации, восстановления отраслевой системы экономики, катализатором роста для частных инвестиций.

Список использованной литературы

1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999.

2. Бердашкевич А.П., Булаев Н.И. О правовом статусе Российской корпорации нанотехнологий // Инновации. 2007. № 12 (110). С. 19-22.

3. Горизонты промышленной политики [Электронный ресурс]. URL: http://www.prompolit.ru.

4. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 1 дек. 2007 г.) / / Российская газета. 2007. 4 дек.

5. Петухов В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. 2000. № 4. С. 7-13.

6. Российская экономика в 2007 году: Тенденции и перспективы. М., 2007. Вып. 29.

7. Смирнов А. Государственно-корпоративный сектор и его развитие / / Экономист. 2008. № 1. С. 3-14.

8. Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. М., 2000.

9. Glaeser E., LaPorta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A.Do institutions cause growth? // Journal of economic growth. 2004. № 9. P. 271-303.

Bibliography (transliterated)

1. Ansoff I. Novaya corporativnaya strategiya. SPb., 1999.

2. Berdashkevich A.P., Bulaev N.I. O pravovom statuse Rossiiskoy corporatsii nanotekhnologiy// Innovatsii. 2007. № 12 (110). S. 19-22.

3. Gorizonty promyshlennoy politiki [Elektronnyi resurs]. URL: http://www.prompolit.ru.

4. O necommercheskikh organizatsiyakh: feder. zakon ot 12 yanv. 1996 g. № 7-FZ (v red. ot 1 dek. 2007 g.) // Rossiiskaya gazeta. 2007. 4 dek.

5. Petukhov V. Nekotorye voprosy administrativno-pravovogo regulirovaniya organizatsii i deyatel'nosti corporatsiy v Rossii // Pravo i economika. 2000. № 4. S. 7-13.

6. Rossiiskaya economika v 2007 godu: Tendentsii i perspektivy. M., 2007. Vyp. 29.

7. Smirnov A. Gosudarstvenno-corporativnyi sektor i yego razvitie // Economist. 2008. № 1. S. 3-14.

8. Suvorov N.S. Ob yuridicheskikh litsakh po rimskomu pravu. M., 2000.

9. Glaeser E., LaPorta R., Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. Do institutions cause growth? // Journal of economic growth. 2004. № 9. P. 271-303.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.