Кумакова С.В.
к.э.н., доцент Поволжского института управления (филиала РАНХиГС), г. Саратов
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА: НОВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Ключевые слова: государственная инновационная политика, приоритеты, механизмы государственной поддержки инновационных компаний, ИТ-компании, самые инновационные компании мира, быстрорастущие компании, скрытые чемпионы, частные высокотехнологичные компании, проектное управление.
Keywords: state innovation policy, priorities, state support mechanisms for innovative companies, IT- companies, the most innovative companies in the world, high-growth companies, hidden champions, private high-tech companies leaders, project management.
В связи с исчерпанием других источников экономического роста инновации становятся ключевым фактором его формирования. Принятые решения по реализации государственной инновационной политики в нашей стране существенно не улучшили ситуацию в инновационной сфере. Выступая на заседании Правительства РФ 13 октября 2016 года, председатель Правительства РФ Д. Медведев сказал, что на сегодня главная цель - восстановить рост экономики, а для этого государство продолжит стимулировать инновационную, инвестиционную и предпринимательскую активность, но произойдет перераспределение ресурсов от низкоэффективных программ в пользу приоритетов. С этой целью Правительство РФ переходит на проектное управление, в рамках которого должны измениться межведомственные отношения: «те, кто участвует в проектах, должны напрямую взаимодействовать друг с другом, решать вопросы без долгих и, как правило, избыточных согласований»1. Для этого были приняты Постановление Правительства РФ от 15 октября 2016 года № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 года № 2165-р. Министерство экономического развития России с июля 2016 года приступило к реализации приоритетного проекта «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров». Проект рассчитан до конца 2020 года2.
За последние годы в рамках реализации государственной инновационной политики и поддержки развития инновационного бизнеса: создано Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, сопровождающее разработку и реализацию Национальной предпринимательской инициативы и Национальной технологической инициативы; утверждены программы инновационного развития 60 крупнейших компаний с государственным участием; создано 35 технологических платформ по 13 направлениям научно-технологического развития; обеспечено развитие системы грантового и заёмного финансирования инновационных проектов бизнеса в рамках государственных программ Российской Федерации «Развитие науки и технологий», «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», создан Фонд «ВЭБ-Инновации»; утверждены «дорожные карты» по приоритетным направлениям технологического развития (информационные технологии, фотоника, производство композитных материалов, биотехнологии, инжиниринг и промышленный дизайн, внедрение инновационных технологий в отраслях ТЭК)3.
Разработана и реализуется система мер государственной поддержки инноваций и стимулирования спроса на них: государственные закупки инновационной продукции, взаимодействие с малым и средним бизнесом компаний с государственным участием в рамках их программ инновационного развития. Созданы институты развития, выстраивающие цепочку поддержки инновационных проектов; технологические платформы, объединяющие свыше 3000 организаций; инновационные территориальные кластеры . Создан федеральный портал www.innovation.gov.ru, на котором совместно с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) формируется база данных об участниках инновационного процесса, а также реестр объектов инновационной инфраструктуры.
Через банки-партнёры и инфраструктурные организации оказывает поддержку малому и среднему бизнесу ОАО «МСП банк» (его владелец государственная корпорация «Внешэкономбанк»). Новым инструментом стали гарантии по банковским кредитам на инновационные проекты среднего бизнеса - сроком от 2 до 10 лет и гарантийной ставкой для предпринимателей от 1,5 до 1,8%. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в 2013 году запустил программу «Кооперация», призванную стимулировать спрос среднего и крупного бизнеса на инновационные решения малого бизнеса. Созданы Агентство технологического развития, Экспортный центр.
1 http://government.ru/meetings/24877/stenograms/
2 Приказ Минэкономразвития России от 7 июля 2016 года № 447 «О приоритетном проекте Минэкономразвития России «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» (с изменениями от 28 ноября 2016 года № 70)».
