Научная статья на тему 'Государственная итоговая аттестация в магистратуре: практико-ориентированный формат'

Государственная итоговая аттестация в магистратуре: практико-ориентированный формат Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГОВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АТТЕСТАЦИЯ / МАГИСТРАТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ / FINAL STATE ATTESTATION / MAGISTRACY / MASTER''S IN EDUCATION PROGRAM / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / LEARNING TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьянина Татьяна Викторовна, Шукшина Татьяна Ивановна

В статье раскрываются содержательные и процессуальные аспекты государственной итоговой аттестации магистрантов профиля «Педагогика высшей школы», приведены примеры оригинальных практико-ориентированных заданий для аттестационных испытаний, а также средств их оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьянина Татьяна Викторовна, Шукшина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINAL STATE ATTESTATION IN MAGISTRACY: PRACTICE-ORIENTED FORMAT

The article describes the content related and procedural aspects of the state final certification of graduates of Master's degree programs of the profile "Higher Education Pedagogy". The authors give the examples of the original practice-oriented tasks for proficiency tests, and the tools for their assessment.

Текст научной работы на тему «Государственная итоговая аттестация в магистратуре: практико-ориентированный формат»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ В МАГИСТРАТУРЕ: ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ

ФОРМАТ

ТАТЬЯНИНА Татьяна Викторовна - канд. пед. наук, доцент, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. E-mail: tatianina9@gmail.com ШУКШИНА Татьяна Ивановна - д-р пед. наук, проф., проректор по научной работе, Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева. E-mail: t_i_shukshina@mordgpi.ru

Аннотация.. В статье раскрываются содержательные и процессуальные аспекты государственной итоговой аттестации магистрантов профиля «Педагогика высшей школы », приведены примеры оригинальных практико-ориентированных заданий для аттестационных испытаний, а также средств их оценивания.

Ключевые слова: итоговая государственная аттестация, магистратура, образовательная программа, практико-ориентированный подход, учебное задание

Для цитирования:: Татьянина Т.В., Шукшина Т.И. Государственная итоговая аттестация в магистратуре: практико-ориентированный формат // Высшее образование в России. 2016. № 10 (205). С. 113-118.

Инновационные процессы в системе высшего образования связаны как с тенденциями изменения ее структуры, так и с общественным развитием в целом. Социальный заказ в настоящее время предусматривает не массово-репродуктивный, а индивидуально-творческий, практико-ориентирован-ный подход к подготовке педагогических кадров, обладающих не только высоким уровнем академических знаний, но и творческой активностью, готовностью к развитию и саморазвитию. Законодательно введенный ФГОС высшего образования в магистратуре требует формирования у обучающихся сложных по составу, системных, межпредметных, практико-ориентирован-ных компетенций. Это актуализирует проблему поиска научно-прикладных подходов и их использования в подготовке педагогических кадров [1; 2]. Чрезвычайно важной становится задача «практической ориентации педагогического вуза на создание условий для дальнейшего продвижения личности в профессии » [3, с. 22].

Данная идея была положена в основу разработки программы государственной итоговой аттестации магистрантов направ-

ления подготовки «Педагогическое образование» профиля «Педагогика высшей школы ». Программа имеет выраженное целевое назначение и направлена на овладение как ключевыми, так и профессиональными педагогическими компетенциями, связанными с деятельностью педагога высшей школы.

114 Высшее образование в России • № 10, 2016

Идея практико-ориентированного обучения заключается в создании условий, при которых процесс освоения знаний, отработки и совершенствования умений и навыков становится базой формирования опыта практической деятельности. Обучение «превращается в учение/ научение, а опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы, дополняющей и делающей завершенным процесс "знания - умения -навыки - опыт деятельности"» [2, с. 91]. Сама деятельность обретает новое содержание: в ее основе лежит «согласованная система умственных и практических действий, а любое учебное задание переводится на язык компетенций, овладение которыми требует умений отбора, анализа, синтеза, структурирования учебного материала, использования субъектного опыта при реализации потребностно-ценностных профессионально-личностных задач »[4, с. 90]. Такая логика обусловлена деятельностно-компетентностным подходом, который ориентирует магистрантов не только на объем получаемой информации, но и на развитие их способности проблематизиро-вать (понимать и осмысливать ту реальную проблему, которая скрывается за очевидностью полученного знания, правовой нормы или представления о себе) усвоенное знание, с тем чтобы в дальнейшем решать реальные, профессионально и жизненно важные задачи в сфере педагогической и научно-исследовательской деятельности [5].

