Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ УНИТАРНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ УНИТАРНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
215
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО / ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА / INTEGRATION / STATE INTEGRATION / UNITARY STATE / FORM OF STATE STRUCTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Новиков Сергей Степанович, Дубровин Михаил Андреевич

Исследование посвящено изучению государственной интеграции в спектре выявления её функциональных особенностей в рамках унитарной формы государственного устройства. Постановочно рассмотрен теоретический аспект анализируемых категорий, с целью выявления позитивных и негативных результатов государственной интеграции в зависимости от типологии унитарного государства. Выявлены перспективы развития интеграционных процессов в формах государственного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE INTEGRATION IN THE CONDITIONS OF UNITARY FORM OF STATE STRUCTURE

The study is devoted to the study of state integration in the spectrum of identifying its functional features within the framework of the unitary form of government. The theoretical aspect of the analyzed categories is considered in order to identify positive and negative results of state integration depending on the typology of the unitary state. Prospects for the development of integration processes in the forms of government are revealed.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ УНИТАРНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В УСЛОВИЯХ УНИТАРНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА НОВИКОВ Сергей Степанович,

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права факультета права и управления Владимирского юридического института ФСИн России. E-mail: novikov-sergey@bk.ru;

ДУБРОВИН Михаил Андреевич,

ассистент кафедры международного права и внешнеэкономической деятельности

Юридического института Владимирского государственного университета имени А.Г. и Н.Г. Столетовых.

E-mail: 301507@bk.ru

Краткая аннотация: Исследование посвящено изучению государственной интеграции в спектре выявления её функциональных особенностей в рамках унитарной формы государственного устройства. Постановочно рассмотрен теоретический аспект анализируемых категорий, с целью выявления позитивных и негативных результатов государственной интеграции в зависимости от типологии унитарного государства. Выявлены перспективы развития интеграционных процессов в формах государственного устройства.

Abstract: The study is devoted to the study of state integration in the spectrum of identifying its functional features within the framework of the unitary form of government. The theoretical aspect of the analyzed categories is considered in order to identify positive and negative results of state integration depending on the typology of the unitary state. Prospects for the development of integration processes in the forms of government are revealed.

Ключевые слова: интеграция, государственная интеграция, унитарное государство, форма государственного устройства.

Keywords: integration, state integration, unitary state, form of state structure.

В условиях глобализации государство активно участвует в интеграционных процессах. Ввиду многообразия форм государственного устройства процесс государственной интеграции приобретает индивидуальные свойства. По общему правилу выделяют три типа государств: унитарное, федеративное и конфедеративное. Безусловно, встречаются и иные подходы. Например, Г. Вайтц [4, с. 82], дополнил классификацию совокупным государством (реальный или персональный союз). П. Ламанд [4, с. 79], говорил о существовании только двух форм: унитарных и объединенных. А. Стейнер [4, с. 81], классифицирует: единое государство, союзное государство, союз государств. Теория государства обладает множеством взглядов, идей и теорий относительно форм государственного устройства, которые объединяет единый взгляд на существование унитарных государств.

С общетеоретической точки зрения - это слитое государство, состоящее из административно-территориальных делений. Об этом, в частности, говорили Л.И. Спиридонов, В.И. Червонюк, И.Н. Гомеров и другие. К примеру, Ж.Л. Шабо [8], утверждает, что унитарная форма обладает: единой системой органов власти и правосудия; едиными правовыми и конституционными нормами; единым гражданством. В данном видении, с одной стороны, - единообразие, постановочно, облегчает понимание государственной интеграции. Однако, с другой стороны, в рамках настоящего исследования, - это поверхностный взгляд, не учитывающий возможные разновидности унитарных государств, и как следствие, отдельные персонифицированные признаки государственной интеграции.

Дискуссии об унитарной форме государственного устройства привели к формированию двух наиболее встречаемых концепций. Первая - это простое государство. При понимании, что сложным является федеративное и конфедеративное устройство. Одним из сторонников является И.А. Иванни-ков [2, с. 86-87]. Он говорит о нём как о государстве, состоящим из усредненных составных частей, не обладающих обособлен-

ными государственными образованиями. Вторая концепция, напротив, утверждает, что использование терминов «простое» и «сложное» характеризует разновидности унитарного государства. Так Т.П. Евсеенко [1, с. 197] отмечает, что отличительный признак заключается в присутствии/отсутствии автономных территориальных образований.

В основе классификации унитарного государства, допустимо, использовать центральную власть в качестве ключевого признака. Она служит механизмом, определяющим правовой статус административно-территориальных образований, процесс их деления, круг ведения и компетенцию. Факультативно осуществляет прямой/косвенный контроль за деятельностью органов местного самоуправления. В связи с чем, по степени зависимости местного самоуправления от органов центральной власти унитарное государство классифицируется на: централизованное и децентрализованное.