3 Об инновационном развитии в России. - http://government.ru/info/19839/
Институтам развития удалось решить поставленные задачи по формированию системы поиска, отбора и поддержки перспективных инновационных проектов. Институты развития позволили сформировать третий по величине в Европе рынок венчурных инвестиций объемом $480 млн. В 2009-2014 годах институты развития - ОАО «Роснано», ОАО «РВК», фонд «Сколково», Фонд содействия инновациям и фонд «ВЭБ Инновации» поддержали более 20 тыс. инновационных компаний на сумму около 210 млрд. рублей при объеме дополнительно привлеченных средств более 224 млрд. рублей. Выручка получивших поддержку инновационных компаний за этот период составила около 839 млрд. рублей, включая экспортную выручку в размере 71,2 млрд. рублей1.
В 2016 году предусматривалось выделение из внебюджетных источников 10 млрд. рублей на обеспечение форсированного развития ИКТ-отрасли, на поддержку разработки и продвижения российского программного обеспечения (ПО). Для поддержки малых инновационных предприятий предполагалось выделение 4,43 млрд. рублей из федерального бюджета и 3 млрд. рублей из антикризисного фонда. В 2017 году создан Российский фонд развития информационных технологий .
В Программе поддержки экспорта за два последних года приняли участие 100 российских ИТ-компаний и более 500 ИТ-специалистов. За время работы Программы поддержки экспорта был запущен механизм развития экспертизы российских ИТ-предпринимателей в области ведения бизнеса и организации маркетинга на зарубежных рынках, особенностей юридической, правовой и патентной сфер3. По оценкам Независимой социологической компании (НСК), проводившей исследование «Инновационная волна», ниша малого инновационного бизнеса в России на сегодня имеет объем чуть больше 31 млрд. рублей. Производители инноваций среди всех предприятий малого бизнеса составляли в 2015 году только 4,5%. Их удельный вес сокращается - максимум пришелся на 2011 год, когда технологичного малого бизнеса было 5,1% от общего объема4.
В 2016 году консалтинговое агентство The Boston Consulting Group (BCG) опубликовало свой 11-й ежегодный рейтинг самых инновационных компаний, опросив более 1500 руководителей компаний со всего мира. В результате первые четыре строчки этого списка не претерпели изменений по сравнению с прошлым годом - на них вновь расположились Apple, Google, Tesla Motors и Microsoft. Всего же в топ-50 вошли 34 компании из США, десять представителей Европы и шесть - из Азии. В первой десятке самых инновационных компаний мира - 8 американских. Новое исследование имеет название «Самые инновационные компании 2016 года: преодолевая неприятие "чужих" изобретений». Авторы доклада отмечают, что разница между наиболее инновационными компаниями и отстающими в этом аспекте фирмами заключается в активности поиска разработок у третьих лиц. Активные новаторы очень часто получают технологии или идеи для развития за счет стратегического партнерства, поглощений и лицензионных сделок или благодаря анализу деятельности конкурентов. Так, согласно докладу, 65% новых идей им удается найти благодаря социальным сетям и анализу больших данных (по сравнению лишь с 14% у неактивных новаторов). Умение находить и получать технологии у сторонних лиц и конкурентов играет сейчас самую важную роль во внедрении инноваций. Партнер BCG и соавтор отчета Эндрю Тейлор считает, что «сегодня самые успешные новаторы находят стратегический баланс между внутренними и внешними инновациями. Они проявляют мудрость и эффективность в поиске и сканировании внешних идей, - и действуют молниеносно, внедряя их в своих компаниях». К этому мнению стоит прислушаться российским инновационным компаниям5.