В этом контексте подготовка магистрантов профиля «Педагогика высшей школы» обладает спецификой: с одной стороны, происходит развитие предметных компетенций (повышение уровня академических знаний по педагогике, овладение способами их использования), с другой - совершенствование базовых (общепрофессиональных) компетенций (знания в области педагогики и психологии, их применение в профессиональной деятельности). Интеграция предметных (специальных) и базовых (про-

фессиональных) компетенций приводит к появлению у магистрантов новообразования: педагогическое знание составляет основу формирования общекультурной платформы деятельности профессионала сферы «человек - человек». В этом случае цель обучения в магистратуре становится оправданной с позиции подготовки успешно работающего в сфере выбранного направления образования профессионала.

Рассмотрим структурные и содержательно-процессуальные аспекты программы государственной итоговой аттестации магистрантов профиля «Педагогика высшей школы». Согласно требованиям к структуре программы магистратуры, обозначенным в ФГОС ВО, она представляет собой отдельный блок, куда входят защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка и сдача Государственного экзамена.

Подготовка к Государственной итоговой аттестации. На кафедре педагогики МГПИ ежегодно организуется целенаправленная работа по подготовке к защите ВКР и сдаче Государственного экзамена [6, с. 52-59]. Научно-исследовательская работа (НИР), предусмотренная учебным планом в завершающем семестре обучения, сосредоточена на осуществлении магистрантами научной рефлексии: овладении способами научно-исследовательской деятельности, обобщением, систематизацией, представлением результатов исследования. В процессе НИР проходят занятия обучающего научно-исследовательского семинара «Организационно-методическое сопровождение подготовки магистрантов к Государственной итоговой аттестации». Интерактивный формат семинара позволяет магистрантам активно включаться в работу слушателя, модератора, эксперта при выполнении индивидуальных (иногда адресных) и групповых заданий практико-ориентированно-

го характера, предлагаемых в форме кейсов, проектов и др.

Приводим вариант такого задания, направленного на реализацию умений проектировать педагогические задачи к лекции как основной форме обучения в вузе.

Задание-ситуация: вам предстоит разработать лекцию-визуализацию на тему «Содержание образования». На основе интерактивных технологий (работа в парах) спроектируйте по одному варианту педагогических задач соответственно теме и предложите план лекции.

Для апробации результатов ВКР магистранты традиционно участвуют в ежегодно проводимой в вузе научно-практической конференции «Евсевьевские чтения», в рамках которой специально организуется работа секции «Научно-педагогический дебют». Процедура предзащиты ВКР является также обязательной. С этой целью на кафедре педагогики организуется теоретический семинар, участниками которого становятся преподаватели, магистранты, выступающие с докладами о результатах научно-исследовательской работы, аспиранты, студенты, педагогические работники системы образования. Обстоятельное обсуждение ВКР магистрантов позволяет уже на данном этапе проверить и оценить компетенции: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовность осуществлять профессиональную коммуникацию (ОПК-1); способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач (ПК-5); готовность использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).

Проведение Государственной итоговой аттестации. Билет Государственного экзамена структурно определяется дву-

мя компонентами: теоретическим и практи-ко-ориентированным. В соответствии с ними предлагаются задания на выявление уровня (базового и продвинутого)овладе-ния педагогической теорией и способами ее использования в заданной ситуации. Билет ГЭ включает три вопроса: первые два направлены на выявление степени овладения магистрантом когнитивным компонентом содержания программы магистратуры. Третий вопрос представляет собой творческое задание, нацеленное на проектирование его содержательно-процессуальных элементов на основе имеющегося у магистранта научно-исследовательского, профессионально-педагогического и субъектного опыта. Задание формулируется в практи-ко-ориентированном формате и требует демонстрации творческого продукта: создание матрицы, составление развернутого тезиса, формулирование проблемных вопросов, конструирование алгоритмов, проектирование логической структуры и др.