Централизованное унитарное государство (Польша, Таиланд, Алжир и другие) характеризуется прямым властным подчинением. Об этом, в частности, говорил В.М. Хвостов [7, с. 18], что вся полнота власти принадлежит центральному правительству. Учитывая данную особенность, допустимо, утверждать, что центральная власть - это единственный источник государственной интеграции. Административно-территориальные единицы, не обладающие правом влияния на действия центрального органа, вынуждены единообразно следовать обозначенному направлению государственного развития. Вызванные ограничения приводят к неадаптированной интеграционной политике. Подобная совокупность действий не отвечает потребностям регионов, что приводит к отсутствию положительного результата от синергетического взаимодействия центральной власти и органов местного самоуправления.

С другой стороны, децентрализованное унитарное государство (Великобритания, Филиппины, Никарагуа и другие). Особенностью данного типа является территориальная об-

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 4(184)

ластная автономия. Отсутствие назначенных центральной властью администраторов, расширяет полномочия административных единиц [5, с. 127]. В частности, управление осуществляется выборными органами конкретного территориального образования. В отличии от централизованного унитарного государства государственный контроль в лице центральной власти носит опосредованный характер, выраженный в бюджетном и финансово-кредитном регулировании.

Ввиду расширенных полномочий, административно-территориальные единицы свободны в корректировании внутренней государственной интеграции на собственной территории. Правомочия затрагивают принятие дополнительных подзаконных актов, адаптирующих деятельность государственных органов под измененную национальную интеграционную политику. Однако правомочия в сфере участия в международной государственной интеграции по-прежнему не доступны, как и право выхода из состава децентрализованного государства, с целью самостоятельной интеграционной деятельности.

Ряд исторических предпосылок дает основание полагать, что концептуально, следует говорить о промежуточной разновидности - относительно децентрализованном унитарном государстве. Вывод основан, в частности, на происходящих во Франции изменениях в государственном устройстве [3, с 141]. В 1984 г. административно-территориальное образование Полинезия предпринимает попытки нормативного закрепления нового статуса. В последующем Корсика в 1991 г. требует от центральной власти расширения полномочий. С целью не допустить формирования идей сепаратизма, и последующей дезинтеграции государства, центральный орган был вынужден делегировать расширенные полномочия территориальным делениям. Однако, они были полностью противоположные. Полинезия была наделена правами свойственными административному образованию децентрализованного унитарного государства. В тоже время контроль осуществлялся за счёт назначенного администратора. Территориальная власть Корсики, наоборот, получила лишь полномочия в конкретных ситуациях, которые прямо зафиксированы в законе. Постановочно, в качестве признаков относительно децентрализованного унитарного государства следует выделить: двойственная система местного самоуправления; ограничение прав выборных муниципальных органов; деления не обладают территориальной автономностью.

Отличительным признаком выявленных типов является объем делегированных прав. Неоднородное взаимодействие органов центральной власти и местного самоуправления формирует ряд особенностей проявления государственной интеграции. В своем концептуальном виде интеграционные процессы протекают на двух уровнях: национальном и международном. Государственная интеграция, реализуемая на национальном уровне, представляется в качестве процесса реализации государством, в

лице государственных органов (ведомств), своих установочных функций, с целью сохранения целостности, защиты прав и законных интересов общества. Внешнее проявление государственной интеграции строится на двух уровнях: региональном и глобальном. В связи с чем, государственная интеграция, реализуемая в международной сфере, представляется в качестве процесса реализации государством своих направлений деятельности на региональном и глобальном уровнях, основанного на синергийности функционирования государственных органов (ведомств), направленного на достижение целей по укреплению позиции государства, как участника международного сообщества.

Ключевая особенность унитарного государства, в рамках интеграционного подхода, является его внутренняя составляющая. Централизация, децентрализация и относительная децентрализация видоизменяют процессы государственной интеграции. Централизованному унитарному государству свойственна деятельность органов власти, направленная на формирование единой интеграционной политики на всей территории без учёта индивидуальных особенностей административных делений. Децентрализованное унитарное государство, напротив, ввиду делегирования широкого перечня полномочий, включая автономность, но ограниченную отсутствием права выхода и осуществления внешней интеграционной политики без предварительного одобрения центральной власти, отвечает за формирование общего видения внутренних процессов. Децентрализация выступает определенным промежуточным этапом в трансформации унитарного государства в федерацию. В связи с чем, расширение полномочий административно-территориальных делений, как и их сдерживание, выражены длительным историческим периодом. На основании этого, в процессе исследования, исторические факты позволили, постановочно, утверждать о промежуточном типе унитарного государства. Интеграционная направленность относительно децентрализованного унитарного государства, как и сам тип, показывают её смешанность. Несмотря на полученную правомочность, органы местного самоуправления по-прежнему подотчётны центральному органу, но в более сложной форме. Относительная децентрализованность включает в соподчиненную государственную структуру администратора территориального деления, назначенного органом центральной власти. Усложняя система одобрения и отчётности пусть и приближает административные деления к автономии, но ограничивают её внутренние интеграционные процессы.