В августе 2016 года был представлен доклад «Глобальный инновационный индекс» (ГИИ, Global Innovation Index), содержащий данные сопоставительного анализа инновационных систем 128 стран. В итоговом «Глобальном инновационном индексе», ИИ-2016 Россия заняла 43 место, улучшив позиции на 5 строк относительно 2015 года. В общем рейтинге позиция России варьирует в промежутке от 40 до 47 места. Россия имеет стабильные позиции по субиндексу ресурсов инноваций (2014 год - 56, 2015 - 52, 2016 - 56 место), но эффективность инновационной деятельности ухудшилась (49, 60, 69-е место), что связано с недостаточным использованием имеющегося в стране инновационного потенциала. Об этом же говорится и в Национальном докладе об инновациях в России, который был представлен к обсуждению в январе 2017 года на VIII Гайдаровском форуме «Россия и мир: выбор приоритетов»6. Эксперты РВК считают, что причиной незначительных успехов в реализации государственной инновационной политики послужили ориентация государственных инициатив на поддержку тех направлений, которые имеют отложенный эффект (наука, образование, институциональная среда). В то же время недостаточное внимание или отсутствие поддержки стартапов на важных стадиях их развития приводит к их уходу на зарубежные рынки7.
В настоящее время в мире происходит, по мнению экспертов ОЭСР, переориентация национальных экономических стратегий как на более активную и целенаправленную поддержку быстрорастущих компаний (БРК), компаний-будущих лидеров, так и на создание для уже проявивших себя БРК комплексных программ и стратегий, способствующих их дальнейшему инновационному развитию. При разработке и дальнейшей практической реализации различ-
1 В РФ создан третий по объему в Европе рынок венчурных инвестиций. - https://tpprf.ru/ru/investment_innovation/news/
92793/
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года № 57.
3 100 российских ИТ-компаний поддержаны Программой стимулирования экспорта высокотехнологичной продукции. -http://www.rvc.ru/press-service/news/company/54509/
4 Третья инновационная волна может оказаться успешной // Известия. - М., 2016. - 12 декабря. - http://izvestia.ru/news/
650748
5 Самые инновационные компании мира. - http://forumtechnoprom.com/article/381
6 Россия в Глобальном инновационном индексе - 2016. - https://issek.hse.ru/data/2016/08/15/! 117964142/NTI_N_12_15082016.
7 Не нефтью единой: Россия на пути к инновационной революции. - https://ria.ru/ny2017_resume/20161227/1484682932.html
ных государственных программ поддержки БРК в качестве будущих национальных чемпионов рассматриваются, прежде всего, фирмы, уже обладающие успешным опытом работы на целевых рынках и демонстрирующие в течение последних нескольких лет устойчивую положительную динамику развития1.
Еще в 1980-х годах американский экономист Дэвид Берч обнаружил, что довольно большой вклад в рост экономики и особенно в создание рабочих мест вносят средние быстрорастущие компании, которые он назвал «газелями»2. Европейские и американские исследователи заметили, что среди огромного числа компаний любой национальной экономики обновлением хозяйства и созданием новых рабочих мест занимается совсем небольшое число компаний - примерно 5%, но они создают до 85% новых рабочих мест. Это открытие дало понимание, что компании-газели -главный катализатор перемен в хозяйстве. Их формальные черты - рост более 30% непрерывно на протяжении 4 лет3.
Практически одновременно с Дэвидом Берчем немецкий исследователь Херманн Симон исследовал так называемый Mittelstand (средний немецкий бизнес) и тоже пришел к выводу, что в нем есть просто выдающиеся инновационные компании, являющиеся глобальными лидерами в своих нишах и демонстрирующие устойчивое развитие в течение десятков лет. Херманн Симон назвал их «скрытыми чемпионами»4. В последние 10 лет все больше стран начинают запускать специальные программы по поддержке этих компаний с целью из средней по размерам национальной компании, имеющей устойчивые темпы роста и инновационный потенциал, сделать крупную компанию с глобальным позиционированием, превратить ее в глобального чемпиона5.
Такие государственные программы реализуются в скандинавских странах, в Голландии, в Великобритании. Европейские программы направлены на информационно-консультативную поддержку «скрытым чемпионам» и создание максимально благоприятных рыночных условий для их дальнейшего роста. Особо популярными они стали в Азии, лидером в этом плане можно считать Южную Корею, но этой темой занимаются и Сингапур с Малайзией, а в последние два года похожая программа действует в Казахстане. Программа по поддержке «черных газелей президента» запущена в ЮАР.