В качестве примера предлагаем вариант билета Государственного экзамена программы магистратуры «Педагогика высшей школы».

116 Высшее образование в России • № 10, 2016

Таблица

Оценивание результатов экзаменующихся происходит с учетом разработанной матрицы

Показатели компетенции Способ проверки Баллы

Когнитивная компетенция

Базовый уровень Устное собеседование по заданной тематике 50-59 (удовл.)

Продвинутый уровень Проблемная дискуссия в сфере предметной области 60-79 (хор.) 80-100 (отл.)

Деятельностная компетенция

Базовый уровень Выполнение творческих заданий по алгоритму 50-59 (удовл.)

Продвинутый уровень Создание авторского варианта продукта творческой деятельности 60-79 (хор.) 80-100 (отл.)

Рефлексивная компетенция

Базовый уровень Ответы на заданные вопросы по экзаменационному билету, решение стандартных задач 50-59 (удовл.)

Продвинутый уровень Аналитические суждения, решение нестандартных задач 60-79 (хор.) 80-100 (отл.)

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ

1. Сформулировать цели одной и той же инновации с позиций разных субъектов образования: студента вуза, преподавателя вуза, ректора вуза, министра образования. Как педагогическая инноватика может обеспечить комплексное и согласованное достижение всех этих целей?

2. На основе технологии развития критического мышления (ТРКМ) предложить матрицу для работы с педагогическим текстом.

3. Показать схематически соотношение понятий «модель»/ «методика» / «технология» / «метод» / «прием » в их взаимосвязи применительно к учебному занятию в вузе.

Качественная характеристика результата экзаменующегося представляет собой оценку комплекса компетенций, отражающих уровень овладения магистрантом знаниями и умениями и степень его готовности к их использованию в практической деятельности. В целом в процессе Государственного экзамена обнаруживаются мета-предметные результаты магистрантов, выраженные в проявлении компетенций: когнитивной - умение конструировать, излагать, проблематизировать теоретичес-

кий материал, аргументировать и отстаивать собственную исследовательскую точку зрения; деятельностной - умение осуществлять предметно-профессиональное организационно-коммуникативное взаимодействие; рефлексивной - умение оперативно корректировать собственную деятельность, тактично оказывать влияние на участников взаимодействия в заданной ситуации.

ЗащитаВКР. Как правило, проблематика выпускных квалификационных работ программы магистратуры «Педагогика высшей школы» отражает идеологические, методологические, теоретические, практические аспекты педагогической теории и практики высшего образования на современном этапе. Заявленные темы исследований магистрантов, часто инициируемые ими самими, выполняются в соответствии с социальным заказом (ФГОС ВО) подготовки педагогического работника и имеют прогностический потенциал. Вот некоторые темы ВКР программы магистратуры:

• Формирование дидактической компетентности у будущего педагогического работника дошкольного образования в условиях педагогической практики.

• Подготовка будущего педагога к

этнокультурному образованию младших школьников.

• Социально-педагогический проект в формировании общекультурной компетенции бакалавров педагогического образования.

Интерес представляет сама процедура защиты ВКР, которая происходит в форме живого профессионального диалога. Как правило, магистранты строят доклад на основе презентации, показывая достаточно глубокие знания, свободно оперируют данными выполненного исследования, вносят обоснованные практико-ори-ентированные предложения, содержательно отвечают на вопросы. Оценивание защиты ВКР также осуществляется с учетом критериев практико-ориентированной направленности, предполагающих демонстрацию умений применять полученные знания при решении конкретных научных и практических задач в профессиональной сфере, обобщать результаты, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области; принимается во внимание наличие апробации и публикаций результатов исследования, а также качество представления материалов ВКР к публичной защите.

Следует заметить, что результаты исследований магистрантов активно внедряются в образовательную практику МГПИ и других вузов, а также находят применение при проектировании рабочих программ учебных дисциплин, отдельных учебных занятий предметной области «Педагогика », дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, а также пополняют созданный на кафедре педагогики банк оценочных средств. Таким образом,практико-ориентированный формат Государственного экзамена и за-

щиты выпускных квалификационных работ магистрантов профиля «Педагогика высшей школы» дает возможность не только полноценного определения уровня освоения ими содержания образовательной программы, но и выявления их готовности к профессионально-педагогической деятельности в вузе.