Рассуждая о типологиях унитарного государства некорректно говорить об абсолютной положительной результативности конкретной из них. В первую очередь, по причине наличия положительных и отрицательных положений. Несмотря на интеграционную привлекательность децентрализованного унитарного государства, оно, с одной стороны, трансформируется в федеративную форму, а с другой, либо дезинтегрирует государство, либо

формирует сепаратистские начала (например, ситуация на Украине). Процесс интеграции, в своем теоретическом понимании является непрерывным процессом. Он способен привести к колоссальным национальным и межгосударственным результатам, но при условии должного государственного контроля. В случае его отсутствия, государство может потерять свою национальность, целостность, независимость. В качестве способа предотвращения указанных последствий предлагаем процесс замещения. Его концепция заключается в изменении государственных приоритетов. При понимании, что ранее направления деятельности государства продолжают функционировать, но в менее выраженной форме. Безусловно, государственная интеграция в условиях децентрализации имеет свои положительные черты, на которые мы делали акцент: возможность корректирования интеграционной политики центральной власти; широкий круг полномочий по внутреннему предотвращению и урегулированию последствий от негативного проявления процесса интеграции. Параллельно, говоря о централизованном унитарном государстве, негативной чертой является безучастие административных единиц в процессе интеграции. Однако с другой стороны, подобная ограниченность, потенциально, сохраняет целостность государства, что, безусловно, является положительным аспектом.

В общем видении унитарная форма государственного устройства является наиболее распространенной в современной мировой системе. При этом стремление государств к децентрализации в условиях регионализации и глобализации возрастает. В подобном ключе утверждение М. М. Лебедовой [6, с. 152-170] представляется верным. Транспарентность межгосударственных границ способствует стиранию отличий между внутренней и внешней политикой. Категория «регионализация» используется с целью описания региональных процессов, при помощи которых общество и государство способно объединяться во всех сферах жизнедеятельности (например, Европейский союз). Она призвана служить переходной стадией в достижении государствами глобального сотрудничества. Глобализация стала связующим звеном, соединяющим государство и народы. Концептуально, она распространяет и развивает процесс государственной интеграции в экономике, политике, культуре, способствует развитию технологий, научных знаний.

Библиография:

В случае с унитарными государствами, вариативность участия административных единиц во внешних процессах государственной интеграции минимальна. На региональном уровне деятельность органов центральной власти, построена на результатах достижений национальной интеграционной политики, и направлена на развитие и/или укрепление регионального/субрегионального сотрудничества в политической, экономической, культурной и социальной сферах жизни государства. На глобальном уровне деятельность органов центральной власти, направлена на развитие/укрепление межгосударственного сотрудничества в сферах жизнедеятельности общества. Независимо от типологии унитарного государства, деятельность административно-территориальных единиц на международной арене либо запрещена (централизованное унитарное государство), либо ограничена и находится под жёстким контролем центрального аппарата (децентрализованное унитарное государство).

В тоже время, если рассматривать разновидности унитарного государства с точки зрения перспектив государственной интеграции, то, безусловно, децентрализованное. Процессы регионализации и глобализации делают невозможным функционирование государства по принципу централизации. Современное государство, в том числе унитарное, стоит на перепутье либо легализовать и контролировать деятельность территориальных образований, либо запретить эту деятельность. С течением времени любое административное деление будет испытывать потребность в самостоятельном разрешении внутренних задач. Процессы государственной интеграции при должном государственном контроле, концептуально, способны привести к положительному синергетическому результату. Игнорирование данных процессов, в современной ситуации, приведет к государственной деградированности.

В заключение хотелось бы отметить важнейшую роль государственной интеграции в рамках унитарного государственного образования. В зависимости от потребностей и целей, и должного государственного контроля она способна вывести унитарное государство либо на федеральный уровень, либо алгоритмизировать и систематизировать государственные интеграционные процессы на национальном и международном уровнях.

1.Евсеенко Т.П. О понятии «простого» государства в юридической науке // Известия вузов. Правоведение. - 2004. - № 1. - С. 196-201.

2. Общая теория государства и права: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Иванников. - Москва: Дашков и К0 : Наука-Пресс, 2006. - 366 с.

3. Казанская Г. В. Особый случай корсиканской автономии // Политические исследования. - 1995. - № 5. С. 136-140.

4. Буржуазные учения о федерализме XVIII - XIX вв. / Козлова Н.Ю. - М.: Наука, 1988. - 144 с.

5. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под общ. ред. Баглая М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 976 с.

6. Лебедева М.М. Формирование новой политической структуры мира и место России в ней / М. М. Лебедева // Мегатренды мирового развития/ Под ред. М.В. Ильина, В.Л. Иноземцева; Центр исследований постиндустриального об-ва. - М.: Экономика, 2001. - С. 152-170.

7. Общая теория права. Элементарный очерк / Хвостов В.М. - 6-е изд., испр. и доп. - С.-Пб.: Н. П. Карбасников, 1914. - 160 с.

8. Шабо Ж.Л. Государственная власть: конституционные пределы и порядок осуществления // Полис. - 1993. - № 3. - С. 155 - 165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.