Великобритания в последние годы запустила несколько амбициозных проектов по созданию глобальных инновационных лидеров из конкретного набора средних быстрорастущих компаний путем прямой государственной поддержки. По программе Future 50, начавшейся в 2013 году, прошел отбор полусотни кандидатов в национальные инновационные чемпионы. Особый интерес представляет шотландская программа Companies of Scale (CofS), которая была запущена еще в 2005 году. Программа была нацелена на поддержку местных компаний с оборотом, превышающим 10 млн. фунтов, а ставилась задача достижения ими годовых оборотов от 100 млн. фунтов. В 2013 году в этом проекте участвовали 16 компаний. В рамках этой программы специалисты государственного инновационного агентства Scottish Enterprise, регулярно присутствовали на различных совещаниях и встречах руководства, имевших стратегический характер. Они оказывали также профессиональные консультации в сфере стратегического менеджмента, в ходе которых главное внимание уделялось конкретным проблемам, с которыми приходилось сталкиваться компаниям, а также проводили различные семинары (куда приглашались успешные бизнесмены из других шотландских БРК), в ходе которых происходило активное общение предпринимателей друг с другом.
В конце 2015 года в Казахстане началась государственная программа поддержки национальных БРК «Лидеры конкурентоспособности - Национальные чемпионы». Основным оператором программы выступает национальный управляющий холдинг «Байтерек». Программа осуществляется по схеме: отбор компаний, их диагностика и дальнейшая поддержка на основе анализа проблемных зон и основных потребностей. Для участников программы будет доступна финансовая поддержка, в частности, проектное финансирование, межбанковское кредитование, финансирование лизинговых сделок, субсидирование процентных ставок, гарантирование кредитов, экспортное страхование, гранты на инновации. Отобранные компании могут получать и консультационную поддержку6.
Национальный рейтинг «ТехУспех» был впервые организован Российской венчурной компанией (РВК) в партнерстве с Ассоциацией инновационных регионов России (АИРР) в 2012 году при поддержке Роснано и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По словам и.о. генерального директора РВК Е. Кузнецовой, вначале задача рейтинга «ТехУспех» была в том, чтобы найти точки роста российской экономики, которые могли бы стать интересными как для потенциальных инвесторов, так и для тех компаний, которые хотят развиваться за счет партнерства с быстрорастущими компаниями, создающими новые продукты, а далее - выходящими на глобальные рынки. В 2013 году к формированию рейтинга в качестве партнера проекта присоединилась и РВК. В 2014 году еще одним партнером рейтинга стал МСП Банк. В 2015 году в число партнеров также вошел Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»7.
Ведущий исследователь феномена «скрытых чемпионов» Херманн Симон в своей книге «Скрытые чемпионы 21 века. Стратегия успеха неизвестных лидеров мирового рынка» отмечает, что для «скрытых чемпионов» рыночное
1 Механик А. Портрет российской быстрорастущей технологической компании. - http://expert.ru/2016/12/10/tehnologicheskie-kompanii
2 Механик А. Цель: глобальное лидерство. - http://expert.ru/2016/10/12/tsel-globalnoe-liderstvo/
3 http://expert.ru/dossier/story/fastest-growing-companies-gazelles/
4 Симон Г. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегия успеха неизвестных лидеров мирового рынка. - М.: Кнорус, 2015.
5 Механик А. Цель: глобальное лидерство. - http://expert.ru/2016/10/12/tsel-globalnoe-liderstvo/
6 Медовников Д.С., Розмирович С. Д., Оганесян Т.К. От «ТехУспеха» к национальным чемпионам. Национальный рейтинг Российских быстрорастущих технологических компаний «ТехУспеха-2016». - http://www.rvc.ru/upload/iblock/293/Buklet_Rezultaty_ issledovaniya_TehUspeh.pdf
7 Мельник А. От компаний ждут глобальности. - http://expert.ru/2016/12/9/kongress-innovatsij
лидерство представляет определяющую характеристику1. В конце 2015 года Институтом менеджмента инноваций НИУ ВШЭ проводилось выборочное исследование компаний, входящих в рейтинг «ТехУспех»2.