Литература

1. Шукшина Т.И, Буянова И.Б, Горшенина

С.Н. Практико-ориентированная подготовка магистров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 2 (22). С. 79-84.

2. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентно-

стный подход к практико-ориентирован-ному образованию // Высшее образование в России. 2008. № 1. С. 89-92.

3. Кадакин В.В., Кутняк С.В. Исследование

представлений о карьерном росте студентов - выпускников педагогического вуза // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 4 (12). С. 22-26.

4. Татьянина Т.В. Реализация деятельност-

но-компетентностного подхода в условиях учебно-педагогической практики // Педагогическое образование и наука. 2008. № 8. С. 89-91.

5. Татьянина Т.В., Еналеева Н.И. Дидакти-

ческое взаимодействие в высшем образовании в парадигме проблематизации // Практико-ориентированная подготовка педагога в условиях реализации ФГОС и профессионального стандарта / Под ред. Т.И. Шукшиной; Мордов. гос. пед. ин-т. Саранск, 2015. С. 103-115.

6. Шукшина Т.И., Татьянина Т.В. Содер-

жательные и процессуально-технологические аспекты подготовки магистров в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2013. № 3 (15). С. 52-59.

Статья поступила в редакцию 23.08.16.

118 Bbicrnee o6pa3oeaHue e Poccuu • № 10, 2016

THE FINAL STATE ATTESTATION IN MAGISTRACY: PRACTICE-ORIENTED FORMAT

TATIANINA Tatiana V. - Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc. Prof., Department ofPedagogy, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia. E-mail: tatianina9@gmail.com

SHUKSHINA Tatiana I. - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof., Vice Rector for Research, Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia. E-mail: t_i_shukshina@mordgpi.ru

Abstract. The article describes the content related and procedural aspects of the state final certification of graduates of Master's degree programs of the profile "Higher Education Pedagogy". The authors give the examples of the original practice-oriented tasks for proficiency tests, and the tools for their assessment.

Keywords: final state attestation, magistracy, Master's in education program, practice-oriented approach, learning task

Cite as: Tatianina, T.V., Shukshina, T.I. (2016). [The Final State Attestation in Magistracy: Practice-Oriented Format]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 10 (205), pp. 113-118. (In Russ., abstract in Eng.)

References

1. Shukshina, T.I., Buyanova, I.B., Gorshenina, S.N. (2015). [Practice-Oriented Master's Training in

Terms of the Networking of Educational Organizations]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 2 (22). pp. 79-84. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Yalalov, F.G. (2008). [Action-and-Competence Approach to the Practice-Oriented Education].

Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 1. pp. 89-92. (In Russ.)

3. Kadakin, V.V., Kutnyak, S.V. (2012). [Study of the Represented Career Growth of Students -

Graduates from Teacher Training College]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 4 (12). pp. 22-26. (In Russ., abstract in Eng.)

4. Tatianina, T.V. (2008). [Realization of Action-and-Competence Approach in Conditions of Pedagogical Practice]. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Pedagogical Education and Science]. No. 8. pp. 89-91. (In Russ., abstract in Eng.)

5. Tatianina, T.V., Enaleeva, N.I. (2015). [Didactic Interaction in Higher Education in the Paradigm

of Problematization]. Praktiko-orientirovannaya podgotovka pedagoga v usloviyakh realizatsii FGOS iprofessional'nogo standarta [Practice-Oriented Teacher's Training in Conditions ofFederal State Educational Standard and Professional Standard Implementation]. Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk. pp. 103-115. (In Russ., abstract in Eng.)

6. Shukshina, T.I., Tatianina, T.V. (2013). [Content Related, Procedural and Technical Aspects of

Master's Preparation at a Pedagogical Institution of Higher Education]. Gumanitarnye Nauki i Obrazovanie [The Humanities and Education]. No. 3 (15). pp. 52-59. (In Russ., abstract in Eng.)

The paper was submitted 23.08.16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.