Исследование показало, что компании, входящие в рейтинг «ТехУспеха» ведут активную инновационную деятельность и видят в этом залог своей конкурентоспособности. Большая часть из них (63%) ежегодно выводит на рынок новые продукты. У более чем половины (62%) есть твердая уверенность в том, что производимые ими продукты уже сегодня вполне сопоставимы с лучшими зарубежными образцами. В 2015 году 46% компаний продемонстрировали рост показателей экспорта. В среднем экспорт увеличился на 41%, а четверть компаний увеличили его более чем вдвое. В качестве наиболее важных ресурсов, которые могут понадобиться для завоевания мирового рынка, компании называют получение заказов от крупной зарубежной (45%) или российской (39%) компании, привлечение квалифицированных технических специалистов (37%), получение госзаказа на НИОКР (34%) и получение зарубежных сертификатов на продукцию (32%)3.
В числе факторов своей конкурентоспособности компании называют те, которые связаны с разработкой новых продуктов: сильный коллектив технических специалистов: разработчиков, инженеров, технологов - 82%; наличие оригинальных технических решений - 75%; наличие сильного RÄD-подразделения - 70%. Участвовавшие в опросе компании достаточно оптимистично оценивают технический уровень своего основного продукта - 62% считают, что он соответствует лучшим зарубежным образцам. Еще 21% уверены, что он примерно соответствует среднему уровню иностранных конкурентов. Таким образом, можно сказать, что у большинства из них есть твердая уверенность в том, что производимые ими продукты обладают достаточно высоким потенциалом конкурентоспособности на мировом рынке уже сегодня. При ответе на вопрос, возможна ли ситуация, когда в течение следующих пяти лет на ключевом для компании сегменте рынка она вошла бы в группу мировых лидеров, 2/3 компаний (66%) ответили, что шансы побороться за мировое лидерство у них есть. Компании видят перспективу закрепления своего лидерства на мировом рынке во встраивании в глобальные цепочки добавленной стоимости, а для этого им необходимо иметь заказ от крупной зарубежной или российской компании.
Важно было выяснить, какие актуальные технологические тренды они рассматривают в качестве возможности для создания новых продуктов или наделения новыми свойствами уже выпускаемых позиций. Из предложенных им 16 технологических направлений списка на первые пять мест вышли следующие технологии: цифровое проектирование и моделирование (отмечено 50% компаний); аддитивные технологии (3D-printing) (35%); робототехника (27%); Интернет вещей (IoT) (27%); материалы с заданными свойствами (27%). Скорее всего, в этих направлениях опрошенные компании будут в ближайшие годы вести исследования, вкладывать средства, искать интересные предложения от других разработчиков4.
Выступая на III Конгрессе «Инновационная практика: наука плюс бизнес», проходившем 7 декабря 2016 года в МГУ имени М.В. Ломоносова, где собираются представители науки, бизнеса, институтов развития и госструктур для обсуждения актуальных вопросов поиска и развития механизмов, необходимых для создания инновационной экономики страны, заместитель министра экономического развития России О. Фомичев заметил, что в государственной политике очень долго не обращали внимания на сектор средних быстрорастущих компаний, в связи с тем, что больше всего внимания уделялось крупным отечественным компаниям, в первую очередь - государственным, чтобы активизировать их инновационную политику, и малым предприятиям, которые, безусловно, приоритетны, но перспектива ближайших двух - пяти лет российской экономики связана, по его мнению, с некоторыми средними быстрорастущими компаниями, которые уже в ближайшие годы могут стать крупными глобальными игроками.
По мнению директора Института менеджмента инноваций (ИМИ) НИУ ВШЭ Д.С. Медовникова, в России сложилось ошибочное представление о том, что у нас мало инновационных компаний, нам нечего предложить на мировой рынок, кроме сырья и вооружения. В связи с этим он привел данные исследования «ТехУспех»-2016.
Общая выручка технологических «газелей» достигла 222,3 млрд. рублей. Их общие расходы на технические инновации превысили 54 млрд. рублей, а на НИОКР - 34 млрд. рублей. Каждая компания в среднем тратит на технические инновации 24% своей выручки. Доля расходов на НИОКР составляет 15% от ежегодного оборота. Средний возраст компаний составил 22 года, а средняя численность сотрудников достигла почти 700 человек. Первое место среди наиболее быстрорастущих компаний заняла инновационная компания по разработке и производству медицинских роботов-симуляторов ООО «Эйдос-Медицина»: за 2010-2015 гг. выручка компании выросла на рекордные 7368% и составила 416,49 млн. руб. Российский разработчик решений в области интеллектуальной обработки информации и лингвистики ООО «Аби Продакшн» (ABBYY) впервые вошел в рейтинг и стал лидером по объему экспорта. Доля экспорта компании - более 90% в период с 2013 по 2015 гг. Более 50% участников рейтинга представляют машиностроение, электронику и приборостроение. Объем выручки этих компаний в 2015 году составил 131,492 млрд. рублей. Вторыми по доходности стали компании, занимающиеся информационными технологиями, - их суммарный
1 Симон Г. Скрытые чемпионы 21 века. Стратегия успеха неизвестных лидеров мирового рынка. - М.: Кнорус, 2015.
2 Медовников Д.С., Розмирович С.Д., Оганесян Т.К. От «ТехУспеха» к национальным чемпионам. Национальный рейтинг Российских быстрорастущих технологических компаний «ТехУспеха-2016». - http://www.rvc.ru/upload/iblock/293/Buklet_Rezultaty_ issledovaniya_TehUspeh.pdf
3 Механик А. Портрет российской быстрорастущей технологической компании - http://expert.ru/2016/12/10/tehnologicheskie-kompanii
4 Медовников Д.С., Розмирович С.Д., Оганесян Т.К. От «ТехУспеха» к национальным чемпионам. Национальный рейтинг Российских быстрорастущих технологических компаний «ТехУспеха-2016». - http://www.rvc.ru/upload/iblock/293/Buklet_Rezultaty_ issledovaniya_TehUspeh.pd
объем выручки составил более 44 млрд. рублей, рост выручки за последние 5 лет превысил 36%. 67% компаний являлись участниками внешнеэкономической деятельности. При этом средняя доля экспорта составила 20%1.
Первые 15 компаний для проекта Минэкономразвития России «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» были отобраны на основе победителей рейтинга «ТехУспех» за 2012-2015 гг.: АО «Интерскол», АО «НПФ «Микран», Группа компаний «Алкор Био», Группа компаний «Герофарм», Группа компаний «Диа-конт», Группа компаний «Новомет-Пермь», Группа компаний «НПО «Унихимтек», Группа компаний «Центр речевых технологий», ЗАО «Аргус-спектр», ЗАО «Биокад», ЗАО «Медицинские технологии Лтд», ЗАО «Медицинские технологии Лтд», ООО «Нейрософт», ООО «Пермская химическая компания», ООО «Т8», ООО «Интеллектуальные системы безопасности».
Вторая группа компаний отобрана по результатам рейтинга «ТехУспех» за 2016 год: АО «Азимут», АО «ПАНГЕЯ», АО «Фармасинтез», АО СКТБ «Катализатор», Группа компаний «Специальные системы и технологии», ЗАО «ВНИТЭП», ЗАО «НПО Специальных материалов», ОАО «Т-Платформы», ОАО НПЦ «ЭЛВИС», ООО «Аби Продакшн», ООО «Данафлекс-Нано», ООО «Код Безопасности», ООО «НПО Санкт-Петербургская электротехническая компания», ООО «Ракурс-инжиниринг», ООО «СТАН».16
Основные проблемы, препятствующие развитию БРК: разомкнутость инновационного цикла, административные барьеры, вопросы кооперации, защита прав интеллектуальной собственности, вопросы патентования и сертификации, подготовки и удержания ценных кадров.
Необходимость реализации проекта «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» обусловлена потребностью в появлении частных российских компаний-мировых лидеров в высокотехнологичных отраслях экономики. Для этого необходимо обеспечить поддержку частных компаний, обладающих потенциалом масштабирования своей деятельности на мировом рынке.
Цель проекта - обеспечение опережающего роста отечественных частных высокотехнологичных экспортно-ориентированных компаний-лидеров и формирование на их базе транснациональных компаний российского базиро-вания2. Участникам проекта будет предоставлен «зеленый коридор» по быстрому доступу к существующим инструментам государственной поддержки, к институтам развития.
Задачи проекта:
1) осуществление консультационного сопровождения проектов компаний-лидеров по развитию их деятельности как внутри страны, так и ее экспансии на мировом рынке;
2) подготовка на основании предложений компаний-лидеров внесения изменений в нормативные правовые акты, необходимых для снятия барьеров в целях обеспечения интенсивного роста их деятельности;
3) содействие реализации программ государственных органов и институтов развития, направленных на стимулирование производства и экспорта высокотехнологичной продукции;
4) подготовка предложений по новым инструментам развития компаний-лидеров, способствующих ускоренному росту масштабов деятельности данных компаний, в том числе на внешнем рынке.
В результате реализации проекта (окончание проекта 2020 год) ожидается увеличение объема высокотехнологичного экспорта Российской Федерации и ускорение появления российских частных транснациональных компаний. Критерии успеха проекта: рост в четыре раза объема высокотехнологичного экспорта не менее 15 компаний-участников проекта за 5 лет; выход не менее 2 компаний проекта на объемы продаж не менее 1 млрд. долларов США в год каждая; выход не менее 10 компаний проекта на объемы продаж не менее 500 млн. долларов США в год каждая3.
Для реализации проекта необходимо:
- определение экспертов-консультантов для участников проекта в федеральных органах исполнительной власти, институтах развития и в региональных министерствах; консультации и сопровождение проектов компаний-лидеров; поддержка компаний в реализации их стратегий развития; содействие в работе компаний, участвующих в проекте с компаниями с государственным участием, организациями бюджетного сектора;
- внесение по мере необходимости изменений в нормативные правовые акты для устранения барьеров для развития компаний; определение перечня востребованных инструментов поддержки; предоставление поддержки в виде организационного содействия в получении доступа к существующим механизмам государственной поддержки, в том числе в рамках деятельности институтов развития; облегчение доступа к уже существующим формам поддержки предпринимательской деятельности компаний- участников проекта;
- разработка новых инструментов развития компаний-лидеров, способствующих их ускоренному росту; поддержка в доступе к инструментам государственной поддержки НИР и НИОКР; привлечение инвестиций; координация взаимодействия с институтами развития в реализации инвестиционных проектов; проведение работы по снятию административных барьеров;
- реализация с компаниями совместных бизнес-миссий, образовательных программ; содействие в проведении совместных исследований и программ подготовки кадров с институтами РАН и университетами;
- содействие в формировании и расширении кооперационных контактов; содействие в выборе партнеров для масштабирования деятельности компаний; содействие в формировании и реализации корпоративной стратегии быст-
1 Мельник А. От компаний ждут глобальности. - http://expert.ru/2016/12/9/kongress-innovatsij/
2 Приказ Минэкономразвития России от 7 июля 2016 года № 447 «О приоритетном проекте Минэкономразвития России «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» (с изм. от 28 ноября 2016 года № 760).
3 Там же
рого роста, расширения географии рынков сбыта и увеличения масштабов компании; содействие в выборе партнеров для масштабирования деятельности компании;
- содействие в решении внешних по отношению к компаниям вопросов; поддержка компаний в их выходе на внешние рынки; взаимодействие с Российским экспортным центром в реализации внешнеэкономических проектов.